ульянов в каком театре играл
Михаил Ульянов
Биография
Имя Михаила Ульянова в первую очередь ассоциируется с ролями вождей и знаковых исторических личностей различных эпох. Хоть роста он был высокого (181 см), однажды услышал вопрос, не шили ли ему специальный костюм, когда он играл маршала Георгия Жукова, чтобы казаться мощнее и шире. Артист тогда понял, что зрители находят в киноперсонажах куда больше, чем есть в действительности.
Детство и юность
20 ноября 1927 года в далеком сибирском селе родился Михаил Ульянов — человек, которому суждено было стать легендой советского театра и кино. Отец мальчика возглавлял деревообрабатывающее предприятие, мать занималась воспитанием детей и домом. Когда Мише было 3 года, семья переехала в другое село, а вскоре Ульяновы перебрались в город Тару.
Михаил Ульянов в детстве с родителями и сестрой / Комсомольская правда
В детстве Михаил, как тысячи советских мальчишек, гонял мяч, бегал в кинотеатр, шалил. В школе он учился средне, любил литературу. В 15 лет подростку посчастливилось побывать на спектакле труппы из Тобольска, гастролировавшей в их городе. Это был переломный момент в его жизни — он заболел сценой и актерской профессией.
В годы Великой Отечественной войны в Тару эвакуировали актеров Львовского театра, которые организовали драмкружок для детей и подростков, куда записался и Михаил Ульянов. Тогда-то режиссер и посоветовал парню поступать в театральный институт. Юноша прислушался к его совету.
После школы он приехал в Омск поступать. С собой у Ульянова был только мешок картошки. При Омском областном театре работала студия. Михаил прочитал отрывок из «Мертвых душ», его приняли. Учиться было сложно, но интересно: репетиции, индивидуальные занятия, участие в массовках. Те годы артист с благодарностью вспоминал всю жизнь.
Театр
Михаилу Ульянову нравились сложные образы с противоречивыми характерами, он часто играл исторических персонажей. Его первая серьезная работа в театре — Сергей Киров в «Крепости на Волге». Воинственный Антоний в постановке «Антоний и Клеопатра», Ричард в спектакле «Ричард III», Ленин в «Брестском мире», Сталин в «Уроках мастера» — за 60 лет работы на театральной сцене он создал плеяду незабываемых образов.
Михаил Ульянов в роли Антония в спектакле «Антоний и Клеопатра» / Театр им. Вахтангова
Близкой по духу Михаил Ульянов считал роль Рогожина в постановке «Идиот». В его герое чувствовалась сумасшедшая страсть и обреченность безысходности — внутреннее состояние передавалось зрителям.
В 1973 году в Театре имени Вахтангова состоялась премьера спектакля «Ситуация», который поставил Михаил Ульянов. У него было еще несколько удачных режиссерских работ, среди которых и спектакль «Я пришел дать вам волю» по роману Василия Шукшина. Театр Вахтангова стал вторым домом для Михаила Ульянова. В 1987-м он назначен его художественным руководителем и оставался на этой должности до болезни.
Фильмы
Первая роль Ульянова в кино — Яков Лаптев в картине «Егор Булычев и другие». Затем были работы в картинах «Добровольцы», «Дом, в котором я живу», «Братья Карамазовы».
Михаил Ульянов в роли маршала Георгия Жукова (кадр из фильма «Сталинград»)
Трилогию «Живые и мертвые» по произведению Константина Симонова отдельные критики относят к самым ярким картинам о Великой Oтечественной войне. В актерский ансамбль вошли Анатолий Папанов, Олег Ефремов и Кирилл Лавров, ставший со временем близким другом Михаила Александровича.
Драму «Транзит» с Ульяновым, Мариной Неёловой и Альбертом Филозовым впору показывать студентам театральных вузов как пример умения держать крупный план на протяжении нескольких минут, передавая эмоции и переживания одной только мимикой и выражением глаз.
Ульянову приходилось играть в кино и генералов, и царей. Маршал Жуков в его исполнении получался настолько правдоподобным, что актер четверть века создавал его на экране в общей сложности в 12 фильмах.
В «лихие 90-е» он продолжал активно сниматься. Эти годы ознаменованы картинами «Кооператив “Политбюро”», «Все будет хорошо», «Последний побег», «Без свидетелей», «Подмосковная элегия».
Одной из самых удачных киноработ этого периода стал «Ворошиловский стрелок». Михаил Ульянов видел за историей своего героя трагедию всех пожилых людей, которым пришлось пережить репрессии, войну, перестройку и оказаться наедине со своими бедами.
Михаил Ульянов(кадр из фильма «Ворошиловский стрелок»)
Он сыграл почти 70 ролей. Критики говорили о нем как об актере, которому по силам любые образы — от жестких принципиальных руководителей до трусов и «стукачей».
Сам Ульянов из всех направлений актерства больше всего любил работу на радио, особенно с классическим материалом. В эфире в его исполнении звучали «Роковые яйца» Булгакова, «Тихий Дон» Шолохова, «Премудрый пискарь» Михаила Салтыкова-Щедрина.
Личная жизнь
Михаил Ульянов был идеален не только на сцене и в кадре, но и в жизни. Со своей супругой Аллой Парфаньяк актёр счастливо прожил половину столетия. Они познакомились в Театре им. Вахтангова, где оба работали. Четыре года Михаил Ульянов ухаживал за Аллой и добился ее расположения. К тому времени его избранница была замужем за Николаем Крючковым, воспитывала сына. Да и Михаил был далек от женского идеала, потому что много пил.
После свадьбы молодожены жили в небольшой квартирке родителей Аллы. Вскоре у них родилась дочь Елена. Места было настолько мало, что им приходилось ужинать на гладильной доске в ванной. Но они были счастливы.
Елена Ульянова в молодости обижалась на знаменитого отца за то, что он, одним звонком решавший проблемы коллег и знакомых, никак не помогал собственному ребенку. Михаил придерживался принципа, что дочь должна всего добиться сама, чтобы не складывалось предвзятое отношение. Теперь наследница артиста безмерно рада такому решению. Она самостоятельно поступила в институт и сделала карьеру художника.
Михаил Ульянов и Алла Парфаньяк с дочерью Еленой / WomanHit
По отношению к внучке Елизавете родительская любовь Ульянова, воспоминали близкие, достигла космических масштабов. Актер упросил зятя Сергея дать девочке свою фамилию. Когда Лиза заболела, не раздумывая, выбил лично у Михаила Горбачева энную сумму в валюте на операцию в Англии.
1 марта 2007-го у Ульянова родились правнуки Игорь и Анастасия. Как призналась Елена, такая глыба, как отец, переродился не в одном лице, а сразу в двух. Существует поверье — человек, дождавшийся правнуков, обязательно попадает в рай. И дочь Михаила Александровича уверена, что так оно и есть.
Смерть
В 2005 году состояние актера ухудшилось, ему сделали две операции на желудке. Из Иваново, где он отдыхал, в Москву Михаила Ульянова доставили на вертолете. Болезнь Паркинсона прогрессировала — у него отказывали ноги. К концу 2006 года состояние ухудшилось, к имеющимся заболеваниям добавилась онкология.
22 марта 2007 года Ульянова госпитализировали в Центральную клиническую больницу, а 26 марта актера не стало. Причина смерти — проблемы с почками, развившиеся на фоне последней стадии рака.
Похороны знаменитого артиста прошли на Новодевичьем кладбище с воинскими почестями. В сентябре 2008-го на могиле установлен памятник, еще через год на доме по Большой Бронной в Москве, где жил Михаил Ульянов, появилась мемориальная доска. Дочери Елене пришлось преодолеть немалые бюрократические препоны, чтобы установить доску, причем за собственные средства. Деньгами помогли Театр имени Вахтангова и ресторан, находившийся на первом этаже здания.
Михаил Ульянов в последние годы (кадр из фильма «Охота на изюбря»)
Пожар, случившийся в этом заведении, едва не уничтожил квартиру Ульяновых. Елена в мельчайших деталях восстановила отцовский кабинет по фотографиям. Тогда обнаружились личные дневники актера, о которых никто не знал. Родственники переработали архив и выпустили книгу «Неизвестный Михаил Ульянов. Жизнь великого актера и человека».
