укажите в каком журнале была напечатана повесть подлиповцы
Книга: Решетников Ф. М. «Подлиповцы»
Решетников Федор Михайлович (1841 — 1871) — русский писатель.
Вашему вниманию предлагается книга «Подлиповцы», которая была впервые опубликована на страницах «Современника» в 1864 году с посвящением Н. А. Некрасову.
Настоящий этнографический очерк посвящен жизни бурлаков. В нем правдиво отражены народные страдания, описана жизнь нищей и обездоленной пореформенной деревенской глубинки. Писатель показывает стремление крестьян к лучшей жизни, которое побуждает их покидать деревни и в поисках «богачества» идти в бурлаки.
В своих произведениях Решетников придерживался реалистических взглядов на действительность, дополняя их новизной образного содержания. У современного читателя есть возможность по достоинству оценить его работы.
Содержание:
Подлиповцы. 5 Часть первая. ПИЛА И СЫСОЙКО. 6 Часть вторая. БУРЛАКИ. 124 Примечания. 217
Издательство: «Директ-Медиа» (2012)
Решетников Ф. М.
Фёдор Миха́йлович Реше́тников (5 (17) сентября 1841, Екатеринбург — 9 (21) марта 1871, Санкт-Петербург) — русский писатель.
Содержание
Биография
С 1847 учился в начальной школе, затем в Пермском уездном училище. В 1855 за вынос из почтовой конторы пакетов был отдан под суд, после длившегося два года судебного следствия был сослан на 3 месяца в Соликамский монастырь на покаяние. Окончив Пермское уездное училище (1859), служил чиновником в Екатеринбурге (где ныне имеется дом-музей) и Перми.
В 1863 переехал в Санкт-Петербург. Служил в департаменте Министерства финансов. Одновременно публиковал в газете «Северная пчела» очерки о жизни социальных низов. При содействии Н. Г. Помяловского в 1864 сблизился с редакцией «Современника».
В 1865 совершил длительную поездку на Урал, собирая в Перми, Соликамске, Усолье, Чердыни, Тагиле материалы для задуманной серии этнографических очерков о горнозаводских рабочих. Некоторое время сам работал на Демидовском заводе. Впечатления отразились в романах «Горнорабочие», «Глумовы» и других произведениях.
Творчество
Дебютировал в печати очерками в «Пермских губернских ведомостях» в 1862. Первое значительное произведение — этнографический очерк из жизни бурлаков «Подлиповцы», опубликованный в журнале «Современник» (1864).
В незавершённых романах «Горнорабочие» (1866), «Глумовы» (1866—1867; отдельное издание 1880), «Где лучше?» (1868), очерках «Рабочие лошади», «На большой дороге» (1866), «Очерки обозной жизни» (1867) изобразил быт горнозаводских рабочих. Впервые в русской литературе описал забастовку.
Автор рассказов, повестей «Ставленник» (1864), автобиографической повести «Между людьми» (1865), романа «Свой хлеб» (1870), посвящённого женской эмансипации.
Источники
Ссылки
Другие книги схожей тематики:
См. также в других словарях:
Решетников, Федор Михайлович — писатель; родился 5 го сентября 1841 г. в Екатеринбурге. Отец его был бедный дьячок, горький пьяница; когда Р. было 40 недель от роду, мать ушла с ним в Пермь, к дяде; здесь, не вполне еще оправившись от родов, она испугалась громадного пожара,… … Большая биографическая энциклопедия
Решетников Федор Михайлович — известный писатель. В истории новейшей русской литературы Р. до сих пор занимает особое положение, одним из наиболее ярких проявлений которого может служить отзыв Тургенева в его воспоминаниях о Белинском. Бросая общий взгляд на произведения,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Решетников, Федор Михайлович — известный писатель. В истории новейшей русской литературы Р. до сих пор занимает особое положение, одним из наиболее ярких проявлений которого может служить отзыв Тургенева в его воспоминаниях о Белинском. Бросая общий взгляд на произведения,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Решетников — Федор Михайлович (1841 1871) беллетрист. Дед Р. был уездным казначеем, отец дьячком, к концу жизни почтальоном. Мать дочь дьячка. Дядя и воспитатель был приемщиком почтовой конторы в Перми. Родился Р. в Екатеринбурге, воспитывался и учился в… … Литературная энциклопедия
Решетников Фёдор Михайлович — (1841 1871), русский писатель. В повести «Подлиповцы» (1864) картина народных страданий; в романах одним из первых изобразил зарождение в России рабочего класса. * * * РЕШЕТНИКОВ Федор Михайлович РЕШЕТНИКОВ Федор Михайлович (1841 71), русский… … Энциклопедический словарь
За бесценок — Разг. Экспрес. Очень дёшево (продать или купить что либо). Вот они, сделав кадки, наберухи, лапти, везут это на продажу в город; но там и без них много таких горемык, как подлиповцы, и всякий сбывает за бесценок, лишь бы хлебушка купить (Ф.… … Фразеологический словарь русского литературного языка
РЕШЕТНИКОВ Федор Михайлович — (1841 71) русский писатель демократ. В повести Подлиповцы (1864) картина народных страданий; в романах одним из первых изобразил зарождение в России рабочего класса … Большой Энциклопедический словарь
Решетников Федор Михайлович — [5(17).9.1841, Екатеринбург, ныне Свердловск, ‒ 9(21).3.1871, Петербург], русский писатель. После окончания Пермского уездного училища (1859) служил чиновником в Екатеринбурге и Перми. В 1863 переехал в Петербург. Печатался с 1861. Решающее… … Большая советская энциклопедия
Решетников — I Решетников Федор Григорьевич (р. 25.11.1919, с. Мар Буда Ямпольского района Сумской области), советский учёный в области физико химии и металлургии, член корреспондент АН СССР (1974). Член КПСС с 1947. Окончил Московский институт… … Большая советская энциклопедия
бога́тый — ая, ое; гат, а, о; богаче, богатейший. 1. Обладающий большим имуществом, большими материальными ценностями; зажиточный; противоп. бедный. Богатый колхоз. Богатая страна. □ Богат, хорош собою, Ленский Везде был принят как жених. Пушкин, Евгений… … Малый академический словарь
Вопрос № 48. Анализ романа Решетникова «Подлиповцы».
1864 году сближается с редакцией «Современника», где печатается его повесть «Подлиповцы». С этого времени Решетников – один из постоянных сотрудников этого журнала, друг Некрасова. Правдивое изображение народных страданий, жизни нищей и обездоленной пореформенной деревни поставило писателя в ряды лучших литераторов того времени. По словам Салтыкова-Щедрина, повесть привлекла к себе внимание «новостью обстановки, своеобразностью языка и оригинальностью идеи». Сохраняя черты этнографического очерка, «Подлиповцы» давали читателям широкое представление о жизни отдаленного края — Пермской губернии, вместе с тем Решетников показывает смутный протест, стремление крестьян к лучшей жизни, которое побуждает их покидать деревни и в поисках «богачества» идти в бурлаки. Подобного изображения народной жизни русская литература еще не знала: в ней преобладало очерковое раскрытие отдельных сторон народного быта. В образах своих героев Пилы и Сысойки Решетников показывает противоположные черты народного характера. Забитость крестьянина, его слабость и покорность полнее отражены в Сысойке; напротив, в Пиле в большей мере воплощены богатырство русского народа, его способность к протесту, чувство собственного достоинства. Но варварские условия жизни — постоянный голод и нужда — губят этого незаурядного человека. «Подлиповцы» явились новой формой повести из народной жизни. Непреодолимая сила обстоятельств — бедственное положение пореформенной деревни — приводит в движение широкие крестьянские массы, пробуждает в них общественное сознание, заставляет искать места, где лучше. В последующем творчестве Решетникова, в его романах, найдут еще более полное выражение эти принципы изображения народной жизни.
Решетников – представитель демократической литературы, известен в русской литературе как автор социально-бытового очерка «Подлиповцы». Основной образ в его очерке «Подлиповцы», как и в других произведениях демократов – образ народа. Повесть «Подлиповцы» показала народ не как безликую массу. Его творчество стало поводом к обсуждению вопроса о том, может ли простой человек, один из толпы стать героем литературы. Целью автора было, как он сам писал, «помочь этим бедным труженикам» – бурлакам.
Композиция повести линейная. События воспроизведены в хронологической последовательности.
Название очерка «Подлиповцы» указывает на то, что автор считал всех обитателей Подлипной героями своего произведения. Центральные его герои — Пила и Сысойко — выведены на первый план, как наиболее характерные, типичные «подлиповцы». Рассказ об их трагической судьбе составляет сюжетную основу произведения. Решетников создал образнищей, разоренной, разбредающейся на заработки и вымирающей деревни.
Писатель показывает, что темнота подлиповцев — следствие их нищеты и бесправия, он считает это злом. Идея «Подлиповцев» состояла в том, что темные, забитые крестьяне в труде и борьбе просвещаются, делаются более сознательными
Герои «Подлиповцев» нарисованы Решетниковым в развитии. Мир они воспринимают теперь не как однородное собрание равных перед богом людей, а как социально неравноправное общество. Решетниковские пермяки говорят по-русски, только с пермскими областными особенностями
Произведение Решетникова оканчивается рассказом об Иване и Павле, они становятся рабочими, знающими свое дело. Научившись чтению, они увлекаются книгами.
В образах своих героев Пилы и Сысойки Решетников показывает противоположные черты народного характера. Забитость крестьянина, его слабость и покорность полнее отражены в Сысойке; напротив, в Пиле в большей мере воплощены богатырство русского народа, его способность к протесту, чувство собственного достоинства. Но варварские условия жизни — постоянный голод и нужда — губят этого незаурядного человека.
В этнографическом очерке «Подлиповцы» писатель создает собирательный образ среды. Ярким средством характеристики героев и создания типического образа в «Подлиповцах» Решетникова является язык. Писатель умеет, тщательно и строго отбирая диалектизмы, не засоряя ими язык, использовать их для воссоздания речи и образа мыслей героев. Потом речь их меняется. Она становится лексически более разнообразной, синтаксически более сложной.
Изображая страшную действительность 60х, Решетников сохранил веру в общий для русских демократов идеал: он верил, что освобожденный и просвещенный народ России осуществит полное преобразование общества, изменит свой быт, свой труд и создаст справедливый строй.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Текст книги «Подлиповцы»
Автор книги: Федор Решетников
Классическая проза
Текущая страница: 10 (всего у книги 10 страниц)
Примечания
Впервые было опубликовано под заглавием: Подлиповцы. Этнографический очерк, с посвящением Н. А. Некрасову в «Современнике», 1864, N 3 (1-VIII главы), N 4 (IX-XVII главы), N 5 (XVIII-XXXII главы); подпись Ф. Решетников. Полностью при жизни автора напечатано в отдельном издании: Подлиповцы. Этнографический очерк (из жизни бурлаков) в двух частях Ф. Решетникова. Спб. Изд. С. В. Звонарева. 1867. Рукопись неизвестна. Включалось во все посмертные собрания сочинений. В советский период, начиная с 1920 г., многократно переиздавалась в полном и сокращенном виде отдельной книгой, в томах избранных произведений Ф. М. Решетникова в указанном Полн. собр. соч., т. 1. Известна аннотация, которую написал Ф. М. Решетников по просьбе издателя в качестве объявления к своей первой книге, отдельному изданию «Подлиповцев»: «Жителям городов, расположенных при судоходных реках, часто случается видеть судорабочих, но едва ли кому известен быт бурлаков, занимающихся почти вею жизнь сплавом барок вниз по рекам Чусовой, Каме и Волге. Поэтому автор в очерке «Подлиповцы» со всею правдивостью, ясностью и без всяких прикрас изложил перед читателями жизнь бедных, забитых, на взгляд диких людей северо-востока Европейской России. В первой части изображены картины местности, обитаемой Пилой и Сысойком, их нравы, обычаи, простота, семейная жизнь, сложившиеся своеобразно, и, наконец, – единственная возможность избавиться от гнетущей их жизни, – желание быть бурлаками и поход за этим. Во второй части изображены картины бурлацкой жизни во всей их наготе» («С.
– Петербургские ведомости», 1867, N 292 от 22 октября). Первые упоминания о работе над повестью «Подлиповцы» относятся к 1862 г., когда Ф. Решетников жил в Перми. В феврале – начале марта 1862 г. он записал в своем Дневнике, который первый биограф писателя Глеб Успенский будет часто цитировать и назовет «весьма важным для понимания характера таланта Ф. М.»: «… Материала у нас очень много… Наш край обилен характерами. У нас всякий, кажется, живет наособицу… чиновник, купец, горнорабочий, крестьянин… А сколько тайн из жизни бурлаков неизвестно миру? Отчего это до сих пор никто не описывал их? Отчего наш край молчит…» (Успенский Г. И. Федор Михайлович Решетников. Биографический очерк. – Полн. собр. соч., т. IV. М., Изд-во АН СССР, 1949, с. 462). В письме к В. А. Трейерову от 12 марта 1862 г. Решетников писал: «Я ныне, на днях, написал в виде повести, и мне она понравилась… Я пишу быт нашего края, и, быть может, публика узнает многое о нем, узнает то, чего не знала: в нашем краю много тайн, много…» (Решетников Ф. М. Полн. собр. соч., т. 1, с. 410). Особенности стиля, сюжетных мотивов, деталей быта, этнографичность повествования сближают «Подлиповцев» с другими ранними пермскими произведениями молодого Решетникова, на которые указывает в биографическом очерке Г. Успенский (рассказ из горнозаводской жизни «Скрипач», драмы «Раскольник», «Деловые люди, или Заседатель», очерк «Осиновцы»). 3 августа 1863 г. Решетников приехал в Петербург. К началу 1864 г. молодой писатель был автором нескольких опубликованных в Перми и Петербурге очерков: «Библиотека для чтения чиновников Пермской казенной палаты» и «Святки в Перми» (в «Пермских губернских ведомостях», 1861-1862), «На палубе», «Складчина», «Лотерея», «Горнозаводские люди», «С новым годом» (в петербургской газете «Северная пчела», 1863 – январь 1864). По свидетельству Г. Успенского: «Один из сослуживцев его (В. Г. Комаров. – Г. П.), брат Н. Г. Помяловского, уже умиравшего тогда в клинике, человек, знакомый с литературным делом, надоумил его снести только что написанных «Подлиповцев» в редакцию «Современника»…» (Успенский Г. И., цитированная статья, с. 466). Биограф писателя так рассказывает об обстоятельствах передачи «Подлиповцев» в «Современник»: «В начале 1864 года в бывшую редакцию «Современника» при посредстве кучера либо дворника, по просьбе какого-то крайне запуганного и нищенски одетого человека, была передана беллетристическая рукопись… «Я, – писал автор ее к Н. А. Некрасову, – приехал в Петербург нищим, надеясь помещать свои сочинения в каком-либо журнале. Я чувствую, что могу написать хорошее, но меня некому поддержать…» Это писал Решетников, рукопись была «Подлиповцы» и оказалась до того хорошею, открывала до такой степени много новых сторон в народной жизни и народной душе, что имя ее автора сразу обратило на себя всеобщее внимание» (Успенский Г. И. Ф. М. Решетников. Некролог. – Полн. собр. соч., т. IV. М., Изд-во АН СССР, 1949, с. 553). В письме к редактору «Современника» молодой писатель не только рассказывает о жизненных источниках его первого крупного произведения, но и излагает свои взгляды на литературу, весьма созвучные литературно-общественным устремлениям ведущего органа революционной демократии 60-х годов: «Таких людей, как подлиповцы, в настоящее время еще очень много не только в Чердынском уезде, Пермской губернии, местности самой глухой и дикой, но и в смежных с нею Вятской, Вологодской и Архангельской. Зная хорошо жизнь этих бедняков, потому что я 20 лет провел на берегу реки Камы, по которой весной мимо Перми плывут тысячи барок и десятки тысяч бурлаков, я задумал написать бурлацкую жизнь, с целью хоть сколько-нибудь помочь этим бедным труженикам. Я не думаю, чтобы цензура нашла что-нибудь в этом очерке невозможное для пропуска, по-моему, написать все это иначе – значит говорить против совести, написать ложь… Наша литература должна говорить правду… Вы не поверите, я даже плакал, когда передо мной очерчивался образ Пилы во время его мучений» (Успенский Г. И. Полн. собр. соч., т. IV, с. 467; курсив Г. Успенского). Публикация «Подлиповцев» в «Современнике» стала важным событием литературно-общественной жизни, «… с этого времени имя Решетникова сразу заняло высокое место» (Успенский Г. И. Полн. собр. соч., т. IV, с. 466). В 60-х – начале 70-х годов творчество Решетникова оказалось в центре внимания русской критики. Не было, пожалуй, ни одного органа журналистики, который не откликнулся бы так или иначе на его произведения, вокруг творчества Решетникова загорелись ожесточенные споры. Весьма показателен прием, который был оказан повести Решетникова реакционными кругами того времени. Реакционная критика (Аверкиев, Авсеенко, Головин) обвиняла автора в незнании жизни, в искажении ее в повести, в отсутствии в ней художественных достоинств, произведение Решетникова объявлялось пасквилем на русский народ, писателя отнесли к «антихудожественной школе». В прогрессивном лагере встретили повесть восторженно. Появление повести «Подлиповцы», а затем и романов «Горнорабочие», «Глумовы», «Где лучше?», «Свой хлеб» приковало к писателю внимание виднейших деятелей русской литературы. Д. И. Писарев одним из первых отметил верность Решетникова реальной действительности: «… его, пожалуй, можно упрекнуть в некоторой сухости изложения, но о незнании быта не может быть и речи. Кто прочел хоть одни из его рассказов, тот должен был убедиться в том, что г. Решетников описывает только такие явления, которые он видел очень близко, изучил очень внимательно или даже испытал на своей собственной особе» (Писарев Д. И. Литературная критика в 3-х томах, т. 2. Л., «Художественная литература», 1981, с. 302). Салтыков-Щедрин писал: «Г-н Решетников начал свою деятельность в 1863 году повестью «Подлиповцы», которая тогда же обратила на себя внимание публики новостью обстановки, своеобразностью языка и оригинальностью идеи, лежавшей в ее основании» (Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч. в 20-ти томах, т. 9. М., «Художественная литература», 1969-1974, с. 322). Борцу за революционную демократию дорог писатель, который «… чувствует правду,… пишет правду, и из этой правды… естественно вытекает трагическая истина русской жизни…» (там же, с. 35). Имея в виду главным образом «Подлиповцев», о «трезвой правде Решетникова» писал И. С. Тургенев, восклицая: «… без шуток – очень замечательный талант» (Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем, в 28-ми томах. М.-Л.» «Наука», 1964, т. 7. с. 285; т. 14, с. 57). Гончаров в 1869 г. назвал имя Решетникова среди «новых писателей», которые «… примкнулись к довольно обширной семье писателей, начиная с Гоголя, именем которого и назван период, продолжающийся поныне до гг. Слепцова, Успенского, Решетникова – и других – в беллетристике, с Белинского до Добролюбова – в критике и публицистике, и т. д. (Гончаров И. А. Собр. соч. в 8-ми томах, т. 8. М., ГИХЛ, 1955, с. 150-151). О художественном даровании Решетникова Достоевский писал Н. Н. Страхову: «Помещичья литература сказала все, что имела сказать Нового слова, заменяющего помещичье, еще не было, да и некогда. Решетниковы ничего не сказали. Но все-таки Решетниковы выражают мысль о необходимости чего-то нового в художественном слове, уже не помещичьего – хотя и выражают в безобразном виде» (Достоевский Ф. М. Письма, т. II. 1867-1871. ГИЗ, 1930, с. 365). В программных выступлениях русской демократической критики 60-70-х годов повесть «Подлиповцы», творчество Решетникова рассматривалось как одно из главных олицетворении успехов «молодой литературы» пореформенной поры в «расширении арены правды, арены реализма» (Салтыков-Щедрин); как выражение нового направления в развитии русской демократической литературы. «Народный реализм в литературе» – определил это направление критик-шестидесятник Шелгунов, а Решетникова назвал первым на этом пути» (Шелгунов Н. В. Литературная критика. Л., «Художественная литература», 1974, с. 293). Называя «лучшими во всех отношениях» повести «Подлиповцы» и «Между людьми», русский революционер и литературный критик Ткачев говорил о читательском успехе исполненных подлинного гуманизма сочинений Решетникова: »… произведения его с такой жадностью читались, читаются и долго еще будут читаться молодою и самою здоровою частью нашего общества» (Ткачев П. Н. Избр. соч. в 4-х томах, т. II. М., Изд-во Всесоюзн. общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1932, с. 232). Крестьянский поэт Спиридон Дрожжин записывал в своих воспоминаниях: «Какая сила в этих «Подлиповцах»! А где правда жизни, там и поэзия. Написавший этот очерк не мог не любить своего бедного забитого народа. Он вполне и истинно народный писатель. Я предсказываю, что его книга в будущем будет настольною книгою каждого крестьянина. Не все же он у нас будет безграмотным» («Русская старина», 1884, N 11, с. 310-311). Горечь, боль, обиду за человека, замученного существующим порядком жизни, гневное возмущение будит в душе героя раннего рассказа Горького «Коновалов», «грустная история Сысойки и Пилы». Позже А. М. Горький скажет о силе воздействия на него литературы 60-70-х годов – Н. Успенского, «мрачного Решетникова «Подлиповцев» и «Николы Знаменского», Левитова, Слепцова, Помяловского: «Я чувствовал, что эти разнообразно и размашисто талантливые люди, сурово и поспешно рассказывая тяжелую правду жизни, предъявляют мне какое-то неясное для меня требование» (М. Горький о литературе. Литературно-критические статьи. М., «Сов. писатель», 1953, с. 511). В 90-е годы марксистская критика в борьбе с либеральным народничеством использовала произведения Решетникова как документ огромной обличительной силы и правды о реальных условиях жизни пореформенной русской деревни, которая была для разоренных крестьян «местом мучений». Плеханов в одной из статей серии «Наши беллетристы-народники» указывал: «И у Г. И. Успенского, и у Златовратского, и даже у Решетникова вы можете найти совершенно подобные черты современной народной психологии…» (Плеханов Г. В. Избранные философские произведения в 5-ти томах, т. 5, М., Изд-во соц. эк. лит-ры, 1958, с. 113). В. И. Ленин в статье 1897 г. «По поводу одной газетной заметки», высмеивая утопические доктрины и маниловское прожектерство народнических публицистов, воспользовался образом «голодного Сысойки» как типическим образом темного и бесправного крестьянина-бедняка, задавленного непосильным трудом и нуждой (Ленин В. И. Полн. собр. соч., изд. V, т. 2, М., 1958, с. 428). Упорно боролась с сочинениями Решетникова царская цензура. Под давлением цензурных обстоятельств Решетников вынужден был пойти на ряд купюр и изменений при подготовке в 1867 г. отдельного издания повести, которое существенно отличалось от журнальной публикации (цензурные искажения восстановлены в последнем полн. собр. соч.). Дальнейшие попытки переиздания повести встречались цензурой с неизменной враждебностью. В 1887 г. переиздание «Подлиповцев» «как произведения в высшей степени безнравственного и тенденциозного» было запрещено. С 80-х годов запрещены отдельные издания произведений Решетникова, запрещены были они также и к обращению в публичных библиотеках и общественных читальнях. Т.А. Полторацкая.
Примечания к изданию: Ф.М. Решетников. Между людьми. Повести, рассказы и очерки. Изд. «Современник», М., 1985 г.
Примечания Т. А. Полторацкой к «Подлиповцам»:
Государственные крестьяне – незакрепощенные крестьяне, находившиеся на казенных землях, владельцем которых было государство, а не отдельные помещики.
Становой пристав – уездный полицейский, ведающий станом (рядом деревень).
Квартальный надзиратель (квартальный) – полицейский, следивший за благонадежностью жителей своего квартала.
… преж казенные были, теперь вольные стали. – Для обеспечения растущей промышленности дешевой рабочей силой государственные (казенные) крестьяне с начала XVIII века законом прикреплялись к заводам; после реформы 1861 г. становились наемными рабочими. Шайтанский завод – здесь: железоделательный завод при впадении р. Шайтань в р. Чусовую.
… как некогда шли евреи по пустыне Аравийской… – Имеется в виду библейское сказание об уходе евреев из Египта. Мотовилихинский медеплавильный казенный завод при устье р. Мотовилихи на левом берегу Камы.
… купил пекарскую булку… – Булка – общее название пшеничного хлеба в южной России.
Cтарый 4емодан
Федор Михайлович Решетников
ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ
Аннотация
Повесть «Подлиповцы» не только создала литературное имя автору, писателю-демократу Федору Михайловичу Решетникову (1841 — 1871), но и остается до сих пор наиболее известным его произведением. Настоящий сборник, наряду с «Подлиповцами», включает и другие заслуживающие внимания сочинения писателя: цикл «Горнозаводскио люди» и неоконченный роман «Горнорабочие», остросоциальные, разоблачительные рассказы «Внучкин» и «Филармонический концерт», а также почти не знакомые широкому читателю отрывки из дневника Ф. М. Решетникова.
Содержание
Творчество Ф. М. Решетникова. С. Е. Шаталов
Подлиповцы
Горнозаводские люди
Горнорабочие
Внучкин
Филармонический концерт
Приложение. Из дневника Ф. М. Решетникова
Словарь малоупотребительных слов
Примечания
Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать
ТВОРЧЕСТВО Ф. М. РЕШЕТНИКОВА
В наш техногенный век исторня русской литературы странно раздвоилась на классику и «все остальное». Считается престижным знать классиков — хотя бы но именам самих писателей и их героев или по названиям созданных ими шедевров. Помнят о Крылове, о Грибоедове, Пушкине и Лермонтове. При случае вспоминают о персонажах Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, Чехова. В самом деле: может ли тот, кто читал их романы, повести, басни, стихи, забыть об Анне Карениной, о Родионе Раскольникове, об Ионыче?
А что сказать о писателях так называемого второго плана? О тех, кого нет в школьных программах, кого читать не обязательно и кто стал достоянием историков литературы? Да и нужно ли помнить имена десятков и сотен отошедших в прошлое — вместе со своей действительностью — авторов очерков, повестей, разнообразных «мелочишек» наподобие крохотных сценок, по образному определению Чехова, «короче воробьиного носа»? Что прибавляют они к познанию России XIX века? Не избыточная ли это информация? Ведь классики и так все уже сказали!
Но без них, без их творений была бы неполной картина поистине великого сдвига в духовной жизни России той поры. Классики отобразили отнюдь не все стороны российской действительности, описали далеко не все социально-психологические типы.
К тому же иные «вторые» — это подчас наделенные громадным дарованием художники, которые по разным обстоятельствам не стали признанными гениями. Не успевшие вполне развиться, «неклассики» могли бы почти в каждой из национальных литератур Запада и Востока занять высочайшее место и оказать решающее влияние на формирование своих культур. У нас в России 1830—1880-х гг. эти наделенные громадным дарованием художники лишь по стечению обстоятельств не стали признанпыми гениями в одном ряду с Жуковским, Пушкиным, Лермонтовым и всеми теми, кто следовал за ними,— вплоть до Чехова. Не успевшие вполне развиться, оста-
3
повившиеся на творческом пути или просто преждевременно умершие, они оставили яркие произведения, не знать которых не имеет права любой любитель российской словесности.
Одним из самых выдающихся писателей этого ряда был Федор Михайлович Решетников (1841 — 1871). В его творческом наследии нашла яркое выражение одна из примечательных страниц национально-освободительного движения в России. Он жил и творил в десятилетие, которое условно называют шестидесятыми годами и которое поистине перевернуло художественный мир не только России, но и Запада. Решетников внес заметный вклад в духовное раскрепощение русского народа и в развитие культуры трудовых низов.
В одном из писем Тургенева к Фету высказано признание удивительного таланта Решетникова: «Правда дальше идти не может. Черт знает, что такое! Без шуток — очень замечательный талант»’. Он даже готов был поставить лучшие из произведений Решетникова вровень с лучшими из творений JI. Толстого. Признание такого писателя, как Тургенев, много значит для правильной оценки творческого наследия Решетникова. Какая же именно правда поразила Тургенева?
Она была не только в описаниях быта уральских рабочих и крестьян, не только в изображении страданий русского народа под властью той орды чиновников, полицейских, купцов, духовенства, которые были опорой самодержавно-крепостнического режима. Правда была в том, что Решетников верно понял общую направленность социально-исторического развития России. Он стремился — вслед за революционными демократами — убеждать читателя в том, что к светлому будущему народ придет не путем частичного улучшения участи обитателей нищих деревенек или практически не отличающихся от каторги солеварен, шахт, рудников. Необходимо коренное изменение существующего порядка!
Правда была в том, что Решетников — в отличие от многих народников — но впадал в панику при виде наступающего, торжествующего, разоряющего крестьянство капитализма. Он был оптимистом в своем понимании исторического процесса и видел, что «золотой век» народного благосостояния — впереди, в будущем, а не в далеком прошлом.
Решетников не понаслышке, не из книг и не как сторонний наблюдатель знал о бедствеппом положении народа. Он испытал на себе, что значит быть человеком из низов, бесправным и ничем не защищенным от насилия — ни сословными привилегиями, ни богатством. В. И. Ленин в статье «Случайные заметки» привел характерноеv для Решетникова происшествие: «Лет тридцать пять тому назад с одним известным русским писателем, Ф. М. Решетниковым, случилась неприятная история. Отправился он в С.-Петербурге в дворянское собрапие, ошибочно воображая, что там дают концерт. Городовые не пустили его и прикрикнули: «Куда ты лезешь? кто