уровень филогенетического развития психики леонтьева вызывает дискуссию какой

Стадии и уровни развития психики в филогенезе по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри

Четкая, наиболее существенная грань проходит между элементарной сенсорной и перцептивной психикой, знаменуя собой основную веху грандиозного процесса эволюции психики.

Элементарную сенсорную психику Леонтьев определяет как стадию, на которой деятельность животных «отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам (или совокупности свойств), форму элементарного ощущения».

Стадия жеперцептивной психики, по Леонтьеву, «характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей». Деятельность животного определяется на этой стадии тем, что выделяется содержание деятельности, направленное не на предмет воздействия, а на те условия, в которых этот предмет объективно дан в среде. «Это содержание уже не связывается с тем, что побуждает деятельность в целом, но отвечает специальным воздействиям, которые его вызывают».

Подобное подразделение, однако, слишком поверхностно и не охватывает всего многообразия животного мира.

К.Э. Фабри считает, что как в пределах элементарной сенсорной, так и в пределах перцептивной психики следует выделить существенно различающиеся уровни психического развития: низший и высший, допуская при этом существование и промежуточных уровней. Важно отметить, что крупные систематические группы животных не всегда и не вполне укладываются в эти рамки. Это неизбежно, так как в пределах крупных таксонов, например классов, подтипов или типов, всегда имеются роды или виды, стоящие на смежных уровнях психического развития. Это можно объяснить тем, что качества высшего психического уровня всегда зарождаются на предшествующем уровне.

По мнению Фабри, расхождения между психологической и зоологической классификациями обусловлены тем, что морфологические признаки, на которых построена систематика животных, отнюдь не всегда определяют особенности и степень развития психической деятельности последних. Поведение животных представляет собой совокупность функций эффекторных органов животных. А в процессе эволюции именно функция первично определяет форму, строение организма, его систем и органов. Их строение и двигательные возможности лишь вторично определяют характер поведения животного и ограничивают сферу его внешней активности.

Этот диалектический процесс, однако, осложняется еще возможностями многопланового решения задач и компенсаторными процессами в области поведения. Это означает, что если животное в данных условиях лишено возможности решить биологически важную задачу одним путем, оно, как правило, имеет в своем распоряжении еще другие, резервные возможности. Так, одни эффекторы могут замениться другими, т.е. разные морфологические структуры могут служить для выполнения биологически однозначных действий. С другой стороны, одни и те же органы могут выполнять разные функции, т.е. осуществляется принцип мультифункциональности. Особенно пластичны морфофункциональные отношения в координационных системах, и, прежде всего, в центральной нервной системе высших животных.

Итак, с одной стороны, образ жизни определяет развитие приспособлений в эффекторной сфере, а с другой стороны, функционирование эффекторных систем, т.е. поведение, обеспечивает удовлетворение жизненных потребностей, обмена веществ в ходе взаимодействия организма с внешней средой.

Источник

Опишите критерии и стадии психического в филогенезе по А.Н. Леонтьеву и К.Э.Фабри.

План ответа на вопрос:

1. Проблема критерия психического. Традиционные критерии психического в философии. (антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, солипсихизм)

2. Критерий АН Леонтьева и его концепция о зарождении психики

А) элементарная форма психического – чувствительность

Б) чувствительность vs раздражимость. Эксперимент по формированию кожной светочувствительности

3. Этапы развития психики (АН Леонтьев, Фабри)

1) Элементарная сенсорная – высший и низший уровни

2) Перцептивная – высший и низший уровни

3) Стадия интеллекта – дискуссия о её выделении

КРИТЕРИЙ ПСИХИЧЕСКОГО. В рамках деятельностного подхода, развиваемого российской психологией и опирающегося на диалектическую философскую традицию, сформировалось убеждение о необходимости установления «точки отсчета», с которой ведет свою историю психика.

АНЛ: «Проблемы развития психики» 1959, дали Ленинскую премию.

В ней он прежде всего подвергает критике имевшиеся точки зрения на решение проблемы возникновения психики.А.Н.Леонтьев выделяет четыре позиции:

1. Антропопсихизм(критерий психики – осознанность; поэтому у животных психики нет, так как нет сознания; Р.Декарт).

2. Панпсихизм (учение о всеобщей одушевленности, одушевлено любое материальное образование; Б.Спиноза).

3. Биопсихизм (душа есть у любого живого существа, в том числе у растений; Аристотель).

АНЛ: биопсихизм не позволяет установить качественного различия между живым организмом, не обладающим психикой и нет

4. Нейропсихизм (имеется строго объективный критерий психики: наличие нервной системы; Ч.Дарвин, Г.Спенсер).

АНЛ: тут постулируется жесткая связь НС и психики, а ведь связь органа и функции является подвижной, поскольку одну и ту же функцию могут выполнять разные органы.

+ Солипсихизм (Введенский): «объективные признаки одушевленности» отсутствуют и душевная жизнь выявляется только в самом объекте путем самонаблюдения (т.е. «психика есть только у меня»).

Критерий АНЛ и его концепция о зарождении психики

А) Первоначальная, исходная форма психического – чувствительность. Он выделяет 2 вида критериев чувствительности:

1) Субъективный (самоотчет) – он не подходит для исследования животных

2) Объективные критерии (по Йерксу):

а) Структурные, морфологические (анатомич организация). Морфологический критерий ненадежен, т.к. хотя «органы и функции составляют единство, но они, однако, связаны друг с другом отнюдь не неподвижно и неоднозначно».

б) функциональные (признаки психики, лежащие в самом поведении животных).

— подвижность, связанная с предыдущим опытом животного

ПРОБЛЕМА: невозможно по двигательным функциям различить раздражимость, которая свойственна всей живой материи, от чувствительности.

Б) АНЛ предложил следующее разделение:

Раздражимость – это способность живых организмов реагировать на биологически значимое воздействие (биотические стимулы). Это простейшая форма взаимодействия простейшего организма со средой (например, тропизмы у растений). Но на некотором этапе биологической эволюции появляется чувствительность.

Т.о., возникновение психики в эволюции тесно связано с обнаружение субъектом в своей индивидуальной деятельности смысла АБИОТИЧЕСКОГО стимула как сигнала наличия БИОТИЧЕСКОГО фактора.

Таким образом, психика связана с ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ субъекта изначально.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО: пси эксперименты по изучению светочувствительности кожи ладони рукиАНЛ.

Гипотеза: свет, падающий на ладонь, — заведомо абиотический стимул для субъекта, который в обычных условиях не ощущается. Возможно развить чувствительность ладони к свету, если сделать свет сигналом наличия другого стимула — удара тока в палец руки.

уровень филогенетического развития психики леонтьева вызывает дискуссию какой. h. уровень филогенетического развития психики леонтьева вызывает дискуссию какой фото. уровень филогенетического развития психики леонтьева вызывает дискуссию какой-h. картинка уровень филогенетического развития психики леонтьева вызывает дискуссию какой. картинка h

КРИТЕРИЙ ПСИХИЧЕСКОГО – дискуссия в школе АНЛ:

АНЛ: реакция на любой видоспецифический абиотический раздражитель (все лягушки определенного вида реагируют на шорох в траве как «сигнал» наличия в ней насекомого, и эта способность существует как видовое приобретение до того, как лягушка начнет осуществлять свою индивидуальную деятельность),

П.Я.Гальперин: только на такой абиотический стимул, смысл которого определяется в индивидуально-неповторимой деятельности субъекта (для конкретной лягушки данного вида, которую постоянно кормили червями, индивидуальный смысл «пиши» приобрела их форма, потому-то данная лягушка набросилась и на имеющую такую же форму спичку; для другой лягушки, которую кормили пауками, индивидуально-неповторимый смысл «пищи» приобрела форма паука, и она столь же яростно набросилась на похожие по форме кусочки мха, игнорируя спички).

=> у АНЛ критерий шире.

3. Этапы развития психики:

А. Н. Леонтьеввыделяет в эволюционном развитии психики четыре стадии:

1) элементарной сенсорной психики,

Перцептивной психики,

Интеллект

Сознание

2 критерия психики:

1) характер отражения;

2) критерий деятельности (деятельность опосредствует отношения организмов с теми свойствами среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни). ⇒ Всякое отражение формируется в процессе деятельности животного и всякая деятельность совершается в соответствии с тем, как данное воздействие отражается в ощущениях, образах, мышлении животного.

ФАБРИ – зоопсихолог. Выделил в схеме АНЛ в первых 2 стадиях по 2 уровня развития. А стадию интеллекта не считал нужным выделять

1) Элементарная сенсорная психика.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: активность, отвечающая потребностям животного, направленная на поиск предметов его потребностей в предметно расчлененной среде

ПСИХИКА: отражаются лишь отдельные абиотические свойства этих предметов, связанные смысловой связью с жизненно важными для субъекта биотическими свойствами. Элементарные ощущения

К. Э. Фабри – 2 уровня: низший и высший.

— НИЗШИЙ УРОВЕНЬ: (простейшие,большинство кишечнополостных, низшие черви и губки) деятельность носит весьма примитивный характер – избегание негативного стимула, ассоциативного научения нет.

— ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ: (многоклеточные беспозвоночные — высшие черви, иглокожие.). Возникновение и развитие НС. Ассоциативное научение – с трудом. (Йеркс, черви в Т-образном лабиринте, после примерно 180 сочетаний ударов токов в одном из концов лабиринта, научились предпочтитать определенный край).

2) Перцептивная психика

ПСИХИКА: теперь субъект отражает в своем образе мира не отдельные абиотические свойства предмета, а сам целостный предмет, данный в определенных условиях.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: изменение структуры Д – выделение в ней операций, определяемых условиями деятельности.

Эксперименты по формированию натуральных и искусственных условных рефлексов.

АНЛ: переход к НАЗЕМНОМУ образу жизни.

— НИЗШИЙ УРОВЕНЬ (высшие беспозвоночные – членистоногие и головоногие моллюски; насекомые – воспринимают геом формы)

— ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ (птицы, млекопитающие). Развитие опорно-локомоторной функции конечностей, манипулятивных движениях, которые у некоторых высших позвоночных (обезьян) приобретают характер практического анализа (расчленения) объекта и тем самым способствуют получению разнообразной информации о предметах, которыми животные манипулируют.

При дальнейшем развитии органов чувств→ качественно развиваются и сенсорные обобщения.

3) Стадия интеллекта.

Психика: отражение не целостных предметов, а ситуаций, т.е. отношений между предметами, которое возникает в ходе соответствующей деятельности (двухфазной, опосредствованной орудиями)

1) «внезапное» нахождение операции после небольшого числа проб и ошибок — в отличие от медленного, путем многочисленных проб и ошибок формирования операций на стадии перцептивной психики,

2) воспроизведение найденной операции (как способа решения поставленной задачи) без новых проб и ошибок при предъявлении аналогичной задачи,

3) возможность переноса найденного решения в одной задаче на более или менее широкий круг новых задач, имеющих существенные отличия от первой,

4) возможность объединения в одной деятельности двух различных операций: например, чтобы достать плод, обезьяне приходится сначала достать одну (более длинную) палку с помощью другой (короткой) палки — первая фаза решения задачи, а уже с помощью длинной палки достать собственно плод — вторая фаза решения задачи. Двухфазность решения задачи обезьяной проявляется и при решении ею задач «на обходные пути» — животному, для того чтобы взять плод, необходимо сначала оттолкнуть его от себя или сначала отойти от приманки, обогнув препятствие, чтобы тем вернее достичь в конечном счете этой приманки.

ФАБРИ не выделял эту стадию, т.к.:

А) двухфазность и интеллект не связаны, поскольку выделение подготовительной и завершающей фаз присуще любому поведенческому акту.

Б) орудийность и интеллект не связаны

В) интеллектуальная Д – не только у человекообразных обезьян. Собаки, еноты и др. могут довольно быстро научиться решать задачи с проблемными ящиками, которые требуют самостоятельного нахождения способов открывания последовательно предъявляемых запирающих устройств.

НО интеллект животных биологически ограничен. Хотя обезьяны пользуются орудиями в повседневной жизни, их интеллект фактически представляет собой применение в новых условиях филогенетически выработанного способа действия.Употребление человеком орудий носит качественно иной характер.

4) Стадия сознания. Человек

Опосредствованный (общественно-историческим опытом) характер отражения окружающей действительности, зафиксированный прежде всего в системах значений (словесных, предметных и орудийных), а также в динамических смысловых системах личности.

Сознание возникает как продукт усложнившейся деят-ти индивида в мире, носящей СОЦИАЛЬНЫЙ и ОРУДИЙНЫЙ характер.

6. Раскройте суть психофизиологической проблемы, представьте и проанализируйте возможные варианты ее решения в истории психологии и в современной науке.

Психофизическая проблема: соотношение психического с телесным (материальным) вообще, т. е. проблема места психических явлений во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. (по Декарту)

Он же фактически поставил и психофизиологическую проблему: соотношение психического и физиологического (конкретный вид материальных процессов)

Автор ПФ проблемы – Декарт,хотя вАНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ обсуждали проблемы соотношения души как субъекта пси пр-ссов и тела, к-ое не может чувствовать и мыслить. (см.в конце)

Для многих ученых 18-19 вв. психофизическая проблема превратилась в психофизиологическую: это сузило исследовательский горизонт, и изучение зависимости психики от различных сфер действительности свелось к зависимости только от физиологии (так считает Соколова)

Способы решения ПФ проблемы:

ДЕКАРТ (17 в) – взаимодействие

· Дуализм. В основании мира 2 субстанции: материальная (атрибут – протяженность) и духовная (атрибут – мышление, последовательность актов сознания).

Машина тела и занятое собственными мыслями сознание – это независимые друг от друга субстанции.

· ИхВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (через эпифиз) J можно наблюдать при возникновении СТРАСТЕЙ (эмоции, чувственные восприятия – примитивные процессы).

Чувствует и страдает душа, но в этом играют роль и телесные пр-ссы (животные духи пробегают мимо эпифиза, раскачивают его и заставляют чувствовать страсти).

Тело влияет на душу, пробуждая в ней «страдательные состояния» (страсти). Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту «машину» работать и изменять свой ход.

! Высшие психические процессы истоком имеют только душуи ведут себя согласносвободе воли.

Параллелизм

Существуют2 независимыереалии: физиологическая и психическая.Они полностью соответствуют друг другу (как только случается что-то в одной реальности – сразу же случается и в другой). То, что происходит в сознании соответствует, но не зависит от того, что происходит в мозге, и наоборот.

· Бихевиористы и Гоббс: при этом снижают статус психического (психика – ненужный придаток физиологического, эпифеномен). Гоббс: тело производит понятия.

· ЛЕЙБНИЦ (17 в) (идеалистический параллелизм). Душа и тело – не одно и то же, действуют по своим законам. Они находятся в ГАРМОНИИ.

o Гипотеза «предустановленной гармонии»:Души действуют согласно законам конечных причин (цель, ради чего), тела — по законам причин действующих (движение), и оба царства гармонируют между собой (гармонию предустановил Бог до творения); они являются выражением одного универсума.

o Душа и тело – два полюса в каждой монаде: один из них характеризуется пассивностью, бессознательностью, которыми отличается все вещественное; другой — ясностью представлений и деятельным характером — свойством, которое мы приписываем духу.

o Весь универсуум состоит из простых субстанций – монад. Субстанция = душа, к-ой присуща способность к действию.

o Тело монады – производное от ее духовной составляющей (поэтому идеалистич вариант)

· Материалистический параллелизм(Бюхнер, Фогг, Молешотт). Мозг выделяет мысль, как печень желчь. Психический пр-сс не может существовать без мозга, поэтому заменим психологию физиологией. Гештальтисты: изоморфизм процессов в мозге и феноменальном поле.

Корреляционный подход (параллелизм + взаимодействие)

· Не знаем, какова связь мозга с психикой и есть ли она.

· Определенные воздействия на человека à регистрируемые изменения в сфере психического и физиологического

· Что за этим стоит? Может, третий фактор, но он непознаваем

Психическое и физиологическое – суть одно и то же, различие в СТЕПЕНИ. Пример: часовой механизм. Грубые часы измеряют время с точностью до часов и минут (физиология), а сверхточные атомные часы могут фиксировать миллионные доли секунд (психология будущего). Различие же между физиологическими и психологическими механизмами аналогично различиями между минутами и миллисекундами.

Принцип дополнительности (единства)

СПИНОЗА (17в) монизм

· Монизм(разрешение дуализма Декарта): в основании мира 1 единственная субстанция, обладающая атрибутами протяженности (видим вещь как тело) и мышления (идея вещи)

· Общее началотелесных и пси процессов, это разные стороны медали. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело), представляемый в одном случае под атрибутом мышления, в другом — протяжения

· СУБСТАНЦИЯ=БОГ=ПРИРОДА (и природа, и бог самостоятельны и ничем не обусловлены, ничем не сотворены и вечны)

РУБИНШТЕЙН: физиологическое и психическое – это одна и та же отражательная деятельность, но рассматриваемая соответственно психологией и физиологией в разных отношениях. Психическое и физиологическое – это 2 стороны одного и того же явления (как, например, температура и плотность – две характеристики материального тела). Для полного описания явления (человека) необходимо учитывать и ту, и другую сторону процесса отражения.

СЕЧЕНОВ.РЕФЛЕКТОРНАЯ теория психического: психика – единство объективного и субъективного.

Психическое – не придаток (эпифеномен) физиологического, т.к. оно необходимо для отражения внешнего мира субъектом в процессе его деятельности. Психическое – ИНТЕГРАЛЬНАЯ часть всего целостного процесса рефлекторной деятельности организма.

СХЕМА ПСИХИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА = СХЕМА РЕФЛЕКСА:

Психический акт – триедин (начало, течение, конец)! Психический процесс возникает и завершается в процессе взаимодействия индивида с окружающим миром.

Тогда, предмет пси исследования – процесс, разворачивающийся не в сознании, а в объективной системе отношений (=в поведении)

1. психический процесс берет начало во внешнем воздействии (влияние извне первично. а не мотивы нас побуждают). Мысль тоже берет начало извне, т.к. это ответ на поставленный вопрос

2. продолжается центральной деятельностью (чувствование)

3. заканчивается ответной деятельностью – движением, поступком, речью.

Регуляция – по типу обратной связи.

· ОткрылЦЕНТРАЛЬНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ –– фундаментальный принцип функционирования НС. Тут увидел механизм произвольного (волевого) поведения, которое объяснялось ранее лишь принципом свободы воли. (EX можно произвольно оттормозить порыв отдернуть руку от горячего)

· Психическое не равно физиологическое: психика предмет психологии, но она не может существовать без физиологического обеспечения.

Предмет психологии– учение о происхождении пси деятельностей. Методологияобъективно-генетическая, т.к. психическое изначально имеет объективные формы своего существования и проявления. Пусть психикой занимаются физиологи.

Источник

Развития психики в филогенезе. Стадии и уровни развития психики (по А.Н.Леонтьеву). Эволюция нервной системы как условие развития психики.

Ответ:

Филогенез (рождение, происхождение) – это процесс развития всего живого

Существуют различные подходы к пониманию того, кому может быть присуща психика:

1) панпсихизм (французские материалисты) утверждает всеобщую одухотворенность природы. В соответствии с данной теорией психика присуща всей природе, всему миру (в том числе и камню);

2) биопсихизм(Т. Гоббс и др.) понимает психику как свойство живой природы (т.е. она присуща и растениям);

3) нейропсихизм(Ч. Дарвин и др.) считает, что психика свойственна только организмам, имеющим нервную систему;

4) мозгопсихизм (К.К. Платонов и др.) находит психику только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, поскольку у них узелковая нервная система без выраженного головного мозга);

5) антропопсихизм(Р. Декарт и др.) полагает, что психика присуща только человеку.

Выделяют три основные стадии развития психики в филогенезе

1.Стадия элементарной чувствительности. На данной стадии животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира, и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.).

Инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида,

Инстинкт – это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида; врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители.

2.Перцептивная стадии психики. На данной стадии у животных (птиц, млекопитающих) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов (предметное восприятие); животное способно обучаться, у него появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

3.Стадия интеллектуальной психики (как наивысший уровень развития перцептивной психики) характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, ситуацию в целом, прогнозировать развитие ситуации в ближайшем будущем. В результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальный характер носят действия многих животных-хищников, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности и действует только в пределах наглядной ситуации.

Основные этапы развития психики животных

Уровни

Стадия.

Примитивные элементы чувствительности, развитая раздражимость.

Наличие ощущений, появление важнейшего органа манипулирования — челюстей, способность к формированию элементарных условных рефлексов.

Низкий уровень: отражение внешней действительности в форме образов предметов, интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи.

Элементарные формы мышления (решение задач); складывание определенной картины мира.

Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы; способность решать одну и ту же задачу разными методами.

Эволюция психики составляет часть общего процесса эволюции животного мира и совершалась по закономерностям этого процесса. Повышение общего уровня жизнедеятельности организмов, усложнение их взаимоотношений с окружающим миром в ходе эволюции приводило к необходимости всё более интенсивного контакта со всё большим числом предметных компонентов среды. Это требовало совершенствования движений, что достигалось за счет прогресса психического отражения.

8. Характеристика сознания: понятие, структура, свойства. Теории происхождения сознания.

Ответ:

Сознание—это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных образах или логических понятиях.

-Сознание имеет социальный хар-р, ибо оно возникает только в общественном, социальном обществе.

-Имеет рефлексивный хар-р (дает возможность человеку выделить себя из окружающей среды, проанализировать и оценить свои действия и поступки).

-Коммуникативная особенность сознания дает возможность передать информацию от одного к др.

-Интеллектуальная особенность сознания дает возможность анализировать, обобщать, абстрагировать, классифицировать предметы, явления, рассуждать, делать выводы, умозаключения об явлениях природы и общества.

-Воображаемая особенность сознания дает возможность фантазировать, мечтать, заглянуть в будущее.

-Творческий хар-р сознания способствует созданию новых идей, образов, материальных и культурных ценностей.

В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память).

На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»).

Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Свойства сознания:

1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;

2) сознанию присуща интенциональность, т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо;

3) способность человеческого сознания к рефлексии, самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;

4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

· теория монад (монадология) — первоначально выдвинута Лейбницем, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые явл-ся основой сознания и порождаемой им материи;

· теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;

· теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результата взаимодействия полей, которые образуют материю;

· теория психосферыРейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;

· теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая и все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.

Примеры похожих учебных работ

4.5. Психика и сознание. Историческое развитие человеческого сознания

Развитие эмоций и чувств в животном мире и в обществе

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *