термостат какой температуры ставить для зимы
Термостат 80 или 90? Мой взгляд на тайну человечества)
Начну с приветствия! Давно не было меня видно, да потому что ничего не происходит, ну за исключением того что мой термостат умер и скоро я куплю новый и поменяю.
Начнем значит свой рассказ из много буковок. Сразу оговорюсь это не призыв к действию, это лишь мои мысли в слух.
Термостат на моей калине 83 градуса это норма?
— начнём из далека, большенство автолюбителей и ярых владельцев ваза заявляют что это не норма, значится на 2108, 2112, да и других вазах температура мол 90 градусов и любое, мало мальское отклонение от этой нормы расценивается как тлен бытия, а различные доводы что это нормальная температура расцениваются как попытка заманить слушателя в гомосексуалльное рабство.
Купив субару форестер с проблемным fb20 двигателем, мы знали на что шли, данный тип моторов очень любит есть масло, но стоп, причём тут это?
— Ты ответь за термостат!
Щас щас мой нетерпиливый друг!
В данных авто нет температуры ож, зато есть температура масла! Данный показатель разрушает умы современных субароводов, лента драйва форестера в 80% состоит из пустых и не очень перепалок за масло и его температуру. В общем американские братья которые массого субарики возвращали жаловались на температуру масла за 115-120 градусов, при норме в от 90-105, мол за привышением данных значений масло активно начало превращаться в каку и вообще быстро дигродировало как и я сейчас)
Решинием американских товарищей, в исковой форме было предложено установкой системы охлаждения масла с привязкой к ож, либо установки маслокулька воздушного охлаждения с термостатом на двухлитровые моторы fb20. Но субару не признавали брак долгое время и умельцы пошли другим путем, что бы оставить гарантию они стали устанавливать холодный термостат на 85 градусов вместо 90 и о чудо температура масла в очень редких случаях стала подниматься более 105.
Опытным путем теми же субараводами было замечено что температура масла при исправных системах и на ходу не имеет температуру масла более 115 градусов в режиме трассы при 160 км|ч в течении часа.
А в городе температура двс при термостате 90 градусов поднималась не более 105.
При термостате 85 значиние масленных температур падало на 5-7 градусов.
Возьмём за гипотетическую константу что температура масла больше температуры ож ну скажем на 15 градусов. (опять же мотор у нас Инной и все-же).
Чем меньше температура ож летом тем меньше и температура масла, а значит и выше ресурс.
Что бы не быть плохим парнем чуток расжую на примере таблицы эбу что данный термостат вещь то не плохая…
В прошивке есть скажем одна таблица и вот она во всей красе.
Сверху температура ож, справа температура подкапотки.
Из логики эбу: при температуре ож в 90 градусов и выше, умноженное на температуру воздуха на впуске получаем снижение мощности, как следствие из банальных соображений повышенная нагрузка на двс и не большое увеличение расхода.
Вот вам доказательство огромной температуры на впуске при +21 в пробке.
Мне кажется авто ваз решил поднять жизнь двс, но вот с качеством самих термостатов подкачал.
Как итог: ниже 80 плохо, с 83 работает норм.
Мне зимой холодно машина не прогревается на таком термостате!
— Ну что я могу сказать друзья, на коротких расстояниях авто не прогреть, но все же расскажу о своём методе.
После окончания поездки, я переревожу стрелку в синюю зону, скажем проще, перекрываю печку, затем прогрева машину автозапуском около 10 минут, прихожу в авто и включаю печку и вентиляторы в двойку, дую на лобовое стекло, через пару минут у меня и тепло и все оттаяло.
Картонка перед радиатором решает?
Мнение о картонинге двояко, я ставилб картонку, но температура что с ней что без неё, иногда в пробке повышается, но блин за частную когда салон уже прогрет. Другой вопрос, что всякая кака не летит на радиатор и отсутвует необходимость по весне сжатым воздухом песок выдувать.
Надеюсь мои размышления помогли определиться вам. Для себя я определился что буду ставить лузаровский термостат на 85 градусов с пароотводящей трубкой, но об этом позже.
«Правильный» термостат. Утепляемся и стабилизируемся
В далеком 1999 в журнале «За рулем» появилась статья одного пытливого вазовода Сергея Никифорова. club2108.ru/tuning/mot_005.html — здесь она сверстана, по-моему, лучше, чем на сайте журнала. Если вкратце, в этой статье описывается причина и грамотное решение проблемы холодного двигателя, и как следствие — отопителя, «Самары». Суть в том, что конструкторы направили выходной патрубок радиатора отопителя во флейту помпы, то есть непосредственно в двигатель, а радиатор отопителя наряду с отоплением салона охлаждает протекающую по нему охлаждающую жидкость.
Посему выходит, что в холодное время года двигатель может работать при более низких температурах, чем ему положено. Температура в салоне в следствие этого также ниже. Из двигателя идет горячая ОЖ, и термостат начинает приоткрываться, впуская холодный тосол (антифриз) с внешнего круга. Это происходит без учета того, что к этому тосолу подмешивается еще и охлажденный тосол с радиатора отопителя.
В совокупности все это дает холодную печку и не до конца прогретый двигатель «Самары» зимой. В плохо прогревающемся двигателе приятного и полезного немного, равно как и в плохо греющем отопителе (если еще и заслонки не до конца открываются, то Самара оправдывает свое звание холодильника, но это другая тема, прошлогодняя — www.drive2.ru/cars/lada/2…/288230376151888900/#post).
Чтобы исправить работу охлаждающей/обогревающей системы, следует направить выходной поток с радиатора печки в термостат, во вторую камеру, чтобы точнее регулировать открытие внешнего круга.
Естественно, Самара второго поколения унаследовала не до конца продуманную конструкцию.
Не без труда был найден и куплен латунный термостат польского производства (именно латунный, потому что хорошо паяется), просверлено отверстие во второй секции, над байпасным отводом.
Ну а далее в это отверстие была впаяна отпиленная часть соединителя шлангов (продается в магазинах автозапчастей).
На фото первый пробный вариант, примерка. Далее все это прогрелось и запаялось большим мощным паяльником от газовой горелки. Вот в этот новый отвод подводим выходной патрубок печки, а отвод во флейте глушим (я глушил куском шланга с болтом).
Теперь горячий тосол непосредственно с двигателя смешивается с охлажденным тосолом с радиатора отопителя во второй камере термостата, и открытие термостата регулируется более точно и правильно.
—————————
Вариантов решения проблемы холодного двигателя и печки было много, но вариант Никифорова в моем понимании после некоторого осмысления остался наиболее предпочтительным.
+ не затрудняются потоки ОЖ по системе, не повышается давление в отдельных частях системы;
+ неслишком трудоемкая переделка патрубков (удлинить только один выходной от печки и заглушить его отверстие);
+ при заклинивании и отказе термостата всегда можно оперативно поставить штатный непеределанный, а патрубок печки вернуть на место;
+ расширительный бачок остается завязан на большой круг;
+ в теплое время система охлаждения работает в штатном режиме;
+ не только повышается температура в салоне, но и стабилизируется температурный режим двигателя, можно не думать об одеялах и картонках на радиатор.
Минусов в принципе не отмечено.
Можно было бы, как сделал vov09 www.drive2.ru/cars/lada/2…urnal/288230376152551366/, поставить десяточный цельный термостат, но наряду с плюсами есть и минусы перед переделанным девяточным термостатом:
— стоит дороже 🙂
— придется менять одну шпильку крепления на более длинную и многие имеющиеся патрубки подгонять по размеру, а также глушить ненужные отверстия;
— расширительный бачок завязывается на внутренний круг, стало быть теоретически должно увеличиваться время прогрева и уменьшаться время до срабатывания вентилятора охлаждения.
Был еще вариант с термостатом от Шеви-Нивы.
Но пришлось бы радикально переделывать и изгибать патрубки, а также глушить одно ненужное отверстие. Да и расширительный бачок опять-таки оказался бы на внутреннем кругу. Плюс к этому, на нивах термостат холоднее, начинает открываться уже при 82 градусах.
Увеличить температуру в салоне, можно, заузив байпасное отверстие ( VAZap : www.drive2.ru/cars/lada/2…/288230376152566215/#post, KyCb : www.drive2.ru/cars/lada/2…/288230376152590861/#post), но если вдуматься, то этот простой метод имеет некоторые недостатки:
— тосола через печку проходит действительно больше, тепла он отдает тоже больше, а возвращается он по-прежнему в двигатель, сильнее его остужая. Стало быть, в салоне теплее, а двигателю холоднее. Медленнее идет прогрев;
— проход через байпасное отверстие затруднен, значит и по внешнему кругу, через радиатор, тоже затруднен, а это при повышении температуры окружающей среды может привести к перегреву двигателя, особенно если перекрыть кран печки — радиатор печки перестанет охлаждать непроходящий уже через него тосол, тем временем возрастет давление в системе, могут образоваться течи, и возрастет нагрузка на помпу и соответственно на двигатель в целом, что еще сильнее может спровоцировать перегрев;
— даже если установить в этом месте кран, то придется за ним следить и периодически регулировать открытие, особенно при частых сменах климатических условий;
Установить краник целесообразно было бы, используя термостат, переделанный по схеме Никифорова, на место резинового перешейка, который соединяет две части термостата — где мужик хомут откручивает:
Таким образом открытие термостата будет регулироваться потоками с печки, а протеканию тосола с внешнего контура ничто не будет мешать при его открытии. Давление будет увеличено через радиатор отопителя до открытия термостата, а после его открытия распределится на радиатор отопителя и радиатор охлаждения. Только не стоит увлекаться и закрывать краник полностью — напора жидкости с патрубка печки может не хватить для того, чтобы полностью омывать термический элемент термостата, и тогда он может вовремя не открыться, а если при этом забыться и закрыть краник печки, то тосолу и вовсе будет некуда деваться, и тогда неизбежен перегрев и разгерметизация системы охлаждения. Катализатором к этому послужит еще и возросшая нагрузка на помпу.
Еще, как вариант, для достижения «тропиков» в салоне на патрубки печки можно установить электропомпу от какой-нибудь иномарки или от «Газели». Тепло в салоне будет опять же за счет количества проходящего через радиатор отопителя тосола, однако побочные негативные эффекты будут те же, что и в других случаях:
— в салоне тепло, двигателю холоднее;
— возрастает давление в системе отопления, могут быть течи, да и сами эти помпы часто текут;
Также к минусам можно отнести:
— нагрузка на генератор;
— относительная дороговизна и сложность установки.
Так что я рассудил, что правильнее, надежнее и безопаснее сделать «правильный» девяточный термостат по примеру Никифорова, получить много плюсов и ни одного минуса, чем чем-то жертвовать или рисковать. В перспективе, может быть, подберу еще краник на перешеек между секциями термостата (хорошо бы сделать с электронным управлением из салона :-)), хотя и сейчас в салоне стало значительно теплее и комфортнее, даже печка включена теперь непостоянно, на холостых греет горячим, а движок стал стабильно держать свои законные 90 градусов и перестал охлаждаться на ходу с работающей печкой. Хотя, конечно, основные испытания еще впереди, там, где сильные морозы.
P. S.: Надеюсь, рассуждения были кому-то интересны, буду рад выслушать критику и, возможно, внести коррективы 🙂
Сравнение термостатов 82 и 87 градусов на уаз патриот.
Здорова Всем товарищи уазоводы!
Хочу продемонстрировать эксперимент по работе термостатов 82 и 87 градусов. Термостат на 82 градуса — это родной термостат с конвейера, а на 87 градусов — от газели производства Группа ГАЗ. Также подходит для установки на уаз.
Предлагаю посмотреть два видео. Наглядно видна работа термостатов, моменты открытия и закрытия, а самое главное температура при которой это происходит.
Для тех кто любит почитать).
Фото термостата на 82 градуса — стандартный с конвейера.
Фото термостата на 87 градусов — от газели производства Группа ГАЗ.
При нагревании термостатов было выявлено:
1. Термостат на 82 градуса начинает открываться при температуре 82-83 градуса, полностью открыт при температуре 85-86 градусов. Закрываться начинает на 77 градусах, а полностью закрывается при температуре 74 градуса.
2. Термостат на 87 градусов начинает открываться при температуре 85 градусов, полностью открыт при температуре 88 градусов. Закрываться начинает на 84 градусах, а полностью закрывается при температуре 78 градусов.
Итог.
Температура, указанная на термостатах, — температура начала открытия, но закрывается термостат при намного меньшей температуре. Открытие и закрытие происходит плавно.
По опыту термостат на 82 градуса летом держит температуру ОЖ по приборке в пределах 82-84 градуса. Зимой в морозы 78-80. Термостат на 87 градусов летом держит температуру ОЖ в пределах 85 градусов. Зимой в морозы 82. Я бы сказал, что это термостат не на 87, а на 85 градусов.
В общем, чтобы понять как будет работать конкретный экземпляр термостата, который Вы хотите поставить. Нужно его сварить).
Букв сегодня не много, только факты. ЗДОРОВЬЯ ВАМ и Вашему железному коню!
ТЕРМОСТАТ ВЕСТА-2 85 — 88 — 92 КАКОЙ ВЫБРАТЬ?
-Битва мнений, по поводу температуры начала открытия термостатов, продолжается бесконечно-
Одним достаточно заводских параметров, а другие хотят по-горячее.
Решил покурить информацию на эту тематику, касаемо автомобилей ВАЗ.
Покурил и ПР 20-14
Документация по Весте лежит ТУТ.
С некоторых пор, производитель модернизировал систему охлаждения двигателей ВАЗ.
Теперь наш термостат имеет один, а не два клапана и управляет только потоком ОЖ через радиатор системы охлаждения.
Так выглядит схема работы контуров охлаждения.
Меня заинтересовала следующая инфа из ПР 20-14
1.7.3 При определении температуры начала открытия термостата на автомобиле описанным выше методом следует учесть особенность измерения температуры диагностическим прибором с использованием сигнала с датчика температуры ОЖ ЭСУД. Из-за инерционности этого датчика реальное значение температуры ОЖ, определенное специально установленной термопарой, при прогреве двигателя превышает температуру, определенную с датчика ОЖ ЭСУД, в среднем на 4 °С.
На рисунке 1 показан пример записи температуры ОЖ с двух источников: с датчика температуры ОЖ ЭСУД и со специально установленной термопары.
Кривая красного цвета (термопара) лежит выше кривой синего цвета (датчик ЭСУД) в среднем на 4 °С. Поэтому для получения реальной температуры начала открытия клапана термостата методом прогрева двигателя на автомобиле необходимо к максимальному значению температуры tmax1 (см. 1.7.2), измеренному диагностическим прибором, прибавить 4 °С. Получим значение температуры ОЖ tmax2, которое следует считать реальной измеренной температурой начала открытия клапана термостата.
И я решил проверить данные утверждения от АВТОВАЗовцев.
Вооружился мультиметром с термопарой
Провёл её приблизительную калибровку и ввёл поправку в минус 0,7 градуса (Электронный медицинский термометр показал под мышкой 36,3, а термопара 37)
Термопара введена в патрубок на выходе термостата в радиатор отопителя.
А дальше простые замеры и сравнение.
В моём случае, замеры АВТОВАЗовцев подтвердились.
Разница в температуре немного ниже 4 градусов, чем у ВАЗовцев, но имеет место быть.
Т.ч. учитывая, что термистор ДТОЖ находится внутри герметичного цилиндра, он обладает некой инерционностью, при изменении температуры ОЖ и его показания начала открытия клапана термостата отличаются от реальных в меньшую сторону на 3-4 градуса.
Вот такая нехитрая математика получается.
Имейте это ввиду при выборе термостата, чтобы не навредить.
Отдельно хочется заметить, что при внедрении термовставок сторонних термостатов, отличных по конструкции и характеристикам термоэлемента, и пружины от заводского BEHR/MAHLE ( с использованием заводской пружины и прижимной планки Веста ), мы не получим поддержание температуры ОЖ, выбитую на корпусе термовставки.
К примеру, если установить термоэлемент Motorad 88 C с пружиной и планкой Веста, то температура, поддерживаемая этой комбинацией, будет выше 88 градусов.
Это произойдёт, из-за изменения жёсткости пружины в большую сторону.
Пружина Веста, намного жёстче, чем родная пружина Motorad.
Кроме того, уменьшится и максимальное открытие клапана.
Как сообщил наш форумчанин из своей практики, открытие уменьшится, почти в 2 раза.
Если установить термоэлемент Motorad 88 C с пружиной Motorad и планкой Веста, то температура, поддерживаемая этой комбинацией, будет ниже 88 градусов.
Это произойдёт, из-за увеличения длины пружины в сжатом состоянии, относительно длины сжатой пружины в термостате Motorad.
Кроме того, при установке пружины от Motorad с прижимной планкой от Весты, пружина на планке не центруется.
В результате, давление пружины на тарелку будет распределяться неравномерно, что приведёт к работе вставки на излом.
*
*
И ещё одно правило, касающееся проверки термостата на негерметичность.
Многие, ощупывая патрубок от термостата к радиатору, замечают, что он теплеет и сразу бьют тревогу, по поводу Негерметичности термостата.
Имейте ввиду, что утечка через термостат, при давлении 0,7 Атм., допускается — не более 250 мл/мин.
Этого достаточно, чтобы отводящий патрубок сверху начал теплеть.
Т.ч., правильным будет — ощупывание верхней части радиатора, а ни патрубка.
В зимний холод всякий молод. Термостатим…
К данной теме про термостаты периодически возвращаюсь. Слежу за постами тут на драйве и за темами на шнивофоруме. Обычно проблема у всех — запчасти дрянь и термостат заклинило на малый или большой круг. За долгую историю владения сменил их наверное 3-4 штуки. За поломку никогда не считал — возни с заменой примерно час, без слива охлаждайки (вернее со сливом примерно литра).
В августе/сентябре столкнулся столкнулся с этим вопросом очередной раз — прошла летняя жара и заметил что машина не греется. Решил что все понятно и отправился в магазин. Купил термос от ладаимидж в синей коробке. Внутри оказался Прамо с настройкой на 80 градусов.
Старый, который я думал заклинило на большой круг, оказался точно такой же Прамо на 80 градусов.
Поменял и разочаровался. Машина совсем не греется. Вернее греется только до 80 градусов. На холостую в теплое время можно дождаться 84, но в основном 81. При езде по городу 80-81, в самые лютые пробки 85.
Пошел в магазин искать истину. А её там нет. Есть Прамо в коробке ЛадаИмижд на 80 градусов. Есть Прамо в коробке Прамо точно такой же. Ещё был пластиковый Лузар, тоже на 80 градусов.
Лузар пластиковый показался совсем страшным. Клапан продувался не напрягаясь. Продавец попробовал несколько штук и везде одинаково — клапан не закрыт полностью.
Прамо в коробке Прамо не продувался совсем. И выбор пал на него.
Решил дома покипятить как советуют. Бросил в воду термос и градусник. И стал ждать — на 46 градусах пошли первые капли. Ручьем потек уже на 80. На холодную воду реагирует адекватно — закрывается хорошо.
Так же проверил и старый — все тоже самое. Открывается/закрывается.
Решил искать дальше, так как нагреть не получается. И вот мне товарищ подкинул — говорить есть зимний термостат. Хз что это, но могу заказать. Так в каталоге отбивался. Заказали — 450 рублей. Для эксперимента нормально.
Раньше никогда не имел дело с такими з.ч.
Сравнивал и так и сяк, крутил, дул, варил заливал холодной и горячей водой по очередно и Прамо и Хофер. Продувка показала — хофер закрывается не плотно. Продувается не сильно, но всегда. Проварка сказала — открывается на 85, но до этого капает всегда.
По качеству изготовления претензий нет. На штуцерах есть насечки мелкие и покрашен. Больше разницу не увидел. Решил протестить на машине. Заменил неделю назад исправный на этот экспериментальный.
Ожидаемо потеплело. Температуру держит на 85, на холостых удавалось до 90 дождаться. При езде 85. в городе с пробками 87-88. В общем именно такой режим считаю комфортным, но что будет летом в жару пока не знаю. Не менять же зимний/летний термосы.
Задумывался и регулируемом — есть два донора рабочих, может стоит попробовать.
Попутно заменил ваговский бачек (который никогда не трескается). После 8 лет тоже по шву стал сопливиться. Купил вроде такой же — но штуцера немного в другую сторону и крепление(уши) шире оказались. Придется кронштейн другой ваять — пока на резинку штатную закрепил.
Пока заказывал термосы, бачки попалась на глаза крышка на незамерзайку. Моя давно не закручивалась. Может вообще никогда не закручивалась — просто надевал крышку и все. Новая оказалась удобной.
Она резиновая и при открытии получается воронка для меткости.
В закрытом состоянии не мешает ничему. Мне понравилось. На горлышко бачка подошла идеально.