тургенев отцы и дети в каком классе проходят
Школьная программа по литературе, 5-11 класс: список произведений
Каждый год, отправляясь на долгожданные летние каникулы, школьники получают задание на лето, чтобы не забыть то, что учили весь год. Особое внимание при этом уделяется школьной программе по литературе на будущий год, но цель этого задания совсем другая. Школьная программа составлена таким образом, что на изучение литературного произведения отводится не так много времени, и школьникам будет очень сложно читать произведения по программе в течение учебного года. Именно для этого, на лето школьникам 5-11 классов выдают список литературы, которую им необходимо прочитать.
Литература, 5 класс: список произведений на лето
Школьная программа для пятиклассников подразумевает изучение различных жанров, как русской, так и зарубежной литературы. Сюда входят проза, пьесы сказок, поэзия. Чтобы школьнику легче было учиться в течение года и не испытывать чрезмерные нагрузки, которые могут привести к общему утомлению, ухудшению зрения, повышению внутричерепного давления и прочим заболеваниям.
Чтобы успеть за лето осилить весь список того, что задано по литературе, пятикласснику придется читать не меньше 7-10 страниц ежедневно. Это важно учитывать, если кому-то из школьников придется закапывать глаза для расширения зрачков и диагностики болезней глаз. Обычно эту процедуру врачи откладывают на лето, чтобы не вмешиваться с прохождением диагностики в учебный процесс. После процедуры школьник не сможет читать от 7 до 15 дней, поэтому этот факт нужно учитывать.
Самым большим по объему произведением для изучения в 5 классе является произведение Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Чтобы прочитать его, пятикласснику понадобится не меньше чем треть летних каникул. Вообще рекомендуется вначале читать объемные и сложные произведения, а коротенькие рассказы, басни и очерки оставлять «на закуску».
Список произведений по русской литературе для изучения в 5 классе выглядит так:
А вот список произведений для изучения в 5 классе по зарубежной литературе.
Литература, 6 класс: список произведений на лето
Учащиеся пятых классов постепенно осваивают чтение, как литературный вид искусства, а в шестом классе школьники совершенствуют полученные умения. Именно поэтому школьникам 6 классов в летнюю программу по литературе включают приключенческие произведения, фантастику, детективы и мистику. Кроме этого в школьной программе появляются исторические произведения, а также повести о сверстниках, живой и растительной природе. Словом, школьникам шестых классов предоставляется уникальная возможность получить общие представления о всех литературных жанрах.
Литературное чтение для школьников шостого класса не только повышает их технику чтения, но и позволяет формировать у них свое собственное отношение о прочитанном, осмысливать прочитанную литературу, как словесный вид искусства.
Список произведений по русской литературе для изучения в 6 классе выглядит следующим образом.
А вот список произведений для изучения в 6 классе по зарубежной литературе.
Литература, 7 класс: список произведений на лето
Литературное чтение для школьников этого возраста позволяет формировать у них личностное отношение о прочитанном, осмысливать литературу, как словесный вид искусства. Постепенно у школьников формируется понимание и осознание прочитанного, развивается читательская культура.
Помимо художественных произведений семиклассники начинают знакомится с критикой, читают биографии писателей и многое другое, новое для них, в программе появляются описательные тексты.
Седьмой класс в средней школе считается переходным для стершего звена. В 5-6 классе на уроках литературы школьники учатся больше разговаривать и активно тренируют разговорную устную речь. В старших классах основной упор уделяется чтению, а именно в 7-8 классах устная речь и литературное чтение имеют одинаковое значение. Кроме того, произведения становятся более сложными, требующими глубокого осмысления прочитанного.
Список произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 7 классе выглядит так.
Литература, 8 класс: список произведений на лето
Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.
Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.
Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.
Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.
Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.
Литература, 9 класс: список произведений на лето
В девятом классе наступает последний этап в освоении чтения и окончание периода литературного образования в концентрическом плане. Помимо художественных произведений школьники читают различные очерки русской литературы, включая исторические заметки и произведения, изучают биографические статьи русских и зарубежных писателей.
Какие же цели преследует учитель на уроках русской и зарубежной литературы в 9 классе? Прежде всего, он старается сформировать у учащихся эмоциональный и ценностный опыт изучения художественных произведений в литературе. Также учитель пытается добиться от школьников осознания эстетических ценностей художественных произведений, их роли в истории отечественной и мировой литературы.
Список художественных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 9 классе включает в себя следующие произведения.
Литература, 10 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение в 10 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников.
Список литературы на лето для 10 класса:
Литература, 11 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.
Список литературы на лето для 11 класса:
Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.
Урок литературы в 10 классе на тему»РОМАН И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ».».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок литературы в 10 классе.
Тема урока. РОМАН И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ».
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ 60- х ГОДОВ XIX Века
Цели : напомнить учащимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века.
I. Беседа с учащимися по вопроса м:
1. Каково значение журнала «Современник» для И. С. Тургенева?
2. В чем причина разрыва писателя с «Современником» и Н. А. Некрасовым?
3. Расскажите о русской общественной жизни 60-х годов XIX века.
(В 60-е годы XIX века началась новая эпоха русской жизни. Определились враждующие силы общества: консерваторы , защищающие старые порядки, либералы , выступающие за постепенные изменения в общественно-политической жизни России (сам Тургенев – сторонник постепенных реформистских преобразований в стране), и демократы , настроенные на немедленное разрушение старых и установление новых порядков (герой Тургенева – Базаров – относится к этим силам.)
И. С. Тургенев был свидетелем торжества революционеров-демократов над либералами. Он восхищался мужеством русских революционеров, но не верил в перспективы их деятельности, поэтому особенно остро ощущал недостатки и крайности революционного движения шестидесятников, получивших в романе «Отцы и дети» название «нигилизм». Нигилисты, по словам современного литературоведа Н. И. Пруцкого, действительно «готовы были отрицать прекрасное, искусство, эстетику… Нигилисты называли себя «ужасными реалистами», сторонниками беспощадного анализа, поклонниками точных наук, эксперимента».
Роман «Отцы и дети» – роман злободневный, во многом объясняющий жизнь русского общества. Тургенев «уловил и развернул» в романе основной конфликт кризисной эпохи – бескомпромиссную борьбу либералов с революционерами-демократами. В книге Тургенев размышляет о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. Эти вечные проблемы обрели емкую формулировку в заглавии романа «Отцы и дети» – это «универсальный охват действительности» во всей ее полноте: от прошлого через настоящее к будущему.)
II. Реализация индивидуального задания.
история написания романа
«Отцы и дети» создавались в тревожную эпоху. Роман был задуман в 1860 г. в Англии, во время летнего отдыха Тургенева. Продолжал работу над романом писатель в Париже. Но, судя по письмам к друзьям, дело продвигалось медленно. В мае 1861 года Тургенев приехал в Россию, в Спасское-Лутовиново. Под влиянием непосредственных впечатлений работа пошла успешно.
Роман «Отцы и дети» был завершен к августу 1861 года.
В период работы над книгой Тургенева постигли разочарования. Одним за другим следовали разрывы с людьми, которых он ценил.
После романа «Накануне» и статьи Н. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» Тургенев порвал с «Современником», с которым его связывало многое, он был его сотрудником в течение пятнадцати лет.
Затем возник конфликт с И. А. Гончаровым, что привело к разрыву отношений, вслед за этим (летом 1861 г.) произошла ссора с Л. Н. Толстым, чуть не закончившаяся дуэлью.
Рушилась вера Тургенева в силу дружеских чувств.
Роман «Отцы и дети» был напечатан в журнале «Русский вестник» в феврале 1862 года, посвящен В. Г. Белинскому, направлен «против дворянства как передового класса».
И. С. Тургенев: «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача (он умер незадолго до 1860 г.). В этом замечательном человеке воплотилось… то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно: я… напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало… Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду…»
О прототипах Тургенев писал: «Николай Петрович [Кирсанов] – это я, Огарев и тысячи других; Павел Петрович [Кирсанов] – Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники».
В характере Николая Петровича Тургенев запечатлел очень много автобиографического, отношение писателя к этому герою сочувственное.
У Павла Петровича Кирсанова оказались прототипы: Алексей Аркадьевич Столыпин, офицер, друг и родственник М. Ю. Лермонтова; братья Александр, Аркадий и Климентий Россет, гвардейские офицеры, близкие знакомые Пушкина.
III. Анализ содержания романа «Отцы и дети».
1. Когда происходят события? Прочитайте начало романа.
2. Кто приезжает вместе с Аркадием? (Николай Петрович Кирсанов ожидает приезда сына, но Аркадий приезжает вместе с Базаровым, демократом-разночинцем, героем новой эпохи.)
3. Анализ пейзажа (описан в 3-й главе романа), представшего глазам Аркадия и Базарова по дороге в Марьино.
Чтение со слов : «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»
4. Каково положение крестьян? Какие детали пейзажа об этом говорят?
5. Почему, на ваш взгляд, Тургенев избегает ярких эпитетов, рисующих жизнь природы? (Перед нами социальная функция пейзажа. Автор отбирает в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни крестьян. Нищета, бедность во всем. Пруды с «худыми плотинами», «деревеньки с низкими избенками», разоренные кладбища: задавленные нищетой живые забыли о мертвых… «Сердце Аркадия понемногу сжималось».)
6. Анализ второй части пейзажа (3-я глава). Чтение со слов: «А пока он размышлял, весна брала свое…» Какие чувства возникают после прочтения? (Писатель полон оптимизма. Пейзаж прекрасен! Жизнь природы захватывает. Нет ни одной детали, омрачающей настроение!)
7. На материале романа расскажите о взаимоотношениях крестьян и помещиков. («Лес… только я его продал», «…земля отходит к мужикам…», «…оброка не платят…», «размежевался с крестьянами…» Николай Петрович переводит крестьян с барщины на оброк, забирает себе хорошие земли, использует труд вольнонаемных рабочих, вырубает лес, который должен отойти к мужикам, делает все, чтобы защитить свои интересы. Крестьяне сопротивляются по-своему – отказываются от выполнения барских повинностей.)
8. Кто же будет осуществлять необходимые преобразования? (Конечно же, новые люди новой эпохи, такие как Базаров, разночинец по происхождению и убеждениям.)
1. Чтение романа (11–15-я главы).
2. Составить характеристику Н. П. Кирсанова.
3. Анализ поведения Е. Базарова в гостях. Его взаимоотношения с Аркадием и П. П. Кирсановым.
В помощь школьнику. 10 класс. И. С. Тургенев «Отцы и дети» (1862)
1-я неделя октября. В начале октября школьники проходят роман, который, по мнению современников Тургенева, должны были забыть уже через десять лет. Но время рассудило иначе
Текст: Ольга Разумихина *
Нынешнюю интеллигентную общественность хлебом не корми — дай поворчать, что люди перестали читать что-то длиннее постов в соцсетях. Однако даже сейчас литературные новинки (особенно если их автор — персона скандальная, наподобие Виктора Пелевина или Захара Прилепина) способны вызвать нешуточную шумиху: критики — далеко не всегда стереотипные книжные черви, среди них тоже встречаются люди весьма темпераментные. Взять хотя бы недавний скандал вокруг романа Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» и особенно вокруг его экранизации — или историю с публикацией произведения Дмитрия Быкова «Оправдание», которое получило следующий отзыв французского издателя: «Перевели мне рецензию на вас. Знаете, плохую книгу так ругать не будут. Я её беру».
Пятьдесят лет назад Иосиф Бродский на чём свет стоит ругал своих современников — Евтушенко и Вознесенского — и даже в одном шутливом стихотворении, посвящённому Александр Кушнеру, написал:
(Монтень, если что, — великий французский мыслитель эпохи Возрождения, а Вовси — выдающийся российский учёный, доктор медицинских наук.)
Однако строже всех был, пожалуй, Иван Бунин — автор рассказа «Господин из Сан-Франциско», который мы недавно читали. Нетерпимость Бунина к современникам была и остаётся легендарной. Так, Маяковского он называл «самым циничным и вредным слугой советского людоедства», Блока — «нестерпимо поэтичным поэтом, который дурачит публику галиматьёй», Набокова — «мошенником и словоблудом», а Горького — просто «чудовищным графоманом». Каково?
Заслуженно или не очень все вышеперечисленные авторы получали оплеухи от читающей общественности — тема для отдельного разговора; сегодня мы всё-таки изучаем роман «Отцы и дети». На него, как вы уже наверняка догадались, также вылили ведро критики, иногда откровенно необъективной. Итак: чем же Тургенев с Базаровым так не угодили читателю в далёком 1862-м?
Лекарский сын
Весна 1859 года. В отцовское имение Марьино приезжает двадцатитрёхлетний Аркадий — сын Николая Петровича Кирсанова. Сентиментальный, добродушный, душевно привязанный к родственникам, во многом наивный, Аркадий, хотя и закончил только что учёбу в университете и получил звание кандидата (по нашим меркам — бакалавра), не знает, чем хочет заниматься в жизни. На протяжении всего романа молодой человек, как ни странно, практически не вспоминает о студенческих годах, и читатель так и не понимает, чему он учился, кроме немецкого языка: очевидно, образование он получал «для галочки», как в своё время — его отец.
И жили бы Кирсановы (простодушный Николай Петрович и его родной брат Павел Петрович, в прошлом светский лев, который и в деревне наводит на себя лоск, «умывается душистым мылом и носит туго накрахмаленные воротнички») дальше тихо и спокойно, вот только Аркадий привозит с собой в гости нового приятеля — Евгения Базарова. Будучи почти полной противоположностью младшему Кирсанову, угрюмый и жёсткий Базаров прекрасно знает, чему бы хотел посвятить жизнь, а именно медицине, — и обладает набором чётких убеждений, которые не стесняется отстаивать. Будучи человеком податливым, Аркадий, сам того не замечая, копирует манеру поведения и речь нового друга, считает Базарова учителем и пытается во всём ему угодить. Не случайно за столом герои ведут вот такую беседу:
— Я не понимаю, как можно не признавать принсипов, правил! В силу чего же вы действуете?
— Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаем авторитетов, — вмешался Аркадий.
— Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, — промолвил Базаров.
— В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.
— Как? не только искусство, поэзию. но и. страшно вымолвить.
— Всё, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров.
— Однако позвольте, — заговорил Николай Петрович.
— Вы всё отрицаете, или, выражаясь точнее, вы всё разрушаете. Да ведь надобно же и строить.
— Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить.
По мнению Базарова, мораль XIX в. безнадёжна устарела — вместе с религией, культурой, политическими и социальными методами. Он признаёт, что эту устаревшую мораль нужно сменить новой, но какой она должна быть — не знает и сам. Базаров страдает от незавершённости своего мировоззрения: он, очевидно, чувствует, что в его жизненной философии есть слабые места, но не хочет признать этого. «Спасается» он тем, что ставит во главу угла естественные и точные науки: по мнению Базарова, «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», а «Рафаэль гроша медного не стоит». Однако даже его увлечённость наукой нисколько не напоминает поклонение; это следует из ещё одного диалога Базарова и Павла Петровича.
—Это вы все, стало быть, отвергаете? Положим. Значит, вы верите в одну науку?
— Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука — наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе.
И Аркадий вновь поддакивает, хотя понимает, что этим обижает и отца, и дядюшку. Потом он пойдёт к отцу и попробует мягко его «повоспитывать», отобрав книгу Пушкина и дав вместо неё брошюру Бюхнера «Материя и сила», а затем — к Базарову: уговаривать последнего, что его родные — замечательные люди и надо бы с ними помягче. Естественно, усидеть на двух стульях Аркадий не сможет, и чем ближе к развязке, тем легче будет младший Кирсанов отказываться от «новомодных» воззрений.
Базарову же придётся намного хуже, ведь возвращаться ему (как в прямом, так и в переносном смысле) некуда. Нет, у Базарова, конечно, есть родители, но их разделяет бездна непонимания — и это при том, что именно пример отца в своё время вдохновил Базарова и побудил пойти на медицинский факультет. Однако после университета Евгений вовсе не торопится домой: он сначала едет с Аркадием в город, где встречается с двумя «пародиями на нигилизм» — Ситниковым и Кукшиной, а затем просто разгуливает по болотам в поисках лягушек для опытов. Вернувшись же к отцу и матери, говорит увязавшемуся за ним Аркадию:
Уеду отсюда завтра. Скучно, работать хочется, а здесь нельзя. Отправляюсь опять к вам в деревню; я же там все свои препараты оставил. У вас по крайней мере запереться можно. А здесь отец мне всё твердит: «Мой кабинет к твоим услугам, никто тебе мешать не будет», а сам от меня ни на шаг. Да и совестно как-то от него запираться. Ну, и мать тоже. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней — и сказать ей нечего.
Базаров обречён на одиночество: отчасти потому, что он родился и вырос думающим человеком, жаждущим душевной близости с такими же искателями истины, а отчасти — потому что ни разу не усомнился в том, что его требовательность к окружающим справедлива. Может, иногда к людям стоило бы относиться с большей сердечностью — какими бы невеждами, по мнению героя, они ни были? И, может, чувственность всё-таки имеет право на существование? Базаров разобрался с этими вопросами раз и навсегда и больше ими не задаётся. По крайней мере, пока не знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой — женщиной настолько же незаурядной и, будем честны, такой же одинокой. Но, как водится, два сильных человека крайне редко составляют счастливую пару.
Нападки критиков
Не будем спойлерить концовку романа: характер главного героя «Отцов и детей» мы и так представляем достаточно ясно. Так что вернёмся к тому, с чего начинали, — к реакции критиков, которые отнесли к роману со всей строгостью. Некоторые из них считали, что Базаров — тип искусственно выведенный и таких людей на свете не существует, а значит, нечего о нём и читать; другие утверждали, что в лице Базарова Тургенев вывел все пороки образованной молодёжи 60-х, а значит, недостоин сочувствия (в похожих словах рассуждали за двадцать лет до этого о лермонтовском Печорине). По первому пути пошёл, например, критик А. М. Скабичевский, написавший в журнале «Отечественные записки» в 1868 г.:
Роман этот преимущественно философский. Он мало касается каких-либо общественных вопросов своего времени. Главная цель его поставить рядом философию отцов и философию детей и показать, что философия детей противна человеческой природе и потому не может быть применима в жизни. Задача романа, как вы видите, очень серьёзная. Но автор лишён всякой умственной подготовки к выполнению цели романа; он не только не имеет никакого понятия о системе новой положительной философии, но и о старых идеалистических системах имеет понятия самые поверхностные, ребяческие.
А кто-то, как, например, литератор Ю. Г. Жуковский, считал, что весь роман — это попытка Тургенева насолить критику Н. А. Добролюбову (да-да, тому самому, который написал статью «Луч света в тёмном царстве»: мы это проходили в прошлом месяце). Тургенев и Добролюбов трудились в одном журнале — в «Современнике»; либерально настроенный Тургенев не мог принять революционных идей, которые проповедовал его коллега, и в конце концов дал Н. А. Некрасову — главному редактору издания — понять, что в журнале должен остаться кто-то один. Некрасов предпочёл, чтобы это был Добролюбов. Разрыв видного писателя с коллегами не прошёл для читающей общественности незамеченным, и Ю. Г. Жуковский в статье «Итоги» (1865), которая — вот совпадение! — вышла в «Современнике», написал следующее:
Талант этого писателя [И. С. Тургенева] стал бледнеть перед теми требованиями, которые поставила в задачу романисту критика Добролюбова. Тургенев оказался бессилен учить общество тому, чему должна была научать это общество литература, по мнению Добролюбова. Г-н Тургенев стал терять понемногу свои лавры. Ему стало жаль этих лавров, и он, в отмщение критику, сочинил пасквиль на Добролюбова и, изобразив его в лице Базарова, назвал его нигилистом.
Д. И. Писарев в статье «Реалисты» (1865) попытался поумерить пыл воинствующих коллег, хотя тоже не обошёлся без выпада в сторону Тургенева:
Говорят, что реалисты непочтительны к своим родителям, — неправда! Они только разрознены с ними роковым влиянием общих исторических причин. Реалисты восстановляют детей против родителей — неправда! Они стараются сблизить старшее поколение с младшим. Реалисты не уважают женщин — неправда! Они уважают их гораздо сильнее, чем их уважали поэты и эстетики. Реалисты отрицают брак — и это неправда! Они хотят только, чтобы благосостояние отдельных семейств было в строгом согласии с великими интересами общества.
Не будем слишком строги к автору из-за пассажа «честный, хотя и отсталый»: в устах этого критика подобная фраза — почти комплимент. Тем более что дальше Писарев рассуждает так:
Если вы предложите мне вопрос: есть ли у нас в России замечательные поэты? — то я вам отвечу без всяких обиняков, что у нас их нет, никогда не было, никогда не могло быть — и, по всей вероятности, очень долго ещё не будет. У нас были или зародыши поэтов или пародии на поэта. Зародышами можно назвать Лермонтова, Гоголя, Полежаева, Крылова, Грибоедова; а к числу пародий я отношу Пушкина и Жуковского.
К счастью, Тургенев сумел выдержать многочисленные нападки критиков — и даже написал ответную статью («По поводу «Отцов и детей»», 1869), где указал на странную тенденцию:
У меня, по поводу «Отцов и Детей», составилась довольно любопытная коллекция писем и прочих документов. Сопоставление их не лишено некоторого интереса. В то время, как одни обвиняют меня в оскорблении молодого поколения, в отсталости, в мракобесии, извещают меня, что с «хохотом презрения сжигают мои фотографические карточки», — другие, напротив, с негодованием упрекают меня в низкопоклонстве перед самым этим молодым поколением. «Вы ползаете у ног Базарова!»
Впоследствии Иван Сергеевич написал множество прекрасных произведений, в том числе «Вешние воды» и «Новь». Они, конечно, тоже понравились далеко не всем критикам, но творчество — дело такое: всем не угодишь. Да и стоит ли пытаться?
Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.
Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.