старик и море в каком классе читают
Открытый урок по повести Хемингуэя» Старик и море»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Открытый урок по литературе в 11 классе на тему : «Образ старика Сантьяго в повести Хемингуэя «Старик и море»
-продолжить знакомство с повестью « Старик и море»
— развивать читательские умения, умения проникать в подтекст событий, раскрывать характер героя через его слова, поступки;
-развивать творческое мышление учащихся ; активизировать их познавательные интересы ;формировать моральные ценности и идеалы.
Тип урока : комбинированный
Но его нельзя победить.
2.Вступительное слово учителя
Однажды в журнале «Нью-Йоркер» появилась карикатура на Э.Хемингуэя :мускулистая волосатая рука, сжимающая розу. Так в рисунке, подписанном «Душа Хемингуэя», были обозначены две стороны его личности и творчества. С одной стороны, это культ охоты, корриды, спорта и новых ощущений. С другой стороны, затаённая потребность в вере и любви.
Творчество писателя вот уже на протяжении многих десятилетий привлекает внимание читателей и критиков. Они открывают в нем все новые и новые черты, теряются перед тайной авторской манеры Хемингуэя, выступают со спорными суждениями о его произведениях. Но чуть ли не наибольшее количество таких противоречивых откликов вызвала философская повесть- притчу «Старик и море», написанная писателем в 1952 году.
В 53 году Хемингуэй за эту повесть получил высшую награду США – премию Пулитцер. А в 54 г. Ему присудили Нобелевскую премию.
На таинственном могущественном Гольфстриме происходят события философской притчи о человечестве и мире, о человеке, созданном для победы.
Все простое, как борьба стихий : акулы, лодка старого рыбака. Уже несколько десятилетий его произведение читается по- разному читателями разных поколений. В чем же тайна повести?
Постановка целей и задач урока
3.Актуализация опорных знаний
Напомните сюжет произведения
Почему писатель решил изобразить рыбака таким бедным?
-Лишен человеческих привязанностей. Его мысли чисты и непорочны. Даже еда не имеет для него никакого значения. Процесс еды ему давно уже прискучил.
Ребята, темой сегодняшнего урока является образ старика Сантьяго.
-Кто знает как с греческого языка переводится слово образ?
-а что такое литературный образ?
-это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя
-Правильно. Сейчас мы и будем рассматривать характер героя.
Найдите в тексте описание старика и зачитайте его.
Что мы можем сказать о герое, прочитав его портрет?
Перед нами человек, вся жизнь которого прошла в непрерывном труде, в упорной борьбе, оставившей на теле его следы глубоких ран, Это портрет человека, судьба которого не баловала, но невзгоды жизни не убили в нем живую душу, не сломили его воли и настойчивости, что отразилось в такой детали, как глаза. Они были похожи на глаза человека, который не сдаётся.
Как вы думаете, почему герой притчи- старый человек, ведь старость-это слабость, угасание, неудача?
Какие они? Прочитайте.
Эта деталь как будто не согласуется с тем, что нами было сказано выше: изможденный старик и –могучие плечи.
Это прием контраста
А в каких еще произведениях вы могли наблюдать этот прием?
-« Красное и черное,» « Война и мир»
Учитель: а теперь давайте рассмотрим, кто же он, этот старик?
-Охарактеризуйте старика Сантьяго
-К каким событиям своей жизни он чаще всего возвращается в воспоминаниях
-Старик себя называет необычным стариком. Как вы понимаете его самооценку? Дискуссия
-старик называет рыбу своим другом
-он не верит в бога, но начинает молиться, чтобы удалось доставить рыбу на берег
-Что было важным в жизни для рыбака?
-Почему старик обращается к природе, разговаривает с ней?
-Каковы его рассуждения о счастье?
-Расскажите об их отношениях с мальчиком.
-Во что Сантьяго верит? Ответ подтвердите цитатами из текста 224,225,234
-Как старик относится к морю?
-Для чего старик хотел поймать большую рыбу?
-Сравните его отношение к рыбалке с позицией других рыбаков
И вот в море старик поймал удачу. Он ловит такую рыбу, о которой каждому рыбаку можно только мечтать. Все 86 дней неудачи теряют всякое значение.
Давайте посмотрим фрагмент мультфильма. Обратите внимание на эмоции рыбака
ММД 05.44-07.16 08.22-09.21
-О каком поединке вспоминает Сантьяго. Зачем?
Итак, старик поймал рыбу, как же дальше разворачиваются события? Чем заканчивается поединок человека и рыбы?
В один из моментов борьбы с рыбой голод и усталость начинают одолевать Сантьяго, и тогда он близок к отчаянию. «Мне все равно, кто кого убъёт»,-произносит старик. Эти слова раздаются над морем как стон смирения и покорности судьбе. Рассудок торжествует, его упорство побеждает и слабость, и отчаяние, и боль. Поединок заканчивается победой человека.
-Как раскрываются необыкновенные качества старика во время поединка с большой рыбой?
-Как он воспринимает опасность со стороны акул? Почему он не оставил большую рыбу, чтобы спастись самому? Как вы думаете, как бы поступили другие рыбаки?
-Что понял Сантьяго, когда увидел на сером фоне неба табун диких уток?
Что человек в мире никогда не бывает одинок
— Что значат слова: «Он знал, что пришло к нему смирение не принеся с собой ни позора, ни утраты человеческого достоинства
-Кем, на ваш взгляд, предстает Сантьяго в конце повести: победителем или побежденным?
На мой взгляд, Сантьяго вернулся непобежденным, потому что он победил рыбу, победил себя, свою старость, слабость своих рук. Он-победитель.
Учитель: А какой по жанру является данная повесть?
-Почему вы так решили?
-Потому что в основе философ. Повести лежит тот или иной вопрос человеческого бытия. А здесь автор как раз и поднимает различные вопросы: например вопрос победы и поражения
-А какие жанровые разновидности повести вам знакомы?
— Послушайте окончание: повести «Наверху, в своей хижине, старик опять спал. Он снова спал лицом вниз, и его сторожил мальчик. Старику снились львы.»
Но это на первый взгляд, потому что данная повесть по жанру притча.
-Вспомните, что вы знаете о притче?.
Сейчас вы поработаете в группах и попробуете ответить на некоторые вопросы
Что значит принцип айсберга, провозглашенный Хемингуэем.
Какое личное философское кредо было у Сантьяго?
Сантьяго- человек уникальный и неповторимый. Он создает собственную концепцию, что отображает его взгляды на отношения с природой
Какие символы вы встретили в произведении?
Львы- символ красоты, мужества, мечты.
Море-символ вечно бурлящей жизни
Акулы- не только хищные животные, но и символ жизненных испытаний.
Рыба- не только средство для существования рыбака, но и символ его характера, назначения в жизни.
Как проявилось мастерство Хемингуэя при описании природы?
«Человек-лучшее произведение природы»- так говорил Сент-Экзюпери
«Весь мир человек украшает собой»- утверждал Фирдоуси
Мы – вместилище скверны и чистый родник,
Вспомните, что вы знаете о притче?
-Словарь Даля трактует слово притча как «поучение в примере»
А можно ли считать повесть «Старик и море» притчей? Почему?
-В этой повести автор поднимает общечеловеческие проблемы: как надо жить, как быть человеком, как воспринимать поражения. То, как живет этот человек, заставляет задуматься о принципах человеческого существования, об отношении к жизни, о вере.
Ребята, название произведения изначально имело такие варианты: «Человеческое достоинство», «Море в жизни». Но в письме к редактору неожиданно появилось «Старик и море». Как вы думаете, почему Хемингуэй решил остановиться на таком названии?
Море- символ вечной жизни, символ бесконечности.
Можно сказать, что название имеет глубокий философский смысл?
1группа. Каким же было философское кредо старика Сантьяго
Так с кем же борется главный герой: с рыбой или с самим собой?
2группа, Как писатель подошел к описанию природы в повести
Критик Стефан Сандерсон писал, что поэзия Х.в этой повести « является яркой и живописной: краски моря и неба, фиолетовый и бледно-лиловый цвета прыгающего марлина, Бусинки воды, сряхиваемые с туго натянутой лесы,- все это представлено отчетливо зримо.»Х. проявил себя в повести и как ученый- натуралист, постигший тайны подводного царства. Пейзажные зарисовки отличаются живописностью. Например стр.225
Океан воспринимается нами как живое существо: саргассовые водоросли «вздымались и раскачивались на легкой волне, словно океан обнимался с кем-то под желтым одеялом»
3группа.Какие образы-символы вы увидели в повести?
Сам Х. ограничивался таким замечанием относительно возможности толкования символов: «Не было еще хорошей книги, которая возникла из заранее придуманного символа, запечатанного в книгу, как изюм в сладкую булку. Сладкая булка с изюмом- хорошая штука, но простой хлеб лучше. Я старался изобразить настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море и настоящую рыбу, настоящих акул. И если я сделал это достаточно правдиво, они, конечно, могут толковаться по- разному.»
4группа. Чтобы придать повести характер притчи, Хемингуэй использовал принцип айсберга. Вы дома готовились по этому вопросу и сегодня расскажите нам об этом.
В одном из своих интервью писатель говорил : «Повесть «Старик и море» можно было растянуть на 1000 страниц: там были бы описаны все жители деревушки, их жизнь, где они родились, как они росли и т.д. Другие писатели делают это превосходно. Я попробовал идти другим путем. Для начала я выкинул все, без чего можно читателю передать этот опыт. Я хотел, чтобы прочитанное казалось ему пережитым, чтобы у него было такое впечатление, как будто это произошло на самом деле. Задача была очень трудная, и мне пришлось много поработать.
Напомните, как составляется синкан
Какие впечатления у вас от этой повести? Что важного вы взяли для себя?
Я хочу вам показать, что существует новое прочтение повести, необычное. Немецкий дизайнер вот так это увидел
Урок литературы «Старик и море»
Описание разработки
Цель урока: раскрыть философскую суть повести «Старик и море».
Задачи:
— образовательная: определить художественное своеобразие и систему символов произведения;
— воспитательная: воспитывать силу воли, стойкость к окружающим невзгодам на примере главного героя – старика;
— развивающая: развивать умение анализировать художественный текст с использованием цитатного материала, формировать высокие моральные ценности.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Ход урока
Добрый день, дорогие друзья! Я рада видеть вас на нашем уроке.
Поприветствуйте теперь и вы друг друга: дайте «5» своему партнёру по плечу, ударьтесь кулачками со своим партнёром по лицу.
Как вы их понимаете? Подумайте…. (30 с)
Так о чем же мы будем говорить на сегодняшнем уроке….
Правильно. Говорить сегодня мы с вами будем о силе духа человека, который рассмотрен автором. Именно эта тема является центральной в повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море».
И тема нашего урока «Философский смыл повести «Старик и море». Сила характера старика».
Прежде чем мы займемся анализом текста, я прошу ____ познакомить нас с историей появления этой книги.
(Замысел этого произведения созревал у Хемингуэя в течение многих лет. Ещё в 1936 году в очерке «На голубой воде» он описал подобный эпизод, случившийся с кубинским рыбаком. Сама же повесть была опубликована в сентябре 1952 года. Одним из прототипов повести стал кубинский рыбак Грегорио Фуэнтос)
1. Главного героя повести звали Сантьяго? (Да)
2. Старик возвращался домой без улова 90 дней? (84)
3. Мальчика, который учился у старика рыболовному мастерству, звали Янки? (Манолино)
4. Старик провёл в море, борясь за свой улов три дня? (Да)
6. Рыба, пойманная стариком, была длиной около 5, 5 метров? (Да)
7. Сантьяго смог вернуться домой с победой?
Действительно, ответить однозначно на данный вопрос не возможно. Он требует анализа текста…
— О чём он заставляет вас задуматься? Подумайте.
РЕЛЛИ РОБИН (партнёры по лицу, начинает партнёр А)
СИНГЛ РАУНД РОБИН (начитает участник под номером 3)
Участники А – Сантьяго
Участник 2 собирает все работы со стола.
Сегодня на уроке мы говорили о произведении, наполненном глубоким философским смыслом. Повесть «Старик и море» о подлинном мужестве человека, его воле и силе духа. Повесть об умении достойно идти по своему часто тернистому и не всегда радостному жизненному пути.
Урок литературы в 11 классе «Э.Хемингуэй. «Старик и море»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок литературы в 10 классе.
Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Э. Хемингуэя;
в процессе творческого обсуждения содержания повести-притчи
Э. Хемингуэя «Старик и море» подвести учащихся к выводу –
повторить литературоведческие понятия, художественно-
выразительные средства (эпитеты), общеучебные навыки и умения
воспитывать в учащихся чувство сопричастности к происходящему в
произведении, позитивные морально-психологические качества;
прививать любовь к классической литературе.
Оборудование: презентация, тексты произведения, портрет писателя, эпиграф (на доске).
Слово учителя о теме, целях, эпиграфе.
-Исходя из темы давайте поставим цели нашего урока. Что мы должны сделать на уроке, чему научиться. (Ответы учащихся).
— Вашим домашним заданием было самостоятельное чтение повести Хемингуэя «Старик и море» и поиск интересных фактов из жизни автора.
-Эпиграфом к уроку мне бы хотелось взять слова Хемингуэя:
Человек не для того создан,
чтобы терпеть поражения …
Человека можно уничтожить,
но победить его невозможно.
(Э. Хемингуэй «Старик и море»)
II. Жизнь и творчество Эрнеста Хемингуэя (1899–1961).
-Итак, начинаем работать. Жизнь и творчество Эрнеста Миллера Хемингуэя. Предлагаю вам его биографию для выразительного чтения вслух. (Карточки на партах). Чтение будет сопровождаться показом презентации, поэтому будьте внимательны: слушайте, смотрите и дополняйте!
1. Эрнест Миллер Хемингуэй – один из самых знаменитых американских писателей, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года.
Родился будущий писатель в 1899 году в Чикаго. Его отец был врачом, увлекался рыбной ловлей, охотой, был превосходным стрелком. Этому он научил и своего старшего сына Эрнеста. Мать хорошо играла на фортепиано и пела. Имея шестерых детей, она не переставала заниматься музыкой, руководила церковным детским хором. У Эрнеста был хороший слух, и он неплохо играл в семейном ансамбле на виолончели. Так любовь к искусству, артистизм, унаследованные от матери, сочетались в нем с любовью к природе, увлеченностью охотой и спортом.
Учеба давалась ему легко. Он пристрастился к чтению и хорошо знал английскую литературу. Из американских писателей больше всех любил Марка Твена.
2. Кипучей энергии живого, изобретательного подростка хватало на все. Будучи учеником старших классов, он стал репортером, а потом и редактором школьной газеты. Здесь он получил первые навыки журналистской работы, написав свыше 30 статей, посвященных спорту, охоте и различным событиям школьной жизни. В каникулы он много путешествовал, нанимаясь на работу то батраком на ферму, то официантом, то тренером по боксу. Это обогащало его жизненный опыт, тренировало волю, выносливость.
В 1917 году, окончив школу, Хемингуэй становится репортером провинциальной газеты «Канзас стар». Здесь он получил первые уроки мастерства от своих старших товарищей.
3. В мире было неспокойно, шла п ервая мировая война. Хемингуэй рвался на фронт. Но в армию его не брали: у него от рождения было плохое зрение, к тому же он серьезно повредил себе глаз, занимаясь боксом. И все-таки ему удалось попасть на итало-австрийский фронт в составе американского Красного Креста: Хемингуэй был шофером санитарного автомобиля. 8 июля 1918 года, незадолго до своего 19-летия, он, находясь на передовой, был накрыт минометным огнем, тяжело контужен и ранен осколками. От двух сидевших с ним в траншее итальянских солдат осталось лишь страшное кровавое месиво. У Эрнеста оказалось 227 ран. «Как будто 227 маленьких дьяволов забивали гвозди в живое тело», – писал он в письме к родным. Хемингуэй лежал в госпитале в Милане, где ему суждено было пережить первую большую любовь к медсестре Агн е ссе фон Кур о вски, которая описана в его романе «Прощай, оружие».
4. Короткое пребывание на фронте оказало решающее влияние на дальнейшее формирование личности Хемингуэя. Он разочаровался во всем, во что верил, что считал священным: «Меня подстрелили, меня искалечили, и я ушел подранком», – речь шла не только о физических ранах. Не случайно Хемингуэй стал писателем потерянного поколения, рожденного п ервой мировой войной, глубоко разочарованного в обществе, допустившем кровавую бессмысленную бойню. Вскоре после войны, в 1921 году, Хемингуэй становится специальным корреспондентом газеты «Д е йли Стар» в Европе. Некоторое время был корреспондентом на Ближнем Востоке. Он много видел, много размышлял, прошел хорошую школу как журналист. Он видел войну на Балканах, побывал на греко-турецкой войне. Всё это еще больше утвердило его в глубокой ненависти к войне и к тем, кому она выгодна.
5. Настоящий успех пришел к Хемингуэю после публикации его первого романа «И восходит солнце» (1926 год). Это роман о «потерянном поколении» молодых людей, живших во Франции и Испании 1920-х годов.
Мировую славу принес писателю роман «Прощай, оружие» (1929). В произведении войне противопоставлена тема большой настоящей любви лейтенанта Фредер и ка Г е нри и медсестры К э трин Б а ркли. Эта любовь защищает их от чувства одиночества, от страха смерти, помогает выжить. Лейтенант, спасая любовь, дезертирует. Но его попытка замкнуться в мире личных чувств, в мире любви, заканчивается трагично. Умирает во время родов К э трин, погибает ребенок, и Г е нри остается еще более одиноким, чем раньше. Автор показывает, как война обесчеловечивает людей, показывает истинное отношение итальянского народа к войне.
6. В середине 30-х годов он вступает в ряды борцов с фашизмом, а в 1936 году отправляется в Испанию, где вместе с испанским народом защищает республику. В 1939 году разразилась Вторая мировая война. Хемингуэй работает военным корреспондентом. Он считает, что его как писателя будут слушать миллионы людей, и он публично выражает свое отношение к этой войне. В 1941 году Германия, нарушив пакт о ненападении, перешла границы Советского Союза. И сразу же Хемингуэй посылает советскому правительству телеграмму: “Народ Советского Союза своей борьбой защищает все народы, сопротивляющиеся фашистскому порабощению”.
Писатель рвался на фронт, но правительство США не разрешило ему участвовать в военных действиях в Европе. Получив отказ, Хемингуэй поселился на Кубе, и чтобы хоть как-то участвовать в борьбе с фашизмом, он переоборудовал свой катер “Пил а р” для охоты за немецкими подводными лодками.
8. В последние годы жизни Хемингуэй тяжело болел, им овладевают ностальгические настроения, он посещает дорогие ему места и страны, продолжает писать, но публикует лишь очень немногое. Так, настоящим событием стала его повесть «Старик и море» (1952), за которую он получил премию Пул и тцера, она же стала весомым аргументом в присуждении ему Нобелевской премии в 1954 году.
-Вот такая непростая человеческая судьба прошла перед вашим мысленным взором. Впечатляет? Несомненно.
Работа с текстом повести Хемингуэя «Старик и море»
(ан ализ повести после её самостоятельного прочтения).
-Сейчас мы перейдём к работе над анализом повести «Старик и море», которая
в полной мере отражает специфику творчества её автора.
– Кратко передайте содержание произведения.
Старый рыбак Сантьяго вот уже 84 дня возвращался без рыбы. Помогавший ему мальчик Манолин обнадеживал его, провожая на 85-й день в море. Уплывшему далеко в море старику с трудом удалось поймать огромную рыбу. Трое суток Сантьяго боролся с ней, обессилел, пустился в обратный путь, привязав рыбу к лодке. Но на рыбу напали акулы и съели ее, как ни боролся старик с ними. Старик вернулся со скелетом рыбы только на четвертые сутки, голодный, ослабевший, но с уверенностью, что его никто не победил.
-Да, это и есть сюжет повести. Повествование о неудачной рыбалке. Как вы сказали: 50 страниц старик ловит рыбу. Ребята, а за что же автор получил 2 премии?
-Мы вплотную подошли к одной из загадок величия творчества Хемингуэя.
-Да, он любил сравнивать текст с айсбергом, только на одну восьмую возвышающимся над поверхностью воды.
-Делаем вывод: повесть построена так, что за ее абсолютной внешней реалистичностью все время чувствуется подводная часть « айсберга»- глубина проблематики.
-Вот, к примеру, мы знаем, что старика зовут Сантьяго, а мальчика Манолин, но их имена очень редко звучат в повести, автор просто пишет «старик и мальчик». Почему?
(символы двух поколений, старого и юного, уходящего и приходящего, символы передачи мудрого опыта детям).
-Почему в конце повести старик не умирает? Зачем он должен поправиться?
(Старик не умрет, пока мальчик не научится всему, что тот знает).
-В начале повести сказано, что родители мальчика считают старика «самым что
-Согласны ли вы с тем, что старик сломлен ударами судьбы и теперь может вызвать только жалость? Какая деталь в портрете старика говорит о его истинной сущности?
( « Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается») Можно ли сказать, что мальчик только жалеет старика?
-Когда старик выходит в море, он думает о своем одиночестве, разговаривает сам с собой и жалеет, что нет рядом с ним мальчика. Действительно ли старик одинок? Как автор показывает связь старика с окружающим миром? (Море, звезды, птицы, рыбы)
Найдите в тексте фрагменты, говорящие о единстве человека и природы.
-Вывод : В чувствах и рассуждениях старика совершенно отсутствует высокомерие человека по отношению к миру природы. Птицы, рыбы, животные – его родня, между ними и стариком нет грани: они также борются за жизнь, также страдают, также любят друг друга.
-Центр повести – старик и пойманная им рыба. Зачитаем эпизоды, связанные с ними (описание рыбы, мысли старика, его слова, обращенные к ней )
-Можно ли сказать, что старик восхищается рыбой?
-Итак, наступает последняя часть их поединка.
Какой вопрос задает старик рыбе? Зачитаем этот эпизод.
Видим ли мы радость старика? Почему?
Опишите его состояние. О чем он думает? Как меняется его состояние, когда нападает первая акула?
(В ярости и злобе, собрав все силы, старик борется с акулами, раздирающими рыбу).
Почему, когда акулы терзают рыбу, ему кажется, что они терзают его самого? Только ли свой улов защищает старик?
Воля к жизни, к победе – вот что объединяло старика и рыбу. Ощущение единства и приводит к терзаниям старика, когда акулы рвут рыбу на части. Он чувствует себя в ответе за своего прекрасного противника. И защищает он не только, и не столько свой улов рыбака (это было бы слишком просто и слишком поверхностно) – он защищает поверженную им во имя самоутверждения красоту от тех, кому не хватает смелости биться честно и кто способен рвать на части уже мертвого. Старик чувствует свою вину перед рыбой: он загубил ее напрасно . Подтвердите это цитатой из текста.
-Предлагаю вам посмотреть отрывок анимационного фильма А. Петрова «Старик и море».
-Трагический исход отчаянной борьбы с акулами приводит старика к мучительной мысли. Какой? (что он побежден, хотя свою жизнь он сумел отстоять). Как старик пытается сопротивляться мыслям о собственном поражении? (зачитать)
-Кто победил старика? Никто: ни рыба, ни акулы. Он просто слишком далеко зашел в море, то есть затеял непосильную игру с судьбой – и вернулся ни с чем.
Подведение итогов урока
— Итак, побежден ли старик?
Судьба наказала его, но не сломила.
-Какая фраза Хемингуэя выражает основную мысль повести?
-Повесть была удостоена Нобелевской премии. Как вы можете объяснить столь высокую оценку, данную произведению?
В ней отражено разное отношение людей к жизни, две жизненные позиции.
(Нарисовать на доске схематично море, старика, туристов.)
(экзистенции: идти вглубь, в гущу жизни и идти по касательной).
Выбор экзистенции-дело человека. Вы тоже стоите на рубеже своей жизни и вам выбирать жизненную позици. Желаю вам в этом большой удачи.
-Я благодарю вас за урок. Надеюсь, что эта повесть-притча не оставила вас равнодушными.
-Подготовить небольшой рассказ о жизни и творчестве Б.Шоу.