В чем заинтересовано государство
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Заинтересованность государства определяется при этом тем, что его участие в проекте сводится по существу только к получению своей доли прибыли, величина которой может включать большую часть или даже всю сверхприбыль рентного характера. [1]
Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. [3]
Однако в некоторых случаях ( например, при освоении выпуска новой продукции) допускается существование планово-убыточных предприятий, у которых расходы превышают доходы. Заинтересованность государства в развитии всех отраслей хозяйства и плановый характер его развития заставляют поддерживать такие нерентабельные предприятия и помогать им, покрывая убытки государственными дотациями. Такая помощь дает возможность предприятиям по мере освоения новой продукции со временем становиться рентабельными. В резолюции XXII съезда КПСС особенно подчеркивается, что повышение рентабельности производства, снижение себестоимости продукции и улучшение ее качества, бережливость и экономия во всем, рост социалистических накоплений должны стать законом деятельности каждого социалистического предприятия. [5]
Для преодоления этих негативных тенденций требуется государственная поддержка реальных научных исследований, активное участие в развитии важнейших научных школ, участие в судьбе каждого аспиранта. Заинтересованность государства в научных успехах, достижениях каждого аспиранта, молодого ученого, выраженная в виде информационной, технической, организационной и, конечно, финансовой поддержке системы образования видится тем мощным рычагом, который сможет исправить возникший перекос. [6]
Чтобы та или иная совокупность правовых норм была признана отраслью права, она должна отвечать определенным требованиям, критериям. В качестве таковых в российской правовой науке называют наличие круга однородных общественных отношений, регулируемых правом, особую заинтересованность государства в их регулировании, наличие метода правового регулирования соответствующих отношений и достаточно развитой нормативной правовой базы, т.е. источников права. [8]
Проведению активной налоговой политики способствует также то, что законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, связанные с видами и формами предпринимательской деятельности. Налоговые льготы, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда имеется заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности, и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности. [9]
Постоянная забота о человеке, и ее демонстрация повышает мотивацию труда работающих. Если взглянуть шире то можно увидеть постоянно возрастающее и поддерживающееся на высоком уровне чувства патриотизма у каждого человека, как представителя своего народа в своем государстве. Забота государства об отдельно взятом человеке, личности в определенной жизненной ситуации, демонстрация этой заботы, обеспокоенности, заинтересованности государства в личности и беспредельное чувство благодарности, самопожертвования, патриотизма в ответ, возникающее у личности, как представителя своего народа, гражданина своего государства, которое помнит о нем. [14]
Монопольное положение Газпрома на газовых рынках является естественным вследствие системы регулирования, которая не допускает самой возможности конкуренции. В отношении отсутствия свободного равного доступа к газотранспортным мощностям необходимо сказать следующее. Имущественно-производственный комплекс газотранспортной системы используется Газпромом в двух неравноценных видах бизнеса: реализации доставленного газа ( как российским потребителям, так и на экспорт) и в производстве услуг по транспортировке газа для независимых производителей. Представляется естественным, что последний может интересовать Газпром лишь постольку, поскольку он не вызывает возмущений, способных помешать основному бизнесу компании. С учетом первоочередной заинтересованности государства в стабильности этого основного бизнеса, установленные им правила, предполагающие предоставление доступа сторонних организаций только к свободным мощностям, представляются вполне справедливыми. [15]
Новое в блогах
«Это наша точка. Мы здесь работаем, люди в курсе»
Предложение, от которого невозможно отказаться, в одном из эпизодов фильма «Бумер» звучит следующим образом:
При этом, последующие события показали, что предложение, действительно, было выгодным. Вместо того, чтобы «отгрузить полфуры» другим бандитам, эти предлагают дальнобойщикам защитить их от первых в обмен на более умеренное вознаграждение.
Зачем существует государство? В современном обществе его функции небывало расширились и стали включать в себя образование, медицину и культуру, хотя, по факту, эти функции могли бы выполнять и частные организации. Однако можно выделить базовую функцию, которую государства выполняют со времени их возникновения и до наших дней. Смысл этой функции как раз хорошо иллюстрирует процитированный эпизод.
Экономическая теория определяет данную функцию как защиту прав собственности. Выделение такой функции представляет собой обобщение того, что в эпизоде обозначено как «можем проконтролировать, чтобы с вами и с грузом ничего не случилось».
