Utm source что это
Настройка и анализ UTM-меток : полное руководство
Уровень детализации и сегментирования трафика с различных каналов впечатляет: нужно всего лишь правильно установить UTM-метку, и вы сможете увидеть, сколько трафика пришло с конкретного поста ВКонтакте, объявления в Яндекс Директ или баннера в email-рассылке.
Настраивайте UTM-метки, и у вас будет полная информация по переходам и конверсиям со всех источников.
Почему же так много маркетологов не используют UTM? Типа муторно и долго. Но это лишь на первый взгляд и данное руководство поможет вам разобраться с настройкой, отслеживанием и анализом UTM-меток.
Что такое UTM-метки
UTM (Urchin Tracking Module) – параметры адреса веб-страницы, которые передают в системы веб-аналитики информацию о переходах посетителя с каждого источника рекламы. Конечная цель – узнать, какие источники приносят больше трафика.
Если проще, то это дополнительные «хвосты», которые добавляются к URL-адресам. Они позволяют отслеживать, когда пользователь кликнул по конкретной ссылке.
Сервисы аналитики берут информацию из UTM и регистрируют просмотр страницы. Полученные данные можно увидеть, например, в Google Analytics. Вы будете знать, откуда пришел посетитель, и какой путь он проделал, чтобы попасть к вам на сайт.
Google отслеживает трафик по файлам cookies, но UTM позволяют изменить стандартный метод на собственный: с параметрами, которые необходимы именно вам.
Пометьте посадочные страницы вашей UTM-меткой, и Google расскажет откуда, из какой кампании пришел трафик, где на экране кликнул пользователь, и какие ключевые слова были более конверсионными.
Единственное, где не нужны метки – внутренние переходы: каждый раз, когда по ссылке с UTM кликают – Google регистрирует новый визит. В аналитике вы увидите новых посетителей, что превратит данные в хаос. Для отслеживания внутренних действий на сайте лучше воспользоваться событиями JavaScript. UTM-метки предназначены для отслеживания внешнего трафика.
Анатомия UTM-меток
Ссылка без UTM может выглядеть так:
Но весь URL, включая UTM, выглядит так:
Как расшифровать UTM
Метка состоит из обязательных компонентов:
1) utm_source – источник (рекламная площадка) отслеживает, откуда идет трафик: поисковая система (Яндекс.Директ, Google AdWords), социальные сети (ВКонтакте, Facebook). Визит с электронной почты – самостоятельный источник трафика. У нее нет сайта как такового, поэтому используйте удобный термин: Mailchimp, newsletter, email. Главное – НЕ название своего домена, это создаст беспорядок в аналитике.
2) utm_medium – тип трафика (соцсети, баннерная реклама и т.д.)
Вы можете разделить их путем выбора отдельных параметров: либо источник
Для анализа эффективности канала лучше использовать обобщенные данные, не делайте его слишком точным. В то время как Кампании или Источник могут быть конкретными, Канал должен быть общим. Google автоматически распределяет:
Одно из преимуществ использования UTM – вы сами выбираете параметры источников, каналов и кампаний, которые важны с точки зрения вашего бизнеса. В качестве примеров, вот хорошие параметры каналов:
3) utm_campaign – обозначение рекламной кампании, продукта или предложения. Как правило, это транслитерация полного названия. Имя каждой кампании уникальное, но одна и та же кампания может использоваться в различных источниках и типах трафика.
Google рекомендует использоватьэтот параметр для отслеживания какого-либо продукта или направления.
Здесь Имя кампании – context, значит, трафик пришел в рамках стратегии, направленной на тех, кто ищет информацию, связанную с контекстной рекламой.
При выборе тегов Кампании обратите внимание на то, что действительно важно для вас. Не пытайтесь стать суперсекретным, чтобы скрыть что-то от конкурентов. Это лишь введет вас в заблуждение.
Постарайтесь убедиться, что ваше имя Кампании уникальное для конкретной кампании или продукта. Однако одна и та же Кампания может использоваться в различных Источниках и Каналах.
Вы сможете сравнить эффективность кампании по различным каналам, только если эти три метрики не мешают друг другу.
Отсюда видно, что посетители из кампании zamena (1-я строчка) проводят меньше всех времени на сайте, при этом на них приходится 43% всего трафика, 80% из которых – новые посетители.
А посетители из кампании remont_stekla (2-я строчка) имеют наименьший показатель отказов и больше страниц просматривают на сайте.
UTM-метки дают достаточно данных для того, чтобы сделать выводы об успешности источников, каналов и кампаний.
Детализация и сегментирование результатов позволяет оценить, насколько больше новых пользователей вы получаете, или канал, который может больше содействовать сохранению или вовлечению пользователей. Что, в свою очередь, поможет скорректировать способы привлечения трафика.
При настройке детальной аналитики вы сможете даже определить ROI (коэффициент возврата инвестиций) по каждому источнику, каналу, кампании и даже ключевому слову.
Дополнительные компоненты UTM-меток:
4) utm_content – отслеживает уникальную рекламу или регион, который привел трафик.
Используйте этот тег, чтобы получить данные для выявления различий тестов одного и того же объявления. Это подходит для тестирования различных мест размещения объявлений, дизайна, формулировок текста или любой другой переменной, которую необходимо проверить.
Контент используют и в маркетинговых кампаниях, например, чтобы различать ссылки в email-рассылке (особенно, когда несколько кнопок CTA, как в примере интернет-магазина ниже). Кроме этого, здесь же можно отобразить и дату писем для отслеживания тенденции эффективности рассылки.
5) utm_term – обычно отображает ключевые слова в рекламных кампаниях. Это замена автопометки AdWords, если вы размещаете объявления еще и в других системах, например, в Яндекс.Директ.
При использовании этого параметра, такой трафик будет приписан трафику с органического поиска, потому что Google не может их различить без меток. Это даст неверную информацию, что в свою очередь приведет к неверным решениям по рекламной кампании.
Внимание! Параметры UTM чувствительны к регистру букв. Например, это кампания под названием «utm_guide»:
А это уже другая кампания, так как в названии заглавные буквы:
Одно из решений – сохранить полученные метки в какую-либо таблицу (например, в Google Docs) и в дальнейшем копировать значения для каждой кампании именно оттуда.
Перед запуском UTM-меток проверьте, правильно ли открывается каждый URL-адрес.
Как использовать UTM метки
Email-рассылки
Отслеживайте каждый призыв к действию (CTA) в письмах с помощью уникального UTM параметра.
Интернет-магазин одежды предлагает совершить три целевых действия на выбор в зависимости от того, какой у вас бюджет: «Сэкономьте», «Побалуйте себя», «Хвастайтесь»:
Медийная реклама
UTM-метки показывают, с какого баннера больше трафика, больше целевых действий.
Разработчик инструмента оптимизации конверсии Retargeter тестировал два объявления с минимальной разницей – одно слово в тексте заголовка: «Простой ретаргетинг» и «Легкий ретаргетинг»:
Второй вариант выиграл по трафику.
Соцсети
Ниже – пример таргетированной рекламы в ВКонтакте, 8 различных вариантов объявлений в проекте по продаже автоковриков одного из наших подписчиков Константина Фримена:
Контекстная реклама
В Яндекс Директ и Google AdWords UTM-метки просто незаменимы для анализа какое объявление, по каким ключевым фразам принесло трафик и конверсии. Без них ведение рекламной кампании превращается в хаос, «стрельбу из пушки по воробьям».
Представьте: допустим, у вас одна посадочная страница, а ключевиков и объявлений тысячи. Как понять, что сработало, а что съедает бюджет? С помощью UTM-меток.
Так выглядит отчет в Яндекс.Метрике по фразам с учетом UTM-меток:
Здесь все пользовательские запросы и данные по ним. Можно отключать показы по неэффективным запросам, а по наиболее конверсионным – поднять ставки.
Создание и настройка UTM-меток
Для этого есть куча инструментов. Мы рекомендуем два отечественных сервиса.
Если у вас небольшая или одноразовая кампания, можно использовать utmurl.ru
Вводите сайт, значения, внизу нажимаете сгенерировать и вуаля:
Для кампаний побольше можно использовать генератор UTM-меток Алексея Ярошенко. В нем есть предустановленные параметры для рекламы в Google AdWords, Яндекс.Директ, ВКонтакте и myTarget и параметры динамической вставки для рекламных кампаний.
Вместо заключения
UTM-метки имеют сразу два преимущества. Во-первых, вы получаете отличную детализацию и ее результаты в разрезе по каналам, источникам и кампаниям в одном месте. Во-вторых, вы получаете всю информацию, как и откуда трафик к вам поступил. Это то, что должен делать каждый маркетолог.
Замечание №1. Для тех, кто озабочен SEO-продвижением: обязательно используйте канонические теги в заголовках страниц. Это позволит устранить любые проблемы дублирования контента из-за UTM-меток.
Замечание №2. Перед запуском UTM-меток ОБЯЗАТЕЛЬНО проверьте, правильно ли сайт открывает помеченные URL. Из-за конфликта безопасности настроек сайта клики по таким ссылкам могут вести на 404 страницу.
В этом случае вам необходимо обратиться в службу поддержки вашего сайта, с просьбой устранить это конфликт и разрешить использовать UTM-метки.
Замечание №3. Со всеми полученными хвостами ссылка становится слишком длинной и неудобной, чтобы ей делиться и расшаривать, например, в социальных сетях.
Что такое UTM-метки и как правильно их использовать
UTM-метки — это теги, которые вписываются в ссылку. Они позволяют получить в аналитике подробную информацию о каждом источнике трафика. Например, из какого источника пользователь пришёл на сайт, какую конверсию принесла конкретная рекламная кампания, по какому объявлению чаще всего кликают пользователи и так далее.
В статье подробно рассказываем о UTM-метках и показываем их работу на конкретном примере.
У UTM-меток есть обязательные и необязательные параметры
Обязательные параметры UTM-меток
utm_source — источник трафика. В метке указывается рекламная кампания или источник, который привёл пользователя на сайт. Это могут быть, например, социальные сети или поисковые системы — utm_source=vkontakte, utm_source=yandex.
utm_medium — тип канала. Метка показывает, откуда пришёл пользователь. Например, с email-рассылки, с контекстной рекламы или через пост в социальных сетях.
У utm_medium, как у ТВ, есть свои общепринятые каналы с обозначениями. Например, utm_medium=social_cpc — платное продвижение в социальных сетях, utm_medium=cpm — поисковая реклама, utm_medium=email — рассылка и так далее.
utm_campaign — название кампании или объявления. Иными словами — это то, что вы рекламируете. Метка помогает понять, с какой кампании пришёл пользователь. Этот параметр вы задаёте самостоятельно и прописываете слова в нём так, как хочется вам. Главное, чтобы было сразу понятно. Писать можно на английском или транслитерацией. Мы в RetailCRM используем транслитерацию по правилам Яндекса.
Например, для статьи «Что такое CRM-система» значение в utm_campaign можно прописать транслитерацией — chto-takoe-crm-sistema. А можно на английском — what-is-crm-system.
Вот так в RetailCRM выглядит ссылка с UTM-метками при переходе из Telegram:
О UTM-метках простым языком: синтаксис, параметры, SEO
UTM-метки – это невиданный зверь для многих копирайтеров и других специалистов, которые не слишком плотно работают с веб-аналитикой. Чтобы лучше понимать, откуда именно приходит трафик, не обязательно пользоваться специальными сервисами – достаточно внимательнее проанализировать ссылку с UTM-меткой.
Мне пришлось затратить довольно много времени на постижение UTM-разметки. Чтобы читатели не повторяли мой путь, я решил рассказать все, что знаю по этой теме. Разберемся, зачем нужны метки, как они помогают продвигать сайт и делать рекламу в интернете более эффективной. Поехали!
Что такое UTM-разметка ссылки. Зачем, почему и для чего
Ссылка – это не просто путь к странице какого-либо сайта. Это шпион, который расскажет нам, откуда именно пришел посетитель. Но далеко не всегда UTM-метка может дать знать, с какой конкретно страницы пришел интересующий нас пользователь. Например, если он пришел к нам с внешнего сайта, то узнать конкретную страницу или ссылку при помощи UTM-разметки не получится.
UTM-метка – это особый параметр, который может содержаться в URL. Сама аббревиатура появилась благодаря одноименной системе слежения компании Urchin (Привет динозаврам! Интересно – помнит ли вообще кто-то из читателей эту компанию, которая позже была куплена Google и превратилась в хорошо знакомый всем Google Analytics).
С технической точки зрения любая UTM – это просто запрос или GET-параметр к ресурсу, который содержится в ссылке. Запрос всегда следует после символа «?». Всем новичкам напомню: GET-параметр – это динамический тип параметра, который позволяет видоизменять содержимое документа. Например, нам нужно отсортировать отзывы по дате или полезности, тут и пригодится динамический параметр в URL.
Пример ссылки, которая содержит метку UTM: https://texterra.ru/mobilnaya-programma-rostelekoma-skidka-na-mobilnuyu-svyaz-100/?utm_source=google&utm_medium=ppc&utm_campaign=new-it-blog&utm_term=rostelekom-skidka
Как мы видим, UTM-данные в ссылке представлены строкой:
?utm_source=google&utm_medium=ppc&utm_campaign=new-it-blog&utm_term=rostelekom-skidka
Первая часть ссылки: https://texterra.ru/mobilnaya-programma-rostelekoma-skidka-na-mobilnuyu-svyaz-100/
является прямым URL, который ведет на целевую на страницу сайта.
Прежде чем мы начнем говорить о синтаксисе и параметрах, нужно знать, какие типы меток существуют и чем они различаются, а также – из каких элементов они состоят.
Типы меток. Обязательные UTM-данные
Основных меток 5, и они могут использоваться в произвольном порядке. 3 из них являются обязательными и всегда содержатся в URL. Среди них:
Четыре необязательные метки:
Из каких элементов состоит UTM-метка
Мы уже упоминали выше, что любая UTM-метрика представляет из себя GET-параметр. Идентифицировать GET весьма просто – достаточно найти вопросительный знак в теле ссылки. Вся информация, которая следует после него, является GET-параметрами.
Синтаксис UTM-меток элементарный:
Теперь попробуем точнее разобрать ссылку, которую уже приводили выше:
Таким образом, на фотографии мы видим четыре параметра UTM-метки:
Как не запутаться в метках: Если вы самостоятельно управляете РК, то называть значения можно абсолютно любым удобным именем. Единственное требование – вы должны легко идентифицировать все используемые значения параметров. Другое дело, если над РК будут работать сразу несколько специалистов. В этом случае необходимо называть значения таким образом, чтобы они были понятны всем специалистам. Например:
utm_campaign=kak_podkluchit_sberbank_spasibo
Как присвоить значение меткам правильно
Чтобы не запутаться в бесконечном количестве информации при составлении UTM-меток, необходимо соблюдать некоторые правила. Так, формирование UTM-ссылки начинается с присвоения уникального значения для каждой метки. Для этого необходимо знать последовательность составления меток, но актуальна она будет только для рекламных инструментов «Яндекса». Сперва указываются обязательные, затем – дополнительные.
Выглядит это так: utm_source=google
Согласно иерархии, метки идут в следующем порядке:
Как видим, иерархичность выстраивается по типу градации от крупного к мелкому.
Строгий порядок меток актуален только для «Яндекса». Если же мы используем сервисы Google, то следовать такой иерархии необязательно – Google Analytics прекрасно определяет метки в любом порядке.
Теперь подробнее покажу, как UTM-метки сформированы в моей рекламной кампанией.
Теперь мы готовы сформировать UTM-ссылку.
В итоге у меня получилась URL такого вида: https://texterra.ru/oborudovanie-rostelekoma-dlya-interneta-i-tv-garantiya-arenda-rassrochka-cena-kak-vernut?utm_source=yandex&utm_medium=search&h&utm_campaign=muzhskie-palto&utm_content=ad1&utm_term=oborudovanie-rostelekoma
Как мы видим, знак «&» после крайней метки уже не нужен.
Какие параметры бывают у UTM-разметки
UTM поддерживает как статические, так и динамические значения. Разница между ними следующая: статические параметры подразумевают заранее ввод всех данных ручным методом, динамические – сами подставляют необходимые параметры.
Можно провести аналогию: статические параметры – это механическая коробка передач, динамические – автоматическая. Динамические параметры позволяют узнать регион показа объявления, ключевую фразу, по которой состоялся показ, позицию объявления во время клика и другую расширенную статистику РК. При этом работа значительно ускоряется, так как не нужно вписывать данные вручную.
Ссылка, содержащая динамические параметры, может быть очень громоздкой:
Наиболее важными из всех динамических параметров являются три: ad_id, position_type, campaign_name.
Динамические параметры в «Яндекс.Директе» и Google Ads (в Google они называются ValueTrack) могут различаться.
Пример URL, содержащего ValueTrack:
Теперь разберем самые важные динамические параметры, которые указаны в ссылке выше:
Вот самые частые параметры Value Track, которые могут пригодиться при работе со своей рекламной кампанией:
UTM-метки: что это такое, для чего нужны и как их сделать
Блочный редактор писем, готовые шаблоны email, формы подписки и автоматизация. Запускайте email-рассылки, чтобы быть на связи со своими клиентами.
Где взять базу? Как сделать красивое письмо? Какие показатели смотреть? Расскажем об этом в бесплатном курсе из 16 писем. Татуировка в каждом письме!
Рассказываем про инструменты для email-рассылок. Обсуждаем лучшие примеры и механики. Говорим о деньгах. Публикуем вакансии.
UTM-метки — это инструмент, который помогает анализировать, откуда люди приходят на сайт и как они себя ведут. Например, с помощью UTM можно понять, что человек попал на страницу с email-рассылки, посмотрел еще 3 странички и после этого купил товар.
Что такое UTM-метки
Когда человек перейдет по такой ссылке, данные о нем попадут в систему аналитики. По UTM-меткам можно оценить:
Из чего состоит UTM-метка
В UTM-код можно включить пять параметров. Первые три — обязательные, остальные можно не вводить.
Когда пользователь кликнет на ссылку с UTM-меткой, Google Analytics или другая система аналитики отследит, с какого канала, источника и кампании пришёл трафик. Вы увидите, как пользователи взаимодействуют с вашим контентом. Естественно, чтобы клик по utm-метке попал в систему аналитики, эту систему аналитики сначала нужно настроить.
Когда использовать UTM-метки
UTM-метки есть смысл использовать всегда, когда вы даете ссылки на свой сайт на внешних источниках: в соцсетях, на других платформах, в email-рассылках, контекстной рекламе, мобильном приложении.
Тем не менее, UTM лучше не использовать внутри своего сайта. Тогда метки могут перезатираться: например, человек пришел по метке из email и тут же поймал на сайте другую метку, допустим site. Тогда система аналитики перестанет отслеживать человека по метке email и начнет вести его по метке site.
Как сделать UTM-метку
Есть два способа создания UTM-метки: вручную и через специальные сервисы.
Получится ссылка как из примера выше:
Создавать UTM вручную долго, особенно если ссылок нужно много. А еще можно ошибиться — и тогда вся аналитика будет бесполезной. Поэтому в большинстве случаев я создаю UTM-метки через специальные сервисы.
Часто такие сервисы предлагают еще и дополнительные плюшки: сокращение ссылок, готовые шаблоны UTM-меток, списки динамических переменных для контекстной рекламы.
Генератор UTM-меток есть и у Unisender. Можете попробовать создать в нем несколько UTM-меток 😉
Если вы пользуетесь Unisender как сервисом рассылки, то создавать UTM для писем можно на автомате, на последнем этапе создания рассылки. Для этого на шаге «Отправить рассылку» заходим в «Дополнительные настройки» и нажимаем чекбокс «Интеграция с Google Analytics / Яндекс.Метрикой». Метки будут работать, если у вас на сайте стоит одна из этих систем аналитики.
Как работают динамические переменные в UTM
В некоторых рекламных кабинетах в UTM можно подставлять динамические переменные. Они считываются аналитикой рекламного кабинета и меняют свое значение в зависимости от информации о пользователе, который перешел по ссылке.
Например, с помощью динамических переменных можно узнать устройство, с которого пользователь перешел на сайт. Или название рекламной кампании, по которой он кликнул.
Правила подстановки динамических переменных похожи на создание обычной ссылки с utm-меткой. Единственное отличие — динамические переменные заключаются в фигурные скобки.
Например, так выглядит ссылка с динамическими переменными для Google Adwords:
Обратите внимание на параметры utm_campaign, utm_content и utm_term в примере выше. Они размечены динамическими переменными для Google Adwords:
В некоторых кабинетах можно использовать сразу несколько подстановок для одного параметра utm-метки. Например, в MyTarget можно спокойно написать utm_term=<
Динамические переменные во всех рекламных кабинетах отличаются. Могут и немного отличаться правила их использования. Если хотите работать с такими подстановками, советую сначала заглянуть в рекомендации рекламного кабинета, в котором вы настраиваете кампанию:
UTM-метки и UTM-генераторы : что это такое и для чего они нужны
В профессиональном портфеле каждого специалиста, который хоть как-то связан
с веб-аналитикой, обязательно должен быть скилл работы с UTM-метками. В этом материале мы расскажем о том, что такое UTM-метки, для чего они нужны, с помощью каких сервисов их можно создать.
Что такое UTM-метки и для чего они нужны
UTM-метки — это параметры (или теги), которые указывают в URL.
Они нужны, чтобы вы могли:
Одним словом, UTM-метки помогают понять, какие маркетинговые активности приводят на ваш сайт клиентов.
Благодаря UTM-меткам вся статистика передается в систему аналитики, с которой вы работаете (например, Google Analytics или Яндекс.Директ).
Из чего состоит UTM-метка
В каждой UTM-метке должны быть:
У параметров и значений есть общепринятые обозначения. Их используют, чтобы в системы аналитики передавалась корректная информация. Всего параметров пять, три из них обязательные, остальные два — дополнительные.
Пример ссылки с UTM-метками:
Важно помнить:
Если вы запускаете более 20 рекламных кампаний каждый месяц, то создавать utm_метки вручную — утомительная и рутинная задача. Есть несколько решений, которые помогут с ней справиться:
UTM-генераторы: что это такое, примеры
UTM-генераторы — это сервисы, которые позволяют создать ссылку с UTM-метками на основе указанных вами параметров и ссылки на сайт.
В интернете много подобных сервисов, поэтому расскажем только о тех, которые используем сами.
Генератор UTM-меток eLama. Удобный UTM-генератор с дополнительными функциями (можно транслитерировать текст и сократить итоговую ссылку). Интерфейс сервиса на русском языке, а также есть подсказки, которые помогут новичкам (нужно нажать на знак вопроса рядом с параметрами).
Интерфейс UTM-генератора eLama
Генератор UTM-меток от Google. Минималистичный сервис от Google, как и в предыдущем, в нем есть функция short link (возможность сократить итоговую ссылку). Интерфейс на английском языке.
Интерфейс UTM-генератора от Google
Используйте UTM-метки, чтобы получать корректные данные об эффективности интернет-рекламы и других маркетинговых активностей.