В чем заключается наказание ларры
Образ Ларры
сочинение по литературе 11 класса
Ларра – это главный герой первой легенды, рассказанной старухой Изергиль. Его судьба соответствует имени, которое обозначает «отверженный». Но, несмотря на то, что Ларра – бесспорно отрицательный персонаж, он не виноват в том, что ему достался по наследству такой характер.
Эта легенда начинается с того, что Изергиль заметила движущуюся по небу тень. Она обратила внимание своего собеседника на это явление, объяснив ему, что это не обыкновенная тень, а дух Ларры, обречённого неприкаянно скитаться по миру в наказание за непомерную гордыню.
История Ларры
Иллюстрация к рассказу «Старуха Изергиль».
Эта история произошла много тысяч лет назад. Ларра был сыном простой женщины и орла. Орёл украл красивую девушку, и, забрав её к себе в горы, сделал своей женой. Спустя некоторое время у них родился сын. Там они прожили все вместе двадцать лет, а потом гордый орёл, чувствуя себя старым и немощным, бросился со скалы и разбился о камни. Тогда женщина вместе со своим сыном спустилась обратно к племени.
Характеристика Ларры
Ларра представляется очень сильным и красивым юношей. Многие качества он перенял у своего отца, который был орлом. Ларра был таким же ловким, гордым, хищным и жестоким. А от матери он перенял необычайную красоту, перед которой не смог устоять в своё время даже гордый царь птиц.
Ларра был несгибаем в своём желании жить так, как ему заблагорассудится. Он не осознавал ценность человеческой жизни. Ларра вообще ни с кем не считался, выбирая тот путь, который соответствовал только его личным желаниям.
Гордость сына орла больше была похожа на дикость, его можно охарактеризовать, как слишком самовлюблённого и вспыльчивого юношу. Он до крайности был упрямым, равнодушным и холодным.
Взаимоотношения Ларры с племенем
Ларра был воспитан не по человеческим законам, поэтому считал себя лучше всех. Он не уважал старейшин, не подчинялся законам племени, совсем не осознавал ценности человеческой жизни. Однако люди воспринимали его, как обыкновенного человека, и только его взгляд напоминал им о родстве юноши с царём птиц.
Символизм образа Ларры
Образ Ларры символизирует гордыню и эгоизм. Таким, как он – не место среди людей. Человек, который считает себя лучше остальных, не чтит традиции и не уважает своих предков, не сможет стать частью народа.
Легенда о Ларре учит быть мудрее и понимать ценность человеческой жизни. В ней говорится о том, что одиночество – страшнейшее наказание для человека за совершенное им преступление.
Ларра
В рассказе Максима Горького “Старуха Изергиль” упоминается красивейшая легенда о сыне орла и простой женщины. В этом повествовании заложен глубокий смысл о жизни человека в обществе, о гордыне и одиночестве. Ларра – высокомерен и жесток, он не хочет жить по законам людей, не принимает вековые человеческие устои, традиции.
Характеристика героя
Автор говорит о том, что сын Орла удивительно красив, также, как его мать 20 лет назад. Они прожили много лет высоко в горах, Орёл состарился и бросился вниз на камни, понимая свою немощь и старость. Получеловек, которого люди назвали Ларрой был горд и несгибаем в своём стремлении жить так, как ему хочется. Герой не уважает старейшин, не подчиняется законам племени, не хочет осознавать цену человеческой жизни. Ларра ни с кем не считается: его чрезмерная гордыня подсказывает лишь один путь – следовать за своими желаниями.
Персонаж, созданный автором, не способен испытывать тёплых чувств: он верит в своё превосходство над окружающими, не ищет дружбы и любви. Гордость Ларры напоминает дикость, он горяч и самовлюблён. Горький заостряет все черты этого образа до крайности: непримиримый, упрямый и холодный. Люди восприняли его, как обычного человека: “ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц”.
Что символизирует образ Ларры?
Румынская легенда, услышанная Горьким от местных жителей, учит мудрости и позволяет понять смысл и ценность человеческой жизни. После убийства девушки, оттолкнувшей Ларру, героя судит мудрый народ во главе со старейшинами. Люди приходят к пониманию того, что самое страшное наказание для гордеца – остаться в одиночестве, один на один с самим собой. Горький, понимая природу человека, как существа общественного, подчёркивает, что одиночество – самая страшная кара за тяжкое преступление.
Ларра – отшельник, изгой, он символизирует чрезмерную гордость,высокомерность, качества, несовместимые в нормальным существованием среди людей. М. Горький говорит о том, что каждый человек обязан платить за всё: “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью”. Ларра не желал платить такую цену: ” он отвечал, что он хочет сохранить себя целым”.
Наказание свыше
Характеристика Ларры — героя рассказа «Старуха Изергиль»
Какова семантика возраста главных персонажей произведения (господин из Сан-Франциско, его жена, его дочь)?
Возраст в «Господине из Сан-Франциско» — важнейшая смысловая деталь внешности, поведения, мировосприятия персонажа. Указывая возраст главного героя (58 лет) и отмечая, что тот только начинал жить, автор подчеркивает духовную несостоятельность героя, который, прожив столько лет, гонясь за деньгами, «не жил, а лишь существовал». Говоря о пожилом возраст жены героя, Бунин придает этой детали обобщающий смысл, а именно любовь пожилых американок к путешествиям. Такой же деталью становится возраст дочери господина из Сан-Франциско, «девушки на возрасте» и «слегка болезненной».
В каком произведении русской литературы XX века сохраняется традиция безымянности персонажа как знака обобщения и в чём разнится оно с произведением И. А. Бунина?
Традиция безымянности персонажа как знака обобщения сохраняется в рассказе А.П.
Чехова «Толстый и тонкий» и романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Чехов в своем рассказе не наделяет героев именами. Как и Бунин, подобной деталью автор обобщает образы героев, а также подчеркивает пороки общественности.
В романе Булгаков герой не имеет имени, его называют Мастером. Однако если заменой имени на прозвище «Мастер» Булгаков подчеркивает его возвышенность и избранность героя, то безымянность бунинского героя значит лишь то, что он один из многих.
Что имел в виду мудрец, утверждавший, что наказание Ларры – «в нем самом»?
Ларра – гордый и самоуверенный «сын орла». Говоря о том, что наказание Ларры – «в нем самом», мудрец имел в виду то, что герой будет наказан сутью самой человеческой натуры. И так и случилось, прогнанный людьми герой страдает от губительного для человека одиночества и отреченности от общества настолько, что жаждет смерти.
Таким образом, Ларра, в жилах которого течет человеческая кровь, наказывается разрушительной свободой от людей и из-за этого переживает настоящие душевные муки.
В каких произведениях отечественной классики звучит тема «гордого человека» и в чем эти произведения созвучны горьковскому рассказу?
Тема «гордого человека» звучит в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и в драме М. Горького «На дне».
Раскольников, герой Достоевского, считает себя «право имеющим», а остальных «вшами». Желая подтвердить свою мысль о себе, Раскольников идет на преступление и убивает старуху-процентщицу, а затем ее сестру. Подобно Ларре, Раскольников ставит себя выше других и, считая, что ему дозволено больше других, наказывается: Ларра обрекается на вечное бессмертие и одиночество, а Раскольников отправляется на каторгу.
Клещ из драмы «На дне» видит свое превосходство над другими обитателями ночлежки в том, что он занят трудом. Несмотря на уверенность героя в том, что его ожидает светлое будущее, его мечтам не суждено сбыться: после похорон жены он остается без денег и смиряется с бедственностью своего положения. Как и Ларра, Клещ презирает окружающее его общество, однако оба героя со временем признают ошибочность своих убеждений, но если Клещ после этого сближается с ночлежниками, то Ларра даже не имеет возможности сделать это.
В каких произведениях русской литературы воспевается яркая, сильная личность и в чём эти произведения можно сопоставить с произведением М. Горького «Старуха Изергиль»?
Образы яркой, сильной личности присутствуют в таких произведениях, как поэма М.Ю. Лермонтова «Песня…про купца Калашникова» и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Купец Калашников – отважный, смелый человек, на достоинство жены которого позарился царский опричник Кирибеевич. Как и легендарный Данко, этот герой умирает героической смертью: если Данко умирает, спасая других, то Калашников, защищая честь своей семьи, за что в дальнейшем воспевается своим народом.
Соня Мармеладова, героиня Достоевского, — сильная, духовно возвышенная личность. Эта девушка, как и Данко, самоотверженна и полна любви к людям – жертвуя своей жизнью, она отправляется на каторгу за любимым человеком, чтобы затем спасти его.
Какие черты романтического повествования присутствуют в легенде о Данко?
Максим Горький вошел в литературу и как автор романтических рассказов. В их числе было произведение «Старуха Изергиль», написанное в 1894 году. В нем автор пытается дать оценку человеку, основываясь на анализе его поступков. Мерилом их становится польза для других людей. Таким образом реализовалось свойственное романтизму понятие идеала и антиидеала.
В центре внимания писателя оказываются три героя: Изергиль, выступающая в роли рассказчицы, осужденный на вечное бессмертие Ларра и отдавший свою жизнь ради спасения племени Данко. Сопоставительный анализ всех трех историй (легенды удачно переплетаются с судьбой самой старухи) является ключом к пониманию ответа на вопрос, никогда не теряющий своей актуальности: в чем смысл существования человека на земле? Интересно в связи с этим порассуждать над тем, за что был наказан Ларра. И только ли он виноват во всем случившемся?
Предыстория легенды о Ларре
Действие рассказа разворачивается в вечернее время на берегу моря — типичный фон для романтического произведения. Величественная свободная природа, окружающая повествователя и старую молдаванку, живет по своим законам и в то же время отражает устремления человека, помогает понять его внутренний мир.
Легенду, рассказывающую о том, кто такой Ларра, старуха Изергиль вспоминает не случайно. Она указывает своему собеседнику на плывущие по бескрайнему небу тени. Одна из них была «темней и гуще», да и двигалась быстрее остальных. «Он живет тысячи лет… Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» — эти слова стали началом сказки о невероятной гордыне человека-орла, ставшей причиной его проклятья и бессмертия.
История рождения героя
Понимание того, за что был наказан Ларра, начинается с его происхождения. Однажды могучий орел украл в сильном и могучем племени девушку. Она вернулась лишь спустя двадцать лет, а рядом с ней был прекрасный юноша — сын, родившийся от орла. Начавший слабеть царь птиц поднялся ввысь и, сложив крылья, бросился на острые скалы.
Теперь его потомок стоял перед людьми — внешне казавшийся таким, как они, но все же отличавшийся гордыми и холодными глазами. И все его поступки подчеркивали, что он чувствует превосходство над остальными — даже со старейшинами юноша разговаривал, как равный им. Причина проста. Юноша от рождения отличался иной психологией, делающей его непохожим на людей, потому ему нет места среди них. Такова первая характеристика Ларры — сына могучего и свободолюбивого орла и земной женщины.
Убийство девушки
Сразу же противопоставив себя всему племени, Ларра хладнокровно расправляется с дочерью одного из старейшин. Та сначала завлекла его взглядом, а затем оттолкнула, испугавшись отца. Всех вокруг сковал страх — впервые на их глазах так жестоко убивали женщину. А сын орла гордо стоял над своей жертвой, не опуская головы и чувствуя свое превосходство над остальными, за что был наказан.
Отчуждение от людей
Долго думали старейшины, какого наказания заслуживает Ларра. Старуха Изергиль рассказывала, что много вариантов они перебрали, пока сам юноша своими речами не подсказал им ответ. Он считал себя первым на земле, а потому, как заметил один из старейшин, самым страшным наказанием для него станет свобода. Неожиданно грянувший в этот момент «гром с небес» убедил их в правильности решения. Ларру отпустили, и с тех пор он стал «отверженным» — такое значение имеет его имя.
Давно уже плоть его иссохла, а он, превратившись в тень, все ищет смерти, которой никогда не обретет.
Популярные сегодня темы
В поэме с точки зрения ребенка, точней – из его воспоминаний, рассказывается история дедушки, сочувствовавшего простым людям. Поэма показывает, что и среди знатных, богатых людей достаточно тех
В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» меня особенно заинтересовала судьба главного героя – Евгения Онегина.
Платон Михайлович не является главным персонажем в произведении Грибоедова Горе от ума, но все равно в его образ вложено многое. Платон Михайлович представлен товарищем Чацкого и желанным гостем в доме Фамусова.
Герман Гессе работал над своим последним романом в тяжелые годы фашизма в Германии. Жанр произведения «Игра в бисер» можно определить, как глубокая философская проза с элементами сюрреализма
Мне, вообще, нравится этот роман. Интересней всего следить за развитием мысли героев, там каждый, как будто, выражает свою идею. Конечно, много сцен в романе, которые мне не нравятся, то есть я читала их
Образ Ларры: оценка и значение
Автор осуждает своего героя за его крайний индивидуализм, за то, что посмел противопоставить себя всему племени. По мысли М. Горького, главная цель человеческого существования — служение людям. Именно таким представлен в рассказе Данко. Ларра же — антиидеал, поведению и поступку которого нет оправдания.
Однако не стоит забывать, что Ларра — не простой человек. Он сын орла, выросший вдали от людей и не приученный к человеским законам. Но его беда и в том, что он не птица, как его отец. Поэтому Ларры заслуживает не только осуждения, но и сочувствия. Его трагедия была предопределена уже при рождении.
Поучительная история заставляет читателя пересмотреть свою жизненную позицию, отношения с окружающими людьми.
Функции романтических легенд
Образы романтических легенд значительны и сами по себе. Но Горькому они нужны, прежде всего, чтобы охарактеризовать мироощущение реального человека. То восхищение, с которым Изергиль повествует о подвигах, о самоотверженности, о вольнолюбии, о бескорыстии и активности, и то негодование, которым проникнуто ее отношение к бесславному прозябанию, эгоизму, рабству, свидетельствует о ее собственном стремлении к свободе, показывает, что в душе человека живет жажда нового, прекрасного, что человек этот не ощущает себя пассивной жертвой обстоятельств.
Описание
Ларра — персонаж необычный. Его отец — свободный орел, мать — смертная женщина. Статный красивый юноша выделяется среди молодых людей племени. Отталкивающее впечатление создает взгляд холодных презрительных глаз. Читатель понимает: Ларра — отрицательный персонаж легенды.
Двадцать лет назад гордый орел украл молодую девушку, сделав супругой. У них родился сын Ларра — полуптица, получеловек. Орел разбился о скалы — женщина решила вернуться домой. Двадцатилетний юноша пошел следом.
Становясь членом племени, он был обязан соблюдать существующие законы: уважать женщин, почтительно относиться к старейшинам. Однако юноша поступает иначе.
Первая встреча сына орла и соплеменников закончилась трагедией. Сначала он демонстрирует неуважительное отношение к старейшинам. Затем жестоко убивает понравившуюся девушку, отказавшуюся стать собственностью самовлюбленного красавца. Юноша считает, что волен поступать так, как хочется. Ему безразлично мнение старейшин. Он лишен умения сочувствовать, сострадать. Ларра никого не любит, считая себя центром Вселенной. Виной тому непомерная гордыня, эгоизм, самовлюбленность. Качества, которыми наделил его царственный отец – орел.
Объятые ужасом люди пытались понять причину страшного убийства, но Ларра не чувствовал угрызения совести. Он считал себя правым.
Наконец, приняли решение — оставить юношу свободным. Наказание одиночеством — самое страшное испытание.
Став тенью, лишившись рассудка, бродит Ларра повсюду. Его образ напоминает нам о том, как важно соблюдать законы человеческого бытия. Думая только о собственном благополучии, человек обрекает себя на одиночество.
Вечная одинокая жизнь, бессмертие, которое страшнее смерти, — расплата за гордое презрение.
В рассказе «Старуха Изергиль» автор – Максим Горький, повествует о волевых, отличающихся от других людях. Повествование ведется от имени старухи по имени Изергиль. Одной из легенд, прозвучавших в этом рассказе, является сказание о Ларре. Повествование началось с того, что Изергиль увидела вдали тень. Она отметила, что это и есть Ларра, неприкаянно скитающийся по пустыням в наказание за безграничную гордыню.
Ларра был сыном орла и женщины. Когда-то гордая птица выкрала девушку из родного селенья и унесла с собой. Спустя 20 лет орел умер, и девушка вернулась, взяв с собой сына.
Мальчик рос очень высокомерным, не считался с чужим мнением и ставил себя выше других. Это нельзя назвать адекватным восприятием действительности. Ведь юноша не был чем-то лучше других, но смотрел на всех свысока. Он не считался ни с советами старейшин, ни с мнением других людей.
Народ долго не мог придумать наказание для юноши. Они не могли понять, ради чего он совершил такой жестокий поступок, и пытались поговорить с ним, чтобы выяснить мотивы такого поведения. Но Ларра был непреклонен и не желал объясняться с народом. Тогда самый мудрый старейшина осознал, что худшим наказанием для него будет вечное одиночество, и жители изгнали юношу из селения.
С тех пор Ларра скитался в гордом одиночестве и со временем стал терзаться им. Он понял, что худшее, что может быть, осознавать событийность происходящего вокруг, но не принимать в этом процессе никакого участия. Наедине с мыслями целую вечность – страшная мука.
С тех пор он тенью скитается по миру, в вечных мучениях мечтая лишь обрести покой.
Можно ли назвать Ларру отрицательным персонажем? Конечно. Но объяснимо ли такое поведение. С одной стороны, юноша был сыном орла. А орлы отличаются своим гордым нравом, потому Ларра, в целом, не виноват в том, что получил в наследство такой характер. С другой стороны, он был одновременно сыном человека, а значит, должен обладать самосознанием и понимать, что цинизм должен быть обоснован и подкреплен опытом, а также размышлениями.
Вариант 4
В данном великолепном произведении, написанным замечательным писателем Максимом Горьким, рассказывается история людей, которые из-за своих стойких и сильных характеров, отличаются от окружающих. Рассказ ведется от имени старушки, которую зовут Изергиль. Одним из сказаний, которые были донесены до читателя в данном произведении, является легенда о Ларре. Рассказ старушка начинает с того, что ей видится некая тень в образе Ларры, который не может упокоиться после смерти, так как такое существование является для него наказанием за его гордыню. Ларра показан в образе некого существа, чьими родителями были орел и женщина. Когда-то совсем давно, благородной птицей была выкрадена женщина, и забрана с собой. После того, как орел скончался, девушке удалось выбраться вместе с сыном из тех мест.
Сочинение о Ларре
В произведении Горького «Старуха Изергиль» главным персонажем фигурирует Ларра. О Ларре мы узнаем из рассказа самой старухи Изергиль. Ларра представляет собой грубого, жестокого и лишенного каких-либо чувства человека. Его имя — символ, означает «отвергнутый». В начале рассказе старуха показывает на тень, называя ее Ларрой, точнее тем, что от него осталось. Такого было наказание для молодого человека, который смел показать свою гордыню.
Ларра родился от орла, укравшего девушку. Прошло около двадцати лет после случая, тогда и вернулась девушка со своим ребенком на Родину. Орел умер, она осталась одна.
В новой обстановке Ларра показал себя не с самой лучшей стороны. Он не чтил других людей, не проявлял уважения к главным в общине, не равнялся с простым народом, считая их недостойными. Ларра не желал идти на контакт с другими людьми, отвечал только по своему желанию, совершенно игнорируя других.
Члены общины не потерпели такое невежественное и варварское отношение, решено было наказать главного героя. Конечно, перед этим пытались понять смысл его действий, но все безуспешно. Тогда самый мудрый старец сказал, что лучшее наказание для такого человека — изгнание от людей.
И, правда, Ларра мучил сам себя, находясь в одиночестве. Он возвращался назад к людям, но его прогоняли молчанием. Он желал смерти, но не мог получить ее, другие же люди его не трогали — знали его мотивы.
Ларра был вынужден бродить один вечно, такого было его наказание за чрезмерную гордость.
Главный герой желал свободы, не хотел подчиняться правилам общества, что и привело к его вечным скитаниям, в ходе которых он стал тенью, постепенно исчезающей.
Ларра — отрицательный герой, на его примере писатель показывает, к чему может привести эгоизм, чрезмерное себялюбие и неуважение других людей. Ларра только в самом конце понял, какую ошибку допустил, но исправить что-то было уже невозможно.
Характеристика Ларры
В рассказе «Старуха Изергиль» автор повествует о людях сильных, гордых, отличающихся от других. Такова и сама его героиня – старая Изергиль. Она рассказывает о своей жизни, часто говоря о том, что теперь все меньше становиться сильных и волевых людей и, что нынче и вовсе жить они не умеют. Из ее уст услышал автор и две легенды.
Одна из них – это сказание о гордеце. Звали его Ларра. Имя это означает – отвергнутый человек. Рассказ свой о нем начинает старуха, обратив внимание своего слушателя на тень вдали. Она говорит, что это он и есть – тот человек, который наказан был за свою непомерную гордыню.
Был Ларра сыном орла и обычной земной женщины. Когда-то сильная птица унесла ее еще молодой из родного селенья. Но, спустя 20 лет, женщина вернулась вместе со своим ребенком. Она рассказала о том, что отец его, орел, умер.
Юноша же был очень высокомерен и горд. Гордость помогает человеку быть сильнее, делает его независимым от других и от общих законов. Все бы хорошо, да в меру. А этот молодой человек ее не знал. Он считал себя лучше других и ставил себя выше всех.
Не оказал он никакого уважения к старейшинам, разговаривая с ними, как с равными себе. Когда его о чем-либо спрашивали, то он отвечал, только если пожелает. А когда стали люди объяснять ему то, что нужно уважать старших, то юноша ответил, что не желает этого делать. А раз он делать чего-то не хочет, то значит – не будет.
Такое поведение юноши возмутило и оскорбило всех. Но, больше всего поразил народ такой поступок его, о котором даже никто из них и помыслить не мог. Он на глазах у всех убивает девушку, оттолкнувшую его. Он сделал это, потому что так хотел.
После этого люди связали его. Потом же стали придумывать для него наказание. Долго думали, множество казней приходило на ум им. Но, так и не смогли подобрать. Пытались они и разговаривать с ним, понять его. Но, все это было тщетно.
И вот, кто-то предложил наказать его одиночеством и вечным изгнанием. Лучшего и нельзя было придумать. Собственная гордость до того измучила Ларру, что через несколько лет он сам явился к тем людям. Он жаждал смерти, хотел, чтобы они убили его. Но, умереть он не мог.
Обречен был он на бессмертие. Однако, оно стало для него проклятием, так как и изгнание его оставалось вечным. Слова о том, что нет места ему среди людей обрекли несчастного гордеца на нескончаемые мучения и скитания.
Образ Ларры в сказании показывает этот порок в самом высшем своем развитии. Гордец же был доволен собой, он был свободен, независим и счастлив. Но, недолго длилось это. Он уничтожил себя сам. Ведь живя среди людей, нельзя не быть частью общества, не уважать его законов и делать все так, как хочется только тебе, не думая ни о ком больше.
Понимает это гордец только тогда лишь, когда, насытившись своей свободой, понимает, что она – его проклятье и он давно уже мертв духовно. Он – всего лишь тень.
Рецензии читателей
Горький неоднократно говорил, что главным объектом его художественного исследования является человек. Несмотря на то, что данная легенда тесно связана с другой — легендой о Данко – всё же рассказ о Ларре предстаёт как самостоятельное произведение.
Моментом кульминационного напряжения является повествование о поступках Ларры. В развязке повествуется о наказании Ларры за эгоизм. В итоге Ларра лишается человеческой судьбы, он не умирает, а перестаёт быть. Попытка его самоубийства неудачна, земля отстраняется от его ударов.
Ларра не хотел становиться человеком, но он и не смог стать вольной птицей, орлом. Оттого и «остался он один, свободный, ожидая смерти». Ларра — сын орла и земной женщины — считает себя выше окружающих. Легенда о Ларре стала одной из ключевых в процессе формирования Горьким своей концепции человека. Судьбу Ларры определил суд человеческий. Всё, что осталось от героя,- тень и имя «Отверженный»: «…он стал уже как тень, и таким будет вечно! Он не ни понимает речи людей, ни их поступков — ничего».
Героями ранних произведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые, которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений — рассказ «Старуха Изергиль».
Гордость, по мнению автора, — чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным, слабого — сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и «общепринятого». Но гипертрофированная гордость порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев и принципов, которая в итоге приводит к ужасным последствиям.
Отличительная черта данного рассказа — резкий контраст, противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого, светлого и темного.
Идейный смысл рассказа дополняется обрисовкой образа повествовательницы — старухи Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути — тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль больше всего ценит свободу, она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно».
В рассказе «Старуха Изергиль» Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. Для него Изергиль, Данко и Ларра, несмотря на крайнюю противоречивость натуры первой, кажущуюся бесполезность подвига второго и бесконечную отдаленность от всего живого третьего, — подлинные герои, люди, несущие в мир идею свободы в разных ее проявлениях.
Однако для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное — цель. Цель, которая оправдывала бы существование человека, потому что «цена человека — дело его». «В жизни всегда есть место подвигу». «Вперед! — выше! все — вперед! и — выше — вот кредо настоящего Человека».
Несколько интересных сочинений
Картина утренней летней природы выглядит довольно завораживающе и привлекательно для человеческого глаза. Восходящее солнце освещает всё вокруг своими ласковыми и тёплыми лучами.
В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» противопоставляются равнодушие и отзывчивость. Безразличие к людям выражается в образе сына орла Ларры — гордого, эгоцентричного юноши, который хочет оставаться полностью свободным от людей и обязанностей перед ними. Отзывчивость выражается в образе Данко — это мужественный, сильный, ответственный герой, который решил вывести людей из лесов и болот и указать им путь. Поэтому данное произведение идеально подходит для того, чтобы стать литературным материалом для аргументов к итоговому сочинению.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Произведение «Старуха Изергиль» – романтический рассказ, в котором идет повествование о трех легендах. Из уст пожилой женщины автор узнает о двух мифических персонажах: и Ларре. Поэтические образы передают назидание и мораль, которые автор транслирует публике с помощью сочинения.
Цитаты
«Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого».
Идейное и художественное своеобразие ранних про-изведений М. Горького.
Концепция человека в ранней прозе М. Горького. Слово в ранней прозе М. Горького. Нравственный пафос рассказа «Старуха Изер-гиль».
Роль композиции в раскрытии основной идеи рас-сказа «Старуха Изергиль».
В этом произведении в аллегорической форме изображается авторский идеал личности.
В Ларре, одном из героев легенды, которую рас-сказывает старуха Изергиль, себялюбие переходит все границы, перерастает в гипертрофию прихоти, каприза — в крайний эгоизм и индивидуализм. И один из старейшин племени, искавшего меру нака-зания Ларре за его преступление, убийство отверг-нувшей его девушки, подсказал поистине мудрое решение: индивидуализм наказать индивидуализ-мом — обречь преступника-эгоцентриста на вечное одиночество.
— Это тень! Почему ты зовешь ее Ларра?
— Потому что это — он. Он уже стал теперь как тень, — пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распы-лил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость.
И разговаривали с ним, а он отвечал, если хо-тел, или молчал, а когда пришли старейшие пле-мена, он говорил с ними, как с равными себе.
А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их — он не хо-чет делать этого.
— Разве вы пользуетесь только своим? Я ви-жу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги… а владеет он животными, женщинами, землей… и многим еще
Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.
Стойте! Наказание есть. Это страшное наказа-ние; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Нака-зание ему — в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!
И тут произошло великое. Грянул гром с не-бес, — хотя на них не было туч. Это силы небес-ные подтверждали речь мудрого.
А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон, — юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, сво-бодный, как отец его.
И долго он, одинокий, так вился около людей, долго — не один десяток годов. Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они броси-лись на него, не тронулся с места и ничем не по-казал, что будет защищаться. Тогда один из лю-дей догадался и крикнул громко:
— Не троньте его! Он хочет умереть!
Образ Данко в легенде о Данко построен на кон-трасте. Волю романтического героя автор противо-поставляет безволию толпы. Своей героической смертью Данко утвердил бессмертие подвига. По-двиг есть следствие огромной любви к людям.
— Эти искры от горящего сердца Данко. Бы-ло на свете сердце, которое однажды вспыхнуло огнем… И вот от него эти искры. Я расскажу тебе про это…
— Не своротить камня с пути думою. Кто ни-чего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он ко-нец — все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей.
Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бесси-лии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Дан-ко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как!
— Вы сказали: «Веди!» — и я повел! — крик-нул Данко, становясь против них грудью. — Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!
И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкиипуть, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня…
— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и ос-вещая им путь людям.
Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер.
В рассказе о самой Изергиль более многопланово, чем в рассказах о Ларре и Данко, ставится проблема соотношения свободы и любви. Будучи рожденной прожить жить Данко, она проживет ее, как Ларра.
Я тогда любила одного достойного пана с из рубленным лицом. Все лицо было у него изрубле-но крест-накрест саблями турок, с которыми он незадолго перед тем воевал за греков. Вот чело-век. Что ему греки, если он поляк? А он пошел, бился с ними против их врагов.
Что ему греки, если он поляк? А вот что: он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это мож-но. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место по-двигам. И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи или трусы или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бес-следно…
Он был рыбаком с Прута, и потом, когда мать узнала про все и побила меня, уговаривал все ме-ня уйти с ним в Добруджу и дальше, в дунайские гирла. Но мне уж не нравился он тогда — только поет да целуется, ничего больше! Скучно это бы-ло уже.
Она меня познакомила с молодцом. Был хо-рош… Рыжий был, весь рыжий — и усы и кудри! Огненная голова. И был он такой печальный, иногда ласковый, а иногда, как зверь, ревел и дрался. Раз ударил меня в лицо… А я, как кошка, вскочила ему на грудь, да и впилась зубами в ще-ку… С той поры у него на щеке стала ямка, и он любил, когда я целовала ее…
Их обоих и повесили вместе — и рыбака и это-го гуцула. Я ходила смотреть, как их вешали. В Добрудже это было. Рыбак шел на казнь бледный и плакал, а гуцул трубку курил. Идет себе и ку-рит, руки в карманах, один ус на плече лежит, а другой на грудь свесился. Увидал меня, вынул трубку и кричит: «Прощай. »
— А то еще турка любила я. В гареме у него была, в Скутари. Целую неделю жила, — ниче-го… Но скучно стало… — все женщины, женщи-ны… Восемь было их у него… Целый день едят, спят и болтают глупые речи… Или ругаются, квохчут, как курицы…
Романтические герои в раннем творчестве Горь-кого помещены в необычные, исключительные или условные обстоятельства. Для усиления исключи-тельности обстоятельств используются фантастиче-ские элементы и приемы устного народного творче-ства. Аллегорические способы изображения позво-ляют писателю выразить философскую проблемати-ку, поставить вопросы о правде и смысле жизни, о счастье и подвиге.
Ветер тек широкой, ровной волнЪй, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рож-дая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказоч-ными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазии одевали их все прекраснее.
Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И все как бы остановилось в своем росте, умирало, шум голосов гас, удаляясь, пере-рождался в печальные вздохи.
Шли маленькие люди между больших деревь-ев и в грозном шуме молний, шли они, и, кача-ясь, великаны-деревья скрипели и гудели серди-тые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей.
Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое серд-це ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…
— Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!
Максим Горький вошел в литературу и как автор романтических рассказов. В их числе было произведение «Старуха Изергиль», написанное в 1894 году. В нем автор пытается дать оценку человеку, основываясь на анализе его поступков. Мерилом их становится польза для других людей. Таким образом реализовалось свойственное романтизму понятие идеала и антиидеала.
В центре внимания писателя оказываются три героя: Изергиль, выступающая в роли рассказчицы, осужденный на вечное бессмертие Ларра и отдавший свою жизнь ради спасения племени Данко. всех трех историй (легенды удачно переплетаются с судьбой самой старухи) является ключом к пониманию ответа на вопрос, никогда не теряющий своей актуальности: в чем смысл существования человека на земле? Интересно в связи с этим порассуждать над тем, за что был наказан Ларра. И только ли он виноват во всем случившемся?
История создания
Сказание о Ларре представляет читателю характеристику эгоиста с массой негативных качеств. Для достижения цели юноша идет на любые поступки, демонстрируя, к чему приводит вседозволенность. В этом отношении ему противопоставляется Данко, выбирающий самопожертвование, как единственное верное решение в жизни. Старуха Изергиль олицетворяет реальность, судить которую Горький позволяет читателям. Смысл человеческой жизни – главная тема произведения, на которую рассуждает автор, знакомя публику с героями.
«Старуха Изергиль»
Ларра и Данко
Рассказ имеет типичное для романтических произведений начало. Действие происходит на природе. Рассказ ведет пожилая молдаванка, чья жизнь строится по собственным законам. Легенду о Ларре напоминает старухе проплывающее мимо облако.
Биография героя необыкновенна. Он был сыном орла и простой женщины. Его отец выкрал девушку в юном возрасте и сделал супругой. Мать Ларры вернулась в семью спустя двадцать лет, когда суженый погиб, разбившись о скалы. Сын мужественного орла был вместе с ней. Одиночество и жизнь вне общества уготованы герою, которым правила гордыня. Он ставил себя выше окружающих. Психология героя отличалась от психологии соплеменников, что делало его лишним среди них.
Горький возносил служение людям превыше всего, поэтому Ларра в его представлении – антигерой, которому не найти оправдания. Сын орла не может жить по людским законам. Но он и не птица, а человек. В этом заключается трагедия героя, предсказанная его появлением на свет.
Иллюстрация к книге «Старуха Изергиль»
Ларра олицетворяет собой бездуховность, представляя себя идеалом и нарушая законы человеческого общества. В отсутствие человеческой судьбы он не находит упокоения и обречен на вечные скитания. Глаза Ларры, которые детально описала старуха Изергиль, символизируют его характер. Холодные и полные самолюбия, они отличают юношу ото всех. Бескрайняя гордыня пронизывает образ Ларры и просматривается в его поступках.
Кто такой Лара
Ларра олицетворяет собой образ эгоиста, на примере его судьбы писатель показывает своему читателю, как жить не следует. Вот почему произведение М. Горького открывается историей об отрицательном герое.
Кто же такой Ларра? Это сын земной женщины и орла, получеловек. Данный элемент биографии героя не является случайным. В этом проявляется комплексная работа писателя над созданием Ларры и утверждением той идеи, которую должна нести эта фигура легенды. Случайности в биографии героя-эгоиста нет.
Почему именно орел выбран в качестве отца Ларры? Если обратиться к словарю символов и сделать анализ характеристики этой птицы в литературе, то результат будет следующим: орел — это царь птиц, символ власти и гордости. Вроде бы негативного значения нет, но у М. Горького этот образ приобретает отрицательную окраску и выполняет две функции:
Так как Ларра рожден женщиной, он должен был вроде испытывать человеческие чувства, слушать голос совести и соблюдать нормы жизни в обществе. Причем у него есть определенные достоинства, которые можно ценить:
Но к сожалению, человеческое начало в нем подавлено животным. Он не думает о том, что его желания идут вразрез с чьими-то интересами. Когда человек занят только собой и ущемляет других, он находится под властью гордыни. Даже глаза героя говорят о том, что в нем нет ничего людского, теплого, душевного. Он смотрит на мир холодно, зло и надменно.