Safety contour in ecdis что это

Настройка параметров безопасности для обнаружения опасных объектов

Группа Safety frame предназначена для настройки размера рамки, которая будет использоваться для анализа картографических данных и для формирования алармов против посадки на мель [antigrounding], зональных алармов и навигационных алармов.

Safety contour in ecdis что это. image745. Safety contour in ecdis что это фото. Safety contour in ecdis что это-image745. картинка Safety contour in ecdis что это. картинка image745

• Ahead – окно для ввода величины заблаговременности формирования аларма /предупреждения. Эта величина определяет длину, которая равна расстоянию, которое пройдет судно с текущей скоростью относительно грунта. Если устанавливается нулевая величина, предупреждение подается, когда символ судна пересекает границу зоны;

• Port – для настройки ширины коридора по левому борту судна;

• Starboard – для настройки ширины коридора по правому борту судна;

• Show safety frame – включение вывода рамки безопасности на экран ECDIS task.

В полях ввода Ahead, Port и Starboard укажите необходимые значения, определяющие форму рамки безопасности.

Чтобы показать на экране рамку безопасности, нужно выбрать опцию Show safety frame. Рамка безопасности выводится в виде прямоугольника, очерченного красным цветом:

Safety contour in ecdis что это. image747. Safety contour in ecdis что это фото. Safety contour in ecdis что это-image747. картинка Safety contour in ecdis что это. картинка image747

Группа Safety parameters предназначена для установки и просмотра параметров безопасности в режиме Navigation:

Safety contour in ecdis что это. image749. Safety contour in ecdis что это фото. Safety contour in ecdis что это-image749. картинка Safety contour in ecdis что это. картинка image749

• Check on scale larger than – принятие к учету всех карт с масштабом крупнее установленного для проверки их на наличие навигационных опасностей;

• Safety contour – окно для ввода значения параметра безопасной изобаты;

• Safety depth – окно для ввода значения параметра безопасной глубины;

• Shallow contour – окно визуализации значения параметра глубоководной изобаты, ограничивающей цветовое выделение мелководной зоны для карт формата ENC;

• Deep contour – окно визуализации значения параметра мелководной изобаты, ограничивающей цветовое выделение глубоководной зоны для карт формата ENC.

Нажмите на кнопку Check on scale large than и выберите минимальное значение масштаба.

Safety contour in ecdis что это. image751. Safety contour in ecdis что это фото. Safety contour in ecdis что это-image751. картинка Safety contour in ecdis что это. картинка image751

На кнопку будет выведено выбранное значение. Будут учтены все карты, имеющие масштаб, крупнее установленного. По умолчанию установлен масштаб 1:300 000.

Воспользуйтесь полем Safety Contour для ввода значения безопасной изобаты.

Safety contour in ecdis что это. image753. Safety contour in ecdis что это фото. Safety contour in ecdis что это-image753. картинка Safety contour in ecdis что это. картинка image753

Воспользуйтесь полем Safety depth для ввода значения безопасной глубины.

Safety contour in ecdis что это. image755. Safety contour in ecdis что это фото. Safety contour in ecdis что это-image755. картинка Safety contour in ecdis что это. картинка image755

Настройка параметров безопасности для плавания вблизи опасных объектов

Группа Antigrounding alarms содержит опции для включения и выключения следующих параметров безопасности:

Safety contour in ecdis что это. image757. Safety contour in ecdis что это фото. Safety contour in ecdis что это-image757. картинка Safety contour in ecdis что это. картинка image757

• Nav. Danger – для включения аларма, подаваемого при подходе к отдельной опасности;

• Land danger – для включения аларма, подаваемого при подходе к объектам с атрибутом “Land”;

• AIDS to navigation – для включения аларма, подаваемого при подходе к стационарным точечным объектам (буи и т.д.);

• Safety contour – для включения аларма, подаваемого при подходе к изобате меньшей значения Safety contour.

Выберите активированную опцию Nav. Danger для включения аларма, когда в пределах рамки безопасности возникает отдельная опасность для судовождения, или корректурные объекты с атрибутами “danger”/“depth”, или опасный объект NAVTEX.

Выберите опцию Land danger опцию, чтобы система могла подать предупредительный сигнал при обнаружении в рамке безопасности береговых объектов.

Выберите опцию AIDS to navigation, чтобы система могла подать предупредительный сигнал при обнаружении в рамке безопасности стационарных точечных объектов.

Выберите опцию Safety contour, чтобы система могла подать предупредительный сигнал при пересечении контура безопасности рамкой безопасности.

Источник

Что такое Safety Contour в ECDIS? Формула расчета

Safety contour in ecdis что это. cropped vorota 1 3. Safety contour in ecdis что это фото. Safety contour in ecdis что это-cropped vorota 1 3. картинка Safety contour in ecdis что это. картинка cropped vorota 1 3

Safety Countour (контур безопасности) является самым важным параметром безопасности в ECDIS для отображения небезопасных акваторий, обнаружения изолированных опасностей и для срабатывания сигнализации от посадки судна на мель. Контур безопасности в основном представляет контур линию, которая обозначает разделение между безопасными и небезопасными водами.

Safety contour in ecdis что это. different Safety settings on ECDIS. Safety contour in ecdis что это фото. Safety contour in ecdis что это-different Safety settings on ECDIS. картинка Safety contour in ecdis что это. картинка different Safety settings on ECDIS

Синий цвет используется для обозначения небезопасных областей, в то время как белый или серый для безопасных областей. Контур безопасности по умолчанию, если он не указан судоводителем, установлен на 30 м. В отличие от бумажных карт ECDIS позволяет судоводителю устанавливать параметры безопасности в соответствии с статическими или динамическими характеристиками судна.
Контур безопасности можно рассчитать следующим образом:

SAFETY CONTOUR = SHIP’S DRAFT + SQUAT + UKC – HEIGHT OF TIDE, где

Ship’s Draft — осадка судна
Squat — проседание судна
UKC (Under Keel Clearance) — глубина под килем
Height of Tide — высота прилива

Согласно политике компании требование UKC (Under Keel Clearance) составляет 10%. Обратите внимание, что расчет UKC учитывает различные факторы, такие как состояние моря, плотность или увеличение осадки из-за бортовой качки. Under Keel Clearance должен быть рассчитан согласно расчетному листу UKC компании.

UKC = 1,0м
SQUAT AT MAX SPEED = 1м
Высота прилива = 1м

Таким образом, значение контура безопасности было бы равно 11м.

Контуры предоставляются в значениях 5, 10, 15, 20 и 30 и так далее. Если значение установленное судоводителем недоступно среди доступных контуров глубины, ECDIS выбирает следующий наиболее глубокий доступный контур в ENC.

Если в течение определенного времени, установленного пользователем, судно собирается пересечь контур безопасности, раздастся звуковой сигнал. Основываясь на значении контура безопасности, ECDIS отображает изолированный символ опасности подводных объектов и препятствий, которые могут представлять опасность для навигации. Символ изолированной опасности отображается, если присутствует какой-либо подводный объект или другие препятствия, которые имеют глубину, меньшую, чем контур безопасности в водах за пределами безопасного контура.

Источник

Safety contour in ecdis что это

Tell me more about the Isolated danger symbol Safety contour in ecdis что это. sd43671se36265se. Safety contour in ecdis что это фото. Safety contour in ecdis что это-sd43671se36265se. картинка Safety contour in ecdis что это. картинка sd43671se36265seЕвгений Богаченко 6 16899

Safety contour in ecdis что это. Isolated danger. Safety contour in ecdis что это фото. Safety contour in ecdis что это-Isolated danger. картинка Safety contour in ecdis что это. картинка Isolated danger

Что-то давненько уже не затрагивалась никакая тема о ECDIS. В таком случае, я предлагаю сейчас немного поговорить про эту систему. Хотя многое уже было сказано, но тема эта достаточно обширная и в этот пост хотелось бы посвятить такому понятию, как Isolated Danger Symbol.

Итак, давайте напомним себе, что такое Isolated Danger Symbol. Так же как на бумажных картах, так и на электронных, нанесена различная информация, включающая в себя также информацию о подводных препятствиях, которые могут представлять навигационную опасность. Думаю, все знают условные обозначения, которые применяются на картах для обозначения этих препятствий. Причем, постарались сделать так, чтобы символы на электронных картах (я имею в виду ENCs – официальные векторные карты) были максимально похожи на символы, к которым мы привыкли, пользуясь бумажными картами. Вообще за отображение символов на электронных картах (ENCs) отвечает обязательный стандарт, которому все электронные карты должны отвечать, этот стандарт называется S-52, стандарт этот установила Международная Гидрографическая Организация (IHO – International Hydrographic Organization).

Но использование ECDIS, дает некоторые преимущества, чтобы более наглядно отображать те подводные препятствия, которые могут представлять угрозу для нашего судна. Я вспоминаю, когда при использовании бумажных карт нужно было выделять все подводные препятствия, которые находятся неподалеку от предварительной прокладки и представляют угрозу безопасности мореплавания, яркими маркерами, чтобы они были легко различимы среди прочей информации. С ECDIS это теперь происходит автоматически. Что я имею в виду? Теперь уже конкретно по теме.

Мы знаем, что в ECDIS существуют такие параметры, как Safety depth, Safety contour, Shallow contour, Deep contour. Мы не будем их опять разбирать в этом посте, чтобы его не растягивать, тем более эта информация очень хорошо уже была освещена в прошлом.

Вкратце коснемся понятия Safety contour, потому что от него в большей степени зависит то, что мы будем видеть на экране. Величина Safety contour вводится оператором ECDIS – это глубина изобаты, пересечение которой может предупредить о риске посадки на мель или же может означать непосредственно саму посадку на мель. Все зависит от того, какие величины ввел оператор и также в некоторой степени зависит от того, какой вид презентации глубин стоит в настройках ECDIS (2 цвета или 4 цвета). Если в целом, то смысл параметра Safety contour – это обозначить мелководье, опасные районы, где возможна посадка на мель. На экране мелководье окрашивается в сине-голубой цвет, а безопасные глубины остаются белыми, сама же изобата, которая ограничивает мелководье, выделяется жирным серым цветом. Но опять-таки, все зависит от того, какие настройки цвета (2 цвета или 4 цвета) выставлены в параметрах. Величина Safety contour напрямую зависит от статической осадки судна и от скоростного проседания (Squat effect), а также от политики Вашей Компании в отношении минимального Under keel clearance. Т.е. суммируем эти 3 величины и получаем минимальное значение глубины, которое необходимо для безопасного прохождения судна. И эта величина уже может служить для ввода параметра Safety contour в ECDIS. Но тут есть два других нюанса.

Первый нюанс – это то, что на многих картах изобаты нанесены с шагом в 10 метром. Т.е. показаны изобаты 10м, 20м, 30 м и т.д. Иногда можно встретить шаг в 5 метром, очень-очень редко можно встретить шаг в 1 метр, я знаю только о картах Австралийского Гидрографического Офиса, которые описывают район Великого Барьерного рифа, там есть такой шаг, показаны изобаты с шагом глубины в 1 метр и это очень удобно. Но на большинстве карт интервал глубин между изобатами равен 10 метров и если Вы указали в настройке Safety contour какое-то промежуточное число, например 18 метров, а такой изобаты на карте нет, то ECDIS выделит следующую доступную изобату, т.е. 20 метров. Это очень распространенное явление и его необходимо учитывать при оценке информации.

Второй нюанс, лично я сталкивался с требованиями Компании выставлять параметр Safety depth равным сумме статической осадки судна, скоростного проседания и минимального допустимого Under keel clearance. И сразу жирным цветом выделялись глубины (soundings), которые были равны или меньше выставленной величине. А параметр Safety contour нужно было принять и выставить немного больше (глубже), чем параметр Safety depth, чтобы ECDIS выделил и обозначил границу мелководья, пересечение которой не будет сразу означать посадку на мель. В таком случае, если пересечь границу Safety contour, то будет еще какое-то время, чтобы предпринять маневр и выйти за зону мелководья, прежде чем судно войдет в действительно опасную для него опасную зону мелководья. Но очень легко потерять смысл всего этого, в том случае, если параметр Safety depth равен, к примеру, 12 метрам, тогда Safety contour можно выставить немного большим, скажем 14 или 15 метрам. Но изобаты у нас на карте показаны с шагом в 10 метров. Т.е. имеется изобата 10м и 20м, ECDIS все равно выделит мелководье вплоть до 20 метровой изобаты. Тот же результат мы бы получили, если бы ввели параметры Safety depth и Safety contour одинаковыми, т.е. 12 метров, при отсутствии изобаты 12 метров, ECDIS опять выделяет мелководье вплоть до 20 метровой изобаты. К слову, в иностранных пособиях эти величины вводят равными друг другу. Опять мы «немного” отвлеклись. Но это поможет нам легче понять смысл следующей информации.

Safety contour in ecdis что это. Isolated danger symbol. Safety contour in ecdis что это фото. Safety contour in ecdis что это-Isolated danger symbol. картинка Safety contour in ecdis что это. картинка Isolated danger symbol

Isolated danger symbol (показан выше) – это новый и приметный символ, который отображается на экране ECDIS над подводной опасностью, в том случае, если глубина над этой опасностью равна или меньше величины Safety contour, которую ввел вручную оператор и эта опасность находится за пределами границы Safety contour, т.е. другими словами, когда опасность лежит в «безопасных водах”, которые показаны белым цветом. Тогда вместо условного значка какой-либо опасности мы видим это условное обозначение.

Isolated danger symbol применяется только к таким видам опасностей, как wreck, rock, obstruction, которые находятся под водой. Этот символ НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ к глубинам (soundings).

Рассмотрим следующий пример. У нас дисплей настроен на режим ‘All’ (отображаются глубины и прочая навигационная информация) и показаны 2 навигационные опасности. Глубина над опасностью, расположенной к югу равна 13.1 метров, а над той, которая расположена к северу – глубина 11.5 метров. Обе эти опасности находятся в области между изобатами 15-20 метров. Оператор ECDIS установил значение Safety contour равным 14 метров, но изобаты 14 метров на карте нет, поэтому ECDIS выделил автоматически следующую по возрастанию имеющуюся изобату – 15 метров. И так как обе опасности находятся ВНЕ Safety contour (вне обозначенного голубым цветом мелководья), они и обозначены значками Isolated danger symbol.

Safety contour in ecdis что это. Isolated danger all display. Safety contour in ecdis что это фото. Safety contour in ecdis что это-Isolated danger all display. картинка Safety contour in ecdis что это. картинка Isolated danger all display

Если мы изменим параметр Safety contour на величину, равную 12 метров, то банка, которая находится к югу, с глубиной над ней 13.1 метров становится «безопасной” и поэтому значок Isolated danger symbol над ней исчезает. Банка, которая находится к северу, с глубиной 11.5 метров остаётся «опасной”, поэтому Isolated danger symbol продолжает отображаться над ней. ECDIS продолжает отображать мелководье вплоть до изобаты 15 метров, потому как изобата 12 метров, значение которой оператор установил в Safety contour тоже отсутствует.

Safety contour in ecdis что это. Isolated danger all display 12m. Safety contour in ecdis что это фото. Safety contour in ecdis что это-Isolated danger all display 12m. картинка Safety contour in ecdis что это. картинка Isolated danger all display 12m

И если мы изменим настройки дисплея и включим режим ‘Standard’, то «безопасная” банка к югу больше не будет отображаться, т.к. опасности она больше не представляет, с настройками Safety contour 12 метров. Ну а банка к северу, представляющая опасность продолжает отображаться, согласно требованиям к ‘Standard display’.

Safety contour in ecdis что это. Isolated danger standard display. Safety contour in ecdis что это фото. Safety contour in ecdis что это-Isolated danger standard display. картинка Safety contour in ecdis что это. картинка Isolated danger standard display

В большинстве случаев реальная глубина над подводной опасностью известна и её включают в электронную карту (ENC). Но бывают нередкими случаи, когда глубина над навигационной опасностью неизвестна, а известен только промежуток глубин между изобатами, где находится эта навигационная опасность. Т.е. если выделить опасность (ECDIS pick up report), то в описании, к примеру, может говориться: «точная глубина над опасностью неизвестна, минимальная глубина в данной области равна 15 метров, максимальная глубина – 20 метров”. Когда точная глубина над навигационной опасностью неизвестна (не включена в ENC, при ее создании), то ECDIS будет использовать всю имеющуюся дополнительную информацию из описания, чтобы определить, какой символ отображать в данном конкретном случае. И ECDIS всегда будет «ошибаться” в безопасную сторону.

Например, если разработчик ENC не указал глубину над навигационной опасностью, а указал только, что «она находится в районе с минимальной глубиной 15 метров и максимальной глубиной 20 метров”, то ECDIS будет считать, что глубина над опасностью 15 метров (выбирает наименьшую). И дальше уже в зависимости от настроек Safety contour будет выбирать, какой нужно символ отображать над этой опасностью. Если же изготовитель ENC указал, что «глубина над опасностью меньше, чем окружающие глубины в данной области” или когда он не дал вообще никакого дополнительного описания к навигационной опасности, то ECDIS будет считать, что глубина равна 0 метров и в таком случае будет отображать значок Isolated danger symbol.

В общем случае рекомендуется использовать ECDIS pick up report, чтобы определить, действительно ли данная навигационная опасность, обозначенная значком Isolated danger symbol, представляет опасность мореплавания, потому что мы знаем, что не везде указываются глубины над такими опасностями.

Отображение подводных опасностей, которые находятся вне Safety contour (вне обозначенного мелководья для нашего конкретного судна с его конкретной загрузкой) таким приметным значком, как Isolated danger symbol, является очень полезным инструментом при планировании перехода, потому как он сразу бросается в глаза. Но существует и другая сторона медали, она заключается в том, что на электронной карте часто обозначен малый диапазон изобат, это явление уменьшает преимущества использование параметра Safety contour. Простой пример, судно с осадкой 11 метров, которое вводит параметр safety contour равный 11 или 12-13 метров, а на карте присутствуют только изобаты 10 метров и 20 метров. В таком случае ECDIS выделит область вплоть до 20-ти метровой изобаты и эта область уже считается мелководьем, хотя с данной осадкой судно без проблем может пересекать 20 метровую изобату и в определенной степени может там маневрировать без риска посадки на мель. В такой ситуации очень удобно использовать параметр Safety depth, который выделит опасные глубины (ТОЛЬКО глубины (soundings). ) внутри мелководья жирным цветом. А в тех районах мелководья, где глубины не будут выделены жирным цветом, можно безопасно маневрировать. Однако было бы не лишним убедиться, для полной оценки ситуации, что глубины над подводными препятствиями, которые находятся внутри мелководья (внутри Safety contour), были глубже, чем введенное значение Safety contour.

Посмотрим на такой пример: банка с глубиной над ней 13.8 метров находится в зоне между 10 и 15 метровой изобатами. Величина Safety contour, введенная оператором равна 11 метров. Т.к. на карте нет изобаты 11 метров, ECDIS выделяет мелководье вплоть до 15 метров. И эта банка с глубиной 13.8 метров является «безопасной”, в то время как две другие банки на юго-западе, с глубинами 9.3 метров и 9.9 метров, являются для данного судна опасными.

Safety contour in ecdis что это. Isolated danger safety contours. Safety contour in ecdis что это фото. Safety contour in ecdis что это-Isolated danger safety contours. картинка Safety contour in ecdis что это. картинка Isolated danger safety contours

И чтобы оператор мог правильно оценить обстановку многие (НО НЕ ВСЕ!) производители ECDIS также делают возможным отображение Isolated danger symbol над подводными препятствиями, которые расположены внутри мелководья (внутри Safety contour), когда глубины над этими подводными препятствиями меньше, чем введенное оператором значение Safety contour. Это понятие называется «extended use of the Isolated danger symbol” – расширенное использование нового символа.

Safety contour in ecdis что это. Isolated danger safety contours 2. Safety contour in ecdis что это фото. Safety contour in ecdis что это-Isolated danger safety contours 2. картинка Safety contour in ecdis что это. картинка Isolated danger safety contours 2

Это расширенное использование нового символа может быть стандартным способом работы для некоторых типов ECDIS. Для некоторых типов ECDIS это расширенное использование нового символа может быть как дополнительная опция, которую можно включить или выключить в любой момент. Ну и если переключить дисплей на режим ‘Custom’ или ‘All’, когда включены и подводные препятствия и глубины, и если включить это расширенное использование нового символа, то оператор ECDIS может определить зоны внутри мелководья (внутри Safety contour), где нет глубин выделенных жирным цветом функцией Safety depth, где нет этих ярких и броских в глаза значков Isolated danger symbol и где нет никаких надводных опасностей. И в таком случае, эта область мелководья может считаться безопасной для мореплавания, при условии, что карта составлена по данным свежего и качественного сюрвея, т.е. на ней отмечены все опасности. Качество сюрвея, как мы помним, можно проверить настройкой Quality pattern (знакомые нам звездочки), или она может как-то по-другому называться в зависимости от производителя оборудования.

Трудно подвести одну черту и сказать однозначно, что оборудование, с которым Вы можете столкнуться, будет работать именно так, как описано выше. Это происходит потому, что производители ECDIS трактуют установленные стандарты немного разными путями. Однако очень важно знать и понимать, как Ваш конкретный ECDIS на конкретном судне отображает Isolated danger symbol. Это дает возможность удостовериться, что все подводные препятствия, которые могут представлять опасность для судна не будут упущены и не останутся незамеченными.

Международная Гидрографическая Организация (IHO) разработала специальную карту (IHO Check dataset), которая помогает оператору проверить, как его конкретный ECDIS будет вести себя при различных настройках, т.е. как он будет отображать Isolated danger symbol. Подробную информацию по этому поводу можно найти на официальном сайте: http://www.iho.int/

Ну и в завершении этой статьи попробуем подвести итог, как ECDIS реагирует на различные настройки при различных режимах и как он отображает Isolated danger symbol над различными подводными препятствиями с различными глубинами над ними. Для наглядности будем использовать следующий рисунок.

Safety contour in ecdis что это. Isolated danger safe water. Safety contour in ecdis что это фото. Safety contour in ecdis что это-Isolated danger safe water. картинка Safety contour in ecdis что это. картинка Isolated danger safe water

Условимся, что оператор ECDIS выставил параметры Safety depth и Safety contour равными 6 метров, а ECDIS обозначил область мелководья вплоть до изобаты 10 метров, потому что изобата 6 метров на карте отсутствует.

На рисунке показаны 4 банки, которые находятся глубже, чем отображаемый Safety contour 10 метров, т.е. они лежать ВНЕ мелководья. Только над одной банкой глубина меньше, чем введенное значение Safety contour 6 метров, поэтому такая банка будет всегда обозначена значком Isolated danger symbol.

Глубина над оставшимися тремя банками больше чем 6 метров, поэтому они будут отображаться обычными символами и будут видны, только если слой с подводными препятствиями будет включен (дисплей в режиме ‘Custom’ или ‘All’). Точный вид значка, который будет отображаться для оставшихся трех банок будет зависеть от того, добавлено ли значение глубины над банкой в описании или оно отсутствует. Заполнение значка банки цветом зависит от глубины над банкой, если глубина меньше 20 метров, значок закрашивается, если глубина над банкой больше 20 метров – значок не закрашивается.

На рисунке также показаны 4 банки, которые находятся внутри мелководья, внутри обозначенного Safety contour 10 метров. Глубина над одной банкой больше, чем введенное оператором значение Safety contour 6 метров, поэтому эта банка не будет обозначена значком Isolated danger symbol, даже если опция использования этого символа на мелководье будет включена (хотя для некоторых типов ECDIS это может быть не так). Эта банка будет видна только в случае, если слой с подводными опасностями будет включен (дисплей в режиме ‘Custom’ или ‘All’).

Глубины над оставшимися тремя банками меньше, чем 6 метров. За исключением банки Stranded wreck, т.е. опасности, которая не полностью погружена под воду, при условии включения опции использования Isolated danger symbol на мелководье, две другие банки должны быть обозначены новым приметным значком. Если эта опция расширенного использования нового символа на мелководье выключена, а слой с опасностями будет включен, то банки будут обозначены привычными символами, в зависимости от того, указана глубина над банкой или нет. Если глубина над банкой указана и эта глубина равна или меньше значению Safety depth, то значение глубины над банкой будет выделено жирным шрифтом.

Напоследок по поводу опасности Stranded wreck, которая выступает над поверхностью. Эта опасность обозначается только присвоенным ей значком (затонувшее судно) независимо от настроек опции Isolated danger symbol. В пределах мелководья эта опасность будет отображаться, только если включен слой с опасностями (дисплей в режиме ‘Custom’ или ‘All’), как и показано на рисунке. В режиме ‘Standard display’ эта опасность будет отображаться, только если она находится за пределами мелководья, т.е. вне Safety contour.

Довольно немаленький получился пост. Надеюсь, все было понятно, и эта информация будет полезна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *