спряжение глаголов какой класс

Спряжение глаголов

спряжение глаголов какой класс. 6030b3490e182334404873. спряжение глаголов какой класс фото. спряжение глаголов какой класс-6030b3490e182334404873. картинка спряжение глаголов какой класс. картинка 6030b3490e182334404873

Что такое глагол

Глагол — это такая часть речи русского языка, которая описывает действие.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:

У глагола в начальной форме невозможно определить ни один признак, кроме вида и спряжения. Инфинитив в предложении может быть сказуемым, подлежащим или второстепенным членом.

Признаки глагола:

Теперь перейдем к главному вопросу: как определить спряжение глагола в русском языке.

Что такое спряжение глагола

Спряжение глаголов в русском языке — это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам, а в редких случаях еще по временам и родам.

В русском языке есть два типа спряжения: первое и второе. Знание спряжения нужно для того, чтобы правильно определять буквы Е или И в безударных окончаниях.

Как определяется спряжение глагола:

по ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;

если окончание безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива.

Основное отличие первого и второго спряжения — в окончаниях и суффиксах.

Как определить первое спряжение

Первое спряжение — это все слова, которые не относятся ко второму типу спряжения.

К глаголам первого спряжения относят:

Слова, у которых в инфинитиве есть суффикс «еть».

Кроме: вертеть, видеть, зависеть, обидеть, ненавидеть, смотреть, терпеть.

Слова с суффиксом «ать».

Кроме: гнать, дышать, держать, слышать.

Глаголы-исключения с суффиксом «ить»: стелить, брить и зиждиться.

Чтобы было проще, можно запомнить и искать буквы Е, У, Ю в окончаниях.

К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями:

Как определить второе спряжение

Ко второму спряжению относятся все глаголы, которые оканчиваются на «-ить», кроме: брить, зиждиться, носить, стелить, хвалить. Последние относятся к первому типу спряжения.

Также ко второму спряжению относятся семь глаголов с окончанием на «-еть»: смотреть, вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, терпеть. Другие глаголы с окончанием на «еть» относятся к первому спряжению.

Кроме того, ко второму спряжению относятся четыре глагола с окончанием на «-ать»: гнать, дышать, держать, слышать. Все другие слова с окончанием на «ать» относятся к первому спряжению.

Ко второму спряжению относятся глаголы с окончаниями:

Чтобы запомнить глаголы-исключения можно выучить стишок:

Как определить спряжение глагола по личному окончанию

Чтобы определить спряжение глагола с ударным личным окончанием, нужно поставить его в форму третьего лица множественного числа. Затем:

И в соответствии с типом спряжения следует писать окончания.

В таблице далее представлены варианты личных окончаний глаголов первого и второго спряжения с примерами.

Глаголы 1 спряжения

Глаголы 2 спряжения

Примеры глаголов первого спряжения

Примеры глаголов второго спряжения

рисуем, выберем, растем

пилим, купим, держим

поешь, выберешь, растешь

рисуете, сошьете, растете

пилишь, купишь, держишь

пилите, купите, держите

поет, выберет, растет

поют, выберут, растут

пилит, купит, держит

пилят, купят, держат

Как определить спряжение глагола с безударным окончанием

Ученикам шестого класса особенно важно запомнить: чтобы узнать спряжение глагола с безударными личными окончаниями, нужно поставить его в форму инфинитива и по его суффиксу определить спряжение.

Как определить глаголы первого спряжения:

Как определить глаголы второго спряжения:

Рассмотрим несколько примеров:

Начальная форма: рисовать.

Окончание на «ать», потому это первое спряжение.

Начальная форма: пилить.

Заканчивается на «ить», значит это второе спряжение.

Выполним спряжение глаголов, то есть изменим их по лицам и числам. Для определения лица глаголов поставим перед ними личное местоимение.

Ты рисуешь. Вы рисуете.

Он рисует. Они рисуют.

Ты пилишь. Вы пилите.

Он пилит. Они пилят.

Что такое разноспрягаемый глагол

В русском языке еще есть такой вид, как разноспрягаемые глаголы.

Разноспрягаемые глаголы могут спрягаться как по первому, так и по второму типу спряжения. К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе третьего лица относят к первому типу спряжения («хочет»), а во множественном числе третьего лица — ко второму типу (они хотят).

Такие глаголы называют исключениями из правил — их просто нужно запомнить:

хотеть, чтить, бежать, брезжить.

Еще в русском языке есть категория глаголов, у которых особая система формирования окончания. Например:

и их производные формы.

Их тоже следует запомнить,чтобы не ошибаться.

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?».

Спряжение глагола – изменение по лицам и числам.

Разноспрягаемые глаголы – глаголы, которые имеют окончания частично 1 и частично 2 спряжения.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016 – 192 с.

1. Бондаренко М. А. Русский язык 5 класс, Методические рекомендации и поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2019 – 239 с.

2. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс. – М.: Просвещение, 2016 – 160 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Продолжая разговор о глаголе, вспомним вступление к поэме «Руслан и Людмила» Александра Сергеевича Пушкина.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух. там Русью пахнет!

Здесь очень много глаголов.

Мы видим, что у глаголов разные окончания. Почему?

Чтобы разобраться в этом, мы должны с вами вспомнить, что такое спряжение глаголов. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам. В русском языке два спряжения: первое и второе.

Например, прихлынут. Глагол имеет окончание -ут, Значит относится к 1 спряжению.

Очень важно уметь определять спряжение, так как от этого зависит правильное написание личных окончаний глаголов.

Давайте разберёмся, как определить спряжение глагола.

Чтобы определить спряжение глагола, нужно действовать по алгоритму.

2. Если окончание безударное, определяем вид глагола.

3. Ставим глагол в неопределённую форму (не меняя вид).

4. Если глагол на -ить, кроме брить и стелить, то он 2 спряжения.

5. Если глагол не на -ить, вспомним 11 глаголов-исключений.

6. Если данного глагола в числе 11 нет, то глагол 1 спряжения.

Вернёмся к глаголам из стихотворения.

Слова: говорит, сидит, стоит имеют ударное окончание -ит. Значит, это глаголы 2 спряжения.

Слова: несёт, идёт, бредёт имеют ударное окончание -ет. Значит, это глаголы 1 спряжения.

Ходит (что делает?) – (что делать?) ходить. Заканчивается на -ить, глагол 2 спряжения.

Заводит (что делает?) – (что делать?) заводить. Заканчивается на -ить, значит, 2 спряжение.

Выходят (что делают?) – (что делать?) выходить – 2 спряжение.

Пленяет (что делает?) – (что делать?) пленять. Заканчивается не на -ить. Не относится к 11 глаголам, значит, 1 спряжение.

Чахнет (что делает?) – (что делать?) чахнуть. Не на -ить. К 11 глаголам не относится, значит, 1 спряжение.

Пахнет (что делает?) – (что делать?) пахнуть. Не на -ить, не глагол- исключение, значит, 1 спряжение.

В русском языке есть два глагола хотеть и бежать. Они называются разноспрягаемыми. Эти глаголы названы так, потому что они имеют окончания частично 1-го и частично 2-го спряжения.

Источник

Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Понятие о спряжении глаголов. Личные окончания глаголов» (Программа «Школа-2100»)

Ход урока

1. Орг. момент.

Запись даты в рабочей тетради.

2. Упражнение в чистописании.

спряжение глаголов какой класс. Image709. спряжение глаголов какой класс фото. спряжение глаголов какой класс-Image709. картинка спряжение глаголов какой класс. картинка Image709

Посмотрите, какие буквы мы сегодня будем писать, какой у них общий элемент?

Какие части речи начинаются на эти буквы?

Дайте определение глаголу, местоимению.

Пишите красиво, соблюдайте наклон и высоту букв, обратите внимание на нижнее соединение буквы М.

Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1. (Базовый уровень).

Запишите глаголы в три столбика: замашет, будут летать, сидит, подует, пошёл, будет светить, хрустнула, вспомню.

Карточка № 2. (Уровень 2 – повышенной трудности).

Укажи время и число глаголов.

Пробежала и пискнула мышь. Стукнулся о берёзу и упал жук. На макушке ели кукует кукушка. На вершине дуба заворковал дикий голубь. На закате солнца заухает в лесу филин.

(По Соколову – Микитову И.)

Работа у доски.

Задание 1. (1 уровень).

Напиши глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени: бегать, трогать.

Задание 2. (2 уровень).

Исправь ошибки: врачь, прилеч, силач, кирпичь, припрячь, трубач, царевич, выстричь, мячь, скрипачь, жеч, стереч.

Коллективная работа.

Прошу, терплю, соберу, пойму, бегу, тру, подниму, ловлю, берегу.

К какой части речи они относятся?

Какое местоимение можно подставить к каждому глаголу?

Кто догадался, в каком лице употреблён глагол?

Запишите эти глаголы в неопределённой форме.

(Один ученик у доски записывает слова в клеточки).

просить
терпеть
собрать
понять
бежать
тереть
поднять
ловить
беречь

Проверяем работу у доски.

(Ответы учащихся). Приготовьте сигнальные карточки, оцените работу.

4. Постановка проблемного вопроса.

(Ответ детей: “спряжение”).

С какой частью речи оно связано?

Вы хотите узнать, что такое спряжение?