Через 2 месяца после кончины Михаила Александровича его жена перенесла инсульт. В 2009 году Алла умерла, так и не придя в сознание.
Михаил Ульянов
Михаил Ульянов родился 20 ноября 1927 года в селе Бергамак Муромцевского района Тарского округа Сибирского края.
Его предки обосновались в Сибири во времена деятельности Петра Столыпина. Дед Михаила Александровича добывал золото на Алдане, где, скорее всего, потерял ногу, позже работал писарем в Бергамаке. Дедушка и бабушка по отцовской линии Ульянова закончили свою жизнь на Васюганских болотах, куда были сосланы большевиками.
У него была сестра Маргарита.
Когда Михаилу было три года, семья переехала в село Екатерининское, расположенное неподалёку от Бергамака. Прожив там недолгое время, Ульяновы направились в город Тара, где поначалу жили в арендованном флигеле. В Таре мальчик и провёл всё своё детство и юность.
В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, отец 13-летнего Миши ушёл на фронт. Александр Андреевич воевал в сибирских пехотных дивизиях в Старой Руссе в должности политрука, был ранен в ногу, с окончанием военных действий награждён орденом Красной Звезды. Семья неоднократно навещала его в селе Черёмушки, что под Омском.
Михаил Ульянов с родителями
Сам Михаил в 10 классе получил повестку в военкомат, но наверху постановили, что рождённые в 1927 году в армию пока не пойдут.
В школе Ульянов учился средне, отвлекало постоянное участие в литературных вечерах.
Позже Михаил Александрович вспоминал, что, увидев её, «статную, величественную, как Екатерина Великая», понял, что в студию его, «небольшого такого крепыша-головастика», не примут. Тем не менее, прочитав отрывок из «Мёртвых душ», он получил «зелёный свет».
Этот «мучительный», как его называл сам Ульянов, этап своей жизни он прошёл нелегко, работая над этюдами, посещая репетиционный зал театра и играя в массовке в некоторых спектаклях. Индивидуальные занятия с Ульяновым проводил актёр театра Михаил Иловайский, эрудит, «завораживавший» студийцев своими рассказами о людях, которые повстречались ему на его жизненном пути. Одновременно с обучением в студии Михаил пытался пройти полный курс обучения и в Омской школе лётчиков-истребителей, но не успел, так как война завершилась. Помимо этого, Ульянов полгода работал утренним диктором на Омском радио, «постепенно привык к микрофону».
Тогда же, пытаясь хоть как-нибудь исправить свой высокий звонкий голос, Ульянов кричал во всю силу, да так, что на это обратил внимание его сосед по дому и по совместительству коллега по драмтеатру Николай Колесников. Результатом мучений стал столь характерный, «хриплый, сорванный голос», которым Михаил Александрович обладал до конца жизни.
Михаил Ульянов в молодости
Четыре года, как позже признавался Михаил Александрович, пробежали незаметно и пришло время выпускных спектаклей.
Молодому актёру были поручены две роли: Нил («Мещане» Максима Горького) и Макеев («Чужая тень» Константина Симонова). На премьерах присутствовали, как тогда было принято, известные театральные режиссёры столицы и представители Министерства культуры.
В 1950 году руководство Театра им. Вахтангова приняло в труппу четверых выпускников училища (хотя обычно брали одного, максимум двух): Вадима Русланова, Николая Тимофеева, Михаила Дадыко и Михаила Ульянова.
Правда, прежде чем принять окончательное решение, тогдашний художественный руководитель театра Рубен Симонов попросил Ульянова отрепетировать роль Сергея Кирова в пьесе «Крепость на Волге» Ильи Кремлёва, так как исполнитель этой роли Михаил Державин стал часто болеть.
В июне уже официальный «вахтанговец» Ульянов получил из рук ректора Захавы диплом.
Вскоре после прихода Ульянова в театр руководство вспомнило о его успешной альтернативе Державину в образе Кирова. Ввести актёра в спектакль и помочь ему с разработкой роли доверили авторитетному педагогу Анне Орочко. Ульянов работал, «стараясь выполнять все задания и все подсказки Анны Алексеевны», и в день его дебюта на вахтанговской сцене Орочко подарила ему фотографию Рубена Симонова и Бориса Щукина с подписью: «Если бы юность умела, а старость могла».
Летом 1951 года Державин внезапно скончался в возрасте 48 лет. Ульянов остался единственным исполнителем роли Кирова, хотя и считал, что совершенно на неё не подходит.
Репертуар театра изменился с наступлением «оттепели»: в 1958 году Александра Ремизова поставила «Идиота» Ф. М. Достоевского, поручив Ульянову сложнейшую роль Парфёна Рогожина.
С момента поступления в Театр им. Вахтангова Ульянова буквально засыпали приглашениями в кино. Однако пробы проходили безрезультатно, пока в 1953 году Клеопатра Альперова не позвала его попробовать себя в роли вожака комсомольцев Петрограда Алексея Колыванова в картине Юрия Егорова (человека, проложившего, как считал Ульянов, ему дорогу в кино) «Они были первыми».
Позже Ульянов вспоминал, что был подавлен тем, как он выглядит на экране: «Все мне не нравилось в себе: фигура, лицо, голос, глаза. Конечно же, я не ожидал увидеть такое неуклюжее, некрасивое, кургузое и очень старающееся что-то сыграть существо».
Михаил Ульянов в фильме «Добровольцы»
Однако своей первой успешной ролью сам Ульянов считал инженера Дмитрия Бахирева в производственной драме Владимира Басова «Битва в пути» (1961).
В 1959 году директором Театра им. Вахтангова стал «человек с редким знанием театра, психологии актеров, по-настоящему интеллигентный человек» Фёдор Бондаренко. Совместно с писателем Леонидом Леоновым он приступил к постановке «Русского леса» и в главной роли, Вихрова, видел только Михаила Ульянова. Михаил Александрович никак не надеялся, что Бондаренко отпустит его на съёмки картины, но после беседы с молодым актёром тот сказал: «Ну что ж, я понимаю тебя, и, наверное, такую работу в кино не стоит упускать».
Фильм был отснят и имел в стране серьёзный кассовый и зрительский успех. Примечательно, что картина была успешной не только в СССР, но и за рубежом: тогдашний руководитель ГДР Вальтер Ульбрихт даже приглашал Ульянова на съёмки в одном из их фильмов, но из-за финансовых неурядиц Михаил Александрович отказался.
В 1963 году Ульянов снова встретился с Владимиром Басовым на съёмочной площадке неоднозначной драмы «Тишина». Роль подлого доносчика Петра Быкова стала одним из немногих отрицательных образов в карьере актёра. Перед отъездом с труппой театра на гастроли в Австрию, где Ульянов должен был в очередной раз сыграть Владимира Ленина, творческий коллектив вызвала к себе министр культуры Екатерина Фурцева. Когда ей сообщили, что роль самого Ленина будет исполнять актёр, совсем недавно сыгравший подонка и «стукача» в «Тишине», Фурцева гневно воспротивилась этому, но труппу всё же отпустила.
Михаил Ульянов в фильме «Председатель»
Снялся у именитого режиссёра Ивана Пырьева в фильме «Братья Карамазовы». Пырьев сразу же сказал, что не видит его ни в каком образе, кроме как Дмитрия.
Лента оправдала все ожидания Ульянова и Лаврова и даже была выдвинута на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», что было огромной редкостью для Советского Союза.
Заканчивая «Братьев Карамазовых», Ульянов получил предложение от режиссёра Юрия Озерова сыграть маршала Георгия Жукова в его масштабной военной киноэпопее «Освобождение». Поначалу Михаил Александрович наотрез отказался от этой роли, понимая, что «Жуков слишком любим, слишком знаем народом», но после того, как Озеров рассказал, что маршал лично одобрил Ульянова на эту роль, поменял своё решение.
Георгий Константинович, согласно словам его дочери Маргариты, после просмотра «Председателя» действительно заявил, что «артист, фамилии которого он не знает, сумевший сыграть председателя, который смог вытащить всё сельское хозяйство, сможет осилить и роль Жукова».
Михаил Ульянов в роли маршала Жукова в фильме «Освобождение»
В начале 1970 года Ульянов прошёл пробы на роль Виктора Харламова в драме Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», но на неё впоследствии был утверждён Алексей Глазырин.
Одной из самых известных ролей Ульянова в кино является «роскошнейшая фантасмагорическая» роль генерала Григория Лукьяновича Чарноты в картине Александра Алова и Владимира Наумова «Бег» (1970), снятой по пьесе Михаила Булгакова. По мнению Михаила Александровича, «колоритнейшая фигура белого генерала, который бродит по Парижу в одних кальсонах, а потом выигрывает целое состояние, требовала совсем нового подхода и новых актёрских приспособлений». Актёр считал, что ему не удалась бы эта роль без столь «талантливых, тонких» режиссёров и таких партнёров, как Евгений Евстигнеев и Алексей Баталов.
Михаил Ульянов в фильме «Бег»
Ленту тогда чудом не положили на полку: Наумов с Ульяновым находились в Чехословакии, когда режиссёру позвонили и сообщили, что премьера «Бега» отменена, все афиши сняты. Они срочно вылетели в Москву на правительственном самолёте, где, по словам Наумова, были приглашены в отдельный салон, предназначенный для «VIP-пассажиров из состава Политбюро».
В 1974 году Ульянов дважды сыграл Жукова: в драме Игоря Таланкина «Выбор цели», о создании атомной бомбы Игорем Курчатовым, и в очередной военной киноэпопее Михаила Ершова «Блокада». На сей раз образ маршала, «выпукло, четко и определённо» выписанный Александром Чаковским в «Блокаде», пришёлся Ульянову более по душе, нежели в «Освобождении»: «Ну, скажем, я считаю, что это одна из самых точно выражающих характер Жукова картин».
Не пройдя пробы на роль Григория Распутина в историческом фильме Элема Климова «Агония», Ульянов вместе с труппой театра отправился на непродолжительные гастроли в Ереван, где вахтанговцы увидели, в отрывках, новый спектакль Рачии Капланяна «Ричард III». Решено было поставить трагедию Шекспира и в Москве. В октябре 1975 года роли были распределены, и Капланян, помимо назначения Ульянова на главную роль, пригласил его в спектакль и в качестве режиссёра.
Примечательно, что «Ричарда III» уже пытались поставить в Театре им. Вахтангова в 1965 году. Однако спектакль не состоялся в связи со смертью исполнителя главной роли и режиссёра спектакля, одного из учителей Ульянова Михаила Астангова.
В 1976 году избран членом Центральной ревизионной комиссии ЦК КПСС.
В конце 70-х актёр плодотворно снимался и играл в театре. Только в 1977 году состоялись премьеры трёх лент с участием Михаила Александровича: «Личное счастье», «Обратная связь» и «Позови меня в даль светлую». В последней Ульянов осуществил давнюю мечту: снялся в картине по произведению Василия Шукшина.
В 1981 году сыграл в лентах «Факты минувшего дня» и «Февральский ветер».
К удивлению Ульянова, предполагавшего, что история о простом советском пенсионере не может заинтересовать никого, кроме жителей СССР, лента Райзмана была отобрана в одну из внеконкурсных программ Венецианского кинофестиваля и номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». На Лидо фильм удостоился нескольких призов, в том числе специальным призом жюри был награждён и сам Михаил Александрович, «за лучшее исполнение мужской роли». Позже за эту актёрскую работу Ульянов получил ещё и Государственную премию СССР.
Прочитав как-то в журнале «Театр» пьесу Софьи Прокофьевой «Беседа без свидетеля», Ульянов, вспомнив, как Никита Михалков в недавнем разговоре с ним изъявил желание поставить какой-нибудь спектакль у «вахтанговцев», предложил ему заняться именно этой пьесой.
В разгар репетиций Михалков неожиданно сообщил, что ему предложили снять по этой пьесе фильм: «Два актёра, одна декорация. У студии остались деньги. Думаю, мы сможем. А главное, есть возможность и фильм снять, и спектакль сделать. И может быть, одновременно выпустить. Представляете себе, как это заманчиво?». Однако руководство театра сочло такую переменчивость Никиты Сергеевича неэтичной и прекратило работу над спектаклем.
В последующие два года Ульянов в очередной раз исполнил роль маршала Жукова в картинах «Победа», «Битва за Москву» и «Контрудар». В театре Ульянов уже давно играл исключительно главные роли. Очередной такой ролью в 1984 году стал Эдигей в спектакле «И дольше века длится день» по одноимённому роману Чингиза Айтматова.
В апреле 1985 года Ульянов выступил с большой речью на пленуме ЦК КПСС, ознаменовавшем начало тотальных перемен в стране.
В 1986 году Ульянов был удостоен звания Герой Социалистического Труда. На Всесоюзном радио актёр записал моноспектакли «Тихий Дон» и «Мёртвые души». В этом же году Ульянов был единогласно избран председателем Союза театральных деятелей РСФСР.
Одной из первых премьер театра под руководством Ульянова стал поставленный Робертом Стуруа спектакль «Брестский мир» по пьесе Михаила Шатрова, написанной ещё в начале 60-х, но разрешённой к постановке лишь в годы «перестройки».
С 1992 по 1993 год актёр снялся в нескольких лентах, сыграл протоиерея Туберозова в спектакле «Соборяне» по роману Николая Лескова.
В 1996 году Ульянов отказался от третьего срока на посту председателя Союза театральных деятелей и передал бразды правления Александру Калягину. Незадолго до одного из главных фильмов в своей карьере, «Ворошиловского стрелка», Михаил Ульянов поработал с режиссёром Сергеем Урсуляком на съемках трагикомедии «Сочинение ко Дню Победы».
Сыграть роль пожилого мстителя Ивана Афонина в драме Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок» Ульянова вынудили и финансовые, и жизненные обстоятельства: актёр невероятно боялся за свою подрастающую внучку, поэтому в ленте сыграл, по сути, самого себя. Анна Синякина, исполнительница роли внучки пенсионера, вспоминала, что на съемках Ульянов сначала помог Говорухину утвердить её на эту роль, после чего постоянно помогал молодой актрисе вжиться в образ, подсказывал и давал советы.
Михаил Ульянов в фильме «Ворошиловский стрелок»
Александру Пороховщикову, сыгравшему одну из ключевых ролей в фильме, навсегда запомнился момент, когда из окон гостиницы он услышал, как на скамейке возле здания тихо плачет Михаил Александрович. Пороховщиков подумал, что у актёра прихватило сердце, но на самом деле Ульянов просто не понимал, как дальше жить: «А он мне говорит: «К обрыву я подошел, Саша! Посмотри, что сейчас снимают! Как играть?! Как жить?!» И столько искренности в этом было, что всё сжалось внутри».
Эта актёрская работа принесла Михаилу Ульянову премии «Золотой овен» и «Ника», а также приз фестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль.
Михаил Ульянов в фильме «Антикиллер»
Отзывы о работе Ульянова и самом фильме были разноречивые, в частности, в письмах, полученных Михаилом Александровичем, высказывалось недоумение по поводу того, что «актер, прежде воплотивший не одну исполненную внутреннего благородства роль, вдруг подвизался сыграть откровенного гнусного негодяя».
В 2002 году Дмитрий Астрахан предложил Ульянову сыграть пожилого любовника в продолжении советских «Добровольцев», но актёр наотрез отказался.
В середине 90-х у Михаила Александровича была диагностирована слабая форма болезни Паркинсона, которая с годами усиливалась. Родные всеми средствами пытались вылечить Ульянова, возили его в Китай к народным целителям, «хватались за любую ниточку».
29 апреля 2004 года в последний раз в жизни он вышел на сцену родного театра в роли Шмаги в пьесе «Без вины виноватые». За два года до кончины Михаил Александрович в последний раз исполнил роль маршала Жукова в телесериале Юрия Кары «Звезда эпохи». Первоначально роль Жукова хотел сыграть Владимир Меньшов, но Кара посчитал, что «все зрители привыкли к Ульянову в этом образе». Георгия Константиновича снова желал сыграть и сам актёр, так как, по его мнению, после «Антикиллера» на него обиделись ветераны войны.
В Омске Михаилу Александровичу было торжественно присвоено звание почётного гражданина Омской области.
Летом 2006 года Михаил Александрович, отдыхая в Кинешме, с приступом острой боли был эвакуирован на вертолёте МЧС, высланном по личному приказу Сергея Шойгу, и срочно прооперирован. В октябре, понимая, что состояние его здоровья всё хуже и хуже, Ульянов попытался освободить кабинет художественного руководителя родного театра, но, так как достойной альтернативы не нашлось, актёра попросили остаться до конца текущего театрального сезона. До последней недели жизни Ульянов проводил всё свободное время в своей квартире на Большой Бронной.
14 марта 2007 года он сообщил, что навсегда прощается с театральной сценой.
22 марта Михаил Александрович снова был госпитализирован после обострения хронического заболевания кишечника. После обследования выяснилось, что актёр обладает целым «букетом» заболеваний: болезнь Паркинсона, проблемы с кишечником и почками, возникшие из-за терминальной стадии рака. Тем не менее его состояние оценивалось как стабильное.
Ульянов нуждался в срочной операции, но сам от неё отказался, после чего врачи назначили ему специальный курс медикаментов, предупредив заранее, что они могут и не помочь. До последнего его навещали жена, дочь и внучка. Из-за болезни Паркинсона врачи советовали актёру много ходить, что он, хоть и с трудом, но выполнял. Последнюю неделю был подключён к аппарату искусственной вентиляции лёгких.
26 марта 2007 года, накануне Всемирного дня театра, около 19 часов вечера, Михаил Александрович Ульянов скончался в Центральной клинической больнице столицы.
Генерал Владимир Шуралёв, представлявший московских ветеранов Великой Отечественной войны, настоял на организации воинских почестей на похоронах Михаила Ульянова.
Утром 29 марта Михаила Александровича отпели в храме Спаса на Песках, после чего гроб с телом был установлен на сцене Театра им. Вахтангова. Попрощаться с артистом пришли его ученики и коллеги, в том числе Владимир Этуш, Юрий Яковлев, Ирина Купченко, Лев Дуров и многие другие. Тяжело больной Кирилл Лавров, ближайший друг Ульянова, приехал проститься с ним из Петербурга.
Михаил Ульянов
Рост Михаила Ульянова: 181 сантиметр.
Личная жизнь Михаила Ульянова:
В Щукинском училище у Ульянова были длительные романтические отношения с актрисой Ниной Нехлопоченко, уроженкой Одессы, обучавшейся там же, но курсом младше. Ульянов был сильно влюблен в Нехлопоченко, но она предпочла ему другого. Впоследствии они вместе играли на сцене театра им. Евгения Вахтангова.
Позже Михаил Александрович встретил звезду военной картины «Небесный тихоход» Аллу Парфаньяк. Она была замужем за не менее известным актёром Николаем Крючковым, обладала статусом «первой красавицы Москвы». Невзирая на то, что от Крючкова у Парфаньяк уже был сын, после нескольких лет ухаживаний со стороны Ульянова Алла Петровна ушла от супруга.
В 1959 году Парфаньяк и Ульянов расписались в ЗАГСе, а в декабре того же года у них родилась дочь Елена.
Михаил Ульянов и Алла Парфаньяк
Михаилу Александровичу приписывали множество романов: то с Юлией Борисовой, то с Ириной Купченко. Борисова была партнёршей Ульянова во многих спектаклях, почему журналисты особенно настаивали на том, что между актёрами явно образовалась какая-то «химия». Сам Ульянов все любовные похождения на стороне неизменно отрицал, добавляя, что никого любимее Аллы у него никогда не было.
Парфаньяк же, зная о первой любви Ульянова, Нехлопоченко, в случае простой болезни всегда говорила: «Когда помру, пускай Мишка женится на Нине Нехлопоченко, она хохлушка чистоплотная, хозяйственная, готовит хорошо, вяжет сама».
Фильмография Михаила Ульянова:
Режиссерские работы Михаила Ульянова:
Сценарии Михаила Ульянова:
Библиография Михаила Ульянова:
последнее обновление информации: 13.03.2021