у какого духового инструмента самый низкий звук
У какого духового инструмента самая низкая высота звука?
У какого инструмента самый низкий тон?
Какой член семейства латуни имеет самый низкий тон?
Труба является самым звучащим из семейства медных духовых. … Трубач может менять высоту звука, меняя положение губ на мундштуке или нажимая один или несколько клапанов. Когда он нажимает на клапаны, звучащая часть трубки удлиняется, и высота звука меняется.
Тромбон низкий или высокий?
Некоторые медные духовые инструменты, такие как тромбон, туба, эуфониум и альт-валторна, являются цельнотрубными и могут относительно легко воспроизводить основной тон каждой гармонической серии.
Какой инструмент самый редкий?
Какой инструмент самый громкий?
Согласно Книге рекордов Гиннеса, самым громким (и самым большим) инструментом в мире является Орган Boardwalk Hall Auditorium. Этот орган был построен Midmer-Losh Organ Company и расположен в главной аудитории Boardwalk Hall в Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси.
Какой самый старый духовой инструмент?
Считающийся самым старым из существующих медных духовых инструментов, труба была впервые создана примерно в 1500 г. до н.э. Не только она, но и труба также является самым высоким инструментом из семейства медных духовых.
Валторна выше трубы?
Может ли труба играть в любой тональности?
Любая труба, независимо от типа, может играть все 12 нот хроматической гаммы. Если вы можете выучить аппликатуры для гамм, вы можете сыграть любую пьесу в любой тональности на любом типе трубы. Однако при игре на одних тональностях аппликатуры на одном типе трубы намного проще, чем на других.
У какого инструмента самый высокий тон?
Будучи в два раза меньше стандартной флейты, пикколо играет самые высокие ноты из всех деревянных духовых инструментов; в оркестре один из флейтистов также будет играть на пикколо, если этот инструмент потребуется. Высокий звук пикколо также слышен в традиционном барабанном корпусе и в музыке марширующего оркестра.
Валторна ниже тромбона?
Валторны выше или ниже тромбонов? Как правило, немного выше, но вы будете удивлены тем, какова самая низкая высота валторны (при правильной игре). … Когда я пытаюсь сыграть ноту на своем валторне, она получается хриплой и воздушной.
Сколько нот в тромбоне?
Re: Сколько нот может играть тромбон? Если вы вносите свой вклад в типичное 10-летнее мастерство, тромбон может играть бесконечное количество нот в пределах своего диапазона, поскольку у него есть слайд, а не отдельные клавиши. Хороший игрок на тромбоне может получить гораздо больше отдельных нот, чем даже лучший саксофонист.
т у б а
самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент
• контейнер для жидких или вязких продуктов
• овальная впадина среди луга на речной пойме, обычно поросшая деревьями и кустарником и сообщающаяся с рекой небольшой лощиной
• река на юге Сибири, правый приток Енисея
• тонизирующий напиток из сока кокосовой пальмы у филиппинцев (этнографическое)
• самый басистый инструмент в оркестре
• какая река образуется слиянием рек Казыр и Амыл?
• медный духовой музыкальный инструмент
• духовой гигант среди музыкальных инструментов
• инструмент, поющий басом
• самый басистый инструмент
• емкость для красок
• духовой гигант в оркестре
• авторитет среди духовых труб
• самая большая труба (муз.)
• дудка для сильных духом и телом
• самая басовая труба
• труба, издающая басы
• большая музыкальная труба
• самая басистая труба в оркестре
• самая большая духовая труба
• труба, трубящая басом
• большая духовая труба
• большая труба в оркестре
• труба, «играющая» басом
• на ней играл Шеф из Колобков
• Медный духовой музыкальный инструмент самого низкого регистра
• Контейнер для жидких или вязких продуктов
• Самый низкий по звучанию духовой музыкальный инструмент
• Река в Сибири, правый приток Енисея
• Тонизирующий напиток из сока кокосовой пальмы у филиппинцев
• В мусульманской мифологии дерево, растущее в райском саду и осеняющее трон Аллаха
Духовые инструменты – деревянные, медные, электронные
Духовые инструменты – музыкальные инструменты, звук которых формируется при помощи колеблющегося воздушного потока, находящегося внутри корпуса.
Духовые являются одними из древнейших видов музыкальных инструментов. Можно предположить, что первые примитивные духовые изготавливались из полых трубок, например, из рога, либо из тростника. В «Повести временных лет», датируемой 1113 годом, уже были упоминания о таких инструментах на территории Древней Руси.
С течением времени духовые инструменты видоизменялись и совершенствовались, и на данный момент их можно разделить по источнику звукового колебания и по материалу изготовления. Интересно, что, несмотря на достаточно очевидную, на первый взгляд, терминологию, трактовка принадлежности инструмента к какой-либо из групп может варьироваться.
Мы решили рассказать, что к чему, ведь знание принципа разделения духовых инструментов на виды и группы поможет вам в выборе инструмента и не даст запутаться.
Духовые инструменты по источнику звукового колебания
Лабиальные духовые – инструменты, вибрации звука в которых возникают об острый край стенки корпуса. Все виды флейт, свистки и прочие дудочки относятся к этой категории.
Язычковые духовые – инструменты, звуковые колебания которых создаются от вибрации специального резонирующего язычка, находящегося в воздушном потоке. Саксофоны, фаготы, кларнеты – все духовые, имеющие трость, а также губные гармошки и органы можно отнести к этой категории.
Амбушюрные духовые формируют звук от вибраций губ музыканта, от положения языка и объема его ротовой полости. К таким инструментам относятся трубы, горны, тромбоны, валторны и тд.
Кроме того, инструменты можно классифицировать по материалу изготовления. Однако, здесь есть нюансы. Такая классификация сложилась исторически и является традиционной, но духовые изготавливаются не только из дерева и меди. Лучше считать это разделение условным, относящимся к способу звукоизвлечения и технике игры, нежели к материалу корпуса.
Деревянные духовые инструменты
Деревянные духовые – музыкальные инструменты, звук в которых генерируется вибрирующей внутри корпуса воздушной струей, а высота звучания регулируется посредством открытия и закрытия специальных клапанов.
Исторически сложилось так, что эти инструменты изготавливали из дерева. Яркий тому пример – флейта. Изготовленная из деревянной трубки, корпус флейты имеет отверстия, закрывая и открывая которые музыкант может регулировать высоту звучания.
Тем не менее, многие духовые, технически являющиеся деревянными, производятся из других материалов. Современные оркестровые флейты изготавливаются из пластика, алюминия и даже стекла, а саксофон, принцип работы которого относит его к деревянным духовым, вообще никогда не изготавливался из дерева.
Группа деревянных духовых инструментов
Гобой – деревянный духовой музыкальный инструмент, представляющий собой полую прямую трубку с множеством клапанов, звук которого генерируется в специальной дойной трости – деревянном язычке, вибрирующем в воздушном потоке. Этот певучий, слегка гнусавый и громкий инструмент внесен в книгу рекордов Гиннеса как самый сложный музыкальный инструмент. Гобой получил свой современный вид во второй половине XVIII века, в настоящее время широко используется в камерной и симфонической музыке.
Гобой традиционно изготавливают из твердых сортов дерева, чаще всего используя черное дерево, палисандр, бук, самшит или дикую вишню. Однако, есть свидетельства о создании гобоя из слоновой кости.
Этот инструмент имеет разновидности, самые известные из которых гобой д’амур, английский рожок и геккельфон.
Кларнет – духовой деревянный музыкальный инструмент в виде полой трубки с клапанами. Внешне похож на гобой, однако обладает одинарной тростью. Он был изобретен примерно в 1700 году в Нюрнберге, активно используется в камерной и оркестровой музыке, а также широко распространен среди джаз коллективов.
Конструкция кларнета постоянно дорабатывается, добавляется и оптимизируется достаточно сложный механизм клапанов.
Кларнет обладает широким диапазоном, имеет мягкое, теплое звучание и открывает для музыканта широкие границы для выразительной игры.
Фагот – Интересный на вид деревянный духовой инструмент, представляющий собой полую трубку с клапанами, чем-то напоминающую таковую у гобоя. Звук фагота зарождается в сдвоенной трости, которая крепится к основному корпусу при помощи металлической S-образной трубки.
Фагот имеет сдавленное, басовитое звучание, раскрывающееся на нижних и средних регистрах. Обогащенное обертонами звучание этого инструмента используется в симфонических и духовых оркестрах, а также сольно и в ансамблях.
Саксофон – один из самых известных деревянных духовых инструментов, придуманный в1842 году бельгийским конструктором музыкальных инструментов Адольфом Саксом. Широко применяемый как в оркестровой, так и в популярной музыке, его внешний вид и звучание стали ассоциироваться со всеми духовыми инструментами в принципе.
Технически являясь деревянным духовым, саксофон никогда не изготавливался из дерева. Обычно этот инструмент изготавливают из сплавов меди и цинка, латуни и пакфонга. Звук саксофона генерируется в трости, похожей на трость кларнета.
Старинные деревянные инструменты
Помимо основных деревянных инструментов, существуют старинные деревянные духовые, такие как блок-флейта, бомбарда, вистл, шалмей. Деревянный духовой инструмент у народов кавказа Баламан (либо балабан) является ярким примером старинных духовых. Балабан представляет собой полую прямую деревянную трубку с отверстиями, на одном конце которой установлен мундштук из камыша. По конструкции балабан очень похож на грузинский дудук, и имеет сходный кричащий тембр.
Высокий по звучанию деревянный духовой инструмент – конечно же флейта. Её чистое, тонкое, пронзительное звучание знакомо каждому человеку. Сегодня флейта является очень популярным инструментом для обучения детей в музыкальных школах.
Самый низкий инструмент группы деревянных духовых инструментов – фагот. Его густое, богатое обертонами звучание используют в различных оркестрах.
Медные духовые инструменты
По принципу работы медные духовые относятся к амбушюрным инструментам – в которых для создания и изменения звука активную роль играет положение губ музыканта и сила воздушного потока.
Медные духовые инструменты называются таковыми, потому что их первые представители изготавливались из меди, однако сегодня в производстве используют и латунь, и серебро, и дюраль.
Первые медные духовые представляли собой простые раструбы, без дополнительных механизмов для изменения тона инструмента. Такие медные назывались натуральными музыкальными инструментами, то есть издающие несколько звуков натурального звукоряда. К таким инструментам относятся горны, охотничьи рожки, фанфары, сигнальные рожки. В нашей стране самым известным представителем является пионерский горн.
С развитием технологий конструкция медных духовых все более усложнялась, и теперь, помимо натурального звукоряда, такие инструменты могут издавать широкий диапазон звуков.
Группа медных духовых инструментов делится на несколько типов:
Натуральные инструменты – простые медные трубы и горны, способные воспроизводить лишь натуральный звукоряд. Являются самыми примитивными духовыми в семействе. К ним относят рожки, горны, фанфары и тд.
Кулисные инструменты – медные духовые, звуковой диапазон которых расширяется путем удлинения воздушного потока с помощью выдвижной кулисы. Классический духовой инструмент с кулисой – тромбон.
Вентильные инструменты – разновидность медных духовых, в которых высота звука регулируется специальными вентилями, управляемыми музыкантом. Вентили открывают и закрывают путь воздуха к дополнительным патрубкам инструмента, тем самым повышая и понижая его тон. В настоящее время такой системой снабжены почти все современные медные духовые: саксгорны, валторны, трубы и тубы.
Клапанные инструменты – редкий подтип медных духовых, система понижения и повышения тона в которых работает по принципу деревянных инструментов – посредством отверстий в корпусе, открываемых и закрываемых музыкантом. Примером таких духовых являются корнет, серпент, офиклеид и клапанная труба.
Еще одним известным представителем медных духовых является инструмент труба. Труба состоит из трех частей: мундштука, трубки и раструба. В зависимости от сложности, может как обладать вентильным механизмом, так и не иметь его. Этот знаменитый инструмент имеет яркий, громкий тембр, и является самым высоким по звучанию медным инструментом.
Самый низкий по звучанию медный духовой инструмент – геликон. Этот огромный инструмент представляет собой большую цикличную трубу с вентильным механизмом, имеющую низкое, рокочущее звучание. Геликон применяется в военных оркестрах, отлично раскрывая свои акустические возможности на открытом воздухе.
Электронные духовые инструменты
В последнее время электронные музыкальные инструменты получили множество новых вариаций. Среди них появились электронные духовые инструменты, представляющие собой контроллер, который чутко реагирует на силу и характер поступающего воздуха, а также на нажатие кнопок.
Такие электронные духовые контроллеры могут управлять цифровыми синтезаторами, звуковыми генераторами, содержащие семплы духовых инструментов. Таким образом, при помощи одного такого устройства, музыкант получает возможность играть любым тембром духового инструмента, используя все привычные методы артикуляции и экспрессии. Примерами таких инструментов являются Roland Aerophone AE-10 и AKAI PRO EWI4000S.
Какой духовой инструмент может издать самый низкий звук?
Какой духовой инструмент симфонического оркестра может издать самый низкий звук?
Вопрос сложный, если ты не специалист в классической музыке. Низкие звуки в оркестре воспроизводят многие инструменты, но самые низкие только один. Этот инструмент можно встретить только в классическом духовом оркестре. Наверное и играть на нем сложно. Существуют и разновидности по назначению и использованию. Но только специалист может рассказать подробно и профессионально.
Названия данных духовых музыкальных инструментов всем известны, но вот точную характеристику их звучания нужно все же поискать на музыкальных сайтах.
Есть одна мысль, но она нуждается в фактическом подтверждении:
Подробнее узнать об этом интересном духовом музыкальном инструменте и его особенностях можно вот здесь. А вот и внешний вид тубы:
Симфонический оркестр играет академическую музыку в традициях Западной Европы. Сначала сложился «Бетховенский» состав инструментов, это была классика. Позже в состав оркестра вошли другие инструменты, а потом дирижер уже стал просто управлять им, не играя сам.
Правильным ответом будет инструмент с суровым тембром. Он также используется в камерной и джазовой музыке.
Пробежавшись специально по описаниям каждого представленного нам духовых музыкальных инструментов или просто спросив у какого-нибудь человека с музыкальным образованием, я точно прийду к такому выводу, что самый низкий звук из представленных инструментов принадлежит тубе.
Этот медный духовой музыкальный инструмент отличается низким регистром и обладает в этом регистре массивным тяжелым тембром. Звук у него глубокий и богатый и в духовом сообществе он самый низкий. Именно поэтому инструмент часто используют в произведениях, исполняемых симфоническим оркестром. Вместе с контрабасом и фаготом он создает гармоничную музыкальную атмосферу. Часто инструмент используют в качестве басовой группы тромбонов или даже вместо контрабасового тромбона.
Все вышеперечисленные варианты мне знакомы кроме одного и наверняка многие знакомы со звучанием этих музыкальных инструментов.
Но ответить на вопрос всё равно не просто, не имея определенных музыкальных знаний.
Конечно, только специалисты могут знать, какой инструмент издает самый низкий звук среди духовых.
Для нас на вид все они просто «трубы», но понятно, что и звуки они издают все разные.
В данном задании речь о тубе, выглядит этот духовой инструмент так.
Труба (медный духовой музыкальный инструмент)
Музыкальные инструменты: Медные духовые инструменты
Музыкальные инструменты. Медные духовые инструменты
Представьте себе, что из мира музыкальных инструментов вдруг исчезли трубы. Мрачная получится картина. На треть поредеет симфонический оркестр. Заглохнет джаз. Перестанет существовать духовой оркестр. Пострадает народная музыка.
Группа медных духовых инструментов невелика по составу. Но она сразу же привлекает к себе внимание праздничным сиянием металла, из которого сделаны эти причудливо изогнутые инструменты.
Одни из них напоминают рог, другие – гигантскую золотую улитку. Искусство трубить в рог или раковину было известно уже в глубокой древности.
Впоследствии люди научились делать инструменты, похожие на рог и предназначенные для военных и охотничьих надобностей.
Эти инструменты получили название благодаря металлу, из которого изготовляются: тонко прокатанные листы меди или латуни, или особый сплав, на 60% состоящий из меди, 10% никеля, 30% цинка, или из серебра. Но в старину некоторые из них делались из рога, раковины или кости.
Было время, когда эти инструменты делали из благородных металлов, причём музыканты считали, что ценные металлы всё-таки придают тембру инструмента особый оттенок: серебро делает звук более полным, золото – мягким, платина – глубоким. Но эти отличия если и есть, то заметны они, в основном, только самим музыкантам.
Уже позже решили провести курьёзный эксперимент. Взяли кусок резинового шланга, толщина стенок и другие размеры которого соответствовали трубке кларнета, проделали в нём отверстия и приладили кларнетовый мундштук.
Вы догадались, чем закончился опыт? Звучание импровизированного кларнета было достаточно похоже на звучание настоящего.
Если звучание деревянных духовых часто напоминает нам пастушью свирель, то медные инструменты связаны в нашем представлении с военными сигналами, походными маршами. И это не случайно, так как в военных духовых оркестрах применяются медные инструменты. Оттуда они и пришли в симфонический оркестр.
Почему труба звучит? «Потому, что в неё дуют», – так ответят девять из десяти спрошенных. Уверена, и вы так думаете. Тогда попробуйте дунуть в фанфару. Если вы не умеете этого делать, то получится только шипение. В качестве опыта давайте возьмём обычную бутылку с узким горлышком.
Дуньте прямо в бутылку, и послышится только шипение. А теперь подуйте наискось, направляя струю на край горлышка. И когда вы найдёте правильное положение губ, раздастся ровный звук, который можно уже назвать музыкальным, потому что у него есть не только определённая высота, но и тембр.
Теперь давайте представим медный музыкальный инструмент. В нём нет, как у деревянных, трости, проходя сквозь которую воздух начинает колебаться, издавая звук. У медных в качестве вибратора используются собственные губы музыканта.
Он складывает их приблизительно так, как сложены трости в фаготе или гобое, а углубление в мундштуке помогает это сделать.
Теперь вам понятно, что в трубу дуют не для того, чтобы воздух из лёгких музыканта прошёл сквозь неё.
Да это иногда и невозможно: объем наших лёгких равен приблизительно четырём литрам воздуха, а если их сравнить с объёмом бас-геликона, станет ясно, что с одного раза человек не наполнит его воздухом.
При игре на духовых инструментах дыхание музыканта только помогает возбудить колебания того воздуха, который уже есть в трубке.
Давайте вспомним медные духовые инструменты…
Слушание: Валторна. Диапазон инструмента.
Валторна. Немецкое Waldhorn – лесной рог. Таков дословный перевод названия этого инструмента. Предком валторны были охотничьи рога, в которые трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-либо торжественного события, объявить сбор войск.
Для того чтобы звук стал громче и сильнее, чтобы его было слышно на большом расстоянии, валторну стали удлинять. Но играть на такой длинной трубке было неудобно.
Поэтому трубку инструмента стали «скручивать». Сначала появился один виток, потом два, три.
Современная валторна – свёрнутая в круг узкая, примерно трёх метров длины, трубка с конусообразным расширением на конце, переходящим в широкий раструб.
Необычно расположение валторны при игре – раструбом вниз, к правой руке музыканта, которая ладонью упирается в стенку раструба, чуть прикрывая его.
Такое положение ввёл дрезденский валторнист Антон Гампель примерно в 1750 году, чтобы легче было управлять звуком валторны введением руки в раструб. Этим приёмом широко пользуются и современные валторнисты.
На тембр валторны влияет форма мундштука, чашечка которого имеет форму удлинённой воронки, а не полушария, как у других медных духовых.
Валторна играет в оркестре очень важную роль. Звук её мягкий, благородный. Она может передать и грустное, и торжественное настроение, может звучать язвительно и насмешливо. Это, прежде всего оркестровый инструмент, но для неё существует и сольная литература.
Слушание: Чайковский. Симфония № 5, II часть (фрагмент).
Чтобы прочувствовать красоту звучания валторны, послушайте певучую, проникновенную мелодию, которая звучит в начале второй части Пятой симфонии П. И. Чайковского.
В симфонии «Манфред» Чайковский поручил четырём валторнам на ffff исполнение основной музыкальной темы, рисующей музыкальный портрет героя. А в «Вальсе цветов» из балета «Щелкунчик» квартет валторн звучит мягко и певуче. Большой популярностью пользуется Концерт для валторны с оркестром Р. М. Глиэра.
Слушание: Труба. Диапазон инструмента.
Труба – один из самых древних медных духовых инструментов. Ещё в «Ветхом завете» упоминается об использовании труб в религиозных обрядах.
В летописи об осаде печенегами Киева в 968 году говорится о важной роли труб в боевых действиях русского воинства. Труба как сигнальный инструмент используется с древних времён многими народами.
Она извещала об опасности, поддерживала отвагу воинов в бою, открывала торжественные церемонии, призывала к вниманию.
В древние времена на башне крепостной стены города Кракова в Польше стоял в дозоре воин. Зорко смотрел он вдаль: не покажется ли враг. В руках он держал медную трубу, чтобы подать сигнал в случае опасности. И вот однажды увидел он вдали вихрь пыли.
Это было вражеское войско. Дозорный вскинул трубу, и над Краковом зазвучал сигнал тревоги. Тучей посыпались стрелы на башню. Одна из них вонзилась в грудь трубача. Собрав все силы, он доиграл сигнал. Только на последнем звуке труба выпала из его рук.
Слушание: Гуммель. Концерт для трубы и оркестра ми-бемоль мажор. Andante.
В начале XVII в. труба вошла в оперный оркестр. Сначала она выполняла скромную роль: лишь иногда играла короткие сигналы, участвовала в аккордах сопровождения. В то время на ней можно было играть только несложные мелодии, построенные по звукам трезвучия.
Но со временем инструмент усовершенствовали, увеличился его диапазон, труба научилась играть сложные и выразительные партии. Её яркий звук стал привлекать внимание композиторов. И труба зазвучала в торжественных, героических, а иногда и в лирических эпизодах. В XVIII в.
она уже занимала видное место в симфоническом и духовом оркестрах.
Слушание: Гершвин. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс».
Слушание: Тромбон. Диапазон инструмента.
Следующий по высоте инструмент медной духовой группы – тромбон. Название его происходит от итальянского слова tromba (труба), дополненного увеличительным суффиксом – one. В буквальном смысле это название можно перевести как «трубища». И это действительно так. В XV в. трубу сильно удлинили, для чего сделали выдвигающуюся трубку-кулису. Так появился тромбон.
У тромбона те же предки, что и у трубы, но в некотором смысле тромбон оказался более счастливым – он от рождения был инструментом хроматическим, поэтому почти не подвергался изменениям.
Раструб тромбона, сужаясь и изгибаясь, переходит в узкую цилиндрическую трубку, на которую надевается раздвижной механизм. Он состоит из двух неподвижных трубок, по которым скользит U-образная трубка-кулиса.
Двигая правой рукой кулису, тромбонист может плавно менять высоту звука, исполняя глиссандо, а также с одинаковой лёгкостью извлекать любые звуки.
Глиссандо – приём игры на музыкальных инструментах, дающий красочный скользящий переход от звука к звуку. В нотной записи оно обозначается волнистой линией между крайними звуками пассажа.
Слушание: В. Эвальд. Мелодия.
Тромбон занимает почётное место в группе медных духовых инструментов. У него очень сильный голос, легко перекрывающий звучание всего оркестра. А когда несколько тромбонов играют вместе, это придаёт музыке торжественность и блеск.
Очень хорошо удаются тромбону героические, трагические мелодии. Он похож на оратора, который с трибуны произносит какую-то важную речь, полную пафоса.
Но чаще всего три тромбона и туба, объединённые в одну группу, в оркестре играют аккорды, выполняя роль аккомпанемента.
Слушание: Туба. Диапазон инструмента.
Туба – самый низкий по звучанию инструмент медной духовой группы. Её диапазон от МИ контроктавы до ФА первой октавы, тембр её суровый, массивный. В отличие от других инструментов этой группы, туба сравнительно молода.
Она родилась в Германии в 1835 году, так как медной группе нужен был хороший устойчивый бас. Состоит она из трубок разной величины, раструба, мундштука и вентилей. Как правило, роль тубы в оркестре ограничивается дублированием на октаву ниже партии третьего тромбона.
Она служит фундаментом медной группы, подобно контрабасу у струнных. Именно туба «цементирует» всю музыку.
Принято считать, что это инструмент неуклюжий и неподвижный. Действительно, играть на ней очень сложно. Необходим большой расход воздуха, поэтому исполнителю иногда приходится дышать на каждом звуке. Но на тубе тоже можно играть быстро.
Правда, звук у неё очень густой, сильный, сочный, а быстрая музыка при таком звуке будет тяжеловесной. Но если она будет рисовать нам, например, слона, как вы думаете, подойдёт её низкий, тяжёлый тембр для изображения этого животного? Послушайте пьесу К.
Сен-Санса «Слон» из сюиты «Карнавал животных».
Слушание: Мусоргский. «Быдло» из цикла «Картинки с выставки».
Конечно, в оркестровых произведениях сольные эпизоды у тубы встречаются очень редко. Один из них – пьеса «Быдло» из сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского, оркестровку которых сделал М. Равель.
Вопросы и задания:
Презентация
В комплекте:1. Презентация – 21 слайд, ppsx;2. Звуки музыки: Валторна, диапазон инструмента, mp3; Тромбон, диапазон инструмента, mp3; Труба, диапазон инструмента, mp3; Туба, диапазон инструмента, mp3; Гершвин. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс», mp3; Гуммель.
Концерт для трубы и оркестра ми-бемоль мажор. Andante, mp3; Моцарт. Концерт для валторны № 4 ми-бемоль мажор. III часть. Rondo, mp3 (дополнительно, для самостоятельного прослушивания); Мусоргский. «Быдло» из цикла «Картинки с выставки», mp3; Чайковский. Симфония № 5. II часть (фрагмент), mp3; Эвальд.
3. Сопровождающая статья, docx.
Медные духовые инструменты симфонического оркестра
Группа медных духовых инструментов симфонического оркестра невелика по составу. Но она сразу же привлекает к себе внимание праздничным, торжественным звучанием металла. Искусство трубить в рог или раковину было известно уже в глубокой древности. Впоследствии люди научились делать инструменты, похожие на рог и предназначенные для военных и охотничьих целей.
Эти инструменты получили название благодаря металлу, из которого изготавливаются. Чаще всего это особый сплав, на 60% состоящий из меди, 10% никеля, 30% цинка, или из серебра. Но в старину некоторые из них делались из рога, раковины или кости.
Было время, когда эти инструменты делали из благородных металлов, причем музыканты считали, что ценные металлы придают тембру инструмента особый оттенок: серебро делает звук более полным, золото — мягким, платина — глубоким. Но эти отличия если и есть, то заметны они, в основном, только самим музыкантам.
Уже позже решили провести необычный эксперимент. Взяли кусок резинового шланга, толщина стенок и другие размеры которого соответствовали трубке кларнета, проделали в нем отверстия и встроили в него кларнетовый мундштук. Звучание импровизированного кларнета было достаточно похоже на звучание настоящего.
Если звучание деревянных духовых часто напоминает нам пастушью свирель, то медные инструменты связаны в нашем представлении с военными сигналами, походными маршами. И это не случайно, так как в военных духовых оркестрах применяются медные инструменты. Оттуда они и пришли в симфонический оркестр.
Многие думают, что труба звучит, потому что в нее дуют. Если вы попробуете это сделать, то, скорее всего, у вас получится только шипение. В медных духовых инструментах нет, как у деревянных, трости, проходя сквозь которую воздух начинает колебаться, издавая звук.
У медных в качестве вибратора используются собственные губы музыканта. Он складывает их приблизительно так, как сложены трости в фаготе или гобое, а углубление в мундштуке помогает это сделать.
Такое определенное положение губ при игре называется амбушюром, а инструменты — амбушюрными.
В трубу дуют не для того, чтобы воздух из легких музыканта прошел сквозь нее.
Да это иногда и невозможно: объем наших легких равен приблизительно четырем литрам воздуха, а если их сравнить с объемом бас геликона, станет понятно, что одним выдохом человек не наполнит его воздухом.
При игре на духовых инструментах дыхание музыканта только помогает возбудить колебания того воздуха, который уже есть в трубке.
Давайте вспомним медные духовые инструменты.
ВАЛТОРНА. Немецкое Waldhorn — лесной рог. Таков дословный перевод названия этого инструмента. Предком валторны были охотничьи рога, в которые трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-либо торжественного события, объявить сбор войск.
Для того чтобы звук стал громче и сильнее, чтобы его было слышно на большом расстоянии, валторну стали удлинять. Но играть на такой длинной трубке было неудобно. Поэтому трубку инструмента стали «скручивать». Сначала появился один виток, потом два, три.
Современная валторна — свернутая в круг узкая, примерно трех метров длины, трубка с конусообразным расширением на конце, переходящим в широкий раструб.
Необычно расположение валторны при игре — раструбом вниз, к правой руке музыканта, которая ладонью упирается в стенку раструба, чуть прикрывая его.
Такое положение ввел дрезденский валторнист Антон Гампель примерно в 1750 г., чтобы легче было управлять звуком валторны введением руки в раструб. Этим приемом широко пользуются и современные валторнисты.
На тембр валторны влияет форма мундштука, чашечка, как у других медных духовых.
Валторна играет в оркестре очень важную роль. Звук ее мягкий, благородный. Она может передать и грустное, и торжественное настроение, может звучать язвительно и насмешливо. Это, прежде всего оркестровый инструмент, но для нее существует и сольная литература.
В исполнении валторны можно услышать певучую, проникновенную мелодию, которая, например, звучит в начале второй части Пятой симфонии П.И. Чайковского. В симфонии «Манфред» Чайковский поручил четырем валторнам на ffff исполнение основной музыкальной темы, рисующей музыкальный портрет героя.
А в «Вальсе цветов» из балета «Щелкунчик» квартет валторн звучит мягко и певуче. Большой популярностью пользуется концерт для валторны с оркестром Р. М. Глиэра.
ТРУБА — один из самых древних медных духовых инструментов. Еще в «Ветхом завете» упоминается об использовании труб в религиозных обрядах. В летописи об осаде печенегами Киева в 968 г.
говорится о важной роли труб в боевых действиях русского воинства. Труба в качестве сигнального инструмента используется с древних времен многими народами.
Она извещала об опасности, поддерживала отвагу воинов в бою, открывала торжественные церемонии, призывала к вниманию.
В древние времена на башне крепостной стены города Кракова в Польше стоял в дозоре воин. Зорко смотрел он вдаль: не покажется ли враг. В руках он держал медную трубу, чтобы подать сигнал в случае опасности.
И вот однажды увидел он вдали приближающееся вражеское войско. Дозорный начал играть, и над Краковом зазвучал сигнал тревоги. Тучей полетели стрелы в дозорного. Одна из них вонзилась в грудь трубача. Собрав все силы, он доиграл сигнал.
Только на последнем звуке труба выпала из его рук.
В начале XVII в. Труба вошла в оперный оркестр. Сначала она выполняла скромную роль: лишь иногда играла короткие сигналы, участвовала в аккордах сопровождения. В то время на ней можно было играть только несложные мелодии, построенные по звукам трезвучия.
Но со временем инструмент усовершенствовали, увеличился его диапазон, на трубе стало возможным играть сложные и выразительные партии. Ее яркий звук стал привлекать внимание композиторов. И труба зазвучала в торжественных, героических, а иногда и в лирических эпизодах. В XVIII в.
она уже занимала видное место в симфоническом и духовом оркестрах.
Следующий по высоте инструмент медной духовой группы — ТРОМБОН. Название его происходит от итальянского слова tromba (труба), дополненного увеличительным суффиксом one. В буквальном смысле это название можно перевести как «трубища». И это действительно так. В XV в. трубу сильно удлинили, для чего сделали выдвигающуюся трубку-кулису. Так появился тромбон.
У тромбона те же предки, что и у трубы, но в некотором смысле тромбон оказался более счастливым — он от рождения был инструментом хроматическим, поэтому почти не подвергался изменениям.
Раструб тромбона, сужаясь и изгибаясь, переходит в узкую цилиндрическую трубку, на которую надевается раздвижной механизм. Он состоит из двух неподвижных трубок, по которым скользит U-образная трубка-кулиса.
Двигая правой рукой кулису, тромбонист может плавно менять высоту звука, исполняя глиссандо, а также с одинаковой легкостью извлекать любые звуки.
Тромбон занимает почетное место в группе медных духовых инструментов. У него очень сильный голос, легко перекрывающий звучание всего оркестра.
А когда несколько тромбонов играют вместе, это придает музыке торжественность и блеск. Очень хорошо удаются тромбону героические, трагические мелодии.
Но чаще всего три тромбона и туба, объединенные в одну группу, в оркестре играют аккорды, выполняя роль аккомпанемента.
ТУБА — самый низкий по звучанию инструмент медной духовой группы. Ее диапазон — от ми контроктавы до фа первой октавы, тембр ее суровый, массивный.
В отличие от других инструментов этой группы, туба сравнительно молода. Она родилась в Германии в 1835 г., так как медной группе нужен был хороший устойчивый бас.
Состоит она из трубок разной величины, раструба, мундштука и вентилей.
Как правило, роль тубы в оркестре ограничивается дублированием на октаву ниже партии третьего тромбона. Она служит фундаментом медной группы, подобно контрабасу у струнных. Именно туба «цементирует» всю музыку. Принято считать, что это инструмент неуклюжий и неподвижный. Действительно, играть на ней очень сложно.
Необходим большой расход воздуха, поэтому исполнителю иногда приходится дышать на каждом звуке. Но на тубе тоже можно играть быстро. Правда, звук у нее очень густой, сильный, сочный, а быстрая музыка при таком звуке будет тяжеловесной.
Очень хорошо туба передает образ слона в пьесе Сен-Санса «Слон» из сюиты «Карнавал животных».
Конечно, в оркестровых произведениях сольные эпизоды у тубы встречаются очень редко. Один из них — пьеса «Быдло» из сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского, оркестровку которых сделал М. Равель.
Повторим еще раз, что в группу медных духовых инструментов входят:
труба, валторна, тромбон и туба.
Какие существуют виды духовых инструментов?
Духовые инструменты очень отличаются по своей структуре и звучности от всех остальных инструментов, причем они выделялись в музыке всех культур еще с доисторических времен. Классификация этих инструментов хорошо отражает взаимосвязь и различия между разными видами духовых.
Как устроены духовые инструменты?
Духовой инструмент состоит из резонаторов определенного типа (как правило, в форме трубок). В них происходят колебания столба воздуха, который игрок вдувает в духовой инструмент, а вследствие этого усиливается звук.
Звуковой диапазон духового инструмента определяется размерами его резонаторов. Например, звук, извлекаемый из толстой тубы, низкий, поскольку длина ее воздушного канала способствует низкочастотному колебанию потока воздуха.
А звучание тонкой флейты будет высоким за счет более узкой формы инструмента, а, соответственно, и меньшего объема резонатора: при таких условиях столб воздуха чаще колеблется о его стенки, следовательно, звук становится выше.
Увеличить частоту колебания столба можно за счет ускорения вдувания воздуха, то есть если создать более быструю и острую воздушную струю.
Классификация духовых инструментов
Духовые инструменты делятся на две группы:
Изначально такое распределение возникло из-за материалов, используемых для изготовления того или иного инструмента, но впоследствии оно стало в большей степени относиться к способу извлечения из него звука.
Материал инструментов, изготавливаемых в наше время, медью и древесиной не ограничивается и может быть самым разнообразным – от металла и до пластика, от латуни и до стекла, но за этими инструментами все равно будет закреплена принадлежность к одной из вышеназванных групп.
Деревянные духовые инструменты
При игре на них звук извлекается благодаря изменению длины столба воздуха. Этого можно достигнуть при открывании особенных отверстий, что находятся на инструменте, а каких именно – зависит от расстояния, на котором эти отверстия друг от друга находятся.
Деревянные духовые инструменты делятся на две подгруппы: лабиальные и язычковые. Распределение зависит от того, каким способом воздух вдувается в инструмент.
В лабиальных вдувание воздуха происходит через поперечную щель, расположенную на головке самого инструмента: благодаря этому струя воздуха рассекается и способствует внутреннему колебанию воздуха.
К лабиальным духовым инструментам относятся дудка, а также флейта и ее разновидности.
В язычковых вдувание происходит с помощью язычка – тоненькой пластины вверху инструмента, вследствие чего столб воздуха приходит в колебание.
К язычковым духовым инструментам относят: саксофон, кларнет, фагот и их разновидности, а также такие инструменты, как балабан и зурна.
Медные духовые инструменты
От способа звукоизвлечения, вызываемого определенным положением губ на инструменте и силой вдувания воздушной струи, зависит принадлежность инструмента к медным духовым. Эти духовые инструменты раньше были медными, впоследствии латунными, а иногда и серебряными.
Медные духовые инструменты тоже делятся на подгруппы.
Особенность вентильных инструментов заключается в том, что они, собственно, оснащены тремя или четырьмя вентилями, которыми управляет игрок с помощью пальцев.
Нужны они для того, чтобы увеличить длину струи воздуха посредством увеличения длины самого инструмента и таким образом понизить звук.
Это происходит при нажатии на вентиль, когда в трубку включается добавочная крона и инструмент дополнительно удлиняется.
К вентильным инструментам относятся: труба, валторна, туба, саксгорн и другие.
А вот у натуральных духовых инструментов добавочных трубок нет совсем: они извлекают звуки только из натурального звукоряда и не способны играть мелодические линии, поэтому практически перестали использоваться еще в начале XIX века. К этой подгруппе относят горн, фанфару, охотничий рог и подобные инструменты.
Добавочная выдвижная трубка в форме буквы U, которая называется кулиса, характеризует такой вид медных духовых, как тромбон. Движение этой трубки влияет на длину потока воздуха, соответственно, и на тон звука.
Клавишные духовые инструменты
Отдельно в этой классификации выделяют клавишные духовые инструменты. Их особенность в том, что в их структуре находятся язычковые и подвижные трубки – в них через специальные меха накачивается воздух.
Среди них выделяют две подгруппы:
Духовые инструменты симфонического оркестра
Флейта, фагот, гобой, туба, валторна, тромбон, кларнет и труба – те духовые музыкальные инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра. Рассмотрим часть из них.
Флейта
Изначально флейта действительно изготавливалась из древесины, однако позже, в XIX веке, основным материалом для этого инструмента стало серебро.
Само слово «флейта» уходит корнями в древние времена; тогда это название относилось ко всем без исключения духовым инструментам.
Считается, что флейта является одним из самых древних музыкальных инструментов в принципе – первые предки этого инструмента появились уже около 43 тысяч лет назад.
Ранее существовала продольная флейта, которую музыкант держит перед собой, как дудку, однако в период после эпохи барокко она была вытеснена поперечной, которую держат сбоку, отводя руки в сторону.
Именно поперечный вариант представляет себе большинство людей, слыша понятие «флейта». В симфоническом оркестре в основном задействованы две флейты. Используется флейта чаще всего для классических произведений.
Среди других духовых освоение флейты дается большинству людей лучше всего, а учить ноты для флейты не сложнее, чем ноты для пианино или гитары.
Тромбон
Тромбон – единственный медный духовой инструмент, который не претерпел никаких изменений спустя века своего существования, и остался таким же, каким его знали древние музыканты.
Тромбон является единственным инструментом, который не транспонирует, то есть высота реального звука которого совпадает с высотой звука в нотной записи. Под словом «тромбон» обычно понимают такую его разновидность, как теноровый тромбон.
Существуют также альтовый и басовый тромбоны, но их используют очень редко.
В симфоническом оркестре обычно задействованы три тромбона. Чаще всего тромбон встречается в таких музыкальных жанрах, как джаз и ска-панк.
Гобой
Тот вид, который гобой имеет сейчас, он приобрел в XVIII веке. Его предшественниками еще с древних времен были такие инструменты, как авлос, зурна, волынка и другие. Для гобоя характерен певучий тембр, схожесть с человеческим голосом. Сам он имеет коническую форму и набор из двадцати трех мельхиоровых клапанов на корпусе.
Симфонический оркестр насчитывает в своем составе гобои в количестве двух штук. Произведения эпохи классицизма и барокко — основной репертуар этого инструмента.
Труба
Среди медных духовых именно труба может звучать выше всех. Изготовляют ее из таких материалов, как латунь, медь либо серебро. Она является одним из самых древних инструментов. Изначально ее использовали как сигнальный инструмент, но с XVII столетия она стала элементом симфонического оркестра.
В симфоническом оркестре используют три трубы. Применяется этот инструмент в самых разнообразных жанрах: в классике, в джазе и т. д.
Туба, в отличие от трубы, наоборот, является самым низкозвучащим элементом. Кроме того, по размеру и весу туба тоже превышает все остальные медные духовые инструменты.
Из-за этого на ней нередко играют стоя, что, кроме всего прочего, подразумевает соответствующую физическую подготовку музыканта. Она является изобретением бельгийца Адольфа Сакса XIX века.
Как и труба, туба – вентильный инструмент.
В оркестре, в основном, используется одна-единственная туба.
Более-менее серьезного уровня игры на любом духовом инструменте можно добиться за три-четыре года систематической практики. Развитие музыкального слуха поможет ускорить прогресс. Считается, что деревянные духовые инструменты немного проще осваивать, чем медные; а сложнее всего ученикам даются валторна и тромбон.
Объяснить маленьким деткам, что такое медные духовые инструменты, будет проще с помощью видео. Предлагаем посмотреть следующий видеосюжет:
Духовые медные музыкальные инструменты
Основные сведения Альт (альтгорн) — духовой медный музыкальный инструмент из семейства саксгорнов.
Из-за достаточно тусклого и невыразительного звука сфера применения альта ограничивается духовыми оркестрами, где он исполняет, как правило, средние голоса.
Диапазон альта — от A до b1 (ля большой октавы — си-бемоль первой). Видео: Альт (альтгорн) на видео + звучание Благодаря этим видео Вы
Основные сведения Валторна (нем. waldhorn (лесной рог), итал. corno, англ. french horn, фр. cor) — духовой медный музыкальный инструмент басово-тенорового регистра.
Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент. Происхождение Валторна произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века.
До 1830-х годов, подобно другим медным
Основные сведения Геликон (от греч. helix — витой, изогнутый) — самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Геликон применяется только в военных оркестрах. Он удобен для использования в армии тем, что музыкант может играть на нём, например, сидя верхом на лошади — изогнутая трубка геликона вешается на левое плечо, и руки играющего остаются свободными.
Основные сведения Горн (от нем. horn — рог) — духовой медный музыкальный инструмент, родоначальник всех медных духовых инструментов.
Устройство Горн напоминает трубу, но в нём отсутствует вентильный механизм, отчего его исполнительные возможности резко ограничены: горн может воспроизводить ноты только в пределах гармонических созвуков.
Высота звука при игре на горне может регулироваться только с помощью амбушюра.
Основные сведения Карнай — узбекский народный духовой медный музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения относящийся к медным. Широко распространён в Иране, Такджикистане и Узбекистане.
Карнай представляет собой длинную, иногда более двух метров, обычно несогнутую трубу. По регистру и тембру близок тромбону. На карнае характерно исполнение боевых или торжественных сигналов.
Инструмент обладает мощным и сильным звуком. В
Основные сведения Корнет (итал. cornetto — рожок) или корнет-а-пистон (фр. cornet a pistons — рожок с пистонами) — духовой медный музыкальный инструмент, напоминающий трубу, но имеющий более широкую и короткую трубку и снабжённый не вентилями, а пистонами. Устройство, применение Диапазон действительного звучания корнета совпадает с диапазоном трубы — от e (ми малой октавы) до c3
Основные сведения Почтовый рожок — цилиндрический духовой медный или латунный музыкальный инструмент с мундштуком, без клапанов или вентилей, служивший для подачи сигналов о прибытии или отправлении пешим или конным почтальоном и ставший международным символом почты. Почтовый рожок был предшественником корнет-а-пистона. Происхождение, история Почтовый рожок восходит к рогу мясников (гуртовщиков), которые, дуя в рог, оповещали о
Основные сведения Саксгорны — семейство медных духовых музыкальных инструментов с широкой мензурой.
Это хроматические инструменты овальной формы, у которых трубка постепенно расширяется от мундштука к раструбу (в отличие от традиционных медных духовых, имеющих в основном цилиндрическую трубку).
Саксгорны были сконструированы Адольфом Саксом во второй четверти XIX века. Саксгорны образуют семейство, в которое входят: альт; тенор;
Основные сведения Серпент (франц. serpent — змея) — старинный духовой медный музыкальный инструмент, предок нескольких современных духовых инструментов. Свое название получил благодаря изогнутой форме.
Имел мундштук, очень похожий на мундштуки современных медных
Основные сведения Тромбон (итал. trombone — большая труба) — духовой медный музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Тромбон известен с XV века.
От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы — особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и
Основные сведения Труба (итал. tromba, фр. trompette, нем. Trompete, англ. trumpet) — духовой медный музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых.
В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра.
С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины
Основные сведения Туба (итал. tuba — труба) — широкомензурный духовой медный музыкальный инструмент, самый низкий по регистру.
Современная модель инструмента была сконструирована во второй четверти XIX века Адольфом Саксом. Туба обладает суровым, массивным тембром, звук тубы трудно интонируемый.
Используется в основном в симфоническом оркестре, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Активно
Основные сведения Флюгельгорн (нем. flugelhorn, от flugel — крыло и horn — рог, рожок) — духовой медный музыкальный инструмент. Внешне флюгельгорн очень напоминает трубу или корнет-а-пистон, но отличается от них более широкой мензурой и коническим каналом ствола, начинающимся сразу от мундштучной части трубки. Имеет 3 или 4 вентиля. Флюгельгорн используется в джазовых ансамблях, иногда в
Труба – музыкальный инструмент
Труба (итал. tromba, фр. trompette, нем. Trompete, англ. trumpet) — медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых.
В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки.
Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.
Звонкий призывный голос трубы известен с древнейших времен пастухам, охотникам, воинам. Задолго до нашей эры трубу знали египтяне, греки, римляне.
В средние века труба активно участвовала в рыцарских церемониалах, играх и турнирах, в походе, на отдыхе в бою. Впервые в оперный оркестр трубы ввел итальянский композитор К. Монтеверди, когда в 1607 г.
сочинил фанфару из 5 самостоятельных партий труб в увертюре к своей первой опере «Орфей».
Чтобы понять, как устроена труба, обратимся к ее историческому собрату, хорошо знакомому нам пионерскому горну, непременному участнику всех сборов, слетов и лагерной жизни. Он отличается простотой устройства.
Это металлическая трубка (ствол), дважды свернутая в вытянуто-овальную форму для того, чтобы инструмент было удобнее держать.
Две трети канала ствола — цилиндрические, а треть, постепенно расширяясь, переходит в «колокол» — раструб.
На таком инструменте можно извлекать всего 5—6 звуков. Поэтому он и называется натуральной трубой.
В основе современной трубы лежит то же устройство. Но в отличие от натуральной у нее особый вентильный механизм, позволяющий получать все ступени хроматической гаммы — 33—35 звуков. Большую роль при извлечении звука на трубе играет наконечник — мундштук. Хорошие его игровые качества в такой же мере важны, как и высокие игровые возможности самого инструмента.
Трубач не имеет перед собой клавиатуры, как, например, пианист. Он должен представить ее в своем воображении, соответствующим образом сформировать губы, подкрепить напором дыхания четкие согласованные действия языка и пальцев. Только после долгих систематических занятий инструмент становится послушным и музыкант может исполнять на нем любое одноголосное, доступное по регистру произведение.
Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), нетранспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B.
Применяемый объём действительного звучания трубы — от e (ми малой октавы) до c³ (до третьей октавы), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков. Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C.
До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Еs, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности.
С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла. В наше музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или на трубе in C.
Среди других разновидностей трубы:
Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и предназнающаяся для исполнения звуков в низком регистре (Рахманинов — Третья симфония). В настоящее время используется крайне редко, а в сочинениях, где предусмотрена её партия, применяется флюгельгорн.
Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Вышла из употребления ко второй половине XX века, в настоящее время её партию исполняют на тромбоне — инструменте, схожем с ней по регистру, тембру и строению.
Труба-пикколо (малая труба). Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке. Используется в строе си-бемоль (in B) и имеет возможность перестройки в строй ля (in A) для диезных тональностей.
В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля. Многие трубачи используют для малой трубы мундштук меньших размеров, что, однако, влияет на тембр инструмента и его техническую подвижность. Среди выдающихся исполнителей на малой трубе — Уинтон Марсалис, Морис Андре, Хокен Харденбергер.
В группе медных духовых инструментов симфонического оркестра труба — самый высокий по диапазону инструмент. Ее голос мы слышим обычно тогда, когда внутреннее напряжение музыки достигает наивысшей точки. Именно она придает звучанию оркестра удивительную торжественность, приподнятость.
Труба участвует во многих острых, драматических моментах, в создании героических, волевых и мужественных образов, без нее не обходится ни один батальный эпизод. В то же время труба может играть и очень тихо, мягко. Ее динамический диапазон — от чуть слышного до потрясающе мощного звучания.
В духовом оркестре трубе отводится ведущая роль. Она обычно исполняет первый голос-мелодию. Солистом труба является в эстрадном оркестре, в джазе, в вокально-инструментальных ансамблях.
Выразительные и технические возможности трубы настолько велики, что многие композиторы прошлого и современности посвятили ей концертно-виртуозные сочинения. Это концерты для трубы с оркестром Й. Гайдна, И. Гуммеля, А. Ф. Гедике, С. Н. Василенко, А. Г. Арутюняна, А. Н. Пахмутовой.
Труба — один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э.
Трубы существовали во многих цивилизациях — в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и др., и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий вплоть до XVII века.
В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на трубе считалось «элитным», ему обучали только особо отобранных людей.
В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах, в крупных городах существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.
На рубеже Средневековья и Возрождения благодаря совершенствованию технологии изготовления труб интерес к этим инструментам значительно возрос. В эпоху барокко композиторы начинают включать партии труб в оркестр.
Появляются виртуозные исполнители, обладавшие искусством «кларино» (исполнение диатонического звукоряда в верхнем регистре трубы с помощью передувания). Период барокко можно с полным правом назвать «золотым веком натуральной трубы».
С приходом классицизма и романтизма, основополагающим принципом которых был мелодизм, натуральные трубы, неспособные исполнять мелодические линии, уходят на второй план и в оркестрах употребляются лишь в tutti для исполнения основных ступеней звукоряда.
Механизм вентилей, изобретённый в 1830-е годы и давший трубе хроматический звукоряд, первое время не получил широкого распространения, так как не все хроматические звуки были интонационно чисты и одинаковы по тембру.
Верхний голос в группе медных духовых с этого времени всё чаще стал поручаться корнету — родственному трубе инструменту с более мягким тембром и более совершенными техническими возможностями.
Корнеты (наряду с трубами) были постоянными инструментами оркестра до начала XX века, когда улучшение конструкции инструментов и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.
В наше время труба широко используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе, фанке, ска и других жанрах.
Среди выдающихся сольных трубачей различных жанров — Морис Андре, Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Тимофей Докшицер, Майлз Дэвис, Уинтон Марсалис, Сергей Накаряков, Георгий Орвид, Эдди Кэлверт.
Введение
Труба – медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых.
В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра.
С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки.
Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфонических и духовых оркестрах, а также в джазе и других жанрах.
Труба – один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н.э. Трубы существовали во многих цивилизациях – в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и др., и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий, вплоть до XVII века.
В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на трубе считалось “элитным”, ему обучали только особо отобранных людей.
В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах, в крупных городах существовала должность “башенных” трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, играя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.
На рубеже Средневековья и Возрождения благодаря совершенствованию технологии изготовления труб интерес к этим инструментам значительно возрос. В эпоху барокко композиторы начинают включать партии труб в оркестр.
Появляются виртуозные исполнители, обладавшие искусством “Кларино” (исполнение диатонического звукоряда в верхнем регистре трубы с помощью передувания). Период барокко можно с полным правом назвать “золотым веком натуральной трубы”.
С приходом классицизма и романтизма, основополагающим принципом которых был мелодизм, натуральные трубы, неспособные исполнять мелодические линии, уходят на второй план и в оркестрах употребляются лишь в tutti для исполнения основных ступеней звукоряда.
Механизм вентилей, изобретённый в 1830-е годы и давший трубе хроматический звукоряд, первое время не получил широкого распространения, так как не все хроматические звуки были интонационно чисты и одинаковы по тембру.
Верхний голос в группе медных духовых с этого времени всё чаще стал поручаться корнету – родственному трубе инструменту с более мягким тембром и более совершенными техническими возможностями.
Корнеты (наряду с трубами) были постоянными инструментами оркестра до начала XX века, когда улучшение конструкции инструментов и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.
В наше время труба широко используется как сольный инструмент, в симфонических и духовых оркестрах, а также в джазе, фанке и ска и других жанрах.
Натуральная, или старинная, труба является исторически первой разновидностью собственно музыкальной трубы – то есть применявшейся не для практических, а для эстетических целей. Её отличительные особенности – преимущественно цилиндрическое сечение, довольно поздно переходящее в коническое, а также относительно небольшие раструб и мундштук.
В общей сложности труба этого рода была весьма длинной (примерно вдвое длиннее современной хроматической трубы) и относилась к числу инструментов с узкой мензурой, что позволяло без особых усилий воспроизводить с её помощью широкий спектр звуков – в принципе, при желании, путём сочетания различных строёв на ней можно было получить практически полный хроматический звукоряд.
Однако композиторы классического периода не пользовались всем спектром её возможностей, поскольку в этот период трубы, равно как и ударные инструменты, применялись в оркестрах изредка и эпизодически, зачастую для воспроизведения некоторых отдельных звуков или несложных мелодических оборотов.
В связи с невозможностью пользоваться закрытыми звуками партии труб того времени были менее богатыми, нежели, к примеру, партии валторн, однако это отчасти компенсировалось спецификой собственно их звучания.
Ноты для натуральной трубы, так же, как и для валторны, писались в ключе “соль”; в силу её конструктивных особенностей исполнитель не мог менять изначальную высоту звуков, поэтому композиторам приходилось ориентироваться только на звуки, естественным образом производимые самой трубкой инструмента.
Звук в старинной трубе извлекался свободно и с высокой степенью точности, поэтому даже при употреблении довольно ограниченного набора вспомогательных приёмов играть на ней можно было вполне быстро.
В период стиля clarino, или, как его называют альтернативно, во времена полифонистов, техника игры на натуральной трубе получила определённое развитие, однако впоследствии исполнительский стиль вновь возвратился преимущественно к воспроизведению несложных мелодических построений или простых гармоний.
Классический оркестр в то время пользовался, как правило, двумя трубами в их сочетании с литаврами и валторнами, однако встречались и более многочисленные вариации – в зависимости от специфики конкретных произведений. В более поздние периоды, по мере возрастания силы оркестра, количество труб также увеличивалось: к примеру, Р.
Вагнер в “Марше рыцарей” из оперы “Тангейзер” применил сразу 12 труб.
Окончательное завершение эпохи натуральной трубы связано с изобретением вентильного механизма, принципиально схожего с современным.
Тем не менее, переходный процесс не был одномоментным и в различных странах мира проходил по-разному – к примеру, во Франции в течение довольно длительного периода времени был популярен корнет-а-пистон с вентильным механизмом, а в России в середине XIX века последние нередко использовались в сочетании с вентильными трубами (в частности, такие варианты характерны для Даргомыжского или Чайковского). При этом многие композиторы и после создания новых труб продолжали активно пользоваться натуральными, и лишь со временем хроматическая труба современного типа получила должное распространение. На протяжении переходного этапа распространение имела также “старинная хроматическая” – натуральная труба, но с вентильным механизмом, настроенным на тон, полутон и малую терцию, который позволял заполнить пробелы между основными ступенями.
Современная хроматическая труба – это, в сущности, укороченный инструмент, появление которого в определённой степени обусловлено стремлением композиторов ко всё более высоким по звучанию оркестровым партиям.
Её устройство, для которого, в частности, характерны преимущественно коническая мензура и чашеобразный мундштук средней глубины, вызвало утрату полноты звучания, характерной для старинных труб, однако добавило инструменту ясности, звонкости и некоторой резкости.
Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), не транспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B.
Применяемый объём действительного звучания трубы – от e (ми малой октавы) до c3 (до третьей октавы), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков.
Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C.
До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Es, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности.
С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла, а сама трубка инструмента стала короче и толще (её строй изменился на октаву, хотя тесситура осталась той же). В наше время музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или крайне редко на трубе in C.