суггестии чувства удовлетворенности какой этап
Суггестия как метод управления сознанием людей
Когда один человек воздействует на сознание другого, происходит так называемая суггестия. В психологии она определяется как внушение неких убеждений и установок, которое незаметно для внушаемого. В это статье рассмотрим основы, механизм действия и примеры суггестии.
Как работает суггестия?
В настоящее время суггестия применяется везде: в рекламе, в маркетинге, в медицине и в других сферах. Поэтому каждому человеку необходимо знать приемы суггестии, и какие результаты могут быть от применения этого метода.
Использование суггестии
В 1866 году А. А. Льебо впервые применил данный термин. Именно Льебо ввел внушение в ряд психотерапевтических методов. На то время внушение использовалось в паре с гипнозом. На сегодняшний день теория суггестии развилась настолько, что может использоваться и без гипноза.
В терапии внушение используется при необходимости воздействия на психосоматическое и психоэмоциональное состояние, корректировки поведения человека и его реакции, получения эффекта плацебо. Действие последнего заключается в том, что пациент выздоравливает не от правильного лечения, а благодаря вере в силу принятых мер и средств. К примеру, верующему человеку удастся излечиться от любых болезней, если он будет выпивать по утрам стакан святой воды. А вот неверующий человек вряд ли увидит какой-либо эффект от такого лечения.
Внушение – это довольно сильный способ воздействия на человека, благодаря ему можно заставить отказаться от вредных привычек, побудить к действию, помочь развить творческие способности. Суггестивные методы лечения очень часто используются знахарями, среди которых встречается немало шарлатанов. В древние времена знахари и маги, как правило, пользовались такими методами.
Суть суггестии заключается в воздействии на бессознательную часть разума человека в обход интеллектуальному осмыслению. Если логическое влияние на человека требует объяснения идей, фактов и аргументов, то в случае с суггестией такого обоснования не требуется. Прямое воздействие на бессознательное пространство разума человека оказывают при помощи мимики, эмоций и жестов, которые в свою очередь формируют восприятие внушаемых посылов, как собственных. Но здесь следует обратить внимание на то, что бывают ситуации, когда человек, который был подвергнут суггестии, понимает, что какие-то его действия и мысли являются чужими или навязанными.
Техники суггестии
Существует четыре фактора, от которых зависит успех при применении суггестии:
Таким образом, важно, чтобы человек, подвергающийся воздействию, был готов к нему, доверял тому, кто внушает. И немаловажно, чтобы техника была подобрана правильно.
На сегодняшний день существует несколько широко используемых техник суггестии:
Вербальный и невербальный обмен информацией, эмоциями и чувствами происходит в результате психофизического взаимодействия. Поэтому внушение всегда будет в жизни любого человека. Но если правильно выбирать окружение, источники информации, слушать собственный разум и убеждения при анализе поступающей информации, можно избежать негативного воздействия на сознание. В обществе суггестия в большинстве случаев является незаметной. Поэтому каждому хорошо бы научиться выявлять скрытые намерения людей и обнаруживать их попытки внушения. Обрести такой навык поможет онлайн-курс Викиум «Профайлинг».
Суггестия — средство управления людьми
В этой статье мы поговорим о том, что же такое суггестия, откуда она взялась и с чем ее едят? А также рассмотрим суггестию в смысле вербального или невербального воздействия на другого человека (так называемую гетеросуггестию) для введения его в определенное состояние или побуждения к определённым действиям.
Что такое суггестия?
Оговоримся, что хотя суггестией принято называть именно внушение неосознанное, пассивное, не воспринимаемое критическим разумом – все же абсолютно насильственных, как и 100% навязанных суггестий не бывает.
Поэтому сразу следует уяснить
Раньше, если, прочитав статью в газете, человек невольно перенял точку зрения автора, поддавшись внушению, нельзя говорить о том, что кто-то заставил его купить и прочитать именно эту газету. Однако, современные технологии влияния на массовое сознание настолько сильно продвинулись вперёд, что, как правило, мы всё же поддаёмся нежелательным суггестивным воздействиям: кто-то больше, кто-то меньше.
Суггестия применяется повсеместно в
И хотя бы поэтому не лишним будет разобраться, что такое суггестия, как она работает, каковы могут быть результаты её использования.
Применение суггестии
Терапевтическое применение внушений сводится к воздействию на психоэмоциональное и психосоматическое состояние пациента, формированию у него желательного отношения к проблемам, коррекции поведения и реакций на определённые раздражители, а также использованию эффекта плацебо, который заключается в формировании позитивного восприятия назначенного лечения.
Например, верующий христианин может успешно вылечиться не только от ангины, но и от рака, выпивая по утрам стакан святой воды, тогда как неверующий или, скажем, мусульманин, вряд ли заметит хоть какой-то эффект такого лечения.
С помощью внушений можно помочь человеку отказаться от вредных привычек, стимулировать развитие творческих способностей или улучшить его физическое здоровье в тех случаях, когда нарушения вызваны психологическими причинами.
Суггестивные методы лечения очень широко применяются разного рода знахарями и даже шарлатанами, имеющими, как правило, сильную харизму, и обладающими хорошими способностями к внушению. Использование заклинаний древними жрецами и магами также относится к суггестивным техникам, поскольку определённые сочетания высоких и низких, гласных и согласных звуков способствуют формированию конкретных ощущений у человека.
Суть суггестивного воздействия заключается в непосредственном обращении к бессознательной части разума, минуя стадию интеллектуального осмысления.
Если воздействовать на сознание можно, используя аргументированное убеждение, то влиять на подсознание удаётся в условиях отсутствия или временного отключения сознания путём применения прямых или косвенных внушений.
Однако, в состояниях сознания, близких к гипнотическому трансу, возможно вербальное воздействие и на подсознание.
Да и при создании благоприятного эмоционального фона словесное, аргументированное убеждение происходит более эффективно.
Здесь имеет смысл объяснить механизм суггестивного воздействия на подсознание.
Если логическое убеждение как способ влияния на сознательное восприятие человеком действий, идей, фактов и аргументов, основывается на доказательствах состоятельности того или иного предмета, его полезности и правильности, то суггестия НЕ требует логического обоснования, переосмысления и сознательного принятия человеком внушаемых вещей.
Эмоции, мимика, жесты, психологические состояния, являющиеся основой суггестии, оказывают прямое воздействие на бессознательное пространство разума, формируя восприятие внушаемых посылов как собственных, а следовательно, правильных убеждений.
Можно сравнить отношения сознательной и бессознательной частей человеческого разума с отношениями братьев, которые организовали общую фирму и сами занимаются её делами.
Один брат активен, полон сил, бдителен и предприимчив, он руководит фирмой и продвигает её на рынке, а второй является рабочей лошадкой, выполняет указания первого, а также всю черную работу на фирме, автоматически, без рассуждений и видимых усилий.
Доверчивому и покладистому брату-трудяге можно внушить всё, что угодно, если это не противоречит установленному порядку вещей и указаниям брата-руководителя, и если делать это неоднократно и уверенно. Активный брат старается контролировать своего пассивного родственника, однако это не всегда ему удаётся. Поскольку, привыкая к определенному образу действий, он тоже часто становится восприимчивым к посторонним внушениям.
Впрочем, кто из братьев является старшим и более опытным в этом случае – вопрос открытый.
Более подробную информацию о сознании и подсознании можно узнать из статьи «Сознание и подсознание»
Суггестивные техники
По сути, успех применения суггестии зависит от 4-х факторов:
При этом любой человек, являющийся объектом внушения, одновременно оказывает ответное воздействие на источник суггестии, поддаваясь или не поддаваясь влиянию, формируя мнение об эффективности выбранной внушения.
Самыми распространенными на сегодняшний день техниками суггестии являются
Позже, мы рассмотрим их все более подробно.
В заключении
Не стоит забывать о том, что ни одна ситуация общения между людьми не обходится без психо-физического взаимодействия, в результате которого происходит вербальный и невербальный обмен информацией, убеждениями, стереотипами поведения, эмоциями, чувствами, и микробами :).
Однако, каждый волен выбирать свое окружение и источники информации, а также использовать собственный интеллект и убеждения для анализа поступающей информации.
Поэтому, находясь в поле суггестивных воздействий индивидуального и массового характера, важно не столько защищаться от внушений, настроившись критически по отношению к любым посторонним влияниям (как нам поют на каждом углу), сколько научиться понимать эти скрытые послания, «отличать зёрна от плевел» и использовать их по назначению.
Поэтому суггестию стоит воспринимать не просто как внушение, а как взаимообмен психическими состояниями и образами в процессе общения.
Вроде психической диффузии.
Человек, который хочет внушить что-то оппоненту, должен знать, что внушить можно только то, в чём вы сами уверены. То во что сами
1. Общие сведения о суггестии
1.3. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУГГЕСТИИ
Суггестология, суггестизм (от лат. suggestio — внушение, намек и греч. logos — учение, наука) — современная наука об особом воздействии на психическую сферу человека (с целью привития ему особых психофизических состояний), называемом суггестией.
Суггестотерапия (от лат. suggestio — внушение, намек и греч. terapia — лечение (коррекция психического и соматического состояния) суггестивным воздействием на больного (раздел психотерапии).
Суггестопедия (от лат. suggesto — внушение, намек и греч. реdia — воспитание)
использование суггестии в процессе обучения и воспитания (раздел педагогики).
Суггестия (от лат. suggestio — внушение, намек) — процесс привития психической сфере человека посторонней идеи (волевого решения в виде мыслей, эмоций, актов) помимо его «я»
(с черного хода психики). Подвергнутое суггестивному воздействию лицо воспринимает поступающую в его мозг информацию без ее понимания, осмысления, анализа и соотнесения со своим личным опытом и состоянием. Само содержание суггестии в последующем носит навязчивый характер, представляя собой совокупность «суггестированных (внушенных) установок».
Суггестия представляет собой:
— компонент человеческого общения;
— специфический вид коммуникации;
Суггестия осуществляется в форме гетеросуггестии (воздействия со стороны) и аутосуггестии (самовнушение).
Суггеренд — объект гетеросуггестии. Возможные суггеренды: отдельный человек, группа («толпа»), социальный слой и т. д.
Сугтестор — источник гетеросуггестии. Возможные суггесторы: индивид, группа, средства массовой информации. Последние два суггестора являются источниками социальных факторов, имеющих суггестивное (внушающее) значение (сплетни, реклама, мода, обычаи, господствующие взгляды, предрассудки, поверия и т. д.).
Аутосуггестия предполагает объединение в одном лице суггестора и суггеренда.
Эффективность суггестии определяется:
1. свойствами суггестора
а) социальный статус;
в) волевое превосходство;
г) интеллектуальное превосходство;
д) характерологическое превосходство.
2. особенностями суггеренда
а) степень суггестостабилыюсти (внушаемости);
3. отношениями, складывающимися между ними
4. способом конструирования сообщения
а) уровень аргументированности;
6) характер сочетания логических и эмоциональных компонентов;
в) подкрепление другими воздействиями (речь, интонация, мимика, жесты, позы и т. д.).
Суггестабильность, суггестивность (от нем. suggestibiliitar; с франц. suggestibilite — внушаемость) — степень восприимчивости к суггестии, определяемая субъективной готовностью подвергнуть и подчиниться суггестивному воздействию. Суггестабильность является характеристикой индивида, зависящей от ситуативных и личностных факторов.
Повышенной суггестабильности благоприятствуют следующие свойства личности:
1. неуверенность в себе;
2. низкая самооценка;
3. чувство собственной неполноценности (комплекс);
9. экстравертированность (преимущественная направленность личности на мир внешних объектов);
10. повышенная эмоциональность;
12. слабость логического мышления;
13. медленный темп психической деятельности.
Эти свойства личности суггеренда (факторы суггестабильности) выявляются специальными тестами, перечнями и опросниками и включаются в его психологическую характеристику.
На повышение индивидуальной суггестабильности влияют следующие ситуативные факторы..
1. психофизическое состояние субъекта;
б) релаксация (расслабление);
в) сильное змоциональноее возбуждение (экстаз);
2. низкий уровень осведомленности, компетентности в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности.
3. малая степень его значимости для личности.
4. дефицит времени для принятия решения.
Суггестабильность — это неоднородное явление. Она по-разному обнаруживает себя в различных сферах личности, применительно к тому или иному содержанию и виду деятельности. Каждый человек в определенных ситуациях в какой-то степени может оказаться суггестабильным.
Суггестабильность представляет различные степени восприимчивости к суггестии, зависящие от возраста, пола, профессии, класса, умственного развития, силы воли, физического и психического здоровья и т. д.
С помощью факторного анализа выявлено два типа суггестабильности. Первичная суггестабильность лежит в основе восприимчивости к аутосуггестии, гипнозу. Вторичная суггестабильность связана с отношениями подчинения, их мотивацией и низкой самооценкой субъекта.
Суггестабильность представляет собой:
— производное «стадного инстинкта» (подчинение вожаку);
— основное свойство нервно-психического аппарата животных и человека;
— следствие инфантильно-сексуального отношения (сексуально-эротического влечения) суггеренда к суггестору (мазохизм), в котором первый угадывает какие-либо черты своих родителей. Сеанс суггестии в этом случае проходит в инфантильной ситуации, заставляющей суггеренда пассивно воспринимать обаяние суггестора в форме авторитетности и строгости отца или мягкости и нежности матери;
Суггестировать — внушать. Сам глагол «внушать» происходит от древнеславянского «вън уши» — вносить в уши.
Суггестарий — место, обстановка, где проводится суггестия.
Десуггестировать — снимать внушение, наложенное ранее.
2. Суггестия в трех аспектах
2.2. ПСИХОЛОГИЯ СУГГЕСТИИ
В этой главе рассматриваются психологические механизмы суггестии.
Психологическая структура суггестии такова. Суггестия является производным:
1. эмоционально распаленного воображения,
2. психологической установки,
3. конформности. Воображение составляет психологический механизм суггестии. Установка и конформность содействуют суггестии. Эмоциональное напряжение связывает их в единый психологический акт, называемый суггестией.
Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. В процессе суггестивного воздействия суггестор эмоционально распаляет воображение суггеренда, и содержание суггестируемой информации достигает в мозгу последнего чувственной реальности.
Психологическая установка — это готовность к выполнению определенной деятельности. Предвосхищая встречу с суггестором, суггеренд схватывает в самых общих чертах ситуацию суггестивного воздействия и моделирует на основе этого свое дальнейшее поведение. При этом большую роль играет прошлый опыт участия в подобных встречах. Психологическая установка является фактором суггестабильности субъекта, его готовности к реализации суггестии. Ей принадлежит организующая роль в суггестии. Она ориентирует деятельность человека соответственно своему содержанию.
Конформность (от лат. conformis — подобный, сообразный) — бессознательное подражание индивида социальной микросреде. В условиях сеанса коллективной суггестии у суггерендов складывается конформное поведение. Оно проявляется в том, что люди лавинообразно, эпидемически «заражаются» состоянием друг друга в результате взаимопонимания, возникшего в русле коллективной установки на сеанс. Вот почему суггестабильность отдельных суггерендов в группе заметно повышается.
2.2.2. Суггестия и основные психические функции мозга
Связь суггестии с основными психическими функциями мозга такова. Суггестивное (гипнотическое) воздействие на человека — это техника управления вниманием, эмоциями и памятью (на основе частичного усыпления).
Внимание — это сосредоточенность сознания человека в данный момент времени на каких-либо конкретных реальных или идеальных объектах. Объектом внимания для суггеренда являются слова суггестора, его образ, а также гипногенные (рождающие гипноз) объекты концентрации (аудиовизуальные, тактильнотермические). Объектом внимания для суггестора является суггеренд, его психика. Во всяком виде суггестии внимание суггестора позволяет ему сосредоточиться на выполнении суггерендом суггестируемых заданий. Внимание суггеренда дает возможность суггестору «вести» его за собой.
Среди основных свойств внимания (сосредоточенность, устойчивость, колебание, переключение, распределение, объем) для обоих участников сеанса суггестии крайне важны два качества внимания: сосредоточенность и устойчивость. Они характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека. Развитие внимательности тесно связано с развитием наблюдательности (общей, направленной и целевой) — способности подмечать в предметах и явлениях малозаметных, но существенных особенностей. Хорошая работа органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса) также способствует внимательности.
Устойчивая концентрация внимания шлифуется следующими способами:
1. Мысленное воспроизведение объекта внимания с закрытыми глазами (мысленное «фото», внутренний видеоскоп, «духовное око»).
2. Сосредоточение на чем-либо при наличии источника помех (крики, шум, громкая музыка).
3. Длительное выполнение однообразной монотонной деятельности (счет дыхания, слежение за секундной стрелкой, наблюдение маятника).
4. В течение некоторого времени не думать о каком-либо объекте (хромая обезьяна, красная ворона, испуганный носорог).
5. Выполнение сразу нескольких видов деятельности (говорить и читать, говорить и писать, говорить и считать).
Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это непосредственное пристрастное переживание субъектом жизненного смысла явлений и ситуаций. В начале сеанса суггестивного воздействия суггеренда охватывает следующая парная эмоция: интерес-волнение. В дальнейшем, с возникновением контакта, суггеренд испытывает всю ту палитру эмоций, которую суггестирует ему суггестор (интерес-волнение, радость, удивление, горе, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, тревожность, любовь, враждебность). Основное эмоциональное состояние суггестора по ходу всего сеанса суггестии — это абсолютная уверенность последнего в своих силах, в успехе суггестии. Сеанс суггестии должен быть достаточно эмоционален как для суггестора, так и для суггеренда. При этом суггестор либо «заражает» суггеренда своими эмоциями, либо пытается вызвать у последнего полярные, противоположные эмоции. Первая ситуация характерна для кооперативной суггестии, вторая — для императивной.
Эмоциональная раскованность тренируется следующими средствами:
1. мимикой — выразительными движениями мышц лица («маска спокойствия», «маска печали», «маска веселости»);
2. пантомимой — выразительными движениями всего тела («поза горя», «поза гнева», «поза радости»);
3. вокальной мимикой — динамической стороной речи (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса);
4. экспрессией — выражением чувств (слезы, смех, живопись под музыку);
5. воображением — образным представлением определенных ситуаций (соревнования, драка, пожар);
6. ритма стимуляцией — ритмическим сочетанием следующих факторов: созерцания, заклинания, встряски, музыки, дыхания («экстаз шамана»);
7. декламацией — выразительным чтением стихотворных произведений (например, монолога Хлопуши из поэмы С.А.Есенина «Пугачев»).
Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком информации о своем прошлом опыте. В процессе сеанса суггестии (гипноза) суггестор побуждает суггеренда вспоминать различные акты деятельного (сонного) состояния. Однако память — это не только «библиотека» жизненного опыта суггеренда, но это еще и мощный механизм, по законам которого суггестированная информация внедряется в мозг суггеренда и становится навязчивым достоянием его сознания и подсознания в виде следов памяти.
Образование и закрепление следов памяти — сложный нейрохимический и электрофизиологический процесс, играющий большую роль во всех видах суггестивного воздействия. Суггестия — запоминаемый сигнал действительности в мозгу суггеренда — движется по следующему маршруту: «энграмма — «реверберация» — «консолидация».
1. «Энграмма» — это «след памяти»
2. «Реверберация» — это гипотетический процесс, при котором информация, полученная мозгом, первое время циркулирует по нему — передается от нейрона к нейрону, круг за кругом обегая мозг. Эти круговые цепочки нейронов носят название «гиппокампова круга» (круга морского коня). Запись суггестированной информации на «мозговую пленку» памяти осуществляется в виде эхо последействия, или, как говорят нейрофизиологи, «эхо магнитного проторения» запоминаемого материала. Принцип действия мозгового эха состоит в повторном воспроизведении импульсных структур — «рисунков» возбуждения в сетях нервных клеток. Таким образом, мозг как бы захватывает поступающие раздражители и делает их, уже в импульсной перекодировке, своей собственностью. Он их внутренне повторяет, задалбливает, свертывает и развертывает. Свертка есть запоминание. Развертка — воспоминание. Происходит это в основном бессознательно, сознание получает лишь отдельные, готовые результаты.
3. «Консолидация» — переход следов краткосрочной памяти (памяти текущего) в долгосрочную (память прошлого) в результате изменения свойств (химических или электрических) нейронов, затронутых вышеописанной круговертью сигналов. Синоним «консолидации» — «закрепление следов памяти».
Механизм образования и закрепления следов памяти об условном раздражителе при суггестии наяву тот же, что и при мысленной суггестии. Только при суггестии наяву условный раздражитель (суггестия) относится к сенсорному (чувственному) полю восприятия, а при мысленной суггестии — к суб — или экстрасенсному (под- или сверхчувственному) полю восприятия.
С понятием «память» тесно связано понятие «представления». Представления (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, двигательные) — это образы предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но которые были восприняты ранее.
Хорошая память необходима суггестору для четкого знания всех суггестивных методик. Кроме того, «укрощение» памяти само собой приводит к одновременному развитию внимания и эмоций.
Существует два основных метода развития памяти:
Механический метод (метод механического заучивания).
а) метод «мыслефото» (аудиовизуальный метод).
Сюда относятся следующие виды упражнений:
— аутосуггестия сильной памяти;
— припоминание событий «задом-наперед» (прием «обратной развертки»);
— мысленное воспроизведение созерцаемых объектов на «экране внутреннего видения»;
— запоминание длинных рядов цифр и множества слов;
— запоминание длинных стихотворных произведений;
— запоминание содержания энциклопедического словаря («живая энциклопедия»);
— запоминание графических изображений;
— запоминание лиц и имен;
— «прогулки» по карте местности с закрытыми глазами;
— мгновенный подсчет очков на костяшках домино;
— мгновенное запоминание («память-вспышка»);
— мгновенное считывание и запоминание информации с раскручиваемых досок («память-мельница»);
— быстрый счет многозначных чисел («память-калькулятор»);
— чтение предложенных слов «задом-наперед»;
— устный подсчет букв в читаемом предложении;
— устный счет под собственный музыкальный аккомпанемент (интеллектуальная эквилибристика»);
— составление буриме (от фр. bouts rimes — рифмованные концы) — стихотворений на заданные рифмы.
б) метод «зубрежки» (акустикоартикулярный метод). Запоминание информации базируется на следующих принципах:
— концентрация внимания на запоминаемом;
2. Метод осмысления (метод мысленной обработки).
а) метод «смысловых опор» (метод ключевых слов). Метод заключается в выделении тезисов или развернутого плана, на котором потом как бы держится запоминаемый материал;
б) метод «смысловой группировки» (метод осмысленной связи). Метод предполагает разбивку запоминаемого материала на микротемы и увязку этих тем с основной мыслью;
в) метод «осмысленного соотнесения» (мнемотехника (от греч. mnemonikon — искусство запоминания), ассоциативный метод (от лат. associatio— соединение)). Метод основан на создании искусственных ассоциативных связей для запоминания информации.
2.2.3. Суггестия и психология общения
Суггестия представляет собой экзотический вариант общения, и поэтому она подчиняется основным законам сцены. Связь суггестии с театрально-сценической деятельностью такова: суггестивное воздействие на человека — это театрализованное представление, в котором роли действующих лиц (суггестора и суггеренда) заранее расписаны и последние подыгрывают друг другу.
Рисунок поведения суггестора и суггеренда тесно связан с понятием «социально-психологической роли». Социально-психологическая роль — это построение человеком своего поведения в реальной жизненной ситуации в соответствии с тем, что от него ждут. Принимая некие роли, человек тем самым предлагает, а то и навязывает какие-то роли окружающим. Каждая социально-психологическая роль имеет свое поле «тяготений», или «валентностей», к другим ролям. У всякой социально-психологической роли существует верхняя и нижняя границы. По полям ролевых тяготений можно строить портреты личностей. Существует закон двустороннего взаимодействия роли и самочувствия: роль пробуждает определенное самочувствие; самочувствие же располагает к определенной роли. Исполнение роли в психологии общения противопоставляется ношению масок. Роль — это творческая форма общения, требующая самоотдачи и сближения с партнером. Маска — это шаблон поведения, не требующий усилий и отгораживающий от партнера. Для вживания в роль необходимо «сбросить» маску. Технология роли тесно связана с искусством перевоплощения в другого.
Суггестивного эффекта можно добиться чисто психологическим способом — достаточно сильного воздействия на чувства человека. Для этого суггестору необходимо взять на себя особую социально-психологическую роль, роль, которая наполовину бессознательно, но почти мгновенно улавливается суггерендом.
Суггестор по отношению к суггеренду должен выступать в роли Божества. Притягательно, но и страшно Божество. В нем сверхчеловеческая мощь и власть, недосягаемая мудрость, непостижимое право карать или миловать… Перед ним остается лишь лечь лицом в пыль и с благоговейной покорностью ждать своей участи…
Никто не осмелится выступать перед кем-либо в такой роли. А потому едва кто-либо из рода человеческого возьмет на себя подобное, остальным кажется: эта неспроста. Не может обыкновенный смертный ступать такой поступью, смотреть таким взором, исторгать из уст такие речи. Должно быть, одарен он высшей силой; и если это не его собственная сила, значит, сила «того, кто послал его в мир». Он бог или боговдохновенный пророк. Этой реакцией публики пользовались во все времена жрецы, пророки, шаманы — оставим в стороне вопрос, были ли они искренними или умело мошенничали. Любопытно, что и в нашу эпоху там и сям появляются личности такого склада — настоящие (и, если хотите, даже великие) суггесторы под видом «религиозных учителей».
Роль Божества можно сравнить с белым солнечным светом. Если эту роль разложить на спектр, то каждый участок спектр, в свою очередь, окажется суггестивной ролью. Ниже рассматриваются все участки спектра, дается краткая характеристика каждой суггестивной роли.
1. Покровитель. Покровитель — значит могучий и властный, но добрый к тебе человек. Опора в бедах, утешение в страдания», предмет благоговения…
2. Кумир. Кумир не обязательно могуч и не обязательно добр к тебе, но он знаменит, обаятелен, пользуется всеобщим восторженным восхищением.
4. Авторитет. Этот обладает ограниченной властью и не обязан творить благие дела. Благо уже в том, что он больше другие разбирается в каком-нибудь общеполезном или важном деле. К нему нельзя не прислушаться. Не воспользуешься его советом — гляди, сядешь в лужу…
5. Виртуоз, или Ловкач. Выступая в этой роли, вы даете понять, что умеете совершить невозможное. Хорошее или плохое — неважно. Виртуозный делец «из-под земли» добывающий то, чего иным и не снилось; виртуозный вор-карманник; виртуозный игрок, фокусник, стихоплет, спорщик — что угодно. В любом случае вы завораживаете публику, и даже ограбленный вами субъект не может не восхититься вашей ловкостью и не позавидовать ей в глубине души.
6. Удав. Это не Властитель, не Господин, хотя он при желании может сделаться для вас и Хозяином. Это тип, который видит все ваши слабые места и в любой момент готов поразить их, что доставляет ему истинное удовольствие. Ломать вас, топтать вас ему так же легко, как вам сигарету выкурить. И так же приятно. Вы боитесь его и предпочитаете подчиниться, так как ни на миг не поверите, что способны справиться с ним, дать сдачи.
7. Дьявол. В этой роли вы — олицетворенное зло. Зло «метафизическое», зло ради зла, а не во имя какой-либо цели. В известном отношении это «божество с обратным знаком». Беспредельная власть божества, но при этом беспредельная ненависть ко всему человеческому, светлому, упорядоченному. Неумолимая пасть акулы, земля, разверзшаяся при землятресении, скелет с острой косой, садящийся за ваш свадебный стол…
Таким образом, успех суггестии в том или ином случае заключается не просто в двух блестящих глазах, куда вперяет взор суггестируемый. Глаза суггестора вместе с общим выражением яйца, позой, жестами, голосом нечто выражают. А именно — передают социально-психологическую роль, взятую на себя суггестором. Роль эта парализует сознание и возбуждает бессознательное в суггеренде. Тут-то и начинаются загадки суггестии. Суггестор, уверовавший в свою роль, превращается в носителя и впрямь могущественных сил и возможностей. Отчасти это сродни актерству. Но главным механизмом, который здесь срабатывает, является механизм веры. Вера во взятую роль исключает всякое шарлатанство. Начинающему суггестору крайне важно освоить все составляющие роли Божества, а уж затем индивидуализировать, т. е. оценивать, кто из потенциальных суггерендов клюнет» на какую суггестивную роль.
Отработка суггестивных ролей осуществляется на базе ролевого аутотренинга (РАТ) — системы методов самовоздействия человека на свое поведение через внутреннее отождествление себя с кем-либо или чем-либо. Она заключается в игре вышеозначенных ролей по заданным «легендам» — вымышленным сценариям.
Применяются следующие виды «легенд»:
1. Подготовительные (общеразвивающие) «легенды». Они предназначены для сбрасывания маски.
а) принятие вымышленного имени («новое имя»);
б) выйти за дверь и через 1 минуту войти счастливым и обаятельным, затем опять выйти за дверь и через 1 минуту войти самонадеянным и наглым («выход из-за двери»);
в) танцы соло и в парах («непринужденный танец»);
г) от одного угла помещения к другому — по диагонали — прошествовать как угодно, но чтобы это было смешно («клоунский подход»);
д) сказать какую угодно фразу, но только чтобы это было искренно, из глубин сердца («монолог во всеуслышание»);
е) непринужденно размышлять вслух сидя или стоя на столе («монолог на столе»);
ж) сесть на корточках под стол и оттуда выражать свое несогласие с кем-либо или с чем-либо («монолог под столом»);
з) сесть «визави» партнера за столом в центре комнаты и искренно выяснить отношения, объясниться, открыто выражая свои чувства (‘диалог за столом);
и) выразительно изображать желание взять воображаемый «запретный плод» («запретный плод»);
к) произносить одно и то же слово (один и тот же текст) с разными оттенками звучания («разминка словом»);
л) производить одно и то же действие с разными значениями (» разминка делом»);
м) изъясняться на ломаном русском языке («американский турист»);
н) произнести кавказский тост («гость из Грузии»).
2. Основные (специальные) «легенды». Они предназначены для играния суггестивных ролей. Процесс взаимоотождествления себя с другим человеком («человеком-Божеством») включает в себя три фазы:
1. фазу сборки (сосредоточение на новом суггестивном «Я-образе»);
2. фазу вселения (вселение в бесконечного внутреннего двойника);
3. фазу овладения (цепные перевоплощения внутри новой роли). Вот примеры основных (специальных) «легенд».
а) представить себя в образе врача-ортопеда ГА. Илизарова, беседующего с больным (роль Покровителя);
б) представить себя в образе рок звезды Э. Пресли, общающегося с поклонниками (роль Кумира);
в) представить себя в образе русского царя Ивана Грозного, отдающего приказ Малюте Скуратову (роль Хозяина, или Господина);
г) представить себя в образе доктора медицинских наук, заведующего кафедрой психотерапии и наркологии Центрального института усовершенствования врачей, главного психотерапевта Минздрава СССР В.Е. Рожпова, проводящего лекцию по проблемам суггестологии (роль Авторитета);
д) представить себя в образе фокусника А. Акопяна, демонстрирующего публике фокусы (роль Виртуоза, или Ловкача);
е) представить себя в образе «святого старца» Г.Е. Распутина, опутывающего» очередную светскую даму (роль Удава);
ж) представить себя в образе римского императора Нерона, истязающего пойманных беглых рабов (роль Дьявола).