там в улице стоял какой то дом

«Там – в улице стоял какой-то дом…» А. Блок

Там – в улице стоял какой-то дом,
И лестница крутая в тьму водила.
Там открывалась дверь, звеня стеклом,
Свет выбегал, – и снова тьма бродила.

Там в сумерках белел дверной навес
Под вывеской «Цветы», прикреплен болтом.
Там гул шагов терялся и исчез
На лестнице – при свете лампы жолтом.

Там наверху окно смотрело вниз,
Завешанное неподвижной шторой,
И, словно лоб наморщенный, карниз
Гримасу придавал стене – и взоры…

Там, в сумерках, дрожал в окошках свет,
И было пенье, музыка и танцы.
А с улицы – ни слов, ни звуков нет, –
И только стекол выступали глянцы.

По лестнице над сумрачным двором
Мелькала тень, и лампа чуть светила.
Вдруг открывалась дверь, звеня стеклом,
Свет выбегал, и снова тьма бродила.

Дата создания: 1 мая 1902 г.

Анализ стихотворения Блока «Там – в улице стоял какой-то дом…»

Лирический субъект «Стихов о Прекрасной Даме» не всегда соответствует рамкам образа благородного рыцаря, который видит смысл существования в поклонении женскому идеалу. В произведениях, появившихся весной 1902 г., усиливаются дисгармоничные интонации: герой признается в «двуликости души», и странное тревожное ощущение не способна отпугнуть даже молитва в «высоких соборах».

В стихотворении «Там – в улице…», датированном началом мая 1902 г., не обнаруживается рыцарской сущности лирического «я». В поэтическом тексте герой выступает как пассивный зритель, однако с точки зрения именно этого наблюдателя представлена городская зарисовка, которая принимает причудливые формы.

Тьма и сумерки составляют основу уличного пейзажа. В центре лирической ситуации находится образ «какого-то дома», который характеризуется еще одной лексемой с семантикой неопределенности – «там». Подобные определения выявляют двойственное отношение к объекту: герой-наблюдатель прекрасно знает все отличительные особенности здания, включая способ крепления вывески, но не хочет давать точные формулировки, словно стремясь утаить свою осведомленность.

Городское пространство поражает высокой степенью антропоморфности. Свет и тьма наделены способностями выбегать и бродить, окно может смотреть вниз. Кульминацией фантасмагорического пейзажа служит образ карниза, напоминающего «лоб наморщенный». Он превращает стену строения в подобие человеческого лица, искаженного гримасой.

Темные и крутые лестницы, неясные тени, тревожный «жолтый» электрический свет – подобные детали дома насыщают поэтический текст аллюзиями на произведения Достоевского и предвосхищают появление блоковского цикла «Город».

Загадочное строение обладает еще одним свойством: оно удерживает звуки. Во тьме теряются шаги на лестнице, а «пенье, музыка и танцы» с улицы кажутся только отблесками дрожащего света. Подобные свидетельства демонстрируют, что лирический субъект не меняет своей роли и позиции, не решаясь преодолеть границу и войти в таинственный дом. Здесь зарождается тема чужого свидания, которая разовьется в произведении «Свет в окошке шатался…»

Композиция стихотворения замыкается в кольцо при помощи рефрена, утверждающего господство тьмы и неясных теней. Анафора «там» и авторский синтаксис, выделяющий эту лексему, передают ощущения сосредоточенного наблюдателя, следящего за подозрительным объектом.

Источник

Памяти Блока. «Там — в улице стоял какой-то дом…»

Сегодня день памяти Александра Блока. Давно хочу рассказать одну
историю, вот и повод.

там в улице стоял какой то дом. Alexander Blok 1m1. там в улице стоял какой то дом фото. там в улице стоял какой то дом-Alexander Blok 1m1. картинка там в улице стоял какой то дом. картинка Alexander Blok 1m1

Портрет Александра Блока. Фотограф: Моисей Наппельбаум

Во второй главе моего романа «На реках вавилонских» (написала и внутренне смущенно зарделась: мой роман!), случайным прохожим появляется великий поэт. Неузнанный, он проходит мимо одного из главных героев, который в этот момент покидает свой дом, расположенный на той же улице и буквально напротив того здания, где жил Блок.

Сам дом-то я хорошо знала, но для полноты картины мне, автору начинающему и от этого крайне добросовестному, захотелось осмотреть еще и внутренние интерьеры, тем более, что сейчас это совсем нетрудно.

Моя помощница мгновенно набрала в Яндексе «музей-квартира Александра
Блока» и через пару секунд перед нами открылся очень подробный и грамотный сайт. Медленно ведя стрелочку, мы передвигались из комнаты в комнату, разглядывая портьеры, картины на стенах, рояль…

там в улице стоял какой то дом. blokone 0. там в улице стоял какой то дом фото. там в улице стоял какой то дом-blokone 0. картинка там в улице стоял какой то дом. картинка blokone 0

Фото: Ирина Мотина, artnight.ru

— А рояль вовсе не на этом месте стоял, а напротив окна!

Мы вздрогнули и обернулись. Мама стояла за моей спиной, наклонившись к монитору.

— Почему ты так думаешь?- удивилась я.

— Я не думаю, а помню, — сказал мама, — пусти-ка меня поближе. Я подскочила, уступая маме место у монитора. Она склонилась к экрану, прищурив глаза.

— Все остальное вроде, как и было… а рояль, конечно, видишь, как свет неудачно падает. Зачем они переставили?

— Мама! — нетрепеливо вскричала я, — ну объясни, наконец, откуда ты по рояль знаешь?

— Как мне не знать? Я на нем два года занималась!

Мы разинули рты: и ты молчала?

— А ты не спрашивала. Меня бабушка два раза в неделю водила в эту квартиру заниматься музыкой с учительницей.

— Я не помню, Леночка. Столько всего потом случилось. Помню, что я почему-то считала ее испанкой. Она была полновата, волосы убирала вверх, да, и еще помню, на рояле лежала книга с волшебными картинками, и если я старалась, она после урока давала мне посмотреть.

Мама отодвинулась от компьютера и замолчала.

— И долго ты занималась с ней?

— Года два. Это было перед войной. Папу к тому времени уже арестовали, нам немного помогал дядя Боря, потом он потерял работу, и стало совсем нечем платить за уроки. Налей-ка мне лучше чаю.

там в улице стоял какой то дом. 54619931 Blok 094. там в улице стоял какой то дом фото. там в улице стоял какой то дом-54619931 Blok 094. картинка там в улице стоял какой то дом. картинка 54619931 Blok 094

Моя помощница набрала телефон музея и быстрой скороговоркой изложила взявшей трубку сотруднице нашу историю.

там в улице стоял какой то дом. blok mend. там в улице стоял какой то дом фото. там в улице стоял какой то дом-blok mend. картинка там в улице стоял какой то дом. картинка blok mend

Любовь Дмитриевна Менделеева (17 лет) в роли Офелии в домашнем спектакле Боблово, 1898

— Это была сама Любовь Дмитриевна Менделеева. Она довольно долго жила в этой квартире после смерти Блока. Она действительно зарабатывала уроками и не только музыки. К ней прибегали девочки из балетного училища, и она преподавала им хорошие манеры. А ваша мама, — робко спросила музейная сотрудница, — она не могла бы как-нибудь зайти к нам? Мы стараемся собирать все свидетельства.

— Так вот откуда у меня такие хорошие манеры! — торжествующе сказала я, — по прямой ветке от Прекрасной Дамы!

— А музыке я тебя так и не выучила, — вздохнула мама, — и сама не выучилась…

Там, в сумерках, дрожал в окошках свет,
И было пенье, музыка и танцы.
А с улицы — ни слов, ни звуков нет, —
И только стекол выступали глянцы.

По лестнице над сумрачным двором
Мелькала тень, и лампа чуть светила.
Вдруг открывалась дверь, звеня стеклом,
Свет выбегал, и снова тьма бродила.

там в улице стоял какой то дом. blok 13 1903. там в улице стоял какой то дом фото. там в улице стоял какой то дом-blok 13 1903. картинка там в улице стоял какой то дом. картинка blok 13 1903

Александр Блок и его жена Любовь Дмитриевна Менделеева. 1903

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Александр Александрович Блок. «Там — в улице стоял какой-то дом…»

там в улице стоял какой то дом. 137702465 1435671246 blok 28 1916. там в улице стоял какой то дом фото. там в улице стоял какой то дом-137702465 1435671246 blok 28 1916. картинка там в улице стоял какой то дом. картинка 137702465 1435671246 blok 28 1916

Александр Александрович Блок

Там — в улице стоял какой-то дом,
И лестница крутая в тьму водила.
Там открывалась дверь, звеня стеклом,
Свет выбегал, — и снова тьма бродила.

Там в сумерках белел дверной навес
Под вывеской «Цветы», прикреплен болтом.
Там гул шагов терялся и исчез
На лестнице — при свете лампы жолтом.

Там наверху окно смотрело вниз,
Завешанное неподвижной шторой,
И, словно лоб наморщенный, карниз
Гримасу придавал стене — и взоры…

Там, в сумерках, дрожал в окошках свет,
И было пенье, музыка и танцы.
А с улицы — ни слов, ни звуков нет, —
И только стекол выступали глянцы.

По лестнице над сумрачным двором
Мелькала тень, и лампа чуть светила.
Вдруг открывалась дверь, звеня стеклом,
Свет выбегал, и снова тьма бродила.

там в улице стоял какой то дом. 137702478 0 1170f8 dbfbf44f XL. там в улице стоял какой то дом фото. там в улице стоял какой то дом-137702478 0 1170f8 dbfbf44f XL. картинка там в улице стоял какой то дом. картинка 137702478 0 1170f8 dbfbf44f XL

Лирический субъект «Стихов о Прекрасной Даме» не всегда соответствует рамкам образа благородного рыцаря, который видит смысл существования в поклонении женскому идеалу. В произведениях, появившихся весной 1902 г., усиливаются дисгармоничные интонации: герой признается в «двуликости души», и странное тревожное ощущение не способна отпугнуть даже молитва в «высоких соборах».

В стихотворении «Там — в улице…», датированном началом мая 1902 г., не обнаруживается рыцарской сущности лирического «я». В поэтическом тексте герой выступает как пассивный зритель, однако с точки зрения именно этого наблюдателя представлена городская зарисовка, которая принимает причудливые формы.

Тьма и сумерки составляют основу уличного пейзажа. В центре лирической ситуации находится образ «какого-то дома», который характеризуется еще одной лексемой с семантикой неопределенности — «там». Подобные определения выявляют двойственное отношение к объекту: герой-наблюдатель прекрасно знает все отличительные особенности здания, включая способ крепления вывески, но не хочет давать точные формулировки, словно стремясь утаить свою осведомленность.

Городское пространство поражает высокой степенью антропоморфности. Свет и тьма наделены способностями выбегать и бродить, окно может смотреть вниз. Кульминацией фантасмагорического пейзажа служит образ карниза, напоминающего «лоб наморщенный». Он превращает стену строения в подобие человеческого лица, искаженного гримасой.

Темные и крутые лестницы, неясные тени, тревожный «жолтый» электрический свет — подобные детали дома насыщают поэтический текст аллюзиями на произведения Достоевского и предвосхищают появление блоковского цикла «Город».

Загадочное строение обладает еще одним свойством: оно удерживает звуки. Во тьме теряются шаги на лестнице, а «пенье, музыка и танцы» с улицы кажутся только отблесками дрожащего света. Подобные свидетельства демонстрируют, что лирический субъект не меняет своей роли и позиции, не решаясь преодолеть границу и войти в таинственный дом. Здесь зарождается тема чужого свидания, которая разовьется в произведении «Свет в окошке шатался…».

Композиция стихотворения замыкается в кольцо при помощи рефрена, утверждающего господство тьмы и неясных теней. Анафора «там» и авторский синтаксис, выделяющий эту лексему, передают ощущения сосредоточенного наблюдателя, следящего за подозрительным объектом.

Источник

там в улице стоял какой то дом. 917703 73104. там в улице стоял какой то дом фото. там в улице стоял какой то дом-917703 73104. картинка там в улице стоял какой то дом. картинка 917703 73104 Елена Зелинская: «Сегодня день памяти Александра Блока. Давно хочу рассказать одну историю, вот и повод».

Во второй главе моего романа «На реках вавилонских» (написала и внутренне смущенно зарделась: мой роман!), случайным прохожим появляется великий поэт. Неузнанный, он проходит мимо одного из главных героев, который в этот момент покидает свой дом, расположенный на той же улице и буквально напротив того здания, где жил Блок.

Сам дом-то я хорошо знала, но для полноты картины мне, автору начинающему и от этого крайне добросовестному, захотелось осмотреть еще и внутренние интерьеры, тем более, что сейчас это совсем нетрудно.

Моя помощница мгновенно набрала в Яндексе «музей-квартира Александра
Блока» и через пару секунд перед нами открылся очень подробный и грамотный сайт. Медленно ведя стрелочку, мы передвигались из комнаты в комнату, разглядывая портьеры, картины на стенах, рояль…

— А рояль вовсе не на этом месте стоял, а напротив окна!

Мы вздрогнули и обернулись. Мама стояла за моей спиной, наклонившись к монитору.

— Почему ты так думаешь?- удивилась я.

— Я не думаю, а помню, — сказал мама, — пусти-ка меня поближе. Я подскочила, уступая маме место у монитора. Она склонилась к экрану, прищурив глаза.

— Все остальное вроде, как и было… а рояль, конечно, видишь, как свет неудачно падает. Зачем они переставили?

— Мама! — нетрепеливо вскричала я, — ну объясни, наконец, откуда ты по рояль знаешь?

— Как мне не знать? Я на нем два года занималась!

Мы разинули рты: и ты молчала?

— А ты не спрашивала. Меня бабушка два раза в неделю водила в эту квартиру заниматься музыкой с учительницей.

— Я не помню, Леночка. Столько всего потом случилось. Помню, что я почему-то считала ее испанкой. Она была полновата, волосы убирала вверх, да, и еще помню, на рояле лежала книга с волшебными картинками, и если я старалась, она после урока давала мне посмотреть.

Мама отодвинулась от компьютера и замолчала.

— И долго ты занималась с ней?

— Года два. Это было перед войной. Папу к тому времени уже арестовали, нам немного помогал дядя Боря, потом он потерял работу, и стало совсем нечем платить за уроки. Налей-ка мне лучше чаю.

Моя помощница набрала телефон музея и быстрой скороговоркой изложила взявшей трубку сотруднице нашу историю.

— Это была сама Любовь Дмитриевна Менделеева. Она довольно долго жила в этой квартире после смерти Блока. Она действительно зарабатывала уроками и не только музыки. К ней прибегали девочки из балетного училища, и она преподавала им хорошие манеры. А ваша мама, — робко спросила музейная сотрудница, — она не могла бы как-нибудь зайти к нам? Мы стараемся собирать все свидетельства.

— А музыке я тебя так и не выучила, — вздохнула мама, — и сама не выучилась…

По лестнице над сумрачным двором
Мелькала тень, и лампа чуть светила.
Вдруг открывалась дверь, звеня стеклом,
Свет выбегал, и снова тьма бродила.

там в улице стоял какой то дом. 917689 39851. там в улице стоял какой то дом фото. там в улице стоял какой то дом-917689 39851. картинка там в улице стоял какой то дом. картинка 917689 39851

Автор: Елена Зелинская.

Источник: интернет-журнал «Православие и мир», 7 августа 2012 года

Источник

Александр Блок — Там — в улице стоял какой-то дом

там в улице стоял какой то дом. blok. там в улице стоял какой то дом фото. там в улице стоял какой то дом-blok. картинка там в улице стоял какой то дом. картинка blok

Там — в улице стоял какой-то дом,
И лестница крутая в тьму водила.
Там открывалась дверь, звеня стеклом,
№ 4 Свет выбегал, — и снова тьма бродила.

Там в сумерках белел дверной навес
Под вывеской «Цветы», прикреплен болтом.
Там гул шагов терялся и исчез
№ 8 На лестнице — при свете лампы жолтом.

Там наверху окно смотрело вниз,
Завешанное неподвижной шторой,
И, словно лоб наморщенный, карниз
№ 12 Гримасу придавал стене — и взоры.

Там, в сумерках, дрожал в окошках свет,
И было пенье, музыка и танцы.
А с улицы — ни слов, ни звуков нет, —
№ 16 И только стекол выступали глянцы.

По лестнице над сумрачным двором
Мелькала тень, и лампа чуть светила.
Вдруг открывалась дверь, звеня стеклом,
№ 20 Свет выбегал, и снова тьма бродила.

Tam — v ulitse stoyal kakoy-to dom,
I lestnitsa krutaya v tmu vodila.
Tam otkryvalas dver, zvenya steklom,
Svet vybegal, — i snova tma brodila.

Tam v sumerkakh belel dvernoy naves
Pod vyveskoy «Tsvety», prikreplen boltom.
Tam gul shagov teryalsya i ischez
Na lestnitse — pri svete lampy zholtom.

Tam naverkhu okno smotrelo vniz,
Zaveshannoye nepodvizhnoy shtoroy,
I, slovno lob namorshchenny, karniz
Grimasu pridaval stene — i vzory.

Tam, v sumerkakh, drozhal v okoshkakh svet,
I bylo penye, muzyka i tantsy.
A s ulitsy — ni slov, ni zvukov net, —
I tolko stekol vystupali glyantsy.

Po lestnitse nad sumrachnym dvorom
Melkala ten, i lampa chut svetila.
Vdrug otkryvalas dver, zvenya steklom,
Svet vybegal, i snova tma brodila.

Nfv yfdth[e jryj cvjnhtkj dybp,
Pfdtifyyjt ytgjldb;yjq injhjq,
B, ckjdyj kj, yfvjhotyysq, rfhybp
Uhbvfce ghblfdfk cntyt — b dpjhs///

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *