Reggio подход что это
О Реджио-подходе с самого начала
В русскоязычной среде нет единого названия для подхода, известного в мире как Reggio Emilia approach. Есть несколько вариантов: Реджио-педагогика, Реджио-подход, подход Реджио Эмилия.
Этот подход возник в итальянской области Эмилия-Романья и активно используется в местных детских садах и школах. Колыбель Реджио-педагогики — областной центр Реджио Эмилия. Отсюда и название, хотя школ и детских садов, «вдохновлённых Реджио», множество во всем мире, далеко за пределами Италии
В 1991 году Реджио-подход в педагогике был признан лучшим для детских дошкольных учреждений. Он основан на особом уважительном отношении к ребёнку, развивающем диалоге с ним и вере в его возможности.
Особенности Реджио-подхода
Этот перечень позаимствован из книги «Bringing Reggio Emilia home» Луизы Бойд Кадвелл.
Ребёнок — главный герой процесса обучения (наравне с родителями и учителями).
«Дети сильны, богаты и способны, все дети обладают готовностью, потенциалом, любознательностью и интересом к формированию собственного обучения», — говорил создатель подхода Лорис Малагуцци.
Взрослые в Реджио верят: ребёнок вполне способен направлять и контролировать собственное обучение и развитие (а задача взрослого — поддержать и подбодрить). На английском языке этот принцип называется «child-led education».
Обучение сотрудничеству
Дети не изолированы в процессе обучения: они обязательно взаимодействуют со своей семьёй, другими детьми, учителями и обществом. Обучение в Реджио делает акцент на взаимодействии и сотрудничестве (поэтому важная форма работы в Реджио-садах — работа в малых группах)
Сто языков ребёнка
Детей в школах и садах Реджио учат представлять свои идеи и мысли разными способами. В известном стихотворении Лориса Малагуцци говорится,что у ребёнка есть 100 языков, чтобы выразить себя, но школа часто отбирает 99 языков самовыражения, оставляя только язык слов. Вот некоторые другие способы, помогающие ребенку выразить свои мысли, идеи и чувства:
В распоряжении детей множество материалов. С их помощью дети передают то, что они знают, понимают, чувствуют и придумывают, что удивляет, что вызывает вопросы. В результате образ мыслей ребёнка становится «видимым» — и для него, и для окружающих!
Ребёнок состоит из сотни.
У ребёнка сто языков,
сто рук, сто мыслей,
сто способов думать,
играть и говорить.
Сто, всегда сто
способов слушать, восхищаться, любить.
Сто радостных чувств,
чтобы петь и понимать,
сто миров,чтобы совершать открытия,
сто миров,чтобы делать изобретения,
сто миров,чтобы мечтать.
У ребёнка сто
(и ещё сто, сто, сто) языков,
но у него крадут девяносто девять из них.
Школа и культура отделяют голову от тела.
Они учат думать без рук,
делать без головы,
слушать молча,
понимать без радости,
а любить и восторгаться
только на Пасху и Рождество.
Они учат открывать уже существующий мир,
а девяносто девять из ста миров крадут.
Они учат:
игра и труд,
реальность и фантазия,
наука и воображение,
небо и земля,
разум и мечты —
вещи, несовместимые друг с другом.
В общем, учат,
что нет никакой сотни.
Ребёнок говорит:
сотня здесь.
Развивающая среда — третий учитель
Реджио-педагогику иногда называют педагогикой пространства. Почему? Пространство ребёнка всегда хорошо продумано. Разнообразные материалы разложены красиво и со смыслом, у каждого уголка есть своё назначение. В Реджио-пространстве царит естественный порядок: его ценят и поддерживают и взрослые, и дети.
Особая роль взрослого
Ребёнок в Реджио-педагогике руководит своим обучением, но взрослый в Реджио не становится скучающим наблюдателем или «обслуживающим персоналом». Учитель — партнёр, воспитатель и проводник. Он поощряет исследование разных тем, помогает в работе над детскими проектами и поддерживает, когда нужно найти решение проблемы.
Чтобы спланировать свою работу, взрослые внимательно слушают детей, наблюдают за ними. Они задают уточняющие вопросы, фиксируют детские идеи, гипотезы и теории, замечают ситуации, которые могут привести детей к новым открытиям и знаниям.
Совместное исследование
Дети становятся исследователями, изучая интересные им темы, наблюдая за явлениями окружающего мира. Взрослый подключается к детскому исследованию и активно участвует, старается оценить со стороны свой вклад и свою роль, обсудить происходящее с единомышленниками. Это тоже исследование…
«Документация»
Словом «документация» в Реджио педагогике называется любовное, внимательное фиксирование процесса обучения:
Все материалы заботливо собираются и хранятся в папках или на стендах, чтобы и дети, и взрослые всегда могли вернуться к интересной им теме.
Документация помогает увидеть со стороны проделанную работу, лучше понять происходящее. Она показывает детям, что их слова, идеи, задумки и проекты действительно имеют ценность!
Взрослый, ведущий документацию, старается отмечать не собственные мысли и догадки, а то, что действительно говорят (или показывают невербально) дети.
Это очень важно — не объяснять и не оценивать слова и жесты, а просто фиксировать их с объективностью диктофона или видеокамеры и «возвращать» детям в точности! В Реджио-подходе аудио- или видеозаписи часто пересматриваются, обсуждаются вместе с детьми.
История возникновения Реджио-подхода
Биография Лориса Малагуцци
Лорис Малагуцци родился 23 февраля 1920 года в итальянском городе Корреджо (север Италии). Когда ему было три года, семья переехала в город Реджио Эмилия, находившийся неподалёку (отец Лориса получил работу на местной железнодорожной станции).
Во время войны Лорис работал учителем — преподавал сначала в начальной школе в Солоньо, деревушке в Апеннинах, а позже в начальной и средней школах в родном городе Реджио. В 1944 году он женился (его единственный сын Антонио впоследствии стал архитектором).
В 1946 году Малагуцци получил степень в области педагогики в университете Урбино и стал принимать активное участие в движении по созданию в послевоенной Италии новых школ и детских садов. Он также участвовал в открытии первой народной школы в городе Вилла Челла в окрестностях Реджио.
Это оказалось началом долгой истории, вдохновляющей учителей и родителей по всему миру. Вплоть до самой своей смерти 30 января 1994 года Лорис Малагуцци руководил работой муниципальных яслей и детских садов в Реджио Эмилия, работающих по новым педагогическим принципам.
«Для строительства у нас был танк, несколько грузовиков и лошади»
В 50-е годы в Италии было очень активным движение родителей и педагогов-новаторов. Люди верили, что можно изменить мир, изменить общество и не допустить повторения ужасов войны, начав с изменения судеб детей…
Первую народную школу в городе Вилла Челла строили сами местные жители — по ночам и по воскресеньям. Как вспоминал Лорис Малагуцци, из строительной техники у них был «танк, несколько грузовиков и лошади».
Школа открылась, а вместе с ней — ещё семь в соседних городках. Именно тогда Малагуцци рискнул оставить работу в государственной средней школе, где проработал 7 лет.
Он прошёл курс по психологии и начал работать в городском муниципальном центре для детей со сложностями в обучении, а по вечерам преподавал в маленьких народных школах, созданных родителями.
Вскоре оказалось, что новые ученики с трудом понимают итальянский, говорят только на местном диалекте, а учителя полны энтузиазма, но совершенно не представляют, что именно от них требуется в новых условиях…
«Мы понимали, что нашего образования не хватает, что нам, как и нашим ученикам, нужно многому научиться… Мы были полны воодушевления и страха одновременно. И тут нам на помощь пришла простая вдохновляющая мысль: мы подумали, что узнать что-то важное о детях и для детей мы можем от самих детей!»
Учителя народных школ старались не только учить детей, но и учиться у них, поощрять любознательность и любопытство, относиться к своим ученикам тепло и с уважением, постоянно расти.
Школа «Робинзон»
В 1963 году в Реджио открылась первая официальная муниципальная школа, не зависящая от государства (60 учеников, две классных комнаты). Она носила говорящее имя «Робинзон». Такие школы были в новинку, и набрать 60 детей оказалось непросто. К тому же через 3 года деревянное здание школы сгорело, и все пришлось начинать заново.
Горожане настороженно наблюдали за новой школой, и тогда учителя решили раз в неделю «переезжать» в город. Они садились в грузовик вместе с детьми и необходимыми школьными принадлежностями и устраивали занятия на открытом воздухе: на площади, в парках, под колоннадой муниципального театра. Дети были счастливы. Люди наблюдали за происходящим, удивлялись и задавали много вопросов.
Некоторые проекты школы были очень масштабными. Один из них был посвящён Робинзону Крузо. Перед детьми и взрослыми стояла задача воссоздать характер и приключения героя. Все вместе они читали и пересказывали книгу Даниэля Дефо, рисовали, лепили и работали с деревом. Был построен корабль, изображены море, остров и пещера, сделаны инструменты Робинзона. Получилась долгая и зрелищная история. На следующий год подобный проект был посвящён Пиноккио.
Наконец, после долгой борьбы, в 1967 году народные школы перешли в ведение муниципалитета. В 1968 году таких классов было 12, а в 1980 — уже 58, в 22 школьных зданиях. Начинание получило поддержку!
Официальное признание
В 70-е годы у школ Реджио появилось множество друзей. Один из них — известный итальянский писатель и поэт Джанни Родари, посвятивший свою книгу «Грамматика фантазии» городу Реджио и живущим в нём детям. В 1971 году в Реджио прошла встреча учителей, на которую вместо 200 участников приехало 900! Именно тогда была опубликована первая книга о новом подходе — «Опыт новой школы для маленьких детей» («Experiences for a New School for Young Children», 1971).
Опыт маленького городка Реджио и его муниципальных школ и садиков привлекал все больше внимания, и сейчас по всему миру открыто множество учебных заведений, вдохновлённых Реджио-подходом. Кстати, время показало, что педагогика Реджио замечательно применяется и дома, в семье, независимо от того, ходит ли ребёнок в садик и в какой именно.
Отрывок интервью с Лорисом Малагуцци (видео и расшифровка)
Это фрагмент интервью, взятого в муниципальной Реджио-школе «Диана».
— Интеллект, который рождается в ребёнке, — что это для вас? Чудо, радость, удивление, тайна или закономерный результат поиска, поощрения, одобрения со стороны взрослого?
— Интеллект, разумность ребёнка — это по-прежнему то, во что нам следует верить! Верить, что ребёнок действительно разумен и может сам выстраивать процесс познания. Если мы готовы это принять, наши отношения с ребёнком заметно меняются!
Наш способ выражать мысли, наша школа приспосабливаются к ребёнку, а тот непрестанно «поставляет» нам новые запросы, темы для проверки и исследования. Страсть к познанию мобилизует всю личность ребёнка! Дети рождаются исследователями.
Когда мы вместе с детьми изучаем что-то новое, ищем возможность улучшить наши взаимоотношения, рождается удивительное взаимопонимание между взрослым и ребёнком. Но это не всё! Такое сотрудничество создаёт ось познания, подпитывает ум ребёнка, расширяет его видение мира: он замечает новые взаимосвязи (между понятиями, предметами, событиями…), становится способным к взаимодействию, диалогу, исследованию, поиску. Мне кажется, в этом смысл и главная сила того, что мы называем интеллектом.
Что такое реджио-педагогика
Содержание:
Истоки методики
Все началось с истории итальянского педагога и психолога Лориса Малагуцци. Итальянец горячо любил свое дело, не переставая проводил педагогические исследования в родном городе Реджио Эмилия. Он оказался не просто школьным учителем, который не бросил учить детей в сложное военное время. Малагуцци защитил научный труд по теме педагогической работы с особенными детьми.
Труды Выготского и Монтессори вдохновили педагога на создание абсолютно новой для того времени сети детских учреждений для ребят возрастом от 3 до 6 лет. Это были первые малыши, которых воспитывали по методике Малагуцци.
Детские сады и ясли: формат и специфика
Детские сады по версии Малагуцци принципиально отличались от типичных католических и частных статусом и финансированием. Это были муниципальные учреждения на содержании государства и отчасти родителей. Интересно, что размер родительского взноса зависел от обеспеченности семьи.
Для Италии такой формат детского сада были совершенно новым. Родители с энтузиазмом встретили идею, поэтому мест постоянно не хватало. Чтобы как-то решить проблему детей принимали на конкурсной основе. Ребят из сложных семей или с инвалидностью брали в сады вне конкурса.
Для Малагуцци и его последователей крайне важно было подарить каждому ребенку возможность получить образование и адекватное воспитание. Вот почему финансовое положение семьи или физическое здоровье ребенка не имели значения, скорее наоборот, детей из бедных и неблагополучных семей принимали в первую очередь.
Ажиотаж вокруг детских садов Малагуцци вдохновил его на идею создания учреждений для самых маленьких. Так в 1970 году появились первые ясли.
Спустя 21 год методика воспитания итальянца и его сторонников по версии Newsweek официально была признана лучшей в мире. С этого момента интерес к ней не утихал. Америка, Европа, Азия углубились в изучение основ реджио-педагогики. Первые учреждения с воспитанием по методу Малагуцци появились и в России.
Сегодня в Италии работает фонд Reggio Children, создан Международный центр.
Ребенок — полный сосуд
Феномен педагогики Малагуцци — в отсутствии каких-то специальных программ и методик. Итальянец акцентирует внимание на природных возможностях и задатках каждого ребенка. Он убежден, что дети приходят в этот мир полиглотами, целостными личностями, наполненными сосудами. Задача взрослых — раскрыть потенциал, показать дорогу к самовыражению. У каждого ребенка свой путь, удобный и понятный только ему. Единой дороги нет.
Лорис Малагуцци считал, что традиционная педагогика работает в обратном направлении. Вместо того, чтобы подтолкнуть ребенка к саморазвитию, взрослые лишают его 99 из 100 языков, с которыми он появился на свет.
Педагогические программы работают по единому принципу. Детей учат соответствовать ожиданиям и действовать в определенным рамках, поощряют стереотипное мышление, но забывают о важности гармонии тела и головы.
Из детей делают удобных членов общества. Их поощряют за умение “любить” и “дарить радость” по графику, например, на день св. Валентина или Рождество, причем укрепляют стереотипное мышление с раннего детства.
Роль педагога в садах нового формата
Реджио-педагогика нацелена на развитие индивидуальной личности ребенка. Педагоги взаимодействуют с детьми, помогают им раскрыться, учат не сравнивать себя с другими и не пытаться соответствовать общим требованиям.
Педагог в детском саду, работающем по методике Малагуцци, ценит и уважает каждого ребенка. Он его наставник и друг.
От детских вопросов не пытаются отмахнуться, наоборот, детей стимулируют их задавать, а потом намеренно тянут с ответом, предлагая пофантазировать и придумать свои версии. Между детьми и педагогами нет иерархической пропасти, только ровные партнерские отношения.
Учебных планов и надзирательства руководства тоже нет. Реджио-педагогика исключает уравнивание детей и любое давление. Каждый ребенок индивидуален, соответственно и ключики к дверям его потенциала подбирают в индивидуальном порядке, и ни в коем случае не пытаются взломать замок силой.
Чему учат и как вовлекают детей в процесс
В основе совместного изучения явления: природные и социальные, все, над чем поработал человек. Любые ситуации, выходящие за рамки реджио-педагогики, не повод искать виноватых и обвинять. Это лишь возможность изучить и поразмышлять.
Интересный пример из Newsweek: «Луке 4 года и он занимался аппликацией на тему осени. К дереву мальчик решил наклеить настоящие листья (перед этим дети их сами собрали на прогулке). Учитель наблюдала за Лукой и как только он выбрал лист, спросила, видит ли он разницу между тем, как он выглядит с одной и с другой стороны? Лука заинтересованно изучил прожилки на одной стороне, перешел к осмотру фактуры на другой и только после этого принял решение, какая из них больше подходит для его истории осени.»
Чтобы работать с детьми в таком формате, педагогам нужно постоянно совершенствоваться. Воспитателям детских садов, практикующим реджио-педагогику, для этого выделяют специальное время. Специалисты объединяются, сотрудничают, делятся опытом и идеями.
Учат камни, проволока и даже мусор
Все, что окружает детей, помогает им познать мир и себя. Младшие школы и детские сады, где практикуют реджио-педагогику, это всегда особенные классы. Они оформлены как наглядные обучающие пособия в картинках для того, чтобы дети с детства интересовались природными явлениями, окружающим миром, искусством и техникой.
Чего только нет в классных комнатах! Кроме обычных красок и карандашей, можно увидеть:
Это даже может быть просто мусор. Последователи реджио-педагогики уверены, что дети большему научатся, обращая внимание на простые окружающие их вещи, чем на игрушки и игры. За порядком и «ассортиментом» дети и педагоги следят вместе.
Пространство и среда в детских учреждениях
Детские сады Реджио мало напоминают классические садики стран СНГ. Отличается все, начиная от площади и заканчивая меню. Сады Реджио просторные, в них большие окна и много зеркал. Окна — для перманентного наблюдения за окружающим миром, зеркала — для глубокого знакомства с собой.
Еще одно отличие — подход к воспитанию, доверие и интерес к любознательности детей. Малышам разрешают заходить на кухню, помогать готовить для себя и других. Поощряются инициатива, импровизация и личные рецепты ребят.
В отделке детских садов почти нет искусственных материалов. В приоритете натуральное дерево.
Помещения для детей уютные и комфортные. В каждом классе есть возможность побыть наедине с собой или поиграть с друзьями, не мешая другим. Пространство разделено на зоны и плоскости нескольких уровней:
В каждом классе есть зона для творчества — ателье. Ответственный за зону — художник-ательерист.
Важно, что детей не отделяют от достижений прогресса, поощряют интерес к современным технологиям. Малышам помогают освоить принципы работы:
Типичная отличительная черта садов Реджио — “пьяцца”, особенное место для встречи и обсуждения всего, что происходит в саду и за его пределами, планов на будущее, включая ближайший проект. В обсуждении участвуют взрослые и дети, у всех равное право голоса. Эта традиция помогает детям научиться слушать, планировать, высказывать собственное мнение.
Партнерство и общение
По определению Newsweek, у истоков реджио-педагогики активные жители коммуны (преимущественно женщины), которые смогли создать условия для обучения детей, несмотря на полную разруху после войны. Изначально родители были во главе процесса, а чтобы заинтересовать им как можно больше семей с детьми и сторонников, окна садов выводили на улицы города.
В наши дни родители все также не просто отдают детей на попечение воспитателям, чтобы поскорее заняться своими делами. Они принимают участие в жизни детского сада, бывают на занятиях, работают над совместными проектами, вместе с детьми расширяют познания в разных областях, готовятся к школе с удовольствием и энтузиазмом.
Дети не проводят все время в группах. Вместе с друзьями и педагогами они ходят на выставки, в музеи. Абсолютно нормальной практикой считается совместная экскурсия с группой на работу одного из родителей детей.
На занятиях не перебивают и не отмалчиваются. Ребят учат слушать мнение других, вступать в диалог, объяснять собственную позицию, выстраивать партнерские отношения друг с другом. Для этого их увлекают уже ранее упомянутыми проектами.
Интересно, что проекты бывают как спонтанными, так и спланированными. Например, если ребенок придумал интересное для себя занятие, ему предложат подключить к делу других ребят или же проект обсуждается заранее в рамках «пьяццы».
Детям предлагают решать и практические задачи, даже если это бытовые недетские проблемы в детском саду. У ребят могут спросить совета, выслушать мнение, попробовать их методы.
Акцент делают не на результате, а на процессе и возможностях для развития. Дети не должны стараться оправдать ожидания. Они свободны в решениях, поэтому их идеи смелые и яркие.
Отчетность и оценивание
Обычная подготовительная школа не имеет ничего общего с садами, где работают по методу реджио-педагогики. Детей в них не оценивают и не контролируют стандартными способами. Ребят не тестируют, не аттестуют по баллам, оберегают от любых сравнений с другими. Прогресс каждого ребенка оценивается только на основании его предыдущих результатов. Общие критерии тут не работают.
Результаты документируются. Воспитателю важно собрать доказательства работы с детьми: фото занятий, рисунки, поделки и пр. Материал постоянно анализируется, в программу работы с каждым ребенком вносятся необходимые коррективы.
Факт фиксирования результатов не скрывают от детей. Наоборот, таким образом им дают понять, что все, что они делают имеет значение, и даже если что-то не вышло сейчас, к этому можно вернуться позже.
Мнение скептиков
Реджио-подход в педагогике критиковали и продолжают критиковать за нестандартные практические занятия и не только. Критики не уверены, что уникальный опыт основателя в принципе под силу кому-либо повторить в условиях реальной жизни в наше время. В Италии в 60-х годах не удалось воспроизвести что-то подобное, так стоит ли думать, что мир примет новые методы и станет воспитывать детей по примеру находчивых итальянцев сегодня?
На самом деле опасения, как и критика такого дошкольного образования не обоснованы. Детские сады, воспитывающие по методам реджио-педагогики, уже существуют и успешно работают по всему миру, включая страны Африки и США.
Ежегодные исследования и помощь союзников из международного объединения Network благоприятно влияют на развитие системы. Несмотря на разницу контента, менталитетов, условий жизни, в каждом детском саду педагоги руководствуются главными принципами, среди которых уважение и доверие к ребенку, внимание к его потребностям и интересам.
Заключение
Системный подход в рамках реджио-педагогики касается всех областей развития ребенка. Детям предоставляется свобода выбора, поддерживается их инициатива, учитываются желания. В этом уникальность методики. Она оказывает колоссальное влияние на развитие маленькой личности.
Еще в дошкольном возрасте дети учатся важным вещам: умению действовать в команде, слушать и уважать точки зрения других, формулировать мысли и высказываться, критическому мышлению и многому другому. Все это навыки эффективного человека 21 века. Логично предположить, что реджио-подход для современных детей пока единственно верный и перспективный.
«Я открыла детский сад в пандемию» Что такое реджио-подход и почему детям сложно пережить самоизоляцию
В начале осени Анна Шулейко открыла центр «Подкова» — это уже второй ее проект, связанный с реджио-педагогикой. Этот подход появился в Италии после войны, когда педагог и психолог Лорис Малагуцци открыл первый детский сад в городе Реджо-Эмилия. В нем не было учебных планов, воспитатели не заставляли детей заниматься чем-то определенным, а давали им свободу выбора, тщательно документируя их поведение. Сейчас реджио-сады стали открываться и в России. Анна рассказала The Village об особенностях подхода и запуске детского центра в пандемию.
Вернуться в садик
Анна Шулейко
Я всегда смотрела на мир и думала: почему так часто в 30 лет люди пытаются понять, кто они и чем хотят заниматься на самом деле? Я сама по первому образованию специалист в области налогообложения, окончила «Плешку», но никогда не собиралась этим заниматься. До получения поистине моего образования в Британской высшей школе дизайна прошло немало лет. В процессе я освоила множество профессий: от коммерсанта до фуд-фотографа.
Когда появилась задача поиска детского сада для дочери, я была в растерянности. Пришлось попробовать многое от мягких методик вроде Монтессори до классических подходов «как у нас в детстве», где кормят с ложечки и заставляют не плакать. Все это было абсолютно не так, как я представляла каждый день моего ребенка. Также триггером к более глубокому изучению образовательных подходов стала моя аэрофобия, которая, как оказалось, прогрессировала из-за неумения проживать собственные эмоции и страхи.
Лучшее, что может дать взрослый, — это насыщенная и разносторонняя среда для исследования
К счастью, моя близкая подруга Лера Сидорова (по образованию педагог) задалась вопросом, кто же тот самый идеальный учитель, задолго до меня и на тот момент уже перенимала реджио-опыт на родине подхода — в Италии. Он начал развиваться с 60-х годов прошлого века в небольшом городе Реджо-Эмилия. Главная идея в том, что ребенок — уже сформированная личность, имеющая 100 языков, 100 способов думать, говорить и понимать, обладающая необыкновенным ресурсом и потенциалом к обучению, изменению и способностям. Лучшее, что может дать взрослый, — это насыщенная и разносторонняя среда для исследования и предложения, основанные на глубочайшем наблюдении за ребенком. В реджио нет готовой методики, каждый день выстраивается исключительно на опыте и интересах прошлых дней, и иногда все может пойти не по плану.
Благодаря Лере я познакомилась с Юлей и ее садом Reggiostudio. Там я с первого дня оставила дочь и задалась вопросом: почему подобного дошкольного образования практически нет в России? Через полгода в партнерстве с Юлей мы открыли второй Reggiostudio на Бауманской, чем я очень дорожу и горжусь. Сейчас, спустя год, открылся наш с Лерой центр «Подкова» в Нескучном саду.
Запуск в пандемию
Reggiostudio на Бауманской запустился перед Новым годом, когда никто не ищет сад, зимой все еще сидели на Бали, в начале апреля нас, как и всех, закрыли из-за пандемии. Арендодатели долго не шли навстречу по аренде, в итоге из карантина мы вышли с долгом в 1,5 миллиона рублей. Поэтому все сложности самоизоляции были пройдены от и до. Сейчас на Бауманской все хорошо, туда ходит около 20 семей, на самоизоляцию вновь ушли единицы.
Цены на месяц отличаются в зависимости от формата посещения: от 40 тысяч до 65 тысяч рублей
Помещение для нашего сада с Лерой мы нашли летом. Тревог было достаточно. Понимая, что осенью ожидается вторая волна заболеваемости, мы четко обозначили позицию на случай локдауна и добились комфортных условий по аренде. Сейчас сложность в том, что люди крайне осторожны и предпочитают оставаться дома. У нас новое имя, но мы не можем потратить большой бюджет на рекламу, чтобы семьи просто знали о нас, но не приходили до спада заболеваемости. К сожалению, этот срок невозможно спрогнозировать. Поэтому в рекламу мы почти не вкладываемся, разве что символические суммы тратим на инстаграм. В основном на привлечение новых клиентов работает сарафанное радио.
Сад рассчитан на 25–30 детей, но пока многие сидят дома, и он не будет быстро заполнен, так что можно прийти и попробовать. Можно ходить три раза в неделю, проводить в садике по полдня или весь день. Цены на месяц отличаются в зависимости от формата посещения: от 40 тысяч до 65 тысяч рублей. У нас можно провести день за 2 500 рублей. Для малышей до двух лет разовое посещение стоит 1 300 рублей. У нас нет групп и деления по возрастам. Приходят дети от двух лет до школьного возраста, есть деятельность для детей помладше, когда они приходят в сад с родителями. Старшие помогают малышам, а те тянутся к старшим, нет такого, чтобы ребенок сказал: «Он еще маленький, не буду с ним дружить».
Сложности
Главная сложность — найти педагогов. Воспитатели привыкли говорить «не бери», «не трогай», «не бегай», «не плачь». Их так учили. Именно поэтому мы не ищем безусловных учителей. Стать реджио-педагогом может любой человек, обладающий достаточной широтой мышления и жаждущий уйти от устаревших стандартов. Для работы не нужно специальное педагогическое образование. Главные якоря — эмоциональный интеллект, критическое мышление и soft skills. Изначально искали сотрудников на HeadHunter, уже сейчас педагоги приходят к нам сами — они узнают о нас, например, через инстаграм. Это те, кто в поиске альтернативного и свежего подхода к образованию. Но найти своего человека, который сможет стереть в себе советского учителя, очень непросто.
Еще сложно соответствовать стандартам лицензирования. Например, розетки и выключатели в детском саду должны быть не менее чем в 1,8 метра от пола. Даже в государственных садах это редко где выполняется, жутко неэргономично. Наша деятельность зарегистрирована как «присмотр и уход за детьми», это дает возможность немного уйти от стандартов. Но ограничений все равно достаточно: помещение не должно быть в подвале или выше второго этажа, детям нельзя у нас спать. Мы используем спроектированные нами капсулы отдыха, и после обеда все желающие могут направиться туда, слушать рассказы и перезагружаться. Остальные занимаются спокойной деятельностью: смотрят документальные фильмы, читают и познают новое.
Требования Роспотребнадзора по части защиты от COVID-19 мы тоже выполняем (маски, замер температуры). К нам приходят осознанные родители, они вряд ли приведут больного ребенка, не заметив, что ему плохо. Гораздо большую опасность представляет для детей длительная изоляция — это огромный стресс. Есть дети, которые после изоляции не могут делать обычные вещи в обществе: есть, пить, разговаривать и смотреть в глаза. Моя дочь через три месяца на даче стала рваться в гости к соседям через забор без приглашения.
Дети помогают готовить и накрывать на стол, режут овощи настоящими ножами