Reggio подход что это

О Реджио-подходе с самого начала

В русскоязычной среде нет единого названия для подхода, известного в мире как Reggio Emilia approach. Есть несколько вариантов: Реджио-педагогика, Реджио-подход, подход Реджио Эмилия.

Этот подход возник в итальянской области Эмилия-Романья и активно используется в местных детских садах и школах. Колыбель Реджио-педагогики — областной центр Реджио Эмилия. Отсюда и название, хотя школ и детских садов, «вдохновлённых Реджио», множество во всем мире, далеко за пределами Италии

В 1991 году Реджио-подход в педагогике был признан лучшим для детских дошкольных учреждений. Он основан на особом уважительном отношении к ребёнку, развивающем диалоге с ним и вере в его возможности.

Особенности Реджио-подхода

Этот перечень позаимствован из книги «Bringing Reggio Emilia home» Луизы Бойд Кадвелл.

Ребёнок — главный герой процесса обучения (наравне с родителями и учителями).

«Дети сильны, богаты и способны, все дети обладают готовностью, потенциалом, любознательностью и интересом к формированию собственного обучения», — говорил создатель подхода Лорис Малагуцци.

Взрослые в Реджио верят: ребёнок вполне способен направлять и контролировать собственное обучение и развитие (а задача взрослого — поддержать и подбодрить). На английском языке этот принцип называется «child-led education».

Обучение сотрудничеству

Дети не изолированы в процессе обучения: они обязательно взаимодействуют со своей семьёй, другими детьми, учителями и обществом. Обучение в Реджио делает акцент на взаимодействии и сотрудничестве (поэтому важная форма работы в Реджио-садах — работа в малых группах)

Сто языков ребёнка

Детей в школах и садах Реджио учат представлять свои идеи и мысли разными способами. В известном стихотворении Лориса Малагуцци говорится,что у ребёнка есть 100 языков, чтобы выразить себя, но школа часто отбирает 99 языков самовыражения, оставляя только язык слов. Вот некоторые другие способы, помогающие ребенку выразить свои мысли, идеи и чувства:

В распоряжении детей множество материалов. С их помощью дети передают то, что они знают, понимают, чувствуют и придумывают, что удивляет, что вызывает вопросы. В результате образ мыслей ребёнка становится «видимым» — и для него, и для окружающих!

Ребёнок состоит из сотни.
У ребёнка сто языков,
сто рук, сто мыслей,
сто способов думать,
играть и говорить.
Сто, всегда сто
способов слушать, восхищаться, любить.
Сто радостных чувств,
чтобы петь и понимать,
сто миров,чтобы совершать открытия,
сто миров,чтобы делать изобретения,
сто миров,чтобы мечтать.
У ребёнка сто
(и ещё сто, сто, сто) языков,
но у него крадут девяносто девять из них.
Школа и культура отделяют голову от тела.
Они учат думать без рук,
делать без головы,
слушать молча,
понимать без радости,
а любить и восторгаться
только на Пасху и Рождество.
Они учат открывать уже существующий мир,
а девяносто девять из ста миров крадут.
Они учат:
игра и труд,
реальность и фантазия,
наука и воображение,
небо и земля,
разум и мечты —
вещи, несовместимые друг с другом.
В общем, учат,
что нет никакой сотни.
Ребёнок говорит:
сотня здесь.

Развивающая среда — третий учитель

Реджио-педагогику иногда называют педагогикой пространства. Почему? Пространство ребёнка всегда хорошо продумано. Разнообразные материалы разложены красиво и со смыслом, у каждого уголка есть своё назначение. В Реджио-пространстве царит естественный порядок: его ценят и поддерживают и взрослые, и дети.

Особая роль взрослого

Ребёнок в Реджио-педагогике руководит своим обучением, но взрослый в Реджио не становится скучающим наблюдателем или «обслуживающим персоналом». Учитель — партнёр, воспитатель и проводник. Он поощряет исследование разных тем, помогает в работе над детскими проектами и поддерживает, когда нужно найти решение проблемы.

Чтобы спланировать свою работу, взрослые внимательно слушают детей, наблюдают за ними. Они задают уточняющие вопросы, фиксируют детские идеи, гипотезы и теории, замечают ситуации, которые могут привести детей к новым открытиям и знаниям.

Совместное исследование

Дети становятся исследователями, изучая интересные им темы, наблюдая за явлениями окружающего мира. Взрослый подключается к детскому исследованию и активно участвует, старается оценить со стороны свой вклад и свою роль, обсудить происходящее с единомышленниками. Это тоже исследование…

«Документация»

Словом «документация» в Реджио педагогике называется любовное, внимательное фиксирование процесса обучения:

Все материалы заботливо собираются и хранятся в папках или на стендах, чтобы и дети, и взрослые всегда могли вернуться к интересной им теме.

Документация помогает увидеть со стороны проделанную работу, лучше понять происходящее. Она показывает детям, что их слова, идеи, задумки и проекты действительно имеют ценность!

Взрослый, ведущий документацию, старается отмечать не собственные мысли и догадки, а то, что действительно говорят (или показывают невербально) дети.

Это очень важно — не объяснять и не оценивать слова и жесты, а просто фиксировать их с объективностью диктофона или видеокамеры и «возвращать» детям в точности! В Реджио-подходе аудио- или видеозаписи часто пересматриваются, обсуждаются вместе с детьми.

История возникновения Реджио-подхода

Биография Лориса Малагуцци

Лорис Малагуцци родился 23 февраля 1920 года в итальянском городе Корреджо (север Италии). Когда ему было три года, семья переехала в город Реджио Эмилия, находившийся неподалёку (отец Лориса получил работу на местной железнодорожной станции).

Во время войны Лорис работал учителем — преподавал сначала в начальной школе в Солоньо, деревушке в Апеннинах, а позже в начальной и средней школах в родном городе Реджио. В 1944 году он женился (его единственный сын Антонио впоследствии стал архитектором).

В 1946 году Малагуцци получил степень в области педагогики в университете Урбино и стал принимать активное участие в движении по созданию в послевоенной Италии новых школ и детских садов. Он также участвовал в открытии первой народной школы в городе Вилла Челла в окрестностях Реджио.

Это оказалось началом долгой истории, вдохновляющей учителей и родителей по всему миру. Вплоть до самой своей смерти 30 января 1994 года Лорис Малагуцци руководил работой муниципальных яслей и детских садов в Реджио Эмилия, работающих по новым педагогическим принципам.

«Для строительства у нас был танк, несколько грузовиков и лошади»

В 50-е годы в Италии было очень активным движение родителей и педагогов-новаторов. Люди верили, что можно изменить мир, изменить общество и не допустить повторения ужасов войны, начав с изменения судеб детей…

Первую народную школу в городе Вилла Челла строили сами местные жители — по ночам и по воскресеньям. Как вспоминал Лорис Малагуцци, из строительной техники у них был «танк, несколько грузовиков и лошади».

Школа открылась, а вместе с ней — ещё семь в соседних городках. Именно тогда Малагуцци рискнул оставить работу в государственной средней школе, где проработал 7 лет.
Он прошёл курс по психологии и начал работать в городском муниципальном центре для детей со сложностями в обучении, а по вечерам преподавал в маленьких народных школах, созданных родителями.

Вскоре оказалось, что новые ученики с трудом понимают итальянский, говорят только на местном диалекте, а учителя полны энтузиазма, но совершенно не представляют, что именно от них требуется в новых условиях…

«Мы понимали, что нашего образования не хватает, что нам, как и нашим ученикам, нужно многому научиться… Мы были полны воодушевления и страха одновременно. И тут нам на помощь пришла простая вдохновляющая мысль: мы подумали, что узнать что-то важное о детях и для детей мы можем от самих детей!»

Учителя народных школ старались не только учить детей, но и учиться у них, поощрять любознательность и любопытство, относиться к своим ученикам тепло и с уважением, постоянно расти.

Школа «Робинзон»

В 1963 году в Реджио открылась первая официальная муниципальная школа, не зависящая от государства (60 учеников, две классных комнаты). Она носила говорящее имя «Робинзон». Такие школы были в новинку, и набрать 60 детей оказалось непросто. К тому же через 3 года деревянное здание школы сгорело, и все пришлось начинать заново.

Горожане настороженно наблюдали за новой школой, и тогда учителя решили раз в неделю «переезжать» в город. Они садились в грузовик вместе с детьми и необходимыми школьными принадлежностями и устраивали занятия на открытом воздухе: на площади, в парках, под колоннадой муниципального театра. Дети были счастливы. Люди наблюдали за происходящим, удивлялись и задавали много вопросов.

Некоторые проекты школы были очень масштабными. Один из них был посвящён Робинзону Крузо. Перед детьми и взрослыми стояла задача воссоздать характер и приключения героя. Все вместе они читали и пересказывали книгу Даниэля Дефо, рисовали, лепили и работали с деревом. Был построен корабль, изображены море, остров и пещера, сделаны инструменты Робинзона. Получилась долгая и зрелищная история. На следующий год подобный проект был посвящён Пиноккио.

Наконец, после долгой борьбы, в 1967 году народные школы перешли в ведение муниципалитета. В 1968 году таких классов было 12, а в 1980 — уже 58, в 22 школьных зданиях. Начинание получило поддержку!

Официальное признание

В 70-е годы у школ Реджио появилось множество друзей. Один из них — известный итальянский писатель и поэт Джанни Родари, посвятивший свою книгу «Грамматика фантазии» городу Реджио и живущим в нём детям. В 1971 году в Реджио прошла встреча учителей, на которую вместо 200 участников приехало 900! Именно тогда была опубликована первая книга о новом подходе — «Опыт новой школы для маленьких детей» («Experiences for a New School for Young Children», 1971).

Опыт маленького городка Реджио и его муниципальных школ и садиков привлекал все больше внимания, и сейчас по всему миру открыто множество учебных заведений, вдохновлённых Реджио-подходом. Кстати, время показало, что педагогика Реджио замечательно применяется и дома, в семье, независимо от того, ходит ли ребёнок в садик и в какой именно.

Отрывок интервью с Лорисом Малагуцци (видео и расшифровка)

Это фрагмент интервью, взятого в муниципальной Реджио-школе «Диана».

— Интеллект, который рождается в ребёнке, — что это для вас? Чудо, радость, удивление, тайна или закономерный результат поиска, поощрения, одобрения со стороны взрослого?

— Интеллект, разумность ребёнка — это по-прежнему то, во что нам следует верить! Верить, что ребёнок действительно разумен и может сам выстраивать процесс познания. Если мы готовы это принять, наши отношения с ребёнком заметно меняются!

Наш способ выражать мысли, наша школа приспосабливаются к ребёнку, а тот непрестанно «поставляет» нам новые запросы, темы для проверки и исследования. Страсть к познанию мобилизует всю личность ребёнка! Дети рождаются исследователями.

Когда мы вместе с детьми изучаем что-то новое, ищем возможность улучшить наши взаимоотношения, рождается удивительное взаимопонимание между взрослым и ребёнком. Но это не всё! Такое сотрудничество создаёт ось познания, подпитывает ум ребёнка, расширяет его видение мира: он замечает новые взаимосвязи (между понятиями, предметами, событиями…), становится способным к взаимодействию, диалогу, исследованию, поиску. Мне кажется, в этом смысл и главная сила того, что мы называем интеллектом.

Источник

Что такое реджио-педагогика

Reggio подход что это. redzhio 1. Reggio подход что это фото. Reggio подход что это-redzhio 1. картинка Reggio подход что это. картинка redzhio 1

Содержание:

Истоки методики

Все началось с истории итальянского педагога и психолога Лориса Малагуцци. Итальянец горячо любил свое дело, не переставая проводил педагогические исследования в родном городе Реджио Эмилия. Он оказался не просто школьным учителем, который не бросил учить детей в сложное военное время. Малагуцци защитил научный труд по теме педагогической работы с особенными детьми.

Reggio подход что это. redzhio 2. Reggio подход что это фото. Reggio подход что это-redzhio 2. картинка Reggio подход что это. картинка redzhio 2

Труды Выготского и Монтессори вдохновили педагога на создание абсолютно новой для того времени сети детских учреждений для ребят возрастом от 3 до 6 лет. Это были первые малыши, которых воспитывали по методике Малагуцци.

Детские сады и ясли: формат и специфика

Детские сады по версии Малагуцци принципиально отличались от типичных католических и частных статусом и финансированием. Это были муниципальные учреждения на содержании государства и отчасти родителей. Интересно, что размер родительского взноса зависел от обеспеченности семьи.

Для Италии такой формат детского сада были совершенно новым. Родители с энтузиазмом встретили идею, поэтому мест постоянно не хватало. Чтобы как-то решить проблему детей принимали на конкурсной основе. Ребят из сложных семей или с инвалидностью брали в сады вне конкурса.

Для Малагуцци и его последователей крайне важно было подарить каждому ребенку возможность получить образование и адекватное воспитание. Вот почему финансовое положение семьи или физическое здоровье ребенка не имели значения, скорее наоборот, детей из бедных и неблагополучных семей принимали в первую очередь.

Reggio подход что это. redzhio 3. Reggio подход что это фото. Reggio подход что это-redzhio 3. картинка Reggio подход что это. картинка redzhio 3

Ажиотаж вокруг детских садов Малагуцци вдохновил его на идею создания учреждений для самых маленьких. Так в 1970 году появились первые ясли.

Спустя 21 год методика воспитания итальянца и его сторонников по версии Newsweek официально была признана лучшей в мире. С этого момента интерес к ней не утихал. Америка, Европа, Азия углубились в изучение основ реджио-педагогики. Первые учреждения с воспитанием по методу Малагуцци появились и в России.

Сегодня в Италии работает фонд Reggio Children, создан Международный центр.

Ребенок — полный сосуд

Феномен педагогики Малагуцци — в отсутствии каких-то специальных программ и методик. Итальянец акцентирует внимание на природных возможностях и задатках каждого ребенка. Он убежден, что дети приходят в этот мир полиглотами, целостными личностями, наполненными сосудами. Задача взрослых — раскрыть потенциал, показать дорогу к самовыражению. У каждого ребенка свой путь, удобный и понятный только ему. Единой дороги нет.

Reggio подход что это. redzhio 4. Reggio подход что это фото. Reggio подход что это-redzhio 4. картинка Reggio подход что это. картинка redzhio 4

Лорис Малагуцци считал, что традиционная педагогика работает в обратном направлении. Вместо того, чтобы подтолкнуть ребенка к саморазвитию, взрослые лишают его 99 из 100 языков, с которыми он появился на свет.

Педагогические программы работают по единому принципу. Детей учат соответствовать ожиданиям и действовать в определенным рамках, поощряют стереотипное мышление, но забывают о важности гармонии тела и головы.

Из детей делают удобных членов общества. Их поощряют за умение “любить” и “дарить радость” по графику, например, на день св. Валентина или Рождество, причем укрепляют стереотипное мышление с раннего детства.

Роль педагога в садах нового формата

Реджио-педагогика нацелена на развитие индивидуальной личности ребенка. Педагоги взаимодействуют с детьми, помогают им раскрыться, учат не сравнивать себя с другими и не пытаться соответствовать общим требованиям.

Reggio подход что это. redzhio 5. Reggio подход что это фото. Reggio подход что это-redzhio 5. картинка Reggio подход что это. картинка redzhio 5

Педагог в детском саду, работающем по методике Малагуцци, ценит и уважает каждого ребенка. Он его наставник и друг.

От детских вопросов не пытаются отмахнуться, наоборот, детей стимулируют их задавать, а потом намеренно тянут с ответом, предлагая пофантазировать и придумать свои версии. Между детьми и педагогами нет иерархической пропасти, только ровные партнерские отношения.

Учебных планов и надзирательства руководства тоже нет. Реджио-педагогика исключает уравнивание детей и любое давление. Каждый ребенок индивидуален, соответственно и ключики к дверям его потенциала подбирают в индивидуальном порядке, и ни в коем случае не пытаются взломать замок силой.

Чему учат и как вовлекают детей в процесс

В основе совместного изучения явления: природные и социальные, все, над чем поработал человек. Любые ситуации, выходящие за рамки реджио-педагогики, не повод искать виноватых и обвинять. Это лишь возможность изучить и поразмышлять.

Reggio подход что это. redzhio 6. Reggio подход что это фото. Reggio подход что это-redzhio 6. картинка Reggio подход что это. картинка redzhio 6

Интересный пример из Newsweek: «Луке 4 года и он занимался аппликацией на тему осени. К дереву мальчик решил наклеить настоящие листья (перед этим дети их сами собрали на прогулке). Учитель наблюдала за Лукой и как только он выбрал лист, спросила, видит ли он разницу между тем, как он выглядит с одной и с другой стороны? Лука заинтересованно изучил прожилки на одной стороне, перешел к осмотру фактуры на другой и только после этого принял решение, какая из них больше подходит для его истории осени.»

Чтобы работать с детьми в таком формате, педагогам нужно постоянно совершенствоваться. Воспитателям детских садов, практикующим реджио-педагогику, для этого выделяют специальное время. Специалисты объединяются, сотрудничают, делятся опытом и идеями.

Учат камни, проволока и даже мусор

Все, что окружает детей, помогает им познать мир и себя. Младшие школы и детские сады, где практикуют реджио-педагогику, это всегда особенные классы. Они оформлены как наглядные обучающие пособия в картинках для того, чтобы дети с детства интересовались природными явлениями, окружающим миром, искусством и техникой.

Reggio подход что это. redzhio 7. Reggio подход что это фото. Reggio подход что это-redzhio 7. картинка Reggio подход что это. картинка redzhio 7

Чего только нет в классных комнатах! Кроме обычных красок и карандашей, можно увидеть:

Это даже может быть просто мусор. Последователи реджио-педагогики уверены, что дети большему научатся, обращая внимание на простые окружающие их вещи, чем на игрушки и игры. За порядком и «ассортиментом» дети и педагоги следят вместе.

Пространство и среда в детских учреждениях

Детские сады Реджио мало напоминают классические садики стран СНГ. Отличается все, начиная от площади и заканчивая меню. Сады Реджио просторные, в них большие окна и много зеркал. Окна — для перманентного наблюдения за окружающим миром, зеркала — для глубокого знакомства с собой.

Reggio подход что это. redzhio 8. Reggio подход что это фото. Reggio подход что это-redzhio 8. картинка Reggio подход что это. картинка redzhio 8

Еще одно отличие — подход к воспитанию, доверие и интерес к любознательности детей. Малышам разрешают заходить на кухню, помогать готовить для себя и других. Поощряются инициатива, импровизация и личные рецепты ребят.

В отделке детских садов почти нет искусственных материалов. В приоритете натуральное дерево.

Помещения для детей уютные и комфортные. В каждом классе есть возможность побыть наедине с собой или поиграть с друзьями, не мешая другим. Пространство разделено на зоны и плоскости нескольких уровней:

В каждом классе есть зона для творчества — ателье. Ответственный за зону — художник-ательерист.

Reggio подход что это. redzhio 9. Reggio подход что это фото. Reggio подход что это-redzhio 9. картинка Reggio подход что это. картинка redzhio 9

Важно, что детей не отделяют от достижений прогресса, поощряют интерес к современным технологиям. Малышам помогают освоить принципы работы:

Типичная отличительная черта садов Реджио — “пьяцца”, особенное место для встречи и обсуждения всего, что происходит в саду и за его пределами, планов на будущее, включая ближайший проект. В обсуждении участвуют взрослые и дети, у всех равное право голоса. Эта традиция помогает детям научиться слушать, планировать, высказывать собственное мнение.

Партнерство и общение

По определению Newsweek, у истоков реджио-педагогики активные жители коммуны (преимущественно женщины), которые смогли создать условия для обучения детей, несмотря на полную разруху после войны. Изначально родители были во главе процесса, а чтобы заинтересовать им как можно больше семей с детьми и сторонников, окна садов выводили на улицы города.

Reggio подход что это. redzhio 10. Reggio подход что это фото. Reggio подход что это-redzhio 10. картинка Reggio подход что это. картинка redzhio 10

В наши дни родители все также не просто отдают детей на попечение воспитателям, чтобы поскорее заняться своими делами. Они принимают участие в жизни детского сада, бывают на занятиях, работают над совместными проектами, вместе с детьми расширяют познания в разных областях, готовятся к школе с удовольствием и энтузиазмом.

Дети не проводят все время в группах. Вместе с друзьями и педагогами они ходят на выставки, в музеи. Абсолютно нормальной практикой считается совместная экскурсия с группой на работу одного из родителей детей.

На занятиях не перебивают и не отмалчиваются. Ребят учат слушать мнение других, вступать в диалог, объяснять собственную позицию, выстраивать партнерские отношения друг с другом. Для этого их увлекают уже ранее упомянутыми проектами.

Интересно, что проекты бывают как спонтанными, так и спланированными. Например, если ребенок придумал интересное для себя занятие, ему предложат подключить к делу других ребят или же проект обсуждается заранее в рамках «пьяццы».

Детям предлагают решать и практические задачи, даже если это бытовые недетские проблемы в детском саду. У ребят могут спросить совета, выслушать мнение, попробовать их методы.

Reggio подход что это. redzhio 11. Reggio подход что это фото. Reggio подход что это-redzhio 11. картинка Reggio подход что это. картинка redzhio 11

Акцент делают не на результате, а на процессе и возможностях для развития. Дети не должны стараться оправдать ожидания. Они свободны в решениях, поэтому их идеи смелые и яркие.

Отчетность и оценивание

Обычная подготовительная школа не имеет ничего общего с садами, где работают по методу реджио-педагогики. Детей в них не оценивают и не контролируют стандартными способами. Ребят не тестируют, не аттестуют по баллам, оберегают от любых сравнений с другими. Прогресс каждого ребенка оценивается только на основании его предыдущих результатов. Общие критерии тут не работают.

Результаты документируются. Воспитателю важно собрать доказательства работы с детьми: фото занятий, рисунки, поделки и пр. Материал постоянно анализируется, в программу работы с каждым ребенком вносятся необходимые коррективы.

Reggio подход что это. redzhio 12. Reggio подход что это фото. Reggio подход что это-redzhio 12. картинка Reggio подход что это. картинка redzhio 12

Факт фиксирования результатов не скрывают от детей. Наоборот, таким образом им дают понять, что все, что они делают имеет значение, и даже если что-то не вышло сейчас, к этому можно вернуться позже.

Мнение скептиков

Реджио-подход в педагогике критиковали и продолжают критиковать за нестандартные практические занятия и не только. Критики не уверены, что уникальный опыт основателя в принципе под силу кому-либо повторить в условиях реальной жизни в наше время. В Италии в 60-х годах не удалось воспроизвести что-то подобное, так стоит ли думать, что мир примет новые методы и станет воспитывать детей по примеру находчивых итальянцев сегодня?

На самом деле опасения, как и критика такого дошкольного образования не обоснованы. Детские сады, воспитывающие по методам реджио-педагогики, уже существуют и успешно работают по всему миру, включая страны Африки и США.

Reggio подход что это. redzhio 13. Reggio подход что это фото. Reggio подход что это-redzhio 13. картинка Reggio подход что это. картинка redzhio 13

Ежегодные исследования и помощь союзников из международного объединения Network благоприятно влияют на развитие системы. Несмотря на разницу контента, менталитетов, условий жизни, в каждом детском саду педагоги руководствуются главными принципами, среди которых уважение и доверие к ребенку, внимание к его потребностям и интересам.

Заключение

Системный подход в рамках реджио-педагогики касается всех областей развития ребенка. Детям предоставляется свобода выбора, поддерживается их инициатива, учитываются желания. В этом уникальность методики. Она оказывает колоссальное влияние на развитие маленькой личности.

Reggio подход что это. redzhio 14. Reggio подход что это фото. Reggio подход что это-redzhio 14. картинка Reggio подход что это. картинка redzhio 14

Еще в дошкольном возрасте дети учатся важным вещам: умению действовать в команде, слушать и уважать точки зрения других, формулировать мысли и высказываться, критическому мышлению и многому другому. Все это навыки эффективного человека 21 века. Логично предположить, что реджио-подход для современных детей пока единственно верный и перспективный.

Источник

«Я открыла детский сад в пандемию» Что такое реджио-подход и почему детям сложно пережить самоизоляцию

Reggio подход что это. 940photo 2020 10 29 14.44.48. Reggio подход что это фото. Reggio подход что это-940photo 2020 10 29 14.44.48. картинка Reggio подход что это. картинка 940photo 2020 10 29 14.44.48

В начале осени Анна Шулейко открыла центр «Подкова» — это уже второй ее проект, связанный с реджио-педагогикой. Этот подход появился в Италии после войны, когда педагог и психолог Лорис Малагуцци открыл первый детский сад в городе Реджо-Эмилия. В нем не было учебных планов, воспитатели не заставляли детей заниматься чем-то определенным, а давали им свободу выбора, тщательно документируя их поведение. Сейчас реджио-сады стали открываться и в России. Анна рассказала The Village об особенностях подхода и запуске детского центра в пандемию.

Вернуться в садик

Анна Шулейко

Reggio подход что это. Artboard 1 knewAw. Reggio подход что это фото. Reggio подход что это-Artboard 1 knewAw. картинка Reggio подход что это. картинка Artboard 1 knewAwЯ всегда смотрела на мир и думала: почему так часто в 30 лет люди пытаются понять, кто они и чем хотят заниматься на самом деле? Я сама по первому образованию специалист в области налогообложения, окончила «Плешку», но никогда не собиралась этим заниматься. До получения поистине моего образования в Британской высшей школе дизайна прошло немало лет. В процессе я освоила множество профессий: от коммерсанта до фуд-фотографа.

Когда появилась задача поиска детского сада для дочери, я была в растерянности. Пришлось попробовать многое от мягких методик вроде Монтессори до классических подходов «как у нас в детстве», где кормят с ложечки и заставляют не плакать. Все это было абсолютно не так, как я представляла каждый день моего ребенка. Также триггером к более глубокому изучению образовательных подходов стала моя аэрофобия, которая, как оказалось, прогрессировала из-за неумения проживать собственные эмоции и страхи.

Reggio подход что это. quote 01 wbLQNw. Reggio подход что это фото. Reggio подход что это-quote 01 wbLQNw. картинка Reggio подход что это. картинка quote 01 wbLQNwЛучшее, что может дать взрослый, — это насыщенная и разносторонняя среда для исследования

К счастью, моя близкая подруга Лера Сидорова (по образованию педагог) задалась вопросом, кто же тот самый идеальный учитель, задолго до меня и на тот момент уже перенимала реджио-опыт на родине подхода — в Италии. Он начал развиваться с 60-х годов прошлого века в небольшом городе Реджо-Эмилия. Главная идея в том, что ребенок — уже сформированная личность, имеющая 100 языков, 100 способов думать, говорить и понимать, обладающая необыкновенным ресурсом и потенциалом к обучению, изменению и способностям. Лучшее, что может дать взрослый, — это насыщенная и разносторонняя среда для исследования и предложения, основанные на глубочайшем наблюдении за ребенком. В реджио нет готовой методики, каждый день выстраивается исключительно на опыте и интересах прошлых дней, и иногда все может пойти не по плану.

Благодаря Лере я познакомилась с Юлей и ее садом Reggiostudio. Там я с первого дня оставила дочь и задалась вопросом: почему подобного дошкольного образования практически нет в России? Через полгода в партнерстве с Юлей мы открыли второй Reggiostudio на Бауманской, чем я очень дорожу и горжусь. Сейчас, спустя год, открылся наш с Лерой центр «Подкова» в Нескучном саду.

Reggio подход что это. IMG 2487. Reggio подход что это фото. Reggio подход что это-IMG 2487. картинка Reggio подход что это. картинка IMG 2487

Запуск в пандемию

Reggiostudio на Бауманской запустился перед Новым годом, когда никто не ищет сад, зимой все еще сидели на Бали, в начале апреля нас, как и всех, закрыли из-за пандемии. Арендодатели долго не шли навстречу по аренде, в итоге из карантина мы вышли с долгом в 1,5 миллиона рублей. Поэтому все сложности самоизоляции были пройдены от и до. Сейчас на Бауманской все хорошо, туда ходит около 20 семей, на самоизоляцию вновь ушли единицы.

Reggio подход что это. quote 01 wbLQNw. Reggio подход что это фото. Reggio подход что это-quote 01 wbLQNw. картинка Reggio подход что это. картинка quote 01 wbLQNwЦены на месяц отличаются в зависимости от формата посещения: от 40 тысяч до 65 тысяч рублей

Помещение для нашего сада с Лерой мы нашли летом. Тревог было достаточно. Понимая, что осенью ожидается вторая волна заболеваемости, мы четко обозначили позицию на случай локдауна и добились комфортных условий по аренде. Сейчас сложность в том, что люди крайне осторожны и предпочитают оставаться дома. У нас новое имя, но мы не можем потратить большой бюджет на рекламу, чтобы семьи просто знали о нас, но не приходили до спада заболеваемости. К сожалению, этот срок невозможно спрогнозировать. Поэтому в рекламу мы почти не вкладываемся, разве что символические суммы тратим на инстаграм. В основном на привлечение новых клиентов работает сарафанное радио.

Сад рассчитан на 25–30 детей, но пока многие сидят дома, и он не будет быстро заполнен, так что можно прийти и попробовать. Можно ходить три раза в неделю, проводить в садике по полдня или весь день. Цены на месяц отличаются в зависимости от формата посещения: от 40 тысяч до 65 тысяч рублей. У нас можно провести день за 2 500 рублей. Для малышей до двух лет разовое посещение стоит 1 300 рублей. У нас нет групп и деления по возрастам. Приходят дети от двух лет до школьного возраста, есть деятельность для детей помладше, когда они приходят в сад с родителями. Старшие помогают малышам, а те тянутся к старшим, нет такого, чтобы ребенок сказал: «Он еще маленький, не буду с ним дружить».

Reggio подход что это. IMG 2598. Reggio подход что это фото. Reggio подход что это-IMG 2598. картинка Reggio подход что это. картинка IMG 2598

Сложности

Главная сложность — найти педагогов. Воспитатели привыкли говорить «не бери», «не трогай», «не бегай», «не плачь». Их так учили. Именно поэтому мы не ищем безусловных учителей. Стать реджио-педагогом может любой человек, обладающий достаточной широтой мышления и жаждущий уйти от устаревших стандартов. Для работы не нужно специальное педагогическое образование. Главные якоря — эмоциональный интеллект, критическое мышление и soft skills. Изначально искали сотрудников на HeadHunter, уже сейчас педагоги приходят к нам сами — они узнают о нас, например, через инстаграм. Это те, кто в поиске альтернативного и свежего подхода к образованию. Но найти своего человека, который сможет стереть в себе советского учителя, очень непросто.

Еще сложно соответствовать стандартам лицензирования. Например, розетки и выключатели в детском саду должны быть не менее чем в 1,8 метра от пола. Даже в государственных садах это редко где выполняется, жутко неэргономично. Наша деятельность зарегистрирована как «присмотр и уход за детьми», это дает возможность немного уйти от стандартов. Но ограничений все равно достаточно: помещение не должно быть в подвале или выше второго этажа, детям нельзя у нас спать. Мы используем спроектированные нами капсулы отдыха, и после обеда все желающие могут направиться туда, слушать рассказы и перезагружаться. Остальные занимаются спокойной деятельностью: смотрят документальные фильмы, читают и познают новое.

Требования Роспотребнадзора по части защиты от COVID-19 мы тоже выполняем (маски, замер температуры). К нам приходят осознанные родители, они вряд ли приведут больного ребенка, не заметив, что ему плохо. Гораздо большую опасность представляет для детей длительная изоляция — это огромный стресс. Есть дети, которые после изоляции не могут делать обычные вещи в обществе: есть, пить, разговаривать и смотреть в глаза. Моя дочь через три месяца на даче стала рваться в гости к соседям через забор без приглашения.

Reggio подход что это. quote 01 wbLQNw. Reggio подход что это фото. Reggio подход что это-quote 01 wbLQNw. картинка Reggio подход что это. картинка quote 01 wbLQNwДети помогают готовить и накрывать на стол, режут овощи настоящими ножами

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *