ЗАО «Сеть Телевизионных Станций» — российский телеканал, позиционирующий себя как «Первый развлекательный». Принадлежит холдингу «СТС Медиа», принадлежащему шведской медиа-компании «Modern Times Group» (MTG). Генеральный директор с 24 июня 2008 года Антон Кудряшов, бывший гендиректор НТВ+. Директор — Вячеслав Муругов. Ранее генеральными директорами канала были Александр Роднянский, Игорь Толстунов и Роман Петренко.
1 декабря 1996 года московский дециметровый канал Шестой канал» и несколько региональных независимых телекомпаний были объединены под маркой СТС (сначала расшифровывался как «Содружество Телевизионных Станций», а позже как «Сеть Телевизионных станций»). В Москве канал выходил какое-то время с логотипом СТС & AMTV, но спустя три месяца произошел окончательный ребрендинг и канал вещал на Москву и Подмосковье с логотипом СТС-8. В 1996-98 годах первый и второй логотипы канала СТС находились на нижне-левом углу экрана, с 1998 года по настоящее время находится на верхне-левом углу экрана; до 2002 года в новогоднее время под логотипом отображалась синяя звёздочка.
В эфире канала большое количество фильмов, телесериалов, мультфильмов и развлекательных шоу.
С 2002 по 2003 годы СТС транслировал рестлинг — WWF Smackdown и WWE Raw (комментировали шоу не столь популярные люди). На их трансляцию во многом повлиял ближайший конкурент «Первого развлекательного» канал ТНТ, который с 1998 года еженедельно транслировал рестлинг-шоу под названием WCW Nitro. Шоу комментировал Николай Фоменко.
В России не по порядку с четырехмесячной задержкой транслировались 45-минутные версии, хотя продолжительность оригинальных программ была 1,5 часа, а платных программ (PPV) — 3 часа.
Канал вещает круглосуточно.
Ежегодно телеканалом проводится музыкальный конкурс «СТС Зажигает Суперзвезду».
Владеющую РЕН ТВ и СТС группу возглавит топ-менеджер «Газпром-Медиа»
Национальная медиа группа, управляющая РЕН ТВ, «Пятым каналом», СТС, «Домашним», семейством телеканалов Discovery, Viasat, Sony Television и другими активами, объявила в пятницу, 29 января, о смене гендиректора. С 5 февраля вместо Ольги Паскиной, руководившей группой с 2016 года, должность гендиректора займет Светлана Баланова, говорится в сообщении Национальной медиа группы, поступившем в РБК.
Баланова известна прежде всего по работе в IBS, эту ИТ-компанию она возглавляла девять лет. Но в марте 2020 года, когда холдинг «Газпром-Медиа» возглавил Александр Жаров, Баланова стала его первым заместителем. Из сообщения «Газпром-Медиа» о назначении Балановой следовало, что она займется «цифровой трансформацией» этого холдинга.
«Газпром-Медиа» и Национальная медиа группа — конкурирующие между собой холдинги. При этом «Газпром-Медиа» с 2016 года принадлежит 7,5% головного АО «Национальная медиа группа».
Заявленная выручка Национальной медиа группы в 2020 году — 68,9 млрд руб. Другие финансовые показатели не раскрываются. По «Газпром-Медиа» пока есть только результаты за девять месяцев предыдущего года: выручка — 65,3 млрд руб., операционная прибыль — 1,7 млрд руб., чистый убыток — 120 млн руб.
Как изменилась Национальная медиа группа при Паскиной
Паскина была назначена гендиректором Национальной медиа группы в марте 2016 года, на этом посту она сменила Александра Орджоникидзе. Но еще в 2015-м Паскиной удалось изменить восприятие этого медиахолдинга, который ассоциировался и продолжает зачастую ассоциироваться с банком «Россия» и его основным акционером Юрием Ковальчуком.
В декабре 2014 года Паскина, бывший топ-менеджер «ПрофМедиа» и «Газпром-Медиа», была назначена вице-президентом американской медиагруппы Discovery Communications (сейчас просто Discovery, Inc.) в Северо-Восточной Европе и руководителем российского офиса. На тот момент в России все платные телеканалы, в том числе и семейства Discovery (Discovery Channel, Animal Planet, TLC, Eurosport и др.), потеряли право с 2015 года размещать в своих программах рекламу, что неминуемо означало падание доходов.
Кроме того, уже были приняты поправки в закон «О СМИ», которые с января 2016 года запрещали иностранцам владеть более 20% в компании-учредителе любого российского СМИ. Для Discovery это означало либо уход с российского рынка, либо поиск местного партнера.
Паскина тогда убедила штаб-квартиру Discovery выбрать в качестве местного партнера Национальную медиа группу. При этом банк «Россия» и лично Юрий Ковальчук на тот момент уже находились под санкциями США, что, например, с 2014 года частично парализовало управление холдингом «СТС Медиа», где у шведской Modern Times Group тогда было около 38%, а структур, связанных с банком «Россия», — около 25%.
Но если доля лица, попавшего под санкции, в компании меньше 50%, то на компанию санкции не распространяются. «К вопросу собственников мы подошли с особой щепетильностью. С нами работал не один консультант, чтобы проверить структуру собственников НМГ, — рассказывала Паскина, на тот момент топ-менеджер Discovery, в интервью РБК в сентябре 2015 года. — На сегодняшний день более 50% НМГ контролируется бенефициарами, которые не находятся в SDN-листах [список Specially Disignated Nationals, то есть граждан и компаний, против которых Минфин США ввел санкции]. Более 50% — у структур [председателя совета директоров «Северстали» Алексея] Мордашова и «Сургутнефтегаза». Мы убедились, что с юридической точки зрения препятствий для совершения сделки нет».
Кому принадлежит Национальная медиа группа
Актуальная структура акционеров Национальной медиа группы достоверно не известна. По состоянию на 31 декабря 2019 года 21,2% в головном АО «Национальная медиа группа» принадлежит СОГАЗу. Это указано в годовой отчетности страховщика.
Еще 26,2% Национальной медиа группы, по информации на 2015 год, принадлежало Алексею Мордашову. В 2016 году 7,5% Национальной медиа группы у структур Геннадия Тимченко выкупил холдинг «Газпром-Медиа».
В первом квартале 2018 года о продаже своей 24-процентной доли в Национальной медиа группе объявил «Сургутнефтегаз». Кому перешел этот пакет, не сообщалось.
Владелец оставшихся 21% не известен. Не сообщалось о выходе из группы структур банка «Россия», который участвовал в создании группы в 2008 году.
В результате той безденежной сделки Национальная медиа группа в 2015 году получила 80% всего российского бизнеса Discoverу, а та взамен смогла вернуть рекламу на свои каналы: российский медиахолдинг поделился тематическими каналами эфирной лицензией, что позволяет размещать рекламу.
Перейдя из Discovery в Национальную медиа группу, Паскина расширила партнерство российского холдинга с зарубежными медиагруппами, хотя в декабре 2016 года под санкции США попал президент Национальной медиа группы Кирилл Ковальчук.
Сейчас группа управляет также российскими версиями телеканалов семейств Viasat (TV 1000, «TV 1000 Русское кино», Viasat History и др.), Sony PicturesTelevision (Sony Channel, Sony Sci-Fi), а через СП с «Ростелеком» и Fox Television (Fox, National Geographic и др.) и тем самым является ключевым игроком на отечественном рынке платного ТВ.
В 2020 году Национальная медиа группа стала представлять в России и американский видеосервис Netflix.
Что известно про Светлану Баланову
Новый гендиректор Национальной медиа группы, как уточнили двое ее знакомых, — дочь Евгения Баланова, который был одним из топ-менежеров Национальной медиа группы при ее создании в 2008 году. Журнал Forbes со ссылкой на неназванный источник писал в 2011 году, что в Национальной медиа группе «ни одно крупное решение не принимается без участия Евгения Баланова».
Сейчас на сайте группы Баланов как заместитель гендиректора не указан. Представитель Национальной медиа группы отказался учтонить, продолжает ли Баланов участвовать в оперативном управлении холдингом.
Светлана Баланова закончила Московский государственный лингвистический университет им. М.Тореза и начинала свою карьеру в компании 3М. В 2012 году ее пригласили возглавить ИТ-компанию IBS, которая сама себя называет «ключевым технологическим партнером лидеров российского бизнеса и государственных структур».
IBS оказывает услуги в области оптимизации бизнес-процессов, управления данными, создания вычислительных центров и систем хранения. При Балановой IBS реализовала, например, проект единого контакт-центра для ФНС России, создала дата-центр для «Росатома», систему видеоконференцсвязи для «Газпром-медиа». Сама Баланова участвовала в построении коллективной системы безопасности Центробанка. Основатель IBS Анатолий Карачинский в беседе с РБК назвал Баланову «отличным, профессиональным менеджером, который имеет западную выучку и прошел школу IBS».
Еще будучи гендиректором IBS Баланова говорила, что на уровне совета директоров любой российской компании должна звучать тема ИТ в области рисков и бизнес-стратегии: «Должно быть понимание того, что сама по себе цифровизация — это не автоматизация, а возможность создавать абсолютно новые бизнес-модели».
В 2019 году Баланова покинула IBS и в марте 2020 года стала первым заместителем нового гендиректора «Газпром-Медиа» Александра Жарова. За неполный год работы Баланова, как напомнили в пресс-службе «Газпром-Медиа», успела усилить команду холдинга: при ней руководителем онлайн-кинотеатра Premier стал экс-руководитель ivi и Okko Иван Гродецкий, а бывший топ-менеджер Rambler Group Софья Квашилава стала директором по цифровой трансформации холдинга.
Кроме того, была сформулирована стратегия, цель которой — «создание платформы персонализированного контента»: в прошлом году холдинг стал 100% владельцем видеосервиса Rutube и начал работать над его обновлением. Сама Баланова в декабре 2020 года на своей странице в Facebook писала, что «Газпром-Медиа» активно ищет технологические проекты.
О важности цифровой среды для Национальной медиа группы заявляла и Паскина, однако на первое место она ставила все-таки производство контента. «Раньше фокус наш был такой: ТВ, контент, интернет. Сейчас очередность поменялась — это контент, интернет, ТВ. За счет присутствия во всех окнах у нас есть возможность снимать более качественный контент, лучше его монетизировать», — объясняла в декабре в интервью «Коммерсанту» теперь уже покидающая группу гендиректор.
Иван Таврин потерял контроль над телеканалами СТС, «Домашний» и «Че»
В ЕГРЮЛ в пятницу, 28 декабря, были внесены изменения, отражающие смену собственников ООО «СТС Медиа», головной компании холдинга, который управляет каналами СТС, «Домашний», «Че», CTC Love и CTC Kids.
Теперь ООО «СТС Медиа», как указано в ЕГРЮЛ, на 100% принадлежит АО «Медиа Инвестиции». Оно было зарегистрировано в ноябре этого года, его единственным акционером указано АО «Клиенты Стратегия Результат». Эта компания, в свою очередь, принадлежит, по данным ЕГРЮЛ на 2002 год, Tampleton Investment Holdings (Cyprus) и является аффилированной с ПАО «Банк ВТБ».
До изменений в ЕГРЮЛ 75% ООО «СТС Медиа» через ООО «ЮТВ Менеджмент» принадлежали бизнесмену Ивану Таврину. Оставшиеся 25% через американскую Mediasreris Inc. — кипрской Telcrest Investmets Ltd. Ее бенефициарами, по данным на 2017 год, были структуры, связанные с ВТБ, Алексея Мордашова, «Сургутнефтегаза» и Национальной медиа группы (среди активов — РЕН ТВ и «Пятый канал»).
О том, что Таврин продает 75% «СТС Медиа», стало известно в декабре. Представители Национальной медиа группы и ВТБ подтверждали «Ведомостям», что выкупят пакет Таврина. При этом в ВТБ подчеркивали, что управлять «СТС Медиа» госбанк не будет — этим займется Национальная медиа группа.
Представитель Национальной медиа группы Алексей Уразов подтвердил закрытие сделки, уточнив, что группа уже вошла в АО «Медиа Инвестиции» и, соответственно, стала бенефициаром ООО «СТС Медиа». Представитель ВТБ, также подтвердив сделку, отказался уточнить ее сумму, но добавил, что «цена приобретения была привлекательной» для госбанка.
Пресс-секретарь «СТС Медиа» Игорь Иванов отказался от комментариев. Иван Таврин не ответил на вопросы РБК.
Таврин остается владельцем телеканалов «Муз-ТВ», «Ю» и Disney.
Известны финансовые показатели ЮТВ с учетом «СТС Медиа» только за первое полугодие 2017 года: при выручке 16,4 млрд руб. чистая прибыль составила 2 млрд руб.
Телехолдинг с долей аудитории 9,3%
Флагманским каналом «СТС Медиа» является СТС, чья среднесуточная доля среди всех зрителей старше четырех лет в январе—ноябре 2018 года равнялась, по данным Mediascope, 4,9%. Это значит, что именно столько зрителей указанного возраста смотрели каждый день программы СТС. У «Домашнего» этот показатель был 3,1%, у «Че» — 0,9%, у распространяющегося в кабельных сетях CTC Love — 0,5%. Канал CTC Kids был запущен только летом этого года.
По совокупной среднесуточной доле своих каналов — 9,3% — «СТС Медиа» проигрывает совокупной среднесуточной доле каналов Национальной медиа группы. У «Пятого канала» этот показатель достигает 6,3%, у РЕН ТВ — 5,4%, Discovery Channel — 0,4%.
Кроме того, Национальная медиа группа владеет еще 29% «Первого канала», чья среднесуточная доля составляет 11,8%. В свою очередь, «Первому каналу» принадлежит вещатель «Дом кино» с долей 1,5%.
В холдинг ЮТВ, владельцем которого является Иван Таврин, входят три канала: Disney (среднесуточная доля — 1,5%), «Ю» (0,9%) и «Муз-ТВ» (0,6%).
Совладельцем телеканалов СТС, «Домашний» и «Перец» стал госбанк ВТБ
ВТБ, в котором почти 61% принадлежит Росимуществу, стал на прошлой неделе совладельцем кипрской Telcrest Investments Ltd, которая, в свою очередь, является собственником 25,3% холдинга «СТС Медиа» (телеканалы СТС, «Домашний», «Перец» и CTC Love). Об этом РБК рассказал источник, близкий к Telcrest. В пресс-службе ВТБ информацию подтвердили: «Группа ВТБ сочла привлекательными условия вхождения в состав акционеров компании Telcrest и положительно оценивает перспективы актива». Назвать размер пакета, которым теперь распоряжается банк, представитель ВТБ отказался.
В пятницу, 25 сентября, Telcrest уведомила об изменении структуры собственности Комиссию США по ценным бумагам и биржам. Из сообщения компании следует, что 23 сентября Telcrest провела допэмиссию, которую выкупила некая третья сторона. Она, как указано в сообщении Telcrest, не связана с компаниями, в которых участвует Юрий Ковальчук, в частности с банком «Россия», «АБР Менеджмент» (в ее доверительном управлении находится почти 39,8% акций банка, принадлежащих Ковальчуку) и инвестиционной компанией «Аброс» (один из ее бенефициаров — Ковальчук).
Эту допэмиссию и выкупил ВТБ, объясняет источник, близкий к Telcrest.
25,3% «СТС Медиа» принадлежит кипрской Telcrest, среди акционеров которой банк «Россия», «Сургутнефтегаз» и Национальная медиа группа. Помимо кипрской компании владельцем «СТС Медиа» является также шведская Modern Times Group с долей 38,5%. Около 36,2% акций «СТС Медиа» торгуются на NASDAQ. Но в скором времени 75% операционного бизнеса «СТС Медиа» за $200 млн может купить холдинг ЮТВ Алишера Усманова и Ивана Таврина. После этого «СТС Медиа» выкупит акции Modern Times Group и миноритариев.
Опыт есть
У группы ВТБ уже есть опыт инвестиций в индустрию рекламы и медиа, и группа готова продолжать развивать экспертизу в этой сфере, комментирует пресс-служба госбанка свое участие в Telcrest.
Есть у ВТБ уже и совместный бизнес с Алексeем Мордашовым и банком «Россия» Юрия Ковальчука. Все они являются совладельцами сотового оператора Tele2. В совет директоров основной для оператора компании «Т2 РТК Холдинг» входят, в частности, три представителя ВТБ, два — «АБР Менеджмент» (в его доверительном управлении находятся 39,8% акций банка «Россия», принадлежащие Юрию Ковальчуку) и один — «Севергрупп» (структура Алексея Мордашова).
Три жизни СТС: что ждет медиахолдинг, который лишился иностранцев
«Каждый раз, когда я заходил в этот кабинет к начальникам, меня захватывал вид из окна», — с улыбкой рассказывает журналу РБК генеральный директор холдинга «СТС Медиа» Вячеслав Муругов. Его карьера в компании без учета короткого перерыва длится вот уже 12 лет, и до верхней ступени в корпоративной иерархии Муругов добрался в мае 2016-го. Теперь он принимает гостей в просторном кабинете на 31-м этаже бизнес-центра на Ленинградском проспекте. Позади него — полки со статуэтками ТЭФИ (всего их у Муругова 12) и фотографиями детей. «Главные мои проекты», — смеется Вячеслав.
С момента назначения Муругова гендиректором прошло около полутора лет. За это время он успел почти полностью сменить команду руководителей холдинга. Причем как минимум пятеро новых менеджеров «СТС Медиа» в прошлом работали под руководством Ольги Паскиной, генерального директора другого крупного российского медиахолдинга — Национальной медиа группы (НМГ), с которой у «СТС Медиа» есть общие акционеры — структуры банка «Россия» Юрия Ковальчука и его партнеров. Помимо кадровых пересечений у «СТС Медиа» и НМГ появились совместные компании. Журнал РБК пообщался более чем с десятью бывшими и нынешними менеджерами двух холдингов и узнал, кто и что сближает компании с совокупной аудиторией в десятки миллионов человек.
Бизнес «на сцене»
«В телевизионном бизнесе зачастую нужно подождать, пока тот или иной проект раскачается, а статус публичной компании обязывает каждый квартал публиковать подробную отчетность. Если цифры падают, со стороны акционеров возникает давление, приходится идти на непопулярные меры: убирать проекты из сетки до того, как они раскрылись», — объясняет Муругов. Менеджмент при этом работает, «как на сцене», говорит он: «Все знают, кто сколько денег получил, какие показатели не выполнил и так далее».
Он сменил в должности гендиректора Роднянского, но последний остался в компании — на специально созданном «стратегическом» посту президента «СТС Медиа». Тогда же в компании появилась должность генерального продюсера — им стал Муругов, который к тому времени дорос до позиции исполнительного продюсера СТС. «Антона надо было поддержать — восполнить недостающие навыки в телевизионном бизнесе. Если совсем упрощать, то предполагалось, что один [Муругов] будет отвечать за творчество, а другой [Кудряшов] за бизнес», — объясняет Муругов.
В то же время начал набирать популярность конкурент СТС — принадлежащий «Газпром-Медиа холдингу» канал ТНТ. «ТНТ не был публичной телекомпанией, там много лет все старались сделать главное — библиотеку качественного контента, и все финансовые проблемы решались исходя из этой задачи, даже если программа стоила больше, чем ее расчетная прибыльность. В «СТС Медиа» в это время делались прогнозные рейтинги, устанавливались нормативы рентабельности и куча других показателей», — рассказывает бывший генеральный продюсер ТНТ Дмитрий Троицкий, во время работы в «СТС Медиа» руководивший каналами ДТВ и «Перец».
Роднянский уверен, что проблемы начались именно после попытки конкурировать с ТНТ. По его словам, будучи CEO, он развивал СТС как канал для семейного просмотра: «А ТНТ с самого начала обозначил другую генеральную линию вещания — молодые мужчины строят отношения с молодыми женщинами. По этой причине мы и Comedy Сlub на канал не взяли, и в итоге проект прекрасно реализовался на ТНТ». В итоге, пытаясь превратиться из семейного в молодежный канал, «СТС оказался вторичным продуктом, условно говоря, ТНТ для бедных», добавляет продюсер.
Кудряшов в беседе с журналом РБК заявил, что еще в период его руководства компания задумывалась о делистинге, чтобы стать более конкурентоспособной в новых российских реалиях. От идеи уйти с биржи менеджмент отказался из-за высоких расходов — это обошлось бы в «несколько десятков миллионов долларов», говорит менеджер, затрудняясь назвать точную сумму. «Никто не мешает быстро принимать решения таким компаниям, как Apple, Google и Facebook, публичный статус их не останавливает», — возражает Роднянский. По его мнению, проблемы начались, потому что «рулить компанией поставили начетчиков, которые за общими словами прятали свой испуг перед вызовами профессии».
«Главная проблема заключалась в размывании бренда. Менеджмент перестал рисковать во всем, боясь ошибиться и просесть по цифрам, перестали запускать такие длинные сериалы, как «Бедная Настя», «Не родись красивой», — перечисляет Роднянский, покинувший «СТС Медиа» в июне 2009 года.
«Русский Мердок»
Переговоры о продаже Авен вел напрямую с Ковальчуком. «Наш пакет дает права большие, чем просто блокирующий. По соглашению акционеров мы фактически делили контроль с Modern Times Group (шведская MTG, владела 38,3% «СТС Медиа»). У нас реально были равные права в управлении компанией с нашим шведским партнером. Новое акционерное соглашение было переписано практически без изменений. Структуры Юрия Ковальчука в СТС получили ровно такие же права, как и MTG», — рассказывал Авен Forbes в 2011 году. Тогда же он назвал Ковальчука «русским [Рупертом] Мердоком», уточнив, что тот является самым крупным медиаинвестором в стране. На вопросы журнала РБК представитель Альфа-банка не ответил.
Через полгода после сделки Кудряшов покинул компанию, став гендиректором «ВымпелКома». По его словам, решив уйти, он «опередил события»: бывший СEO «СТС Медиа» утверждает, что новый акционер был настроен привести в холдинг свою команду и «лояльного гендиректора». С Ковальчуком Кудряшов не общался. Он утверждает, что не знал о готовящейся продаже доли «Альфа-Групп» Telcrest: акционеры вели переговоры в условиях конфиденциальности.
В июле 2013-го «Ведомости» называли две возможные причины отставки Подольского: «недостаточная лояльность» Ковальчуку, а также отсутствие у «СТС Медиа» долгосрочной стратегии. В августе 2013 года СЕО «СТС Медиа» была назначена Юлиана Слащева, большая часть карьеры которой связана с коммуникационным агентством «Михайлов и партнеры». По словам источника РБК, близкого к «СТС Медиа», Слащева была «первым человеком нового акционера [Telcrest] на посту CEO». Сама Слащева это опровергала: в интервью изданию «Сноб» она заявляла, что связи с акционером ограничивались тем, что банк «Россия» долгое время работал с «Михайлов и партнеры». От комментариев для этого материала Слащева отказалась.
Дефицит покупателей
За месяц до принятия закона Слащева пыталась вывести компанию из-под удара. Она обратилась в комитет Госдумы по информационной политике с просьбой сделать исключение для публичных компаний, писали в октябре 2014 года «Ведомости» и подтвердил журналу РБК источник, близкий к руководству «СТС Медиа». Но к моменту вступления закона в силу ответа Слащева не получила, добавил собеседник.
Рассмотрению поправок предшествовали санкции Минфина США против «ближнего круга» Путина. Ограничительные меры коснулись банка «Россия» и Юрия Ковальчука: власти Штатов запретили акционеру банка въезд, а также заморозили его активы на территории страны. С момента основания «СТС Медиа» был компанией с «американской пропиской» — головное юрлицо CTC Media Inc., долю в котором и купила Telcrest, было зарегистрировано в штате Делавэр. Таким образом, санкции лишили Telcrest возможности увеличить долю в холдинге или продать актив, а представители акционера в совете директоров больше не могли голосовать по ключевым вопросам.
По словам источника, близкого к руководству «СТС Медиа», менеджменту предстояло за короткий срок найти способ соответствовать требованиям нового закона. «Рассматривалось множество вариантов, вплоть до самых экзотических: и передача в доверительное управление, и перевод акций в долговые обязательства», — рассказывает собеседник, знакомый с ходом обсуждений. В итоге спустя два месяца совет директоров счел оптимальным вариантом продажу актива.
«На все про все — от поиска инвестора до закрытия сделки и ухода с биржи — был ровно год. Это очень маленький срок. Один только делистинг технически занимает почти шесть месяцев», — объясняет источник, близкий к менеджменту компании. По его словам, Слащевой поправки «практически не оставили возможности заниматься телевидением как таковым», а главным KPI стала успешная реструктуризация компании, что особенно ценно с учетом того, что американским миноритариям, которые «любят и умеют судиться по любому поводу», принадлежало почти 40% «СТС Медиа». «То, что в итоге не было ни одного суда, — это просто поразительно, американские юристы называли это miracle [чудо]», — говорит собеседник журнала РБК.
Компанией заинтересовались трое претендентов. Среди них — группа ОНЭКСИМ Михаила Прохорова, а также консорциум инвесторов во главе с основателем «Амедиа» Александром Акоповым и его давним партнером Леонардом Блаватником, говорят два источника, близких к «СТС Медиа». По словам одного из них, «в серьезные намерения консорциума совет директоров не поверил», а Прохоров был «далеко не самым активным претендентом». Акопов от комментариев отказался, представитель ОНЭКСИМа не ответил на вопросы журнала РБК.
Главным претендентом стал третий участник, «первый контакт» с которым осуществил банк UBS, нанятый «СТС Медиа» в качестве консультанта, — им стала принадлежащая Алишеру Усманову и Ивану Таврину группа UTH (ЮТВ Холдинг, управляет каналами «Ю», «Муз-ТВ» и Disney). Детальные переговоры с покупателями вела Слащева, говорят два источника, близких к «СТС Медиа».
Эпоха ренессанса
В июле 2015 года Слащева и гендиректор ЮТВ Андрей Димитров подписали соглашение, которое гарантировало ЮТВ эксклюзивное право вести переговоры о покупке российского бизнеса «СТС Медиа». Если бы совет директоров выбрал другого покупателя, ЮТВ получил бы возмещение всех расходов на консультантов и юристов.
Усманова и Таврина совет директоров «СТС Медиа» воспринял как «стратегических интересантов», рассказывает источник, близкий к руководству холдинга. На тот момент у каждого из покупателей был большой опыт владения медийными активами. Усманов кроме контрольного пакета ЮТВ владеет издательским домом «Коммерсантъ» и контролирует Mail.Ru Group. Таврину принадлежит 46,95% ЮТВ, с 2006 года он владеет группой «Выбери Радио», которая объединяет более 70 радиостанций почти в 20 городах России.
В мае 2016 года «СТС Медиа» покинула Слащева. Таврин, который за месяц до этого оставил пост гендиректора «МегаФона», считался наиболее вероятным кандидатом на пост нового СЕО, говорят два собеседника журнала РБК, близкие к «СТС Медиа». Но, по словам источника, работавшего в совете директоров вместе с Тавриным, спустя несколько месяцев после сделки его участие в жизни компании «постепенно сошло на нет». Таврин никогда не собирался возглавлять «СТС Медиа», поскольку карьера на ТВ его больше не интересует, заверяет знакомый бизнесмена. Сам Таврин на вопросы журнала РБК не ответил.
В конце мая 2016 года «СТС Медиа» завершил реструктуризацию — компания покинула NASDAQ. Новой головной структурой холдинга стало ООО «СТС Инвестментс», позже переименованное в «СТС Медиа»: 75% в этой компании принадлежит ЮТВ, другим акционером стала американская CTC Media (ее единственный акционер — Telcrest).
Тогда же компания объявила о назначении нового CEO: гендиректором стал Муругов, который покидал холдинг в 2014-м из-за разногласий со Слащевой, говорит источник, близкий к «СТС Медиа». Во время двухлетнего перерыва он трудился в студии Art Pictures Vision, выпустившей в том числе сериал «Молодежка» для СТС, фильмы «Духless», «Сталинград». Основным акционером Art Pictures является НМГ (80%).
По словам Муругова, предложение поступило совместно от двух акционеров. «СТС Медиа» — это бенчмарк телевизионного бизнеса в России. Единственная в своем роде идеальная модель бизнеса, где нет никаких дотаций государства, все подчинено исключительно бизнес-логике. Так что я рад, что нужно было просто развивать то, что еще до меня было сделано», — рассказывает глава холдинга.
«С приходом Вячеслава и его команды в «СТС Медиа» начнется эпоха ренессанса и возвращение на былые высоты, — надеется Эдуард Илоян, генеральный продюсер Yellow, Black and White, ключевого поставщика контента для СТС. — Пока компанией руководили непрофильные в телевизионном бизнесе люди, она начала регрессивный путь из контентной компании в финансовую». Что изменилось в руководстве «СТС Медиа» за последние полтора года?
Общее пространство
Гендиректор «Dомашнего» Марина Хрипунова — единственный руководитель каналов «СТС Медиа» из команды Муругова, выросший внутри холдинга. Директора СТС, «Че» и СТС Love — Дарья Легони-Фиалко, Лев Макаров и Кира Ласкари являются выходцами из «ПрофМедиа», который присоединился к «Газпром-Медиа холдингу» (ГПМХ) в 2014 году. «ПрофМедиа» на тот момент руководила Ольга Паскина — нынешний гендиректор НМГ.
«Для меня большая честь, что все эти профессионалы согласились быть членами моей команды. Да, они выходцы из ГПМХ, но у нас на рынке два крупных развлекательных холдинга, и люди время от времени переходят из одного в другой. Все эти люди несколько лет назад работали с Ольгой [Паскиной], которая возглавила НМГ и присутствует в общем с нами пространстве», — комментирует кадровые совпадения Муругов.
«Общее пространство», о котором говорит гендиректор «СТС Медиа», стало обретать юридические очертания весной 2017 года, когда «СТС Медиа» и НМГ объявили о начале совместных продаж спонсорской рекламы через сейлз-хаус «Эверест». Летом компании также объединили закупку прав на контент и бэк-офис. Функции последнего для обоих холдингов теперь выполняет компания «Медиа Бизнес Солюшнс» во главе с операционным директором «СТС Медиа» Светланой Фефиловой, в прошлом вице-президентом «ПрофМедиа ТВ». С июня 2017 года НМГ принадлежит 51% долей во всех трех совместных компаниях.
«Идея создать сервисную компанию для телеканалов, которая будет заниматься административно-финансовыми вопросами, родилась в «ПрофМедиа». Там работала компания Profmedia Business Solutions, которая обслуживала каналы холдинга. На втором этапе она должна была предлагать свои услуги другим компаниям. И раз история повторилась в НМГ, значит, Ольга верит в эту бизнес-идею, а совет директоров «СТС Медиа» — в ее эффективность», — объясняет источник на рынке, знакомый с Паскиной.
К сервисной компании НМГ и «СТС Медиа» может подключиться и ЮТВ, однако компания прошла «сложный процесс интеграции с Disney, поэтому пока изучает вопрос», объясняет источник, знакомый с ситуацией. «Реализовать эти возможности в полной мере на данном этапе можно было бы только в случае, если бы мы владели 100% актива. В «СТС Медиа» наша доля 75%, в Disney — 80%, и это приводит к невозможности полной интеграции компаний», — объяснил журналу РБК гендиректор ЮТВ Андрей Димитров.
Четыре источника журнала РБК, близкие к руководству «СТС Медиа» и НМГ, говорят, что сейчас холдинги, имеющие общих акционеров, — это, по сути, «одна компания». В такой конфигурации Муругов — идеальный человек на посту СЕО, говорит один из них: «Он самый подходящий руководитель для компании, которая может стать производственно-продюсерским блоком большой группы. А такие люди, как Таврин и Паскина, — уже про глобальное управление».
«У НМГ и «СТС Медиа» есть синергия вокруг телевизионного бизнеса. Все вопросы, которые касаются телевидения и контента, решает Муругов и его команда. НМГ в это не лезет», — говорит источник, близкий к НМГ.
Все последние решения о смене менеджеров «СТС Медиа» принимались «по согласованию» с гендиректором НМГ, говорят четыре источника РБК, близкие к «СТС Медиа». Однако собеседник журнала РБК, знакомый с ситуацией, не согласен с такой интерпретацией: «Правда в том, что на всех этих людей давали референсы. Паскина и многие топы «СТС Медиа» долго работали в одной команде в «ПрофМедиа». Думаю, Муругов советовался по кандидатам, но финальное решение принимал сам».
Рынок для двоих
«Изначально предполагалось, что покупателем «СТС Медиа» будет НМГ. Группа обратила внимание на растущие активы, приносящие прибыль», — говорит источник, покинувший «СТС Медиа» незадолго до продажи ЮТВ.
Если бы актив сразу выкупила НМГ, реструктуризация компании могла бы закончиться судами, поясняет другой собеседник, близкий к руководству «СТС Медиа»: гражданам США запрещено заключать сделки с лицами и компаниями, подпавшими под санкции. Помимо банка «Россия» и Юрия Ковальчука, ограничения коснулись и его племянника — президента НМГ Кирилла Ковальчука. По словам источника, Усманова «долго уговаривали» купить долю в «СТС Медиа», чтобы сделка состоялась. В пресс-службе НМГ на вопрос о планах купить «СТС Медиа» заявили, что сделка требовала «значительных ресурсов в ограниченные сроки», тогда группа пересматривала стратегию и решила в процессе не участвовать. Усманов и Таврин — крупные бизнесмены, действующие в собственных коммерческих интересах во всех своих проектах, добавил представитель НМГ.
По словам гендиректора ЮТВ Андрея Димитрова, компания всегда интересовалась «СТС Медиа» «как крупнейшим частным телевизионным холдингом». В 2015 году ЮТВ предлагали купить существенную миноритарную долю, но холдинг интересовал «мажоритарный пакет — в идеале 100%». Еще один источник, близкий к руководству «СТС Медиа», заверяет, что когда юристы готовили сделку [по продаже 75% «СТС Медиа»], не предполагалось, что НМГ будет ее конечным интересантом: «Может, на уровне [Юрия] Ковальчука и Алишера Бурхановича [Усманова] это и было понятно, но это было неизвестно даже на уровне Юлианы [Слащевой]».
Интерес Усманова логичен, рассуждает бывший менеджер «СТС Медиа»: тот мог купить 75% «СТС Медиа», чтобы объединить с ЮТВ и потом избавиться от большого актива в пользу НМГ. «ЮТВ давно для него является обузой, потому что он ринулся в новые медиа — и правильно сделал, они зарабатывают намного больше», — говорит источник. Пресс-служба USM Holdings, управляющего активами Усманова и его партнеров, отказалась от комментариев. В пресс-службе НМГ заявили, что если акционеры решат продать ЮТВ, группа рассмотрит возможность покупки актива.
Интерес к «СТС Медиа» объясняется желанием НМГ бросить вызов крупнейшему частному медиахолдингу страны ГПМХ — у последнего более диверсифицированное телевизионное портфолио, считает один из бывших топ-менеджеров «СТС Медиа». «Менеджмент НМГ всегда обсуждал ГПМХ в контексте, что они намного, просто в разы больше», — говорит источник, близкий к НМГ. По его словам, «СТС Медиа» интересен НМГ как «состоявшийся, успешный и известный бренд в сфере эфирного развлекательного телевидения, такого актива юридически в портфеле НМГ сейчас нет». В ГПМХ их четыре — ТНТ, ТНТ4, «Пятница» и ТВ-3 (последние два по итогам 2016 года показали наибольшую чистую прибыль на рынке — 1,1 млрд руб. и 1 млрд руб. соответственно).
С точки зрения денежных потоков ГПМХ и НМГ пока действительно несопоставимы: по итогам 2016 года выручка ГПМХ составила 82,2 млрд руб., выручка НМГ, по расчетам журнала РБК, — 23,17 млрд руб. Но НМГ приближается к главному конкуренту по аудитории, активно наращивая портфолио телевизионных активов.
После принятия закона о запрете на иностранное владение СМИ холдинг Юрия Ковальчука и партнеров скупил целую россыпь телеканалов у зарубежных вещателей. К примеру, 80% кабельных каналов Viasat (History, TV1000, «Русское кино» и др.), принадлежавших MTG, в октябре 2015 года купил Анатолий Карякин, президент оператора наружной рекламы Gallery, и спустя пару месяцев продал НМГ. Позднее в состав НМГ вошли и 11 кабельных телеканалов сети Discovery (включая Discovery Channel, Animal Planet, TLC и Eurosport) — группа также получила 80% операционного бизнеса. В мае 2016 года совместное предприятие НМГ (80%) и Discovery Networks (20%) получило контроль над российскими активами Turner Broadcasting System, среди которых CNN и детские каналы Cartoon Network и Boomerang.
Совокупная доля телеактивов ГПМХ (вместе с кабельными каналами), по данным Mediascope, составляет 26,13%. НМГ пока может похвастаться аудиторией в 13,34% (без учета «Первого канала», но с долей на рынке платного ТВ). Но вместе с совокупной долей каналов «СТС Медиа» НМГ может вплотную приблизиться к конкуренту, получив 22,94% аудитории.