В чем заключается марксизм простыми словами
В чем заключается суть теории марксизма
Три источника марксизма
Марксизм представляет собой систему социально-политических, экономических и философских воззрений, изложенных впервые Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, а впоследствии развитых Владимиром Лениным. Классический марксизм – это научная теория о революционном преобразовании социальной действительности, об объективных законах развития общества.
Теория Маркса возникла не на пустом месте. Источниками марксизма стали классическая немецкая философия, английская политэкономия и французский утопический социализм. Взяв из этих течений все самое ценное, Маркс и его ближайший друг и соратник Энгельс сумели создать учение, последовательность и полноту которого признают даже ярые противники марксизма. Марксизм соединяет материалистическое понимание общества и природы с революционной теорией научного коммунизма.
Философия марксизма
Взгляды Маркса складывались под влиянием материалистической философии Фейербаха и идеалистической логики Гегеля. Основатель новой теории сумел преодолеть ограниченность воззрений Фейербаха, его излишнюю созерцательность и недооценку значимости политической борьбы. Кроме того, Маркс негативно отнесся к метафизическим взглядам Фейербаха, не признававшего развития мира.
К материалистическому пониманию природы и общества Маркс добавил диалектический метод Гегеля, очистив его от идеалистической шелухи. Постепенно вырисовывались контуры нового направления в философии, получившего название диалектического материализма.
Диалектику Маркс и Энгельс впоследствии распространили на историю и другие общественные науки.
В марксизме вопрос об отношении мышления к бытию решается однозначно с материалистических позиций. Иными словами, бытие и материя первичны, а сознание и мышление – это лишь функция особым образом организованной материи, находящейся на высшей ступени своего развития. Философия марксизма отрицает существование высшей божественной сущности, в какие бы одежды ее ни рядили идеалисты.
Политическая экономия марксизма
Главный труд Маркса, «Капитал», посвящен экономическим вопросам. В этом сочинении автор творчески применил диалектический метод и материалистическую концепцию исторического процесса к изучению капиталистического способа производства. Открыв законы развития общества, основанного на капитале, Маркс убедительно доказал, что крушение капиталистического общества и его замена коммунизмом – неизбежность и объективная необходимость.
Маркс детально исследовал основные экономические понятия и явления, присущие капиталистическому способу производства, включая понятия товара, денег, обмена, ренты, капитала, прибавочной стоимости. Столь глубокий анализ позволил Марксу сделать ряд выводов, которые представляют ценность не только для тех, кого привлекают идеи строительства бесклассового общества, но и современных предпринимателей, многие из которых учатся управлять своими капиталами, используя книгу Маркса в качестве пособия.
Учение о социализме
Маркс и Энгельс в своих работах провели детальный анализ социальных отношений, характерных для середины XIX века, и обосновали неизбежность гибели капиталистического способа производства и замены капитализма более прогрессивным общественным строем – коммунизмом. Первой фазой коммунистического общества является социализм. Это незрелый, неполный коммунизм, который во многом содержит в себе некоторые уродливые черты прежнего строя. Но социализм – неизбежный этап в развитии общества.
Основоположники марксизма одними из первых указали на общественную силу, которая должна стать могильщиком буржуазного строя. Это – пролетариат, наемные рабочие, которые не имеют никаких средств производства и вынуждены продавать свою способность к труду, нанимаясь на работу к капиталистам.
В силу своего особого положения в производстве пролетариат становится революционным классом, вокруг которого объединяются все остальные прогрессивные силы общества.
Центральное положение революционной теории марксизма – учение о диктатуре пролетариата, посредством которой рабочий класс удерживает свою власть и диктует политическую волю эксплуататорским классам. Под руководством пролетариата трудящиеся способны построить новое общество, в котором не будет места классовому угнетению. Конечная цель марксизма заключается в построении коммунизма, бесклассового общества, основанного на принципах социальной справедливости.
Почему марксизм?
Однако, давайте по порядку.
Марксизм и экономическая сфера.
Однако и здесь есть свои но…
Мир велик и обширен. На данный момент на планете Земля 251 государство. Однако не все из этих государств могут похвастаться благополучием. Дело в том, что историческое развитие сегодняшней, капиталистической, формации разделило мир на главенствующие страны, буржуазия (правящий класс эпохи капитализма) которых является самой богатой и самой могущественной, и зависимые страны, которые частично, либо полностью зависят (однако, полузависимые страны можно отнести к своеобразной прослойке) от стран т.н. «капиталистического центра».
Главенствующие страны, дабы сбавить пыл своих эксплуатируемых масс и получить в добавок ко всему и дополнительный рынок сбыта (в виде полностью, или частично подконтрольной страны) переносят часть своих средств производства в так называемые «страны третьего мира» или по-иному «развивающиеся страны». Ослабляя эксплуатацию у себя, они гиперэксплуатируют народ той страны, куда были перенесены средства производства. Дабы сохранить гегемонию над страной-рынком сбыта, страны «капиталистического центра» либо открывают на ее территории свои военные базы (военными силами подтверждая свое главенство над этой страной), либо имея у себя т.с. «в руках» местную буржуазию и местных буржуазных политиков, сидящих на кошельке. При этом, учитывая, что между главенствующими и зависимыми странами существует (как уже говорилось) прослойка полузависимых стран, то и они могут действовать как главенствующие капиталистические страны, только по отношению к более слабым странам (к примеру – страны Африки).
Зависимые страны, буржуазия которых либо из-за страха, либо из-за желания и далее получать прибыль не только от эксплуатации своих граждан, но и от своих новых сюзеренов, вдавливает в землю все потуги народных масс к национально-освободительной борьбе. Сами же эти массы, вынужденные трудиться от 12 и более часов в день, стремительно нищает, голодает и вымирает, унося с собой не только сои жизни, но и свою культуру и язык.
Марксизм и социальная сфера.
Марксизм, рассматривая жизнь человека в частности и человечества в целом, доказывает, что из-за экономического главенства того или иного класса, этот самый класс может создавать (разумеется непроизвольно, а следуя тем экономическим силам и законам, которые превратили это класс в правящий) соответствующие своему, если так можно выразиться, идеалу, социальные институты – школы и университеты; церкви; различные министерства; «общественные», «патриотические» движения и организации; СМИ; и многое другое. Все эти институты – часть более большого института, который всю историю человечества являлся орудием правящего класса – государства.
Именно экономическое господство правящего класса рождает его политическое, идеологическое и социальное господство. Имея за своей спиной капитал, пищу, богатства, представители правящих классов всегда могли нанять себе группы людей (готовых подчиняться им за часть богатств, часть еды (и сия часть была в основном гораздо большей, чем та, которые получали остальные, эксплуатируемые, люди)), вооружить их, и либо направлять на подавление внутренних конфликтов, либо завоевывать новые источники богатства. Так появилась полиция и армия.
Наличие идеологического господства правящего класса превращает его в гегемона на идеологической арене. Имея кучу разных СМИ, образовательных учреждений, «общественных» и «патриотических» организаций, правящий класс в состоянии навязывать простому, эксплуатируемому народу любые, нужные ему «факты».
В марксизме это все выглядит так: экономические силы и законы (экономический базис) водружают над собой огромную социальную надстройку. Однако, у каждого экономического базиса есть свой «срок службы», по истечении которого происходит период его отмирания, и замены другим, более передовым.
Марксизм и культурная сфера.
Культурная сфера также исследуется марксизмом. Ведь именно через культуру и искусства правящий класс всегда проводил в народные массы свои идеи, свое мировоззрение. Именно искусство является одним из важнейших элементов надстройки с точки зрения влияния и контроля.
Однако, хоть искусство есть орудие правящего класса, и оно может использоваться и используется им для ведения пропаганды, это не отменяет того факта, что искусство может служить еще и целям обогащения различных киностудий, раз за разом штампующих фильмы с целью получения прибыли. Также искусство, в связи с тем, что его творит человек (пусть и находящийся под влиянием той идеологии, которую постулирует правящий класс), есть инструмент отражения (может быть прямого, может быть искаженного) реального мира, реальных процессов, реальных проблем и трагедий.
Искусство и его ветви (литература, кино, театр, видеоигры, музыка, комиксы) есть с одной стороны великолепная возможность духовного и научного воспитания нового, прогрессивного человека, с другой – мощное орудие превращения человека в обычного мелкобуржуазного, антипрогрессивного члена капиталистического общества.
Марксизм и научная сфера.
Как и в искусстве, наука тоже есть идеологическое орудие правящего класса. Купленные (либо же воспитанные, обученные тем или иным, нужным правящему классу «фактам») профессора, академики, ученые, через телевизор, радио, книги, журналы, поводят в жизнь те научные факты, которые непременно помогут удержать (или же укрепить) власть правящего класса.
Однако я не хочу сказать, что вся наука в классовом обществе – лженаука, созданная ради обмана людей. Наука, как и искусство есть также многогранная сфера, которая имеет и нейтральные (правда их довольно мало) стороны. Под влияние правящего класса попадают лишь те науки, которые непосредственно относятся к социальной и экономической жизни – история, политология, экономика, социология, культурология и этнография. Да даже марксизм (в случае, если за него берутся лжемарксисты (оппортунисты и ревизионисты), стремящиеся подстроить марксизм под те или иные желания правящего класса и сохранить его власть и продлить существование той или иной классовой формации) превращается в лженауку.
Подводя итог данной статье, я хотел бы сказать, что если смотреть на происходящее через марксистское понимание происходящего, то можно заметить, что все в нашем мире не происходит по воле каких- то отдельных людей, по воле каких-то сиюминутных желаний, а происходит исходя из интересов и желаний того или иного круга лиц, тех или иных экономических выгод для этих лиц, тем или иным социально-экономическим условиям.
Исходя из того, что над всей общественной жизнью общества довлеют экономические (а уже вслед за ними и социальные) силы и законы, марксизм выдвигает и доказывает теорию о том, что данные экономические силы и законы, устанавливающиеся на определенном историческом промежутке времени, в силу законов развития человечества, отмирают и перестают действовать, уступая (иногда с боями) место новым, передовым экономическим силам и законам.
Марксизм научен только среди марксистов)
а теперь задам два предельно простых вопроса:
Wokeism: идеология (статья о философской основе вокизма) + определение терминов woke и SJW
Вступление и определение терминов (от тс)
Те, кто следит за западной политикой и некоторыми тенденциями оттуда, уже хотя бы раз встречали термин «woke». Сегодня он используется всё чаще уже и в наших интернетах.
Woke переводится с английского как «пробуждённый», «проснувшийся». Пришел он из афроамериканского сленга, где использовался еще во второй половине прошлого века. В значении вроде «проснуться и не мириться с дискриминацией».
Иначе говоря, он стал описательным термином для всего этого движа за социальную справедливость, которую мы наблюдаем в политике, бизнесе, культуре и даже в науке. Феминизм, гендерная идеология, разнообразие, радикальный антирасизм и прочее.
У нас его пока не переводят, а пишут просто «воук«.
Особо «воукнутых» неравнодушных граждан клеймят social justice warriors или SJW. Что в переводе значит «борцы за социальную справедливость», а коротко у нас их называют СЖВ (правильно произносить SJW надо как эс джей даблъю, но это сложна, так что. ).
Забавно, кстати, что изначально сжв имело положительную коннотацию. Борцы сами себя так называли. Изменение произошло после того, как слово стало ассоциироваться с крайней неадекватностью. Как идеологической, так и в плане поведения. Аналогичная история происходит сейчас и с воук.
Кстати, противники всех этих тенденций иногда называют себя анти-сжв. Но чаще всего unwoke (непробужденные).
Сами же сжв и другие проснувшиеся называют себя просто «прогрессистами». Так же их называют буквально все крупные и «авторитетные» издания, а также западные институции и образовательная система.
Аналогично и с их идеологией. Свои неомарсксистские воззрения они называют просто прогрессизмом. Более того, даже отрицают, что это идеология.
Это, кстати, интересная вещь. Когда идеологию просто не считают таковой. Определенное мировоззрение выставляют просто нормой (стандартом). Вот уж их идеологи мыслили в верном направлении: воистину слова творят нашу реальность!
Тем не менее, противники называют её: сжв-идеология, воук-идеология, иногда воук-культура, а также регрессивное левачество и вокизм (wokeism). Всё это, конечно же, пейоративы.
У нас продвижение «социально справедливой» повестки обычно называют просто «повесточка«.
Подо всем этим движем есть очень четкая философская база.
В наших интернетах не так много инфы. Однако есть эта небольшая статья, которая коротко это всё описывает. В том числе со ссылками на литературу.
Материал уже публиковался на пикабу, но под другим заголовком и с другими тегами. Однако, нет ничего лучше, чем повтор хорошего материала.
Идеология wokeism’а или социальной справедливости (СС) еще ждет своего исследователя. Попытаюсь дальше вкратце перечислить основные корни и положения этого интеллектуально-философского активистского течения.
Ее представитель Макс Хоркхаймер в 1934 сформулировал основные положения того, что сейчас в западных вузах преподают как критическую теорию. Общественные науки должны четко понимать конечную точку общественного развития (коммунизм), искать и находить недостатки общества, под которыми понимаются расхождения между текущей ситуацией в обществе и конечной точкой, а также организовывать деятельность по социальному активизму.
8. Вот мы и подошли к текущим событиям. Идеология wokeism’а или социальной справедливости в настоящее время считает, что:
— общество находится в постоянном конфликте за власть, ресурсы и возможности между белыми мужчинами-угнетателями и маргинализированными группами;
— весь дискурс создан и поддерживается белыми гетеросексуальными мужчинами с целью угнетения маргинализированных групп, даже и особенно если белые мужчины это не осознают или отрицают;
— традиционные инструменты белого человека, такие как научный метод или либерально демократическое государство являются инструментами угнетения, не подходят для маргинализированных групп и должны быть деконструированы;
— наиболее полным знанием о реальности обладают наиболее угнетенные представители меньшинств, особенно нескольких сразу;
— если представитель угнетенного меньшинства (к примеру, чернокожий) не считает необходимым деконструкцию институтов, он больше не Black так как инериоризировал whiteness и отказался по факту от своей идентичности;
— цель переустройства общества определяется как equity, diversity и inclusion.
В дополнение к описанным мною основным положениям идеологии, я забыл добавить главное: что это, в представлении носителей, за система, которую надлежит деконструировать? Называется она фаллологоцентрическая гетеронормативная патриархия или whiteness (в отличие от Blackness, обязательно с маленькой буквы).
Diversity – цель и процесс достижения такой композиции населения страны или сотрудников организации, в результате которой представлен весь ассортимент реального опыта, т.е. опыта угнетения и всевозможных пересечений разных аспектов такового. Начинается с требования нанять/пустить одного трансгендера, женщину или представителя BAME, а заканчивается требованием полного паритета (см. equity).
Если у вас остались вопросы и вы живете и работаете в США, Великобритании, Австралии или Новой Зеландии, можете спросить члена Diversity and Inclusion Committee, который несомненно присутствует в вашей организации, будь она государственная или частная.
1. James Lindsay – Cynical Theories
2. Herbert Marcuse – One-Dimensional Man: Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society
3. Herbert Marcuse – A Critique of Pure Tolerance (1965), Essay «Repressive Tolerance»
4. Kimberlé Williams Crenshaw – Mapping the Margins: Intersectionality, Identity Politics, and Violence Against Women of Color
5. Peggy McIntosh – White Privilege: Unpacking the Invisible Knapsack
6. Robin DiAngelo – White Fragility
7. Ibram X. Kendi – How to Be an Antiracist
Изначально опубликовано в комментах в жж, а позже собрано там же в статью.
Старение и бессмертие: взгляд биолога
Данная заметка написана по просьбе комментатора.
Когда я обучался в магистратуре, нам читал лекции профессор Валерий Степанович Тырнов, исследователь старения. Натура увлечённая, он рассказывал немало удивительного. Например, о том, что обнаружил на сыре штамм плесени, способный расти при отрицательных температурах, который содержит в морозилке, несмотря на протест жены. Профессор надеялся принять с этим штаммом участие в экспериментах, изучающих возможности терраформирования Марса. Ещё он рассуждал о внедрении в геном человека генов, отвечающих за фотосинтез, с целью получения «зелёных человечков», питающихся солнечным светом. Когда я сдавал экзамен профессору, у него уже отказывало зрение. В следующем семестре Валерий Степанович умер. Он пытался успеть победить старение, но не успел. Рассуждая вслух, Валерий Степанович говорил, что первый заметный признак старения у человека проявляется очень рано, зачастую – в подростковом возрасте. Это – кариес постоянных зубов.
Говоря о старении и естественной смерти, мы имеем в виду, прежде всего, многоклеточных животных. Среди одноклеточных и растений явления старения и смерти весьма размыты. Да, согласно новым научным данным, существует т.н. клональное старение штаммов микроорганизмов: для одних существует ограниченное количество делений митозом (бесполое размножение), для других биологические часы обнуляются лишь в одной из разделившихся половинок. Это т.н. репликативное старение. Многие исследователи говорят о хронологическом старении самих клеток простейших организмов. Но это лишь с одной стороны. С другой стороны, теоретически бессмертны растения, размножающиеся вегетативно. Кто может сказать, сколько лет существует традесканция, высаженная в горшок черенком, отделённым от традесканции из другого дома, и та, в свою очередь, когда-то была черенком… Это всё один и тот же геном, один и тот же индивидуум, с генетической точки зрения. В центре пустыни Мохаве произрастает King Clone – клональная колония креозотового куста (Larrea tridentata), возраст которой оценивается в 11700 лет.
Наблюдения за гигантскими груперами (Epinephelus lanceolatus), длиной 2,5 м. и весом до 400 кг. (живут 100-120 лет) показали, что старые особи проигрывают конкуренцию молодым. Они менее поворотливы из-за огромных размеров, зачастую не имеют возможности спрятаться в пещеру. Но они не стареют. Они по-прежнему отлично видят малейшее шевеление усика креветки из-под дальнего камня. Они просто перерастают свою экологическую нишу.
Максимальная продолжительность жизни человека – 120 лет.
Теперь попробуем классифицировать современные теории старения. Во-первых, следует выделить 2 большие группы эволюционных теорий старения.
Весьма популярны ныне теории, связанные с т.н. лимитом (пределом) Хейфлика. Такова теломерная теория Оловникова. В соматических клетках с диплоидным набором хромосом размеры теломер (участков ДНК на концах хромосом) с каждым делением клетки сокращаются, по причине отсутствия фермента теломеразы в клетке. Когда теломеры станут достаточно коротки, ДНК-полимераза потеряет способность реплицировать концы молекулы ДНК. Включается процесс апоптоза – запрограммированного саморазрушения клетки. Так, предельное число делений для клеток человеческого организма – 52 деления.
Клетки, в которых функционирует теломераза – бессмертны. Таковыми являются половые и раковые клетки. Полагается, что теломераза исчезла в соматических клетках не случайно, а для подавления опухолеобразования.
Линия клеток HeLa из раковой опухоли шейки матки пациентки по имени Генриетта Лакс, умершей в 1951 г, считается бессмертной. В декабре 1960 года клетки HeLa первыми полетели в советском спутнике. В 1968 г. на борту советского космического аппарата «Зонд-5» они облетели вокруг Луны. Эти клетки эволюционировали за прошедшие годы. Иногда они способны заражать культуры других клеток. Лен Ван Вален описал эти клетки как новый вид организмов – Helacyton gartleri, впрочем, обычно биологи не относятся к последнему всерьёз.
Рассмотрим теперь теории, рассматривающие старение как следствие повреждения клеток. Это вторая группа теорий старения.
Действительно: в мире стареет всё. Изнашивается ботинок, точит вода камень, солнца превращаются в красные гиганты… Эта группа теорий старения рассматривает старение как результат отсутствия программы репарации и способна вызвать некоторый психологический дискомфорт. Ведь написать программу это совсем не то, что просто её удалить, не так ли?
Рассмотрим одну из таких теорий, т.н. теорию накопления мутаций. Согласно этой теории, предложенной Питером Медаваром в 1952 году, естественный отбор препятствует накоплению вредных мутаций, проявляющихся до возраста, достижение которого необходимо организму для реализации репродуктивных функций. Далее действие естественного отбора ослабевает, и накопившиеся вредные мутации, проявляющиеся после прохождения организмом репродуктивного цикла, обеспечивают феноменологию старения. Очевидно, что домовой мыши с быстрым метаболизмом, маленьким тельцем и быстрым репродуктивным циклом, долгая жизнь ни к чему, другое дело – огромный слон, которому необходимо выносить слонёнка. Не отвергая ценного наблюдения о существовании некоторой корреляции между длиной репродуктивного цикла и продолжительностью жизни, отметим, что на настоящий момент теория накопления мутаций остаётся гипотезой.
Гораздо ближе автору этих строк т.н. теория одноразовой сомы. Согласно этой теории, в процессе эволюции стоял вопрос об ограниченности ресурсов. Ресурсы могли быть потрачены на репарацию, а могли быть потрачены на другие функции. В итоге они были потрачены на репарацию (восстановление) ровно на столько, сколько необходимо для реализации репродуктивного цикла. Поскольку жизнь это эволюция нуклеиновых кислот… И природа любит оптимизацию: у полихет – множество параподий, у их потомков членистоногих число ног с повышением уровня организации сокращается. У речного рака 5 пар ходильных ног, у паука – 4, у насекомых – 3, а клопу водомерке для прыжков по воде достаточно 2 пары, 3-я пара передних лапок – специализирована. В целом, данный взгляд на эволюцию старения разделяется основной частью биологического сообщества.
Однако, эволюционные теории старения рассматривают этот процесс в самых общих чертах. Отдельной категорией следует отметить теории старения, рассматривающие конкретные механизмы старения. Одну такую теорию (связанную с пределом Хейфлика) мы уже рассмотрели. Другая подобная теория – свободнорадикальная теория старения. Она утверждает, что старение происходит из-за накопления в клетках повреждений, нанесённых свободными радикалами с течением времени. Свободными радикалами называются молекулы или атомы, содержащие один или несколько неспаренных электронов на внешнем электронном уровне. Очевидно, что в основе этой теории во многом лежит эмпирическое наблюдение: животные с интенсивным метаболизмом живут меньше, чем животные с медленным метаболизмом. Сравните землеройку и черепаху. Одна из модификаций свободнорадикальной теории – митохондриальная теория старения, отводящая ключевую роль в процессе таким органоидам клетки, как митохондрии. Вряд ли свободные радикалы являются единственной причиной старения, однако, не следует забывать, что данный подход предполагает возможность увеличения продолжительности жизни при соблюдении определённой диеты (низкокалорийной) и регулярных занятиях спортом.
Автор этих строк придерживается взгляда, что старение связано с множеством механизмов. По аналогии с ботинком: он стирается, и одновременно у него может отклеиваться подошва. Это т.н. системный подход к старению, разделяемый большинством биологов.
Человек мечтает о вечной молодости и бессмертии с тех пор, как осознал себя смертным. Николай Фёдоров, предтеча и вдохновитель Циолковского, мечтал о воскрешении в будущем всех, когда-либо живших, силами науки. Эта идея не так утопична, как может показаться на первый взгляд, если учесть, что человеческий разум трансформирует в природе всё, с чем не может смириться. Люди не могли смириться с тем, что не способны летать, и, в конце концов, создали летательные аппараты. Может ли человек смириться со смертью близких? Нет.
Однако, сейчас нас интересует лишь остановка старения: существует ли в природе радикальный механизм омоложения? Доктор биологических наук Николай Мушкамбаров считает, что таким механизмом является мейоз – процесс образования половых клеток, известный каждому из школьных учебников биологии.
И вот тут нам придётся вступить в область научной фантастики.
Механизм обнуления биологических часов существует, и этот механизм воспроизводится в процессе полового размножения. Однако, обновлённый организм отличается от исходных родительских, но главное – занимает отдельное, искривлённое по Вернадскому, пространство. Даже если мы говорим об эмбрионе в теле матери. Доктор Мушкамбаров рассуждает о возможности запустить необходимые для обновления процессы мейоза в соматических клетках, нужно только полностью определить гены, ответственные за разные аспекты мейоза. Конечно, Мушкамбаров, оговаривается, что пока речь идёт о фантастическом проекте.
Однажды я беседовал обо всём этом со специалистом по старению (на тот момент – кандидат наук, преподаватель МГУ). Он отвечал, что его мысли движутся в том же направлении.
Тут возникнет множество этических противоречий. Подобная власть над биологической природой означает утрату смысла не только для таких понятий как возраст, пол, раса, внешний облик (всё это окажется легко трансформируемым в течение жизни), но и для привычных нам всем свойств человеческого организма (вспомните зелёных человечков профессора Тырнова, или человека-амфибию Беляева). Да, это философия трансгуманизма. Не цифровой трансгуманизм (киборгизация или оцифровывание человека, что мне неприятно), но биологический. Однако, прежде чем пугаться, задумайтесь над тем, что трансгуманистические преобразования начинаются ещё тогда, когда первобытный человек впервые применил зубный протез. Вопрос лишь в мере…
Вдумайтесь, как мало живёт человек. Если вы увлекаетесь историей, палеонтологией, фантастикой, следите за политическими событиями, вам должно быть знакомо это чувство: вы никогда не узнаете, что будет через двести, тысячу лет… Не увидите смены формаций, не увидите новой, посткайнозойской эры… Не узнаете, есть ли жизнь в пределах иных звёздных систем. При том, что можете свободно перемещаться в воображении сквозь тысячелетия и эоны в прошлое. Доживём ли? Я считаю, что шанс дожить до ощутимого продления срока жизни у нас есть, а там глядишь, и. Конечно, увеличение численности населения предполагает освоение дальнего космоса.
Фридрих Энгельс полагал свободу осознанной необходимостью и говорил о скачке из царства необходимости в царство свободы. Именно о таком прыжке в царство биологической свободы, при условии познания биологических необходимостей, идёт речь. Ещё буддистские философы мечтали остановить колесо Сансары, бесконечный круговорот рождений, страданий и смертей. Жизнь в древней Индии была настолько тяжела, что эта остановка мнилась мрачным для современного человека способом: уходом в абсолютное небытиё. Когда я однажды впервые воспроизвёл биуретовую реакцию на белок в лаборатории, то вдруг осознал, что в этом и заключается конечный смысл науки биологии: остановить колесо, и каждая установленная учёными реакция, позволяющая идентифицировать те, или иные биологические молекулы, подобная этой, окрашивающей содержимое пробирки в лиловый цвет, каждая новая формула, приближает человечество к этому часу. Майский ветер с запахом пыльцы врывался в раскрытое окно, хотел бы я вновь пережить эту гамму чувств…
В заключение отмечу вот что. Рыночная экономика не заинтересована в индивидуальной эволюции и бессмертии каждого. Подобно тому, как биологическая эволюция заинтересована лишь в продлении рода, она заинтересована в умножении прибыли. Подумайте об этом.
Отдельно рекомендую прочесть:
О голых землекопах:
О волшебной силе мейоза:
Тюлин Д.Ю., кандидат биологических наук
Юбилей Энгельса, 200 лет
Марксистский консалтинг
Мы есть то, что о себе внушили сами и то, что о нас нам внушили другие.
«Искусство любить» от Фромма.
это не сексология, это не о чувствах или отношениях, это о личностных аспектах любви и даже не любви а отношениях человека и окружающего его социума. Я ваще не люблю книги по психологии и у меня аллергия на личностный рост, успех, управление людьми и всякую такую хрень, которая кстати составляет наверное более 60% продаж на всём книжном рынке. Но Фромм это наверное не психология, а больше философия и философия такая которую наверное стоит прочитать всем)) И я тут ни разу не утрирую!
Главная идея Фромма это совмещение психоанализа и марксизма)) звучит бредово но у него это получается и результат довольно впечатляет. Марксизм и психоанализ это два учения которые наиболее сильно повлияли на поколение Фромма. Марксизм тем что впервые вскрыл и показал механизмы функционирования общества а психоанализ механизмы личности, отсюда уже идея которая лежит на поверхности, а что если нам совместить знания о социуме и личности? Тут было несколько подходов, многие социологи утверждали типа ну вот есть некие механизмы в обществе и даже если мы не понимаем его цели, не знаем как функционирует но если оно существует веками наверное же для чего то нужно, как в природе, эволюция выработало соответствующие механизмы для выживания и те которые не работают или работают плохо просто не прошли отбор. Но Фромм говорил, что в этом есть логика, но давайте посмотрим на современное общество попристальней? Почему в самых развитых странах такой большое количество самоубийств? Почему для общества плохо когда неурожай и когда хороший урожай (перепроизводство). Почему супермаркеты вынужденны уничтожать просроченные продукты когда в соседней стране голодают? Почему богатые успешные семейные люди идут к психиатру с жалобами на то что у них нету цели в жизни, что всё бессмысленно? Если бы, говорит Фромм, современное общество было устроено разумно то не было бы таких симптомов.
Главная причина, по мнению Фромма, это больные отношения личности и общества и дело тут не в том что личность больная на голову)) а в том что общество устроенно не для человека. Тут критики конечно кинутся уточнять? а что такое человек и что значит плохо устроено? Ведь на самом деле человек такая скотина «Ко всему-то подлец-человек привыкает!» как говорил Достоевский. И правда, есть такое дело! Но человек изменчив в неком коридоре и нужно пристальнее изучить эти величины. По мнению Фромма в человеке заложены некие потенции которые должны как семя вызреть и развиться, среда которая подавляет развитие таких потенций есть вредная среда. В «Искусстве любви» Фромм рассуждает больше не о среде а о том как человек общается с такой средой. Тут есть несколько сценариев: общество может подавлять, человек может подчинять окружающих или же взаимосвязь может быть обоюдовыгодной. Обоюдовыгодной это ключевое слово. В современном обществе всё регулирует рынок
» Вся наша культура основана на жажде покупать, на идее взаимовыгодного обмена. Счастье современного человека состоит в радостном волнении, которое он испытывает, глядя на витрины магазина и покупая все, что он может позволить себе купить или за наличные или в рассрочку. Он (или она) и на людей глядят подобным образом. Для мужчины привлекательная женщина – для женщины привлекательный мужчина – это добыча, которой они являются друг для друга. Привлекательность обычно означает красивую упаковку свойств, которые популярны и искомы на личностном рынке. Что особенно делает человека привлекательным – это зависит от моды данного времени, как физической, так и духовной. В двадцатых годах привлекательной считалась умеющая пить и курить, разбитная и сексуальная женщина, а сегодня мода требует больше домовитости и скромности. В конце девятнадцатого и в начале двадцатого века мужчина, чтобы стать привлекательным «товаром», должен был быть агрессивным и честолюбивым, сегодня он должен быть общительным и терпимым. К тому же чувство влюбленности развивается обычно только в отношении такого человеческого товара, который находится в пределах досягаемости собственного выбора. Я ищу выгоды: объект должен быть желанным с точки зрения социальной ценности, и в то же время должен сам желать меня, учитывая мои скрытые и явные достоинства и возможности. Два человека влюбляются тогда, когда чувствуют, что нашли наилучший объект, имеющийся на рынке, учитывая при этом границы собственного обменного фонда. Часто, как при покупке недвижимого имущества, заметную роль в этой сделке играют скрытые возможности, которые могут быть развиты со временем. Едва ли стоит удивляться, что в культуре, где превалирует рыночная ориентация и где материальный успех представляет выдающуюся ценность, человеческие любовные отношения следуют тем же образцам, которые управляют и рынком.»
«Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтоб любить, уметь любить. Значит, сущность проблемы для них в том, чтобы их любили, чтобы они возбуждали чувство любви к себе. К достижению этой цели они идут несколькими путями. Первый, которым обычно пользуются мужчины, заключается в том, чтобы стать удачливым, стать сильным и богатым настолько, насколько позволяет социальная ситуация. Другой путь, используемый обычно женщинами, состоит в том, чтобы сделать себя привлекательной, тщательно следя за своим телом, одеждой и т. д. Иные пути обретения собственной привлекательности, используемые и мужчинами, и женщинами, состоят в том, чтобы выработать хорошие манеры, умение вести интересную беседу, готовность прийти на помощь, скромность, непритязательность.»
В общем отсюда все наши проблемы! Но как учит Фромм они вполне решаемы если обучится искусству любви)) книжка маленькая по объёму, читается легко и интересно. Возможно это вдохновит вас на дальнейшее изучение наследия Фромма.