Сформулируйте вопрос, над которым мы будем работать?

(Что такое спряжение глаголов?).

1. Составление таблицы.

К грамматическому человечку Глаголу пришёл в гости его друг. Отгадайте кто?

Правильно, Местоимение. Но у него горе, он потерял лицо. Если ответите на все вопросы, то поможете Местоимению.

(На доске закрыта таблица, и она постепенно открывается).

— Какие вы знаете местоимения?

На какие группы их можно разделить?

Как называются все эти местоимения?

От какого слова образовалось прилагательное “личное”?

Молодцы! Помогли вы Местоимению, и он получил своё лицо, так обрадовался, что пригласил в свою таблицу Глагола.

Давайте возьмём глагол “учить” и поместим его в таблицу.

(Ученик записывает на доске, а дети в тетрадях).

Как вы изменили глагол?

Какая часть слова изменялась?

Вспомните, на какой вопрос мы отвечаем на уроке?

Кто догадался, что такое спряжение глаголов?

(Изменение глаголов по лицам и числам).

2. Работа по учебнику.

Прочитайте в учебнике определение (с. 158).

Что значит “проспрягать глагол”?

(Изменить по лицам и числам).

1. Упр. 248, с. 157 (первая часть устно, вторая часть по вариантам письменно).

Проспрягайте глаголы, выделите окончания:

(По одному ученику у доски, остальные в тетрадях).

Проверка работы у доски (сигнальные карточки).

Кто допустил ошибки, исправьте их.

Физ. минутка “Сам себе я помогу. Я здоровье берегу!”

Сравните окончания глаголов “плести” и “кричать” с окончаниями глаголов “идти” и “стоять”. Что вы заметили?

В каком лице у глаголов самые длинные окончания?

Чем интересно окончание

Какая буква в конце?

3. Работа с учебником.

Чтение вывода (с. 158).

Гимнастика для глаз по таблице Базарного.

4. Самостоятельная работа.

I в.II в.
Запишите глаголы в форме 2-го лица, ед. ч. Не забудьте про букву “ь” после “ш”. Обозначьте окончания.Запишите глаголы в форме 2-го лица, мн. ч. Не забудьте, что вторая гласная в окончании – всегда “е”. Обозначьте окончания.
Расти

(Два ученика у доски).

Проверка: оценивание работы уч–ся. Исправление ошибок.

Как определить лицо и число глагола?

(По местоимению и окончанию или только по окончанию).

5. Поиграем в игру “Измени слово”.

дует2 л., ед. ч.дуешь
ревёт3 л., мн. ч.ревут
свистит2 л., мн. ч.свистите
качает3 л., мн. ч.качают
срывает2 л., ед. ч.срываешь
стучит1 л., мн. ч.стучим

К какому существительному можно отнести эти глаголы.

Придумайте предложения с этим существительным и глаголами.

7. Итог урока.

Напоследок наши грамматические человечки приготовили вам сюрприз. Если вы справитесь с заданием, которое они предлагают, то узнаете с каким настроением они покидают наш урок. Для этого запишите цифру правильного ответа в тетрадь.

Проверяем 2, 1, 2, 1. Переворачиваю табличку, и дети читают: Мы рады!

Домашнее задание.

Проспрягать глаголы: говорить, сочинить, нести.

Источник

Спряжение глаголов

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Спрягаются только глаголы в настоящем и будущем времени. А в прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

По ударным личным окончаниям глаголы распределяются по двум спряжениям:

Если у глагола окончание безударное, то спряжение определяется по неопределённой форме.

к первому спряжению относятся глаголы в неопределённой форме:

ко второму спряжению относятся глаголы в неопределённой форме:

Таблица спряжения глаголов:

ЛицоI спряжениеII спряжение
ед. ч.мн. ч.ед. ч.мн. ч.
1-е (я, мы)грыз угрыз ёмлеж улеж им
2-е (ты, вы)грыз ёшьгрыз ётележ ишьлеж ите
3-е (он, она, оно, они)грыз ётгрыз утлеж итлеж ат

При этом безударные личные окончания пишутся также, как и ударные.

Более подробно об окончаниях глаголов при изменении по лицам и числам смотри по ссылке.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. В русском языке у глаголов выделяют первое и второе спряжение, которые различаются окончаниями. В большинстве личных окончаний глаголов первого спряжения пишется буква «е», а у глаголов второго спряжения — буква «и».

У многих глаголов окончания являются безударными, что вызывает затруднения в их правописании. Чтобы правильно выбрать окончание глагола, следует определить его принадлежность к первому или второму спряжению по неопределенной форме (что делать?).

Ко второму спряжению относятся:

Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.

Чтобы запомнить глаголы-исключения, можно использовать следующие стихотворные запоминалки:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!

Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *