теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход

Педразвитие

Автор: Марина Викторовна Педан
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: село Перегребное, Октябрьский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методологические и теоретические основы ФГОС ООО
Раздел: среднее образование

Методологические основы Федеральных Государственных Образова-

Системно – деятельностный подход – методологическая основа ФГОС.

Приоритетным направлением начального общего образования определено фор-

мирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значи-

тельной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной ре-

зультат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как

достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как

универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучае-

мых предметов. И в этом еще одна отличительная особенность новых стан-

дартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его

новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться)

и конкретной учебной цели (понимания того, что нужно выяснить, освоить);

• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостаю-

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно

п р и о б р е т ё н н ы е

• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как по-

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных за-

Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём

знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем

лучше, тем выше уровень его образованности. Но уровень образованности, осо-

бенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энцикло-

педичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности

определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе

имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с

предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на фор-

мирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных дей-

ствий. Потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной

жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникатив-

подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способно-

сти использовать полученные знания. Под ключевыми компетентностями при-

самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении акту-

альных для них проблем. Информационная компетентность – это готовность

учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, ис-

кать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Коммуникативная

компетентность – это навыки работы в парах, в группах различного состава,

умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с

соблюдением норм оформления текста; публичные выступления. Компетент-

ность разрешения проблемы– целеполагание и планирование деятельности,

действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности.

Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно – дея-

тельностный подход. Системно-деятельностный подход основывается на теоре-

тических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Элько-

нина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономер-

ности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельно-

сти учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного

развития детей и подростков. В настоящее время существует три различные

Щедровицкий, О.С. Анисимов). Деятельностный подход исходит из положения

о том, что психологические способности человека есть результат преобразова-

ния внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятель-

ность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное,

социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером орга-

низации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подхо-

де обосновано положение, согласно которому содержание образования проекти-

рует определенный тип мышления — эмпирический или теоретический. По

мнению авторов, именно содержание обучения позволяет «вести за собой» ум-

ственное развитие. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в

1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследо-

ваниях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ло-

мов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали

М.Н. Скаткин, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В.

Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход

является попыткой объединения этих подходов. Системно-деятельностный под-

ход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контек-

сте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны вла-

деть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного

усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что

универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие

широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и

мотивацию к обучению. В широком значении «универсальные учебные дей-

ствия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и актив-

ного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психо-

логическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность

действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социаль-

ную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвое-

нию новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Теоретико-

методологическая основой проектирования программы формирования УУД в

целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы

(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давы-

дов), интегрирующие достижения педагогической науки и практики (компе-

тентностной и зуновской парадигм образования). Метод обучения, при котором

ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе соб-

ственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным ме-

тодом. Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов вто-

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны

быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное дей-

ствие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышаю-

щие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресо-

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и

проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки

(происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, ис-

пользуя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, по-

ощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную пози-

цию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудни-

чества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – уче-

ник» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) Деятельностный под-

ход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте —

будь это система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или

любой современный учебно-методический комплект (УМК) традиционной си-

стемы: «Школа 2100», «Перспектива», «Начальная школа ХХI века», «Гармо-

ния», «Школа России» и другие. Во всех системах и учебно-методических

комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и

навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самострои-

тельство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не

только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности. Процесс

учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его

сознания и его личности в целом.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования. – М. «Просвещение», 2010 г.

2. Л.Г.Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и

структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М.,

3. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностно-

го метода обучения «Школа 2000…». Методическое пособие / Под редакцией

Л.Г.Петерсон – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010

Источник

Системно-деятельностный подход как теоретико-методологическая основа концепции ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. presentation bg. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход фото. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход-presentation bg. картинка теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. картинка presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

— Понятие «система» возникло в глубокой древности, долгое время оставаясь категорией теоретически неразработанной.

— Слово «systema» на греческом языке означает «составление», «составленными» из «частей», которые можно расчленить».

Описание слайда:

Системный подход — универсальный инструмент познавательной деятельности: как система может быть рассмотрено любое явление, хотя, разумеется, не всякий объект научного анализа в этом нуждается. Системный метод незаменим в познании и конструировании сложных динамических целостностей.

Системный подход имеет два аспекта: познавательный (описательный) и конструктивный (используемый при создании систем).

Описание слайда:
Описание слайда:

В мировой науке отношение к термину «деятельность» неоднозначное.
В английском языке слово «activity» означает любой вид практической или познавательной активности человека. Однако, как отмечал ещё А.Н.Леонтьев, не все проявления жизненной активности человека могут быть отнесены к деятельности. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности.

Описание слайда:
Описание слайда:

* Идея соединения системного и деятельностного подходов принадлежит в основном отечественным учёным и рассматривалась в работах философов марксистской школы.
* Проблемы деятельности разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах, прежде всего, в философии (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, П.В.Копнин, В.А.Лекторский, Э.Г.Юдин и др.) и психологии (А.Г.Асмолов, М.Я.Басов, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.).

Описание слайда:
Описание слайда:

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки таких, как
— Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов.
Деятельностный подход, который всегда был системным, разрабатывали
— М.Н. Скаткин, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи.
Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Описание слайда:

Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Описание слайда:

Системно-деятельностный подход
в психологии личности
системно-исторический план анализа позволяет выделить специфическое качество личности — индивидуальность
в системе биологического вида
homo sapiens человек выступает как индивид;
в системе общества человек становится носителем совокупности социальных качеств и выступает как личность;
Опираясь на имеющиеся исследования системного подхода, А.Г. Асмолов рассматривает человека в качестве элемента трех различных систем:

Описание слайда:

Индивидные качества входят в жизнь личности лишь через означивание.
Пример: на формирование личности влияет не сам по себе тот или иной органический дефект, а осознание себя инвалидом.

Процесс движения личности в системе общественных отношений осуществляется в деятельности и общении. Деятельностный подход позволяет, таким образом, конкретно воплотить принцип системности в психологии личности.

Стереотипное поведение личности поддерживает стабильность общества. Индивидуальный, вариативный тип поведения (не выходящий за рамки социальных норм), обеспечивает обществу возможность изменения в случае природных катаклизмов или социальных потрясений.

Индивид — это предпосылка для развития личности,
а личность задает предпосылки для возникновения индивидуальности.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

В соответствии с общепсихологической теорией деятельности в структуре УД выделяются:
* потребность;
* учебная задача;
* мотивы учебной деятельности;
* учебные действия и операции.
Структура учебной деятельности (УД)

Описание слайда:

Потребностью УД является стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области.

Описание слайда:

Работа учащихся по решению учебных задач осуществляется с помощью особых учебных заданий, требующих от учащихся в явном виде проведения исследования, анализа, самостоятельного изучения каких-то явлений, построения каких-то способов изучения или фиксации результатов в виде моделей этих явлений и способов их изучения. Работа учащихся над этими заданиями носит теоретический характер и вводит их, тем самым, в лабораторию научной мысли, помогает им приобрести опыт подлинно творческого мышления и в то же время приносит им радость познания, эмоциональное удовлетворение от преодоления всех трудностей, которые им встретились на пути выполнения этих заданий.

Описание слайда:

Мотивы учебной деятельности. В мотивах учебных действий конкретизируется потребность УД, когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом решения некоторого класса частных задач.

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, совершаются с помощью многих различных учебных операций. Для того чтобы учащиеся овладели способами выполнения учебных действий, необходимо сначала выполнять эти действия при полной развернутости всех операций, входящих в состав этого действия. При этом эти операции должны вначале выполняться либо материально с помощью каких-то предметов, либо материализовано с помощью их знаковых заменителей, изображений. Лишь постепенно, по мере отработки тех или иных операций, процесс выполнения действия свертывается и в конце концов выполняется сразу как единое действие.

Описание слайда:

Выделяют в структуре УД следующие учебные действия:
восприятие сообщений (слушание учителя или учеников, беседа учителя с учениками, чтение и усвоение текста учебника или другого источника информации);
наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее;
сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме;
предметно-практические действия;
устное или письменное изложение усвоенного материала;
языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы;
подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез;
выполнение различных задач и упражнений;
оценка качества действия, события, поведения.

Описание слайда:

— принятие учащимися или самостоятельная постановка ими учебной задачи;
— преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого общего отношения изучаемого предмета;
— моделирование выделенного отношения;
преобразование модели этого отношения для изучения его свойств «в чистом» виде;
— построение системы частных задач, решаемых общим способом;
— контроль за выполнением предыдущих действий;
— оценка усвоения общего способа как результата решения учебной задачи.

В состав учебных действий входят:

Описание слайда:

Такими учебными действиями являются:
— действие выявления проблемы (учебной цели) из поставленной учебной задачи;
— действие выявления общего способа разрешения проблемы на основе анализа общих отношений в изучаемом учебном материале, т.е. общего способа решения задач данного вида;
— действие моделирования общих отношений учебного материала и общих способов разрешения учебных проблем;
— действие конкретизации и обогащения частными проявлениями общих отношений и общих способов действия;
— действие контроля за ходом и результатами учебной деятельности;
— действие оценки соответствия хода и результата деятельности учащихся поставленной перед ними учебной задаче.

Учебные операции,
входящие в состав действия

Описание слайда:

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Описание слайда:

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Описание слайда:

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

Описание слайда:

5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Описание слайда:

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Описание слайда:

8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

Описание слайда:

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Конспект «Методологические основы преподавания учебного предмета в условиях внедрения ФГОС ОО»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методологические основы преподавания учебного предмета в условиях внедрения ФГОС ОО

Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)…6

Жизненный цикл и этапы реализации проекта……………………………..10

Ожидаемые результаты реализации проекта………………………………..11

Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта…..11

Список использованных документов и источников информации …………. 13

В соответствии с Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» вводится ФГОС ОО. Его цель: обеспечить высокое качество современного образования. ФГОС ОО имеет принципиально новую концептуальную, методологическую основу, систему требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ, а так же программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Всё это требует овладения современными компетенциями в области профессиональной деятельности педагога, повышения уровня его профессиональной подготовки, повышения квалификации.

ФГОС ОО: ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ.

ФГОС представляет собой систему трёх взаимосвязанных требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

ФГОС НОО утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, ФГОС ООО утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897. Данный документ регламентирует уклад школьной жизни.

ФГОС предусматривает создание условий для повышения качества российского образования, достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих готовность современной школы к удовлетворению образовательных потребностей личности, общества и государства.

Методологические основы стандарта изложены в «Фундаментальном ядре содержания общего образования» и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Фундаментальное ядро содержания общего образования определяет:

систему базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смыслу человеческой жизни;

систему основных понятий, относящихся к областям предметных знаний, представленных в средней школе;

систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.

2. Актуальность проекта.

ФГОС: структура и содержание

Отличием нового ФГОС от стандарта первого поколения является следующее:

Стандарт первого поколения содержал два компонента: требования к структуре основных образовательных программ и требования к обязательному уровню подготовки выпускников.

ФГОС ОО нового поколения включает три вида требований:

Требования к структуре образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и её объёму, а также к соотношению обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим….

Требования к результатам освоения образовательных программ.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст. 9 основные общеобразовательные программы:

определяют содержание образования;

направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ;

обеспечивают реализацию ФГОС с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

Таким образом, принципиальным отличием новых Стандартов является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

В Законе РФ «Об образовании» сказано: «Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина.
Приоритетной задачей образование становится развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно – деятельностный подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала. В итоге создаются благоприятные дидактические условия для развития у школьников системного мышления, формированию свободной личности.

В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир – человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Главный фактор развития — учебная деятельность. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Цель и задачи проекта.

Цель проекта: Разработка и внедрение алгоритма проектно-творческой деятельности обучающихся при интеграции учебной и внеурочной деятельности при формировании универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.

1. Изучение и систематизация формирования познавательных интересов и мотивов при проведении проектной работы;

2. Изучение и систематизация формирования УУД у обучающихся при проведении проектной работы;

3. Разработка творческого проекта «Методологические основы преподавания учебного предмета в условиях внедрения ФГОС ОО»;

4. Подборка материала и разработка технологических карт уроков и внеклассных мероприятий;

5. Проведение игры «Юные физики»;

6. Проведение урока с применением компьютерных технологий: «Растения и животные разных материков».

7. Проведение уроков с применением компьютерных технологий: « Свойства полезных ископаемых », « Бактерии, их значение ».

7. Оценка эффективности работы обучающихся.

Целевая группа проекта: учащиеся 5-х классов МБОУ СОШ.

Объект исследования: мировоззрение обучающихся;

б. Предмет исследования: использование современных

Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Основная идея проекта: Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей и устной речи обучающихся; формирование экологической культуры, сформировать УУД у учащихся, сформировать потребности в самостоятельном изучении школьного и дополнительного материала, развитие культуры коллективной и групповой работы.

На современном этапе развития образования возникла необходимость обновления методов, средств и форм организации обучения. Последняя проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения объяснительно – иллюстративные и репродуктивные методы.

Современный дидактический принцип личностно – ориентированного обучения требует учета психофизиологических особенностей обучаемых, использования системно-деятельностного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая должна обеспечить достижение четко спланированных результатов обучения.

Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, которое имеет четко заданный результат.

Технологическая цепочка взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся выстраивается в соответствии с целями предмета (отдельного курса, темы, урока) и должна гарантировать всем учащимся достижение и усвоение обязательного минимума содержания общего образования по предмету. При этом обязательная часть любой технологии обучения – диагностические процедуры, применение различных измерителей результатов обучения.

В дидактике выделяют основные группы технологий, одна из которых:

Одна из важнейших задач развивающего обучения – активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них умения самостоятельной работы. У школьников необходимо сформировать умения самостоятельно и критически мыслить, выработать навыки самообразования, пробудить в них желание проявлять творческую инициативу.

Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами явление, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активирующих действий, вопросов учащихся, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок становится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференциального и индивидуального подхода.

Знакомство с проблемным изложением, частично-поисковым и исследовательскими методами обучения и различение уровней усвоения знаний позволяет перейти к рассмотрению проблемного обучения – необходимого элемента современной схемы обучения. Проблемное обучение характеризуется прежде всего тем, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем. Необходимое условие проблемного обучения – создание проблемной ситуации. Последняя определяется в педагогической литературе, как состояние интеллектуального затруднения, явно или смутно осознанное субъектом, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов деятельности.

Возникновение проблемной ситуации означает, что в процессе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное. Если в ходе анализа проблемной ситуации человек осознает тот ее элемент, который вызвал затруднение и принимает его к решению на основе имеющихся у него знаний и умений, проблемная ситуация перерастает в проблему. Таким образом, проблема представляет собой проблемную ситуацию, осознанную и принятую субъектом к решению.

Табл. № 1 Этапы решения проблемы.

Прием учебной работы

1. Осознание проблемы,

Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе

Установление причинно следственных связей, нахождение разрыва в связях

2. Формирование гипотезы

Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа

3. Доказательство гипотезы

Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения

Обогащение ранее сформулированных причинно–следственных связей новым содержанием

Установление причинно-следственных связей

На 1 этапе необходимо выполнить следующие действия:

внимательно прочитать вопрос;

найти условие и требование вопроса;

определить, что дано в условии и что требуется найти;

вспомнить, что вы уже знаете об этом объекте или явлении;

какие причинно-следственные связи его объясняют;

сопоставить ранее полученные знания и новую информацию;

выяснить на основании такого сопоставления противоречие, скрытое в вопросе.

II этап. Необходимо высказать предположение о причинах возникновения явления или объекта, сформулировать гипотезу.

III этап. Надо поставить новый вопрос; исходя из предположений, высказываемых в гипотезе, ответить этот вопрос; по возможности проверить свой ответ.

IV этап. Необходимо выполнить следующие действия: ответить на вопросы: 1) какие новые знания вы получили? 2) что вы узнали нового о причинно-следственных связях, объясняющих это явление или объект?

V этап. Проверка правильности решения.

Примеры проблемных заданий.

1. Какие изменения возможны в той части литосферы, где происходит извержение вулкана? Как извержение вулкана влияет на воздушную оболочку, на воды суши?

2. Можно ли найти на земном шаре место, где нет природного комплекса? Объясните свой ответ (V класс).

3. Рассмотрите карты и установите, почему озеро Чад относится к пресным озерам (вода его чуть солоноватая), ведь оно лежит в бессточной области?

5. Площадь бассейна Атлантического океана, омывающего нашу страну, невелика. Чем объясняется значительное влияние их на климат России?

6. Крупнейший остров на земном шаре – Гренландия, что в переводе на русский язык означает « зеленая страна ».

Почему этот остров, более чем на 80% покрытый ледниками, так называется?

7. Как называется эта удивительная точка земного шара, где Полярная звезда стоит прямо над головой, где со всех сторон юг, нет деления времени на дни и ночи, где можно совершить кругосветное путешествие, повернувшись на 360º?

8. К окошку почтальона, где принимают телеграммы, рано утром 1 января подошел мужчина.

Ничего, успеет, пишите адрес: « Город Москва …»

Успеет ли телеграмма попасть к новому году в Москву, если известно, что приведенный выше разговор происходил где-то на Дальнем Востоке?

10. Из дневника путешественника.

» Новая Зеландия, 22 декабря. Летнее солнце нещадно печет…»

Правдоподобно ли это? Летнее солнце в декабре!

11. Можно ли самую высокую гору на Земле утопить в бездне самой глубокой океанической пучины?

12. Где на Земле может замерзать вода даже при положительной температуре?

Примеры создания проблемных ситуаций на уроках.

— Можно ли измерить высоту горы?- спрашивает учитель.

Учащиеся, не колеблясь, отвечают утвердительно.

Полагая, что для ответа на вопрос, полученных знаний достаточно, учащиеся предлагают измерить гору с помощью рулетки, нивелира, эклиметра, отсчета шагов, самолета. При вопросе: »как »- некоторые ученики начинают создавать различные картины, которые вызывают смех остальных. Например, идут альпинисты и тянут за собой рулетку (а на пути пропасти, ущелья), или совершают подъем по отвесной скале и ставят нивелир, или отсчитывают шаги и т. п. После неудачных попыток учащихся ответить на поставленный вопрос (преждевременная проблема) учитель говорит, что высоту любой горы измерить можно. А как это сделать – вы узнаете в дальнейшем.

Таким образом, используя метод проблемного обучения, я хотела бы разработать и внедрить в учебный процесс свой проект «Методологические основы преподавания учебного предмета в условиях внедрения ФГОС ОО».

5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: январь 2015г. – август 2015г.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный – выбор темы и планирование работы;

Аналитический – сбор материала;

Обобщения информации – структурирование проекта;

Представления полученных результатов работы над проектом – презентация.

Программа проектных мероприятий

Прохождение курсов повышения квалификации «Реализация межпредметных связей в процессе обучения предмету «Природоведение» в условиях внедрения ФГОС ОО»

Курсы повышения квалификации ФГАОУ ВПО КФУ

с 1. 12. 2014 г. по 19.12. 2014 г.

Обсуждение и утверждение проекта «Методологические основы преподавания учебного предмета в условиях внедрения ФГОС ОО»

Курсы повышения квалификации ФГАОУ ВПО КФУ

январь 2015г. – май 2015г.

Разработка творческого проекта «Методологические основы преподавания учебного предмета в условиях внедрения ФГОС ОО»

декабрь2014г. – январь 2015 г.

Подборка материала и разработка технологических карт уроков и внеклассных мероприятий

декабрь2014г. – январь 2015 г.

Преподаватели природоведения и биологии

Проведение урока в игровой форме «Юные физики»

Кабинет биологии и географии

Проведение урока с применением компьютерных технологий: «Растения и животные разных материков».

Кабинет биологии и географии

март – апрель 2015 г.

Проведение уроков с применением компьютерных технологий: «Свойства полезных ископаемых», «Бактерии, их значение».

Кабинет биологии и географии

март – апрель 2015 г.

Оценка эффективности работы обучающихся

6. Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Повышение качества знаний обучающихся в области природоведения, биологии и географии;

3. Формирование читательской культуры, потребности в самостоятельном изучении школьного и дополнительного материала;

4. Сформирование УУД у учащихся,

5. Развитие культуры коллективной и групповой работы;

6. Развитие творческого кругозора обучающихся.

6.1 Прогнозируемые социальные эффекты

Адаптация в средней школе

Взаимодействие «семья – школа»

7. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

Удовлетворительная реализация проекта, улучшение качества процесса усвоения материала по предмету в образовательном учреждении

Возникновение и развитие интереса учащихся к естественным наукам происходит под действием многочисленных факторов и разнообразных условий, влияние которых проявляется в процессе обучения.

Эмоциональный путь развития интереса школьников выдвигает на первый план условия сопряжения с переживаниями таких чувств, как любопытство, удивление, успех и так далее.

Экспериментальные данные подтверждают, что решающим фактором формирования и развития индивидуальных интересов являются характер и качество учебных занятий. Следовательно, появление глубокого интереса у учащихся к естественным наукам определяется качеством обучения, методами подготовки урока, то есть содержанием и познавательной деятельностью учащихся, входящих в их состав стимулов и условий. Исходя из этого, мы приходим к следующим выводам.

1. Формируя познавательный интерес в процессе обучения, учитель ведет целенаправленную деятельность по развитию умственных сил и мышления учащихся, привитию культуры умственного труда.

2. Задача развития мышления решается через усвоение учебного материала, через организацию познавательной деятельности, при которой обучаемые вовлекаются в основные мыслительные операции и выполняют учебные действия, способствующие формированию интеллектуальных умений.

3. Познавательный интерес – один из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание благоприятной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

Правильное методологическое преподавание содержания, выбор методов и приемов обучения – это область творчества учителя, стремящегося добиться мыслительной работы учащихся на уроке, обеспечивающей развитие познавательного интереса.

В ходе реализации данного проекта ожидаю:

активное вовлечение обучающихся во внеклассную работу,

бережное отношения к природе, формирование экологической культуры,

формирование УУД у учащихся,

формирование потребности в самостоятельном изучении школьного и дополнительного материала,

развитие культуры коллективной и групповой работы,

формирование коммуникативной компетенции.

Список использованных документов и источников информации.

Баринова И.И. Современный урок географии. – »Народное образование» Москва, 2012г.

Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – Москва, 2000г.

Вилькеев Д.И. Проблема развивающего обучения в педагогической психологии. – Журнал » Наука и школа » № 3-4, 1999г.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. – Москва, 1995г.

Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – Москва, 2001г.

Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. – » Пеленг », Томск, 1992г.

8. Дворникова Г.В. Развитие мировоззрения учащихся при изучении

9. Душина И.В. Методика и технология обучения географии. – Москва, 2002г.

10. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. – Москва, 1986г.

11. Душина И.В, Таможняя Е.А, Пятунин В.П. Методика и технология обучения географии в школе. – Учебное пособие. Москва, » Астрель», 2002г.

12. Журнал » География в школе»: 1999г, 2000г, 2001г.

13. Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии, биологии. – М.: Просвещение, 1986 г.

15. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников Издательство «Учитель» 2011 г.

16. Махмутов М.И, Ибрагимов Г.И, Чошанов М.А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. – Казань, 1993г.

18. Нагорный Б.А. Занимательные географические вопросы. – Москва, 1968г.

21. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – Москва, 1991г.

22. Панчешникова Л.М. Методика преподавания географии в средней школе. – Москва, 1997г.

24. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.–М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.- 528с.

25. Профильное и предпрофильное обучение в школе. Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2001г.

26. Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», который зарегистрирован в Минюсте России 7.06.2012.

27. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – Учебное пособие. » Народное образование », Москва, 1998г.

28. Сластенин В.А, Исаев И. Ф, Шиянов Е.Н. Педагогика. » Академия », Москва, 2002г.

29. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. Москва, 2000г.

30. Фридман Л. М; Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса:

31. CD – диск: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 5-9 класс».

32. Справочный информационный портал: http://www. gramota. r u;

33. Образовательный портал (учебные пособия): http://www. language. edu. r u;

34. Электронная библиотека: http://www. etextlib. ru

1. Проект урока по природоведению на основе применения системно – деятельностного метода обучения для учащихся 5 класса.

Тема урока: «Растения и животные разных материков»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: сформировать представления об особенностях растительного и животного мира разных материков.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Эстетическое отношение к живым объектам.

Знать особенности растительного и животного мира разных материков.

Работать с текстом и рисунками учебника.

Логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в виде таблицы.

Выделение особенностей растительного и животного мира.

Определение принадлежности объектов к определённой группе.

Овладение методами биологической науки.

Воспитывающие: воспитывать у учащихся эстетические чувства и бережное отношение к природе.

Развивающие: развивать у учащихся умения самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника.

Обучающие: научить учащихся оформлять результаты мыслительных операций в виде таблицы.

Личностные: формирование любви, бережного отношения к природе.

Коммуникативные: умение работать в группах, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничая друг с другом.

Регулятивные: развитие регуляции учебной деятельности.

Познавательные: умения давать определения понятиям, делать выводы, умения наблюдать, оформлять мыслительные операции в виде таблиц, рисунков.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Оборудование: географическая карта полушарий; таблицы из серии «Растительный мир материков», «Животный мир материков».

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

Создание условий для мотивирования на тему урока

Называют тему урока.

Эстетическое восприятие природы.

2. Актуализация знаний

Вспоминает изученный материал, который связан с формулировкой проблемы.

Оценка того, что усвоено.

на основе развития мотивации.

Мы продолжаем изучение растительного и животного мира. Сегодня на уроке рассмотрим, где обитают разнообразные представители. Изучим их особенности.

Создание проблемной ситуации.

Создает проблемную ситуацию – изучить разнообразие материков, их растительный и животный мир.

Вступает в диалог с учителем.

Постановка и решение проблемы.

Умение слушать учителя.

Сегодня на уроке познакомимся с новой темой и будем говорить о растительном и животном мире разных материков. Как вы думаете, растения и животные, обитающие на разных материках, одинаковы или нет? А вы знаете, где выращивают рис или где обитает панда? Как называется наш материк? Отличается наш растительный и животный мир от других материков?

4.Этап целеполагания – постановка практической частной познавательной задачи

Предоставляет конфликтный материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности.

Проявляет познавательную инициативу.

Кто такая большая панда и где она живёт? С какими представителями живой природы Африки вы знакомы?

Предоставляет материал, с которым работают учащиеся.

Работа в группах, обобщение материала в виде таблицы, рисунков.

Планирование, составление плана и последовательности действий.

Направлены на совместную работу, взаимопомощь при решении проблемы.

Работа учащихся в группах с текстом учебника и рисунками. Составление плана ответа и заполнение таблицы, отражающей растительный и животный мир разных материков.

Открытие нового знания

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Стимулирует учащихся к совместной деятельности.

Обсуждение в группе итогов работы и заполнение таблицы. Объявляют результаты своей деятельности. Осуществляют самопроверку и самооценку.

Элементы саморегуляции, как способности к мобилизации сил и энергии.

Постановка и поиск решения проблемы.

Нахождение нужной информации, и её применение на практике.

Умение слушать, совместная деятельность.

Умение вступать в диалог.

Создаёт условия для смены деятельности.

Коммуникативные: совместные действия.

Вариант физминутки Аист:

— Аист, Аист, длинноногий. Покажи домой дорогу.

Аист отвечает: — Топай правою ногой, Топай левою ногой.

Снова – правою ногой.

Снова – левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой.

Вот тогда придёшь домой.

8. Применение новых знаний

Предлагает задания на новый материал.

Выполняют задания с использованием нового материала.

Умение вступать в диалог.

Умение работать в парах.

Заполнение таблицы: «Жизнь на разных материках».

Наиболее
интересный
представитель
растительного мира

Особенности
его строения и жизнедеятельности

Наиболее
интересный
представитель
животного мира

Особенности
его строения и жизнедеятельности

Поля с данным растением полностью залиты
водой. Урожай
риса собирают
с лодок

Длина тела около полутора метров; мех густой и красиво окрашен; питается тонкими ростками бамбука

В стволе толщиной до 10 м баобаб запасает воду. Древесина мягкая, как губка, накапливает до 120 т воды

Рост до 6 м; замечает движущиеся предметы на расстоянии 1 км; кормится листьями деревьев

Высота более 100 м; до 10 м в поперечнике; живут несколько тысяч лет; шишки размером с большую дыню.

Черное тело с широкими белыми полосами; при опасности испускает отвратительный запах

Кувшинка Виктория регия

Великолепны ее цветки; листья 2 м в диаметре выдерживают груз до 72 кг

Бабочка серая агриппа

Размах крыльев до 30 см

До 3 м в высоту; носит своих детенышейв сумке на высоте

Приспособились к суровым условиям холодного материка

Летать не может; хорошо плавает и ныряет; питается рыбой

Предлагает вспомнить тему урока и ответить на вопросы, поставленные в начале урока.

Определить степень соответствия поставленной цели, результатов деятельности

Оценка и осознание качества и уровня усвоения.

Умение высказывать своё мнение .

10. Домашнее задание.

Изучить статью «Жизнь на разных материках».

Нарисовать типичных представителей растительного и животного мира разных материков.

Составление плана и последовательности действий.

Извлечение информации из текста и дополнительного материала .

Развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-эстетических отношений.

2. Проект урока природоведения.

Автор проекта: Акимова Н.В, МБОУ «СОШ №31», Новокузнецк, 2014 г.

Тема урока: Свойства полезных ископаемых.

— образовательная: создание условий для формирования способа изучения свойств полезных ископаемых;

-развивающая: развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства;

воспитательная: формирование коммуникативной культуры.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карта «Полезные ископаемые»; предметные картинки: «Добыча каменного угля», фломастеры,

исследовательская карта, карточки с условными знаками полезных ископаемых, приборы для опытов, индивидуальные таблицы для записи выводов по результатам опытов.

— Добрый день, ребята! Я рада вас видеть.

— Нас ждёт много интересной работы. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и новые открытия. Я желаю, чтоб на уроке вам сопутствовала удача, сопровождал успех, чтобы вы могли помочь друг другу и тогда у нас всё получится.

— Чтобы человеку построить дом, что необходимо иметь? (песок, цемент , известняк ) ;

Чтобы сделать машины, станки, необходимы ( медь, алюминий );

— Из чего делают трубы, рельсы? ( чугун, сталь)

Как мы назовём это одним словом? (полезные ископаемые)

— Почему их называют полезными ископаемыми? ( Полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь).

— Назовите из предложенных значков, обозначающих полезные ископаемые те, которые вы знаете, что добывают в нашем регионе? (теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. hello html m4536e3a3. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход фото. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход-hello html m4536e3a3. картинка теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. картинка hello html m4536e3a3,теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. hello html m3d5ca6b9. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход фото. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход-hello html m3d5ca6b9. картинка теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. картинка hello html m3d5ca6b9,теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. hello html m5ae4b2b. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход фото. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход-hello html m5ae4b2b. картинка теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. картинка hello html m5ae4b2b,теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. hello html 1906cbed. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход фото. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход-hello html 1906cbed. картинка теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. картинка hello html 1906cbed,теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. hello html m7d17f8f. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход фото. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход-hello html m7d17f8f. картинка теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. картинка hello html m7d17f8f,теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. hello html m89a883. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход фото. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход-hello html m89a883. картинка теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. картинка hello html m89a883,теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. hello html 7b04a3c7. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход фото. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход-hello html 7b04a3c7. картинка теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. картинка hello html 7b04a3c7,теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. hello html 59a92d86. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход фото. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход-hello html 59a92d86. картинка теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. картинка hello html 59a92d86,теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. hello html m71f52ed6. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход фото. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход-hello html m71f52ed6. картинка теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. картинка hello html m71f52ed6,теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. hello html 6b2c33a7. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход фото. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход-hello html 6b2c33a7. картинка теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. картинка hello html 6b2c33a7,теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. hello html 6b2c33a7. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход фото. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход-hello html 6b2c33a7. картинка теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. картинка hello html 6b2c33a7);

— Что вы о них знаете? (каменный уголь горит, дает человеку тепло, лекарства, пластмассу)

— Из железной руды (машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы) и т.д.;

— На какие группы делятся полезные ископаемые из тех, что мы назвали

твердые (различные руды, уголь, мрамор, гранит, соли);

жидкие (нефть, минеральные воды);

газовые (горючие газы, гелий, метан).

горючие (уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы);

рудные (руды горных пород, графит, асбест);

нерудные (неметаллические и негорючие полезные ископаемые: песок, гравий, глина, мел, известняк, различные соли. Отдельной группой стоят драгоценные и поделочные камни).

— Почему их разделили на такие группы? (от того, где они пригождаются);

— Значит, они обладают какими- то свойствами, которые человек знает и нуждается в них.

— Ребята! А вы бы хотели узнать: Как ищут горные породы? Как их добывают? Где и как человек использует горные породы и минералы? Как надо охранять полезные ископаемые?

— Ребята! Мы знаем, что каменный уголь является топливом, а только для этого его используют? А какими ещё свойствами он обладает? Знаете? А хотите узнать?

– Что нам предстоит сегодня узнать?

(Что находится в недрах Земли, о богатствах Земли).

— Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока

— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

— Прочитайте тему урока “Свойства полезных ископаемых”.

– Чтобы узнать, какие полезные ископаемые будем подробно рассматривать, необходимо собрать их названия из букв.

( На магнитной доске буквы в свободном порядке. Дети собирают из букв слова: каменный уголь, нефть, глина.)

– Теперь более конкретно предположите, о чем пойдет речь на урокекаменном угле, нефти, глине).

Полезные ископаемые – залегающие под землей природные вещества, свойства которых позволяют использовать их в хозяйственной деятельности человека.

— Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством.

– Назовите свойства известных вам полезных ископаемых.

3.3. Создание учебной ситуации.

– В жизни людей полезные ископаемые играют важную роль.

Каменный уголь называют «черным алмазом. Хотя если сравнивать уголь и алмазы, то, несмотря на то, что стоимость алмазов, по сравнению с углем очень высока, но все же пользы больше от каменного угля.

Если закончатся запасы алмазов, человечество сможет пережить данный кризис, поскольку есть много других драгоценных металлов и камней, которые смогут заменить алмазы. А альтернативы каменному углю на данный момент еще не найдено.

Какой проблемный вопрос встает перед нами?

(Почему каменный уголь играет большую роль в жизни человека?)

5.1. Работа в группах.

Вспомните правила работы в группе.

1) Умейте слышать и слушать.

2) Умейте спорить, но не ссориться.

3) Правильно распределяйте обязанности между членами группы.

4) Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности.

У каждой группы есть «Лист юных исследователей» для наших с вами записей.

— Прочитайте план работы и распределите обязанности в группе:

Изучить свойства каменного угля (1 группа), нефти (2 группа), глины (3 группа).

Найти информацию о применении.

— Сейчас каждая группа будет изучать свойства своего полезного ископаемого. Но для начала давайте вспомним о технике безопасности при работе с данным полезными ископаемыми: исследуемые предметы нельзя пробовать на язык, брать в рот. На стол расстелите сухие салфетки, а после работы вытрите руки влажными салфетками.

— У вас на столах лежит каменный уголь, пробирка с нефтью, глина.

— Рассмотрите, что еще вам предложено для работы? (Молоток, гвоздь, стаканы с водой, лупа)

Возьмите кусочек полезного ископаемого. Рассмотрите его с помощью лупы. Какого оно цвета? Понюхайте.

Постучите по нему молотком, прочертите гвоздём. Что происходит?

Опустите в стакан с водой. Что наблюдаете?

4. Результаты занесите в таблицу.

Название полезного ископаемого______________________________________

Твёрдое или жидкое __?_______ ______________________________________

Твёрдое или рыхлое (или пластичное)__________________________________

Тяжелее, легче воды _?______________________________________________

Другие свойства_? Какие?______________________________________ _____

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов) __________________________________________________________________

1 ГРУППА рассказывает свои наблюдения о каменном угле.

2 ГРУППА рассказывает свои наблюдения о нефти.

3 ГРУППА рассказывает свои наблюдения о глине.

6.1. Работа по учебнику.

— Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

— Для чего необходимо топливо?

— Какие виды топлива вы знаете?

— Как вы думаете, чем раньше отапливались дома?

— Почему сейчас не отапливают древесиной?

— Что заменило дрова?

— Что нового о полезных ископаемых вы сегодня узнали на уроке? основные свойства каменного угля: твёрдый, черный, блестящий, оставляет следы при надавливании, не имеет запаха, т яжелее воды.

— Какая у нас была цель? Достигли мы её?

— Сравните гипотезы и выводы. Какие гипотезы мы подтвердили?

— Что вам было интересно на уроке?

— Где вам было трудно?

— Пришлось ли вам удивиться сегодня на уроке? Чему удивились?

VIII. Домашнее задание (по выбору):

Выполнить задание «Подумай!» (учебник):

— Какие из известных вам полезных ископаемых пропущены в списке: гранит,

известняк, нефть, природный газ, поваренная соль?

2. Найдите ошибки в следующих утверждениях:

— большинство полезных ископаемых – жидкие;

— места, где хранят добытые полезные ископаемые, называют месторождениями.

3. Выполнить задания в рабочей тетради.

3. Игра «Юные физики».

Игра составлена для учащихся 5 классов, изучающих курс «Природоведение. Природа. Живая и неживая».

В данном курсе глава 2 посвящена первоначальным сведениям о строении вещества, т.е. представляет собой материал из области физики, поэтому игра названа «Юные физики». Пятиклассникам нравится называть и чувствовать себя учеными.

Тема: «Строение и свойства вещества».

Форма проведения: игра «Крестики-нолики».

Разделить класс на две команды, предварительно выбрав жюри.

Спроецировать через документ-камеру на экран поле для игры.

Жеребьевкой определить команду, которая сделает первый ход – выберет сектор для игры.

Задания выполняются двумя командами одновременно. Жюри проверяет правильность выполнения задания у команды, первой поднявшей руку. Если задание выполнено правильно, то сектор выигрывает эта команда – на это поле накладывается значок «крестик» или «нолик» в зависимости от названия выигравшей команды. Если в ответе первой команды есть ошибки, то дается возможность второй команде дать свой ответ. Сектор присваивается той команде, у которой допущенных ошибок меньше.

Команда, выигравшая очередной сектор, называет номер следующего игрового сектора, в котором она хотела бы сыграть. Целесообразно выбирать такой сектор, чтобы выстроить прямую (зачеркнуть горизонталь, вертикаль или диагональ со своими значками «х» или «о», как в игре «Крестики-нолики»)

Команда, которая зачеркнула свои знаки на поле, считается выигравшей. Если вычеркнуть символы на поле не удалось, то выигравшей считается та команда, чьих символов на поле больше.

Желательно, чтобы команды были приблизительно равны по силам, иначе игра может закончиться очень быстро.

теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. hello html 235587bf. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход фото. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход-hello html 235587bf. картинка теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. картинка hello html 235587bf

Сектор 2. Физические явления

теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. hello html m79542237. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход фото. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход-hello html m79542237. картинка теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. картинка hello html m79542237

Сектор 3. Вещества и смеси

теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. hello html m7960acc6. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход фото. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход-hello html m7960acc6. картинка теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. картинка hello html m7960acc6

Сектор 4. Пословицы о физических явлениях.

теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. hello html m4117c40f. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход фото. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход-hello html m4117c40f. картинка теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. картинка hello html m4117c40f

Сектор 5. Тело или вещество?

теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. hello html 73c16b0. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход фото. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход-hello html 73c16b0. картинка теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. картинка hello html 73c16b0

Сектор 6. Молекулы/атомы/элементы

теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. hello html m516c1739. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход фото. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход-hello html m516c1739. картинка теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. картинка hello html m516c1739

Сектор 7. Верно ли утверждение?

теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. hello html 478e16d. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход фото. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход-hello html 478e16d. картинка теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. картинка hello html 478e16d

Сектор 8. Кроссворд

теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. hello html 56b34e35. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход фото. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход-hello html 56b34e35. картинка теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. картинка hello html 56b34e35

Сектор 9. Твердые тела, жидкости, газы.

теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. hello html m4321c6c5. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход фото. теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход-hello html m4321c6c5. картинка теоретико методологическая основа разработки учебных программ по учебным предметам это какой подход. картинка hello html m4321c6c5

Сектор 1. Выберите из предложенных утверждений примеры диффузии.

При охлаждении вещества сжимаются.

Изменение размеров резиновой ленты при подвешивании груза.

Твердые тела сохраняют форму.

Таяние льда при нагревании.

Растворение сахара в чае.

Сложность в откручивании гаек с металлических болтов при их долгом контакте.

«Прилипание» свинцовых цилиндров друг к другу.

Сектор 2. Распределите физические явления в соответствующие колонки.

Шорох листвы, полет шмеля, журчание ручья, течение реки, восход Солнца, полярное сияние, работа электробритвы, горение свечи, соловьиная трель, высыхание белья, ориентирование стрелки компаса в пространстве, таяние снега.

Сектор 3. Разложить в два конверта «Вещества» и «Смеси».

Гранит, кислород, железная руда, молоко, нефть, золото, морская вода, сера, алюминий, воздух, чугун, медь.

Сектор 4. О каком физическом явлении, понятии, законе говориться в пословице?

Сектор 5. Заполнить таблицу тело/вещество и дополнить ее своими тремя примерами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *