учреждения относятся к институтам какого типа социализации
Все об основных институтах социализации
Что такое институт социализации
Для того, чтобы полноценно существовать в обществе и успешно исполнять все социальные функции, человек проходит процесс социализации. Давайте для начала обратимся к этому понятию.
Социализация — процесс становления индивида в обществе, интеграция человека в социальную систему.
В ходе этого процесса человек обретает социальные навыки, знания, умения, знакомится и овладевает понятиями социальных ценностей, норм и морали. Институты социализации помогают индивиду успешно, равномерно и безболезненно пройти все этапы социализации и стать полноправным и полноценным членом общества.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Институт социализации — социальная группа, находясь в которой, человек ускоряет процесс интеграции в социальную среду.
В отличие от механизмов социализации, институты действуют не автоматически, а целенаправленно. То есть механизмы включаются и работают в любом случае, когда наступают благоприятные условия развития, а в институтах совершаются специальные действия, которые направлены на социализацию человека, так как этот процесс — прямая функция конкретных социальных групп. Институты в обязательном порядке пользуются механизмами социализации в качестве рычагов воздействия.
Механизмы социализации — внутренние и внешние процессы, помогающие индивиду развиваться как личность в обществе.
Функции и задачи институтов социализации
Институты обеспечивают выполнение всех функций социализации и решение ее задач.
Функции социализации
Функции институтов социализации
Институты, соответственно, направлены на исполнение указанных функций. В большей степени они решают задачи нормативно-регулятивной функции, так как остальные зависят скорее от внутренних аналитических процессов, чем от внешних, однако институты направлены на решение и других задач социализации в какой-то степени. Они являются наполненной и комплексной системой.
Все действия, которые выполняют институты по отношению к человеку, условно делятся на 4 группы:
Эти четыре пункта можно назвать основными функциями институтов социализации. Как же они исполняются?
Подавление нежелательного поведения
Речь в данном случае идет как о коррекции поведения людей с физическими и психическими особенностями, так и о формировании у еще не зрелой личности понятий о нормах поведения. Находясь в какой-либо социальной группе, будь то образовательная организация, семья или клуб по интересам, человек находится под влиянием окружающих, соответственно, самостоятельное наблюдение и помощь извне формируют у индивида понимание «правильного» и «неправильного» поведения.
Поддержка модели поведения личности
Когда человек уже прошел стадию оценки своего поведения и поведения окружающих и выявил модели, которых следует придерживаться, в силу вступает функция поддержки «правильного» поведения. На данном этапе очень важно и, безусловно, непросто продолжить идти по протоптанной дороге. В этом и помогают институты.
Укрепление связей между индивидами
Так как в процессе социализации важно не только формирование собственной личности, но и умение полноценно взаимодействовать с окружающими, институты направлены также на укрепление взаимоотношений между индивидами.
Сохранение стабильности в обществе
Глобальная задача институтов социализации. Все вышеперечисленные функции способствуют исполнению этой главной. Абсолютно все процессы социализации, ее механизмы и работа институтов направлены на сохранение стабильного общества.
Виды институтов социализации
Первичные
К первичным институтам относят более локальные, близкие человеку социальные группы:
Они являются фундаментом социализации и имеют большее влияние, так как сопровождают человека с малого возраста, а некоторые — с самого рождения. Длится основное влияние первичных институтов вплоть до полной зрелости личности.
В любом институте существуют агенты социализации, то есть конкретные люди или группы, которые выполняют необходимые функции. В первичных институтах агентами являются:
Теперь давайте немного подробней разберем особенности и функции первичных институтов социализации.
Семья, пожалуй, наиважнейший институт, так как именно раннее воспитание формирует в человеке первичную социальную сущность. Статус семьи, ее финансовая обеспеченность и профессиональная принадлежность родителей определяют статус человека первые 2 десятка лет, пока не начинаются процессы отдаления от семьи и создания собственной социальной стабильности.
В семье индивид приобретает первые навыки взаимодействия, осваивает первые социальные роли, проходит процесс половой идентификации (формирование маскулинных и феминных черт), также в семье происходят первые осмысления социальных норм и ценностей.
Такие негативные факторы в семье, как отсутствие одного или обоих родителей, необеспеченность, злоупотребление алкоголем и запрещенными веществами, жестокое и неуважительное отношение, сильно сказываются на процессе социализации личности. У человека изначально складываются искаженные представления о мире, в подростковом возрасте он сталкивается с бóльшим количеством внутренних переживаний, чем его сверстники из более «нормальных» семей. Повзрослевшая личность не всегда может справиться с юношескими переживаниями и травмами и не может полноценно функционировать в обществе.
Наиболее влиятельным для человека институтом социализации после семьи в ранние годы выступает школа. Здесь уже протекают такие процессы, как формирование самооценки, осознание понятий «успех» и «неудача», ребенок учится преодолевать трудности, соревноваться со сверстниками, получает первый опыт внешней и внутренней мотивации. В школе также человек учится коммуницировать с большим количеством людей, да и вообще с людьми, не связанными с ним семейными узами.
Другие образовательные организации, с которыми человек сталкивается в более позднем возрасте (колледж, вуз), оказывают меньшее влияние, так как встречают уже более осознанную и зрелую личность. Однако все учебные заведения как институты социализации имеют общую особенность: любая система образования направлена на идеальную модель общества, и, несмотря на постепенное внедрение понятий инклюзии и толерантности, по большей части всех учащихся «социализируют» одинаково ради получения на выходе «идеала» личности как части общества.
Сверстники наравне со школой развивают в человеке коммуникационные способности, а всевозможные секции и творческие кружки способствуют развитию креативного мышления и помогают ребенку впервые задуматься о выборе будущей профессии и определиться с ней.
Если обобщить все функции первичных институтов социализации, можно сказать, что они отвечают за межличностные отношения.
Вторичные
Представители этих институтов отвечают уже за развитие социальных отношений и производственную социализацию.
К вторичным институтам социализации относят:
Некоторые институты встречались уже и в первичной группе, однако в данном случае они будут выполнять другие функции. Кроме того, в школе, университете или на работе влиять на социализацию индивида будут уже не друзья и близкие люди, а администрация, руководители и другие лица, не связанные с человеком тесными связями.
Агенты вторичных институтов:
В ходе производственной социализации, когда человек присоединяется к новым социальным группам в более сознательном возрасте, например, к первому рабочему коллективу, он сталкивается с одной из трех форм принятия окружающего мира: конформизм, творческий индивидуализм и протест. То есть, индивид может полностью принять систему, в которой оказался, бесконфликтно следуя ее ценностям и нормам, может выборочно принять какие-либо ее аспекты, а может абсолютно отказаться от всего, что предлагает ему система. Это связано с тем, что к моменту вхождения в новую группу, у человека уже существуют какие-то сформировавшиеся взгляды на жизнь. На почве этого может произойти конфликт между личностью и обществом.
Следует отметить, что, в отличие от первичных институтов, вторичные не взаимозаменяемы и не универсальны. Каждый вторичный институт специализирован, поэтому не может выполнять функции какого-то другого. Агенты же первичных институтов могут удовлетворить конкретные потребности социализации, даже если обычно эти функции выполняет другая группа. Например, близкие друзья вместо родственников могут познакомить человека с понятиями взаимовыручки или взаимоуважения
Социальные институты в современном обществе
Изменение структуры социальных институтов зависит от появления или исчезновения каких-либо потребностей общества. Когда общественная потребность возрастает и становится общесоциальной, образовываются новые институты, устанавливаются новые нормы поведения, выделяются ресурсы и готовятся кадры для исполнения новой задачи. Такой процесс называется институционализацией. В период становления новых институтов социализации допускается возникновение противоречий между старыми и новыми нормами.
Невооруженным глазом заметны изменения во влиянии различных институтов, происходящие в последние десятилетия. Наступление нового периода — информационного — привело к перестроению системы ценностей и социальных норм. Такие институты, как СМИ и Интернет, теперь оказывают большее влияние на социализацию человека, чем, например, религиозные организации. Государство, семья и образовательные учреждения все еще занимают наиболее влиятельные позиции в формировании современного человека, однако, анализируя протекающие в наши дни процессы, нельзя с уверенностью сказать, что так будет всегда, так как изменения происходят достаточно серьезные.
В мире пока достаточно людей, которые придерживатются строго консерваторских взглядов и не принимают СМИ, Интернет и другие новые сферы жизни человека как полноценные институты социализации. Или же воспринимают эти институты враждебно, считают их путем к деградации современных людей, а особенно молодежи, так как они значительно отличаются от ранее привычных. Однако не стоит забывать, что преобразование социальных институтов — часть закономерного развития общества, которое не может постоянно находиться на одном и том же этапе и просто напросто погибнет в таком случае.
Признаки и особенности основных социальных институтов
Нельзя недооценивать влияние общества на человека.
Тысячелетняя история цивилизации подарила нам примеры поведения, которые могут считаться правильными и рациональными в той или иной ситуации.
Восприятие этих примеров происходит именно с помощью социализации личности, то есть её включения в систему общественных отношений.
Каковы сильные и слабые стороны обыденного мировоззрения? Узнайте об этом из нашей статьи.
С помощью чего происходит социализация?
Её цель состоит в том, чтобы человек усвоил основные знания, правила поведения и нравственные ценности той среды, в которой ему предстоит жить.
Интеграция человека в систему общественных отношений состоит из комплекса сложных психологических процедур воздействия на личность, которые направлены на достижение конкретных результатов (привитие понимания социальных процессов, передача системы знаний, норм и ценностей, распределение социальных ролей и статусов).
Порядок реализации этих процедур устанавливается тем социальным институтом, внутри которого она происходит.
Традиционными институтами (или агентами) социализации являются семья и культурно-просветительские структуры.
Стремительное развитие системы общественных отношений под влиянием роста значения информации и научно-технического процесса обусловило появление новых агентов социализации.
Интернет и СМИ сейчас оказывают не меньшее, а то и большее влияние на формирование личности, чем традиционные институты.
В зависимости от особенностей мышления родителей и их социальных ориентиров на становление как личности их ребёнка также могут влиять:
Каким бывает мировоззрение или мировоззренческий взгляд? Читайте об этом здесь.
Основные социальные институты личности и их особенности
Семья
В семье ребёнок впервые сталкивается с отношениями между людьми. Здесь же он усваивает первые модели социального взаимодействия, знакомится с ролями в семье, половыми стереотипами поведения.
Семья является институтом так называемой первичной социализации. Благодаря ей индивид приобщается к общественным отношениям в наиболее широком их понимании.
Интеграция личности в конкретные виды отношений составляет следующую стадию её социализации, имеет вторичный характер, базируясь на навыках приобретённых во время первичной социализации.
От социального статуса родителей зависит и первоначальный статус ребенка.
Это значит, что возможности ребенка изначально ограничены возможностями родителей. От семьи зависит:
Уровень образования родителей, нравственные ориентиры и культурная самоидентификация отражаются на характерах всех их детей. Характер ребёнка, в свою очередь, определяет особенности процесса его дальнейшей социализации.
Отношение родителей к ребёнку формирует его понимание своего места в жизни. Именно глазами родителей он смотрит на собственное ",Я", в первые годы жизни.
Образование и культура
В современном мире образование имеет ряд особенностей:
Важность получения образования состоит в том, что транслируемые в школах и высших учебных заведениях знания объективно отображают действительность (в отличие от субъективного взгляда родителей), что лучше способствует вхождению ребенка в существующую систему общественных отношений.
Образование также знакомит индивида с культурой окружающей его среды. Это формирует у него ощущение причастности к социально-культурной группе, осознание себя как части определённого народа, ответственность за нормальное функционирование с общественных структур.
Система образования формирует гражданскую позицию личности, определяет её национальную и культурную самоидентификацию.
Наука
Наука формирует у индивида объективный взгляд на окружающий мир.
При соприкосновении с наукой человек подвергает ревизии свои накопленные социальные привычки, определяет уровень их рациональности.
С её помощью он определяет место событий, которые происходили или происходят с ним, в общей картине мироздания.
Выявление причинно-следственных связей явлений способствует тому, что индивид получает возможность прогнозировать последствия своего поведения в той или иной сфере. Это качественно улучшает его деятельность, повышает её результаты.
В отличие от образования, наука имеет чисто описательный характер и максимально избавлена от оценочных категорий.
Здесь меньше лазеек для манипуляций ввиду того, что наука акцентирует внимание на отображении характерных признаков действительности.
Образование же больше направлено на формирование у индивида соответствующего отношения к окружающей среде, её правильной, с точки зрения составителей образовательных программ, оценке.
Требования, которые выдвигает наука для тех, кто её воспринимает (реципиентов), предусматривают строгое следование законам логики.
Это значит, что некоторые факты науки имеют для реципиентов принудительную силу.
Приняв определённые посылки, индивид вынужден принять и их следствия вне зависимости от своего желания и от того, как он эти следствия оценивает.
Специфика науки как института социализации способствует примирению личности с окружающим миром, снижению уровня её агрессии и желания подстроить среду обитания под себя любыми способами.
В этом контексте СМИ могут выполнять также идентифицирующую роль, объединяя определённое количество людей по их интересам (подписчики газет, журналов, владельцы аккаунтов на страницах СМИ в интернете).
Уникальность средств массовой информации как института социализации состоит в том, что они владеют удивительной способностью преподавать оценки под видом описаний.
Масс-медиа не просто описывают происходящие события, они вводят их в определённый контекст, тем самым вызывая у потребителя информации соответствующие ассоциации.
Для сохранения лояльности аудитории СМИ должны последовательно проводить в своих материалах те мотивы, которые способствовали решению индивида стать потребителем информации, предоставляемой этим СМИ.
Именно в СМИ идёт подбор сведений, которые станут достоянием широкой публики. При этом учитывается характер такой информации, то, как она сможет повлиять на своих потребителей.
Аудитория масс-медиа воспринимает те базовые установки, которые журналисты умело помещают в материал таким образом, что они оказывают влияние на реципиентов опосредованно, незаметно, постепенно.
Это в итоге способствует формированию у человека желаемых для руководителей СМИ взглядов на мир.
Интернет
Влияние интернета на процесс социализации личности в условиях ХХI века очень ощутимо. В основном это обусловлено переносом инструментария других социальных агентов в Сеть. Интернет воздействует на всех других агентов социализации.
Родители ищут в интернете педагогическую информацию для осуществления правильного с их точки зрения воспитания ребенка, образовательные и культурные институты наряду с наукой и СМИ также представлены в интернете.
Кроме того, Интернет привлекает людей подросткового возраста невозможностью его полного регулирования со стороны властных институтов. Доступ к сладкому запретному плоду здесь не встречает никаких преград.
Это формирует у личности ощущение своей исключительности. Человек осознает себя более информированным, нежели остальная общественность.
Это обстоятельство способствует его положительной самоидентификации, пускай даже реальное влияние информации, которую он воспринимает, является деструктивным.
В интернете людям проще всего объединятся в сообщества. Поиск единомышленников не требует такого количества усилий, как в реальной жизни. Это также обуславливает популярность интернета как агента социализации.
Как и СМИ, интернет не предусматривает для индивида никаких санкций.
Это делает Сеть более приемлемым институтом социализации в глазах формирующейся личности по сравнению с семьей, образованием или наукой, где за несоответствие поведения человека принятым стандартам могут последовать негативные следствия.
На процесс формирования личности влияет большое количество факторов.
С развитием общества их становится всё больше.
Роль некоторых институтов в приобщении индивида к системе социальных отношений со временем снижается, однако значение первичных агентов социализации остаётся неизменным.
В то же время особенности соотношения первичных и вторичных агентов нельзя рассматривать как процесс одностороннего влияния.
Вторичные агенты способствуют окончательному формированию личности, которая со вступлением в семейные отношения станет агентом первичной социализации для нового поколения.
Какие институты способствуют социализации личности?
Важная часть исследования общественных функций, процесса адаптации и вхождения индивидов в социум во многом зависит от деятельности специализированных учреждений, которые занимаются рассмотрением, изучением, анализом и разработками в сфере социализации. Институты представлены в виде конкретных групп, благодаря деятельности которых, субъект приобщается к общечеловеческим, культурным, поведенческим и нравственным ценностям. Данные учреждения служат трансляторами общественного опыта.
Виды институтов
Главными разновидностями рассматриваемого понятия являются семья и ООУ (ясли, детские сады, школы, лицеи, гимназии, интернаты, спортивные и специализированные учреждения). Основные виды могут быть также представлены неформальными группировками, ВУЗами, коллективами на предприятиях, организациями разной направленности, с которыми в течении жизни взаимодействует человек. Любой из представленных типов – это общность, связывающая людей интересами, целями, задачами, прямо и косвенно влияющими на социализацию личности.
В процессе социализации человек проходит 2 основные стадии – первичную и вторичную. Первичная относится к младшему дошкольному возрасту, а вторичная – ко взрослому периоду жизни человека. Исследователями доказано, что в семье ребенок получает навыки, знания, умения, вырабатывает привычки и предпочтения. Происходит это еще во внутриутробном периоде. По совету психологов, акушеров, педиатров и других медицинских экспертов беременные женщины общаются с малышом, слушают приятную музыку, читают ему детские сказки.
Когда младенец рождается, он попадает в окружение семьи, где есть папа и мама, бабушки и дедушки. Ребенок получает коммуникационные навыки, получает воспитание. Его учат языку, движениям, правилам поведения в семье (за столом, в помещении, в ванной, около электрических приборов и т. д.) и общественных местах. Семья (в идеале) дает привычки и различные полезные навыки самообслуживания, обучает, воспитывает, помогает раскрыть внутренний потенциал, определить (в более старшем возрасте) жизненные цели и задачи. Кроме того, данный институт закладывает основы психотипа, характера личности, побуждает к развитию положительных качеств, учит взаимодействию и уважению других индивидов.
Школа и любые другие социальные институты развивают интеллект, помогают научиться дружбе и коммуникации в коллективе, получить правильное педагогическое воспитание, развить таланты и направленность по выбранной специализации. В школах и гимназиях будущие личности всесторонне развиваются, благодаря усилиям педагогов и родителей. Участие в различных мероприятиях (культурных, спортивных, развлекательных) помогает людям легче влиться в общественную среду, и без трудностей взаимодействовать с другими субъектами.
В ВУЗах, колледжах, средних специальных учебных заведениях и трудовых коллективах человек получает опыт, теоретические и практические знания, корпоративное взаимодействие, уважение к педагогам и руководителям, учится соблюдать юридические нормы и нравственные правила. После школьного возраста все субъекты считаются более подготовленными ко взрослой жизни. Они умеют заботиться о себе, стремятся к финансовой независимости и нравственной зрелости.
В норме, к 30-ти годам, молодежь создает свою семью и дублирует многие постулаты и семейные ценности социума, в котором выросли и получили первичные навыки, заложенные предыдущими поколениями. В трудовых коллективах личность самоутверждается, с течением времени добивается специальной квалификации, ранга, чина, и занимает определенную роль в социуме, окончательно определив для себя жизненный путь.
Характерные особенности и функции
Социализация, благодаря институтам, проходит этапы и степени развития, которые соответствуют возрастным периодам (первичному, вторичному) и различным факторам:
Роль институтов проявляется в виде трансляции социального опыта, распределении обязанностей между индивидами, теоретических и практических наработок, анализа, на основе образцов и примеров. Нормы и ценности при этом начинают осмысливаться индивидом еще на до-трудовом этапе и вхождении в пору зрелости. Здесь имеет значение гендерное разделение полов, так как социализация мужчины и женщины сильно различается.
Женщина, как хранительница будущего семейного очага, должна стать заботливой матерью и хорошей женой. Мужчина – как глава семьи, должен защищать и оберегать свою супругу, детей и родителей. Здесь имеет значение правильное социальное, культурное, этическое и половое воспитание. Определяются нравственные стороны взаимодействия полов, их уважение друг к другу.
Институты стараются исключить развитие в социуме излишней авторитарности, конфликтности, негативных психоэмоциональных реакций. Партнеры позиционируются, как равноправные личности, со своими особенностями, характером, жизненными взглядами, убеждениями, укладом, профессиональной направленностью и самосознанием.
Роль семьи для социума имеет первостепенное значение и зависит не только от обстановки в государстве, но и от национальной культуры, традиций и общепринятых правовых и социальных норм.
Функции институтов заключаются в систематизации знаний, практического опыта, анализе и обобщении явлений в социуме, в борьбе с имеющимися проблемами. Малые и большие группы основываются на специальных методиках, результатах исследований, изучении взаимодействия отдельных личностей, групп, а также коллективов и государственных образований. Культурные и нравственные нормы имеют при этом большое значение.
В своей практике институты используют знания многих социологических наук, таких как психология, обществоведение, социология, философия, педагогика, право, политология, культурология, администрирование и ряд других. Все учреждения классифицируются по сферам жизнедеятельности социума, по ролям, которые они выполняют на любом этапе становления субъекта, по определению структуры. В связи с чем они делятся на специализированные и неспециализированные.
Общественное взаимодействие основано на сложившихся стереотипах, которые помогают в социализации личности, разделяют на категории взаимодействующие поколения. Старшие предки охотно делятся с молодежью накопленными знаниями и опытом. В результате чего, личность приобретает необходимые навыки для дальнейшего проживания, общения, осуществления трудовой и социальной деятельности.
Взаимодействие институтов с другими организациями
В своей практической деятельности учреждения используют накопленные знания в различных дисциплинах, но особенно, социологии. Одновременно применяется реальный существующий опыт общения и взаимодействия индивидов на разных этапах взросления. Все это происходит в условиях сложившейся политико-экономической обстановки в государстве, которая значительно определяет культурное и правовое отношение к взаимодействию индивидов.
Институты тесно сотрудничают с органами власти и СМИ. Государственные управленцы разрабатывает положения, методики, нормативные акты, которые определяют нормы поведения, права личности, ее влияние на социальные процессы и зависимость от них. Планы разрабатываются для ООУ, коллективов, отдельных гражданских групп. СМИ через различные доступные ресурсы постоянно информируют о различных изменениях в социуме, принятых государственных решений.
Социальные институты успешно организуют любую человеческую деятельность во всех сферах общественного развития, определяя роли каждой из взаимодействующих сторон. При этом один субъект является агентом (родители, старшие родственники, педагоги, тренеры, руководители предприятий, представители уполномоченных органов).
Институты всегда опираются на применение воспитательных санкций (морально-этических, юридических), упорядочивают и координируют действия людей, предоставляют образцы правильного поведения, нарабатывают рекомендации по стандартному поведению индивидов в различных ситуациях. Любые социальные институты законодательно закрепляются, поддерживаются мнением социума, обычаями и традициями.
Институты поддерживают социализацию с одной единственной целью – формированием индивидуальности, которая имеет огромное значение для определения личностной роли, занятия собственной ниши в социуме, цивилизационного развития человечества и поддержки существующего государства.