становление какого сословия завершилось при петре 1
Сословные реформы Петра 1. Правовой статус сословий: дворянства, духовенства, городского населения, крестьян.
Для абсолютизма характерно стремление рационально регламентировать правовые положения сословий. Законодатель стремился определить правовой статус каждой социальной группы и регламентировать ее социальные действия.
Дворянство. Прежде всего, в период формирования абсолютной монархии, происходила консолидация класса феодалов (что укрепляло социальную базу абсолютизма). Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. стало резко ограничиваться, а затем и было ликвидировано. Важным шагом в этом направлении был акт об отмене местничества (1682). При назначении на руководящие государственные посты стало приниматься во внимание не аристократическое происхождение, а такие критерии, как выслуга, квалификация и личная преданность государю. Экономическую консолидацию дворянства (при Петре I — шляхетства) завершил Указ о единонаследии 1714 г., политическую консолидацию — Табель о рангах 1722 г.
Согласно Указу о единонаследии (полное название «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах») произошло юридическое слияние вотчин и поместий, объединенных одним понятием — «недвижимость» (при этом закреплялась монополия дворян на землю). Был введен не известный до того русскому праву институт майората — недвижимость (земельные владения) наследовалась только одним из сыновей — по выбору завещателя (цель данного положения — сохранение от раздробления земельной дворянской собственности, но при этом появилась большая группа безземельного дворянства, поэтому майорат был в 1731 г. упразднен). Вместе с этим ограничение наследования земли заставляло дворянство искать службу (за жалованье) по военной или гражданской линии, благодаря чему быстро стал формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.
Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах.
Табель о рангах разделила службу на военную и гражданскую (последнюю, в свою очередь, — на статскую и придворную). Все чины (и воинские и гражданские) были разделены на 14 классов. Продвижение по иерархической лестнице чинов было возможным только начиная с низшего чина (на практике уже после рождения дети аристократов записывались в должность и по достижении ими 15 лет имели достаточно высокий чин). При этом устанавливались сроки службы в определенных чинах, строгая регламентация служебного положения и т.д. Достигнув определенного чина можно было превратиться из недворянина в дворянина, то есть получить личное или потомственное дворянство: все чины с XIV по IX класс получали личное дворянство, начиная с VIII класса (для военных даже с XII класса) — потомственное дворянство (к концу 1720-х годов число дослужившихся до дворянства составило 1/3 всего дворянского сословия).
Служба для дворян была при Петре I обязательной и пожизненной. В 1714 г. была произведена перепись дворян в возрасте от 10 до 13 лет, с 1722 г. за неявку на службу назначалось шельмование.
С 1714 г. устанавливалось обязательное начальное обучение для дворянских детей (за необученных детей на родителей налагались штрафы; без изучения правил геометрии дворянину запрещалось жениться). Для ведания делами дворянского сословия при Сенате в 1722 г. была учреждена должность герольдмейстера, надзиравшего за составлением дворянских списков и обучением дворян-недорослей.
Дворяне составляли значительную часть в структуре нарождающегося бюрократического класса: в верхних его слоях (сенаторы, руководители коллегий, канцелярий, приказов, губернаторы, вице-губернаторы) они были монополистами; подавляющее большинство высших чиновников (от коллежских советников до асессоров) также состояло из дворян.
Требуя от дворян пожизненной службы, от которой не освобождало даже увечье, государство закрепляло статус дворянства как привилегированного сословия:
1. монополия дворян на землю закреплялась в Указе о единонаследии 1714 г.;
2. Воинский устав 1716 г. освободил дворян от пыток (если речь шла не о государственных преступлениях);
3. Указ о подушной переписи 1718 г. закрепил привилегированное положение дворянства как неподатного сословия.
Духовенство. Традиционно духовенство делилось на черное (монастырское) и белое (приходское). Черное духовенство не было наследственным и не входило в сословие. Уже в 1667 г. Московский собор принял решение о запрете постригать в монашество молодых и женатых людей. Духовный регламент 1721 г. устанавливал возрастные критерии и обязательное согласие начальства для желающих принять постриг.
В 1723 г. поступление в монашество запрещалось вовсе, однако в 1725 г. этот запрет был отменен, а решение вопроса в каждом отдельном случае передавалось на усмотрение Синода.
Белое духовенство состояло из священнослужителей (священников или дьяконов) и церковнослужителей (дьячков и пономарей).
С 1722 г. духовенство стало наследственным. Одновременно стало жестко регламентироваться и вступление в духовное сословие: из дворянских родов сан могли принимать только младшие сыновья, достигшие 40-летнего возраста. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должен был уплачиваться их родичами.
Духовенство было неподатным сословием (только церковнослужители платили подушную подать и рекрутский налог).
Указ 1698 г. запрещал духовенству заниматься торговлей, промыслами, вступать в подряды и откупа, закреплять за собой крестьян, приобретать населенные имения.
Крестьянство. До 92% всего населения России составляло крестьянство. Оно разделялось на несколько категорий — государственных, дворцовых, монастырских и помещичьих. В интересах дворянства продолжался процесс дальнейшего закрепощения крестьян. В 1722-1725 гг. была проведена перепись, которая дала основу для закрепощения категорий крестьянства, имевшего до этого иной статус. Делались неоднократные попытки распространить крепостную зависимость на казаков и однодворцев, однако эти группы продолжали занимать промежуточное место между государственными крестьянами и служилыми людьми.
Обязанность уплаты подушной подати и оброчного сбора была распространена, помимо владельческих (крепостных) крестьян, с 1719 г. и на черносошенных крестьян, однодворцев, украинцев, татар и ясачных людей, а с 1724 г. — на всех попавших в переписные книги. Все эти категории относились к государственным крестьянам.
Черносошенные крестьяне, жившие общиной, сохраняли право собственности на пашни, покосы, угодья, которые они обрабатывали, могли их продавать, заложить, отдать в приданное. Они уплачивали государству денежный оброк и выполняли натуральные повинности.
Крестьяне нерусского населения Поволжья и Приуралья, кроме того, уплачивали ясак (натуральную дань) государству.
Однодворцы (выходцы из московских служилых людей, не попавшие в состав дворянства) платили подушную и оброчную подати.
Государственные крестьяне имели право перехода в иные сословия, могли менять место жительства, нередко освобождались от налогов. Но казенные земли очень активно раздавались в собственность помещикам (только в 1796 г. было запрещено продавать казенные земли).
Частновладельческие крестьяне делились на две группы — дворцовые (проживали на дворцовых землях) и помещичьи (наиболее многочисленная группа крестьянства).
Феодальные отработки крестьян выражались в барщине, месячине (когда крестьянин всю неделю работал на господина, получая за это месячный провиант) и оброк в денежной форме.
Монастырские и церковные крестьяне в 1764 г. были переданы в ведение Коллегии экономии и стали называться экономическими (в 1786 г. они были уравнены с государственными). Эта категория крестьян в отличие от частновладельческих не могла подвергаться произвольному переселению, но, как и первые, могла отдаваться в рекруты и наказываться плетьми.
Положение всех категорий крестьян в период реформ Петра I ухудшилось в результате следующих нововведений:
1. рекрутской повинности (с 1705 г. одного рекрута забирали от 20 дворов, с 1714 г. — от 40 дворов, с 1715 г. — от 75 дворов);
2. введения подушной подати с 1718 г. (на все категории крестьян);
3. подводной повинности на государственных крестьян в период Северной войны;
4. постойной повинности, которая выражалась не только в размещении по крестьянским домам офицеров, солдат, рекрутов, но и в снабжении кормом их лошадей и т.п. (только указом от 24 февраля 1727 г. был предписан перевод полков в города).
Вследствие государственного интереса к развитию промышленности был установлен порядок приписки к мануфактурам государственных крестьян (в государственном секторе экономики) и покупки крестьян с землей при обязательном использовании их труда на мануфактурах (в частном секторе). Эти категории крестьян получили наименование приписных и посессионных (указ 1721 г.). Посессионных крестьян нельзя было продавать отдельно от фабрик, переводить с фабрики на фабрику, отпускать на волю, закладывать или отдавать в рекруты за крепостных. Они выполняли рекрутскую повинность, уплачивая подать, платили подушный налог, фабриканты могли применять к ним телесные наказания и ссылку в Сибирь.
Городское население. Около 3-4% населения страны составляло городское население. По некоторым данным, в этот период в России насчитывалось 336 городов (однако часть их была обыкновенными военными крепостями и лишь в 189 городах было торговопромысловое население). В среднем на один город приходилось около 1,5 тыс. душ мужского пола. Лишь 30 городов имело более 2 тыс. душ мужского пола.
По регламенту Главного магистрата 1721 г. все городское население делилось на неподатное и податное. К неподатным относились дворяне, духовенство, военные, иностранцы и наиболее искусные ремесленники, получившие статус мастера (с момента организации цехов). Податное население (платили государству подать в размере 1 рубля 20 копеек) делилось на две группы: (1) «регулярные» граждане первой гильдии (крупные купцы (гости)), ростовщики, серебряники, золотари, иконники, живописцы, аптекари, доктора и т.п.) и второй гильдии (мелкие торговцы, ремесленники); (2) «подлых» людей («кормящиеся черной работой»), не участвовавших в городском самоуправлении.
Гильдии в городах управлялись гильдейскими сходами и старшинами.
По указу 1722 г. городские ремесленники были объединены в цехи.
Посад платил большие налоги и нес тяжелые повинности: старые налоги (стрелецкие деньги, ямские деньги и т.п.); новые налоги (драгунские деньги, корабельные, рекрутские и т.п.); «запросные сборы»; мобилизация на работы и службы в казенных и городских структурах.
Становление какого сословия завершилось при петре 1
Все это застал в начале своего царствования Петр Великий. Борьба со шведами требовала создания большой регулярной армии, укомплектованной подготовленными офицерами. Соответственно, требовалось заставить дворян служить постоянно и, кроме того, учиться.
Стремясь быстрее понудить дворян к переходу на регулярную службы, Петр ограничил их землевладельческие права и льготы. Так, им перестали давать поместья из казны при поступлении на службу, а вместо этого предоставляли денежное жалованье. Те же вотчины и поместья, какими дворяне уже владели, запрещено было дробить при передаче сыновьям законом о единонаследии (1714 года), гласившим, что дворянин может по завещанию передать свою землю одному из сыновей; если же завещания не окажется, то отцу наследует старший сын (этот закон иногда называется указом «о майорате»). Таким образом, всем остальным сыновьям не оставалось ничего иного, кроме как искать счастья и денег на государевой службе.
Наконец, для того, чтобы дворяне обязательно учились грамоте, цифири и геометрии, необученных Петр лишал права жениться (!) и получать первый офицерский чин, а значит, и делать дальнейшую карьеру.
Городское сословие («посадские люди», «торговые люди «) до Петра представляло собою очень малочисленный и бедный класс. Городской жизни с ее торговым и промышленным оживлением почти не существовало в Московском государстве. Только некоторые северные города отличались многолюдством и зажиточностью. Остальные же имели одно лишь военно-административное значение. Только в 1649г. закон отделил горожан от прочей массы податного народа в особое сословие.
Однако в тяжелых условиях Северной войны, когда на первой месте всегда стояли фискальные интересы казны, большинство этих благих начинаний так и осталось на бумаге. И после Петра русские города так и не стали зажиточными и самостоятельными.
Подать эта считалась очень тяжелой всеми без исключения крестьянами, но для частновладельческих крестьян она имела и другие важные и неблагоприятные последствия.
Заметив, что задворные холопы (прислуга, челядь) ничем от крестьян не отличаются, правительство в конце XVII века стало брать подати и с них, хотя задворные люди крестьянами не значились. Велено было во время ревизии записать всех холопов в ревизские сказки и обложить их наравне с крестьянами. Это с течением времени привело к совершенному смешению крестьян с холопами. Так была подготовлена та форма крепостного права, которая в XVIII в. превратила крестьян в полных господских рабов.
В конце царствования Петра Великого очень многое изменилось в жизни сословий. Но государство продолжало смотреть на них так же, как смотрело ранее. Оно определяло их жизнь повинностью, а не правом. Всякий человек и всякая группа лиц жили не для себя, а «для государева и земского дела», должны были себя и имущество свое отдавать государству и быть его послушным орудием.
Введение рекрутских наборов
Петру Великому приписывается иногда создание в России регулярного войска. Однако это не совсем так, поскольку еще при царе Михаиле Федоровиче в Москве стали появляться регулярные полки иноземного строя. Потешные полки Петра в этом отношении не представляли собою особой новости. Тем не менее, петровская военная реформа действительно очень важна и велика. Она заключалась в полном упразднении войск старого типа, увеличении числа регулярных полков, которые стали единственным видом полевых войск. На комплектование этих полков были учреждены «рекрутские наборы» с податных сословий. В эти же полки обращалась, за малым исключением, вся дворянская молодежь. Словом, была введена всеобщая воинская повинность, поголовная для дворян, рекрутская для прочих сословий (по рекруту
с 20 дворов). Только семьи духовенства были избавлены от солдатчины. Солдаты отрывались от своих семей и занятий, принадлежали исключительно службе.
Наконец, Петр сделал неотъемлемой составной частью русской армии казачьи войска. Раньше с донцами надо было договариваться о каждом походе, или же нанимать их отдельными отрядами. Малороссийские же казачьи полки прежде и вовсе были автономными союзниками Москвы.
Результаты военных преобразований Петра были поразительны: в конце его царствования он располагал армией, в которой было около 200.000 регулярных войск и не менее 75.000 казачьих; кроме того, во флоте считалось 28 тыс. человек, 48 кораблей и до 800 мелких судов.
Сословия при Петре I
Дворянство при Петре I
Основными направлениями внутренней политики Петра 1 были:
1) Развитие промышленности – организация мануфактур, основание заводов, закладка верфей, строительство каналов.
2) Финансовая реформа – введение прямых («окладные») и косвенных налогов («драгунские», «корабельные»), чрезвычайные сборы («запросные», «неокладные»), государственная монополия на ряд товаров (соль, табак).
3) Военная реформа – создание военного флота, введение рекрутской повинности, строительство крепостей, составление новых военных уставов, конная артиллерия, изменение тактики ведения войны. 4) Государственная реформа – основание правительствующего Сената, Указ о единонаследии, создание Коллегий центральных округов отраслевого управления. Табель о рангах.
5) Образование и культура – Реформа календаря, Навигацкая школа, реформа алфавита, Артиллерийская школа, Военно – инженерная школа. Основание Академии наук и университета в рамках Академии. 6) Церковная реформа Политика Петра 1 выражала интересы своей страны. Петр Великий желал видеть свою страну не отсталой, а процветающей.
Он первый из царей «прорубил окно в Европу», т.е. многое черпал у иностранцев, посылал на обучение за границу своих капитанов, инженеров, конструкторов. Сам долгое время работал плотником на верфях в Голландии под вымышленным именем. Надо отдать ему должное, он очень много сделал для своей страны!
Правящий класс – дворянство. Особое положение феод. аристократия ограничивает уже в 1682г – акт об отмене местничества. Позже эти принципы закреп в Табеле о рангах (1722). Эконом коносол дворянства заверш Указ о единослед (1714), ликвидир правов различ межд вотчин и помест – «недвижимость».
Таб о рангах перевер идею меснич – достигн опред чина можно было получ личн или потомств дворянс. Служба двр была обязан и продолж до кон жизни. С 1722г за неявку на службу назнач шельмование.
Стало юр оформл гор сослов. По регламенту главн магистрата 1721г оно стало дел на регулярн гражд и «подлых» людей. Регуляр подразд на I гильд (банкиры, купцы, доктор, живописц); II (ремеслен, портные, мелк торговцы). Гильдии управл гильдейскими сход и старшин.
Созд цехов организац, в кот сост мастер, подмастер иучен и кот управ старшины. Поскольку больш мануфакт были частоновлад, вопрос о рабоч руках был остр. Прав-во установ поряд приписки гос крест к мануф и покупки крест с землей при обязат использ их труда на мануф.
(приписные и посессионные). Приписн крест могли откуп от работ на мануф, выставив вместо себя нанят людей.
Правящим классом оставалось дворянство.
период формирования абсолютной монархии происходила консолидация этого сословия. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении являлся акт об отмене местничества (1682). Аристократическое происхождение утрачивает свои позиции при назначении на руководящие государственные посты.
Его заменяют выслуга, квалификация и личная преданность государю и системе. Позже эти принципы будут оформлены в Табели о рангах (1722); функция государственной службы объединяет дворянство (поначалу Петр I хотел назвать это сословие «шляхетство») в политически и юридически консолидированную группу.
Экономическую консолидацию завершил Указ о единонаследии (1714), ликвидировавший правовые различия между вотчиной и поместьем и объединивший их в единое юридическое понятие «недвижимость».
Дворянство стало единственным служилым сословием, а служба — главной сферой приложения его сил и энергии. В 1724 г. были приняты законодательные меры для ограничения продвижения по службе недворян.
В интересах дворянства продолжался процесс дальнейшего закрепощения крестьян. В 1722—1725 гг. проведена перепись, которая дала основу для закрепощения категорий крестьянства, имевших до этого иной статус. В 1729 г. были прикреплены кабальные (лично зависимые, но не крепостные) и «гулящие» люди.
Неоднократно предпринимались попытки распространить крепостную зависимость на казаков и однодворцев, однако эти группы продолжали занимать промежуточное место между государственными крестьянами и служилыми людьми.
Земельная собственность оставалась экономической основой существования дворянского сословия. Наряду с государственной службой землевладение было его важнейшей социальной функцией.
Однако между этими направлениями деятельности довольно часто возникали серьезные противоречия: дворянство, стремившееся использовать службу для приобретения земли и чинов, начинает тяготиться обязательностью государственной службы как таковой.
Обязанность государевой службы уже с середины XVII в. стала основным критерием при распределении земельного фонда. Перераспределение поместных и вотчинных земель при непременном учете этого критерия было осуществлено в 1678 и 1679 гг.
В 1682 г. ликвидирована система местничества и на первый план выдвинут принцип выслуги.
С 1686 г. составлялись новые родословные книги, с новыми фамилиями, поднявшимися из «нижних чинов». В 1680—1700 гг. производилась новая номенклатура чинов: полковники, майоры, поручики, прапорщики, ротмистры. К нижним служилым чинам относились рейтары и драгуны.
В состав дворянства (в 20-х гг. XVIII в. — шляхетства) вошли придворные люди; дьяки и подьячие, владевшие вотчинами и поместьями; архиерейские дворяне и дети боярские; члены семей малороссийской старшины (генеральной, полковой и сотенной); татарские князья и мурзы.
Множество дворян и детей боярских, проживавших в отдаленных районах, не попали в шляхетское сословие и были зачислены в сословие однодворцев, по положению близко стоявших к казенным крестьянам.. Переход в дворянство для них связывался с повышением по службе.
Табель о рангах впервые разделила службу на военную и гражданскую, а последнюю — на статскую и придворную.
Воинские чины (их 14, как и гражданских) были предпочтительнее, чем статские и придворные; высшему воинскому разряду генерал-фельдмаршала не соответствовал никакой гражданский чин. Дослужившийся до восьмого чина причислялся к потомственному дворянству («столбовому») с правом передавать чин детям.
Жалованная грамота дворянству 1785 г. распространила это право на личных дворян, у которых отец и дед также обладали личным дворянством.
Классы и сословия при Петре I
Государство и право Российской империи в период абсолютизма
крестьяне Крепостное право продолжало укрепляться: с 1736 г. помещик сам определяет крестьянину меру наказания за побег, в 1758 г. на помещиков возлагается обязанность наблюдать за поведением своих крепостных, в 1760 г. помещикам предоставляется право ссылать своих крепостных в Сибирь на поселение (а зачетом их в качестве рекрутов), в 1765 г. дворяне могли посылать крестьян даже на каторгу.
Для крестьян были закрыты все выходы из крепостного состояния: им было запрещено добровольно записываться в солдаты, обязываться векселями, выступать в качестве поручителей, жаловаться на своих господ.
Указами 1729 и 1752 гг. беглые, бродяги и т.п. отдавались в крепостную зависимость помещикам. В 1739 г. было запрещено приобретать крепостных лицам, не имеющим в собственности деревень, а по ревизской инструкции 1743 г. крепостных можно было записывать за солдатами и приказными людьми. Противоречия законодательства о крепостных не меняли общей тенденции — крепостное право превращалось в дворянскую монополию.
ГОРОДА. Нарождающаяся городская буржуазия была довольно пестрой по своему составу и происхождению.
В целом она являлась податным сословием, но для некоторых ее групп (мануфактуристов, купцов высших гильдий и др.) устанавливались особые привилегии и льготы.
Указами 60—80-х гг. XVII в. все дворы и слободы частных лиц, расположенные на территории посадов, отписывались в казну. Близлежащие к посадам слободы приписывались к посадам, а их владельцы взамен получали другие, отдаленные имения.
Беломестцам запрещалось приобретать на посаде новые дворы; Указом 1693 г. владельческих и беглых людей запрещалось принимать в тягло. В порядке исключения к ремеслу и торговле с 1698 г. могли допускаться люди из «государевых волостей».
Таможенный устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. предоставили торговым людям посада право свободной торговли.
На купечество стали возлагаться новые управленческие и финансовые обязанности, например взимание «стрелецкой подати» (1681) или участие в работе Корабельной палаты.
В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты.
Стало юридически оформляться городское сословие. По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно делилось на регулярных граждан и «подлых» людей.
Регулярные, в свою очередь, подразделялись на первую (банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера) и вторую (ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы) гильдии.
Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами.
По европейскому образцу создавались цеховые организации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики, руководство осуществляли старшины. Появление гильдий и и,ехов говорило о том, что корпоративные профессиональные начала противопоставлялись феодальным (сюзерено-вас-сальным) принципам хозяйственной организации, возникали новые стимулы к труду, неизвестные крепостнической системе.
Эти системы (гильдейская и цеховая), вышедшие из средневековья, на первом этапе своего развития отнюдь не обеспечивали появления новых буржуазных и капиталистических начал.
Они уживались с крепостничеством и абсолютизмом.
Мануфактурное производство стимулировало рост торгового оборота. Основными формами торговой деятельности были ярмарки и торж-ки. Проникновение в состав купечества разбогатевших крестьян, отход от протекционистской политики вызывали нестабильность положения старого традиционного купечества.
Сословные реформы Петра I
Для абсолютизма характерно стремление рационально регламентировать правовые положения сословий. Законодатель стремился определить правовой статус каждой социальной группы и регламентировать ее социальные действия.
Дворянство
Прежде всего, в период формирования абсолютной монархии, происходила консолидация класса феодалов (что укрепляло социальную базу абсолютизма). Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. стало резко ограничиваться, а затем и было ликвидировано. Важным шагом в этом направлении был акт об отмене местничества (1682). При назначении на руководящие государственные посты стало приниматься во внимание не аристократическое происхождение, а такие критерии, как выслуга, квалификация и личная преданность государю.
Экономическую консолидацию дворянства (при Петре I — шляхетства) завершил Указ о единонаследии 1714 г., политическую консолидацию — Табель о рангах 1722 г.
Согласно Указу о единонаследии (полное название «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах») произошло юридическое слияние вотчин и поместий, объединенных одним понятием — «недвижимость» (при этом закреплялась монополия дворян на землю).
Был введен не известный до того русскому праву институт майората — недвижимость (земельные владения) наследовалась только одним из сыновей — по выбору завещателя (цель данного положения — сохранение от раздробления земельной дворянской собственности, но при этом появилась большая группа безземельного дворянства, поэтому майорат был в 1731 г. упразднен).
Вместе с этим ограничение наследования земли заставляло дворянство искать службу (за жалованье) по военной или гражданской линии, благодаря чему быстро стал формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.
Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах.
Табель о рангах разделила службу на военную и гражданскую (последнюю, в свою очередь, — на статскую и придворную).
Все чины (и воинские и гражданские) были разделены на 14 классов. Продвижение по иерархической лестнице чинов было возможным только начиная с низшего чина (на практике уже после рождения дети аристократов записывались в должность и по достижении ими 15 лет имели достаточно высокий чин).
При этом устанавливались сроки службы в определенных чинах, строгая регламентация служебного положения и т.д. Достигнув определенного чина можно было превратиться из недворянина в дворянина, то есть получить личное или потомственное дворянство: все чины с XIV по IX класс получали личное дворянство, начиная с VIII класса (для военных даже с XII класса) — потомственное дворянство (к концу 1720-х годов число дослужившихся до дворянства составило 1/3 всего дворянского сословия).
Служба для дворян была при Петре I обязательной и пожизненной.
В 1714 г. была произведена перепись дворян в возрасте от 10 до 13 лет, с 1722 г. за неявку на службу назначалось шельмование.
С 1714 г. устанавливалось обязательное начальное обучение для дворянских детей (за необученных детей на родителей налагались штрафы; без изучения правил геометрии дворянину запрещалось жениться). Для ведания делами дворянского сословия при Сенате в 1722 г. была учреждена должность герольдмейстера, надзиравшего за составлением дворянских списков и обучением дворян-недорослей.
Дворяне составляли значительную часть в структуре нарождающегося бюрократического класса: в верхних его слоях (сенаторы, руководители коллегий, канцелярий, приказов, губернаторы, вице-губернаторы) они были монополистами; подавляющее большинство высших чиновников (от коллежских советников до асессоров) также состояло из дворян.
Требуя от дворян пожизненной службы, от которой не освобождало даже увечье, государство закрепляло статус дворянства как привилегированного сословия:
Духовенство
Традиционно духовенство делилось на черное (монастырское) и белое (приходское). Черное духовенство не было наследственным и не входило в сословие. Уже в 1667 г. Московский собор принял решение о запрете постригать в монашество молодых и женатых людей. Духовный регламент 1721 г. устанавливал возрастные критерии и обязательное согласие начальства для желающих принять постриг.
В 1723 г. поступление в монашество запрещалось вовсе, однако в 1725 г. этот запрет был отменен, а решение вопроса в каждом отдельном случае передавалось на усмотрение Синода.
Белое духовенство состояло из священнослужителей (священников или дьяконов) и церковнослужителей (дьячков и пономарей).
С 1722 г. духовенство стало наследственным. Одновременно стало жестко регламентироваться и вступление в духовное сословие: из дворянских родов сан могли принимать только младшие сыновья, достигшие 40-летнего возраста. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должен был уплачиваться их родичами.
Духовенство было неподатным сословием (только церковнослужители платили подушную подать и рекрутский налог).
Указ 1698 г. запрещал духовенству заниматься торговлей, промыслами, вступать в подряды и откупа, закреплять за собой крестьян, приобретать населенные имения.
Крестьянство
До 92% всего населения России составляло крестьянство. Оно разделялось на несколько категорий — государственных, дворцовых, монастырских и помещичьих. В интересах дворянства продолжался процесс дальнейшего закрепощения крестьян. В 1722-1725 гг. была проведена перепись, которая дала основу для закрепощения категорий крестьянства, имевшего до этого иной статус.
Делались неоднократные попытки распространить крепостную зависимость на казаков и однодворцев, однако эти группы продолжали занимать промежуточное место между государственными крестьянами и служилыми людьми.
Обязанность уплаты подушной подати и оброчного сбора была распространена, помимо владельческих (крепостных) крестьян, с 1719 г. и на черносошенных крестьян, однодворцев, украинцев, татар и ясачных людей, а с 1724 г. — на всех попавших в переписные книги. Все эти категории относились к государственным крестьянам.
Черносошенные крестьяне, жившие общиной, сохраняли право собственности на пашни, покосы, угодья, которые они обрабатывали, могли их продавать, заложить, отдать в приданное. Они уплачивали государству денежный оброк и выполняли натуральные повинности.
Крестьяне нерусского населения Поволжья и Приуралья, кроме того, уплачивали ясак (натуральную дань) государству.
Однодворцы (выходцы из московских служилых людей, не попавшие в состав дворянства) платили подушную и оброчную подати.
Государственные крестьяне имели право перехода в иные сословия, могли менять место жительства, нередко освобождались от налогов.
Но казенные земли очень активно раздавались в собственность помещикам (только в 1796 г. было запрещено продавать казенные земли).
Частновладельческие крестьяне делились на две группы — дворцовые (проживали на дворцовых землях) и помещичьи (наиболее многочисленная группа крестьянства).
Феодальные отработки крестьян выражались в барщине, месячине (когда крестьянин всю неделю работал на господина, получая за это месячный провиант) и оброк в денежной форме.
Монастырские и церковные крестьяне в 1764 г. были переданы в ведение Коллегии экономии и стали называться экономическими (в 1786 г. они были уравнены с государственными). Эта категория крестьян в отличие от частновладельческих не могла подвергаться произвольному переселению, но, как и первые, могла отдаваться в рекруты и наказываться плетьми.
Положение всех категорий крестьян в период реформ Петра I ухудшилось в результате следующих нововведений:
Вследствие государственного интереса к развитию промышленности был установлен порядок приписки к мануфактурам государственных крестьян (в государственном секторе экономики) и покупки крестьян с землей при обязательном использовании их труда на мануфактурах (в частном секторе).
Эти категории крестьян получили наименование приписных и посессионных (указ 1721 г.). Посессионных крестьян нельзя было продавать отдельно от фабрик, переводить с фабрики на фабрику, отпускать на волю, закладывать или отдавать в рекруты за крепостных.
Они выполняли рекрутскую повинность, уплачивая подать, платили подушный налог, фабриканты могли применять к ним телесные наказания и ссылку в Сибирь.
Городское население
Около 3-4% населения страны составляло городское население.
По некоторым данным, в этот период в России насчитывалось 336 городов (однако часть их была обыкновенными военными крепостями и лишь в 189 городах было торговопромысловое население). В среднем на один город приходилось около 1,5 тыс. душ мужского пола. Лишь 30 городов имело более 2 тыс. душ мужского пола.
По регламенту Главного магистрата 1721 г. все городское население делилось на неподатное и податное. К неподатным относились дворяне, духовенство, военные, иностранцы и наиболее искусные ремесленники, получившие статус мастера (с момента организации цехов).
Податное население (платили государству подать в размере 1 рубля 20 копеек) делилось на две группы: (1) «регулярные» граждане первой гильдии (крупные купцы (гости)), ростовщики, серебряники, золотари, иконники, живописцы, аптекари, доктора и т.п.) и второй гильдии (мелкие торговцы, ремесленники); (2) «подлых» людей («кормящиеся черной работой»), не участвовавших в городском самоуправлении.
Гильдии в городах управлялись гильдейскими сходами и старшинами.
По указу 1722 г. городские ремесленники были объединены в цехи.
Посад платил большие налоги и нес тяжелые повинности: старые налоги (стрелецкие деньги, ямские деньги и т.п.); новые налоги (драгунские деньги, корабельные, рекрутские и т.п.); «запросные сборы»; мобилизация на работы и службы в казенных и городских структурах.