употребление каких слов характеризует язык рассказа астафьева конь с розовой гривой
Проектная работа: «Языковые особенности рассказа « Конь с розовой гривой»
«Языковые особенности рассказа
« Конь с розовой гривой».
Виктор Петрович Астафьев – известный талантливый писатель. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве, которое было удивительно прекрасной порой.
После войны Астафьев настойчиво принялся за воскрешение детства.
“В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники. Я наклонился, взял пальцами. еще только с одного бока опаленную ягодку и осторожно опустил ее в туесок. Руки мои запахли лесом, травой и этой яркой зарей, разметавшейся по всему небу”
Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер.
Писатель умеет и учит нас любить жизнь, уважать все то, что человеку в жизни выпадает. Он всю жизнь благоговел перед чудом Природы, Слова, Музыки. И свое благоговейное чувство он выразил живым, полнокровным, музыкальным по ритмике и интонации, русским языком.
Как создается автором такая красота?
Почему писатель использует именно «сибирские» диалектизмы, местные слова, просторечные слова, слова разговорного стиля, фразеологизмы, неправильные грамматические формы, а не заменил их другими, стилистически нейтральными словами?
Особенности языка в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Слова, употребляемые автором
Диалекты используются писателями в языке художественных произведений в различных целях: 1) для передачи местного колорита; 2)для создания или усиления комического эффекта; 3) для точного изображения реальности; 4) для выразительности языка персонажей.
1.Булочка с творогом (так на Севере Сибири называют ватрушку)
3.Берестяная корзинка с тугой крышкой
4.Земельный участок вдали от села
Просторечная лексика — слова, употребляющиеся в литературном языке в целях сниженной, грубоватой оценки предмета речи.
2. быстро и грубо хватать
Слова разговорного стиля — употребляется в непринужденной свободной обстановке, в условиях свободного общения.
2. резко тронуться с места
4. слишком медленно делать
Фразеологизмы — неделимое на отдельные слова сочетание слов, значение которого мы понимаем в целом
1. остались хвост да грива
2. устроить пир горой
5. в кармане вошь на аркане
Слова, употребленные в неправильной грамматической форме.
5. глаз не угнетат (Левонтий)
6. выдь отсюдова (Левонтий)
Это-то и делает прозу неповторимой, ни на кого непохожей. Читая любое его произведения (даже не зная, кто автор), можно с уверенностью сказать, что Это написал В. П. АСТАФЬЕВ!
Работу выполнила ученица 6 «б класса Арчелкова Лариса
«Диалектные и просторечные слова в творчестве В. П. Астафьева на примере рассказа «Конь с розовой гривой»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Диалектные и просторечные слова в творчестве В. П. Астафьева
на примере рассказа «Конь с розовой гривой»
«Диалектные и просторечные слова в творчестве В. П. Астафьева
на примере рассказа «Конь с розовой гривой»
Гипотеза: диалектные слова, связанные с домом, семьей, трудом, являются носителями высоких нравственных идеалов. И чтобы ее подтвердить, я решила исследовать художественное произведение – один из источников сохранения народных слов. Эти слова сейчас почти не употребляются в устной речи среди моих городских сверстников.
Предметом данного исследования являются диалектные слова в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Предполагается, что язык данного произведения насыщен диалектными словами, так как детство и юность писателя прошли в далекой сибирской деревне, и поэтому в языке должны отразиться особенности речи коренных жителей.
Целью данной работы является выяснить лексические особенности речи героев в рассказе Астафьева «Конь с розовой гривой».
1. изучить литературу о диалектных словах;
2. рассмотреть особенности диалектных слов в рассказе Астафьева и определить цели, с которыми автор их использует.
1. Изучение литературы по теме.
4. Анализ результатов.
Глава 2. Использование диалектных слов в рассказе В. П. Астафьева
«Конь с розовой гривой»……………………………………………………7-12 стр.
Список использованной литературы ………………………………………. 14 стр.
Я с детства очень люблю читать. И перед тем, как лечь спать, я всегда беру в руки книжку и не замечаю, как пролетает время. В некоторых рассказах встречается много неизвестных слов, значения которых требует разъяснения. Замечу, это русские слова. Называются они диалектизмами. «Написано красиво, но смысл слов непонятен». Это объяснимо. Мы мало слышим народных слов.
Я решила провести опрос среди учащихся и учителей. Им были заданы следующие вопросы:
· Знают ли они, что такое диалектизмы?
· Могут ли назвать несколько диалектизмов. Если могут, сказать, что они обозначают?
· Что предпринимают учащиеся, когда сталкиваются с такими словами?
· Нужно ли знать диалектизмы? Если ДА, то зачем?
Было опрошено 50 человек 6-9 классов. (Приложение 1) Статистика оказалась печальной. (Приложение 2) Кроме КОЧЕТА и БУРАКА диалектов больше никто не назвал, хотя определение диалекту дали 40 человек. 21 человек догадались, что предложенные слова относятся к домашней утвари или домашнему хозяйству. 35 человек сказали, что слова эти вызывают у них положительные чувства. Те, кто бывали в деревнях, вспоминали дома своих бабушек и дедушек. Большинство учащихся ответило, что когда они сталкиваются с такими словами при чтении, то для разъяснения обращаются либо к учителю, либо к родителям. К сожалению, лишь 15 человек отметили важность сохранения диалектизмов. Они считают, что эти слова – часть культурного наследия страны. Помнить их необходимо, потому что это одно из связующих звеньев настоящего и прошлого и условие сохранения традиций.
Также были опрошены учителя, преподающие различные предметы. Выяснилось, что многие помнят, как говорили в деревнях, где они когда-то жили, но конкретных слов не назвали.
Заинтересовал ответ учителя русского языка и литературы Сунаргуловой Гульниры Зинуровны. Она родилась и выросла в деревне и уже долгое время живет в Белорецке. Но до сих пор помнит большое количество диалектных слов, связанных с крестьянским домом и хозяйством. Вот некоторые из них.
Катанки – валенки; яма – погреб; назем – перегнивший навоз для удобрения огорода; ящик – сундук для хранения вещей; ларь – ящик для хранения зерна и муки; ухват – приспособление для вынимания чугунков из печи; каменка – печь в бане; подойник – ведро для дойки коров ; зыбка – колыбель; загнетка – место перед устьем русской печи; завалинка – насыпь по периметру дома, отделанная досками; голик – веник из голых прутьев; вьюшка – заслонка в печи; драники – оладьи из тертого картофеля. ( Все значения диалектизмов определены со слов учителя).
Затем поделилась своими чувствами. Она сказала, что, когда она произносит эти слова, в душе возникает щемящая тоска. Все предметы, которые были названы этими словами, для нее являются символами прочности дома, труда, покоя и уюта. Она вспоминает, что все в доме создавалось совместным трудом. Все предметы быта и бабушка, и мать, и отец называли всегда одинаково. И маленькие дети были уверены, что все прочно и крепко в семье.
В деревне, где она жила, ценились трудолюбивые семьи. Как правило, и дома у них были прочными. Родители выдавали своих дочерей замуж в крепкие хозяйства. Приезжая в деревню через много лет, она вспоминала ее жителей по тому, какой у них дом и где он располагался.
Глава 1. Диалекты и использование диалектной лексики в литературе
Одним из самых интересных, важных пластов лексики в языке является диалектная лексика.
Диалектизмы (или диалектные слова) – характерные для каких-либо территориальных диалектов слова, словоформы, синтаксические обороты, фонетические варианты, воспринимаемые как отступления от литературной нормы. Диалектизмы сохраняют самобытность народного языка, помогают понять этимологию слов.
Диалектизм используется в литературных текстах
— для передачи колорита местной речи;
— как социально – характерологическая деталь речи персонажа;
— в авторской речи как синоним литературного слова;
— для «оживления речи», ее стилистического разнообразия.
Диалектизмы вносят в текст стилистическое разнообразие, экспрессию народно-разговорной речи, непосредственность, меткость в обозначении соответствующего предмета, явления.
В литературе сложилась традиция мотивированного включения в текст диалектизмов с обязательным их объяснением тем или иным способом: в подстрочном примечании, через пояснение в авторской речи или через контекст. Немотивированное использование диалектизмов в литературе равно речевой ошибке.
Глава 2. Использование диалектных слов в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, Красноярского края, которая славится крепкими традициями, неординарным укладом народной жизни. Этот замечательный человек очень любил свою землю, природу и отразил эту любовь в своих произведениях. В художественном мире В. Астафьева два смысловых центра – деревня и война. Виктор Астафьев принадлежит к тому трагическому поколению людей, которое встретилось с войной в семнадцать-восемнадцать лет. Писатель имеет колоссальный опыт общения с людьми разных национальностей, т.к. прошел всю войну. Конечно же это все отобразилось в его творчестве, лексике его произведений.
Рассматривая вопрос о роли диалектизмов в творчестве В.П.Астафьева, нужно помнить, что детство и юность писателя прошли в далекой сибирской деревне, а значит, сам он говорил на одном из диалектов северного наречия.
В.П.Астафьев, изображая жизнь деревни своего детства, использует слова и устойчивые словосочетания народного говора, распространенного в данной местности. Как носитель традиции предстает он перед нами и в стилизации диалектной речи. Стремления к фотографической передаче ее особенностей мы не видим. Виктор Петрович отбирает одну-две черты, которые характеризуют речь в целом. Часто выделяемые слова несут в тексте особую смысловую нагрузку.
Диалектные слова вводятся автором для характеристики речи персонажа. Они указывают на сибирское «происхождение» героев, частично – на их необразованность, незнание норм грамотной литературной речи.
Некоторые диалектизмы передают такие особенности северной речи, как, например, неразличие звуков [ч], [щ], [шс] и [ш]: «Зато как тятька шурунет нас – бегишь и не запнешша»; «Явишша, Я-авишша домой, мошенник»; «Попроси прошшения»;
Он в яшшыке привез»
Очень часто изменяются в речи героев слова, непривычные для деревни, особенно иноязычные. Например: « акиян » и « облизьяну » из предыдущего примера.
Часто встречаются в речи персонажей и такие диалектизмы: «А уж он мошенничат (вм. мошенничает)»; «Уж изварилось (вм. сварилась)»; « Ужли (вм. неужели) не видите, что ерш жабрами зеват ? Токо бы слопать поскореича (поскорее) А ну как брюхо схватит, понос ешли?».
Диалектизмы помогают более точно воспроизвести быт деревни и придают описаниям местный колорит: «- Бабушка … сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику» (увал – пологий холм, имеющий значительную протяженность); «Дядя Левонтий качал зыбку » (зыбка – колыбель, люлька качалка); «Садился на истюканный топором чурбан » (чурбан – короткий обрубок бревна, жерди, круглого дерева); «Парни поощряли меня, действуй мол, и не один калач неси, шанег еще прихвати, либо пирог – ничего лишнее не будет» (Шанга – род ватрушки, сочня или простой лепешки); «На полатях запахло сосняком» (Полати – помост или настилка, поднятая выше пола и головы; помост в крестьянской избе от печи до противоположной стены).
Причем нужно заметить, что речь рассказчика насыщена диалектизмами тогда, когда мы слышим голос рассказчика-ребенка. Когда сквозь голос рассказчика «прорывается» голос «взрослого» автора, речь становится грамотной, литературной и диалектизмы встречаются там только этнографические, которые не имеют синонимов в литературе и без которых обойтись трудно.
Через использование диалектизмов показан особый образ автора-человека из народа, близкого своим героям и читателям, не чурающегося диалектного слова. Народность текстов Астафьева связана с его биографией.
Существуют разные способы подачи диалектизмов в авторской речи. Одни авторы выделяют их и дают им объяснение. Другие вводят диалектные слова на равных с литературными. В произведениях В.П.Астафьева диалектные слова вводятся на равных правах с литературными. В этом отражается нерасторжимая связь автора с его героями – людьми его родного края, о судьбах которого он пишет.
Из рассказа я выбрала диалектные слова, употребляемые в речи всеми персонажами. Это такие слова:
Увал – пологий холм, имеющий значительную протяженность.
Туесок – берестяная корзинка с тугой крышкой.
Бадога – длинные поленья.
Шаньга – так называют на Севере и в Сибири ватрушку – булочку с творогом.
Заимка – земельный участок вдали от села, освоенный (вспаханный) его владельцем.
Поскотина – пастбище, выгон.
Яр – здесь: крутой край оврага.
В тексте рассказа можно выделить своеобразную речь следующих героев.
Контрольная работа по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» 6 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольная работа по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Часть А (задания с выбором ответа)
А1. Как назывался журнал, в котором начал публиковаться В.П.Астафьев?
а) «Смена»; б) «Огонёк»; в) «Дружба народов».
А2. Как первоначально назывался цикл рассказов В.П.Астафьева о детстве, о селе и его обитателях?
а) «Конь с розовой гривой»; б) «Страницы детства»; в) «Монах в новых штанах».
А3. К какому роду литературы относится рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»?
а) к эпосу; б) к лирике; в) к драме.
А4. Когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»?
а) после Первой мировой войны; б) после Гражданской войны; в) после Великой Отечественной войны.
А5. От чьего лица ведётся повествование в рассказе?
а) главного героя – мальчика; б) бабушки; в) соседского паренька.
А6. Кто из героев рассказа «плавал когда-то по морям, любил море»?
а) дядя Ваня; б) дядя Левонтий; в) дедушка.
А7. Кто из героев рассказа говаривал: «…главное…в ягодах – закрыть дно посудины»?
а) тётя Феня; б) тётя Васеня (Левонтьиха); в) бабушка Катерина Петровна.
А8. На берегу какой реки находилось село, в котором жил герой рассказа «Конь с розовой гривой»?
а) Ангара; б) Иртыш; в) Енисей.
А9. Какие ягоды сбирал юный герой рассказа, чтобы «трудом своим заработать пряник»?
а) клубнику; б) землянику; в) малину.
А10. Что украл у бабушки герой рассказа для Саньки, чтобы тот не рассказал об обмане?
а) калач; б) шаньгу; в) пирог.
А11. Какое чувство овладело юным героем рассказа, когда он узнал в лодке бабушку?
а) испуг; б) радость; в) грусть.
А12. Какую роль в жизни юного героя рассказа сыграл обман, в который мальчик был втянут?
а) мальчик приобрёл авторитет среди сверстников;
б) мальчик раскаялся в содеянном и был благодарен бабушке за понимание;
в) бабушка и дедушка, которые воспитывали его, усилили контроль за его поведением.
А13. Как поступила бабушка, купив пряник внуку, несмотря на его обман?
а) проявила жалость; б) проявила бесхарактерность; в) проявила доброту и мудрость.
А14. Употребление каких слов характеризует язык рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»?
а) диалектных и просторечных слов; б) общеупотребительных слов; в) иноязычных слов.
А15. Как называется последовательное изображение на основе сюжета событий в художественном произведении?
а) пейзаж; б) портрет; в) фабула.
Часть В (задания с кратким ответом)
В1. Почему все жалели героя рассказа и уделяли ему редкостное внимание?
В2. Какой пряник пообещала купить бабушка внуку за полный туесок ягод?
В3. Какой приёмом художественной выразительности использует Астафьев в приведённом отрывке: «По скоблённому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой»?
В4. Что описывает В. П. Астафьев в данном отрывке. Как называется такой фрагмент?
«День был ясный, летний. Сверху пекло…, клонились к земле рябенькие кукушкины слёзки. На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики …».
В5. Как называется отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью?
Часть С (задание с развёрнутым ответом в виде связного текста не менее 5 предложений)
С1. Какие жизненные уроки из рассказа В.П.Астафьева я извлёк (извлекла)?
Контрольная работа по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Часть А (задания с выбором ответа)
А1. Как назывался журнал, в котором начал публиковаться В.П.Астафьев?
а) «Смена»; б) «Огонёк»; в) «Дружба народов».
А2. Как первоначально назывался цикл рассказов В.П.Астафьева о детстве, о селе и его обитателях?
а) «Конь с розовой гривой»; б) «Страницы детства»; в) «Монах в новых штанах».
А3. К какому роду литературы относится рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»?
а) к эпосу; б) к лирике; в) к драме.
А4. Когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»?
а) после Первой мировой войны; б) после Гражданской войны; в) после Великой Отечественной войны.
А5. От чьего лица ведётся повествование в рассказе?
а) главного героя – мальчика; б) бабушки; в) соседского паренька.
А6. Кто из героев рассказа «плавал когда-то по морям, любил море»?
а) дядя Ваня; б) дядя Левонтий; в) дедушка.
А7. Кто из героев рассказа говаривал: «…главное…в ягодах – закрыть дно посудины»?
а) тётя Феня; б) тётя Васеня (Левонтьиха); в) бабушка Катерина Петровна.
А8. На берегу какой реки находилось село, в котором жил герой рассказа «Конь с розовой гривой»?
а) Ангара; б) Иртыш; в) Енисей.
А9. Какие ягоды сбирал юный герой рассказа, чтобы «трудом своим заработать пряник»?
а) клубнику; б) землянику; в) малину.
А10. Что украл у бабушки герой рассказа для Саньки, чтобы тот не рассказал об обмане?
а) калач; б) шаньгу; в) пирог.
А11. Какое чувство овладело юным героем рассказа, когда он узнал в лодке бабушку?
а) испуг; б) радость; в) грусть.
А12. Какую роль в жизни юного героя рассказа сыграл обман, в который мальчик был втянут?
а) мальчик приобрёл авторитет среди сверстников;
б) мальчик раскаялся в содеянном и был благодарен бабушке за понимание;
в) бабушка и дедушка, которые воспитывали его, усилили контроль за его поведением.
А13. Как поступила бабушка, купив пряник внуку, несмотря на его обман?
а) проявила жалость; б) проявила бесхарактерность; в) проявила доброту и мудрость.
А14. Употребление каких слов характеризует язык рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»?
а) диалектных и просторечных слов; б) общеупотребительных слов; в) иноязычных слов.
А15. Как называется последовательное изображение на основе сюжета событий в художественном произведении?
а) пейзаж; б) портрет; в) фабула.
Часть В (задания с кратким ответом)
В1. Почему все жалели героя рассказа и уделяли ему редкостное внимание?
В2. Какой пряник пообещала купить бабушка внуку за полный туесок ягод?
В3. Какой приёмом художественной выразительности использует Астафьев в приведённом отрывке: «По скоблённому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой»?
В4. Что описывает В. П. Астафьев в данном отрывке. Как называется такой фрагмент?
«День был ясный, летний. Сверху пекло…, клонились к земле рябенькие кукушкины слёзки. На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики …».
В5. Как называется отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью?
Часть С (задание с развёрнутым ответом текста не менее 5 предложений)
С1. Какие жизненные уроки из рассказа В.П.Астафьева я извлёк (извлекла)?
С1 – творческое задание
А1-А15 – по 1 б., В1 – В5 – по 1 б. Итого ч. А и В – 20 б. + ч. С – максимум 3 б. = 23 б.
Номер материала: ДБ-1521468
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов
Время чтения: 2 минуты
Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике
Время чтения: 2 минуты
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Особенности языка в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» Урок-исследование
Особенности языка в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Урок-исследование
- знакомство с художественным миром анализ использованных речевых средств языка в рассказе «Конь с розовой гривой»
- совершенствовать регулятивные навыки обучающихся расширять и обогащать словарный запас школьников совершенствовать навыки работы со словарем, с текстом
- воспитывать внимательного читателя
- совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.
Оформление: портрет В. Астафьева, выставка его книг, маршрутный лист.
Методы: слово учителя, беседа, словарная работа, работа в парах, заполнение маршрутной карты, письменный развернутый ответ на вопрос.
1.Вступительное слово учителя. Определение цели урока.
Виктор Петрович Астафьев – известный талантливый писатель, наш современник. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве, которое было удивительно прекрасной порой.
Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер.
2. Повторение. Проверка домашнего задания.
— Ребята, напомните, пожалуйста, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»? (В основе рассказа «Конь с розовой гривой» лежит обман самого родного человека, бабушки, и справедливое наказание).
— Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали? (Каждый школьник за свою небольшую жизнь хоть раз кого-то обманул, и поэтому каждому знакомы муки совести, стыда. Поделившись своей историей обмана, вспомнив подобные ситуации в своей жизни, они невольно поставят себя на место главного героя, Вити, а значит, он станет им чуточку ближе, понятнее.)
— Как вы думаете, почему автор в основу рассказа берет такую неприятную жизненную ситуацию? (Рассказ носит поучительный характер. Обманом опозорив бабушку, Витька ждет справедливого наказания. И действительно, Катерина Петровна, оправдывая прозвище «генерал», отчаянно распекает Витьку. Посрамленный и обличенный внук чувствует стыд и раскаяние. Но какой поражающей неожиданностью явился для него обещанный бабушкой за землянику пряник, с мечтой о котором Витька по понятным причинам уже распрощался. Если перевести поведение бабушки (пряник все-таки дарит) на язык «неофициальной педагогики», как делает это А. Ланщиков, то бабушка наказывает внука…добротой. И дело не только в понимании, что нельзя обманывать и предавать близких, а в сознании необходимости прощать.
— Вспомните, какие уроки он несет?
- Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок. Признайся в содеянном. Раскаяние приносит облегчение. Спешить делать добро. Надо быть милосердным всегда. Люби ближнего своего как самого себя.
3. Актуализация личностно-диалогических связей с героем.
— Каким вы себе представляете главного героя рассказа – Витю? (^ Устное словесное рисование, защита рисунков) (Учащиеся отмечают душевную чуткость мальчика, его обостренную совестливость, неприятие зла в любых его проявлениях, любовь ко всему прекрасному: как он рассуждает о «коренных песнях» каждой семьи на селе.)
— О чем бы вы спросили Витю?
(Метод автобиографического опросника позволяет школьникам вжиться в образ своего сверстника, почувствовать себя на его месте, а значит сделать этот рассказ личностно значимым. Ребятам близок этот герой по возрасту и по духу, значит – интересен.)
— Какие черты характера героя есть у вас?
— Можно ли у Вити чему-либо научиться?
5. Обращение к образу автора-повествователя.
— Каким вы представляете себе автора рассказа? (Пожилой человек, любящий свою родину, родных, умеющий видеть прекрасное вокруг. Писатель умеет и учит нас любить жизнь, уважать все то, что человеку в жизни выпадает. Он всю жизнь благоговел перед чудом Природы, Слова, Музыки. И свое благоговейное чувство он выразил живым, полнокровным, музыкальным по ритмике и интонации, русским языком.)
— Как создается автором такая красота?
6. Создание проблемной ситуации.
С какой целью, по-вашему, писатель использовал просторечные слова, диалекты, слова разговорного стиля, фразеологизмы, неправильные грамматические формы, а не заменил их другими, стилистически нейтральными словами
7. Задание исследовательского характера.
Особенности языка в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Слова, употребляемые автором
Составьте словарь диалектных слов, используя сноски на страницах учебника. Слова необходимо расположить в алфавитном порядке.