Spo на бирже что это
Что такое IPO и SPO и можно ли на этом заработать?
IPO (Initial Public Offering) — процедура публичного размещения акций акционерного общества для неограниченного круга инвесторов. Переход компании из частной в публичную дает ряд преимуществ, например:
Кроме того, существует и ряд недостатков:
Подготовка к IPO нередко занимает год и более, при тщательном планировании мероприятий и привлечении квалифицированных, опытных консультантов влияние позитивных факторов легко затмевают затраты и неудобства, связанные расходами на проведение IPO и раскрытием информации.
Для инвесторов нельзя однозначно сказать, что участие в IPO — это хороший способ заработать. Есть как положительные примеры (Московская биржа, АЛРОСА, Магнит), так и отрицательные (ВТБ, ТМК, ДВМП). При принятии решения инвестор должен проанализировать качество эмитента, его кредитные метрики, состояние отрасли, состояния рынка IPO в целом, экономической, политической ситуации стране и др. факторы. Сделать это рядовому инвестору не представляется возможным, поэтому существует команда аналитиков (обычно со стороны организаторов торгов), которая проводит анализ и презентует его широкому кругу потенциальных инвесторов.
Первое за 10 лет IPO нефтяной компании — «Русснефть», — которое прошло в ноябре 2016 года, пока не приносит плодов инвесторам, цена акции за 2 месяца примерно равна цене размещения (550 рублей) и пока мы достаточно осторожны в своих прогнозах по этому эмитенту. Куда более интересным выглядит IPO «Детского мира», участие в котором мы рекомендовали своим клиентам. Компания является крупнейшей розничной сетью детских товаров с широкой географией и высокими темпами роста (выручка CAGR 2011-2015 137%, рост числа магазинов CAGR 2012-2016 25%). Мы рекомендуем покупать акции «Детский мир» с целью 95-100 рублей до конца 2017 года.
SPO (Secondary Public Offering) — публичное размещение акций, которые принадлежат уже существующим акционерам. Благодаря данному размещению, количество акций в свободном обращении (free-float) растет, потому что общее количество акций не меняется, а один из акционеров продает свои акции неограниченному кругу инвесторов. Рассмотрим это с точки зрения инвестора и сделаем предположение, что SPO может являться триггером к росту котировок акций. Вторичное размещение акций повышает количество акций в свободном обращении, увеличивает ликвидность и повышает интерес со стороны иностранных инвесторов.
Например, 15 ноября 2016 года компания ИнтерРАО была включена в расчет индекс MSCI Russia (фондовый индекс российского рынка, входящий в группу индексов развивающихся рынков MSCI Emerging Markets), а компания Мегафон была исключена из него. В итоге в последующие пять торговых дней акции первой компании выросли на 7,5%, а акции второй упали на 6,5%. Но для инвестора важнее предугадывать данные события, а не покупать акции «по факту», когда большая часть движения акций уже отыграна и заложена в ожиданиях рынка. Одним из инструментов, как раз является проведения SPO и его оценка в виде возможного дальнейшего влияния на изменения количества акций в свободном обращении.
Актуальной идеей с точки зрения SPO, увеличения акций в свободном обращении, последующем интересе со стороны иностранных инвесторов (ориентирующиеся на глобальные индексы, например MSCI) и как следствие рост котировок могут стать акции компании НЛМК. Основной акционер компании Владимир Лисин в декабре объявил о продаже 1,5% акций, это увеличит free-float до 16%, что дает шансы компании быть включенной в вышеназванный индекс, в соответствии с их методикой расчета. Так в 2017 году индекс MSCI будет пересматриваться 9 февраля, 15 мая, 10 августа и 13 ноября, обычно полугодовые пересмотры (май и ноябрь) носят более кардинальный характер, поэтому мы рекомендуем покупать акции компании НЛМК на срок до 15 мая 2017 года под идею возвращения бумаг в индекс MSCI Russia спустя 4 года.
SPO (вторичное размещение) акций — что это и как на нем заработать
Становясь публичными, предлагая часть акций в свободную продажу на биржевых площадках, эмитенты, как правило, рассчитывают привлечь капиталы инвесторов или получить другие, иногда нематериальные, выгоды. Компания выводит ценные бумаги на фондовый рынок в рамках первичного (IPO), вторичного (SPO) размещения или дополнительной эмиссии (FPO). Конечно, наиболее привлекательным для инвесторов считается участие в IPO, но и вторичное размещение может оказаться интересным моментом для выгодного вложения средств.
Что такое SPO?
Первичное публичное размещение (Initial Public Offering, IPO) подразумевает начальное предложение части акций компании в свободную продажу на фондовом рынке. Участниками торгов становится неограниченное число покупателей (инвесторов). В результате IPO компания превращается из частной в публичную, а привлеченный капитал становится частью уставного.
Вторичное публичное размещение (Secondary Public Offering, SPO) в отличие от IPO подразумевает лишь увеличение числа ценных бумаг компании, свободно обращающихся на рынке (free-float).
Такое определение показывает основные отличия SPO от IPO:
Таким образом, источником для SPO становятся уже имеющиеся акции эмитента, которые принадлежат крупным акционерам (владельцам компании, ее соучредителям, венчурным фондам и т. д.).
Важно! Не следует путать вторичное размещение с повторным (дополнительной эмиссией). В первом случае на торги выставляется часть имеющихся акций, во втором эмитируются дополнительные ценные бумаги. Последнее «размывает» доли держателей и далеко не всегда является удачной идеей как для самой компании, так и для инвесторов.
Вторичное размещение акций может быть обусловлено рядом причин:
К сведению! Примером SPO может служить продажа государственных долей в нескольких крупных российских компаниях. Поводом для такого решения стало признание того, что высокая доля госучастия препятствует развитию конкуренции и, соответственно, росту компаний, отраслей и экономики в целом.
В большинстве случаев аналитики расценивают SPO как положительное явление:
Однако эти закономерности работают далеко не всегда. Например, драйвером SPO может стать понимание владельцами компании факта, что потенциал развития проекта исчерпан. В этом случае логичным шагом с их стороны становится фиксация прибыли. Однако для инвесторов покупка ценных бумаг эмитента в случае такого вторичного размещения обернется не прибылью, а реальными убытками.
Есть еще фактор, который может принести инвесторам как солидный доход, так и значительные потери. Речь идет о цене акций во время SPO. Как правило, держатели акций предложат на рынке ценные бумаги по вторичному размещению с неплохим дисконтом. Это делается, чтобы подогреть интерес покупателей и обеспечить повышенный спрос на акции. Именно здесь открывается для инвестора неплохая возможность заработать.
Однако следует помнить и о некоторых нюансах:
Для инвесторов, желающих заработать на вторичном размещении, наиболее интересен другой сценарий:
Примером может стать развитие событий в ноябре 2016 года после SPO компании «Интер РАО». 15 ноября, благодаря увеличению числа free-float акций, она была включена в индекс MSCI Russia. Следующие 5 торговых дней принесли увеличение стоимости акций компании на 7,5 %. Те, кто приобрел акции во время вторичного размещения, получили неплохую прибыль.
Как заработать на SPO инвестору?
Для этого ему необходимо:
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
IPO, SPO и допэмиссия. В чем разница
Часто бывает, что на определенном этапе развития компании собственники принимают решение о продажи части принадлежащих им акций на открытом рынке (бирже). Причин для этого может быть много. Первое, что приходит на ум — получения прибыли, желание совладельца выйти из актива, возможно, приобрести на вырученные средства другой актив.
Вот несколько преимуществ публичных компаний, акции которых торгуются на организованной площадке (бирже):
1) Возможность привлечения денег на более выгодных условиях, по сравнению с частными компаниями. Привлеченные средства нужны как для организации текущей операционной деятельности, так и для реализации стратегической инвестиционной программы предприятия.
Публичные компании имеют преимущество при оценке рейтинговыми агентствами, которые во многом определят стоимость заимствований. Регулярность отчетов и аудиторских проверок повышает прозрачность, доверие к компании, а значит и снижает издержки. Кроме того, расширяется перечень видов доступного фондирования.
2) Адекватная оценка стоимости компании. Считается, что после выхода на рынок, компания приобретает более справедливую и максимальную оценку. Это нужно для максимизации выручки от дальнейшей продажи актива, если собственники сочтут это необходимым. Также, рост стоимости капитализации способствует снижению залоговых требований по кредитам.
Кроме того, исходя из динамики котировок, совладельцы предприятия могут судить о том, насколько эффективно работает компания, насколько качественно менеджмент выполняет свои функции и пр.
3) Одной из неочевидных причин для выхода компании на биржу является попытка повышения имиджа и узнаваемости бренда. Также такая политика является частью корпоративного управления, когда менеджмент тоже является акционером компании и заинтересован в росте стоимости собственной доли, а значит и в повышении эффективности, прибыльности и прочих показателей деятельности предприятия.
Таким образом, когда компания впервые предлагает свои акции на открытом рынке (на бирже) всем желающим инвесторам, говорят что она выходит на IPO.
IPO (Initial Public Offering) — процедура первичного публичного предложения акций неограниченному кругу инвесторов на организованных торгах владельцами, учредителями компании, а также венчурными фондами. Часто в роли одного из собственников выступает государство.
Если совладельцы после IPO решат дополнительно продать на рынке оставшийся пакет имеющихся у них акций или его часть, это уже буде называться SPO.
SPO (Secondary Public Offering) — вторичное публичное размещение акций, которые, как правило, принадлежат создателям компании или венчурным фондам, в некоторых случаях государству.
При этой процедуре количество бумаг в свободном обращении (free float) вырастет. Как правило, это не плохо. Рост акций в свободном обращении способствует повышению ликвидности, привлекает интерес институциональных инвесторов, крупных инвестиционных фондов. Это, в свою очередь, снизит волатильность и минимизирует риски турбулентного движения акций на рынке. Общее количество выпущенных акций при процедуре SPO не изменяется.
Другое дело, когда речь идет о допэмиссии — выпуске эмитентом дополнительных акций к уже имеющимся. Их могут продать как на открытом рынке, так и предложить по закрытой подписке ограниченному кругу инвесторов, в том числе и государству. На западе эту процедуру часто называют FPO.
FPO (Follow-on Public Offering) — допэмиссия. Выпуск эмитентом пакета дополнительных акций для их обращения на рынке или в пользу определенных инвесторов. Доля предприятия, приходящаяся на каждого владельца акции, в таком случае размывается.
Допэмиссия — это практически всегда плохо для акционера, за исключением некоторых ситуаций, когда привлеченный капитал направится на сокращение долга, или на привлекательную инвестпрограмму. Но и это, как правило, не отражается позитивно на котировках акций из-за отсутствия гарантий не наращивания долга вновь. Инвестиционная программа также может не реализовать заложенный потенциал. Допэмиссия в банковском секторе может быть вызвана необходимостью повышения показателя достаточности капитала, что также нередко находит позитивный отклик в динамике стоимости акций.
Стоит отметить, что на практике допэмиссию часто путают с SPO, смешивая, тем самым, коренные различия в процедурах. SPO — это, по сути, законное право собственника продать имеющиеся у него акции. Доля акционеров не размывается.
В то время как FPO (или допэмиссия) требует повторного проведения андеррайтинга и подпадает под контроль регуляторов. Доля компании, приходящаяся на акцию, размывается. Нередко к допэмиссии прибегают «непорядочные» эмитенты.
БКС Экспресс
Последние новости
Рекомендованные новости
Прогнозы и комментарии. Стартует утренняя сессия в акциях
Сбербанк. Сохраняются шансы на восстановление
Старт дня. Российский рынок растет на первых утренних торгах
Нефть растет на 2,5% в начале недели. Что происходит
Внимание, Snap!
Агрегатор такси уезжает в Гонконг. Китайские бумаги поехали вниз!
Аналитики ожидают рекордную прибыль для акций из S&P 500 в 2022
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
IPO, SPO и FPO — виды размещений ценных бумаг и их отличия
Что такое IPO?
На заметку! Выход на IPO не означает, что компания впервые выпускает акции. До размещения она вполне может действовать в форме непубличного (закрытого) акционерного общества, что подразумевает эмиссию акций и их распределение исключительно среди учредителей и совладельцев. Частью таких бумаг могут владеть венчурные фонды.
Первичное размещение, как правило, имеет несколько целей:
Выход на IPO включает ряд обязательных мероприятий:
Как правило, подготовительные мероприятия длятся около года.
Для инвесторов покупки на этапе IPO считаются удачным вложением с потенциально максимальной прибылью. Однако как для эмитента, так и для «новых» акционеров выход на IPO не гарантия успеха. Есть достаточно примеров, когда даже акции известных компаний серьезно проседали или длительное время торговались по ценам размещений после старта продаж. Среди наиболее показательных случаев обвал цен ниже цены размещения более чем на 25% на IPO Facebook в 2012 году.
SPO и его основные отличия
Вторичное размещение (Secondary Public Offering, SPO) в значительной степени отличается от первичного:
Причинами для SPO могут стать:
Как правило, SPO также расценивается инвесторами как событие с потенциалом получения прибыли. Это обусловлено:
Однако и в том случае покупка активов в момент размещения не является гарантией получения прибыли. Так:
FPO и его особенности
Как правило, эмитент проводит FPO с целью:
Фактически допэмиссия проводится по тем же правилам, что и первичное размещение, попадает под действие регуляторов и требует определенных (порой значительных) затрат.
FPO с точки зрения держателя акций практически всегда явление нежелательное, поскольку размываются доли акционеров за счет выпуска дополнительных ценных бумаг.
В любом случае размещение компанией ценных бумаг на торговых площадках привлекает внимание инвесторов. Принятие решения о входе в актив в такие моменты требует проведения тщательного анализа эмитента, перспектив проектов, состояния рынка в целом.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Spo на бирже что это
🔎Слово дня — SP O
Ранее мы затронули тему выпуска акций и для чего это делают компании и начали с IPO. Об этом вы можете прочитать в актуальной статье. Сегодня разберем термин SPO.
SPO (Second Public Offering) — вторичное публичное размещение ценных бумаг на бирже. Как можно понять из названия, слово «вторичное» означает, что компания уже была представлена на бирже, то есть уже прошла стадию IPO.
Обычно на вторичную продажу акции размещают определенные категории инвесторов: собственники компаний, либо венчурные фонды.
💡 В чем отличия SPO и IP O
Основная цель IPO — привлечение дополнительных средств для развития компании, именно для этого ценные бумаги размещают на бирже.
При SPO, акционеры действуют не от лица организации, а лично, от своего имени. То есть, полученные средства от продажи этих бумаг акционер может потратить на что угодно. И не факт, что он направит их на развитие организации.
🛠 Что такое FPO?
Существует ещё одна аббревиатура, описывающая вид размещения акций на бирже — FPO (Follow-on Public Offering).
FPO — это выпуск организацией дополнительных ценных бумаг к уже имеющимся, как пример, было 100, а стало 200. При этом, доля участия каждого акционера в управлении организацией размывается. FPO очень часто путают с SPO, но это абсолютно разные понятия!
Благодаря SPO количество акций в свободном обращении растет, потому что общее количество акций не меняется, а один из акционеров продает свои акции неограниченному кругу инвесторов.
Для частного инвестора SPO может быть триггером к росту котировок акций. Вторичное размещение акций повышает количество акций в свободном обращении, увеличивает ликвидность и повышает интерес со стороны иностранных инвесторов.
✏️Пример SPO из истории
В 2016 году компания ИнтерРАО была включена в расчет индекса MSCI Russia, а Мегафон был исключен из него. В итоге в следующие пять торговых дней акции ИнтерРАО выросли на 7,5%, а акции Мегафона упали на 6,5%. Но для частного инвестора важнее все же предугадывать такие события, а не покупать акции «по факту», когда большая часть движения акций уже отыграна и заложена в ожиданиях рынка. Одним из триггеров, на который стоит обращать внимание, как раз и является проведение SPO и его влияние на изменение количества акций в свободном обращении.
✅ Как проходит SPO?
При вторичном размещении ценных бумаг на бирже компания не проходит такую же подробную проверку, как при IPO, она уже представлена на бирже и ее параметры известны всем инвесторам.
На самом деле владелец акций может сам разместить ценные бумаги на бирже и ждать покупателей. Однако, инвесторы при вторичном размещении часто обращаются к андеррайтерам, профессиональным финансовым аналитикам, которые помогают определить оптимальную цену продажи и провести саму процедуру листинга.
🏆Крупные SPO в Росси и
— Банк ВТБ в рамках SPO привлек 102,5 млрд. рублей
— Банк Санкт-Петербург разместил 60 млн. акций по 53 рубля
— Объединенная вагонная компания (ОВК) провела вторичное размещение акций на Московской бирже, разместив 2,6 млн. акций, или 2,2% увеличенного уставного капитала, на 1,9 млрд. рублей.
— Производитель стальных труб Трубная металлургическая компания разместила 138 888 888 акций по 75 рублей и привлекла 10,4 млрд рублей ($175 млн).
🌍Узнать больше: Подписаться на Telegram-канал