уроки французского программа какого класса

Изучение рассказа В.Распутина «Уроки французского» в школе

Рассказ В.Распутина «Уроки французского» изучается в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Изучение рассказа В.Распутина «Уроки французского» в школе»

Изучение рассказа В. Распутина «Уроки французского»

«Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве», — писал Валентин Григорьевич Распутин в 1974 году в иркутской газете «Советская молодежь». В 1973 году был публикован один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского». Сам писатель выделяет его среди своих произведений: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».
Рассказ Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга известного драматурга Александра Вампилова, всю жизнь проработавшей в школе. В основу рассказа легло воспоминание о детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».

Рассказ автобиографический. Лидия Михайловна названа в произведении своим собственным именем (фамилия ее — Молокова). В 1997 году писатель в беседе с корреспондентом журнала «Литература в школе» рассказывал о встречах с нею: «Недавно была у меня в гостях, и мы с нею долго и отчаянно вспоминали нашу школу, и ангарский поселок Усть-Уда почти полувековой давности, и многое из того трудного и счастливого времени».

Род, жанр, творческий метод. Произведение «Уроки французского» написано в жанре рассказа. Расцвет русского советского рассказа приходится на двадцатые (Бабель, Иванов, Зощенко) и затем шестидесятые— семидесятые (Казаков, Шукшин и др.) годы. Оперативнее прочих прозаических жанров рассказ реагирует на изменения в общественной жизни, так как он быстрее пишется.

Рассказ можно считать древнейшим и первым из литературных жанров. Краткий пересказ события — случая на охоте, поединка с врагом и тому подобное, — уже является устным рассказом. В отличие от прочих родов и видов искусства, условного по своей сути, рассказ исконно присущ человечеству, возникнув одновременно с речью и являясь не только передачей информации, но и средством общественной памяти. Рассказ есть изначальная форма литературной организации языка. Рассказом принято считать законченное прозаическое произведение объемом до сорока пяти страниц. Это приблизительная величина — два авторских листа. Такая вещь читается «на одном дыхании».

Лидии Михайловне было не более двадцати пяти лет и «в лице ее не было жестокости». К мальчику она отнеслась с пониманием и сочувствием, оценила его целеустремленность. Она рассмотрела в своем ученике замечательные способности к обучению и готова любыми способами помочь им развиваться. Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.
Мальчик поражает своей целеустремленностью, желанием при любых обстоятельствах выучиться и выйти в люди. Рассказ о мальчике может быть представлен в виде цитатного плана:

Сюжет и композиция

«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр». Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи, вырван от привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.
С особым пониманием к мальчику подошла молодая учительница. Она начала дополнительно заниматься с героем французским языком, рассчитывая дома подкормить его. Гордость не позволила мальчику принять помощь от постороннего человека. Не увенчалась успехом затея Лидии Михайловны с посылкой. Учительница наполнила ее «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. В поисках способа помочь мальчику учительница предлагает ему сыграть на деньги в «пристенок».
Кульминация рассказа наступает после того, как учительница начала играть с мальчиком в пристенок. Парадоксальность ситуации обостряет рассказ до предела. Учительница не могла не знать, что в то время подобные отношения учителя с учеником могли привести не только к увольнению с работы, но и к уголовной ответственности. Мальчик этого до конца не понимал. Но когда беда все же случилась, он начал понимать поведение учительницы глубже. И это привело его к осознанию некоторых аспектов жизни того времени.

Язык повествования прост и в то же время выразителен. Писатель умело использовал фразеологические обороты, добиваясь выразительности и образности произведения. Фразеологизмы в рассказе «Уроки французского» большей частью выражают одно понятие и характеризуются определённым значением, которое часто равно значению слова: «Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел» (лениво). «В школе я птаху до этого не видел, но, забегая вперёд, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс» (неожиданно). «Наголодавшись и зная, что харч мой долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези в животе, а затем через день или два снова подсаживал зубы на полку» (голодать). «Но запираться не было никакого смысла, Тишкин успел продать меня с потрохами» (предать). Одной из особенностей языка рассказа является наличие областных слов и устаревшей лексики, характерной для времени действия рассказа. Например: Квартировать — снимать квартиру.
Полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т.
Чайная — род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски. Пошвыркать — похлебать. Гольный кипяточек — чистый, без примесей. Вякать — болтать, говорить. Тюкать — несильно ударять.
Хлюзда — плут, обманщик, шулер. Притайка — то, что спрятано.

Творчество В. Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев. Размышления автора о жизни, о человеке, о природе помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты.
В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность.
Через много лет Распутин вновь обратится к событиям давно минувших лет. «Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я ее провел. У меня много друзей, которые всегда готовы прийти на помощь, мне есть что вспомнить. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг — моя бывшая учительница, учительница французского языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю именно о ней, как о верном друге, единственном человеке, который понимал меня во время учебы в школе. И даже спустя годы, когда мы встретились с ней, она проявила ко мне жест внимания, прислав яблоки и макароны, как раньше. И кем бы я ни был, что бы от меня ни зависело, она всегда будет относиться ко мне лишь как к ученику, потому что я для нее был, есть и всегда буду оставаться учеником. Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, покинула школу, а мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чем не вини себя!». Этим она преподала мне урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный учитель — учитель жизни».

Источник

Урок литературы по рассказу В.Распутина «Уроки французского»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Открытый урок по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского.

Тема урока: «Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Я написал этот рассказ в надежде,

что преподанные мне в своё время уроки

лягут на душу как маленького,

так и взрослого читателя.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Послушайте стихотворение и сформулируйте цель урока.

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, фраза за фразой –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Откроется самая главная мысль.

О чём это стихотворение? (Каждое произведение имеет главную мысль).

Какова, по-вашему, цель нашего урока. А тема звучит так: «Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

уроки французского программа какого класса. hello html mb5d76ba. уроки французского программа какого класса фото. уроки французского программа какого класса-hello html mb5d76ba. картинка уроки французского программа какого класса. картинка hello html mb5d76ba

Перед вами рисунки к рассказу, расположенные в хронологическом порядке. На перемене вы рассмотрели данную работу. Задание: Расскажите об основных элементах развития сюжета.

Завязка действия –событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта (игра на деньги)

Развитие действия – ход событий (избиение, разговор с учителем, занятия французским языком, желание учителя помочь ученику справляться с голодом, игра на деньги).

Кульминация – момент наивысшего напряжения в произведении ( сцена игры ученика с учителем, которую увидел директор школы)

Развязка – завершающая часть произведения (учитель, уезжает, главный герой продолжает обучение.

Эпилог – заключение (посылка с макаронами и яблоками)

уроки французского программа какого класса. hello html 331e3b12. уроки французского программа какого класса фото. уроки французского программа какого класса-hello html 331e3b12. картинка уроки французского программа какого класса. картинка hello html 331e3b12

А мы с вами проведем словарную работу. Найдите лексическое значение слов, которые будут звучать на нашем уроке.

уроки французского программа какого класса. hello html 58cbeef2. уроки французского программа какого класса фото. уроки французского программа какого класса-hello html 58cbeef2. картинка уроки французского программа какого класса. картинка hello html 58cbeef2

Валентин Распутин написал множество книг, герои которых подают нам жизненные примеры. Одним из таких произведений рассказ, о котором мы сегодня с вами ведем речь.

Кто послужил прототипом главной героини рассказа?

Вот, что об этом говорит сам автор. ( Ульяна)

уроки французского программа какого класса. hello html m2ea17a2b. уроки французского программа какого класса фото. уроки французского программа какого класса-hello html m2ea17a2b. картинка уроки французского программа какого класса. картинка hello html m2ea17a2b

Кому посвятил свой рассказ Валентин Григорьевич Распутин?

уроки французского программа какого класса. hello html 626ad023. уроки французского программа какого класса фото. уроки французского программа какого класса-hello html 626ad023. картинка уроки французского программа какого класса. картинка hello html 626ad023

Для читателей какого возраста написан этот рассказ?

Какую цель ставит перед собой автор? ( рассказать о жизненных уроках, полученных и усвоенных в детстве своему читателю)

уроки французского программа какого класса. hello html 3a552a4b. уроки французского программа какого класса фото. уроки французского программа какого класса-hello html 3a552a4b. картинка уроки французского программа какого класса. картинка hello html 3a552a4b

Послушайте, что рассказывал о себе автор:

Подготовленный ученик (Даша Доморацкая)

«Родился я, писал Валентин Распутин, 15 марта 1937 года в трехстах километрах от Иркутска, в деревне Аталанка, что на реке Ангаре. Так что я — коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал. Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, — ей забот, сколько помню, всегда хватало». В 1944 году пошел в первый класс начальной школы. Здесь не гремели бои, но жизнь была трудной, временами полуголодной. Нас у матери было трое, я самый старший. Учился я хорошо, прочитал все книги в деревенской библиотеке, и считал себя несчастным человеком, потому что читать уже было нечего. Все в деревне говорили, что я башковитый. Школа, в которой был пятый и последующие классы находилась в районном центре, а это – целых 50 километров от родной деревни. Мать, несмотря на все трудности жизни, решила отправить меня учиться дальше в райцентр. Здесь надо было жить самостоятельно. И это стало для меня настоящим испытанием на выносливость и зрелость.»

— Какой вопрос вначале произведения задает автор?

Какие ключевые слова в этом вопросе?

Почему мы чувствуем свою вину перед учителями за то, что с нами стало после.

Может ли этот вопрос являться идеей рассказа? Почему? (Автор повествует о духовной памяти, духовном опыте человека).

Идея рассказа «Уроки французского»: самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность.

уроки французского программа какого класса. hello html m358304f5. уроки французского программа какого класса фото. уроки французского программа какого класса-hello html m358304f5. картинка уроки французского программа какого класса. картинка hello html m358304f5

Давайте поработаем с текстом рассказа. Какие же жизненные уроки усваивает герой, приобретая собственный опыт в нелегкой жизни?

Уроки будем записывать в тетрадь.

От чьего лица ведется повествование? Почему?

О каком времени пишет автор?

Как жилось в деревне?

Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?

Какие испытания ожидали его?

уроки французского программа какого класса. hello html m339ea249. уроки французского программа какого класса фото. уроки французского программа какого класса-hello html m339ea249. картинка уроки французского программа какого класса. картинка hello html m339ea249

Есть ли сходство с биографией писателя?

Почему мать героя решила, чтобы сын продолжил учебу в райцентре?

Мать решила, что хуже и голоднее, чем дома, всё равно не будет, и пристроила меня в райцентре к своей знакомой.

Какие трудности испытывает главный герой на новом месте (в райцентре)? Зачитайте цитаты.

Какой урок получает главный герой в этот период времени?

Урок? Надейся на самого себя. Учись преодолевать трудности. Не жалуйся.

Источник

Уроки французского в начальной школе

— И как вы будете справляться с французским, ты же английский учила?

Такой вопрос мне задавали все буквально родственники и знакомые, узнав, что наш старший сын пойдёт в первый класс во французскую гимназию. Это была первая реакция. Следом непременно звучали и такие высказывания:

— Это же сложный язык.

— Кому он сейчас нужен?

— Готовьте деньги на репетитора.

Действительно, я всю жизнь учила английский язык, немного знаю итальянский, и поначалу тоже испытывала некоторую неуверенность в правильности выбора. К сожалению, других вариантов не было: окрестные школы удручали невысоким уровнем, а учебные заведения, находящиеся больше чем в двадцати минутах езды от дома, мы не рассматривали.

уроки французского программа какого класса. learn franch. уроки французского программа какого класса фото. уроки французского программа какого класса-learn franch. картинка уроки французского программа какого класса. картинка learn franch

Окончательно поверг меня в уныние случайно услышанный в трамвае разговор. Беседовали две женщины. Ребёнок одной из них учился как раз в нашей гимназии.

— Ну? И как у вас с французским? – интересовалась одна из собеседниц.

В то время наш старший сын был ещё первоклассником, и французский язык у них преподавался факультативно. Двух занятий в неделю ребёнку вполне хватало, чтобы успешно осваивать азы языка безо всякой моей помощи. Но второго класса я ждала с опаской.

В ожидании краха

И вот выдали учебники. Полистав их и поняв, что буквально на первом уроке дети будут начинать осваивать навыки чтения, я впала в панику и побежала в книжный магазин. Среди многих и многих полок с учебниками, словарями и пособиями по английскому языку не без труда и не без помощи сотрудника магазина обнаружила всего несколько книг по французскому. Большинство из них были ориентированы на учеников пятых классов и старше. Для начальной школы не было ни одного пособия. В ужасе (следующий урок французского у ребёнка должен был быть буквально назавтра) я уставилась на полки – ничего, что помогло бы мне. Действуя по принципу, точно сформулированному в пословице «на безрыбье и рак рыба», выбрала единственный мало-мальски подходящий томик и отправилась домой, предчувствуя неизбежность моего личного Ватерлоо.

Глаза боятся…

Однако всё оказалось не так страшно. Закончилось первое полугодие, и я вполне жизнерадостно могу отчитаться: «Пять… нет, не минут, месяцев. Полёт нормальный». Конечно, неполных пять месяцев – это совсем недолго. Но за это время сын и я вместе с ним научились читать и писать, потихоньку осваиваем грамматику и с удовольствием распеваем французские песенки.

Я написала «сын и я», но тут же поняла, что ошиблась. Вместе со старшим сыном французский язык осваивает вся семья. Во время поездок на машине мы дружно повторяем лексику и учим тексты. Порой это приносит неожиданные плоды. На днях я сказала, глядя на снегопад за окном:

Самый младший, пятилетний, сын кивнул и задумчиво откликнулся:

— La neige tombe (Снег идёт).

— Tout est blanc (Всё белое).

На что старший со знанием дела откликнулся словами милой французской песенки:

— Neige, neige blanche Tombe sur mes manche… (Белый, белый снег падает на мои рукава…)

Сама же я, на досуге взяв в руки один из романов Агаты Кристи из серии про Эркюля Пуаро, поймала себя на том, что французские выражения знаменитого сыщика всё чаще понимаю без перевода, и читаю уже именно по-французски, а не пытаюсь использовать правила чтения, усвоенные при изучении английского языка. Да, и знаменитую песню Далиды и Алена Делона «Paroles» услышала на днях и даже поняла что-то кроме слов caramel и chokolat.

Выход из положения

Что же помогает нам пока справляться с ситуацией без репетиторов и дополнительных трат?

В классе моего сына много ребят, чьи старшие братья и сёстры учатся в этой же гимназии. И именно их уже прошедшие испытание первыми годами учёбы родители и стали нашими лоцманами в бушующем море знаний. Накопленные аудиокурсы, печатные материалы, ссылки на полезные ресурсы – это всё они разослали тем родителям, чьи дети только начали изучать французский язык. Эта помощь даёт нам возможность пользоваться тем, что действительно нужно и полезно, и не тратить деньги, силы и время на приобретение и поиски того, что не пригодится. В сентябре во второй класс пойдёт наш средний сын. И теперь уже я заранее собираю всё то, чем смогу поделиться с другими родителями и детьми.

Конечно, очень выручает и Интернет. Наши учителя ведут группы в соцсетях, где выкладывают огромное количество полезной информации: мультфильмы и видеоклипы на французском языке, записи детских песенок и тексты к ним, мотивирующие материалы.

Кроме того, помогают ресурсы, делающие перевод и/или дающие возможность услышать, как звучат слова и фразы. Однако полагаться только на них я бы не советовала. Перевод и «озвучка» иногда бывают столь оригинальным, что только диву даёшься. Сомневаетесь? Попробуйте ввести известные вам иностранные фразы, а потом посмотреть, как «Интернет-помощники» их переводят на русский язык и озвучивают. После нескольких таких опытов начинаешь понимать, откуда берутся уморительные в своей наивности и кособокости русскоязычные инструкции к китайским товарам.

Лично мне помогает продвигаться в обучении хореографическое отделение детской школы искусств в анамнезе. Как известно, язык танца – французский, названия всех балетных движений традиционно берутся из него. И вот теперь когда-то затверженные «па де ша» (pas de chat кошачий шаг) или «глиссе» (glissade – скольжение) всплывают в памяти и дают возможность реже обращаться к словарю и быстрее запоминать правила чтения.

Кроме того, помогают многократно читаные произведения русских классиков и отечественный кинематограф. Чего стоит первая глава «Войны и мира», почти полностью написанная на французском языке. Так что все эти «ma tante» или «mon cher ami» русскому читателю очень даже близки и понятны. А ведь есть ещё огромное количество заимствований из французского, которые тоже понятны без перевода! Весь этот багаж разрозненных знаний помогает ориентироваться во французской лексике.

Освоенный хотя бы на элементарном уровне любой другой из иностранных языков позволяет подходить к изучению следующего уже с некоторым пониманием того, как происходит процесс усвоения. Возможно, это помогает не всем, но очень многим.

Конечно, неполные пять месяцев изучения французского языка пока не делают из меня эксперта в этом вопросе, но мой собственный, хотя пока и небольшой путь и опыт других родителей, которым они делятся с новичками, позволяют прийти к нескольким выводам. Помогать ребёнку в изучении иностранного языка можно, даже если сам пока мало что знаешь. В чём-то родители разберутся быстрее и объяснят чаду (прямо как в анекдоте: «Пока вам объяснял, даже сам всё понял!»), а что-то ребёнок усвоит в школе и поможет с новым материалом родителям (и тоже лучше поймёт и крепко-накрепко запомнит, выступив в непривычной роли учителя).

Для тех же родителей, кому тяжело даётся французский язык, у нас в гимназии открыли языковые курсы. Занятия ведут учителя наших детей, и есть возможность посещать уроки именно «своего» педагога. Это не только помогает учить язык, но и очень сближает родителей и детей. Сама я пока на курсы не хожу, но если почувствую, что самостоятельно справиться не в состоянии, обязательно сяду за парту!

Источник

Урок по рассказу В.Распутина «Уроки французского»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок литературы в 6 классе

1. Личностные: сформированность гуманистических ценностных ориентаций; сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

2. Предметные: определить смысл названия рассказа; определить, какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика;

познавательные: сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации для выполнения учебных заданий;сформированность устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя; сформированность умения строить логическое рассуждение;

регулятивные: сформированность умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

коммуникативные: сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя; сформированность умений формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-приемлемые способы поведения, координироватьеё с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; сформированность умений в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Тип урока: урок применения знаний на практике.

Методические приёмы: технология проблемного диалога, элементы исследовательской деятельности, частично-поисковый метод (нахождение эпизодов в тексте)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, листы с отрывком из текста, маркеры.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!

Подарите улыбку друг другу! Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало!

Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.

Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

Дети разделены на 3 группы (красные и голубые, зеленые), создание коллаборативной среды.

Учащиеся получают листы ожидания (должны отметить свое состояние в начале и в конце урока)

Целеполагание и мотивация

Вступительное слово учителя (знакомство с Притчей о добром Самарянине)

Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. « Люби ближнего как самого себя ». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».

Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:

На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

Ребята, а кто же на самом деле ближний?

Как же связана эта притча с рассказом В. Распутина « Уроки французского»? (В произведении мы видим истинный пример того, как самоотверженно и бескорыстно Лидия Михайловна делала добро герою этого рассказа).

-Как вы понимаете слово « доброта»? Какие ассоциации появляются у вас, когда вы слышите слово «доброта»? Подберите синонимы ( пишут на доске)( Щедрость Милосердие Бескорыстие Отзывчивость Сострадание Расположение к людям).

На основе сделанных записей делаем вывод: доброта – это качество характера человека, проявляющаяся в стремлении делать добро, отзывчивости, расположении к людям.

Слова, которые станут эпиграфом к нашему уроку, я предлагаю вам выбрать самостоятельно.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Верю я, придёт пора. Силу подлости и злобы одолеет дух добра. ( Б.Пастернак)

Ознакомьтесь с ними и объясните, чьи слова более полно раскрывают тему нашего урока

— Почему вы не выбрали строки Б. Пастернака? (Потому что во все времена добро находилось рядом с человеком, были те, кто дарил его людям)

Запишите выбранный вами эпиграф в тетрадь.

-Ребята, что же такое эпиграф? Что в нем заключается?

-Кого вы считаете главным героем рассказа? (11 – летний мальчик, ученик 5 класса. Ни имени, ни фамилии автор не указывает).

1. Почему мальчик оказался в райцентре? «Чтобы учиться дальше… мне пришлось снаряжаться в райцентр».

2.Каковы были успехи героя рассказа в школе? «Учился я и тут хорошо…по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».

3. Как он чувствует себя на новом месте? «Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни».

4. Почему он не убежал в деревню? «Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел…»

5. Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? «…ни с кем из ребят я тогда не сошелся.»

6. Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? «Получив его (рубль), …я покупал баночку молока».

В рассказе описано тяжелое послевоенное время: карточная система снабжения продуктами, голод, обязательные для населения государственные займы, тяготы колхозного труда. Место действия – Сибирь, родина писателя, глухая сибирская деревушка, в которой даже садов нет, так как зимой деревья вымерзают.

Герой рассказа – простой деревенский мальчик. Нелегко живет его семья. Мать одна воспитывает троих детей, которые хорошо знают, что такое голод и лишения. Тем не менее она все же решается отпустить своего сына в район на учебу. Мальчик и сам соглашается уехать учиться. Оказавшись среди чужих людей, он осознает, что одинок, ему постоянно хочется есть, он скучает по дому, у него нет друзей. Большое место в книге занимает игра в деньги. Герой сталкивается со сложной ситуацией, обращаясь с ребятами, живущими по законам улицы, его жестоко избивают и предают. Он нуждается в помощи? Конечно, ведь ему всего 11 лет. Кто протянет руку помощи? Кто его ближний?

Давайте расскажем о героях рассказа, с которыми имеет дело мальчик. Какой урок они ему преподнесли? Кто протянул ему руку помощи?

Задания для 1 группы

1) Какие испытания легли на спину мальчика по приезду в райцентр? Почему наш герой не жалуется взрослым? (Не ладилось с французским, тоска по дому. Не только постоянный голод, страдания от одиночества, разлуки с домом, с матерью, но и острое переживание несправедливости, горечь обмана испытывал герой.

2)Всякий ли ребенок может выдержать такое?

(чтение на стр.123 со слов «Я сильно похудел: мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня» до слов «Я опомнился и убежал»).

3)Легко ли было матери учить сына в райцентре? Сын был благодарен матери?

(Жизнь преподносит герою жестокие уроки и ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться или расстроить мать. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть).

первый урок : «Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это».

4)Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?

5)Почему наш герой не уехал домой?

6)Как учился мальчик? Почему он всегда готовился к урокам?

7)Что привлекает вас в мальчике, в его характере? (Жажда знаний, сила воли, честность, доброта, благородство, самоотверженность, упорство в достижении цели) (слайд).

второй урок: «Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих». (слайд).

Задания для 2 группы

1)Почему мальчик ввязался в игру на деньги?

Охарактеризуйте игроков в «чику» (Тишкин, Птаха, Вадик).

3)Какая это была игра? Почему нашему герою пришлось «смириться»?

4)(«актеры»: чтение на стр. 130 со слов «Не в склад! – объявил Вадик» до слов «Настаивать на своем было бессмысленно: если начнется драка, никто, ни одна душа не заступится, даже Тишкин, который вертелся тут же).

третий урок: «Не горячись, уступи тем, кому все равно ничего не докажешь». (слайд).

5) Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя мальчик во время избиения?

6)(Прочитаем отрывок на стр. 132 со слов: «Первым, опять сзади, меня ударил Птаха» до слов на стр. 133 «Переверну – у – ул!»).

четвертый урок: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся». (слайд)

Задания для 3 группы

Почему мальчик доверил учительнице свою тайну? Любому ли учителю можно довериться?

(чтение отрывков на стр. 136 со слов «Она сидела передо мной» до слов «Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?»).

2) Какой была Лидия Михайловна? Какой впервые увидел её герой? Найдите и прочитайте портрет Лидии Михайловны. Стр.139-140 – внешность, стр.133 – голос, стр.148 – в детстве.

3)Лидия Михайловна решила заниматься с мальчиком французским языком у себя дома? Почему?(Она хочет оградить мальчика от игры с ребятами).

Вывод: Слова из воспоминаний самого Распутина: «Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение. Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты».

4) Так каким же должен быть учитель? Почему Лидия Михайловна говорит: «Иногда надоедает быть учительницей, учить и учить без конца… Иной раз полезно забыть, что ты учительница… Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому»?

5)Почему Лидия Михайловна избрала такой способ помощи мальчику, ведь она знала, что за игру на деньги выгоняли из школы?

Лидия Михайловна знала, что никакой помощи просто так мальчик не примет, он возьмёт только то, что сам заработал.

6)Но понимает ли герой, что игру на деньги учительница избрала специально?

У него вначале были сомнения: «Я по себе знал, что, когда что-то не выходит, всё делаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься… Мне казалось, что Лидия Михайловна всё время ожидающе присматривается ко мне…» (стр.144)

Сомнения оставались, когда учительница пыталась ему подыграть, но… затем она начала мошенничать.

Зачем? С какой целью? Вероятно, она решила его раззадорить, чтобы мальчик не думал, что игра идёт ради него.

пятый урок: «Будь добрым и отзывчивым, люби людей».

Физкультминутка. Звучит песня о доброте

5. Исследование. Лингвистический анализ

1. Исследование (работа в парах).

Перед Вами отрывок из текста.

К какому типу речи вы отнесёте отрывок? Докажите.

Сколько глаголов в этом отрывке? Выделите их маркером и подсчитайте.

Установит время и вид глаголов.

Для чего в отрывке так много глаголов?

Прошедшее время, несовершенный вид.

Передают азарт игры, экспрессию, динамику. В повествовании говорится о последовательных, сменяющих друг друга действиях. Это значение передаётся глаголами.

2. Видеофрагмент игры.

В чем состоит главный урок, который преподала учительница? Урок доброты: благодаря ее помощи мальчик чувствовал, что он не один, она смогла не только помочь ему в трудном материальном положении, но и пожалела, не унизив его гордость.

А самой Лидии Михайловне кто-то преподает урок? Директор. Он отчитывает ее за игру на деньги с учеником и увольняет.

А как Вы считаете, справедливо ли это?

О чём говорят нам слова, сказанные учительницей на прощание: «Учись спокойно, тебя никто не тронет…?» (стр.153) Можем догадаться, что всю вину учительница взяла на себя и ничего не стала объяснять директору.

Какими словами директор определил поступок Лидии Михайловны? Стр.153: «Это преступление. Растление. Совращение…»

Благодарность. Она не только помогла выжить мальчику в послевоенные годы, не только взяла всю «вину» на себя, но и открыла мальчику новый мир, показала другую жизнь, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделить горе.

«Педагогическое преступление» привело к печальным последствиям для учителя. Но что сохранил на всю жизнь мальчик?

Уроком подлинной человечности. Он понял, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь.

Чем стал для него поступок учительницы?

Так почему же герой потом, будучи взрослым, испытывал чувство вины перед учительницей? (стр.115) «Не за то вовсе, что было в школе, а за то, что сталось с нами после».

Итак, Лидия Михайловна единственная попыталась помочь мальчику. Никого: ни квартирную хозяйку, ни одноклассников, ни учителей, ни директора школы не волновала судьба мальчика. Хотя директор обязан был по должности знать о бедственном положении своего ученика и постараться помочь ему. Но попыталась одна Лидия Михайловна.

— Только попыталась или все-таки помогла? Обратимся к статье «Уроки доброты»

Чтение статьи учителем (1,2 абзацы)

— Итак, учительница не только научила героя французскому языку, но и преподала уроки еще более важные – уроки доброты. Доброты истинной, имеющей свои законы.

Давайте попробуем на основе понимания рассказа составить «Кодекс законов доброты

Учитель представляет таблицу с законами, среди которых есть лишние. Ребята обсуждают каждый, а лишние вычеркивают жирной чертой (маркер).

Кодекс законов доброты.

— Добро возвращается добром.

— Истинное добро бескорыстно.

— Я помог тебе – изволь и ты мне помогать.

— Истинное добро не требует награды.

— Истинное добро не требует отдачи.

Сотворивший добро всегда помнит кому и когда он помог.

— Истинное добро не унижает человеческого достоинства.

— Почему рассказ называется «Уроки французского»?

( Потому что именно учительница французского языка открыла мальчику новый мир, показала «другую» жизнь, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества ).

— Можно было бы назвать этот рассказ «Уроки доброты»?

— Ребята, что герой нашел в посылке, присланной Лидией Михайловной с Кубани?

— А что еще? Загляните в этот посылочный ящик.

Учитель предлагает взять из посылочного ящика взять яблоки. На каждом написаны слова:

любовь, доброта, доверие, поддержка, отзывчивость, чуткость, уважение, душевная щедрость.

Ребята берут яблоки, читают слова, угощают гостей, оставляют себе или выкладывают яблоки на доску.

— Ребята, как вы думаете, пригодились эти уроки герою?

( Да, ведь он стал хорошим человеком, известным русским человеком)

— А ведь рядом с мальчиком не могло оказаться такого человека, как Лидия Михайловна. И тогда неизвестно, как бы сложилась жизнь у героя.

Невольно вспоминаются строки из стихотворения:

Какая трудная работа –

Счастливым сделать хоть кого-то,

Цветок удачи принести,

От одиночества спасти,

А самому потом тихонечко уйти.

— Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли о Лидии Михайловне, написав синквейн.

Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *