укажите какой элемент правовой нормы содержит перечень условий действия юридической нормы
Укажите какой элемент правовой нормы содержит перечень условий действия юридической нормы
1.1. Нормативная правовая информация
В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).
Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.
Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:
1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).
Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.
Норма права касается:
а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
б) круга должностных лиц;
в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.
Указанные признаки также приведены в Разъяснениях Минюста России о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации с ссылкой на п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
Законы
Законы РФ принимаются в виде:
— законов РФ о поправках к Конституции РФ;
— федеральных конституционных законов;
— федеральных законов (в том числе кодексов).
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Подзаконные акты
Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
Акты Правительства РФ издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ в форме постановления и распоряжения. Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты Правительства РФ по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ (ст. 5 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 N 4-ФКЗ).
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
Международные договоры
В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора..
Дополнительно см. Порядок подготовки текстов международных договоров Российской Федерации.
Внутригосударственные договоры
Коллизионно-правовые нормы
1. Коллизионная норма — это норма права, которая позволяет определить, право какого государства подлежит применению к частноправовым отношениям, осложненным иностранным элементом.
Коллизионная норма имеет свою, отличную от других норм права, структуру и состоит из объема и привязки. Объем — это часть коллизионной нормы, указывающая на те отношения, к которым норма применяется. Так, в п. 2 ст. 1197 ГК объем нормы следующий: «Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным». Привязка — часть коллизионной нормы, которая определяет, право какого государства следует применить к отношениям (компетентное право). В п. 2 ст. 1197 ГК привязка следующая: «Подчиняется российскому праву».
2. Коллизионные нормы можно классифицировать по различным основаниям.
Односторонней называется коллизионная норма, привязка которой указывает на применение правовой системы конкретного государства. Например, п. 2 ст. 1195 ГК: «Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным (физического лица) законом является российское право».
Двусторонней (многосторонней) коллизионной является норма, которая не называет компетентное право, но определяет его через указание на конкретные фактические обстоятельства. Например, п. 4 ст. 1209 ГК «Форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны, где находится это имущество». Отсюда следует, что потенциально это может быть право любого государства, однако применить следует именно право той страны, где находится недвижимость.
Альтернативные коллизионные нормы содержат несколько вариантов для выбора права, закрепленных законодателем в самой норме. Так, согласно п. 1 ст. 1221 ГК к требованию о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатка товара, работы или услуги, может применяться либо право страны, где имеет место жительства или основное место деятельности продавец или изготовитель товара либо иной причинитель вреда, право страны, где имеет место жительства или основное место деятельности потерпевший, или же право страны, где была выполнена работа, оказана услуга, или право страны, где был приобретен товар. При этом выбор права принадлежит потерпевшему.
Кумулятивные нормы (от лат. cumulo — накапливаю). В этом случае речь идет о возможности применения вначале права одного государства, и если это не приводит к должному результату, то затем и другого. Например, п. 2 ст. 1224 ГК указывает, что форма завещания определяется «по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания…». Однако далее п. 2 ст. 1224 ГК предусматривает дополнительную возможность для признания завещания действительным, поскольку определено, что форма завещания может соответствовать праву места составления завещания или требованиям российского права.
Диспозитивные коллизионные нормы закрепляют возможность выбора права сторонами правоотношений. Так, сторонам договора при заключении договора или в последующем предоставляется право выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору ( п. 1 ст. 1210 ГК).
К императивным коллизионным нормам относятся нормы, не позволяющие сторонам самим выбрать применяемое право. Примером такой нормы может служить п. 2 ст. 1213 ГК: «К договорам в отношении находящихся на территории Российской Федерации земельных участков, участков недр и иного недвижимого имущества применяется российское право».
3. Основные типы коллизионных привязок (формулы прикрепления). Коллизионные привязки можно объединить в группы, именуемые еще формулами прикрепления. Среди них выделают личный закон, закон места нахождения имущества, места совершения акта, закон характерного исполнения, закон наиболее тесной связи и др.
Личный закон применяется для определения правового положения физических и юридических лиц. Личный закон физических лиц подразделяется на закон гражданства и закон места жительства. Закон гражданства — коллизионная привязка, в силу которой применяется право того государства, гражданином которого является физическое лицо, а закон места жительства обязывает к применению права страны, на территории которой лицо проживает. Личный закон используется для определения право- и дееспособности, объема и характера личных неимущественных прав, в том числе в семейном праве, и в некоторых иных случаях.
Закон места нахождения вещи используется преимущественно при решении вопросов, связанных с вещными правами. По общему правилу право собственности на имущество определяется по праву страны, где это имущество находится, что нашло закрепление в ст. ст. 1205 — 1207 ГК.
Закон места совершения акта включает в себя несколько «родственных» вариантов — закон места совершения договора, закон места совершения брака, закон места заключения сделки, закон места выдачи доверенности, составления завещания и т.д. — и применяется для определения права, подлежащего применению к обязательствам и в некоторых других случаях. Для определения права, регулирующего деликтные обязательства, наиболее распространенной коллизионной привязкой является закон места причинения вреда ( ст. 1219 ГК).
Закон характерного исполнения означает, что к отношениям следует применять право той страны, представитель которой осуществляет исполнение, определяющее суть договора. В ст. 1211 ГК данная привязка закреплена следующим образом: «…к договору применяется право страны, где на момент заключения договора находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора». При этом установлено, что стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для договора купли-продажи, является продавец, а для договора аренды — арендодатель и т.п. Не случайно данный тип привязки еще именуют «закон страны продавца».
Закон наиболее тесной связи означает, что к отношению должно применяться право той страны, с которой оно наиболее тесно связано. Указанный тип привязки закреплен в ст. 1186 ГК, где сказано, что при невозможности определить право, подлежащее применению, применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано.
Закон флага. Коллизионная норма с такой привязкой есть в ст. 415 КТМ, согласно которой право собственности и другие вещные права на судно, включая возникновение, переход и прекращение таких прав, определяются по праву того государства, под флагом которого ходит судно.
Закон суда. Суть данной формулы в том, что суд при определенных ситуациях, например при невозможности установить содержание иностранного права, может применить материальное право своего государства, т.е. государства, на территории которого осуществляется судебное разбирательство ( ст. 1191 ГК).
Структура правовой нормы
Норма права как системное образование имеет определенную структуру. Под структурой нормы права понимается внутреннее строение нормы и связь ее элементов. Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция, санкция.
Гипотеза — это часть правовой нормы, в которой содержится условие ее реализации. Например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: определенный возраст и вменяемость.
По характер у содержания различают общие и конкретные гипотезы.
Диспозиция — это часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения. В уголовном праве и других правоохранительных отраслях большинство диспозиции содержит признаки запрещенных деяний.
По способу описания различают диспозиции простые, описательные, бланкетные и отсылочные.
Санкция — это часть нормы права, в которой указаны правовые последствия: негативные либо позитивные. В уголовном и административном праве негативные санкции сформулированы как вид и мера наказания. Трудовое право и ряд других отраслей в качестве позитивных санкций предусматривают поощрительные меры.
По характеру последствий различают позитивные и негативные санкции.
В теории права различают логическую и фактическую структуру правовой нормы. Обязательным элементом логической структуры нормы права являются гипотеза, диспозиция, санкция. Указанные элементы формируют логическое содержание нормы, которое можно выразить формулой: «Если при определенных обстоятельствах (гипотеза) субъект совершит известное действие (диспозиция), то наступят предусмотренные последствия (санкция)».
Вопрос о фактической структуре нормы является дискуссионным. Одни ученые считают, что фактическая норма права состоит из двух элементов: гипотезы и диспозиции, либо диспозиции и санкции. При этом высказывается мнение, что гипотеза уголовно-правовой нормы сливается с диспозицией. Другие авторы полагают, что фактическая структура классической нормы права имеет трехчленное строение.
Норма права
Норма права — это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Норма права — это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.
Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам.
Содержание
Признаки нормы права
Правовые нормы имеют следующие признаки:
Структура нормы права
Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе»). Правоприменительность норм права достигается при условиях наличия взаимосвязи:норм фиксирующих наличие юридического факта; норм, фиксирующих разнообразие процесса применения; норм права фиксирующих процессы исполнения и исполнения наказания.
Гипотеза (если…) — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.
В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:
В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:
Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.
По характеру предписания диспозиции подразделяются на:
По способу выражения в нормативно-правовых актах диспозиции делятся на:
Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).
По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).
Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.
В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).
Изложение правовых норм в нормативных актах
Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.
Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.
Излагая правило поведения, законодатель может:
Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов:
1) прямой (элемент нормы права прямо излагается в статье);
2) бланкетный (элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым);
3) отсылочный (элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативного правового акта).
Классификации норм права
Существуют также «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:
Тема: Понятие, виды и структура норм права.
1. Выделите признак отличающий правовую норму от иных общественных регуляторов:
а) правило поведения; б) общий характер; в) охраняется принудительной силой государства; г) является результатом сознательно – волевой деятельности людей.
2. Соотнесите виды норм права с классификационными критериями:
1)-б по предмету правового регулирования; 2)-г по юридической силе; 3)-а по характеру содержащихся предписаний; 4)-в по действию во времени; 5)-з по кругу субъектов; 6)-ж по способу установления правил поведения; 7)-е по функциональному назначению; 8)-и по предмету регулирования; 9)-д по функциям права.
1-б; 2-г; 3-а; 4-в; 5-з; 6-ж; 7-е; 8-и; 9-д.
а) санкционированное государством общеобязательное для исполнения правило поведения; б) правило поведения, установленные в общественных организациях; в) правила поведения, вошедшие в привычку людей в результате их многократного повторения; г) правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах.
а) обязывающие; б) управомачивающие; в) поощряющие; г) запрещающие.
а) процессуальные нормы; б) материальные нормы; в) охранительные нормы; г) регулятивные нормы.
7. Укажите элемент структуры нормы права:
а) гипотеза; б) ссылка; в) абзац; г) дефиниция.
8. Укажите элемент структуры нормы права:
а) коллизия; б) преамбула; в) дефиниция; г) диспозиция.
9. Укажите, какой элемент правовой нормы содержит перечень условий действия юридической нормы:
а) гипотеза; б) преамбула; в) диспозиция; г) санкция.
10. Укажите, какой элемент правовой нормы называет меры, наступающие в случае нарушения правила, обозначенного диспозиции нормы:
а) преамбула; б) гипотеза; в) санкция; г) сама диспозиция.
а) гипотеза; б) диспозиция; в) преамбула; г) санкция.
12. Укажите, какого вида гипотез не существует:
а) абсолютно-определенной; б) альтернативной; в) бланкетной; г) сложной.
13. Укажите, какой элемент правовой нормы пропущен в ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса РФ: «Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, — наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет»:
а) гипотеза; б) диспозиция; в) санкция; г) преамбула.
14. Какой элемент правовой нормы пропущен в ч. 2 ст. 104 Конституции РФ: «Законопроекты вносятся в Государственную Думу»:
а) гипотеза; б) диспозиция; в) санкция; г) преамбула.
15. Санкции по способу охраны правопорядка делятся:
а) на простые, сложные и альтернативные; б) на абсолютно-определенные и относительно-определенные; в) на описательные, ссылочные и бланкетные; г) на правовосстановительные и карательные.
16. Укажите диспозицию следующей нормы: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет»:
а) абсолютно-определенная; б) относительно-определенная; в) альтернативная; г) сложная.
Тема 13. Форма (источники) права.
В зависимости от способа закрепления и «среды обитания», в которых должны действовать нормы права, выделяют следующие виды его источников.
Правовой обычай — это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательной нормы поведения.
Обычно выделяют следующие виды правовых обычаев: прогрессивные, консервативные, реакционные (например, принципы талилона). Государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат проводимой им политике, а также сложившимся нравственным основам образа жизни.
Термин «обычай» в современных правовых системах трактуется, как правило, неоднозначно. Нередко наряду с ним используется понятие «обыкновение». Обыкновение, играющее большую роль в регулировании торговых отношений, определяет, как правило, сложившиеся на основе столь постоянного единообразного повторения данных фактические отношения, что оно считается входящим в состав волеизъявления сторон по сделке в случае соответствия их намерений.
В современных условиях обычай как основной источник права утратил свое значение. Однако в международном гражданском и других отраслях права обычай продолжает иметь место. Например, статья 5 ГК РФ в качестве источника гражданского права предусматривает обычаи делового оборота.
Правовой прецедент.
— это решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах.
Судебный прецедент является весьма распространенной формой права в современном мире и особенно в англосаксонской правовой семье. В отечественной науке судебный прецедент как источник права отрицался. Назначение судебной практики признавалось как средство формирования правосознания юристов, являющегося личностным механизмом разрешения юридически значимых дел. Иными словами, судебная практика рассматривалась как определенная идеология.
Нормативный правовой акт – это принятый компетентным субъектом правотворчества официальный правовой документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.
Признаки нпа: 1. Принимается только уполномоченным субъектом правотворчества в пределах его компетенции. 2. Принимается в ходе правотворческой деятельности. 3. Устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. 4. Принимается в порядке, установленном нормами права. 5. Оформляется в виде официального правового документа, имеет установленную форму и реквизиты. 6. Рассчитан на многократную реализацию. 7. Распространяет свое действие на широкий круг лиц.
1. По юридической силе: – законы; – подзаконные нормативные правовые акты.
2. По сфере действия: – акты внешнего действия; – акты внутреннего действия.
3. По сроку действия: – бессрочные; – срочные.
4. По субъекту правотворчества: – акты, принятые народом на референдуме; – акты, принятые государственными органами; – акты, принятые иными уполномоченными органами; – акты, принятые должностными лицами.
5. По объему и характеру действия: – акты общего действия; – акты ограниченного действия; – акты исключительного (чрезвычайного) действия.
6. По содержанию: – отраслевые; – межотраслевые/комплексные.
Закон – принятый в особом порядке народом на референдуме или органом законодательной власти нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаки закона: 1. Закон – это нормативный правовой акт. 2. Принимается народом на референдуме или органом законодательной власти. 3. Принимается в особом порядке (референдумном или законодательном). 4. Обладает высшей юридической силой. 5. Регулирует наиболее важные общественные отношения.
Стадии законодательного процесса:1) законодательная инициатива; 2) обсуждение законопроекта; 3) принятие закона; 4) промульгация закона.
1. По субъектам принятия: – законы, принятые народом на референдуме; – законы, принятые органами законодательной власти.
2. По принципу федерализма: – федеральные законы; – законы субъектов федерации.
3. По юридической силе: – Конституция РФ; – законы о поправках к Конституции РФ; – федеральные конституционные законы; – федеральные законы.
Задания к теме №13
1. Контрольные вопросы (подчеркните ответы в лекции)
1. Что понимается под источниками права?
Правовой обычай, Правовой прецедент, Нормативный договор, Нормативный правовой акт, Закон.
2. Правовой обычай как источник права.
3. Судебный прецедент как источник права.
4. Правовой договор.
5. Нормативно-правовой акт.
Нормативный правовой акт – это принятый компетентным субъектом правотворчества официальный правовой документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.
Закон – принятый в особом порядке народом на референдуме или органом законодательной власти нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
2. Составьте схему по материалам лекции 13.
|