Как звали сыновей пророка ибрахима
Дети пророка Ибрахима (мир ему) Исмаил и Исхак тоже были пророками
Исмаил (мир ему) (Измаил) — сын Ибрахима (мир ему) и Хаджар.
Когда Хаджар родила сына, Сарат (первая жена Ибрахима (мир ему)) не захотела жить с ней под одной крышей. По велению Аллаха Ибрахим (мир ему) привел Хаджар с сыном туда, где ныне расположена главная священная мечеть и Кааба. Это было безводное и безжизненное место в пустыне. Он оставил их в примитивном, сделанном из кустов жилище с небольшим запасом еды. Таково было веление Всевышнего Аллаха.
Когда закончились еда и вода, младенец стал плакать. Хаджар, оказавшись в трудном положении, в поисках воды поднималась на холмы Сафа и Марва. Тогда Аллах открыл им целительный источник Зам-Зам, вода которого стала им пищей и питьем. Вскоре вокруг этого места стали собираться бедуины, и постепенно образовался населенный пункт — Бекка, а ныне – Мекка.
Исмаила (мир ему) называли отцом арабов. Из его сыновей был ‘Аднан — родоначальник племени нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Исмаил (мир ему) жил бедно, занимался охотой, но этим была недовольна его жена. По велению отца — Ибрахима (мир ему) — он развелся с ней и женился на другой, которая была довольна всем.
Некоторое время спустя по велению Аллаха Ибрахим (мир ему) построил Каабу, взяв для себя в помощники Исмаила (мир ему).
Исмаил (мир ему) является тем, кого Ибрахим (мир ему) хотел принести в жертву, но Аллах не позволил ему сделать это. По воле Всевышнего ангел принес Ибрахиму (мир ему) из Рая барана, который был принесен в жертву вместо него.
Исмаил (мир ему) умер в Мекке в возрасте 130 лет и похоронен вблизи Каабы.
Исхак (мир ему) (Исаак) – младший сын Ибрахима (мир ему) от Сарат.
Сарат была первой женой пророка и долгое время не могла родить ребенка. Когда Ибрахим (мир ему) женился на Хаджар и она родила ему сына Исмаила, Сарат сильно огорчалась, что у нее нет сына. В то время ей было уже 85 лет. После этого Аллах наградил их сыном Исхаком (мир ему) и поздравил с тем, что в его роду будет 1000 пророков.
Исхак (мир ему) родился спустя 30 лет (по другим данным — 14) после Исмаила (мир ему). Он был послан к людям Шама (территория Сирии, Иордании, Ливана, Палестины) и прожил 160 (180) лет.
Краткое сказание о каждом пророке, упомянутом в Коране. «Шарх-уль-мухтасар».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Краткое сказание о том, как Ибрахим хотел принести в жертву своего сына Исмаила
Хотя рассказ о принесении в жертву Ибрахим-Халилом своего сына Исмаила общеизвестен, здесь мы приведём его для снискания благодати и для того, чтобы прочитали незнающие. Послушайте, правоверные.
Иблис, увидев твёрдое намерение Ибрахима выполнить повеление Аллаха, позавидовал ему. Он явился к матери Исмаила в облике человека и спросил её: «Куда отправились Ибрахим с сыном?» Она ответила, что они пошли за дровами. Иблис сказал ей, что Ибрахим собирается резать Исмаила, но она этому не поверила. Тогда иблис сказал: «Ибрахим говорил, что у него на это есть повеление Аллаха». Жена Ибрахима сказала: «Если таков приказ, то мне этого предостаточно».
Проклятому иблису козни не помогли. Не достигнув цели, охваченный печалью, он отправился к Исмаилу и спросил: «Куда вы идёте?» Исмаил твёрдо ответил иблису, что они идут резать курбан, но проклятый иблис спросил: «А знаешь ли ты, кого принесут в жертву?» Ответив «нет», Исмаил засмеялся. Иблис открыл ему намерение отца и сказал: «На горе будут резать тебя». Исмаил поинтересовался: «А почему отец решил принести меня в жертву?» Тот ответил: «Ибрахим говорит, что на это есть повеление Аллаха». Исмаил сказал: «Если таково повеление, я согласен быть жертвой ради Аллаха».
Увидев его покорность Всевышнему, иблис потерял надежду и оставил его. Тогда шайтан решил испытать ещё и Ибрахима и спросил его: «Куда идёшь?» Тот проклял и прогнал его, но шайтан снова побежал за ним. Когда Ибрахим доходил до Джамрат аль-Акаба, Джамрат аль-Вуста, Джамрат аль-Сугра (места кидания камней в Мине), шайтан всякий раз преграждал путь Ибрахиму, и каждый раз тот бросал в проклятого по семь камней. Благодаря Аллаху шайтан не смог сбить Ибрахима и его близких с правильного пути, зависть врага не принесла результатов, его хитрость и коварство обернулись против него же.
Затем Ибрахим поделился с сыном и рассказал об указании Всевышнего: «Мы здесь, чтобы принести тебя в жертву, подчиняясь воле Аллаха». Выразив свою покорность и согласие стать жертвой, Исмаил ответил: «Отец, выполни повеление Всевышнего – иншааллах, в этом ты найдёшь моё смирение и терпение». Ибрахим связал сыну руки и ноги и уложил его на правый бок. Ангелы на небесах наблюдали за покорными Всевышнему отцом и сыном. «Отец, некрасиво привязывать меня как овцу, лучше развяжи меня», – сказал Исмаил. Ибрахим убрал верёвку, освободил руки и ноги сыну, после чего тот остался лежать, словно отдыхающий жених. На прощание он попросил передать любимой матери салам (приветствие).
Как же я могу резать шею Исмаила, когда на его лбу сияет яркий нур Мухаммада (мир ему и благословение)? Мне не под силу делать то, что ты желаешь, без повеления Всевышнего».
Увидев это, всё живое: земные и небесные ангелы, звери, птицы, насекомые, даже обитатели морей и океанов – все стали просить Аллаха пожалеть отца и сына. В тот же час Джабраил привёл из Рая барана величиной с верблюда. Когда вместо Исмаила было велено зарезать этого барана, все от радости произнесли такбир («Аллаху акбар!» – «Аллах велик!»).
Так Исмаил спасся и получил высшую награду. Сказано, что тот баран был жертвой Хабила, которая была принята Всевышним, и Могущественный Аллах держал его в Раю, чтобы подарить Ибрахиму.
О Аллах, нас, следующих религии Ибрахима и разделяющих вероубеждение Ашари, сделай людьми Сунны, и не лишай нас их бараката и шафаата, и в День Суда подними нас с ними. Аминь!
Из книги досточтимого шейха
Саида-афанди «История Пророков, том 1»
Пророк Ибрахим
Ибрахим (Ибрагим) – мусульманский пророк, отождествлявшийся с библейским Авраамом. Пророк Ибрахим был послан Всевышним Аллахом народу Кяльдани. Родиной его стала страна халдеев, так называли Вавилон и прилегающие к нему территории. Родился приблизительно в 1810-х годах до нашей эры и прожил около двухсот лет. Его имя упоминается в Священной Книге Коран шестьдесят девять раз.
Пророк Ибрахим вошел в историю Ислама как проповедник единобожия и общий предок евреев и арабов. Среди имен пророка Ибрагима – «имам», «друг Аллаха» (халилу-лЛах), «исповедующий единобожие» (ханиф) и многие другие. В связи с его именем упоминается термин «религия Ибрахима» или «миллат Ибрахим», что означает Ислам и начальное единобожие.
В Коране изложены подробно некоторые эпизоды из жизни пророка Ибрахима. Упоминается, что родился он в Уре, в землях восточнее Вавилона, и отцом его был, согласно мнению ибн Джарира и ибн Касира человек по имени Азар, которого еще по другому звали Тарах. Другие некоторые толкователи Корана, в числе которых был ас-Суюти, утверждали, что Азар, который был идолопоклонником, приходился Ибрахиму отчимом и дядей, за которого мать Ибрахима вышла замуж после того, как его отец по имени Тарах умер. Существуют также и третье мнение. Ас-Судди и Муджахид считают, что Азар не был отцом Ибрахима, и что это имя идола.
Пророк Ибрахим был одним из богоизбранных людей, который посвятил свою жизнь призыву к единобожию. Он нес, с помощью Аллаха, божью истину своим соплеменникам, которые были идолопоклонниками и пережил многочисленные страдания. Ему пришлось отправиться в чужие земли, покинув свою родину и свою семью.
Он стремился доказать людям истинность и подлинность убеждений, которые проповедовал людям, для чего неукоснительно выполнял все указания Всевышнего. Аллах называл пророка Ибрагима своим любимым рабом – именно это в переводе означает одно из прозвищ пророка Ибрахима «Халиль». До Ибрагима такого высокого звания не был удостоен ни один пророк, и поэтому пророк Ибрахим (Авраам) как в исламе, так и в христианстве занимает высокое место.
Информация о его жизни в Коране представлена эпизодически, но даже она нуждается в детальном и внимательном изучении, особенно те аспекты, которые объясняют такой высокий статус пророка и то, за что Аллах Всевышний наделил Ибрагима столь высоким именем. Ниже приведен мультфильм, в котором рассказывается правдивая история жизни пророка Ибрахима.
Детство и начало проповедей
Жизнь Ибрахима началась в городе Ура, который в то время был величественным и значимым городом, расположенным к востоку от города Бабиль (Вавилон), находившегося между реками Тигр и Евфрат. Детство будущего пророка прошло в пещере, где он общался только со своей матерью, которая приносила еду Ибрахиму. В пещере его мать скрывалась от преследования правителя, которому предсказали, что этот ребенок создаст угрозу его славе и величию. Покинув пещеру однажды, юный Ибрахим отправился к своему отцу в надежде постичь тайну мироздания, но увидел идолов, которых почитал его отец и его соплеменники. Ибрахим не понимал своих соплеменников в их поклонении идолам, и когда пришло время переселиться вместе со своим отцом в город Харран, он увидел, что и на новом месте жительства народ придерживается такой же религии многобожия.
Как описано в Коране первым, к кому обратился пророк, когда ему открылось знание, которое до него не было никому открыто, призывая отказаться от многобожия и верить в Единого Бога, был его отец Азар. Ибрахим призывал своего отца идти правильным путем, но его отец этот призыв отверг, так как находился под влиянием норм и традиций, существовавших в их обществе.
Отец отнесся к заявлениям своего сына крайне негативно, и даже ударил Ибрахима по лицу, когда ребенок начал говорить ему о Единобожии. Отец Ибрахима сам был мастером по изготовлению идолов, и слова сына о том, что идолопоклонство – это неправильно, представляло угрозу не только его вере, но и его бизнесу.
С таким же призывом обратился Ибрахим к своим соплеменникам, утверждая, что идолы – это враги для человека, и человек должен поклоняться только Одному Богу, который создал его и указал ему единственно правильный путь. Ибрагим приводил в пример непознанными для человечества луну и солнце, которым в те времена приписывали силу и могущество, но даже они не способны были исчезнуть или появиться по своему желанию, а только в предписанное им время.
Пророк старался объяснить и доказать своим соплеменникам, что Бог является не силой, а существом, Создателем всего мира людей, и человечеству не требуется видеть Его для того, чтобы поклоняться Ему.
Пророк говорил людям о том, что на него возложена миссия, чтобы он передал людям это откровение. Его слова были восприняты обществом с таким же недоверием, как воспринял это его отец, но Ибрахима это не останавливало – он насмехался над своими соплеменниками и их заблуждением.
Ибрагим оказался один против всего своего племени, стараясь доказать и своей семье, и всему своему народу истинность своей веры, и был неуклонен в своем стремлении сообщить людям послание о вере в Единого Бога. За свою веру он принял страдания – был изгнан и отвергнут своим народом. Но это только укрепило его в пророческой истине: он готовился к более серьезным испытаниям. Ниже вы можете посмотреть бесплатно фильм о пророке Ибрахиме:
Уничтожение идолов
Пришел срок, когда пророку необходимо было подкрепить делами свои доводы. Он отправился к идолам и попытался уничтожить их, чтобы склонить людей к тому, чтобы они поклонялись Единому Богу. Это произошло в день, когда в городе был религиозный праздник, и все жители покинули город. Но Ибрахим остался в городе, сославшись на болезнь. Он разрушил в храме всех идолов, оставив только самого главного идола.
Когда горожане вернулись, они обнаружили, что их идолы разрушены, разбиты на куски, и тогда они вспомнили об Ибрахиме. Он был незамедлительно вызван, и священники спросили у него, знает ли он, кто так надругался над идолами, на что пророк Ибрагим ответил, что им следует спросить у самого главного своего идола, ведь он остался невредимым, тем самым намекая на то, что идолы не способны ни разговаривать, ни тем более совершать какие-либо поступки. Священники разозлились на Ибрахима и приказали сжечь его заживо. Но пророк не дрогнул перед лицом гибели: только еще больше укрепилась его вера в Единого Бога и в то, что его убеждения истинны.
Всевышний спас Ибрахима, поскольку пророку была уготована другая судьба: Аллах готовил его на роль отца одного из величайших пророков. Никакого вреда не причинил огонь пророку Ибрахиму.
Испытание веры
Всевышнему было угодно отправить Ибрахима в Ханаан, а позже он отправился в Египет, когда в Ханаане наступил голод. В Хеврон он отправился не один, а в компании со своим племянником по имени Лут и с женщиной, которую звали Сара, которая поверила в его пророчество, и вскоре Сара и Ибрахим стали супругами.
Он отправился в Египет со своей женой Сарой, где встретился с фараоном, которому понравилась его жена и он захотел забрать Сару себе, но благодаря дуа притесненного Ибрахима и его жены Сары и помощи Аллаха этому не удалось случиться. У фараона отнялись руки и перепугавшись за свою жизнь он решил отпустить праведников подарив Ибрахиму служанку по имени Хаджар.
Жена Сара детей иметь не могла, и вскоре пророк Ибрахим женился на Хаджар и у них родился сын, которого назвали Исмаил. Пророку Ибрахиму пришлось переселить Хаджар с сыном из дома потому, что Сара и Хаджар не смогли жить в доме под одной крышей.
Всевышний Аллах приказал пророку Ибрахиму отправить Хаджар и маленького Исмаила в аравийскую пустыню в Хиджаз. Аллах указал место по дороге, которое станет в будущем Меккой, в котором пророку следовало оставить свою семью, и он установил в этом месте жилище для Хаджар и Исмаила. Оставшись с грудным ребенком на руках, Хаджар вскоре исчерпала запасы воды и ей пришлось с ребенком отправиться на поиски воды, она ходила, ища воду вокруг двух холмов семь раз, пока не услышала голос, возвещающий о том, что в этом месте есть вода. Родник с питьевой водой начал бить из-под ног ее ребенка, и вода шла с таким шумом и силой, что его мать Хаджар испугалась и вскрикнула: «Зам-зам, я мубарака!», что в переводе означает «Стой, стой, о, благословенная!», и тогда вода из источника стала бить спокойно.
Однажды во сне Ибрахим увидел, что ему следует принеси в жертву своего единственного сына. Подчинившись божьему велению он решил исполнить приказ Аллаха и принести в жертву своего любимого и единственного сына. Ибрахим спросил своего сына, что Исмаил думает об этом, на что сын ответил, что отцу следует поступить так, как велит ему Всевышний Аллах.
Пророк Ибрахим стал молиться долго вместе с сыном Исмаилом, готовясь совершить поступок, который требовал от него Господь, но Всевышний обратился к нему, сказав, что своей готовностью совершить такое жертвоприношение пророк оправдал возложенную на него миссию и доказал истинность своей веры и преданность Всевышнему, и Бог освободил его от долга принесения в жертву своего сына. Вместо него в жертву был принесен баран.
Господь велел пророку самому кушать этого барана и угостить этим мясом всех, кто нуждается в пище. Этот завет положил начало мусульманской традиции жертвоприношения Курбан-Байрам и делить свою пищу с нуждающимися каждый год в этот радостный и благословенный день.
Строительство Каабы
По возвращении в Палестину, Ибрахиму было явление ангела, который сообщил пророку радостную весть о том, что скоро у него родится сын Исхак. Всевышний повелел пророку вместе с другим его сыном Исмаилом взяться за строительство храма Каабы – места, где они смогут поклоняться Единому Богу. Бог велел построить храм в той пустыне, где когда-то Ибрахим оставил своего сына вместе с Хаджар. В этом месте люди должны будут молиться Всевышнему. Этот храм должен был стать местом, куда люди совершали бы паломничество.
Кааба стала первым домом для поклонения Всевышнему, который предназначался для всего человечества, и до сих пор миллионы паломников приходят в Каабу, чтобы помолиться Аллаху и почтить память Его пророка. Кааба стала лучшим способом, каким мог пророк выразить преданность Всевышнему. Ибрахим стал молиться в Каабе вместе со своим сыном Исмаилом, прося Аллаха научить его обрядам поклонения. Он обращался к Господу с мольбой о том, чтобы Всевышний милостью своей послал пророков среди потомков его сыновей, чтобы они почитали Аллаха и поклонялись Ему.
Аллах поручил построить храм, что гарантировало, что поклонение Всевышнему продлится в будущем до самого Судного Дня. Те молитвы, которым Всевышний Аллах научил Ибрахима, вложив их в его уста, содержатся в Коране. Эти молитвы содержат просьбы, обращенные к Аллаху, о защите сына Исмаила, о помиловании тех, кто совершил греховные поступки, мольбы о благословении родной земли пророка и его соплеменников.
Пророк, которого Аллах спас от огня, обращался ко Всевышнему Аллаху с просьбой помиловать и отца своего, но Всевышний отказал ему в этой просьбе. Коран, повествуя об этом, акцентирует внимание мусульман на том факте, что наказание неизбежно для многобожников и не верующих в Единого Бога.
Великое наследие пророка Ибрахима
После строительства храма авторитет пророка Ибрахима вырос, и многие стали прислушиваться к его словам, услышав его призыв. В Мекку ежегодно стали стекаться мусульмане из разных уголков мира, совершая паломничество, которое получило название «Хадж».
Порядок совершения Хаджа отражает перипетии жизни пророка Ибрахима и его семьи: сначала паломники обходят Каабу, выпивают из источника Зам-Зам, совершают бег между холмами Сафа и Марва, а в десятый день своего паломничества они совершают жертвоприношение и бросают камни в идолов.
Похоронен Ибрахим в Хевроне – там находится его могила. В памяти верующих на века останутся его подвиги, и мусульмане всегда будут идти по тому пути, которым предписывал следовать Ибрахим, проповедуя Единобожие.
Всю свою жизнь пророк испытывал трудности и страдания, но весь его трудный путь был им пройден до конца на пути к тому, чтобы обратить людей к Единобожию.
Однажды Ибрахим обратился к Аллаху, чтобы Он показал ему оживление – не потому, что он не верил в Его могущество, а лишь желая успокоить свое сердце. Тогда Всевышний повелел ему, чтобы он взял останки части птиц и разложил по четырем горам. Поле того, как Ибрахим сделал это, Всевышний сказал ему позвать птиц, и когда он позвал, все птицы абсолютно невредимые слетелись к нему.
Всевышним было подарено Ибрахиму большое потомство, Аллах оказывал ему всестороннее покровительство, и главным подарком Всевышнего было то, что среди потомков пророка Ибрагима было еще несколько пророков Всевышнего. Рассказывая в течение всей своей жизни окружающим людям о Едином Боге Аллахе, пророк посвятил свою жизнь борьбе с многобожием, с идолопоклонством, он призывал неверных к монотеизму. Пророк Ибрагим вошел в историю Ислама как один из величайших пророков, который посвятил всю свою жизнь проповедованию веры в Единого Бога, совершивший немало подвигов на этом пути.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
17 фактов из жизни пророка Ибрахима (а.с.)
1) Отцом Ибрахима (а.с.) был Азар (Тарах) являвшийся изготовителем идолов, для короля Намруда.
2) Матерью Ибрахима была Нуна бинти Куса.
3) Намруд был первым человеком, который требовал, чтобы другие люди поклонялись ему.
5) Однажды он даже спорил с Намрудом.
6) В один из праздничных дней Ибрахим (а.с.) не пошел со своим народом к месту празднования, а разбил всех идолов в храме, кроме самого большого. Идолопоклонники поняли, что это дело рук Ибрахимa и пожаловались на него Намруду. Ибрахим был посажен в темницу, где провел семь лет, после чего ему был вынесен смертный приговор. Один человек, по имени Хейзен, посоветовал сжечь Ибрахима. Для этого был разожжен невиданного размера костер, которого прежде не видели в мире.
7) Сбор дров для этого костра, продолжался несколько месяцев.
8) К этому огню невозможно было подойти, поэтому Ибрахима (а.с.) бросили в костер при помощи катапульты.
9) Однако по воле Всевышнего Аллаха, этот огонь не причинил никакого вреда Ибрахиму, превратившись для него в розарий (в тот момент Ибрахиму было 37 лет). После этого, Ибрахим (а.с.) вместе со своим племянником Лутом a и другими верующими, отправился в Шам.
10) Ибрахим (а.с.) женился на Саре.
11) Их родным языком был ассирийский, но чтобы не быть пойманными они выучили арамейский.
12) Хаджар была верующей рабыней фараона (который правил до того фараона, во времена которого жил Муса), и он подарил ее Ибрахиму (a.с.).
13) С разрешения Сары, Ибрахим (а.с.) женился на Хаджар, и в возрасте 86 лет у него родился от нее сын Исма‘иль a. Сара ревнуя Ибрахима, потребовала чтобы он отправил куда ни будь Хаджар с ребенком. И в соответствии с повелением Всевышнего Аллаха, Ибрахим (а.с.) отвез Хаджар с сыном в Мекку и оставил их там.
14) Когда Ибрахиму (а.с.) исполнилось 100 лет, Сара родила ему сына Исхака.
15) Ибрахим (а.с.) умер в возрасте 175 или 200 лет. Его могила находится в Кудсе в «Халилур-Рахман».
16) Все пророки являлись потомками Ибрахима (а.с.).
17) Поскольку он никогда не садился за стол без гостей, то получило распространение такое понятие, как «застолье Халиля Ибрахима».
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
Как звали сыновей пророка ибрахима
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Кому из сыновей Ибрахима (Авраама) Аллах обещал великое и благодатное потомство?
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
С дозволения Аллаха в этой статье мы изучим вопрос о том, насколько иудейская община наших дней может претендовать на роль «праведных сынов Ибрахима (Авраама)». Как уже было доказано (см. Мусульмане, христиане, иудеи… Чьё название от Бога?), ни один из пророков Аллаха не был иудеем и не давал это имя кому-то из людей. Мало того, нынешние иудеи так же далеки от религии их «библейских патриархов», как крестоносцы были далеки от религии Исы (мир ему) и его апостолов. Доказательства первого находим в евангельских словах Иисуса:
Но главный факт, который иудеи сокрыли от человечества (в том числе и от рядовых евреев), – то, кому из потомков Ибрахима Всевышний Аллах обещал победу на всей земле незадолго до наступления Часа (то бишь до Дня Божьего правосудия). В библейской «Книге Бытия» читаем:
«И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Бытие, 22: 15-18).
Иудейские книжники исказили текст Танаха («Ветхого Завета»), представив дело так, будто бы Аллах повелел Ибрахиму пожертвовать младшим сыном Исхаком (Исааком) и именно на его потомстве сбудется это великое обещание Господа миров. Однако из той же Книги Бытия мы знаем, что первым сыном Ибрахима был Исмаил (на 13 лет старше Исхака), доживший до самой смерти отца, и что они оба никогда не отрекались друг от друга. Отсюда следует, что Исхак для Ибрахима никак не мог быть «единственным сыном».
Более того, ещё до рождения Исхака Аллах обратился к любимому пророку Ибрахиму с очень похожими словами:
«И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама (раба Моего), что хочу делать! От Авраама точно произойдёт народ великий и сильный, и благословятся в нём все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путём Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом (всё), что сказал о нём» (Бытие, 18:17-19).
А перед тем, как благословить, Он заключил с ним и его сыном завет:
«И пал Аврам на лицо своё. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.
И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя (в роды их): да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Бытие, 17:3-11).
Выслушав это, Ибрахим немедленно исполнил Его волю:
«И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рождённых в доме своём и всех купленных за серебро своё, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог» (Бытие, 17:23).
Итак, эту речь Аллах возгласил над Ибрахимом и Исмаилом, мир им обоим, скрепив завет с ними через обряд обрезания. Элементарная логика подталкивает нас к выводу: Всевышний предсказал, что первый станет «отцом множества народов» благодаря Исмаилу (точнее, его потомкам), а не Исхаку, которого тогда ещё и на свете не было.
Однако ниже в Библии говорится:
«И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Бытие, 22:1-2).
Отрёкся ли Ибрахим к тому времени от первенца Исмаила, которого он обрезал по приказу их Господа? Если да, то что послужило причиной этого? И почему из дальнейшего текста мы вдруг узнаём, что Исмаил (мир ему) участвовал в похоронах отца:
«Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный (жизнью), и приложился к народу своему. И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре» (Бытие, 25:7-9).
А до этого мы находим, что ангел, посланный Аллахом к Хаджар (Агарь), матери Исмаила, фактически подтвердил Его обещание, данное Ибрахиму, – что тот обретёт через старшего сына великое и необъятное потомство:
«И сказал [ей Ангел Господень]: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идёшь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твоё, так что нельзя будет и счесть его от множества. И ещё сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречёшь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твоё; он будет между людьми воинственным человеком; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицом всех братьев своих» (Бытие, 16:8-12).
Многие христианские богословы перевели еврейское «пэ́рэ ада́м» (פֶּרֶא אָדָם), которое означает воинственного человека, по-своему: дикий осёл! На деле Аллах предсказал, что Исмаил станет искусным стрелком, о чём говорится в той же Книге Бытия. В Септуагинте (древнейшем греческом переводе Танаха) Исмаил назван сельским человеком.
«И услышал Бог голос отрока (оттуда, где он был); и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ» (Бытие, 21:17-18).
Перед нами стоит выбор одного из двух – либо принять абсурдную версию о том, что Ибрахим по непонятной причине отрёкся от старшего сына, чего не делал никто из пророков (например, Ной не отрекался от родного сына Кан’ана, невзирая на неверие того); при этом Сам Аллах не отрёкся от Исмаила, отвечая на его мольбы. Либо мы выбираем версию о том, что Ибрахим хотел принести в жертву Аллаху Исмаила, а правду об этом от нас сокрыли еврейские книжники, чья подлость обличена и в Евангелии, и в Коране.
«Он (Ибрахим) сказал: «Я ухожу к моему Господу, Который поведёт меня верным путём. Господи, одари меня (потомством) из числа праведников!» Тогда Мы обрадовали его вестью о кротком юноше. Когда он достиг (того возраста), чтобы проявить усердие вместе с ним, он сказал: «Сынок мой! Поистине, я видел во сне, что закалываю тебя. Поразмысли, что ты думаешь (об этом)?» Он сказал: «Батюшка мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты убедишься, что я буду терпелив». Когда они оба покорились (Аллаху), и он уложил его (сына) на бок, Мы воззвали к нему: «О Ибрахим! Ты оправдал сновидение». Воистину, так Мы воздаём творящим добро. Воистину, это и есть явное испытание. Мы выкупили его (сына Ибрахима) великой жертвой» (Коран, 37:99-107).
Наиболее правильное мнение гласит, что в этом отрывке речь идёт об Исмаиле, поскольку о радостной вести рождения у Ибрахима младшего сына Исхака Аллах говорит лишь в 112-м аяте той же суры – безо всякой связи с предыдущим. Об этом свидетельствует и Праздник жертвоприношения, который арабы Хиджаза отмечали с глубокой древности (и который отсутствовал у израильтян).
Становится понятен и смысл библейского стиха: «…и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом» (Бытие, 17:8). Если бы Аллах имел в виду только потомков Исхака, то тогда выходит, что Он почти на 2000 лет нарушил данное им обещание. Однако всё встаёт на свои места, если мы примем в расчёт умму Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), который был одним из потомков Исмаила.
Наконец, если все предсказания Аллаха о великом и необъятном народе, в котором благословятся все народы Земли, касались только Израиля, то возникает закономерный вопрос – куда делся этот народ? Неужели это те евреи, которые со времён Иудейской войны скитаются по разным странам и материкам, преследуемые и угнетаемые «гоями» (вплоть до неприкрытого геноцида)?
Нравится это кому-то или нет, но пророчество ангела о благодатном семени Ибрахима сбылось на потомках Исмаила (мир им обоим), чья религия стала мировой, а язык – международным. И нынешние слабость и разобщённость арабо-мусульманского мира – не более чем период испытаний Аллаха, которых в истории было уже немало (см. Эпоха великих испытаний). Однако Аллах никогда не позволял и не позволит Его врагам «загнать» Ислам и арабский язык назад в Аравию или покуситься на святыни Медины и Мекки.
И да благословит Аллах нашего Пророка, его семью и сподвижников.