Как звали жену рембрандта художника
Рембрандт
Биография
Рембрандт Харменс ван Рейн – известнейший живописец, офортист и рисовальщик «Золотого века». Всеобщее признание и слава, резкое падение и нищета – так можно охарактеризовать биографию великого гения искусства. Рембрандт стремился через портреты передать душу человека, о многих произведениях художника, овеянных тайной, до сих пор ходят слухи и догадки.
Детство и юность
Начало 17 века было спокойным для Нидерландского государства, которое обрело независимость республики в момент революции. В стране развивались промышленное производство, сельское хозяйство и торговля.
В старинном городе Лейдине, находящемся в провинции Южная Голландия, в домике на Ведештеге прошло детство Рембрандта, родившегося 15 июля 1607 года.
Мальчик рос в многодетной семье, в которой был шестым ребенком. Отец будущего художника Хармен ван Рейн был состоятельным человеком, владевшим мельницей и солодовней. Помимо прочего в имуществе ванн Рейна было еще два дома, а также он получил значительное приданое от жены Корнелии Нелтье, поэтому большая семья жила в достатке. Мать будущего художника была дочерью пекаря и разбиралась в кулинарии, поэтому семейный стол изобиловал вкусными яствами.
Несмотря на достаток, семья Хармена жила скромно, соблюдая строгие католические правила. Родители художника даже после Нидерландской революции не изменили своего отношения к вере.
Рембрандт трепетно относился к своей матери в течение всей жизни. Это выражается в портрете, написанном в 1639 году, на котором изображена мудрая старушка с добрым и немного грустным взглядом.
SELF-PORTRAIT, REMBRANDT VAN RIJN, CA. 1628, Collection Rijksmuseum, Amsterdam
Семейству были чужды светские мероприятие и роскошная жизнь состоятельных людей. Стоит предположить, что по вечерам ван Рейны собирались за столом и читали книги и библию: так делало большинство нидерландских граждан во времена «Золотого века».
Ветряная мельница, которой владел Хармен, находилась на берегу Рейна: перед взором мальчика открывался красивый пейзаж лазурной реки, которую освещают лучи солнца, пробирающиеся сквозь небольшое окошко постройки и проходящие сквозь туманы мучной пыли. Возможно, за счет детских воспоминаний будущий художник научился искусно владеть красками, светом и тенью.
В детстве Рембрандт рос наблюдательным мальчиком. Просторы улиц Лейдина давали источники вдохновения: на торговых рынках можно было встретить непохожих друг на друга людей разных национальностей и учиться набрасывать их лица на бумаге.
Первоначально мальчик ходил в латинскую школу, но учеба его не интересовала. Юный Рембрандт не любил точные науки, отдавая предпочтение рисованию.
Детство будущего художника было счастливым, так как родители видели увлечения сына, и, когда мальчику исполнилось 13 лет, его отдали обучаться к нидерландскому художнику Якобу ван Сваненбургу. Из биографии первого учителя Рембрандта известно мало, у представителя позднего маньеризма не сохранилось огромного художественного наследия, из-за чего проследить влияние Якоба на формирования выработки стиля Рембрандта практически невозможно.
В 1623 году юноша отправляется в столицу, где вторым его учителем становится живописец Питер Ластман, обучавший Рембрандта полгода живописи и гравюре.
Живопись
Обучение у наставника проходило успешно, впечатленный картинами Ластмана юноша быстро освоил технику рисования. Яркие и насыщенные краски, игра теней и света, а также скрупулезная проработка даже самых мелких деталей флоры – вот, что передал Питер именитому ученику.
В 1627 году Рембрандт возвращается из Амстердама в родной город. Уверенный в своих способностях художник вместе с другом Яном Ливенсом открывает собственную школу живописи, которая в короткие сроки приобрела популярность среди голландцев. Ливенс и Рембрандт шли вровень друг с другом, порой молодые люди тщательно работали над одним полотном, вкладывая в рисунок часть собственного стиля.
Двадцатилетний молодой художник успел приобрести славу за счет своих детализированных ранних работ, в число которых входят:
Rembrandt’s Portrait and a detail shown below.
Юноша продолжает черпать вдохновение на улицах города, гуляя по скверам, дабы встретить случайного прохожего и запечатлеть его портрет резцом на деревянной дощечке. Также Рембрандт делает серии гравюр с автопортретами и портретами многочисленных родственников.
Благодаря таланту молодого живописца, Рембрандта заметил поэт Константин Хейгенс, который восхищался полотнами ван Рейна и Ливенса, называя их многообещающими художниками. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Благодаря связям Константина Рембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христос перед Пилатом» (1636).
Настоящий успех к художнику приходит в Амстердаме. 8 июня 1633 года Рембрандт знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ван Эйленбюрх и завоевывает прочное положение в обществе. Большинство полотен художник написал, находясь в столице Нидерландов.
Рембрандт вдохновлен красотой своей возлюбленной, поэтому часто пишет ее портреты. Спустя три дня после свадьбы ван Рейн изобразил женщину серебряным карандашом в шляпе с широкими полями. Саския появлялась на картинах нидерландца в уютной домашней обстановке. Образ этой пухлощекой женщины появляется на многих полотнах, например, загадочная девочка на картине «Ночной дозор» сильно напоминает возлюбленную художника.
В 1632 году Рембрандта прославила картина «Урок анатомии доктора Тульпа». Дело в том, что ван Рейн отошел от канонов стандартных групповых портретов, которые изображались с лицами, повернутыми к зрителю. Крайне реалистичные портреты доктора и его учеников сделали художника знаменитым.
В 1635 году написана знаменитая картина по библейскому сюжету «Жертвоприношение Авраама», которую по достоинству оценили в светском обществе.
Rembrandt, Portrait of a Young Woman, possibly Magdalena van Loo, 1668
В 1642 году ван Рейн получил заказ от Стрелкового общества на групповой портрет, чтобы украсить полотном новое здание. Картина ошибочно получила название «Ночной дозор». Она была запачкана сажей, и только в 17 веке исследователи пришли к выводу, что действие, разворачивающееся на полотне, происходит в дневное время.
Рембрандт досконально изобразил каждую деталь мушкетеров, находящихся в движении: будто бы в определенный момент остановилось время, когда ополченцы выходили из темного дворика, чтобы ван Рейн запечатлел их на полотне.
Заказчикам не понравилось, что нидерландский живописец отошел от канонов, которые развивались в 17 веке. Тогда групповые портреты были парадными, а участники изображались анфас без какой-либо статики.
По мнению ученых, эта картина и послужила поводом для банкротства художника в 1653 году, так как отпугнула потенциальных клиентов.
Техника и картины
Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека.
Как и у многих талантливых мастеров эпохи «Золотого века», у Рембрандта прослеживаются религиозные мотивы. На полотнах ван Рейна нарисованы не просто запечатленные лица, а целые сюжеты со своей историей.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Действительно, на протяжении всей жизни художник черпал вдохновение от окружающих людей, не исключено, что на полотне убаюкивает младенца женщина, срисованная со служанки.
Mauritshuis @ home. Vind online het beste uit de tijd van Rembrandt en Vermeer. Geniet thuis op de bank van de collectie.
Как и многие деятели искусства, Рембрандт полон загадок: после смерти творца исследователи долго размышляли по поводу тайн его полотен.
Например, над картиной «Даная» (или «Эгина») ван Рейн работал 11 лет, начиная с 1636 года. На холсте изображена юная дева после пробуждения от сна. Сюжет основан на древнегреческом мифе о Данае, дочери царя Аргосского и матери Персея.
Исследователи полотна не понимали, почему обнаженная дева не похожа на Саскию. Однако после рентгеновского снимка стало понятно, что первоначально Даная была нарисована в образе Эйленбюрх, но после смерти жены ван Рейн вернулся к картине и изменил черты лица Данаи.
Также среди искусствоведов ходили споры по поводу героини, изображенной на холсте. Рембрандт не подписал название картины, а трактовку сюжета затруднило отсутствие золотого дождя, по легенде в виде которого Зевс явился к Данае. Также ученых смущало обручальное кольцо на безымянном пальце девушки, что не согласовывалось с древнегреческой мифологией. Шедевр Рембрандта «Даная» находится в российском музее Эрмитаже.
«Еврейская невеста» (1665) – еще одна загадочная картина ван Рейна. Такое название полотно получило в начале 19 века, однако до сих пор неизвестно, кто изображен на холсте, ведь молодая девушка и мужчина одеты в старинные костюмы, напоминающие библейскую одежду. Также популярна картина «Возвращение блудного сына» (1669), которая создавалась 6 лет.
Если говорить о стиле написания полотен Рембрандтом, то художник использовал минимум красок, при этом умудрялся делать картины «живыми», благодаря игре света и теней.
Ван Рейну также удачно удается изобразить мимику лица: все люди на полотнах великого живописца будто живые. Например, в портрете старика – отца Рембрандта (1639) видна каждая морщинка, а также мудрый и грустный взгляд.
Личная жизнь
В 1642 году от туберкулеза умирает Саския, у возлюбленных был сын Титус (трое других детей скончались в младенческом возрасте), с которым Рембрандт поддерживал дружеские отношения. В конце 1642 года художник встречается с молодой особой Гертье Диркс. Родители Саскии были огорчены тем, как вдовец распоряжался приданым, живя в роскоши. Позже Диркс подает в суд на своего возлюбленного за то, что тот нарушил обещание взять ее в жены. От второй женщины у художника родилась дочь Корнелия.
В 1656 году Рембрандт из-за материальных трудностей объявляет себя банкротом и уезжает в уединенный домик на окраине столицы.
Жизнь ван Рейна не шла по нарастающей, а наоборот, уходила в упадок: счастливое детство, богатство и признание сменились ушедшими заказчиками и нищенской старостью. Настроение художника прослеживается на его полотнах. Так, живя с Саскией, он пишет радостные и солнечные картины, например, «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635). На полотне ван Рейн смеется искренним смехом, а лучезарный свет озаряет комнату.
Happy #MuseumSelfieDay! Here’s a historical selfie that can be found in the Barber’s collection. Our 1636 etching by.
Если раньше картины художника были детализированы, то на этапе позднего творчества Рембрандт использует широкие мазки, а солнечные лучи заменяются тьмой.
Картина «Заговор Юлия Цивилиса», написанная в 1661 году, не была оплачена заказчиками, потому что лица участников заговора не проработаны скрупулезно, в отличие от предыдущих работ ван Рейна.
Незадолго до смерти, живя в бедности, в 1665 году Рембрандт пишет автопортрет в образе Зевксиса. Зевкис – это древнегреческий живописец, который скончался ироничной смертью: художника развеселил написанный им же портрет Афродиты в образе старухи, и он умер от смеха. На портрете Рембрандт смеется, художник не постеснялся вложить в полотно долю черного юмора.
Смерть
Рембрандт предал земле своего сына Титуса, который скончался от чумы, в 1668 году. Это печальное событие резко ухудшило душевное состояние художника. Ван Рейн умер 4 октября 1669 года и был похоронен в нидерландской церкви Вестеркерк в Амстердаме.
При жизни художником было написано около 350 полотен и 100 рисунков. Человечеству понадобилось два века, чтобы по достоинству оценить этого великого художника.
О семье Рембрандта ван Рейна
Продолжаем знакомство с творчеством Рембрандта ван Рейна.
Он родился 15 июля 1606 года в Лейдене. Его отец был мельником, видимо, достаточно богатым, чтобы дать сыну хорошее образование и устроить его в 1620 году в Лейденский университет.
Но Рембрандт проучился недолго — решил стать художником. Три года он работает подмастерьем у одного лейденского художника, а затем полгода учится живописи у Питера Ластмана в Амстердаме.
Ластман, искусный мастер, обучавшийся в Италии, познакомил Рембрандта с эффектом светотени, применяющейся для передачи объемности и раскрытия драматизма действия. Этот прием станет главным в творчестве художника. Последующие годы Рембрандт работает в Лейдене, снискав репутацию мастера библейских и мифологических сцен.
В 1631 или в начале 1632 года переезжает в Амстердам, где сразу приобретает известность, написав «Урок анатомии доктора Тюльпа». Он живет у торговца картинами Хендрика ван Эйленбюрха, который покровительствует ему, устраивает заказы на портреты, что создает молодому художнику репутацию модного преуспевающего мастера.
Он был знаком с Рембрандтом, который в 1633 году создал офорт с его портретом. Также в Амстердаме жил её кузен Хендрик ван Эйленбург — художник и арт-дилер, создавший фирму («академию») по созданию картин, участником которой в 1631—1635 годах стал Рембрандт, также занимавший помещение в доме Хендрика.
По-видимому, в этом доме Рембрандт и Саския познакомились. 8 июня 1633 года состоялась их помолвка, а 22 июня 1634 года они обвенчались в амстердамской церкви Аудекерк, свидетелем был Иоганн Корнелис Сильвиус. На церемонии присутствовали кузен Саскии Хендрик ван Эйленбург с женой Марией ван Эйк и сестра Саскии Тития с мужем. Саския принесла мужу большое приданое.
Трое их детей (Ромберт и две Корнелии) умерли вскоре после рождения. 22 сентября 1641 года был крещён их сын Титус, названный в честь сестры Саскии Титии (умер, не достигнув 30-летия).
В следующем году Саския после 9 лет брака скончалась в возрасте 30 лет (вероятно, от туберкулёза) и была похоронена в Аудекерке.
Рембрандт очень много рисовал Саскию. Со многими портретами вы уже знакомы,но я всё равно их представлю,чтобы вы могли сравнить.
Рембрандт Очень много рисовал Саскию.
«Смеющаяся Саския» (1633, Дрезден).
«Блудный сын в таверне» (1635, Дрезден).
«Саския в красной шляпе» (1633/1634, Эрмитаж).
Саския в образе Флоры
Рембрандт, «Портрет молодой женщины», 1634 год.
Титус был крещен 22 сентября 1641 года в Амстердаме в церкви Зюйдкерк под именем Титус в память о тетке Саскии Титии.
После смерти Саскии в 1642 году Рембрандт для ухода за Титусом нанял Гертье Диркс. Через несколько лет её сменила Хендрикье Стоффельс.
После банкротства Рембрандта в 1656 году, в 1658 Хендрикье и Титус основали компанию (официально зарегистрированную в 1660) по продаже произведений искусства, в которой Рембрандт был наёмным работником. Тем самым они не дали возможность кредиторам взыскивать с художника написанные им картины в счёт долгов. Помимо поиска заказов для отца и продажи его произведений Титус и сам пробовал писать картины.
10 февраля 1668 года Титус женился на Магдалене ван Лоо, дочери друга Рембрандта. 4 сентября 1668 года, спустя всего несколько месяцев, Титус умер, вероятно, от чумы и был похоронен 7 сентября при церкви Вестеркерк. Магдалена вскоре родила дочь, которую назвала Титией в честь отца.
РЕМБРАНДТ много рисовал своего сына.
Титус в творчестве Рембрандта.
«Титус за партой» (1655, Роттердам).
Читающий Титус» (1656, Вена).
Рембрандт, «Титус», 1658.
Титус в образе монаха» (1660, Амстердам).
Хендрикье родилась в семье сержанта Стоффела Ягера и Мичтелд Ламбертс в городе Бредеворт. Стоффел занимался охотой для замка Бредевоорт. Со временем он стал почётным гражданином этого города, от него произошли многие знатные семьи, ведущие свой род и по сей день.
У Хендрикье было три брата — Хермен, Берент и Фрерик и три сестры, все старшие. Хермен и Берент служили солдатами в Бредевоорте.
В 1647 году Хендрикье начала работать служанкой в доме у Рембрандта. После разрыва отношений художника с Гертье Диркс, она стала его близким другом. 25 июня 1654 года Рембрандт и беременная Хендрикье предстали перед Консисторией реформатской церкви по обвинению в блуде.
Хендрикье призналась в связи с художником и святой суд потребовал, чтобы она прервала отношения с ним и отлучил её от святого причастия. Тем не менее, Хендрикье осталась с Рембрандтом. 30 октября 1654 года в церкви Аудекерк была крещена их дочь, названная Корнелией в честь матери Рембрандта (то же имя носили две умершие во младенчестве дочери Рембрандта от покойной жены Саскии.
5 декабря 1660 года Хендрикье и Титус (сын Саскии) официально зарегистрировали работающую с 1658 года после банкротства Рембрандта компанию по продаже произведений искусства, в которую наняли Рембрандта в качестве работника, тем самым они защитили художника от претензий кредиторов.
В августе 1661 года Хендрикье составила завещание, по которому оставляла все свое имущество дочери Корнелии. Рембрандт получал право пожизненного пользования, а Титус получал наследство в том случае, если у Корнелии не будет детей. 21 июля 1663 года Хендрикье скончалась.
Рембрандт не женился на Хендрикье Стоффелс, вероятнее всего потому, что по завещанию терял наследство Саскии «в случае заключения нового брака».
Корнелия в 1670 году вышла замуж, у неё было двое детей, которых она назвала Рембрандт и Хендрикье.
Хендрикье в Творчестве Рембрандта.
«Флора» (1654), Метрополитен-музей
Хендрикье у окна.1656-1657. Государственный музей, Берлин.
«Хендрикье Стоффелс в бархатном берете» (1655), Лувр
«Купающаяся женщина» (1654), Лондонская Национальная галерея
Хендрикье Стоффельс, 1659.
Благородная, и тонкая душа, Хендрикье окружает Рембрандта любовью, теплом, заботой. Все это согревает его в эти трудные годы, здесь он черпает силы и вдохновение. У нее спокойное, миловидное лицо, задумчивый, обращенный к зрителю взгляд. Это год, когда Хендрикье родила дочку Корнелию.
В результате распродажи имущества часть кредиторов получила причитающиеся им деньги. Опекунский совет вынес решение, согласно которому 7 тысяч флоринов было включено в состав наследства Титуса, завещанного его матерью. Но не все кредиторы были удовлетворены, и суд обязал Рембрандта новые картины передавать для продажи с целью погашения долгов.
Суд лишил Рембрандта права иметь имущество, кроме носильных вещей и принадлежностей для рисования. Практически он был обречен на нищенское существование в течение всей своей дальнейшей жизни.
Он решил собрать вместе дорогих ему людей – дочь, невестку, внучку, крестного новорожденной и его сына. Это вымышленный портрет. Никогда все пятеро не собирались перед ним. На эту картину, которую он написал для себя самого, надлежит смотреть как на изображение мечты.
Что до Титии, то это не младенец, проживший лишь несколько месяцев.(Титии,внучке Ремрандта тогда было всего несколько месяцев.) Рембрандт изобразил ее в роскошном костюме с белым воротничком, в блестящем бархатном берете, надетом поверх чепчика, веселой девочкой, держащей в одной руке погремушку, а другую положившей на грудь матери, повторяя жест своего отца в «Еврейской невесте».
Обратите внимание на ещё одну картину.
Рембрандт.Еврейская невеста.1665г Предположительно На этой картине изображён его сын Титус со своей женой Корнелией.
Осенью 1669 года тихо, незаметно скончался величайший из мастеров голландской школы-Рембранд ван Рейн.
Мастер выполнил более 400 картин (не считая многочисленных несохранившихся произведений), а также 287 гравюр и тысячи рисунков. Серьезная, реалистическая живопись, говорящая сердцу, нашла себе величайшего творца в лице Рембрандта.
Иллюстрации всех перечисленных картин можно увидеть здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/3460891
Другие статьи о жизни и творчестве Рембрандта.
Как повлияли на жизнь великого Рембрандта три женщины : Богиня, любовница и служанка
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Саския ван Эйленбюрх
Эта женщина имела весьма примечательную внешность: крупные, выразительные глаза на большом расстоянии друг от друга, округлый подбородок, пышные, вьющиеся волосы, что больше походили на птичьи перья своей мягкостью. На портретах её изображали со слегка снисходительной, мягкой улыбкой, которую зачастую называли робкой и нерешительной.
Саския была младшей дочерью бургомистра из города Леуварден, а также позже станет любимой женой художника из города Лейдена – Рембрандта Харменса Ван Рейна.
На одном из портретов она изображена с небольшим цветком ромашки, который в то время свидетельствовал о верности и преданности в браке. Это обозначало не только её любовь к художнику, но и целомудренность во всём, что она делала, с лёгким налётом соблазнительности.
Любопытно, что жили они в разных регионах Нидерландов: он – на юге, а она – на глубоком севере. Она – чистокровная, пусть и не самая именитая дворянка, а Ван Рейн – сын мельника, который, после того, как его деятельность пришла в упадок, торговал даже не мукой, а солодом. Как же они умудрились познакомиться?
Произошло это в городе Амстердам, куда художник отправился за славой и признанием, а юная девушка – навестить своих ближайших родственников. На момент, когда их столкнула жизнь, Саския уже была сиротой: она потеряла обоих своих родителей за несколько лет до их судьбоносной встречи. Её мама умерла, когда девочке едва исполнилось семь лет, а отец – немногим позже, когда Саския отпраздновала своё двенадцатилетние. Её семья была достаточно обширной: у неё было целых восемь братьев и сестёр, и по меньшей мере трое из них были живы на момент её встречи с художником. Они были рады принять свою сестру, которая была невероятно кроткой и послушной.
Саския скиталась между домами своих братьев, сестёр, а также кузин. Там она не сидела сложа руки, а помогала им по хозяйству, занималась домашними делами. Рембрандт же водил дружбу с её дядей, Хендриком ван Эйленбюрхом, который слыл успешным и очень богатым торговцем, занимавшимся произведениями искусства так называемого Золотого Века.
Хендрик устроился работать художником в город Амстердам после того, как вернулся из Польши, куда он и его семья были вынуждены бежать, спасаясь от преследования на почве религии. Он открыл студию, что вскоре стала довольно популярной, где рисовал свои работы, а также набирал мастеров, чьи труды позже продавал. Примерно в 1631 году к нему в мастерскую попал и Рембрандт, которого Хендрик, будучи умелым торговцем, использовал в своём бизнесе для обогащения.
Вскоре бизнес Ван Эйленбюрха стал процветать. Те портреты, которые рисовал молодой художник, стали так популярны, что с разрешения Хендрика Рембрандт стал устанавливать на свои работы определенные расценки. Так, изображение лица от юного мастера кисти могло стоить 50 флоринов, а вот за полномасштабный портрет он мог запросить до 600 флоринов соответственно. И именно этот период стал самым успешным в жизни художника, который принёс ему определённую славу в обществе.
Ван Эйленбюрх и Ван Рейн часто встречались не только для обсуждения деловых вопросов, но и как старые друзья. А потому тот факт, что художник вскоре попросил руки племянницы Хендрика, не стало для того сюрпризом. В тот период Саския только переехала в Амстердам из Фрисландии, живя тихой и размеренной жизнью в доме проповедника реформатской церкви, Яна Корнелиса Сильвия, который приходился мужем её кузине.
В доме проповедника царила соответствующая атмосфера благочестия и добропорядочности. Впрочем, примерно то же самое происходило на территории всей Голландии после того, как по ней прокатилась протестантская Реформация.
Поскольку Саския была сиротой, Рембрандт по обычаю попросил её руки и сердца у её сестер и братьев, обсуждая с ними, какой будет их свадьба. По всей видимости, он старался произвести правильное и хорошее впечатление на её родню. Семья Уиленбургов, которая приходилась ближайшей роднёй его будущей жене, принадлежала к общине меннонитов, которые считались наиболее набожными пацифистами. А потому не удивительно, что Рембрандт не хотел показаться им расточителем и бездельником.
Получив согласие от её родственников, пара объявила о браке 10 июня 1634 года в церкви Ауде Керк, что в самом центре Амстердама. Несколько недель спустя они провели пышную свадебную церемонию в Синт Аннапарохи во Фрисландии. Любопытно, что Рембрандт показал родственникам своей супруги письменное согласие его матери на его бракосочетание, однако, если верить источникам, то ни одного родственника с его стороны на торжестве не было. Вероятно, успешный художник предпочел забыть о том, что ранее он принадлежал к простым, работящим людям.
Сложно назвать их брак идиллическим и правильным, поскольку, по сути, Рембрандт не получил благословения своих родителей. А через несколько лет настал черед и семьи Саскии возмутиться и прийти в самое настоящее негодование после того, как он нарисовал их с женой автопортреты, которые были весьма далеки от благочестивого образа, который он пытался выстроить в день их знакомства.
Знаменитая картина «Блудный сын в таверне», которая сегодня хранится в Дрездене, изображает молодого человека, который обладает весьма явным сходством с самим Рембрандтом. В его руке находится бокал вина, который он протягивает с жестом, будто бы приглашая зрителя принять участие в торжестве. На столе можно отметить множество интересных блюд, включая жареного павлина, который обозначает безудержную роскошь. А на коленях у молодого человека сидит блудница, чьи черты весьма похожи на его жену, Саскию. Таким образом молодой художник изобразил себя и супругу, подражая популярной, библейской притче.
Картина была создана на стыке жанровой и исторической живописи, благодаря чему была замечена художественным сообществом. И это стало своеобразной медвежьей услугой для Рембрандта. На основе одной этой картины художественное сообщество стало делать выводы о нём, презентуя его как развратника, который пьянствовал и тратил все свои деньги. И биографов даже не смущал тот факт, что, вероятно, изображенное на картине могло быть всего лишь метафорой и не иметь ничего общего с жизнью самого художника.
Впрочем, дела художника шли достаточно хорошо первые годы после его брака. На тот момент он невероятно увлекся различными древностями. Он частенько посещал аукционы, которые устраивал его друг Хендрик, и скупал там древние рукописи, аксессуары для своей жены, а также экзотические побрякушки. Он испытывал величайшее удовольствие от того, что собственными руками может украшать свою любимую половинку с помощью драгоценных шелков, украшений и жемчуга.
В этот же период художник несколько раз изображает свою жену на картине как Флору – римскую богиню весны, плодородия и растений. Вероятно, таким образом он пытался подчеркнуть, что видел в ней секрет своего успеха, олицетворение того процветания, которое царило в их жизни, а ещё и тот факт, что он ждал от неё плодородия.
Тем не менее, их первенец, которого супружеская чета назвала в честь отца Саскии, умер в возрасте двух лет в период, когда в Амстердаме с 1636 по 1640 год бушевала чума. Биографы отмечают, что на тот период вблизи церкви Зёйдеркерк было уже три семейных надгробия. После первого сына, последовала целая череда смертей – ещё двое детей умерли в весьма короткий период после своего рождения на свет. Это были девочки, и обеих звали Корнелия в честь матери художника, который таким образом пытался исправить ситуацию со своим пренебрежением относительно её благословения.
В начале 1640-х годов Саския вновь была на сносях. Однако не только её муж, но и её родня знала, что девушка обречена: в то время она болела чахоткой или туберкулёзом. В тот период Рембрандт много рисует, зачастую изображая её больной и изнеможённой. Благодаря своему артистическому и творческому складу ума, он не отвернулся от таких страшных и болезненных сцен. Пожалуй, это даже имело противоположный эффект, ведь после таких офортов, которые он сделал, его называют художником, который показал жизнь такой, какой она есть.
Впрочем, Саския и Рембрандт сумели выкормить и вырастить своего сына Тита до полуторагодовалого возраста. В то же время Саския составила своё завещание. Она хотела, чтобы всё, чем она владела, перешло к её сыну и мужу, однако при условии, что он больше никогда не женится. В противном же случае все её сбережения перешли бы её семье и родственникам. Рембрандт был не против, считая это справедливым.
Его жена умерла в 1640 году, когда ей едва исполнилось 29 лет. Он не стал хоронить её рядом с могилами их детей, предпочтя место возле церкви, где они сочетались браком. В то время его шурин Ян Сильвий всё ещё служил там, и художник надеялся, что его молитвы облегчат переход Саскии в загробную жизнь.
После того, как Рембрандт вернулся в свой одинокий и пустой дом, он снял со стены портрет своей жены, который нарисовал спустя всего несколько лет после их брака. Он изображал Саскию в красной шляпе, стоящей в профиль перед художником. Он решил перекрасить его и добавить деталей. Так, благодаря сохраненной копии изначальной версии картины, искусствоведы смогли узнать, что первоначально Саския не была обернута в меха, на ней не было дорогих аксессуаров и ювелирных украшений, а её платье было простым и не имело ярких орнаментов. Ученые полагают, что таким образом художник хотел попрощаться с женой, оказав ей последние почести, и превратив её в холодный, сияющий и недоступный драгоценный камень, что долгое время будет сокрыт в его мастерской.
Гертье Диркс
Многие поклонники творчества Рембрандта считают, что его связь с Гертье, соблазнительной няней его сына Тита, это своего рода предательство его жены Саскии, а также весьма жестокое отношение к Гертье в частности.
Ребёнку едва исполнилось девять месяцев, когда умерла его мать. Отец, который, конечно же, любил мальчика, был занят своей работой и большую часть времени проводил в мастерской. Важные покровители и возможные заказчики избегали Рембрандта из-за его растущего интереса к натурализму и реалистичности, а потому художник фанатично искал новую методику для рисования, полностью погрузившись в работу.
Ребёнок нуждался в заботе и любви, а потому молодая вдова трубача Авраама Класса, Гертье, поступила на службу к художнику. Вскоре она начала заботиться не только о мальчике, но и о его отце. Гертье стала возлюбленной художника, и они нисколько не скрывали своей греховной связи от общества. Роман с Гертье успокаивал художника, давал ему силы, а также он дарил ей украшения своей покойной жены.
Многие предполагают, что тяжесть утраты, а также любовная горячка сподвигли Рембрандта делать такие аморальные по своей сути подарки. Также предполагается, что в тот период художник ещё чувствовал боль и горечь утраты, а потому мечтал таким образом избавиться от этого, однако вскоре он начал жалеть о таком поступке.
Он наслаждался той страстью, которая вспыхнула между ними, и которая также ярко отразилась в целой серии его офортов – «Монах на кукурузном поле», «Спящий пастух», «Ледикант» и так далее. В то же время Рембрандт приобретает гравюры, что представляли собой типичные образцы эротического искусства, и принадлежали творчеству Агостино Караччи, Джулио Романо и другим известным живописцам. Считается, что нарисованные художником эротические офорты не были стремлением найти что-то новое в своём творчестве. Искусствоведы полагают, что таким образом он попросту реалистично изображает ту любовную и греховную связь, которая была пропитана исключительно сексом, а не серьёзными отношениями.
Спустя несколько лет после начала их связи, Гертье направилась к нотариусу, где решила узаконить свою волю. Отмечается, что она завещала все те драгоценности, которые дарил ей художник, а также нарисованный им портрет непосредственно малышу Титу. Историки не сходятся во мнении касательно этого поступка. Одни считают, что Гертье попросту привязалась к ребёнку, считала его практически своим, а потому делала всё, чтобы стать неотъемлемым членом семьи. Другие же предполагают, что именно отношение, грубое и жесткое, от художника так повлияло на девушку. Занимаясь с ней любовью, он не давал ей никаких обещаний, ведь помнил о завещании Саскии и не собирался потерять состояние, женившись вновь. Вероятно, Рембрандт мог чувствовать себя виноватым, поскольку Тит мог не увидеть драгоценностей своей матери, а потому попросту вынудил девушку написать подобное завещание.
Известно также, что их связь не продлилась долго. Так, в конце 1640-х годов, Рембрандт переключил своё внимание на молоденькую домработницу, и думать забыв о Гертье. Он хотел закончить их отношения с миром, предложив девушке ежегодное жалование и питание в размере 160 гульденов, и она согласилась. Впрочем, когда настало время покинуть художника, она выглядела одинокой и разбитой, и, вероятно, поэтому отказалась от такого предложения, а также попыталась заложить драгоценности Саскии, подав на Рембрандта в суд.
Художник пришел на слушанье, где Гертье говорила о том, что он обещал жениться на ней, а также даже подарил ей кольцо (чего на самом деле не было). Она настаивала либо на том, чтобы он женился на ней, либо на постоянно выплачиваемых алиментах. Несмотря на предложенные ранее 160 гульденов, Гертье считала, что достойна большего. Тогда суд постановил, что художник будет выплачивать ей 200 гульденов. Впрочем, это не остановило девушку, которая чувствовала себя брошенной и использованной.
После этого женщина тяжело заболела. В середине 1650-х годов она скончалась, так и не увидев месть над своим обидчиком, который вскоре потерял всех своих покровителей и был близок к разорению.
В современном мире историки гадают, видели ли мы когда-то портреты Гертье Дикс, созданные этим художником. Один из русских искусствоведов из Эрмитажа, Юрий Кузнецов, провёл сканирование рентгеном известной картины художника – «Данаи». Он нарисовал её примерно через три года после женитьбы на Саскии, а также девушка на картине носила её обручальное кольцо. А потому многие резонно предполагали, что она была натурщицей для этого изображения. Однако черты дамы на картине не совпадали с чертами Саскии, которая была более пухлой и округлой.
Исследование этой картины рентгеном выявило, что первоначально портрет был нарисован немного иначе. Первый его вид, который сохранился в галерее Дрездена, отображал черты Саскии, а тот, который позже появился в Эрмитаже, выглядит немного иначе. На первом варианте картины левая ладонь девушки была нарисована в прощальном жесте, а на втором – поднятая немного вверх, словно приветствие. В первоначальной версии бёдра модели были прикрыты покрывалом, означающим бережное и нежное отношение. А во второй женщина была полностью обнажена, а её черты лица изменились, что, вероятно, свидетельствует о влиянии Гертье на творчество художника.
Хендрикье Стоффелс
Эта девушка была маленькой, хрупкой, слегка округлой и черноглазой, чем и привлекла внимание художника, что в тот период был более известен под прозвищем «Апеллес из Амстердама».
В то время Гертье с Рембрандтом постоянно ссорились, поскольку она плохо выполняла свои домашние обязанности. Так, их ссоры доходили до абсурда и могли случиться из-за недостаточно чистой простыни, невкусного обеда и многого другого, что свидетельствовало о явном разладе в их отношениях.
В этот момент появилась миниатюрная Хендрикье. Она была дочерью известного сержанта, а все её братья служили в армии, а потому девушка была бесстрашной и храброй, как стойкий оловянный солдатик. Вскоре ей пришлось также выступить свидетельницей в суде, подтвердив тот факт, что Гертье первоначально согласилась на выплаты в размере 160 гульденов.
После того, как Гертье ушла, девушка заняла место домработницы и экономки, а также стала отличной мачехой для ребёнка и верной спутницей для его отца. Она не была слишком заинтересована в отношениях с ним: девушка знала, что Рембрандт переживает не лучшие времена и находится на грани разорения, а также она понимала, что он никогда бы не женился на ней, следуя воле своей покойной жены Саскии.
В 1654 году Рембрандт взялся писать свою самую известную картину в жанре ню – «Купание Вирсавии». Она изображала Вирсавию, жену Урия, генерала из армии царя Давида, которая восседала на белоснежной простыне, сжимая в руках письмо от своего возлюбленного царя, а на её лице была отображена глубокая задумчивость. Все остальные изображения Вирсавии у разных художников показывали её как греховную и легкомысленную, а Рембрандт изображает её печальной: она знает, что беременна, а её муж уже несколько месяцев находится в армии, и она понимает, что вскоре их греховный поступок с Давидом будет раскрыт.
Конечно же, музой и натурщицей для этой картины выступила Хендрикье, подарив Вирсавии изгибы тела и её формы.
Искусствоведы считают, что Хендрикье была скромной служанкой, а также натурщицей для многих работ художника. К примеру, для картины «Женщина в постели», хотя неизвестно, была ли музой для неё именно Хендрикье или же Гертье Дикс. Работы художника, на которых он изображал девушку, были полны страсти, демонстрировали неприкрытую сексуальность модели, а также его очарование её молодой плотью и телом. Он никогда не скрывал отношений с ней, а также называл их идеальными, ведь Хендрикье, в отличие от Гертье, не была скучной и не ссорилась с ним.
Долгое время девушка игнорировала слухи, которые ползли за её спиной. Её называли проституткой и падшей женщиной, однако в 1654 году пара столкнулась с новой проблемой. В начале года Хендрикье забеременела, а к его концу стало сложно это скрывать, и тогда девушку и Рембрандта вызвали на церковный совет.
Художнику не было предъявлено никаких обвинений, поскольку он никогда не был членом церкви реформации. А вот в случае с Хендрикье всё было куда серьёзнее. Совет обвинил её в том, что она совершила акт проституции, оказавшись в постели с художником. Она признала это, и ей запретили причащаться. Вердикт церкви был суров: признать женщину виновной и запретить ей продолжать отношения с художником.
В октябре того же года Хендрикье родила здорового ребёнка – девочку, третью дочь художника, которой он без колебаний дал имя своей матери. В отличие от девочек от Саскии, эта смогла выжить. По крайней мере точно известно, что в 1670 году Корнелия сочеталась браком и родила двух сыновей – Рембрандта и Хендрика.
Хендрикье умерла в 1663 году в возрасте 38 лет, посвятив художнику более пятнадцати лет своей молодости. Он похоронил её, пережив и эту свою возлюбленную в том числе. И это сказалось в дальнейшем на его творчестве, в частности на автопортретах, на которых видно лицо старика, который много любил в этой жизни, а также прошёл через большое количество бед, горестей и страданий.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: