стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова

И.А.Бунин «Темные аллеи».

Эпиграф.История создания. Стихотоврение «Обыкновенная повесть». Греои рассказа. Композиция. Пейзаж. Смысл названия. ТЕма и идея.

Просмотр содержимого документа
«И.А.Бунин «Темные аллеи».»

стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова. img0. стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова фото. стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова-img0. картинка стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова. картинка img0 стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова. img1. стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова фото. стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова-img1. картинка стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова. картинка img1

стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова. img2. стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова фото. стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова-img2. картинка стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова. картинка img2

есть только зарницы его –

в письме к И.А.Бунину)

* Эти слова Бунин часто

вспоминал и цитировал

стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова. img3. стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова фото. стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова-img3. картинка стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова. картинка img3

Из воспоминаний И.АБунина:

« Перечитывал стихи Огарева и остановился на известном стихотворении:

Была чудесная весна,

Они на берегу сидели,

Во цвете лет была она,

Его усы едва чернели…

Кругом шиповник алый цвел,

Стояла темных лип аллея…

Потом почему-то представилось то, чем начинается мой рассказ — осень, ненастье, большая дорога, тарантас, в нем старый военный… Остальное как-то само собой сложилось, выдумалось очень легко, неожиданно».

стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова. img5. стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова фото. стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова-img5. картинка стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова. картинка img5

Стихотворение «Обычкновенная повесть»

Была чудесная весна!

Они на берегу сидели –

Река была тиха, ясна,

Вставало солнце, птички пели;

Тянулся за рекою дол,

Спокойно, пышно зеленея;

Вблизи шиповник алый цвел,

Стояла темных лип аллея.

Была чудесная весна!

Они на берегу сидели –

Во цвете лет была она,

Его усы едва чернели.

О, если б кто увидел их

Тогда, при утренней их встрече,

И лица б высмотрел у них

Или подслушал бы их речи –

Как был бы мил ему язык,

Язык любви первоначальной!

Он верно б сам, на этот миг,

Расцвел на дне души печальной.

Я в свете встретил их потом:

Она была женой другого,

Он был женат, и о былом

В помине не было ни слова;

На лицах виден был покой,

Их жизнь текла светло и ровно,

Они, встречаясь меж собой,

Могли смеяться хладнокровно.

А там, по берегу реки,

Где цвел тогда шиповник алый,

Одни простые рыбаки

Ходили к лодке обветшалой

Осталось, для людей закрыто,

Что было там говорено,

И сколько было позабыто.

стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова. img6. стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова фото. стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова-img6. картинка стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова. картинка img6

Николай Платонович Огарев

русский поэт, публицист,

стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова. img7. стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова фото. стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова-img7. картинка стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова. картинка img7

Опишите героев по следующим пунктам (используя цитирование):

Источник

«Рассказ И.А. Бунина «Темные аллеи» (восприятие, истолкование, оценка)»

С чего начать разговор о «Темных аллеях» Бунина? Может быть, стоит воспользоваться тем, с чего, судя по воспоминаниям Бунина, начал сам автор: «Перечитывал стихи Огарева и остановился на известном стихотворении:

Была чудесная весна,
Они на берегу сидели,
Во цвете лет была она,
Его усы едва чернели…
Кругом шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея…

Потом почему-то представилось то, чем начинается мой рассказ — осень, ненастье, большая дорога, тарантас, в нем старый военный… остальное как-то само собой сложилось, выдумалось очень легко, неожиданно».

Картинке, созданной воображением благодаря стихотворению Огарева, очень точно соответствует первое впечатление, возникающее после чтения бунинского рассказа. Все краски и образы этого впечатления у меня почему-то легко укладываются в короткое, но емкое и навевающее тоску слово «было». Ведь, к сожалению, в жизни героев рассказа Бунина все уже было, и нет надежды на возвращение этого прошлого. Как вообще это ужасно, когда уже «было».

А как же герои воспринимают это? Николай Алексеевич, главный герой рассказа (тот самый «стройный старик военный»), удивленно произнесет: «Боже мой, как странно!» Возможно, он впервые подумал о том, что в его шестьдесят все уже было и никогда не вернется. Он даже пытается себя успокоить библейской фразой: «Как о воде протекшей будешь вспоминать».

А вот героиня рассказа, по-моему, спорит не только с любимым, но и с общим тоном рассказа, с названием и с моим читательским восприятием.

Перечитывая бунинский текст, понимаешь, что именно она, Надежда, которую так бессердечно когда-то бросил Николай Алексеевич, и не согласна с тем, что все прошло: «Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело».

Попробуем разобраться в том, что же произошло между людьми, которые явно любили друг друга и были счастливы.
Удивительно, как много сумел Бунин сказать нам, изобразив только одно событие. Во-первых, автор касается проблемы, актуальной для его времени, — проблемы отношений между мужчиной и женщиной, принадлежащих к разным социальным слоям. Николай Алексеевич лет тридцать тому назад имел любовную связь с Надеждой. Как водится, под влиянием дворянской среды он и не думал о каком-либо честном по отношению к девушке продолжении связи. Через некоторое время тогда еще молодой Николай приехал в Петербург, а Надежда, получив вольную, занялась ростовщичеством. Этих событий в рассказе как бы нет, а читатель о них узнает из воспоминаний главных героев.

Меня удивляет в большей степени не то, что Николай Алексеевич тогда, в юности, оставил девушку, которая его так горячо и искренне любила (будучи молодым человеком он вряд ли мог противостоять общепринятым нормам морали), а то, что Николай Алексеевич сейчас, когда его оставила жена, когда надежды на сына не оправдались, когда он понял, что, бросив Надежду, он потерял с ней и самое дорогое, что имел в жизни, все-таки не дает волю чувствам и вновь подчиняется общепринятым законам. Николай Алексеевич «со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда».

Автор же другого ничего, видимо, и не допускал. В начале рассказа есть описание внешности главного героя, которое подчеркивает некую правильность Николая Алексеевича, законность и умение жить с оглядкой на правила.

Безукоризненная внешность для шестидесятилетнего мужчины и вновь все в строгом соответствии нормам времени и общества: «вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования».

Таким образом, встреча через тридцать лет не приводит к развитию событий. Между героями происходит объяснение, после которого Николай Алексеевич уезжает. С точки зрения того времени это вполне обыденная история, не раз изображенная как другими писателями, так и сами Буниным. Самое интересное заключается в авторском подходе. Здесь нет каких-либо затасканных патетических восклицаний, яркого противопоставления доброго и злого, читатель оказывается свидетелем вспыхивающего («Ведь не могла же ты любить меня весь век!») и тут же гасимого конфликта («Все проходит. Все забывается.»). Героиня пытается возразить Николаю Алексеевичу, возвращая его к настоящей жизни воспоминаниями: «Сколько ни проходило времени, все одним жила… ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие «темные аллеи». Но делает она это как-то внешне вяло, без лишних эмоций (нет ни одного восклицательного знака): «Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла… Ну да что вспоминать, мертвых с погоста не носят».

Впервые появившийся в рассказе образ «темных аллей» (символ юности героев, несостоявшегося счастья, а, может быть, и темного, безрадостного будущего) в памяти героини рассказа воскрешает все светлое, что было в ее жизни.

А вот для по-прежнему изящного и подтянутого Николая Алексеевича их взаимоотношения превратились всего лишь «историю прошлую, обыкновенную». И все-таки Надежда сумела хоть на какое-то время вернуть Николая Алексеевича к «темным аллеям» их юности. В тарантасе герой подумал: «Да, как прелестно было! Волшебно прекрасно!» Бунин словно подчеркивает, что жизнь героев уже на закате, а Надежда, как то «бледное солнце», что «к закату проглянуло», и «пенять» надо только на самого себя. Теперь Николай Алексеевич понял, что то были в его жизни не просто лучшие минуты, а «истина волшебная». И вновь возникает образ-символ: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…» И тут же Николай Алексеевич старается отмахнуться от голоса сердца: «Какой вздор!» Он не допускает и мысли, что Надежда могла бы стать хозяйкой его дома, матерью его детей. Поражаешься, как быстро и насколько просто люди навсегда теряют счастье, которое еще совсем недавно было так близко. Как легко черствеют сердца, становясь невосприимчивыми к добру, теплу и свету. Простой рассказ Бунина влияет на читателя гораздо больше, чем огромные романы, заставляя нас относиться к жизни проще, не усложнять ее предрассудками, потому что «у счастья нет завтрашнего дня».

Источник

Хочется провалиться сквозь землю: почему нам бывает стыдно

И как все-таки сохранить почву под ногами в эти непростые моменты.

Что такое стыд

Эмоции бывают базовые и социальные. Первые касаются только нас самих. Вторые связаны с тем, что про нас думают другие люди, как они нас воспринимают. К ним и относится стыд. Он строится на защитной (ее еще называют адаптивной) реакции нервной системы на потенциально опасную или просто незнакомую ситуацию.

Стыдно – виноват!

Конечно, может быть, что вы и виноваты, и стыдитесь одновременно. Это два очень близких и тесно связанных друг с другом, но все-таки разных явления. Их главное различие в том, что человеку стыдно за то, кем и каким он себя считает, а виноватым он чувствует себя за совершенные действия.

Как формируется стыд

Стыд буквально лишает нас дара речи – это настолько «захватывающая» и «поражающая» эмоция, что сложно подобрать нужные слова. Сначала разберемся, как возникает стыд с научной точки зрения. Важно понимать, что люди – химически обусловленные существа. Биохимик Кэндис Перт создала целую науку о нейропептидах как «молекулах эмоций». Нейропептиды – это пептиды, которые образуются в центральной или периферической нервной системе и регулируют физиологические функции организма.

Перт первая доказала, что эмоции вызваны веществами, которые синтезируются в организме под воздействием внешних раздражителей. Каждый раз, когда в мозге появляется мысль, в человеке бурлят те или иные вещества и вызывают разнообразные ощущения и реакции. Нейромедиаторы – биологически активные химические вещества – передают импульсы нейронам.

Постепенно человек привыкает к тому, что в определенной ситуации он чувствует себя определенным образом. То есть тело привыкает к уровню химикалиев. Когда этот уровень вдруг меняется – мы чувствуем себя дискомфортно и подсознательно пытаемся восстановить химический баланс.

Нейробиолог Джо Диспенза в своей книге «Развивай свой мозг. Как перенастроить разум и реализовать собственный потенциал» пишет:

«Ощущения – результат сравнительного опыта, пережитого всеми нами благодаря общему окружению и социальным условиям (наше формирование за счет обучения и личного опыта, то есть воспитания); кратковременных генетических свойств, наследуемых от родителей и общих долговременных генетических свойств (человеческий мозг структурирован подобным же образом, поэтому мы разделяем общие универсальные склонности, опять же природу)».

Существует две теории стыда: автономная и гетеронормативная. Первая полагает, что стыд возникает лишь тогда, когда мы действуем вразрез с собственными ценностями. Вторая – что стыд – это реакция на нарушение общественных норм. Может быть, правда где-то посередине – ведь стыдно бывает и перед собой за «предательство» собственных идеалов, и перед окружающими за нарушение общепринятых правил.

Если социум диктует общественную мораль, за нарушение которой становится стыдно, то воспитание закладывает в личность те нормы, которые человек воспринимает как собственные принципы.

Допустим, в семье человека могли пристыжать за неуклюжесть. Оцените разницу подходов на примере, который привел психолог Бернард Голден. Ребенок пролил чай. Можно сказать: «Ничего страшного, такое случается со всеми, сейчас мы исправим это и вытрем пролитый чай». А можно так: «Кошмар! Ты такой неловкий и неповоротливый, опять что-то пролил, испортил, как можно быть таким?» Последняя фраза, скорее всего, сформирует неправильное представление о стыде – повзрослев, такой человек будет стыдиться своих ошибок и даже небольших оплошностей.

У некоторых родителей это целая «методика» работы с эмоциями собственного ребенка – пристыжать за проявление чего бы то ни было: грусти, радости, недовольства, гнева. В итоге малыш вырастает, а запрет – теперь уже внутренний – на проявление эмоций остается.

Одна из полезных функций здорового (а не токсичного) стыда – это формирование общественной морали, помощь в поддержании социальных норм. Люди «без стыда и совести» нагло совершали бы преступления – в том числе и нравственные – и плевали бы на все принципы. Стыд – это внутренний цензор. Но все же помнят, что и цензоры у нас в истории были не всегда справедливыми? Попробуй разберись, насколько ты сейчас справедливо суров к себе.

Другая польза стыда состоит в том, что он помогает формировать и развивать эмоциональные связи между людьми. На примере собственного стыда человек начинает лучше понимать других, сочувствовать им, учитывать интересы окружающих.

Теперь пара слов о токсичном стыде (да-да, и такой есть). При помощи стыда люди могут управлять друг другом – манипулировать, апеллируя к стыду. Это мы сейчас имеем в виду фразу вроде «Неужели тебе не стыдно?». Нет, не стыдно, если вы пытаетесь контролировать мои действия ложным сознанием стыда.

Почему мы краснеем

Повезло, если вы не склонны краснеть. Моя подруга, например, получила кличку Помидор в школе – именно из-за того, что в любой неловкой ситуации ее щеки мгновенно наливались краской. Почему же так происходит, что одни не становятся пунцовыми, даже если испытывают стыд, а другие – мгновенно багровеют?

Источник

Подготовка к итоговому сочинению по литературе. Презентация и урок

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова. presentation bg. стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова фото. стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова-presentation bg. картинка стыдился своего стыда о каком эмоциональном и нравственном состоянии героя свидетельствуют эти слова. картинка presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Составление ассоциативных цепочек «Облако мыслей»

Составление ассоциативных цепочек «Облако мыслей»

Направление «Он и она» Тема урока: Подготовка к итоговому сочинению по рассказу И.А. Бунина «Тёмные аллеи»

Таблица «Верность и измена» (мини-исследование ) Вывод Герои Фактический материал (цитаты из рассказа) Комментарий ученика Николай Алексеевич 1. Портрет героя 2. Психологическое состояние Николая Алексеевича Надежда 1. Портрет героя 2. Психологическое состояние Надежды

Таблица «Верность и измена» (мини-исследование) Вывод Герои Фактический материал (цитаты из рассказа) Комментарий ученика Николай Алексеевич Портрет героя • «стройный старик-военный» • «еще чернобровый, но с белыми усами» • «взгляд…усталый» • «с усталым видом провел бледной худой рукой по голове» • «красивое удлинённое лицо с тёмными глазами» Две детали: сохранившаяся красота и усталость. Перед нами уставший от жизни человек, несчастливый и не любимый семьей

Вывод Герои Фактический материал (цитаты из рассказа) Комментарий ученика Николай Алексеевич 2. Психологическое состояние Николая Алексеевича •«неприязненно крикнул», •«отрывисто, невнимательно ответил», •«быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел», •«сказал…торопливо», •«усталость и рассеянность его исчезли», •«покраснел до слез и,нахмурясь, опять зашагал», •«болезненно усмехнулся», •«вынув платок и прижав его к глазам», •«отходя от окна уже со строгим лицом», •«хмуро думал», •«со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда», •«сдвинув чёрные брови», •«закрывая глаза, качал головой». Психологическое состояние Николая Алексеевича меняется на протяжении рассказа: от резкости в словах, невнимательности в отношении к другим до потрясения, удивления от того, что любим до сих пор, и от того, что не прощён тоже до сих пор. Николай Алексеевич не имеет шанса быть прощённым, потому что предал любовь.

Вывод Герои Фактический материал (цитаты из рассказа) Комментарий ученика Надежда Портрет героини •«тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку» •«лёгкая на ходу» Две детали: красота, не угасшая с годами, и чистота (окружающая Надежду и её внутренняя). Героиня красива, спокойна. В отличие от Николая Алексеевича, который прожил непростую жизнь, где не было счастья, она довольна жизнью, в ней нет признаков старости, усталости. Но простить его она не смогла.

Вывод Герои Фактический материал (цитаты из рассказа) Комментарий ученика Надежда 2. Психологическое состояние Надежды •«пытливо смотрела» •«прибавила она с недоброй улыбкой» • «подошла к двери и приостановилась» Надежда уверена в себе. Немногочисленные авторские реплики говорят о многом: Бунин восхищается своей героиней, любуется ею. Надежде удалось сохранить не только былую красоту, но и остаться верной своему чувству. Она держит себя с достоинством.

Структура сочинения Вступление. Собственное рассуждение по теме сочинения. 2. Основная часть: Довод 1 + иллюстрация. 2) Довод 2 + иллюстрация. 3. Заключение (возврат к мыслям, высказанным во вступлении на новом уровне)

Выбранный для просмотра документ урок.docx

Направление «Он и она»

Учитель: Падюкова Татьяна Владимировна

УМК : Г.И.Беленький. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Г.И.Беленький, Ю.И.Лыссый, Л.Б.Воронин.- Москва: «Мнемозина», 2013г. в2ч.

Тема занятия: Подготовка к итоговому сочинению по рассказу И.А. Бунина «Тёмные аллеи »

Технология: системно-деятельностный подход, мини-исследование

Цель урока: подготовить учащихся к написанию обучающего сочинения по литературе (в формате итогового сочинения) в рамках тематического направления «Он и она»

Задачи урока: организовать на уроке образовательное пространство, работающее на результаты:

предметные: формирование универсальных учебных действий по созданию и редактированию связного текста, систематизировать знания учащихся о типе речи «рассуждение»;

— развивать умение составлять план, работать со схемами, ассоциативными рядами, ключевыми словами;

— развивать умение делать сопоставительный анализ, сравнительные характеристики, выделять в тексте главное, корректировать полученные образцы;

— актуализировать умение создавать собственное коммуникативное целое на основе имеющегося плана действий.

метапредметные: побуждать учащихся применять для решения учебных задач урока мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме (познавательные УУД); помочь учащимся сформулировать цель деятельности на уроке и составить план последовательности действий решения учебной задачи, побуждать учащихся корректировать и оценивать свои действия, использовать волевую саморегуляцию (регулятивные УУД). Вступление учащихся в учебный диалог с учителем, с одноклассниками, выдвижение версии, выражение собственной мысли (коммуникативные УУД);

личностные: воспитание умения преодолевать трудности; воспитание стремления трудиться, развитие внимательности и собранности. развивать критическое и творческое мышления,

Форма работы : индивидуальная, парная.

Содержание учебного материала

Организация пространства класса для работы групп. Важная задача – настроить детей на работу, определить эмоционально-волевое состояние детей перед изучением темы.

Приветствую учащихся, проверяю их готовность к уроку.

Читаю отрывок из стихотворения Бориса Пастернака

Во всем мне хочется дойти

В работе, в поисках пути,

До сущности протекших дней,

До оснований, до корней,

Все время схватывая нить

Жить, думать, чувствовать, любить,

Данный отрывок помогает ребятам проникнуться атмосферой будущего урока, настроиться на работу, быть готовыми свершать открытия.

Подготовка рабочего места.

Слушают отрывок из стихотворения, размышляют, настраиваются на работу, готовятся свершать открытия.

Коммуникативные: вступление в диалог с учителем по ситуации организационного момента

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Составление ассоциативных цепочек «Облако мыслей» (слайд 1,2)

У.: Составьте ассоциативные ряды к этим словам.

— Может ли любящий человек простить предательство? Аргументируйте свой ответ.

Познавательные: выполнение учебных действий в материализованной и умственной форме, применение мыслительных операций.

Результативные: контроль и выявление своих отклонений от знаний.

Коммуникативные: осуществление совместной деятельности с учетом учебно-познавательных задач, вступление в учебный диалог с учителем и одноклассниками.

3. Постановка темы и цели урока

-Чем мы будем сегодня заниматься? Какова тема нашего занятия? Вы прочитали рассказ И.А.Бунина «Тёмные аллеи». (слайд 3)

Направление «Он и она». Запишите тему урока: Подготовка к итоговому сочинению по рассказу И.А. Бунина «Тёмные аллеи »

— Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Что вы должны знать?

(структуру сочинения, уметь соединять части между собой)

Называют направление «Он и она»

Ставят перед собой задачу, определив зону своего знания и незнания.

Формулируют тему урока: Подготовка к итоговому сочинению по рассказу И.А. Бунина «Тёмные аллеи »

Составляют план работы, связанный с предметными знаниями и умениями, понимая, что есть некое затруднение, которое им следует преодолеть.

Этот план перефразируется в задачи урока: научиться находить безличные предложения в тексте, отличать их от других односоставных, понять, зачем употребляются в речи, узнать способы выражения главного члена в безличных предложениях.

Работают с оценочным листом

Познавательные: умение слушать, анализировать, извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: умение слушать других и выражать собственную мысль, оценивать, комментировать точку зрения другого человека.

4. Анализ рассказа И.А.Бунина «Темные аллеи»

1. Работа с текстом (отбор фактического материала для сочинения)

— Дома вы прочитали рассказ И.А.Бунина «Темные аллеи». Как этот рассказ соотносится с теми ассоциативными рядами, которые мы только что составили? (слайд 4)

Назовите основные темы данной новеллы (любовь, предательство, расплата)

Центральное место в рассказе отведено диалогу главных героев. Давайте прочитаем его по ролям (автор, Николай Алексеевич и Надежда).

— Отвечая на вопросы, составьте таблицу «Верность и измена»: (слайд 5)

— Найдите описание героев и кратко запишите их в таблицу.

— Какие детали раскрывают психологическое состояние героев? Меняется ли оно с момента встречи и до расставания (Как ведут себя герои на протяжении разговора)?

— Почему Бунин так подробно описывает психологическое состояние Николая Алексеевича и скупо, в нескольких словах, – состояние Надежды?

— Какова роль авторских ремарок в изображении переживаний героев? Как в описании героев отражено авторское отношение к ним?

— Можно ли отъезд из дома молодого Николая Алексеевича считать изменой, предательством?

— Почему Николай Алексеевич предал свою любовь?

— Понимает ли он, что когда-то предал любимую жж женщину?

— Почему Надежда не смогла простить предательства своего возлюбленного?

— К каким выводам приходит герой после встречи с Надеждой? Чем является для него его неудавшаяся жизнь? (расплатой за предательство, карой за когда-то преданную любовь)

— Почему Бунин не даёт шанса Николаю Алексеевичу быть прощённым Надеждой? («Простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя»)

1) материал о Николае Алексеевиче заполняется коллективно, о Надежде – самостоятельно

2) первый столбик как вывод заполняется в последнюю очередь

«Верность и измена» (слайд 6, 7)

Решают типовые учебные задачи с проговариванием алгоритма способа действия.

Называют основные темы данной новеллы. Проверяют ключом через слайд.

Читают диалог по ролям, отвечают на вопросы

заполняют таблицу, работая с текстом

Регулятивные: самоконтроль, коррекция, выявление и осознание того, что уже освоено, и того, что еще подлежит освоению.

Коммуникативные: вступление в учебный диалог с учителем.

Познавательные: выполнение учебно-познавательных действий с применением мыслительных операций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *