Scrum доска что это такое
Что такое скрам-доска
Поговорим об одном из наиболее часто используемых инструментов для повышения эффективности команды.
Что такое скрам?
Скрам – это методика менеджмента, помогающая командам разработчиков, исповедующим Agile (то есть гибкую методологию разработки ПО), легче управлять поставленными задачами.
Если вы не знаете, что такое Agile, то вот небольшая справка, вкратце поясняющая суть методологии:
Скрам – это дополнение к Agile, позволяющее сделать процесс разработки нового ПО еще быстрее. Это достигается благодаря четкому формированию, распределению и делегированию задач в команде.
Основные принципы методологии
У методики scrum есть шесть основных сущностей.
1. Анализ пожеланий пользователей
Первое, что анализируют разработчики в команде, – story. Под этим термином подразумевается пласт данных, связанных с функциональностью ПО, в котором нуждаются пользователи. Речь идет о самой функции, особенностях ее реализации, сложности разработки, а также преимуществах, которые дает реализация конкретной функции. Анализ пожеланий пользователей можно упростить, если ответить на три вопроса:
2. Спринт
При использовании скрам-методологии каждый «забег» разработки длится от одной до четырех недель. Это одно из важнейших условий.
3. Бэклог продукта
Бэклог – это список задач, пользовательских пожеланий, улучшений, которые нужно внести в приложение, и ошибок, которые нужно исправить.
4. Бэклог спринта
Бэклог спринта отличается от бэклога продукта своим размером и специализацией на более узком круге задач. В нем прописывается список задач, которые должны быть решены в течение одного спринта.
5. Команда спринта
«Забеги» выполняются командами сотрудников, которые делятся на три функциональные группы:
Владелец продукта. Персонаж-визионер, понимающий, как должно выглядеть готовое решение по итогу. Выступает главным «мостом» между пользователями и разработчиками.
Скрам-мастер. Один из лидеров, следящий за тем, чтобы программисты следовали скрам-принципам.
Команда разработчиков. Небольшая команда с набором необходимых навыков для реализации задумок владельца продукта. Дизайнеры, художники, разработчики, копирайтеры и т.п.
6. Ретроспектива спринта
Под этим термином понимается встреча сотрудников компании и групповой анализ проделанной работы. Работники собираются после каждого «забега» и размышляют на тему того, как можно ускорить процесс разработки, как устранить ошибки, возникающие по ходу работы и т.п. В общем, всеобщая подготовка к работе над ошибками в ходе следующего спринта.
Что такое scrum-board?
Мы разобрались с большей частью терминологии. Теперь можем перейти к доскам. Скрам-доска (или спринт-доска, или скрам-борд, или scrum-board, как будет угодно) – это визуальная презентация тех задач, что должны быть решены за один «забег».
Скрам-доска похожа на многоколоночный список элементов, позволяющий команде разработчиков:
Отслеживать все задачи, которые необходимо решить, работая над текущим проектом.
Контролировать процесс работы. Наблюдать за сотрудниками и грамотно распределять между ними задачи/функции.
Следить за прогрессом текущего спринта. Чтобы задачи вовремя попадали в список выполненных.
Проводить аналитические совещания с целью обсудить успехи компании.
Такая доска может быть как физическим объектом (магнитная доска или доска, на которой пишут маркером), так и цифровой реализацией, т.е. приложением с функциональностью, присущей физическим скрам-бордам.
Структура скрам-доски
Скрам-борд делится на несколько блоков. Мы рассмотрим 6 распространенных блоков (их может быть больше или меньше).
Основные типы скрам-бордов
Тут нет замысловатой категоризации. Доски делят на физические и цифровые.
Физические доски
Это может быть магнитная доска на холодильнике или школьная доска. Любая поверхность, к которой можно прикреплять стикеры с задачами. Ее визуально делят на необходимое количество колонок и лепят карточки на нужные участки.
По мере продвижения разработки стикеры мигрируют из одной группы в другую, пока спринт не завершится.
Цифровые скрам-доски
А это приложения, которые имитируют поверхность для стикеров с описанием задач. Принцип работы тот же, но есть свои плюсы:
Онлайн-версии скрам-досок синхронизируются по сети. Данные доступны всем сотрудникам независимо от их месторасположения, используемого устройства или используемой сети.
Цифровой доской можно пользоваться хоть вдесятером одновременно. Без помех и неудобств.
Карточки с задачами могут содержать не только текст, но и картинки, видео, ссылки, комментарии, даже небольшие чаты для обсуждения грядущей работы с коллегами и начальством. При этом эти дополнения не занимают лишнего пространства на доске и не отвлекают других участников «забега».
Визуальную составляющую цифрового скрам-борда можно настроить под свои предпочтения.
Кому стоит использовать скрам-доски?
Читая о том, как scrum-методику используют разработчики, вы уже наверняка попытались примерить ее на свою сферу деятельности (если она, конечно, еще не связана с разработкой ПО в рамках спринтов).
Такие доски используют в продажах. Только вместо stories (запросов пользователей) используются глобальные цели компании по достижению определенного количества проданных товаров или порогов прибыли.
Аналогичная ситуация наблюдается у рекрутеров. Они собирают данные о кандидатах на доске и, тестируя их на разных этапах, перераспределяют из одной колонки в другую (проверенные, опрошенные и т.п.).
Но на деле scrum можно использовать в любой сфере деятельности и даже в повседневной жизни. Универсальность методики позволяет применить ее хоть на списке продуктов или же на любом совместном списке задач. Можно выставить в одной колонке цели вашей семьи, задачи, над которыми ведется работа, и то, что уже сделано.
Как правильно пользоваться скрам-бордом
Работа над списком задач формируется в 5 этапах.
Проанализируйте stories пользователей. Сотрудники компании еще на этапе планирования спринта должны выбрать, какие из элементов бэклога продукта должны быть реализованы в ходе надвигающегося «забега». Их добавляют в бэклог спринта.
Распределите задачи. Тимлиды вместе с разработчиками разбивают «хотелки» пользователей на отдельные карточки, чтобы было проще заниматься реализацией намеченных планов. Также они совместно занимаются делегацией задач. Выбирают, кто и чем будет заниматься.
Миграция задач из списка «Надо сделать» в «Делается». В ходе спринта разработчики должны регулярно брать задачи, чтобы не оставаться без дела и ускорять общий поток перехода задач в список выполненных.
Завершаем все задачи. Решение о том, должна ли задача быть закончена или отправлена в список отложенных, стоит принимать как можно раньше, чтобы не тратить лишнее время на ее обработку и частичную реализацию. Чем больше карточек из «Надо сделать» по итогу попадут в «Сделано», тем успешнее будет «забег».
Проанализируйте выполненную работу. Вместе с начальством оцените эффективность работы. Выясните, на каких этапах возникли сложности, с чем они связаны и как их можно решить в ближайшем спринте.
Ключевые преимущества scrum-досок
Мы знаем, для чего нужны скрам-борды и уже умеем применять их на практике (в теории, конечно). Но почему стоит выбрать именно скрам, а не исследовать другие методологии, применяемые в разработке?
Scrum нацелена на увеличение производительности всей команды и упрощение коммуникации между ее участниками. Даже цифровая скрам-доска помогает собрать всех сотрудников вместе в одном пространстве и дать каждому возможность видеть общий фронт работ. Это облегчает понимание ситуации для каждого работника.
Настроить scrum-доску и внедрить в уже отлаженный рабочий процесс несложно. Буквально в пару кликов можно перенести задачи из используемых таск-менеджеров в новое приложение, а уж освоить его точно никому не составит труда. Процесс до боли примитивный – берешь карточку и перетягиваешь на соседнюю колонку.
Ну и главный плюс таких досок – выявление проблем. Не получится забыть про задачу, потерять ее или заблудиться в обилии дел, не понимая, чем конкретно сейчас нужно заниматься. Четкая структура скрам-борда «очищает» голову разработчиков и позволяет им сконцентрироваться на написании кода, а не на менеджменте.
Отличия скрам от канбан
На первый взгляд методики похожи, ведь у канбан почти та же колоночная структура. Но есть и значимые отличия.
Спектр работ – в скрам-доске содержится только информация касаемо грядущего спринта. В 99% случаев задачи строятся вокруг принципов Agile и исключают более глобальные цели. А в канбан «улетают» вообще все задачи, что надо решить. Причем период и масштаб заданных целей не имеют значения.
Лимиты – в ходе «забега» важно завершить как можно больше поставленных задач, поэтому любой сотрудник может взять на себя неограниченное количество карточек. А в случае с канбан действует строгое правило – ограничить количество задач, находящихся в списке «В работе». Нельзя брать на себя слишком много и тянуть с выполнением.
Владельцы доски – скрам-доска привязана к конкретной команде и обособлена от остальной части компании. Канбан-доска может быть достоянием целой корпорации и использоваться всеми ее сотрудниками.
Карточки – в случае с канбан разработчики не создают бэклоги вообще. Список задач – нескончаемый массив. Контролируется он весьма условно, строгих правил формирования максимально компактных целей не существует.
Аналитика – еще одна отличительная черта скрам-бордов. Визуализация аналитических данных в виде графиков, таблиц, схем и т.п. Все, что может позволить быстро оценить ситуацию.
Лучшие программы для создания цифровых скрам-досок
При внедрении методики scrum в работу команды, важно выбрать правильный инструмент.
Безусловный лидер, уже ассоциирующийся с Agile-разработкой. Поддерживает все необходимые для разработчиков функции, встроенную систему аналитики, множество механизмов сортировки данных и коммуникацию между сотрудниками.
ClickUp
Продвинутый цифровой scrum-board с возможностью наглядно устанавливать цели, а также находится в постоянном контакте со всеми программистами компании. Комментировать каждую карточку, например.
monday.com
Удобная система взаимодействия в Agile-команде с функцией интеграции других популярных сервисов. Также monday.com любят за обилие готовых шаблонов со всеми необходимыми колонками.
Wrike
Популярный инструмент для менеджмента больших команд в ходе спринтов. Им пользуются крупные корпорации в духе Google и Airbnb. Wrike более универсален и адаптирован не только под решение задач разработчиков.
Вместо заключения
Scrum – неотъемлемая составляющая Agile-разработки. Без этой методологии не получится грамотно и успешно контролировать рабочий процесс, подмечая все проблемные места. Скрам-доска не несет в себе ни единого недостатка, она точно сделает вашу команду эффективнее.
Разбираемся в Scrum и Kanban
Аспирант Нетологии Максим Пименов продолжает рассказ про гибкие методологии создания ПО. На этот раз Максим разбирает Kanban и Scrum — два подхода к работе над проектом, основанных на Agile.
Scrum и Kanban — это гибкие методологии создания продукта. По ним можно работать в любой отрасли, но особенно хорошо они подходят для ИТ. В основе обеих методологий лежат принципы Agile, о которых я писал в предыдущей статье.
Чистый Scrum — более директивная методология — больше предписаний. Kanban — демократичнее, поэтому его проще внедрить.
Обе технологии близки, потому их инструменты можно комбинировать.
Команды в Kanban и Scrum
Основа обеих методологий — Agile, поэтому и в Scrum, и в Kanban работают небольшие автономные команды из 5—9 человек. В командах нет формального руководителя, и никто извне не диктует, как организовывать работу над продуктом.
Поскольку команда автономная и самоорганизующаяся, за успех или неудачу она отвечает как единое целое. Провал не свалить на ленивого разработчика или невнимательного тестировщика.
Обе методологии подразумевают, что команда располагается в едином пространстве. Лучше, если это не кубиклы, а общая комната. Главный принцип — свободное общение между специалистами и общие обсуждения.
А вот дальше в Kanban и Scrum начинаются различия.
Kanban. Над задачей может работать несколько узкопрофильных команд. К примеру, сначала работают аналитики, потом дизайнеры рисуют прототип, а на третьем этапе включаются разработчики.
При этом универсальные команды не запрещены.
В Kanban внутри команды нет ролей.
Scrum. Над проектом работает одна универсальная команда. В ней столько разноплановых специалистов, сколько нужно для решения любой задачи проекта.
Поскольку команда самоорганизуется, у специалистов scrum-команды нет формальной компетенции. Когда необходимо, тестировщик помогает дизайнеру, а аналитик — разработчику.
В scrum-команде помимо собственно специалистов есть две роли.
Scrum-мастер — человек, который организует работу. Это не управленческая должность, и он не раздает указания. Его задачи:
В свободное от этих задач время скрам-мастер работает так же, как другие члены команды.
Владелец продукта — product owner — определяет ход проекта, он может представлять внешнего заказчика. Владелец знает все о рынке и целевой аудитории. Он ставит приоритеты задачам. Результат работы команда представляет владельцу продукта.
Как составляют список задач
Для начала команда берет проект и делит его на десятки, а то и сотни задач поменьше. Это часть философии Agile, поэтому так делают и в Kanban, и в Scrum.
Все задачи проекта, которые предстоит выполнить, складывают в общий список — бэклог. Бэклог — это банк задач проекта. Каждая задача должна быть актуальна. Если потребуется, их можно добавлять в бэклог или удалять из него «на лету».
Каждая задача имеет вес — обычно это время, которое нужно на решение. Команда сама оценивает вес всех задач, поэтому если проект не закончен в срок, виновата команда.
Также у каждой задачи есть приоритет. В Kanban приоритеты расставляет команда, в Scrum — владелец продукта. Приоритеты можно и даже нужно пересматривать по ходу проекта — это один из столпов гибких методологий.
Как работают над проектом
Когда начинается работа, Scrum становится понятно, почему его называют намного более директивной методологией.
Scrum-команда разбивает время работы над проектом на равные отрезки — спринты. Спринт может длиться и день, и месяц, а в последние годы стандартом стал спринт в 2 недели.
Поскольку все спринты одинаковы по длительности, в работе команды появляется ритм. Ритм — важный аспект методологии.
Спринт состоит из четырех последовательных этапов.
В Scrum категорически нельзя добавлять задачи в текущий спринт, поэтому Scrum менее гибок. Даже если появилась срочная и важная задача, она пойдет в работу только со следующего спринта.
В конце спринта недоделанные задачи уходят обратно в бэклог. Нужно ли их доделывать и когда, определяют на этапе планирования следующего спринта.
По сравнению со Scrum-директивами Kanban — это оплот либерализма и хаос.
Спринтов как таковых нет. Проект обычно делят на итерации, но они могут быть любой длины. Ритмичность Kanban не предписывает.
Вспомним этапы scrum-спринта:
В Kanban один этапы не завязаны на другие. Наступают они, когда решит команда. К примеру, релиз — по вторникам, планирование — когда закончились задачи, ретроспективы — каждый последний четверг месяца, а на фоне всего этого непрерывно идет разработка.
Поскольку выраженных спринтов нет, появляются особенности:
Что за доски используют Scrum и Kanban
Доска — это сердце kanban- и scrum-разработки, единственный визуальный атрибут методологий. Доски первым делом вешают на стену, когда хотят показать, что работают по Kanban или Scrum.
Доску используют, чтобы сделать проект прозрачнее, распланировать задачи и поставить ограничения.
Доску расчерчивают на столбцы. Каждый столбец — это состояние задачи («Разработка», «Тестирование», «Релиз»). Количество столбцов зависит от проекта, но чем их меньше, тем лучше.
Карточки — это задачи. На каждой описание, вес и приоритет. Когда задача проходит очередной этап, ее переклеивают в соответствующий столбец. При простом взгляде на доску понятно, как дела с проектом в целом и с каждой задачей.
Доски бывают физические и электронные.
Физическая доска. Часто доска — это действительно доска с клетками из малярного скотча. Задачи — липкие листочки, которые удобно двигать по доске.
Настоящая доска стоит в комнате и каждый в команде видит, как идут дела. Вокруг настоящей доски хорошо собираться во время совещаний.
Электронная доска. Электронная доска под рукой на пляже, на даче, в машине и в метро. Если у вас есть сотрудники, которые работают удаленно, электронная доска — единственный выход.
Я люблю настоящие доски, но без электронных иногда не обойтись.
Что такое SCRUM-доска и как она учит ребёнка управлять своими делами
Чтобы научить своего 12-летнего сына Никиту навыкам самоорганизации, мы стали использовать дома своеобразную версию методологии управления проектами SCRUM. Спустя полгода могу с уверенностью сказать, что это работает. Рассказываю о самой системе и её базовых принципах.
Сразу оговорюсь, я не фанат тайм-менеджмента и планирования, в моей жизни инструменты управления делами появились в глубоко взрослом возрасте как вынужденное зло. Можете представить себе, каким стрессом для меня было попасть в ситуацию, когда несколько лет назад мне стало нужно не только свои дела организовывать, но и координировать работу целой команды «Банды умников»?
Я искренне восхищаюсь своими коллегами, которые легко и эффективно планируют своё время, концентрируются на важных вещах, ведут карточки в Trello, записывают дела и задачи не на случайных бумажках, а в специальном блокноте, и он не теряется у них через неделю.
Так вот, ближе к «детскому» вопросу: в работе «Банды» уже полтора года мы используем методологию (идеологию, фреймворк… да неважно!) SCRUM. Вот так в самом начале внедрения выглядели наши SCRUM-доски (сейчас они переехали в электронный вид).
Сказать, что навыки самоорганизации стали камнем преткновения для Никиты и наших отношений с ним — ничего не сказать. Он не только гениально ленив, инертен, «забывчив», изобретателен в отговорках, склонен к прокрастинации, но ещё и абсолютно устойчив к уговорам, подкупу, шантажу, санкциям, социальному давлению, похвалам и всем остальным попыткам заставить его делать что-то, чего ему прямо сейчас почему-то не хочется. Я бы давно отчаялся, если бы не рассказы мамы о моём поведении в детстве, из которых становится понятно, от кого Никите достались эти таланты.
В общем, внедрение Baby-SCRUM было для нас, мягко говоря, серьёзным вызовом, и по итогам полугода можно точно сказать, что это работает. Расскажу вкратце о самой системе и её базовых принципах.
Стикеры с задачами
Начну с этой простой вещи, которая кажется избитой и очевидной, но на самом деле замечательно отражает саму суть Agile-подхода к управлению делами.
Так вот, стикеры с задачами — просто гениальная вещь при умелом использовании. Перечень или список задач — жёсткая, непластичная вещь. Написав перечень задач в блокноте или на доске, уже сложно поменять задачи местами, дописать что-то, разбить какую-то из задач на части, убрать потерявшие актуальность.
Но стоит переписать задачи на клейкие стикеры — и всё приходит в движение! Например, их можно сначала наделать сколько угодно, а потом подумать, в каком порядке их выполнять — и без проблем переклеить. Или часть отложить на будущее. Или переклеить в перечень дел другому человеку. Красота!
Стикеры можно использовать не только на доске, но и в папке или даже в блокноте.
SCRUM-доска
Это командная рубка всей системы, тут наглядно видны все текущие задачи и задачи на ближайшее будущее. В нашем случае доска на холодильнике — это стратегический узел домашней логистики на входе в кухню: хочешь не хочешь, а сталкиваешься с ней десятки раз в день.
SCRUM-доска состоит из колонок, стикеры с задачами продвигаются по ним по мере приближения к состоянию «сделано». Прелесть этих простых действий с переклеиванием стикеров туда-сюда заключается в том, что в повседневных заботах можно оставить в поле зрения только те дела, на которых нужно сфокусироваться, не забивая голову тем, что ещё только предстоит или тем, что уже сделано.
Вот как устроены колонки:
«Бэклог»
Сюда попадают задачи с пока неопределённым сроком выполнения, вроде «надо не забыть когда-то потом при случае сделать». В общем, они на виду, и когда придёт их черёд — про них не забудут.
Например, пришла вам идея, что неплохо бы как-нибудь в выходные сходить в зоопарк. Но, как всегда, когда эти самые выходные наступят, это как-то забудется, и пройдут выходные буднично и бездарно… А вечером воскресенья — бац! Точно, в зоопарк же хотели! Вот если в бэклог писать все идеи на выходные, то прямо вечером пятницы будет просто спланировать выходные.
Это уже не просто идеи, а конкретные задачи, которые нужно сделать на этой неделе. Они туда попадают и из бэклога, и напрямую (например, в школе что-то задали). Часть стикеров тут появляется вечером воскресенья, а часть добавляются в течение недели.
«Делать»
Это задачи на день. Часть задач здесь оказывается вечером накануне, из колонки «надо» или напрямую. Собственно, вечер — это единственное время, когда я вижу Никиту в будни, утром он уезжает в школу намного раньше меня. А часть оперативных задач сюда поступает от Юли (моей жены), это хозяйственные дела по дому, помощь с Алисой (нашей младшей) и всё в этом духе.
«Проверка»
Промежуточная колонка, куда Никита перемещает сделанные (по его мнению) дела. Оттуда они попадают (или не попадают) в «Готово» или в течение дня, после проверки мной или Юлей, или только вечером, когда мы с ним делаем обзор дня.
«Готово»
Сюда задачи попадают из «Проверки», но не всегда. Дело в том, что наше с Никитой мнение относительно «сделанности» дел иногда очень сильно расходится. Например, он считает, что прибрался на кухне, а я вижу оставшуюся на плите грязную сковороду и крошки на столе, и стикер возвращается в «Делать».
Лайфхак: вместо стикеров для стандартных повторяющихся задач (вынести мусор, купить воду и прочее) удобно использовать магнитные стикеры.
SCRUM-доска настолько классный и удобный инструмент, что постепенно там появились и мои собственные хозяйственные дела, а потом появился и отдельный цвет стикеров для Юли.
Ежедневное и еженедельное планирование
Как известно, в квартире вещи могут быть всегда на местах, только если этот порядок постоянно поддерживается — все кладут вещи на место, а не оставляют, где придётся. Точно так же и в организации дел: SCRUM-доска не только должна быть на виду, с ней нужно работать с установленной регулярностью и по чётким правилам. Иначе рано или поздно какие-то задачи окажутся не записанными, какие-то стикеры — не переклеенными, а контроль над состоянием дел утрачен. В общем, её постигнет судьба моих многочисленных блокнотов и ежедневников.
У нас две обязательные процедуры: ежедневный обзор дел и еженедельный обзор.
Ежедневный обзор
Каждый вечер мы с Никитой и Юлей смотрим на доску и оцениваем, что из сегодняшних дел сделано, а что нет. Естественно, Никита очень гордится, если продуктивно провёл день, ну а я, как любой родитель, горжусь не меньше. Если что-то не сделано — обсуждаем причины или возникшие сложности.
Сначала мы смотрим колонку «Проверка». Например, Никита должен был сделать задания в тетради по английскому — тут же её смотрим, даём обратную связь, стикер двигается либо в «Готово», либо, если задания нужно ещё доработать — возвращаем в «Делать».
Потом смотрим колонку «Делать» — что не сделано, что помешало, как это сделать завтра.
Потом колонку «Надо» — дела, которые стоит взять в работу на завтра. Кроме этого, конечно же, можно посмотреть в расписание уроков, график занятий, в календарь, чтобы понять, какие ещё дела на завтра ещё актуальны. Например, если вечером пойдём в гости, то после школы нужно сбегать в магазин за тортом.
Получилось аж несколько абзацев, но на практике такой вечерний обзор занимает пять-десять минут, потому что в обычный будний день обсуждения заслуживает одно-два дела.
Еженедельный обзор
Тоже довольно быстрое дело, минут на 10—15:
• Делаем обзор колонки «Готово». Резюмируем успехи и выводы, после этого освобождаем её от всех стикеров (теоретически можно сохранить для истории и статистики, но мы просто выбрасываем).
• Наполняем колонку «Надо» новыми задачами. Задачи сюда вносятся из «Бэклога», календарей, расписания и просто из головы.
Хотя, как я уже написал, очень важна обязательность и регулярность. У нас, к сожалению, пропускается как минимум 20—30% вечерних обзоров — или я поздно прихожу с работы, или дома обстоятельства совсем не позволяют найти удачный момент. В субботу вечерний обзор не особо нужен, в воскресенье делаем обзор недели и планирование следующей (иногда это сползает на вечер понедельника).
Действия с колонками по времени:
Ещё в процессе обзора и планирования стараюсь больше задавать вопросы, чем указывать, что делать — мы ведь хотим научить Никиту самого контролировать свои дела, распределять приоритеты, выстраивать график.
Обязательные правила
Есть несколько обязательных правил, о которых мы поэтапно договорились с Никитой, чтобы всё это работало. Их немного, часть из них, как мне кажется, универсальны, а часть нужны именно исходя из нашей жизненной ситуации, уклада.
1. Любая задача сразу фиксируется на стикере
Вы сами, наверное, знаете, сколько раз ребёнку нужно сказать «убери вещи в шкаф», чтобы вещи в конце концов там оказались. Одна из целей обучения управлению делами — чтобы человек был сам в состоянии удерживать свои задачи под контролем.
В практическом плане это правило введено для того, чтобы дела Никиты не нужно было отслеживать и напоминать. Иначе зачастую проще сделать что-то самому, чем пять раз напоминать (ведь у ребёнка всегда найдётся какое-то текущее дело поинтереснее) и постоянно следить, выполнено или нет.
Если Никита получает какое-то задание (а это далеко не всегда происходит на планировании), оно сразу же пишется на доску (в «Бэклог», «Надо» или «Делать — смотря что за дело).
Исключение — только дела, которые нужно «всё бросить и сделать» прямо сейчас, вроде «быстро разобрать сумки из магазина». Ну и ещё есть дела, которые выполнить быстрее, чем написать, например, «убрать обувь с прохода на полочку».
2. Есть перечень постоянных обязанностей, которые Никита контролирует сам каждый день
Этих задач не так много, но перечень, конечно же, расширяется со временем. Сейчас это утренний разбор посудомоечной машины, покупка питьевой бутилированной воды, вынос мусора.
А ещё обязательно нужно после школы выполнять хотя бы три хозяйственных поручения, полученных от Юли (я в это время на работе). То есть, придя домой, Никита должен сам в инициативном порядке спросить, что ему нужно сделать, чем помочь, записать это на стикеры и взять в работу.
3. Видео и компьютер — после всех остальных дел
Ну тут всё просто: у Никиты есть ежедневный лимит по времени, которое он может пользоваться компьютером и планшетом. Это дело даже вынесено на отдельный стикер и стоит в «надо» каждый день, но в самом конце перечня дел.
Наша общая цель — чтобы на это дело тоже хватало времени, и мы в этом заинтересованы не меньше его. Наша позиция: «Никита, от жизни нужно получать удовольствие, тебе нравится играть в компьютерные игры — давай стараться, чтобы у тебя на это хватало времени!»
Очень важный, на мой взгляд, момент, заключается в том, чтобы не превращать систему управления делами в «тоталитарную машину». Мы с Никитой обсуждаем планы и дела, но не мы с Юлей указываем каждый день, что и как должно происходить в жизни Никиты. Здесь, как мне кажется, стоит перекладывать на ребёнка ответственность за планирование дел, ответственность за выбор, за принятие многих решений.
Есть область взаимных обязанностей, ведь мы одна семья и совместно ведём домашнее хозяйство, и тут родители как бы являются «начальством». Но обязательно должны быть и задачи, появление и выполнение которых исходит от ребёнка, в выполнении которых заинтересован он сам.
По затратам времени: ведение дел в таком виде требует определённой организованности, но во много раз экономичнее по времени, чем постоянно контролировать дела ребёнка и напоминать по десять раз о том, что ему нужно сделать прямо сейчас.