В чем заключается основная причина экологического кризиса тест
Тестовая работа по теме » Экологические проблемы современности» 11 класс
Тест по теме «Экологические проблемы» Вариант 1
1.Усилению парникового эффекта в биосфере способствует …
а) появление озоновых дыр в атмосфере б) опустынивание земель
в) осушение болот г) развитие промышленности и транспорта
2. Каковы последствия расширения озоновых дыр?
а) повышение температуры воздуха, частое появление туманов
б) усиление ультрафиолетового излучения, вредного для здоровья
в) понижение температуры и повышение влажности воздуха
г) уменьшение прозрачности атмосферы и снижение интенсивности фотосинтеза
3. Где находится озоновый слой?
а) в гидросфере б) в стратосфере в) в тропосфере г) в биосфере
4. Что означает охрана природы?
а) комплекс работ, направленных на охрану окружающей среды от загрязнений
б) сохранение баланса экологических систем в) чистота окружающей среды
г) охрана биосферы и атмосферы от загрязнения
5. К парниковым газам относят: а) азот б) диоксид углерода в) кислород г) водород
1. Парниковый эффект на Земле является следствием повышения в атмосфере концентрации …
а) кислорода б) углекислого газа в) сернистого газа г) паров воды
2. К глобальным изменениям в биосфере может привести …
а) увеличение численности отдельных видов б) опустынивание территорий
в) выпадение обильных осадков г) смена одного сообщества другим
3. «Парниковый эффект» вызывает:
а) похолодание климата б) образование озоновых дыр
в) потепление климата г) кислотный дождь
4. Причиной глобального экологического кризиса в настоящую эпоху можно считать …
а) перевыпас скота на пастбищах б) вулканическую деятельность
в) сокращение биоразнообразия планеты г) разливы рек при половодье
5.Глобальные проблемы порождены деятельностью …
а) только развитых стран б) только развивающихся стран
в) всего человечества в целом г) только европейских стран
Тест по теме «Экологические проблемы»
1. Парниковый эффект на Земле является следствием повышения в атмосфере концентрации …
б) углекислого газа
2. К глобальным изменениям в биосфере может привести …
а) увеличение численности отдельных видов
б) опустынивание территорий
в) выпадение обильных осадков
г) смена одного сообщества другим
3. «Парниковый эффект» вызывает:
а) похолодание климата
б) образование озоновых дыр
в) потепление климата
4. Причиной глобального экологического кризиса в настоящую эпоху можно считать …
а) перевыпас скота на пастбищах
б) вулканическую деятельность
в) сокращение биоразнообразия планеты
г) разливы рек при половодье
5.Глобальные проблемы порождены деятельностью …
а) только развитых стран
б) только развивающихся стран
в) всего человечества в целом
г) только европейских стран
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-593307
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения РФ опубликовало методические рекомендации по проведению инклюзивных смен для детей с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям
Время чтения: 2 минуты
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест с ответами: “Экологический кризис”
1. Озоновый слой – необходимое условие существования биосферы, потому что слой озона:
а) препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей +
б) образуется в результате космических излучений
в) препятствует загрязнению атмосферы
2. Кто является рекордсменом по суммарному объему выброса вредных веществ в атмосферу:
а) ТЭЦ
б) автомобиль +
в) шахты
3. В чем суть парникового эффекта:
а) углекислый газ задерживает длинноволновое (тепловое) излучение Земли
б) углекислый газ пропускает коротковолновое солнечное излучение
в) углекислый газ пропускает солнечное излучение и задерживает излучение Земли +
4. Потери какого процента видов считается безопасной для существования конкретных экосистем:
а) не более 5 % +
б) не более 1 %
в) не более 30%
5. Выпадение кислотных дождей связано:
а) с увеличением количества озона в атмосфере
б) с повышением содержания углекислого газа в атмосфере
в) с выбросами в атмосферу диоксида серы и оксидов азота +
6. Леса вырубаются в настоящее время со скоростью:
а) 15 % в год
б) 5 % в год
в) 1 % в год
7. Ученые утверждают, что биосфера обладает способностью компенсировать антропогенные изменения, если потребление обществом продуктов биосферы не превышает 1 %. Этот предел:
а) не превышен
б) превышен в 100 раз
в) превышен в 10 раз +
8. Выберите правильное суждение:
а) применение фреонов в производстве и быту приводит к образованию озонных дыр +
б) биологическая продуктивность агроценоза выше, чем у любого естественного биоценоза
в) кислород и атмосферу поступает в основном в результате деятельности фитопланктона морей и океанов
9. Неизбежны ли экологические противоречия в системе «общество-природа»:
а) нет
б) в некоторые периоды времени – да, в некоторые – нет
в) да +
10. В чем заключается основная причина экологического кризиса:
а) в развитии науки
б) в возрастании темпов материального производства +
в) в появлении новых технологий
11. В чем заключается экологическая проблема человечества:
а) загрязнение окружающей среды +
б) уменьшение количества населения
в) недостаток продовольствия
12. Один из основных аспектов экологического кризиса:
а) уменьшение количества населения
б) уничтожение растений и животных
в) кризис перепроизводства
13. Один из основных аспектов экологического кризиса:
а) уничтожение лесов +
б) недостаток продовольствия
в) кризис перепроизводства
14. Один из основных аспектов экологического кризиса:
а) уменьшение численности населения
б) недостаток продовольствия
в) сокращение запаса полезных ископаемых +
15. Один из основных аспектов экологического кризиса:
а) загрязнение Мирового океана +
б) кризис перепроизводства
в) недостаток продовольствия
16. Чем опасна проблема уничтожения видов:
а) сокращением запасов пресной воды
б) оскудением генофонда планеты +
в) продовольственным кризисом
17. Одна из основных причин уничтожения лесов:
а) дефицит пресной воды
б) поедание животными
в) кислотные дожди +
18. Чем можно заменить природные ископаемые для получения энергии:
а) деревом
б) альтернативными источниками энергии +
в) сожжением мусора
19. За какой период времени добыта основная часть полезных ископаемых:
а) последние 100 лет
б) последние 200 лет
в) последние 15 лет +
20. К чему приведет усугубление экологического кризиса:
а) к переселению на Марс
б) к уничтожению человечества +
в) к вымиранию всех животных
21. Экологическая катастрофа вследствие загрязнения природной среды наступит:
а) раньше истощения запасов полезных ископаемых +
б) после истощения запасов угля
в) после истощения запасов природного газа
22. Основной причиной разрушения озонового слоя является использование:
а) криптона
б) фреона +
в) озона
23. Экологическую катастрофу возможно предотвратить, если действовать:
а) на локальном уровне
б) на региональном уровне
в) на всех уровнях одновременно +
24. Крупные экологические проблемы (парниковый эффект, нарушение озонового слоя, выпадение кислотных дождей) связаны с антропогенным загрязнением:
а) литосферы
б) атмосферы +
в) гидросферы
25. Напряженное состояние (конфликт) взаимоотношений между человечеством и природой является экологическим:
а) правонарушением
б) загрязнением
в) кризисом +
26. Основной причиной постепенного потепления климата является:
а) увеличение кислорода в воздухе
б) увеличение в атмосфере концентрации диоксида углерода (СО2) +
в) изменение естественного радиационного фона
27. «Парниковый эффект» вызван высокой концентрацией в атмосфере:
а) углекислого газа +
б) кислорода
в) угарного газа
28. Выпадение кислотных дождей приводит к:
а) увеличению урожайности сельскохозяйственных культур
б) увеличению рыбных запасов в водоемах
в) гибели лесных массивов +
29. Истощение озонового слоя приводит к:
а) увеличению потока ультрафиолетовых лучей +
б) к снижению рН почв
в) подкислению водоемов
30. Первый экологический кризис возник:
а) в результате сведения лесов
б) в связи истощением естественных запасов плодов +
в) в результате засоления почвы
Тест по теме Экологические проблемы (1 курс колледжа)
Тест по теме «Экологические проблемы»
1.Усилению парникового эффекта в биосфере способствует …
а) появление озоновых дыр в атмосфере
б) опустынивание земель
в) осушение болот
г) развитие промышленности и транспорта
2. Каковы последствия расширения озоновых дыр?
а) повышение температуры воздуха, частое появление туманов
б) усиление ультрафиолетового излучения, вредного для здоровья
в) понижение температуры и повышение влажности воздуха
г) уменьшение прозрачности атмосферы и снижение интенсивности фотосинтеза
3. Где находится озоновый слой?
4. Что означает охрана природы?
а) комплекс работ, направленных на охрану окружающей среды от загрязнений
б) сохранение баланса экологических систем
в) чистота окружающей среды
г) охрана биосферы и атмосферы от загрязнения
5. К парниковым газам относят:
б) диоксид углерода
Тест по теме «Экологические проблемы»
1. Парниковый эффект на Земле является следствием повышения в атмосфере концентрации …
б) углекислого газа
2. К глобальным изменениям в биосфере может привести …
а) увеличение численности отдельных видов
б) опустынивание территорий
в) выпадение обильных осадков
г) смена одного сообщества другим
3. «Парниковый эффект» вызывает:
а) похолодание климата
б) образование озоновых дыр
в) потепление климата
4. Причиной глобального экологического кризиса в настоящую эпоху можно считать …
а) перевыпас скота на пастбищах
б) вулканическую деятельность
в) сокращение биоразнообразия планеты
г) разливы рек при половодье
5.Глобальные проблемы порождены деятельностью …
а) только развитых стран
б) только развивающихся стран
в) всего человечества в целом
г) только европейских стран
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-064453
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения РФ опубликовало методические рекомендации по проведению инклюзивных смен для детей с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест с ответами Экологический кризис (Озоновый слой …)
Тест с ответами: “Экологический кризис” (Озоновый слой – необходимое условие …)
1. Озоновый слой – необходимое условие существования биосферы, потому что слой озона:
а) препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей +
б) образуется в результате космических излучений
в) препятствует загрязнению атмосферы
2. Кто является рекордсменом по суммарному объему выброса вредных веществ в атмосферу:
а) ТЭЦ
б) автомобиль +
в) шахты
3. В чем суть парникового эффекта:
а) углекислый газ задерживает длинноволновое (тепловое) излучение Земли
б) углекислый газ пропускает коротковолновое солнечное излучение
в) углекислый газ пропускает солнечное излучение и задерживает излучение Земли +
4. Потери какого процента видов считается безопасной для существования конкретных экосистем:
а) не более 5 % +
б) не более 1 %
в) не более 30%
5. Выпадение кислотных дождей связано:
а) с увеличением количества озона в атмосфере
б) с повышением содержания углекислого газа в атмосфере
в) с выбросами в атмосферу диоксида серы и оксидов азота +
6. Леса вырубаются в настоящее время со скоростью:
а) 15 % в год
б) 5 % в год
в) 1 % в год
7. Ученые утверждают, что биосфера обладает способностью компенсировать антропогенные изменения, если потребление обществом продуктов биосферы не превышает 1 %. Этот предел:
а) не превышен
б) превышен в 100 раз
в) превышен в 10 раз +
8. Выберите правильное суждение:
а) применение фреонов в производстве и быту приводит к образованию озонных дыр +
б) биологическая продуктивность агроценоза выше, чем у любого естественного биоценоза
в) кислород и атмосферу поступает в основном в результате деятельности фитопланктона морей и океанов
9. Неизбежны ли экологические противоречия в системе «общество-природа»:
а) нет
б) в некоторые периоды времени – да, в некоторые – нет
в) да +
10. В чем заключается основная причина экологического кризиса:
а) в развитии науки
б) в возрастании темпов материального производства +
в) в появлении новых технологий
11. В чем заключается экологическая проблема человечества:
а) загрязнение окружающей среды +
б) уменьшение количества населения
в) недостаток продовольствия
12. Один из основных аспектов экологического кризиса:
а) уменьшение количества населения
б) уничтожение растений и животных
в) кризис перепроизводства
13. Один из основных аспектов экологического кризиса:
а) уничтожение лесов +
б) недостаток продовольствия
в) кризис перепроизводства
14. Один из основных аспектов экологического кризиса:
а) уменьшение численности населения
б) недостаток продовольствия
в) сокращение запаса полезных ископаемых +
15. Один из основных аспектов экологического кризиса:
а) загрязнение Мирового океана +
б) кризис перепроизводства
в) недостаток продовольствия
16. Чем опасна проблема уничтожения видов:
а) сокращением запасов пресной воды
б) оскудением генофонда планеты +
в) продовольственным кризисом
17. Одна из основных причин уничтожения лесов:
а) дефицит пресной воды
б) поедание животными
в) кислотные дожди +
18. Чем можно заменить природные ископаемые для получения энергии:
а) деревом
б) альтернативными источниками энергии +
в) сожжением мусора
19. За какой период времени добыта основная часть полезных ископаемых:
а) последние 100 лет
б) последние 200 лет
в) последние 15 лет +
20. К чему приведет усугубление экологического кризиса:
а) к переселению на Марс
б) к уничтожению человечества +
в) к вымиранию всех животных
21. Экологическая катастрофа вследствие загрязнения природной среды наступит:
а) раньше истощения запасов полезных ископаемых +
б) после истощения запасов угля
в) после истощения запасов природного газа
22. Основной причиной разрушения озонового слоя является использование:
а) криптона
б) фреона +
в) озона
23. Экологическую катастрофу возможно предотвратить, если действовать:
а) на локальном уровне
б) на региональном уровне
в) на всех уровнях одновременно +
24. Крупные экологические проблемы (парниковый эффект, нарушение озонового слоя, выпадение кислотных дождей) связаны с антропогенным загрязнением:
а) литосферы
б) атмосферы +
в) гидросферы
25. Напряженное состояние (конфликт) взаимоотношений между человечеством и природой является экологическим:
а) правонарушением
б) загрязнением
в) кризисом +
26. Основной причиной постепенного потепления климата является:
а) увеличение кислорода в воздухе
б) увеличение в атмосфере концентрации диоксида углерода (СО2) +
в) изменение естественного радиационного фона
27. «Парниковый эффект» вызван высокой концентрацией в атмосфере:
а) углекислого газа +
б) кислорода
в) угарного газа
28. Выпадение кислотных дождей приводит к:
а) увеличению урожайности сельскохозяйственных культур
б) увеличению рыбных запасов в водоемах
в) гибели лесных массивов +
29. Истощение озонового слоя приводит к:
а) увеличению потока ультрафиолетовых лучей +
б) к снижению рН почв
в) подкислению водоемов
30. Первый экологический кризис возник:
а) в результате сведения лесов
б) в связи истощением естественных запасов плодов +
в) в результате засоления почвы
Цель урока: выявить причины социально-экологических проблем современности и связанных с ними экологических кризисов, рассмотрев историю развития экологических связей человечества.
Обучающие: изучить основные этапы природопользования в истории человечества и их воздействие на биосферу; познакомить учащихся с основными экологическими проблемами.
Развивающие: показать зависимость всего живого от деятельности человека; систематизировать знания учащихся об антропогенном воздействии человека на природу и его последствиях;
развивать навыки поисковой работы в сети, создания общего учебного проекта в виде презентации, совершенствовать коммуникативные умения учащихся: культуру общения, самостоятельность мышления, ведения дискуссии; навыки самостоятельной работы с учебной и справочной литературой, способности синтезировать, анализировать информацию.
Воспитывающие: помочь осознать роль биологии в решении глобальных проблем современности; раскрыть необходимость рационального использования природы и её охраны.
Оборудование: статьи, фотографии из сети Интернет, иллюстрирующие хозяйственную деятельность человека; презентация в совместном доступе (приложение 1); персональные компьютеры, экран, проектор.
Природа не признаёт шуток, она всегда правдива,
Всегда серьёзна, всегда строга, она всегда права;
Ошибки же и заблуждения исходят от людей.
Иоганн Вольфганг Гёте.
1 этап. Проверка знаний
1. Какие природные явления, свойственные биогеоценозу, отражены в цитате Эразма Дарвина в поэме «Храм природы»? (1802 г)
Охотнице-сове средь ночи тёмной
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька;
Светляк же – ночи светоч оживлённый,
Вползая вверх, цветок съедает сонный
( В данном отрывке описана цепь питания).
К этому выводу приходят учащиеся в ходе беседы.
2. А теперь постройте пищевые цепи из предложенных вам организмов в различных биогеоценозах. Для этого предлагается учащимся организовать рабочие группы, выйти на предложенные слайды презентации в общем доступе.
1-я группа – озерный биогеоценоз.
2-я группа – лесной бигеценоз.
3-я группа- горный биогеоценоз
Детритная: продукты жизнедеятельности мыши-бактерии
Пастбищная цепь питания: трава-пищуха-золотой орел
4-я группа- речной биогеоценоз
Проводим обсуждение результатов и коррекцию информации на общей презентации, учащиеся характеризуют три основные группы организмов, образующих экосистему, называют продуцентов и консументов в составленных цепях.
2 этап. Изучение нового материала
Мы рассмотрели с вами экологические (пищевые) связи в природе.
— А будет ли человек звеном этих цепей?
Примерный ответ. Да, так как он неотъемлемая часть живой природы.
-Интересно, отличаются ли экологические связи живых организмов от экологических связей с участием человека?
Примерный ответ – Да, но будут проблемы.
Краткий экскурс в историю человека от древних гоминид до человека разумного (Фронтальнная беседа).
1-нишу первобытных собирателей,
2-нишу первобытных охотников и рыболовов,
3-нишу скотоводов и земледельцев
4- нишу человека в эпоху великих географических открытий и первой промышленной революции,
5- нишу современного человека как биосоциального вида.
Подобрать соответствующий материал в сети Интернет, заполнить соответствующие слайды презентации, подготовиться к обсуждению.
1. 1. Ниша первобытных собирателей.
Сообщение ученика, формулирование выводов:
• в рационе первобытных собирателей преобладала растительная пиша с небольшой долей животной пиши;
• люди постоянно выполняли тяжелую работу по добыванию пиши и осваиванию больших кормовых территорий;
• добытая пиша лишь покрывала их энерге¬тические потребности.
Вывол: отрицательного воздействия на природу со стороны человека не оказывалось.
2. Ниша первобытных охотников и рыболовов.
• использование орудий охоты (охота группами, устройство загонных ям и загонных путей) позволило занять экологическую нишу хищников;
• начало использования огня привело к увеличению потребления животной пиши.
Вывод: наблюдалось первое отрицательное воздействие на природу — выжигание лесов для целей загонной охоты, затем для подсечно-огневого земледелия.
3. Ниша скотоводов и земледельцев.
Люди ведут сначала кочевой (кочевое скотоводство), затем оседлый образ жизни, что приводит к:
• уменьшению кормовых площадей, возникновению первых искусственных экосистем, примитивных агроценозов, где выращиваются растения, пригодные для возделывания;
• разведению животных, пригодных для одомашнивания;
• переходу от свойственного всем животным экологического способа добывания пиши к социальному способу — производству продовольствия;
• созданию постоянных поселений с необхо¬димым разделением труда;
• развитию социальных связей.
Вывод: перечисленные факты способствовали появлению устойчивой материальной культуры и привели к возникновению цивилизаций.
Сообщение об отрицательных воздействиях скотоводов и земледельцев на природу:
• на ограниченных территориях освоения человек не мог добывать нужное количество животной пиши (согласно правилу экологической пирамиды (энергии, биомассы, чисел), последующим звеном усваивается лишь 1/10 часть энергии предыдущего звена цепей питания; значит, если продукция скота по массе на порядок меньше его корма, то для получения хотя бы 1/10 продуктов питания в виде животной пиши, человек вынужден иметь биомассу скота, равную биомассе людей, а площади пастбищ — не меньше площадей пашни);
• потребление человеком большей части продукции агроценозов исключало возможность естественного восстановления биомассы растений и плодородия почв. Человек взял на себя функцию воспроизводства, ежегодно обрабатывая, удобряя и засевая поля; обеспечивая кормом и уходом домашних животных. Все это требова-ло дополнительных затрат энергии и освоения новых территорий.
— Какой же выход нашел человек?
-Применение машин и использование ископаемого топлива.
4- Ниша человека в эпоху великих географических открытий и первой промышленной революции.
Стремительно развивающиеся общество приводит к бурному развитию производственных сил. На данном этапе развития ощущается большая потребность в древесине. Она используется на разные цели: для обогрева, строительства и т.д. Массовые вырубки сокращают площади лесов, как следствие, идёт удорожание древесины. Уничтожение и нехватка растительных ресурсов привело к возникновению кризиса продуцентов, вследствие этого, промышленная революция, произошедшая 150 – 350 лет назад.
Происходит бурный рост и развитие промышленности, возникают сложные производственные циклы. Рост продукции, создаваемой человеком, и одновременно рост отходов производства столь стремителен, что редуценты не успевают отчищать биосферу от антропогенных загрязнений или вообще не могут этого сделать. Формируется кризис редуцентов. Наряду с этим, возросшее потребление минеральных ресурсов приводит к обеднению их запасов, в связи с чем, этот кризис также называется угрозой нехватки минеральных ресурсов. Данная ситуация разрешилась с помощью научно-технической революции 30-50 лет назад. Научная мысль привела к появлению ресурсоёмких и малоотходных технологий.
Через очень короткое время, почти одновременно, наступает ещё два экологических напряжения: термодинамическое (тепловое) и снижение устойчивости экосистем.
Человек переходит на более энергоёмкое топливо.
4. Ниша современного человека как биосоциального вида.
• экологическая емкость среды обитания современного человека существенно расширилась;
• пищевые связи усложнились, произошло удлинение и многократное увеличение
энергетических затрат на единицу конечной продукции;
• к возможности трудовой деятельности человека увеличились благодаря развитию науки и техники, и сейчас он использует не примитивные орудия труда, а сложнейшие механизмы (машины, ракеты, компьютеры);и информационные связи человечества существенно расширились; благодаря компьютерной технике человек способен воспринимать и накапливать информацию любой степени сложности, перерабатывать ее и адресовать не только современникам, но и будущим поколениям;
• человек — единственный вид на планете, способный использовать законсервированную солнечную энергию в виде органического топлива (уголь, нефть, газ), а также атомную энергию;
• все это стало возможным благодаря развитию социальных связей человека и теперь взаимосвязи человека с природой следует определять как социально-экологические, а самого человека — как биосоциальный вид.
Вывод: человек настолько сильно преобразил свою экологическую нишу, что ее уже трудно назвать естественной средой обитания человека.
— В какой же среде живет современный человек?
Рассказ ученика с использованием данных таблицы.
Природная среда — это
все факторы окружающей среды, обеспечивающие жизнедеятельность человека как живого организма: состав воздуха, пища, вода, атмосферное давление, земное притяжение, магнитные поля земли
Материальная среда— среда, созданная человеком или элементы преобразованной человеком среды
Квазиприродная среда— элементы среды, преобразованной человеком: изменения ландшафта
(искусственные экосистемы — агроценозы, парки, каналы,
дороги), состава флоры и фауны, климата, физико-химических свойств воздуха,
воды, почвы.
Техногенная среда- создание искусственных элементов, средств производства и потребления
Селитебная среда — среда жилищ и населенных пунктов.
Производственная среда — среда рабочих мест и производственных объектов. Иногда это целиком искусственная среда(подводные и космические аппараты)
— Получается, что мы среду своего обитания делаем все более и более искусственной. А как можно назвать экологическую нишу современного человека, где черты искусственной среды обитания проявляются наиболее ярко?
Город — искусственная экологическая ниша современного человека.
Город! Урбанизация — это процесс увеличения городов и городского образа жизни, процесс повышения роли городов в развитии общества. Более половины человечества живет в городах.
3 этап Закрепление
-Заполнение окон в таблице «Экологические кризисы и революции в истории цивилизации»)- работа в совместном доступе.
Кризис обеднения ресурсов, промысла и собирательства
Племена не могли обеспечить нормальные условия существования собирательством
Биотехническая революция — создаются примитивные орудия труда
Первый антропогенный экологический кризис (консу- ментов, перепромысла)
Переиспользование природных ресурсов в местах поселений людей
Сельскохозяйственная революция — переход к производящему хозяйству
Кризис примитивного поливного земледелия
Исчерпание ресурсов плодородия почв
Вторая сельскохозяйственная революция — широкое освоение неполивных земель
Второй антропогенный экологический кризис (продуцентов)
Исчерпание ресурсов древесины для топлива и строительства; достижение пределов продуктивности домашинного сельского хозяйства
Промышленная революция — развитие индустриальной цивилизации
Современный глобальный экологический кризис редуцентов (загрязнение) и угрозы нехватки минеральных ресурсов
Неспособность редуцентов справляться с современными промышленными материалами и другими антропогенными загрязнителями. Исключение этих материалов из естественных круговоротов веществ в виде промышленных и бытовых отходов. Переиспользование минеральных ресурсов
Научно-техничес- кая революция — оптимизация производств с использованием новых технологий, материалов, технического оборудования
Глобальный термодинамический (тепловой) кризис
Переиспользование исчерпаемых природных ресурсов (каменный уголь, нефть, газ, радиоизотопные руды).
Энергетическая революция — использование альтернативных видов энергии
Глобальный кризис надежности экологических систем
Сокращение биоразнообразия планеты, уменьшение площади естественных экосистем, снижение устойчивости биосферы
Революция экологического планирования — пересмотр взаимоотношений человечества и биосферы
Вывод: любой экологический кризис приводит к экологической революции, а та, в свою очередь, создает предпосылки для развития следуюшего экологического кризиса .
— В детстве я разобрала булильник, чтобы узнать, как он работает. Но когла я собрала его, у меня остались лишние летали, а булильник работать перестал. Наша современная Земля напоминает мне этот булиль ник. У природы мы забираем вещества, превращаем их в мусор — «лишние детали», и исключаем из природного круговорота. Скоро наш «будильник» — Земля перестанет работать. Есть ли надежда?
— работа со слайдом «Пути выхода из современного кризиса » Работа в совместном доступе. Результат выводится на экран.
Вывод: Творцом среды, в которой живет современный человек, является он сам, значит, есть надежда на то, что человек не допустит гибели своей цивилизации и всей планеты Земля.
4.этап Рефлексия. Проведение анкетирования с последующим самоанализом.
Тест – анкета «Природа. Человек. Общество».
1. Вы – редактор журнала об охране природы. Какое название вы дали бы журналу.
А) Человек и природа. Б) Природа и человек.
2. Что должно быть положено в основу природопользования.
А) Законы природы. Б) Законы общества. В) Человеческие потребности.
3. Почему нужно бережно относиться к природе.
А) Природа жива и её, как всё живое, надо любить и преклоняться перед ней.
Б) Возникающие экологические кризисы угрожают жизни человека
4. Согласны ли вы с мнением, что без успешного воздействия на природу невозможно дальнейшее развитие цивилизации.
5. В чём, по вашему мнению, заключается основная причина экологического кризиса.
А) В несовершенстве производственных технологий Б) В слабости экономике.
В) В нравственно – этических факторах (хищническое, потребительское отношение к природе).
5 этап. Домашнее задание Подготовить мини- реферат по одной из тем: