стиль работы должен быть каким
«Проницательность» и другие стили работы: как найти свой, используя науку
Замечали ли вы, что люди, которым нужно сделать одинаковое задание, подходят к его выполнению с использованием различных методов? В итоге они могут достичь разных результатов либо получить один и тот же результат. Такое различие в подходах связано со стилем работы. Психологи выделяют 6 стилей, которые человек использует для достижения целей. Если найти свой стиль, можно достичь неожиданных положительных результатов.
Представителей этого стиля называют мечтателями. Итогом из работы становится идея.
«Реализация»
Люди, которые придерживаются этого стиля, берут за основу своей работы то, что придумали мечтатели. Люди из этой группы думают над тем, как можно реализовать идею, придуманную мечтателями. Они любят проводить мозговой штурм, используют интеллектуальные карты, создают прототипы или рабочие модели для идей мечтателей.
Итогом их работы становится создание нового инновационного продукта.
«Проницательность»
Люди, которые придерживаются этого стиля работы, берут то, что создали изобретатели (реализаторы), и думают над тем, какие проблемы могут возникнуть при использовании этого продукта. Проницательные обладают хорошим чутьем. Они могут найти потенциальные проблемы и ошибки в использовании продукта, дать совет, как избежать или исправить их.
Проницательные делятся на оптимистов и пессимистов. Как понятно из названия, первые думают над тем, какие положительные изменения произойдут в жизни человека после использования нового продукта, а вторые размышляют над тем, какие негативные моменты могут возникнуть при использовании нововведения.
«Зажигалки»
Люди этого типа легки на подъем, могут мотивировать других на новые дела и сделают все, что требуется для медиальной организации рабочего процесса. Они легко находят слова одобрения и утешения, если кто-то в коллективе в них нуждается.
«Двигатели»
«Упорство»
Люди этого типа любят доводить дело до конца. Они не успокаиваются, пока это не будет сделано. Эти люди обладают большой силой воли и помогают другим в команде добраться до финиша. Упорные обычно именно те, кто больше всего работает в команде. Их главный секрет в том, что они сосредотачиваются только на одной задаче и не переходят к выполнению к другой, пока первая не будет выполнена. Они идут вперед, когда другие члены команды уже сдались.
Что говорит наука о стилях работы
Американский журнал The Journal of Abnormal and Social Psychology опубликовал результаты исследования, в котором проводился эксперимент. Его целью было проверить, помогают ли стили работы людям быть продуктивными и творческими. Ученые разделили участников эксперимента на две группы. В первой группе были студенты, черты личности которых были схожими. Во второй были участники с разными особенностями личности.
Обеим группам поручили найти способ перейти заминированную дорогу. Результаты показали, что вторая группа справилась с задачей лучше.
В чем польза для реальной жизни
Если вы работаете в коллективе, важно, чтобы в нем была совокупность этих качеств. Тогда вам будет легче взаимодействовать с коллегами, а результаты вашей работы будут более продуктивными. Если вы работаете в одиночку, то подумайте, какие из этих стилей свойственны вам, а какие нет, как лучше развить свои способности.
Как узнать свой стиль
Cтили работы в компании
Журнал IT Manager по книге Сюзан Сандеккер «Управление группой ИТ-проекта»
Мы уже рассказывали о наработанных западными экспертами методиках управления персоналом. Сегодня мы продолжаем рассматривать приемы, описанные в книге «Управление группой ИТ-проекта» известного западного эксперта Сюзан Сандеккер, посвященной управлению проектами.
Очевидно, что у разных людей — разные стили работы, зависящие от того, как они предпочитают получать информацию и управлять своей работой; взаимодействовать друг с другом и общаться с руководством. Мы познакомимся с четырьмя самыми распространенными стилями работы. Каждый из них может использоваться самостоятельно, но часто они сочетаются с одним или двумя другими стилями.
Возможно, вы знакомы с такими системами оценок рабочих стилей, как профили MyersBriggs или DISC. Myers-Briggs анализирует четыре сферы. Для того, чтобы определить, как нужно работать с коллективом, необходимо задать себе следующие вопросы:
Рассудительные (без отрицательного оттенка) — это люди, предпочитающие, чтобы все было запланировано, стабильно и организовано. Те, кто организует свою жизнь на основе эмоций, больше любят гибкость, отзывчивость и «двигаются по течению».
Главное правило любой системы, которая характеризует поведение людей, заключается в том, что никого нельзя отнести строго к одной области, и для эффективной работы (и жизни) нам приходится расширять «репертуар» деятельности так, чтобы включить в него несколько привычек, не относящихся к нашим предпочтениям. Если вы экстраверт интуитивного, чувствующего, эмоционального склада, вам надо либо найти работу, позволяющую реализовать все эти качества, либо научиться некоторым новым приемам. Очень часто жизнь и работа требуют от нас гибкости поведения, чтобы достичь успеха, и большинство справляется с этим достаточно хорошо.
Другая очень популярная и полезная система — это система профиля DISC, она больше ориентирована на рабочее окружение. Некоторые считают ее менее строгой, чем Myers-Briggs, поскольку она в основном сфокусирована на стилях и типах поведения во время работы. DISC использует четыре основные характеристики для описания основных стилей работы.
Их будем обозначать I (от influence).
Такие люди умеют общаться, сплачивать команду и обеспечивать ее хорошую работу. Их называют S от (steadiness).
Чаще всего руководители компаний, лидеры бизнеса и предприниматели относятся к типу D — все они хотят, чтобы работа была сделана и результат достигнут. Выражение «Готовься, стреляй, целься» иногда применимо к некоторым D-специалистам, поскольку они часто сначала действуют, а потом думают. В экстремальной ситуации они могут нарушать правила, лишь бы достичь результата, что, конечно же, нельзя считать приемлемым проявлением рабочего стиля D. Некоторых наиболее ярких и харизматичных лидеров иногда называют DI, что означает одновременное использование лидерами доминирования и влияния в своей деятельности.
Модель влияния без добавления дополнительных букв (D, S, C) подразумевает частое взаимодействие с другими людьми. Так, люди, принадлежащие к типу I, избегают специализации в технической сфере, поскольку предпочитают работать с людьми, а не с машинами. Они могут быть выдающимися советниками, но если у них не будет какойнибудь дополнительной «буквы», им очень сложно придется в IT-мире.
Мир программистов, инженеров и бухгалтеров наполнен людьми типа С. Они организованы, любят обдумать проблему перед тем, как приступать к ее решению (в отличие от людей типа D), больше всего им импонирует структура, качество и точность.
И наконец, последний тип людей — S, те, кто олицетворяет устойчивость. Это люди, которые всегда заботятся о других — о том, чтобы все в компании знали друг друга по имени, сидели на удобном стуле и участвовали в общем разговоре. Они идеальны при приеме гостей и хорошо работают как в группе, так и в одиночестве.
Итак, вы видите, что терминология MyersBriggs и DISC различна, но имеет и много общих черт, описывающих предпочтительные стили работы людей и присущие им внутренние организации.
Данные системы полезны, но они не требуются для того, чтобы понять основные стили работы или поведения на работе. Эти типы оценки нужны для понимания вашего собственного стиля работы и стиля работы вашей группы.
Запомните, что ни один из описанных выше типов не является абсолютным — у большинства людей есть доминирующий тип или стиль и один из вспомогательных типов. Доминирующий тип проявляются под внешним давлением, поскольку это то, что наиболее естественно и проходит с наименьшим стрессом.
Вспомогательные типы часто используются, когда ситуация менее напряженная, и у человека есть время выбрать наилучший путь действий. Используемая здесь терминология не относится ни к какой конкретной системе и применяется для описания доминирующего стиля работы.
Многих людей можно отнести к широкой категории делателей. Они хотят, чтобы работа была сделана, и стремятся действовать при первой возможности. Эти люди часто становятся инициаторами каких-либо начинаний и предпринимают шаги, чтобы воплотить планы в реальность. Обратная сторона личностей этого типа работы заключается в том, что у них часто не хватает времени подумать и обратиться к плану. Они просто начинают действовать так, как им кажется наиболее адекватным в данный момент. Иногда это неплохо, поскольку действия не требуют планирования. Но в других случаях им приходится переделывать и еще раз продумывать ту работу, которую они уже сделали, поскольку не задумались над планированием перед началом действий.
Вторая большая категория типов работающих — взаимодействующие люди. Они всегда стремятся обсудить все детали работы, и центром обсуждения часто становится сам человек и его отношение к работе. Это люди, которые могут опустить делателей обратно на землю и завести разговор о поиске оптимального подхода к проекту или проблеме. Такой тип людей обычно отвечает на ваше электронное письмо звонком по телефону, а то и визитом к вам, поскольку они предпочитают личное общение звонкам и письмам. Такие люди находят себя на работе, которая больше связана с общением и в меньшей степени — в области IT. Отрицательные черты данного типа состоят в том, что центром обсуждения они могут сделать самих себя и отвлечь группу от разговора о более важных темах. Они способны превратиться в настоящих «пожирателей времени», поскольку вместо короткого ответа на ваше электронное письмо устраивают 20-минутную дискуссию.
Третий тип людей — игроки команды. Эти люди стремятся попасть в групповую работу и действовать так, чтобы обеспечить в ней участие всех. Игроки команды, как и только что указанные люди взаимодействия, любят общаться, но цель их общения — обеспечить полноценную функциональность всей команды. Это относится не только к ним самим и к каждому участнику группы, но и к тому, чтобы все работали как единое целое. Обычно они пренебрегают собственными интересами во имя выполнения командных нужд. Обратная сторона этого типа личности заключается в том, что они пренебрегают собственными интересами, слишком вовлекаются в динамику командного развития, чтобы работать эффективно. Иногда игроки команды бывают слишком старательны в своих попытках собрать команду воедино.
Четвертая разновидность типов работающих — аналитики. Люди такого склада (часто встречаются среди IT и еще чаще среди программистов, инженеров и бухгалтеров) получают удовольствие от того, что вникают в каждую деталь, поэтому они очень хороши на организаторских позициях. Он (или она) очень внимательно относится к деталям и все усилия приложит к тому, чтобы соблюдать порядок во всех вещах. Такой тип работников очень полезен для анализа данных, для ежедневной работы с деталями и для организации больших объемов таких деталей. От подобных людей часто можно услышать «это не относится к делу», поскольку они уже продумали определенный вопрос и сделали свои выводы.
Обратная сторона такого типа заключается в том, что на них в группе смотрят как на людей, которые говорят «нет», с недоверием относясь к каждой идее, и постоянно указывают на недостатки. У них могут возникать трудности с завершением задач вовремя (или вообще), если они почувствуют, что у них недостаточно информации для того, чтобы принять окончательное решение или сделать заключение.
Главное — научиться управлять всеми этими людьми, но это — тема отдельного разговора.
Комментарии
А может и не нужно, чтобы конкуренты знали об этих вещах? Пусть уж лучше (для нас) достигают ошибок и провалов, чем будут наращивать свою мощь?
Если судить по моим наблюдениям, то руководители действительно принадлежат к типу D, т.к. отношения власти, инстинкт власти являются определяющими в человеческом обществе. Поэтому несмотря на известную тактическую неэффективность властного поведения, в стратегическом смысле она доказывает свою эффективность, что называется по жизни.
В жизни много хорошего, но очень мало лучшего.
Может это и неплохо?
Ведь живем же!
Хоть как-то.
4 стиля работы: какой из них ваш?
Каждый имеет свой собственный стиль работы. Они существенно отличаются друг от друга и требуют разного подхода. Для того чтобы узнать, какой стиль для работы подходит именно вам, рекомендуем прочесть данный текст.
Главной проблемой многих организаций являются вечные споры работников о том, кто из них работает больше, кто меньше, а кто и вовсе приходит на работу, чтобы попить кофе. Слушать подобные споры достаточно неприятно, при этом они только мешают справляться с неэффективностью. Однако не стоит начинать скандал на ровном месте, лучше для начала изучить, что представляет собой работа, и какие стили существуют. Шелли Провост провела ряд экспериментов и смогла выявить 4 основных стиля в работе, среди которых:
Все эти стили могут тесно переплетаться, если в компании работает классная и профессиональная команда. Такие люди являются уверенными в себе, и они понимают, как важно уметь поддержать своего коллегу и помочь ему в трудной ситуации. А к какому стилю относитесь именно вы?
Делать
Такие люди всегда стремятся к исполнению задач. Они отдают работе большое количество времени, не отвлекаясь на другие вещи, а также являются очень щепетильными. Такие работники способны оживиться лишь после того, как увидят в своем блокноте перечеркнутые пункты, которые они ранее выполнили.
Они постоянно сосредоточены на работе. Даже если вы что-то спросите у таких людей, они всего лишь отвлекутся на вас на несколько секунд, а затем вновь приступят к работе. Безусловно, они являются отличными исполняющими работниками, но очень недооценивают планирование.
Руководить
Обычно руководители являются некими «зажигалочками», которые ведут к победе других. Они всегда воодушевлены и заставляют остальных поверить в себя. Такими людьми нужно постоянно восхищаться, а также прислушиваться к их мнению.
Часто руководители находятся по другую сторону от работников. Они стремятся к результату и часто забывают оглянуться на тех, кто за ним следует.
Любить
Такие люди всегда стремятся к тому, чтобы коллеги держались вместе. Они верят в то, что только сплотившись можно достичь желаемого результата. Такие работники усердно трудятся над тем, чтобы сохранить гармоничные отношения.
Люди с такой чертой характера являются очень чувствительными, а также часто переживают чужие неудачи, как свои собственные. Если вы хотите узнать более подробно о чувствах любого из вашей команды, можно просто поинтересоваться этим вопросом у того, кто умеет любить. Несмотря на столь положительное качество, часто такие работники очень слабы в деталях, а свободное плаванье обычно им не под силу.
Учиться
К этому типу людей обычно относятся исследователи. Обычно такие работники любят вникать в каждую деталь и уделяют много времени новым знаниям. Такой тип людей отличается дисциплинированностью и внимательностью. Им всегда требуется команда, без нее они не на многое способны.
Исходя из вышеперечисленного, можно прийти к выводу, что работа не всегда бывает одинаковой. Необходимо, чтобы каждый человек работал над определенной задачей. Каждый человек обладает определенным количеством сильных сторон и для успешной реализации идей людям необходимо объединятся в группы. Не стоит критиковать других относительно их работы, а лучше подумайте, какой вклад идет именно с вашей стороны.
В каком бы стиле вы не работали, всегда стремитесь улучшать когнитивные способности. С этим отлично справляются тренажеры Викиум.
5 рабочих стилей и советы по определению своего стиля работы
Вы когда-нибудь замечали, что ваша работа строится в соответствии с определенным стереотипом? Наиболее устойчивые характеристики, проявляющиеся в поведении ежедневно, находят свое отражение в предпочитаемом нами «рабочем стиле».
Порой мы неосознанно действуем в соответствии с определенным стереотипом. Возникает ощущение, что нами «движет» заданный стиль, что у нас нет другого выбора и иного пути для достижения цели. Рабочие стили часто называют «драйверами» (от англ. – двигать, приводить в движение). У одного человека возможно сочетание двух-трех рабочих стилей, но чаще всего в поведении выражен один рабочий стиль. Осознание собственного рабочего стиля, с присущими ему сильными и слабыми сторонами, помогает нам сопоставить свое поведение с поведением нашего оппонента и открыть для себя новые возможности для эффективного взаимодействия. По мнению автора и разработчика этой теории Джулии Хей (Hay J. TA for Trainers. McGraw-Hill, 1992), существует пять рабочих стилей, имеющих свои сильные и слабые стороны. Приведем краткие характеристики каждого стиля.
Люди с этим стилем хорошо справляются с работой, которую нужно сделать в сжатые сроки, успевают сделать много дел за короткое время. Они чувствуют себя на высоте, если справляются с заданиями в кратчайшие сроки, и переживают пик энергии в состоянии стресса и напряжения сил. Главным их преимуществом является количество выполненной работы.
Однако они уделяют мало внимания подготовке, при наличии свободного времени могут откладывать начало работы «на потом», до тех пор, пока она не станет срочной, и только тогда приступают к ее выполнению, вследствие чего могут допускать ошибки. Отсюда – потеря времени на их исправление, и в конце концов работа может быть не выполнена в срок. Способность быстро думать может приводить к нетерпеливости этих людей по отношению к более медлительным коллегам – часто они слишком быстро говорят, перебивают других и даже заканчивают за них предложения, что приводит к непониманию и бесполезным спорам. Плотно планируя свой график встреч, они вынуждены спешить с одной встречи на другую, порой раньше времени уходя с одной и опаздывая на следующую.
«Будь совершенным (лучшим)»
Люди с этим стилем – полная противоположность «спешащим». У них ярко выражено стремление «быть совершенным»: никаких ошибок в работе, все должно быть сделано наилучшим образом. Их отличает организованность, так как они умеют смотреть в будущее, планировать работу и вырабатывать стратегию преодоления потенциальных трудностей. Их трудно застать врасплох; работа у них идет планомерно и эффективно. На них можно положиться, когда работу нужно выполнить аккуратно. Точность, внимание к деталям, тщательность в работе – это их сильные стороны. К сожалению, сложности возникают, когда работа должна быть выполнена строго в срок, так как, стремясь выдать совершенный конечный продукт, они долго и кропотливо ищут возможные ошибки, постоянно вносят несущественные изменения. Они могут предоставить клиенту слишком много информации и этим ошеломить его. Они тщательно подбирают слова и выражения, часто используя длинные фразы, малознакомые слова и технические термины, которые могут быть непонятны собеседнику.
«Радуй других»
Люди с таким стилем обычно хорошие члены команды. Они сторонники гармонии, обладают хорошей интуицией и внимательны к чувствам других людей. Их задача – угодить людям, даже тогда, когда их об этом не просят. Они угадывают, что нужно людям, и стараются удовлетворить их желания. Рядом с людьми такого стиля хорошо работать, так как они способны проявлять терпение и понимание. Они внимательны к чувствам окружающих и могут сплотить команду тем, что мнение каждого ее члена будет принято во внимание. Проявляя искренний интерес и заботу к другим людям, они могут вовремя ободрить и успокоить человека, переживающего по поводу выполнения сложного задания. К сожалению, они иногда стараются быть излишне «хорошими»! Стремясь сохранить хорошие отношения, они могут воздерживаться от высказывания собственного мнения и позволяют другим реализовывать изначально ошибочные идеи, не говоря правды, чтобы не обидеть другого человека. А потом страдают, когда люди сердятся на них за то, что они их не предупредили о провале.
Этот рабочий стиль связан со стремлением вложить все силы в выполнение какой-либо задачи, поэтому люди с таким стилем все делают с энтузиазмом. Пик энергии они испытывают, когда нужно сделать что-то новое, и им нравится, что можно оценить и использовать все возможности. Все аспекты задания будут тщательно проанализированы. Люди ценят такой подход и способность сдвинуть дело с мертвой точки. Руководители особенно ценят в таких сотрудниках то, что они часто добровольно берутся за выполнение новых задач.
Однако людям с таким стилем часто не хватает терпения в достижении конечного результата, ибо первоначальный интерес и энтузиазм угасает задолго до выполнения задачи. Внимание к излишне большому количеству аспектов затрудняет их работу и удлиняет сроки ее выполнения, и даже если большая часть работы уже выполнена, они продолжают думать о том, как бы решить задачу по-другому, прежде чем согласятся с тем, что работа завершена.
Люди с этим стилем сохраняют спокойствие в стрессовой и напряженной ситуации, они хорошо преодолевают кризисные моменты. Такие люди воодушевляются, когда нужно проявить выдержку и стойкость. У них сильно развито чувство долга, и они проявляют упорство даже при выполнении неприятных заданий и поручений. Именно они в сложных ситуациях способны мыслить логично и принимать разумные решения, в то время как другие впадают в панику. Благодаря невозмутимости и способности решать любые рабочие вопросы, таких людей неизменно считают надежными и уравновешенными сотрудниками организации.
Их проблема заключается в том, что им трудно признать свои слабости и любую неудачу они склонны квалифицировать как слабость. Им проще перегрузить себя работой, чем попросить коллег о помощи. Они могут скрывать свои трудности, «спрятав» работу, и при полном внешнем порядке на рабочем столе кипы рабочих документов могут скопиться в ящике этого стола. Коллеги могут чувствовать себя неуютно из-за отсутствия у них проявления эмоций. Особенно это проявляется тогда, когда большинство людей испытывает стресс. Их трудно понять, поскольку они не склонны показывать свои чувства.
Диагностика «рабочего стиля» и ее применение на практике
Приведенные выше характеристики ярко проявляются в поведении, что позволяет довольно точно диагностировать преобладание того или иного стиля у конкретного человека.
Анализ этих поведенческих особенностей нашел практическое применение в нашей компании при подборе персонала, в работе Центров оценки и развития, при проведении деловых игр, индивидуальных консультаций и коучинга. Анализируя поведение соискателей на конкретные должностные позиции во время собеседований с ними, мы выявили определенные тенденции проявления рабочего стиля в зависимости от профессиональной деятельности кандидатов.
Так, оказалось, что работники экономических специальностей гораздо чаще, по сравнению с другими специалистами, проявляют стиль «Будь совершенным». Наиболее характерным для работников сферы обслуживания является стиль «Радуй других». Стиль «Старайся» типичен для работников из области PR и маркетинга. Инженерам-производственникам в большей степени соответствуют поведенческие проявления стиля «Будь сильным» – «преодоление трудностей во что бы то ни стало», а у специалистов в области человеческих ресурсов часто выражен стиль «Спеши».
Если говорить об анализе организаций и компаний, то они чаще всего придерживаются только одного рабочего стиля, что находит свое отражение в том, каких людей они ценят и приглашают на работу. Например, бюрократические организации придерживаются стиля «Будь совершенным», как, впрочем, и юридические фирмы, где необходима точность и скрупулезность. В скорой помощи и МЧС необходимо спокойствие и рассудительность для того, чтобы помочь людям в критической ситуации («Будь сильным»).
Преимущества осознания своего рабочего стиля
Как можно использовать знание своего рабочего стиля? Прежде всего, следует сознательно взять на вооружение сильные стороны предпочитаемого вами рабочего стиля, не принимая во внимание его слабые стороны. Знание слабых сторон вашего рабочего стиля позволит понять, как вы организуете свое рабочее время. Вы можете соответствующим образом скорректировать планирование рабочего дня и свое поведение.
Если для вас характерен Рабочий стиль «Спеши», вам стоит планировать достаточное количество времени на выполнение задания, особенно на стадию подготовки, которую вы особенно склонны укорачивать. Иногда нужно сознательно замедлять работу, особенно когда необходимо, чтобы другие люди успевали «переварить» информацию. Надо научиться выслушивать собеседника, не перебивая его, а иногда и переспрашивать, чтобы убедиться, что вы правильно поняли его. Также важно научиться спрашивать людей об их потребностях, а не строить свои собственные предположения на этот счет.
Если вы «перфекционист» (Рабочий стиль «Будь совершенным»), вам необходимо чаще расслабляться и принимать то, что и вы сами несовершенны. Ошибки – это важная часть процесса обучения. «Опыт – сын ошибок трудных». Вы должны понимать, что важно соблюдать сроки выполнения работы и видеть конечную цель.
Если вы привыкли постоянно «радовать» окружающих (Рабочий стиль «Радуй других»), то не позволяйте загружать себя ненужными запросами и несущественными просьбами, вы должны учиться твердо сказать «нет» – часто, для того чтобы сохранить разумные границы, нужен лишь твердый отказ, произнесенный в вежливой форме.
Если вы все время «стараетесь и пытаетесь» что-либо сделать (Рабочий стиль «Старайся»), то вам нужно контролировать свое чувство скуки на этапах завершения проекта. Иногда вам просто необходимо преодолеть себя и продолжить работу, несмотря на угасающий интерес к данному занятию.
Если вы привыкли «всегда быть сильным» (Рабочий стиль «Будь сильным»), то, пожалуй, это рабочий стиль, который наиболее сложно определить в себе. Ваши возможные слабости могут быть хорошо скрыты. Перед тем как браться за выполнение какой-либо задачи, следует хорошо проанализировать возможные требования и оценить наличие соответствующих ресурсов. Вы также должны признать то, что нет ничего плохого в том, чтобы обратиться за помощью к другим.