судостроение какая отрасль промышленности
Общая характеристика и состав отрасли судостроения, история и перспективы развития отечественного машиностроения
(Показанные «Демонстраионные материалы по продукции судостроения», ЭС, Т 1.2)
1.1.2. Мировое судостроение.
Судостроение, зародилось в глубокой древности в связи с возникновением потребности в судах значительных размеров. Развитое судостроение существовало в Древнем Египте, в Финикии, Древнем Китае. В средние века суда в значительных количествах строились в Византии, в государствах Средиземноморья и Северной Европы, в Древней Руси. В XV—XVI вв. судостроение начало интенсивно развиваться в Португалии и Испании, позднее — в Англии, Нидерландах, Франции и других странах.
С увеличением масштабов мирового производства роль морских судов как основных транспортных средств в мировом товарообмене в будущем не только не уменьшится, но и заметно возрастет. Морской флот предназначен обеспечивать устойчивые внешнеэкономические связи между отдельными странами, а также осуществлять нормальную жизнедеятельность тех регионов, где морской флот является основным или даже единственным видом транспорта. Современное мировое судоходство располагает внушительным транспортным потенциалом, способным обеспечить все жизненно важные мировые транспортные коммуникации в Мировом океане. В его составе на 1 января 2000 года насчитывалось 38900 транспортных судов разных назначений и типов общим дедвейдом около 762 млн т.
Крупнейшие для своего времени морские суда
Характеристики | Название судна (страна) | |||||
«Наполеон» (Франция) | «Грейт Истерн» (Великобритания) | «Худ» (Великобритания) | «Куин Элизабет) (Великобритания) | «Энтерпрайз» (США) | «Пьер Гийома» (Франция) | |
Класс или тип | Линейный корабль | Грузопассажирское судно | Линейный крейсер | Пассажирский лайнер | Авианосец | Танкер |
Год спуска на воду | 1850 | 1856 | 1918 | 1939 | 1960 | 1977 |
Водоизмещение, т | 5050 | 27400 | 46200 | 77400 | 90000 | 630000 |
Длина, м | 71,3 | 210,4 | 262 | 314,4 | 336 | 414 |
Ширина, м | 16,2 | 25,2 | 32,1 | 36 | 76,8/40,5* | 63 |
Осадка, м | 7,7 | 9,1 | 9,6 | 12,1 | 11 | 29 |
Тип энергетической установки | Паруса, паровая машина | Паровые машины, паруса | Паротурбинная установка | Атомная установка | Паротурбинная установка | |
Мощность механизмов, тыс.л.с. | 0,4 | 11,5 | 144 | 180 | 280 | 65 |
Скорость хода, узел | 13,5 | 13,1 | 31 | 28,5 | 35 | 16,7 |
Функциональная характеристика | Вооружение 80 пушек | Пассажиро-вместимость 4000 чел. | Вооружение: 8 – 381 мм 12 – 140 мм 4 – 102 мм орудий | Пассажиро-вместимость 2280 чел. | Вооружение: 84 самолета и вертолета | Дедвейт 555 тыс.т. |
* в числителе – по полетной палубе, в знаменателе – по ватерлинии
Судостроительная промышленность, призванная обеспечивать судами и плавсредствами различного назначения речной и морской транспорт, является весьма сложной отраслью промышленности. Судостроение стимулирует развитие машиностроения, металлургии, электроники и др. отраслей. Поэтому развитие судостроения всегда было показателем научно-технического уровня страны, ее промышленного потенциала.
До конца 60-х годов XX века основную роль в мировом судостроении играли страны Западной Европы. В начале 70-х годов на первое место по объему судостроения выходит Япония. Этому способствовал ввод в строй большого количества крупных новых верфей, внедрение передовых технологий и высокая производительность труда. В это время в Японии было построено 16 больших сухих доков для строительства крупнотоннажных судов дедвейдом боле 200 тыс.т.
В 1994 году на третье место по строительству судов вышел Китай.
Объем мирового производства судов достиг пика в 1975 году, превысив 60 млн.т. дедвейда. Последовавшие затем нефтяной кризис и застой в мировой экономике привели к резкому падению спроса на суда. К 1988 году объем судостроения упал в четыре с лишним раза – до 14 млн.т. дедвейда. После 1988 года на фоне благоприятных перемен в мировой экономике и судоходстве объем мирового строительства судов начал вновь нарастать, достигнув в 1998 году 37 млн.т. дедвейда.
Примерно три четверти мирового судостроения в настоящее время приходится на две страны – Японию и Южную Корею. По количеству строящихся судов их доля составляет более половины.
В отличие от Юго-Восточной Азии европейское судостроение десятилетиями оставалось распыленным. В Европе насчитывается примерно 200 верфей, распределяемых по странам следующим образом: Нидерланды – 38, Германия – 34, Италия – 30, Дания – 15, Испания – 15, Норвегия – 11, Польша – 7, Финляндия – 6, Франция – 5, Греции – 3, Португалия – 2. Эти европейские верфи конкурируют с несколькими мощными судостроительными концернами Японии и Южной Кореи. Сегодня тесная кооперация и более интенсивное сотрудничество верфей являются обязательными условиями выживания в жесткой конкуренции. Судостроение, ограниченное национальными предприятиями, уходит в прошлое.
Таблица 1. Наиболее крупные судостроительные компании мира.
Компания, страна | Объем производства | Портфель заказов в конце 1998 г., млн.т. дедвейда | |
Количество судов | Общий тоннаж, млн.т. дедвейда | ||
«Hyundai», Южная Коре Корея | 318 | 33,07 | 12,33 |
«Daewoo», Южная коре Корея | 186 | 24,37 | 5,10 |
«Samsung», Южная Коре Корея | 138 | 12,94 | 9,19 |
«Mitsubishi», Япония | 132 | 12,57 | 4,35 |
«Hitachi», Япония | 76 | 10,22 | 3,00 |
«China S/B», Тайвань | 103 | 8,89 | 2,11 |
I.H.I., Япония | 89 | 8,80 | 5,56 |
N.K.K. | 56 | 8,00 | 3,52 |
«Imabari», Япония | 163 | 7,66 | 1,68 |
«Mitsui», Япония | 67 | 6,46 | 2,77 |
Перспективы мирового судостроения
Прогнозируемый рост грузоперевозок морским транспортом. Диапазон прогноза определяется неопределенностью конъюнктуры промышленного развития и перспективности конкурирующих видов транспорта: воздушного, трубопроводного и др.
Ожидаемое изменение структуры судостроительных программ
Рост размеров судов и плавучих средств в XIX-XXI веках
Плавучие средства освоения энергетических и минеральных ресурсов Мирового океана будут определять облик судостроения XXI века. Дальнейшее промышленное развитие человечества неизбежно должно быть вынесено на просторы Мирового океана
При модульно-агрегатном методе постройки с использованием модулей кормовой и носовой оконечностей могут собираться транспортные суда различного назначения
Дата добавления: 2017-10-09 ; просмотров: 11348 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Судостроительная промышленность
Судостроение – это ответвление тяжёлой промышленности, одна из суботраслей военно-промышленного комплекса. Включает в себя производство судов, лодок, яхт, а также их ремонт, модернизацию и техническое обслуживание.
Вклад отрасли в экономику страны
Судостроение как отрасль промышленности занимается изготовлением плавучих средств разных габаритов и целевого назначения. Все выпускаемые судостроительными заводами корабли можно условно разделить на несколько категорий:
Экономисты называют судостроение одной из главных площадок для улучшения экономической ситуации в Российской Федерации. Известно, что один человек, который трудится в судостроении, обеспечивает работой 4-5 специалистов в смежных отраслях.
Для России судовое строение – это не только создание новых рабочих мест, но и производство конкурентоспособного на международном рынке продукта. Количество закупаемых у РФ судов гражданского пользования, по данным Росстата, с каждым годом возрастает в среднем на 2%.
Историческая справка
Судостроение России берёт своё начало от Петра I, который в 1693 году основал в Архангельске первую промышленную государственную верфь. К 1714 году Российская империя получила свой полноценный парусный флот.
В СССР отрасль активно развивалась и расширялась. Были основаны специальные комиссариаты и ведомства для контроля и модернизации. Рыбопромысловый флот Советского Союза считался первым в мире.
В Российской Федерации новый виток развития начат с момента основания Объединённой судостроительной корпорации. Производство кораблей в этот период времени носит нестабильный характер. С 2010 по 2018 год ежегодно изготавливалось от 22 до 72 гражданских судов и от 22 до 208 военных кораблей.
Наиболее заметные предприятия отрасли
Военное и гражданское производство судов в Российской Федерации производится на 168 предприятиях, большая часть которых расположена в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Северодвинске и Калининградской области. Наиболее заметные предприятия отрасли:
Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделах Судостроительные заводы и Судоремонтные заводы.
Технологические процессы
Современное судостроение работает по принципу блочного метода. Этот способ подразумевает модульную сборку корабля на месте постройки. Изготовление модулей производится на отдельных технических линиях.
У каждого предприятия могут быть свои секреты и нюансы производственного процесса, но основные моменты остаются неизменными на каждом судостроительном заводе. Главные этапы:
Закладка судна – это формирование корпуса корабля. Традиционно начинается с киля, но при наличии современного стапеля может осуществляться и секционным методом из уже готовых частей.
Заготовительный этап – это сборка необходимых деталей и материалов. Все ресурсы, необходимые для постройки, должны быть привезены и укомплектованы заранее.
Блочный этап – сборка деталей в модульные блоки, которые в дальнейшем могут быть транспортированы в ангар и собраны там в отдельное судно. Части свариваются и обрабатываются, но не окрашиваются.
Стапельный этап подразумевает сборку судна из заранее заготовленных блоков. Здесь корпус проходит первые технические испытания на прочность, изоляцию и водонепроницаемость.
Достроечный этап требует спуска судна на воду. Теперь все технические процессы будут осуществляться уже на поверхности воды. Погружается тяжёлое оборудование, заканчивается изоляция корпуса. Завершается достроечная фаза покраской судна.
Сдаточный этап – это последний шаг перед выпуском корабля в воду. Осуществляется швартовка, ходовые работы, ревизия судна.
Судостроение является приоритетной отраслью тяжелой промышленности. Так, больше 90% грузов до сих пор переправляются между континентами на кораблях из-за низкой стоимости и высокой надёжности этого метода.
Перспективы развития
Правительство РФ считает судостроение одной из самых перспективных отраслей тяжёлой промышленности. В 2019 году была разработана и принята стратегия развития судостроения до 2035 года. Государство ставит цель увеличить экспорт судов российского производства на международный рынок.
Развитие судостроения в России в основном связано с военно-промышленным комплексом. Так, около 70% государственных заказов сконцентрированы именно в этой сфере производства. При этом пятая часть возводимых кораблей ориентирована на экспорт.
Судостроение как отрасль машиностроения
Судостроение появилось очень давно, еще во времена древнего Египта, Китая и Финикии.
С тех времен наука и технологии только развивались, что поспособствовало появлению различным способам разработки и сборки морских суден.
Сейчас сборка делится сразу на несколько этапов:
Япония превзошла страны Европы и с 1960 по 1990 занимала лидирующую позицию в судостроении.
Российское судостроение
В Российской Федерации сейчас имеется 168 компаний, которые занимаются построением кораблей. 86 среди них являются государственными. Такие города, как: Санкт-Петербург, Калининград и Нижний Новгород, считаются центром судостроения.
Имеется целый перечень продукции, которая в состоянии составить большую конкуренцию на мировом рынке. Сюда относятся ледоколы, танкеры и буксиры.
Производственные компании выпускают более 70% продукции для военно-морского флота. Остальная продукция отправляется в другие страны.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Судостроение напрямую связано с определенными отраслями машиностроения. Все это связано с тем, что для сборки и разработки суден необходимо иметь целый арсенал мощного технического оснащения, станки, различные инструменты, оборудование.
Специфика судостроения
Техническое оснащение для построения суден делится на основные группы:
Строительство корпусных деталей на сегодня происходит с применением следующих материалов: древесины, пластмассы, алюминия, титана, железобетона и прочих. Изделия подбираются в зависимости от условий использования судна и его формы.
Перед переходом к этапу построения, специалисты проводят огромное количество расчетов. В них учитываются абсолютно все детали: направление потоков, баланс между подъемом груза и мощностью моторов.
В дополнение при судостроении используются декоративные материалы для отделки, клей, герметики, изделия для гидроизоляции и теплоизоляции.
Металл должен обладать многими свойствами, быть морозостойким, прочным, пластичным и так далее.
Научные технологии при построении судов активно используются. Современные предприятия оснащены всем необходимым оборудованием, которое облегчает работу: сварками с компьютерными-автоматами, автоматической гибкой металлических конструкций. Большая часть техники работает в автоматическом режиме.
Оборудование, которое используется на производстве
Строительные заводы для облегчения процесса используют современные станки и различную технику:
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
В судостроении используются только профессиональные гидравлические инструменты.
Имеется огромное количество отечественных и зарубежных компаний, которые занимаются поставками качественного оборудования для заводов, занимающихся судостроением. Спецтехника из Японии пользуется большим спросом.
Некоторые крупные компании, занимающиеся поставками спецоборудования для судостроения:
Не нашли нужную информацию?
Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.
Гарантия низких цен
Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.
Доработки и консультации включены в стоимость
В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.
Вернем деньги за невыполненное задание
Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.
Тех.поддержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.
Тысячи проверенных экспертов
Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».
Гарантия возврата денег
Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!
Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока
Гарантия возврата денег
В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы
Промышленность России по отраслям
Промышленность — один из самых конкурентоспособных секторов российской экономики. Доля составной части единого хозяйственного комплекса составляет 33% стоимости ВВП.
С целью эффективного управления, облегчения сбора и обработки информации производственные предприятия подразделяется на отрасли. Такая структура позволяет определить степень развития каждой категории, охарактеризовать производственную мощность, проанализировать связи между секторами и усовершенствовать разделение общественного труда.
Классификация отраслей промышленности
Промышленность России подразделяется на две группы: добывающую и обрабатывающую сферы. Каждая область объединяет ряд отраслей, которые имеют в своем составе множество ответвлений. Под отраслью подразумевают совокупность предприятий, использующие схожие технологии выпуска сопоставимых товаров, предназначенных для удовлетворения однотипных потребностей потребителей.
Обратите внимание! За единицу классификации принимают предприятие или организацию, которые относятся только к одной области.
Сложная структура промышленности способствует созданию новых хозяйственных регионов и обеспечивает пропорциональное развитие науки и техники. Изучение особенностей функционирования каждой отрасли позволяет определить проблемы и перспективы их развития.
Добывающая промышленность
Деятельность предприятий группы направлена на извлечение и заготовку природных ископаемых, древесины и другого полезного сырья.
Топливно-энергетический комплекс
Совокупность тесно взаимодействующих отраслей, которые занимаются производством, переработкой и транспортировкой энергетических ресурсов является главной структурной составляющей экономики, обеспечивающим развитие производственных сил страны. Доля продукции комплекса составляет около 25%, в экспортном балансе — более 60%.
Выделяют 4 отрасли ТЭК:
Важно! Уже ввели в эксплуатацию инновационные геотермальные электростанции, которые способны вырабатывать электроэнергию от внутреннего тепла земли.
Важнейшие предприятия промышленности:
Среди электростанций выделяют Саяно-Шушенскую ГЭС и Ростовскую АЭС.
Металлургическая промышленность
Комплекс включает в себя черную и цветную металлургию, которые занимаются добычей и обогащением железных руд, а также производством металла. На долю отрасли приходится более 15% от всей промышленности.
Цветная металлургия существенно уступает черной по производственному потенциалу. Но стоимость ее сырья значительно дороже. На мировой арене Россия выступает в качестве основного экспортера металлов, в первую очередь, никеля и алюминия.
Среди ведущих предприятий отрасли выделяют:
● «Новолипецкий металлургический комбинат»;
Обратите внимание! Последние крупные проекты для черной металлургии были закрыты еще в 2018 году. Сейчас производится модернизация отрасли.
Обрабатывающая промышленность
Предприятия группы занимаются комплексной переработкой продукции добывающей промышленности и составляют основу тяжелой индустрии.
Машиностроение
Межотраслевой комплекс включает в себя более 70 различных направлений, которые обеспечивают все секторы экономики необходимыми машинами и оборудованием. На долю машиностроительного сектора экономики припадает около 40% всей промышленной продукции страны.
Оборонно-промышленная
Одна из высокотехнологических подотраслей промышленности производит боевую и вспомогательную технику, обеспечивающую обороноспособность страны. Многие образцы российского вооружения не имеют аналогов в мире и поставляются на экспорт.
Ведущими предприятиями комплекса являются:
● ФГУП ПО «Уралвагонзавод им. Ф. Э. Дзержинского»;
Судостроение
Одно из самых старых направлений машиностроительной промышленности длительное время практически не развивалось. Только в последние годы наблюдается рост производства.
Предприятия отрасли отвечают за возведение кораблей любого типа и тоннажа, обслуживание и проектирование новых уникальных моделей. Среди многочисленных компаний по созданию судов для хозяйственной и военной деятельности выделяют крупнейший «Балтийский завод» и «Адмиралтейские верфи».
Автомобильная промышленность
Подотрасли удается удерживать высокие темпы прироста производства моторных транспортных средств и сборки моделей мировых автопроизводителей.
Лидерами среди предприятий являются заводы «АвтоВАЗ», «ЗИЛ», «Автодизель» и «КамАЗ».
Авиационная и ракетно-космическая промышленность
Наиболее развитые и высокотехнологические подотрасли машиностроения выпускают продукцию гражданского и военного назначения. На международном рынке производства ракетно-космической техники доля России составляет 17 %.
Крупные предприятия промышленности:
● Ракетно-космическая корпорация «Энергия»;
● Центральное КБ «Прогресс»;
● Авиастроительный завод «Сокол»;
● «Казанское авиационное производственное объединение».
Сельскохозяйственное машиностроение
Специализируется на выпуске различной техники и оборудования для сельского хозяйства, включая производство тракторов. Низкая металлоемкость продукции обуславливает размещение предприятий подотрасли непосредственно возле районов потребления с учетом близости металлургических баз, которые используются в качестве источника сырья.
К крупнейшим предприятиям промышленности относят:
● «Челябинский тракторный завод»;
● Волгоградский тракторный завод;
● Липецкий тракторный завод.
Электронная промышленность и микроэлектроника
Специализируется на разработке и производстве электронной техники и компонентов, интегральных схем, а также информационных и автоматизированных систем, средств связи. Основная проблема развития подотраслей состоит в сильной зависимости от зарубежных технологий и поддержания уровня конкурентоспособности.
Стратегические проекты направлены на увеличение объёма гражданского сектора электронной промышленности. Планируется охват рынков, связанных с развитием интеллектуальной энергетики с постепенным смещением в сторону прогрессивных инновационных направлений.
Лидерами промышленности являются:
Химическая промышленность
Отрасль специализируется на сложной химической переработке первичного сырья. Синтетическое производство отличается сложной технологией и большим количеством этапов, которые требуют применения высокотехнологичного оборудования. Поэтому предприятия отрасли постоянно модернизируются.
Основные подотрасли химического комплекса:
● синтез органических веществ;
● выпуск азотных и калийных удобрений, различных минеральных добавок и кислот;
● производство полимерных материалов.
Обратите внимание! Многочисленная сырьевая основа и высокие темпы прироста обусловили повышение инвестиционной привлекательности химической промышленности.
Ключевыми предприятиями отрасли являются «Еврохим», «Салаватнефтеоргсинтез» и «Тобольский нефтехимический комбинат».
Агропромышленный комплекс
Объединяет все отрасли, которые специализируются на производстве продукции сельского хозяйства, ее переработке и транспортировке к потребителю. Комплекс обеспечивает страну продовольствием и другими товарами, необходимыми для функционирования перерабатывающей промышленности.
Выделяют 3 основных направления:
Обратите внимание! В агропромышленном комплексе занято более 30% населения страны.
Среди крупнейших компаний отрасли выделяют:
● «Великолукский агропромышленный холдинг»;
Пищевая промышленность
Отрасль тесно связана с агропромышленным комплексом и специализируется на производстве пищевых продуктов, напитков и табака. Крупные предприятия располагаются в базовых сельскохозяйственных центрах и ориентированы на внутреннего потребителя.
Качество отечественной продукции не уступает импортной, а в ряде сегментов и превосходит. Но несмотря на высокий спрос объем производства заметно падает. Развитие отрасли обусловлено размещением потребителей, источниками сырья и условиями транспортировки готовой продукции.
Пищевая промышленность включает около 30 подотраслей, среди которых выделяют:
Ведущими компаниями являются:
● «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания»;
● «Петербургский мельничный комбинат»;
● Концерн «Объединенные кондитеры;
Легкая промышленность
Импорт дешевой продукции из Китая составил серьезную конкуренцию отечественным товарам отрасли, который привел к спаду производства. Доля легкой промышленности в общем объёме составляет всего 1,7%. Текстильные цеха располагаются в каждом регионе России.
Выделяют следующие направления легкой промышленности: швейную, меховую, галантерейную, шерстяную и трикотажную подотрасли.
Крупные текстильные компании:
Обратите внимание! Правительство внедрило государственные программы субсидирования легкой промышленности, рассчитанные до 2025 года. Проект прогнозирует увеличение выпуска продукции до 50% за счет использования синтетического волокна.
Лесопромышленный комплекс
Несмотря на то, что в стране сосредоточено более четверти мировых запасов лесных массивов, промышленный потенциал комплекса незначительный.
Выделяют 3 основных направления:
● Целлюлозно-бумажная промышленность. Самая сложная область производства предусматривает химическую и механическую переработку древесины.
Подотрасли используют древесину в качестве первичного сырья, но отличаются технологиями производства и назначением готовой продукции. Главная проблема развития состоит в низкой эффективности использования лесных ресурсов и маленьком внутреннем рынке.
Основным потребителем древесины выступают деревообрабатывающие предприятия, занимающие производством строительных материалов, мебели и другой продукции.
Среди крупнейших компаний промышленности выделяют:
Промышленность России — это сложная многоотраслевая структура способствующая развитию экономики. Разнообразие сфер деятельности и широкий ассортимент продукции позволяет отраслям развиваться. Высокие темпы прироста производственной мощности способствуют выдвижению России на лидирующие позиции международного рынка.
Добавлено 10.03.2021; просмотров: 32842