Во все времена люди и коллективы различались своими силовыми возможностями, и в зависимости от них решали вопрос «make or take». Если есть сила отобрать то, что тебе нужно, – отбираешь, в противном случае делаешь это сам. Однако стабильное удовлетворение потребностей с помощью грабежа и производства требует организации. Сильному приходится конкурировать с другими сильными, а слабому – заручиться поддержкой одного из сильных, чтобы у него не отняли все. В результате у бандитов и их жертв на определенном этапе появляются общие интересы: они одинаково заинтересованы в четком закреплении жертв за конкретными бандитами, чтобы у каждого из них была определенная «точка», относительно которой «люди в курсе», что он на ней «работает».
Бандитам это обеспечивает стабильность в получении грабительского дохода, а жертвам – гарантию сохранения части произведенного. Так складывается иерархия, где внизу производят, а наверху распределяют.
«Оседлый бандит» – так в модели Мансура Олсона определяется сущность государства. Грабитель объективно заинтересован в установлении долгосрочных отношений со своими жертвами. Но для этого ему придется оставлять им часть заработанного, чтобы обеспечить им пропитание и стимул к работе, и вдобавок защищать их от других бандитов, поскольку в противном случае ему самому ничего не останется.
Выходит, что любой грабитель, если он планирует грабить на систематической основе, неизбежно превращается в государство, которое в обмен на часть произведенного его подданными оказывает им услуги по защите их от своих коллег.
Экономический подход к государству предлагает смотреть на сущность вещей, а не на юридические формальности. Официальное государство проявляет себя как государство лишь в части своих функций, в то же время государственные функции выполняют и другие структуры, напр., воровская элита в тюрьме или пацаны на своей «точке».
Эта функция является базовой в том смысле, что определяет, является ли некая организация государством или нет. Если ты строишь школы или больницы, это не определяет тебя как государство, поскольку не требует силового ресурса, в отличие от армии и полиции, которые с этим ресурсом неразрывно связаны и которые организует его обладатель независимо от наличия у него официального статуса.
Определяющее для государства значение этой функции особенно рельефно просматривается на ранних этапах его существования. Франкские короли в Галлии, норманнские конунги в Скандинавии, варяжские князья на Руси или революционеры, только что пришедшие к власти, – во всех этих случаях «государственные деятели» лишь убивают и грабят. Однако постепенно они осматриваются и соображают, что выгоднее осесть на определенной «точке» и на ней «работать». Так бандит с большой дороги превращается в отца нации.
Хотя такой взгляд на государство по части теории представляет собой доказанную теорему (математические детали см. в моем пособии), а основанные на ней предсказания отлично согласуются с фактами, он пока еще не слишком распространен среди широкой публики. Это и понятно, т.к. противоречит интересам любого государства, в ведении которого обычно находятся СМИ и образование.
Между тем, из этого взгляда вытекает несколько выводов, которые в иных случаях полезно держать в уме:
1. Любое политическое потрясение, переворачивающее общество вверх дном, в моменте может представлять собой катастрофу, однако на длинном временном горизонте все обычно возвращается на круги своя;
2. Чем длиннее горизонт планирования бандита, стоящего во главе общества, тем лучше последнему. Сталин, занимающийся «построением социализма в отдельно взятой стране», объективно более заинтересован в ее благосостоянии, чем Троцкий, для которого эта страна – лишь временная веха в развертывании мировой революции;
3. Последнее влияет и на оценку сравнительных преимуществ демократии и авторитаризма. Выборная власть с ограниченным сроком полномочий имеет и ограниченные стимулы заботиться о вверенном ей фронте работы, но стоящая за нею система сдержек и противовесов компенсирует этот недостаток. Автократ же может смотреть дальше в будущее, нежели избранный на ограниченное время президент, но при условии, что он молод, здоров и крепко сидит в своем кресле. В противном случае его горизонт планирования может быть так короток, что по своим стимулам заботиться о подданных он ничем не будет отличаться от бандита-гастролера.
Резюмирую: заплатить конкретному бандиту, чтобы другие не отняли все, – в этом и заключается рациональный смысл существования любого государства.
25 апреля в Высшей Школе Экономики состоялось открытое заседание экспертной группы №16 «Развитие общественных институтов», в рамках которого были подведены промежуточные итоги работы группы и определены векторы дальнейшей деятельности.
Деятельность экспертной группы была поделена на мини-группы по актуальным проблемам взаимодействия государства и общественных институтов. В рамках заседания состоялось обсуждение итогов деятельности мини-группы «Наличие многофункционального партнера / разделение ответственности». По мнению руководителя мини-группы Надежды Борисовны Косаревой: «Государство заинтересовано в партнерстве и разделении ответственности за принятие и реализацию решений».
Перед группой была поставлена задача: разработать комплекс конкретных мероприятий по оптимизации контактов органов власти и НКО. В качестве решений эксперты предложили:
1) Разработать и утвердить федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по подготовке специалистов в области НКО;
2) Разработать и принять закон об обеспечении общественного контроля;
3) Установить порядок обязательного привлечения НКО к разработке, оценке, экспертизе и мониторингу социально-экономических решений (принятие закона для внесения НКО поправок в другие законы);
4) Расширить полномочия общественных палат всех уровней, а также усовершенствовать процедуры их формирования;
5) Утвердить формирование гражданских советов при губернаторах и мэрах с участием руководителей саморегулируемых организаций НКО в рамках регионального развития;
6) Разработать показатели оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ со стороны НКО;
7) Развитие практики общественного участия в решении актуальных вопросов для местного самоуправления, при использовании, в том числе новых технологий (internet и т.д.).
В ходе дискуссии по представленным направлениям, эксперты определили основные векторы оформления этих принципов. Так, к пункту №3 представитель ВШЭ А.Ю. Зудин добавил, что «закон должен указать муниципалитетам, что если вы, по какой-то причине, не можете привлечь экспертов и независимые аналитические центры к разработке решений, то вы обязаны привлечь их к оценке решения до процесса реализации решения».
Широкое обсуждение вызвал аспект, касающийся деятельности и активности НКО. Депутат Государственной Думы С.А.Попов отметил: «Не нужно создавать новые общественные институты, необходимо пользоваться и улучшать деятельность существующих, в том числе Общественной палаты за счет увеличения присутствия представителей независимых аналитических центров, НКО и др. Это касается как федерального уровня, так и регионов».
Итогом заседания явилось постановка задач окончательного оформления мер со всеми предложенными поправками, а также перспективы развития проектов остальных мини-групп до уровня представления к открытому обсуждению.
Почему государство заинтересовано в отъёме детей у мужчин?
Какую смысловую нагрузку для государства несут судебные издевательства над разводящимися отцами? Зачем необходимо максимально усложнить мужчинам борьбу за детей?
В одной теме я писал о том, чем дискриминация мужчин выгодна бизнесу. Теперь коснусь другого вопроса – почему государство заинтересовано в максимально болезненном для мужчин разводе.
Как уже всем известно, сильный духом, самостоятельный мужчина с независимым мышлением современному государству невыгоден и не нужен. Он плохо поддаётся на предвыборные манипуляции. Он готов защищать себя и свою семью от произвола и беззакония (и защищает ведь, гад!). Он не боится чиновничьего прессинга. Он не предлагает взяток – наоборот, он давит коррупционеров по мере своих сил. Он не орёт дурниной «Слава Президенту», а тщательно разбирается, какую конкретную пользу ему этот президент принёс. Разбирается, чтобы понять кричать ли «слава» или же «долой». Он не заливает свои беды водкой, цену на которую заботливо снизил царь-батюшка. А бывает, что эти высокоранговые мужчины внезапно решают сбросить всю зажравшуюся клику и привести к власти своего, более справедливого и честного человека.
В общем, беда от этих сильных духом мужчин. То ли дело слабые, забитые бабогосударственные рабы.
Но вот что делать с этими сильными духом? Да и со всеми остальными тоже? Чтобы они были заняты напряжённым делом каждый момент своей жизни?
В (рабо)армии есть отменный принцип подавления солдат. «Сделать так, чтобы солдат зае… ался».
Причём не любой труд для этого подходит. Когда работа результативная, созидательная, она только воодушевляет и придаёт смысл существованию. Даже если не приносит особой личной выгоды. При советской власти молодёжь на голом энтузиазме ехала по комсомольским путёвкам в Сибирь и на Дальний Восток даже из козырных Москвы и Питера. Чтобы жить на севере в палатках или в лучшем случае в бараках, строя очередную ГЭС или металлургический завод. Причём без какого-то длинного рубля. Просто воодушевлённая идеей величия страны молодёжь.
Чтобы человек «зае… ался» — это должен быть тяжёлый, физически, эмоционально и психологически изматывающий, морально подавляющий, и в то же время абсолютно безысходный, откровенно надуманный труд. Чтобы без результата и сути. Чтобы подавлял волю и инициативу. Один взвод копает, другой следом закапывает. Одно отделение таскает камни оттуда сюда, другое – отсюда туда. Вычерпывание луж совком, покраска травы и многое другое.
И вот тогда солдат всегда уставший, подавленный, зачморённый до крайней степени. У него уже нет сил ни на права военнослужащего, ни на человеческое достоинство. Полумёртвое тело.
А чем же, столь же безысходным и выматывающим занять мужчину? По логике вещей, надо ударить по самому дорогому. По наследникам, потомству. Сделать так, чтобы он за них постоянно боролся, но никогда не получал. Вернее, получал бы, но в 1 случае из 100. Чтобы и эфемерный стимул был, и реального результата не было.
Вот для этого очень подходит матриархальный брак с обязательным разводом через несколько лет. Государство заинтересовывает женщину финансово: если отнимаешь детей, то на них получаешь львиную долю капитала мужчины, даже нажитого им до брака, да ещё и алименты на 18 лет. Хочешь ребёнка корми, хочешь сама живи, хочешь бродягу-любовника содержи. За перспективу финансово обеспеченной свободы женщина не только семью разрушит – она маму родную на невольничьем рынке продаст.
Разводной суд автоматом отнимает детей у отца – и вот тут на него падает та самая «работа», которая должна его «зае… ать», то есть довести до состояния лимонной шкурки. Довести своей тупостью, искусственными препонами, издевательствами и прочим.
Отец начинает многолетнюю борьбу за своих детей. Борьбу, которая специально придумана, дабы лишить мужчину сил, времени, энергии, эмоционального запала на что-либо иное. Он обязан быть полностью поглощён борьбой за детей. И для этого процесс надо максимально осложнить. Чтобы «детские» заботы требовали от мужчин даже не 24, а 36 часов в сутки. Чтобы мужчине в идеале было некогда ни поесть, ни поспать, ни в туалет сходить.
Что есть на практике – мы видим. Отцы действительно тратят годы и все свои сбережения, иногда продают квартиры, только чтобы попытаться вернуть детей. Подчёркиваю – не чтобы вернуть, а чтобы только попытаться вернуть. Ведь это удаётся им только в 3-5% случаев.
Какие уж тут права человека, борьба с коррупцией, карьера или защита своих человеческих свобод! Тут элементарное – детей бы вернуть!
Всё это напоминает гротескное положение из «Алисы» Льюиса Кэрролла: «Здесь чтобы только оставаться на месте, нужно бежать изо всех сил. А чтобы двигаться, нужно бежать ещё быстрее».
Поддержать гуманитария
В 2014 году стартует ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 годы. Начинается новый этап научных исследований.
ФЦП ориентирована, прежде всего, на поддержку прикладных исследований. И это естественно и понятно, но среди поддерживаемых в программе научных направлений есть не только привычные для всех прикладные направления, как, например, в области энергетики, естественных и точных наук, но и присутствуют социальные и гуманитарные науки. И многие, в том числе и сами ученые, сомневаются: а могут ли гуманитарии и «обществоведы» дать прикладное знание? Ведь современная государственная поддержка науки устремлена в первую очередь на развитие приоритетных научных направлений, внедрение инноваций, создание высокотехнологичных лабораторий и патронаж молодых ученых в сфере естественных и технических наук.
Значение возможностей
Сегодня все мы сталкиваемся с такими проблемами, которые могут и должны помочь решить именно социально-гуманитарные исследования.
Это и проблемы регионализации сознания, вопросы этнического и национального самосознания, проблемы глобализации культуры и содержания национальных ценностей, проблемы миграции, ассимиляции и сохранения культур и языков, вопросы исторической правды и многое другое.
Новая роль знаний
Сегодня мы очень много говорим о недостатках финансирования науки вообще, но часто не замечаем и не обращаем внимания на новые возможности и инструменты развития, которые возникли в последнее время. Особенно это заметно в гуманитарных и социальных областях науки. Они ведь финансировались все время в рамках традиционных схем, а дополнительным финансированием выступали только гранты различных отечественных и зарубежных фондов.
Есть готовность?
И российское государство демонстрирует такой интерес. Новая ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 годы представляет возможность создания лабораторий как раз для прорывных научных направлений не только физикам и химикам, но и, например, социологам. Но готово ли профессиональное сообщество исследователей в сфере гуманитарных наук предложить государству такие результаты, которые сегодня необходимы? Новый этап развития социального знания требует как решения целого ряда общих концептуальных проблем развития общества, понимания исторического процесса, решения гносеологических проблем и применения междисциплинарных, конвергентных подходов к изучению социальных процессов. Но это только предпосылка для проведения прикладных гуманитарных и социальных исследований, которые помогут в комплексном решении проблем в самых разных социальных областях, в создании социальных технологий управления и развития различных объектов социальной реальности. Государство свои приоритеты продемонстрировало и готово поддержать ученых. Теперь и ученые должны показать, что они не только собиратели и каталогизаторы «ненужных вещей», но и профессионалы, готовые дать ответы на современные вызовы