тринадцатый подвиг геракла какой жанр
Тринадцатый подвиг Геракла
Тринадцатый подвиг Геракла — рассказ, написанный Фазилем Искандером.
Краткое содержание
Полезное
Смотреть что такое «Тринадцатый подвиг Геракла» в других словарях:
Искандер Фазиль Абдулович — (р. 1929), русский писатель. Сатирические повести «Созвездие Козлотура» (1966), «Кролики и удавы» (1987), роман «Человек и его окрестности» (1993). В романе на автобиографической основе «Сандро из Чегема» (1973 88; полное издание 1989;… … Энциклопедический словарь
Искандер, Фазиль Абдулович — Фазиль Искандер Дата рождения: 6 марта … Википедия
13 (число) — У этого термина существуют и другие значения, см. 13 (значения). Запрос «Чёртова дюжина» перенаправляется сюда; см. также другие значения. 13 тринадцать 10 · 11 · 12 · 13 · 14 · 15 · 16 Факторизация: Простое Римская запись: XIII … Википедия
Лабух — Текст удалён из статьи из за подозрения в нарушении авторских прав Размещение текста, ранее находившегося на этой странице, возможно, нарушает авторские права. Ранее удалённый текст был опубликован в следующем источнике:… … Википедия
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович — (р. 1929) русский писатель. Сатирические повести Созвездие Козлотура (1966), Кролики и удавы (1987), Человек и его окрестности (1993). В романе на автобиографической основе Сандро из Чегема (1973 88; полное издание 1989; Государственная премия… … Большой Энциклопедический словарь
Искандер Фазиль Абдулович — (р. 6.3.1929, Сухуми), русский советский писатель. Окончил Литературный институт им. М. Горького (1954). Автор стихотворных сборников: «Горные тропы» (1957), «Зелёный дождь» (1960), «Молодость моря» (1964), «Зори земли» (1966) и др. Поэзия И.… … Большая советская энциклопедия
Искандер — Фазиль Абдулович (р. 6.3.1929, Сухуми), русский советский писатель. Окончил Литературный институт им. М. Горького (1954). Автор стихотворных сборников: «Горные тропы» (1957), «Зелёный дождь» (1960), «Молодость моря» (1964), «Зори земли»… … Большая советская энциклопедия
ИСКАНДЕР — Фазиль Абдулович (род. 1929), русский писатель. Сатирические повести Созвездие Козлоту ра (1966), Кролики и удавы (1987). В романе на автобиографической основе Сандро из Чегема (1973 88; полное издание 1989; Государственная премия СССР, 1989) из… … Русская история
Искандер — Фазиль Абдулович (р. 1929, Сухуми), русский прозаик. Ф. А. Искандер Отец из за своего иранского происхождения в 1938 г. был выслан из СССР. Будущий писатель рос в семье родственников по материнской (абхазской) линии. В 1947 г. поступил в… … Литературная энциклопедия
Литература. 6 класс
Конспект урока
Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Рассказ – основной жанр малой повествовательной прозы. По сравнению с более развёрнутыми повествовательными формами в рассказах немного действующих лиц и одна сюжетная линия.
Сюжет – это система событий в определённой последовательности.
Повесть – художественное повествовательное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньше по объёму.
Рассказчик – образ человека, от лица которого ведётся повествование в художественном произведении.
Эпитет – образное определение.
Фразеологизм – устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов
Градация – постепенное нарастание смысловой или эмоциональной значимости ряда выражений.
Сатира – высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни.
Юмор – изображением героев в смешном виде, доброжелательный смех.
Сарказм – язвительная насмешка, высшая степень иронии.
Комедия – драматическое произведение, в основе которого лежит юмор.
Трагедия – драматическое произведение, в основе которого лежит конфликт.
1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: Учеб. в 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 288
2. «Литература. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В. Я. Коровиной. 5-9 класс.» – М.: Просвещение, 2019
1. Энциклопедия литературных героев. – М.: Аграф, 1997, стр. 496
2. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл. Под ред. М. Б. Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995
3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет, 2009
4. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007
5. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009
6. Замышляева А. Н. «Литература. 6 класс: система уроков по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной» – Волгоград: Учитель, 2015
7. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе: 6 класс: к учебнику В. Я. Коровиной и др. «Литература. 6 кл.». ФГОС. – М.: «Экзамен», 2016
8. Московкина И. И. Диагностические работы. Литература. 6 класс. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2017
9. Черных О. Г. Практикум по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011
10. Челышева И. Л. «Литература. 6 класс: планы-конспекты уроков» – Ростов н/Д: Феникс, 2015
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
«Юмор делает серьёзное ещё более серьёзным…»
Фазиль Искандер на всю жизнь сохранил память о родных местах: высокие горы Абхазии, быстрые горные реки, морские просторы и особенный национальный колорит.
Герои его книг – в основном земляки автора, весёлые, жизнерадостные люди, хранящие верность и в дружбе, и в любви.
«Я – русский писатель, но певец Абхазии!» – говорил о себе писатель.
Первая его книга стихов «Горные тропы» была опубликована в 1957 году, первый рассказ «Первое дело» напечатан в журнале «Пионер» в 1956 году, а в 1964 году в журнале «Сельская молодёжь» вышел рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».
Фазиль Искандер является автором таких известных романов и повестей, как «Сандро из Чегема», «Морской скорпион», «Человек и его окрестности». Писатель создал цикл рассказов и повестей о Чике, которые складываются в отдельную книгу.
Многие его произведения были экранизированы, и фильмы с успехом прошли на экранах нашей страны.
Героями рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» являются самые обычные школьники.
Среди них и тихий троечник Адольф Комаров, который очень стесняется своего имени, и отличник Сахаров, и бесцеремонно списывающий Шурик Авдеенко, и сам рассказчик – бесстрашный «малярик».
И особняком в рассказе стоит образ строгого учителя математики Харлампия Диогеновича.
С первых строк мы погружаемся в обычную школьную жизнь, которая идёт своим чередом, несмотря на военное время.
Чтобы понять смысл названия рассказа, нужно вспомнить, кто такой Геракл, и какие подвиги он совершал.
Геракл – величайший герой древнегреческой мифологии, сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены, наделённый необычайной силой. Наиболее известен цикл о 12 подвигах Геракла.
Главный герой рассказа Фазиля Искандера, пятиклассник, не решил задачу, заданную на дом. Опасаясь двойки, мальчик решил схитрить: он пригласил врачей, которые направлялись в 5 А, в свой 5 Б, чтобы они сделали уколы. Он надеялся на то, что учитель не успеет спросить домашнее задание.
Можно ли назвать поступок главного героя, рассказчика, подвигом?
Что мы можем сказать об этом мальчике?
Его имя не называется на протяжении рассказа, так как он сам и есть рассказчик.
Каким он себя представляет?
Он чувствует себя настоящим героем, уверен, что совершает подвиг, спасая класс от неминуемых двоек.
«Не бойся, Шурик, – думал я, – ты ничего не знаешь, а я тебя уже спас».
Врачи сделали уколы и ушли. До конца урока осталось несколько минут. Учитель математики Харлампий Диогенович, конечно же, понял, почему в классе появились врачи, кто привёл их и зачем.
Он вызывает «героя» к доске. Внутреннее состояние мальчика сразу меняется: он постепенно начинает чувствовать опасность, страх и даже ужас происходящего.
Параллельно автор даёт нам возможность увидеть реакцию класса, который зорко следит за тем, как у доски мучается над решением задачи одноклассник.
Для передачи эмоций класса автор использует градацию.
Сначала класс сдерживал хихиканье, затем смеялся, потом уже хохотал.
Что же вызвало безудержный хохот класса?
Харлампий Диогенович рассказывает ребятам о подвигах Геракла, совершавшего их во имя справедливости.
Поступок же мальчика, решившего сорвать урок, он расценивает как тринадцатый подвиг, недостойный славы настоящего героя.
Смех одноклассников заставляет рассказчика понять, что его поступок, основанный на обмане и трусости, нельзя считать подвигом.
Какова же роль учителя в этом рассказе?
«. Был один математик в нашей школе, который отличался от всех других. Бывало, только входит наш Харлампий Диогенович в класс, сразу все затихают, и так до самого конца урока. Правда, иногда он нас заставлял смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем… Он властно и спокойно держал класс в руках», – так описывает его рассказчик.
В чём необычность его методов воспитания?
Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» лишь на первый взгляд кажется простым, он повествует о том, как мальчик пытался обмануть своего учителя, чтобы не получить двойку, но эта история имеет и глубокий философский смысл.
Главная идея – очистительная сила смеха, который помогает бороться с ложью, фальшью, обманом.
Теоретический материал для углубленного изучения
10 фактов о Фазиле Искандере:
• отец Фазиля Искандера был по происхождению наполовину абхазом, наполовину персом. Когда мальчику было 9 лет, его отца депортировали из СССР, и больше они никогда не встречались;
• известность пришла к Искандеру после выхода повести «Созвездие Козлотура»;
• жанр произведений Искандера определить трудно. Это скорее смесь жанров: эссе-диалог, повесть-притча, эпос и так далее;
• Искандер был оптимистом с прекрасным чувством юмора, поэтому практически ни одно его произведение не имеет трагического финала;
• сам писатель восхищался творчеством Пушкина, Тургенева и Бродского;
• за свои литературные заслуги писатель был удостоен четырёх орденов и такого же количества государственных премий (премии вручались и в советские годы, и в современной России);
• писатель так и не освоил компьютер и до последних дней писал на бумаге, при помощи печатной машинки;
• до самой смерти дополнял он новыми новеллами свой роман «Сандро из Чегема», героями которого стали множество его друзей и знакомых;
• Искандер рассказывал, что мог долгое время собирать впечатления и не записывать ни строчки, формируя будущее произведение у себя в голове. Когда замысел обретал форму, он садился за печатную машинку и не прекращал писать, пока не ставил последнюю точку;
• открытый в 1983 году астероид Iskander был назван в честь Фазиля Искандера.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Сортировка элементов по категориям
Работая над характеристикой героя, нужно сопоставить его поведение у доски с реакцией класса, определить эмоциональное состояние ученика, выявить, что вызывает смех у его одноклассников.
Необходимо заполнить предложенную таблицу примерами из текста.
Состояние главного героя
В воздухе запахло какой-то опасностью
Смотрел на меня и ждал
Захлопнулся маленький капканчик
Ждал, что я буду проваливаться
Сердце моё с размаху влепилось в спину
Хотел, чтобы я проваливался как можно медленнее и интереснее
Голос мой подымается прямо из живота
Задание основано на знании текста. Правильно заполненная таблица выглядит так:
В воздухе запахло какой-то опасностью
Смотрел на меня и ждал
Захлопнулся маленький капканчик
Ждал, что я буду проваливаться
Сердце моё с размаху влепилось в спину
Хотел, чтобы я проваливался как можно медленнее и интереснее
Голос мой подымается прямо из живота
Выбор элемента из выпадающего списка
Важную роль для определения авторской позиции играют выразительные средства языка. Нужно определить, какое средство выразительности используется в этом отрывке из рассказа: «…ученик готов провалиться сквозь пол».
Среди вариантов ответа надо найти правильный. Можно обратиться к тезаурусу, чтобы вспомнить значение каждого из понятий.
Верный ответ: «Фразеологизм».
Авторский вариант фразеологизма «провалиться сквозь пол» близок по значению к разговорному выражению «сквозь землю провалиться», что означает «иметь сильное желание исчезнуть, скрыться куда-либо от стыда, смущения».
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Искандер Фазиль “Тринадцатый подвиг Геракла” Читательский дневник, краткое содержание
Искандер Фазиль “Тринадцатый подвиг Геракла” Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Искандер Фазиль
Название: “Тринадцатый подвиг Геракла”
Жанр: рассказ
Тема произведения: учеба
Число страниц: 12
Главные герои и их характеристика:
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Герой рассказа не приготовил задачу и, чтобы не стать объектом насмешек, решил совершить подвиг. Он позвал врача делать уколы всему классу.
Сюжет — краткое содержание
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод, когда герой проявил смекалку и сообразил позвать врача делать уколы в их класс. Правда, герой не подумал о своих друзьях, и получилось, что он их подставил.
План произведения для пересказа
Главная мысль
Всегда лучше сделать все вовремя, чем бояться и изворачиваться.
Чему учит эта книга
Рассказ учит дисциплине, ответственности, упорству. Учит не сваливать свою вину на других. Учит отвечать за свои поступки. Учит не смеяться над другими.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Рассказ мне показался интересным, но вызывает огромный протест метод Харлампия Диогеновича. Этот учитель обладал, видимо, завышенным самомнением, а потому позволял себе смеяться над учениками. Конечно, герой рассказа поступил плохо, но косвенным виновником этого стал сам учитель, который так замордовал учеников, что те боялись отвечать больше, чем уколов.
Новые слова и выражения:
Байроновский дух – эпический стиль.
Круговая порука – когда каждый отвечает за каждого.
Тиф, малярия – опасные болезни.
Пословицы к произведению:
Не смейся чужой беде, своя на гряде.
Хорошо смеется тот, кто смеется последним.
Презрение к смерти рождает героя.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Каждый храбрец храбр по-своему.
Тринадцатый подвиг Геракла — Кратко содержание для читательского дневника
Краткое содержание — Тринадцатый подвиг Геракла — Фазиль Искандер
Автор, жанр, год издания, главные герои
Автор: Фазиль Искандер
Год написания: 1966
Главные герои: учитель математики, ученик 5-го класса
Краткое содержание рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» для читательского дневника покажет нетрадиционные способы воспитания, которые давали результаты быстрее и эффективнее любых традиционных.
Краткое содержание
Новый учитель математики не ругал и не наказывал проштрафившихся учеников, он их просто высмеивал.
Однажды главный герои не выучил домашнего задания и очень боялся насмешек со стороны учителя и одноклассников. Поэтому когда в школу пришли врачи делать прививки от тифа, он убедил их начать не с 5 «А» класса, а с 5 «Б», в котором сам учился. Врачи согласились, и в течение целого урока проводилась вакцинация.
После ухода докторов время до конца урока еще оставалось, и учитель вызвал «героя» к доске, где все и убедились в том, что мальчик не готов к уроку. Тогда учитель и рассказал о подвигах Геракла, которые он совершал из благородных побуждений. А наш ученик совершил свой «подвиг» из лени и трусости.
Главная мысль (вывод, мнение)
Этот урок оставил глубокий след в душе мальчика, он понял, что смехом учитель воспитывал их лучше, чем любыми нотациями и поучениями. Автор запомнил этот урок на всю жизнь и написал свой рассказ, чтобы на своем примере научить других.
Книга «Тринадцатый подвиг Геракла»
Год издания рассказа: 1964
Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» написан в 1964 году. Произведение входит в повесть «Школьный вальс, или Энергия стыда» и во многом является автобиографическим. Рассказ наряду со всей повестью занимает достойное место среди читателей и заслуженно включен в школьную программу.
Рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» краткое содержание
В начале рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» читать можем о том, что все учителя математики, с которыми был знаком рассказчик, не обладали особой аккуратностью и, несмотря на всю свою гениальность, были довольно таки слабохарактерными людьми. Но вот однажды в школе появился новый учитель. Звали его Харлампий Диогенович и по происхождению он, как и Пифагор, был греком. С первых же дней работы он смог завоевать авторитет у своих учеников. На его уроках в классе стояла такая тишина, что иногда директор заходил проверить, не сбежали ли дети с урока на стадион.
А на стадион ученики сбегали часто. Причиной был сторож дядя Вася, которого дети любили злить своим появлением. Руководство школы даже писало жалобу директору стадиона, чтобы его перенесли в какое-нибудь другое место, чтобы не мешать учебному процессу. Но жалоба не была услышана. Единственное, что предприняло руководство стадиона – это замена деревянного забора на каменный.
Часто ученики шли на стадион, прогуливая уроки пения. Но никакой сторож дядя Вася не мог заставить детей сбежать с урока математики. Уважение к учителю было настолько сильное, что как только Харлампий Диогенович заходил в класс, там воцарялась тишина, которая длилась до конца урока. Иногда учитель разбавлял атмосферу на уроке какой-нибудь остроумной шуткой.
Например, если ученик опоздал на урок на несколько секунд и в дверях столкнулся с Харлампием Диогеновичем, учитель не кричал и не сердился. Он уважительным жестом предлагал опоздавшему зайти в класс, как бы намекая на то, что пропускает вперед какую-то важную персону. И когда ученик неловко заходит в кабинет, преподаватель, оглашая, что же это за важная особа пожаловала, говорил что-то остроумное. Например:
Все дети начинали смеяться. Они понятия не имели, кто же такой этот Принц Уэльский, но точно знали, что опоздавший им не является.
Харлампий Диогенович был небольшого роста, всегда аккуратно одет и достаточно спокоен. Даже во время контрольных работ он не ходил по классу, а спокойно сидел за своим столом и что-то читал. И, несмотря на отсутствие контроля, ученики крайне редко списывали. Они знали, что такую работу учитель сразу же заметит и высмеет перед всем классом.
Главной особенностью Харлампия Диогеновича было умение выставить ученика смешным перед всеми. Он не кричал, не вызывал родителей в школу, не злился на тех, кто у кого плохие оценки или плохое поведение на уроке. Он выставлял их в смешном виде перед одноклассниками. И когда все начинали смеяться с такого ученика, ему становилось стыдно без лишних криков и нравоучений.
Тут прозвенел звонок и в класс вошел Харлампий Диогенович. Главный герой очень боялся, что учитель почувствует его волнение и вызовет его к доске. Он сел на свое место. Его соседом по парте был Адольф Комаров, который из-за войны стеснялся своего имени и просил всех называть его Аликом. Но дети все равно иногда дразнили его Гитлером.
Далее в рассказ Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» рассказывается о том, как Харлампий Диогенович начинает урок. В классе отсутствовал дежурный ученик и учитель ждал, пока староста вытрет доску и уже хотел начинать урок, когда в класс вошла медсестра. Она спросила, в этом ли кабинете находится 5-А класс. Харлампий Диогенович резко ответил им, что здесь сидит 5-Б. Он понимал, что медсестра хочет сделать прививки, но очень не хотел, чтобы сорвался урок. Медсестра и доктор вышли. Поскольку главный герой сидел недалеко от дверей, он спросил у учителя, может ли он быстро выйти и показать доктору, где 5-А класс. Тот отпустил ученика.
Мальчик радостно вышел из класса и побежал за докторами. Догнав женщин, он спросил, будут ли в его классе делать уколы. Ему ответили, что в 5-Б медработники придут на следующем уроке. Но ученик соврал, сказав, что как раз на следующем уроке весь их класс направляется в библиотеку. Тогда доктор и медсестра решили вернуться и сделать прививки ученикам 5-А класса. Мальчик обрадовался. Он с детства страдал от малярии, перенес много уколов и уже не боялся их.
Когда пришла пора делать укол Комарову, он шел к доктору, как на каторгу. Как только укол был сделан, мальчик внезапно побелел и потерял сознание. В классе все испугались. Доктор усадила Алика на стул, подсунула под нос мальчику флакончик, и он пришел в себя. На свое место мальчик возвращался уже уверенно и деловито, как будто и не умирал несколько минут назад.
Когда главному герою сделали укол, он даже и не почувствовал. Доктор похвалила мальчика за смелость и отправила на место. Еще позже всем ученикам были сделаны уколы, доктора попрощались и вышли из кабинета.
Далее в произведении «13 подвиг Геракла» читать можем о том, что Харлампий Диогенович попросил открыть окно, чтобы избавиться от запаха лекарств в классе. Он сел за стол, достал четки и стал перебирать одна за другой бусины из них. Ученики знали, что в такие моменты он рассказывает нечто очень интересное и поучительное.
Он начал свой рассказ с того, что согласно древнегреческой мифологии было совершенно двенадцать подвигов Геракла. Но вот сейчас появился человек, решивший совершить тринадцатый подвиг героя. Только во Геракл совершил все подвиги из храбрости, а этот молодой человек – из трусости. В рассказе Искандера подвиг Геракла, конечно, имел метафорическое значение, поскольку всем известно, что древнегреческий герой совершил всего двенадцать подвигов.
Позже я заметил, что почти все люди боятся показаться смешными. Особенно боятся показаться смешными женщины и поэты. Пожалуй, они слишком боятся и поэтому иногда выглядят смешными. Зато никто не может так ловко выставить человека смешным, как хороший поэт или хорошая женщина.
Класс начал смеяться. Все: и Сахаров, и Комаров, и Авдеенко не могли сдержать смех. С тех пор главный герой стал более ответственно относиться к домашнему заданию. Но долго он вспоминал эту ситуацию и учителя, который смог научить детей относиться к себе с чувством юмора, с легкой иронией. А для жизни это очень полезный навык.
Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» на сайте Топ книг
Рассказ Фазиля Искандера «13 подвиг Геракла» читать во многом популярно благодаря его наличию в школьной программе. Это обеспечило ему высокое место в списке лучших книг для детей. И скорее всего обеспечит высокое место рассказа и в наших последующих рейтингах лучших книг.