В чем заключается основное преимущество наблюдения как метода сбора данных
Маркетинговые исследования. Тема 5. Методы сбора данных. Тест для самопроверки
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Если Вы стремитесь к высокому проценту возврата ответов, хотите сэкономить средства на проведение исследования, и у Вас ограничено время. Влияние исследователя на респондента Вас не беспокоит. Вы предпочтете … опрос по телефону
опрос по почте
личное интервью
2. Магазинные тесты, направленные на тестирование альтернативных концепций упаковки товара относятся к … экспериментам.
лабораторным
полевым
домашним
3. Метод сбора информации, предусматривающий групповую дискуссию, которая направляется модератором
Анкетирование
Глубинное интервью
Эксперимент
Фокус-группа
4. Тип наблюдения, предусматривающий использование заранее разработанной схемы и стандартного листа наблюдений
Прямое
Открытое
Неструктурированное
Структурированное
5. Метод сбора данных, предусматривающий использование ассоциативных тестов
Наблюдение
Анализ протокола
Опрос
Проекционный
7. Если Вы стремитесь к высокому проценту возврата ответов, у Вас достаточно средств, ограничено время, а влияние исследователя на респондента Вас не беспокоит, то Вы предпочтете …
опрос по телефону
опрос по почте
личное интервью
8. Основное преимущество панельного метода исследования, состоит в …
эффекте «смертности панели»
возможности регулярного изучения поведения потребителей
высокой стоимости исследования
экономичности панельного исследования
9. Отличие качественных исследований от количественных исследований состоит в том, что они направлены на …
объяснение наблюдаемых явлений и помогают выдвинуть гипотезы исследования
получение достоверных статистических данных и проводятся с помощью упорядоченных процедур
сбор первичной маркетинговой информации
10. Цели исследования с помощью фокус-групп
Получение статистически значимой информации о предпочтениях респондентов, изучение мотивов покупки товаров
Выдвижение гипотез исследования, изучение мотивов покупки товаров, реакции на новые товары, отношения к рекламе
Тестирование потребителей, изучение отношения к рекламе
11. Проекционные методы относятся к … исследованиям.
количественным
качественным
описательным
12. Классификация панелей по характеру изучаемых единиц
Краткосрочные, долгосрочные
Общие, специализированные
Традиционные, омнибусные
Потребительские, торговые, промышленные
13. Основное преимущество опроса состоит в …
отсутствии влияния на изучаемые явления со стороны исследователя
возможности табулирования полученных данных и проведения статистического анализа результатов
присутствии заказчика исследования при проведении опроса
14. Тип исследований, который помогает выдвинуть возможные гипотезы исследования, это …исследования.
качественные
количественные
описательные
15. Методы сбора данных, используемые при проведении количественных исследований
Фокус-группы, наблюдения, эксперименты
Опросы, наблюдения, экспертные оценки
Глубинные интервью, телефонные интервью, почтовые опросы
Опросы, панели
16. Результаты обследования фокус-групп можно считать репрезентативными.
Да
Нет
17.Результаты … исследований можно переносить на группы большего размера
качественных
количественных
кабинетных
18. Основной недостаток экспериментов заключается в …
присутствии заказчика эксперимента при его проведении
возможности получить информацию путем личного общения
высокой стоимости и длительности проведения
19. Предпочтительный метод сбора данных в том случае, если результат исследования складывается под влиянием нескольких переменных
Опрос
Интервью
Наблюдение
Эксперимент
20. Пробный маркетинг относится к …
наблюдению
анкетированию
проекционному методу
эксперименту
21. Исследования, проводимые с помощью омнибусных панелей это … исследования
качественные
кабинетные
мультиспонсируемые
мультиклиентные
Ответы на тесты по теме Маркетинг
собрана ранее, для других целей
Метод мозгового штурма
—> Статистическая модель, выражающая в математической форме динамические закономерности развития изучаемого явления или процесса
сбора внешней информации (маркетинговой разведки)
отсутствии влияния на изучаемые явления со стороны исследователя
высокой стоимости и длительности проведения
объяснение наблюдаемых явлений и помогают выдвинуть гипотезы исследования
Аналитический процесс, включающий определение проблемы, сбор, обработку и анализ информации, а также выработку рекомендаций по решению проблемы
анонимное заполнение экспертами заранее разработанных анкет
Фундаментальный критерий, по которому оцениваются все отчеты об исследованиях
обеспечение связи (эффективной коммуникации) исследователя с заказчиком исследования
—>
Заранее подготовленный бланк с перечнем вопросов, на которые должен ответить респондент
Вид маркетинговых исследований, к которому относятся исследования деятельности посредников
Изучение каналов распределения
Представляя отчет заказчику – менеджеру специализированного спортивного магазина, исследователь заявил следующее: «Были проанализированы данные по признанной удовлетворительной выборке, объемом 15 магазинов. Результаты показали, что 95% доверительный интервал для среднегодового объема продаж в генеральной совокупности спортивных магазинов составляет 1000000 + 150000 млн. руб.» Правильно ли исследователь сформулировал данный вывод с точки зрения возможности его понимания слушателями?
Вывод сформулирован правильно, но большей части аудитории он будет непонятен
получение адекватных данных за счет обеспечения научных принципов их сбора и проведения
Единодушие большинства экспертов является критерием достоверности данных ими оценок тех или иных явлений или прогнозов их развития в будущем.
Методология маркетинговых исследований. Тема 5. Методы сбора данных. Тест для самопроверки
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Если Вы стремитесь к высокому проценту возврата ответов, хотите сэкономить средства на проведение исследования, и у Вас ограничено время. Влияние исследователя на респондента Вас не беспокоит. Вы предпочтете …
опрос по телефону
опрос по почте
личное интервью
2. Основное преимущество наблюдения, как метода сбора данных заключается в …
присутствии заказчика исследования при проведении наблюдения
возможности получить информацию путем личного общения
отсутствии влияния на изучаемые явления со стороны исследователя
3. Метод сбора информации, предусматривающий групповую дискуссию, которая направляется модератором
Анкетирование
Глубинное интервью
Эксперимент
Фокус-группа
4. Предпочтительный метод сбора данных в том случае, если результат исследования складывается под влиянием нескольких переменных
Опрос
Интервью
Наблюдение
Эксперимент
5. Метод сбора данных, предусматривающий использование ассоциативных тестов
Наблюдение
Анализ протокола
Опрос
Проекционный
6. Отличие качественных исследований от количественных исследований состоит в том, что они направлены на …
объяснение наблюдаемых явлений и помогают выдвинуть гипотезы исследования
получение достоверных статистических данных и проводятся с помощью упорядоченных процедур
сбор первичной маркетинговой информации
7. Основное преимущество панельного метода исследования, состоит в …
эффекте «смертности панели»
возможности регулярного изучения поведения потребителей
высокой стоимости исследования
экономичности панельного исследования
8. Результаты … исследований можно переносить на группы большего размера.
качественных
количественных
кабинетных
9. Если Вы стремитесь к высокому проценту возврата ответов, у Вас достаточно средств, ограничено время, а влияние исследователя на респондента Вас не беспокоит, то Вы предпочтете …
опрос по телефону
опрос по почте
личное интервью
10. Методы сбора данных, используемые при проведении количественных исследований
Фокус-группы, наблюдения, эксперименты
Опросы, наблюдения, экспертные оценки
Глубинные интервью, телефонные интервью, почтовые опросы
Опроcы, панели
11. Цели исследования с помощью фокус-групп
Получение статистически значимой информации о предпочтениях респондентов, изучение мотивов покупки товаров
Выдвижение гипотез исследования, изучение мотивов покупки товаров, реакции на новые товары, отношения к рекламе
Тестирование потребителей, изучение отношения к рекламе
12. Магазинные тесты, направленные на тестирование альтернативных концепций упаковки товара относятся к … экспериментам.
лабораторным
полевым
домашним
13. Классификация панелей по характеру изучаемых единиц
Краткосрочные, долгосрочные
Общие, специализированные
Традиционные, омнибусные
Потребительские, торговые, промышленные
14. Тип наблюдения, предусматривающий использование заранее разработанной схемы и стандартного листа наблюдений
Прямое
Открытое
Неструктурированное
Структурированное
15. Исследования, проводимые с помощью омнибусных панелей это … исследования.
качественные
кабинетные
мультиспонсируемые
Мультиклиентные
16. Результаты обследования фокус-групп можно считать репрезентативными.
Да
Нет
17. Тип исследований, который помогает выдвинуть возможные гипотезы исследования, это …исследования.
качественные
количественные
описательные
18. Пробный маркетинг относится к …
наблюдению
анкетированию
проекционному методу
эксперименту
19. Основное преимущество опроса состоит в …
отсутствии влияния на изучаемые явления со стороны исследователя
возможности табулирования полученных данных и проведения статистического анализа результатов
присутствии заказчика исследования при проведении опроса
20. Основной недостаток экспериментов заключается в …
присутствии заказчика эксперимента при его проведении
возможности получить информацию путем личного общения
высокой стоимости и длительности проведения
21. Проекционные методы относятся к … исследованиям.
количественным
качественным
описательным
Преимущества и недостатки. Специфика наблюдения как метода сбора первичной информации заключается в способности анализировать и воспроизводить явление в его целостности
Специфика наблюдения как метода сбора первичной информации заключается в способности анализировать и воспроизводить явление в его целостности, поставлять разносторонние и достаточно полные сведения. В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно стиль поведения, жесты, мимику, движения индивидов и целых групп. Наблюдение используется вкупе с другими методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия. Оно дает более глубокий, но менее репрезентативный материал, чем анкетирование.
Особенности метода связаны с тем, что ситуация наблюдения во многом уникальна, и наблюдение дает как бы моментальный снимок объекта, характеризует его состояние здесь и сейчас. Поэтому обобщение результатов наблюдения носит достаточно определенный характер.
Научные открытия
Работая в отдаленной области пустыни южной Иордании (Ближний Восток) археологи из Университета Калифорнии в Сан-Диего обнаружили самую крупную металлургическую фабрику Бронзового Века, которая датируется приблизительно 2700 г. до н.э.
В результате изысканий были найдены сотни форм из глины, инструментов для производства медных слитков, зубил, резцов и булавок, сообщил Антрополог Томас Леви из Университета Калифорнии в Сан-Диего, руководитель международной группы исследователей, занимавшихся раскопками. Тысячи каменных молотков, щитков, тиглей, металлических заготовок и древних металлургических осколков (отходов производства) были также обнаружены на месте древней фабрики.
Открытие столь крупного производственного центра (по меркам тех лет), ставит это место и его значимость в истории на более важную ступень, чем какой-либо другой известный металлургический район эпохи Бронзового Века, находившийся на территории современной Турции, Кипра, Израиля, Омана и других частях Ближнего Востока.
Открытие фабрики в Иордании при ее обширном количестве артефактов, явилось в значительной степени благодаря землетрясению, которое открыло взору людей захороненные под землей сооружения, которым более четырех тысяч лет.
Земляные работы проводились в районе Khirbat Hamra Ifdan, приблизительно в 50 км к югу от Мертвого Моря в Иордании. В течение двух полевых сезонов с 1999 по 2000 годы исследователи из США, Англии и Канады при помощи местных рабочих раскопали большую часть этого уникального металлургического цеха, который по видимому придавал высокий статус этому городу по всему восточному Средиземноморью (SciTecLibrary.com)
Среди других достоинств наблюдения специалисты называют оперативность получения информации, активное продуцирование гипотез в ходе наблюдения.
Правда, оперативность моментально оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Действительно, социолог не может гарантировать репрезентативность своих данных, опираясь на одно исследование, которое к тому же охватывает небольшое количество явлений.
Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.
Но и тут социолога поджидает неприятность. Ему очень сложно, а порой так и просто невозможно, провести повторное наблюдение, подтвердить или перепроверить имеющиеся данные.
Социальные процессы облают неприятным для ученого свойством: часто они уникальны, невоспроизводимы в силу того, что подвергаются воздействию очень большого числа неконтролируемых факторов. Основным способом устранения влияния негативных факторов на результаты наблюдения является подготовка наблюдателя и неоднократное наблюдение изучаемого социального объекта в сходных условиях.
К числу недостатков наблюдения относят невозможность охвата исследователем всей совокупности явлений, характеризующих изучаемый процесс (особенно в случае невключенного наблюдения); трудности, связанные с описанием исследуемых явлений; невозможность избежать субъективизма в подходе к изучаемым явлениям.
Обобщив сказанное, попробуем свести воедино основные преимущества и недостатки метода наблюдения[27].
Наблюдение как метод сбора социальной информации. Преимущества и недостатки метода
Одним из методов сбора инф-ции явл-ся социол-кое Н. Он заимствован из областей эмпирического знания и, в конечном счете, из естеств-х наук.
Социологич-ое Н – целенаправленное и систематическое восприятие какого-ниб явления, черты, свойства кот-го фиксир-ся исслед-лем. Формы и приемы фиксации могут быть разл-ми: бланк и дневник Н-ия, фото- или киноаппарат, телевизионная техника и др. технические сред-ва. Особен-ть Н – способ-ть анализир-ть и воспроиз-ть жизненный процесс во всем его богатстве и разнообразии, поставлять разносторонние “обнаженные” впечатления об исслед-ом объекте.
включенное и невключенное
открытое и инкогнито
полевое и лабораторное.
Включенное Н – иссл-ние, при котором социолог-иссл-ель живет вместе с изучаемой группой или сообщ-вом. Невключенное – Н со стороны, когда иссл-ль не стан-ся равноправным участником наблюдаемой группы. Проще реализуется в отличии от включенного, но оно дает в некотором смысле поверхностную инф-ию, поскольку искл-ся воспр-ие объекта изнутри, исп-ие самоН-ия.
Открытое Н харак-ся тем, что членам исследуемой группы факт наблюдения за ними известен. При наблюдении инкогнито члены наблюдаемой группы не подозревают, что за ними ведется Н.
Нестандартизированное Н предполагает отсутствие четкого плана действий у наблюдателя, предписанного ему извне. В стандартизированном Н исслед-ль имеет жестко фиксированные предписания относит-но предмета и процедуры исслед-ия. При полевом Н объектом является реальный соц-ый процесс, тот или иной аспект соц-ой деят-ти. При лабораторном Н объектом явл-ся более или менее приближенная к реальности модель.
Признаки научного Н-ия:
быть направлено на социально-существенные области таких обст-тв, кот-ые составляют существенную область данной соц-ой среды.
быть организованным и систематизированным.
осуществлять макс-но широкий сбор сведений (исп-уя камеру, фотоаппарат, магнитофон), что способствует существ-му уточнению материала
иметь четко фиксированные рез-ты, кот-ые без большого труда будут поддаваться воспроизв-ию. Т.е. хорошей памяти недостаточно, результат записывается на ходу или непосредственно по окончании Н-ия.
Преимущества метода Н:
Н-ию подвергаются: характер поведения наблюдаемых лиц, объективация их матер-ой и дух-ой деят-ти в изучаемом контексте (специфические факторы окр. среды) – соц-ое поведение, окр. среда.
Не могут стать предметом Н: свойства, установки, оценки, способности, т.е. инф-ция, лежащая «за» данным актом поведения, предраспол-сть к нему. Наблюдаемы лишь конкр. акты поведения, действ-ие в кач-ве индикаторов этой предрасположенности.
Принципы подготовки наблюдения: стремление к регистрации, а не к оценке, недоверие к прежнему опыту, устранение предубеждений, изучение литературы по личностной и групповой диагностике.
— необходимо указать временные рамки наблюдения (уточнение времени),
— обосновать применение используемой техники наблюдения.
Точность предусмотренных рамок наблюдения зависит от состояния знаний в этой области, от поставленной задачи, от бюджета, наличия времени и количества наблюдателей, от уровня их опыта, их квалификации.
Цель исследования определяет природу категорий:
10. «Включенное наблюдение»: планирование исследования. Познавательные возможности метода.
Под «включенным Н» в соц-ии подраз-ют либо особый метод сбора соцских данных, либо целостную исследов-ую стратегию, в которой исп-ся др. методы: анализ док-ов, клиническое интервью. Второе опред-ие понятия более широкое, чем первое. ВН применяется в изучении «жизненных миров» соц-ых общн-ей, областей соц-го опыта, которые могут стать предметом этнографического описания.
Планирование исследования: на первом этапе формулируется ключевая проблема, разрабатываются соответствующие ключевые вопросы, определяется цель как развитие новых теоретических представлений, личный опыт и интересы выступают в качестве предпосылки исследования.
На первом этапе стоит проблема выбора групп, ситуаций. Выбор исслед-го явления обоснов-ся ч/з логику проверяемой теории, определяющей, какие особенности данного существенны с точки зрения содержательных, теоретических соображений. Идея теоретической выборки относится не только к отбору случаев для изучения, но и к отбору внутри случаев, то есть к отбору времени, места и людей для Н.
Отбор времени для Н также предполагает введение каких-то разумных ограничений: исследователь не может быть круглосуточным наблюдателем «в поле», даже если он все время находится там. Такие разумные ограничения обычно также связаны с содержательными представлениями о том, что и в каком порядке обычно происходит в наблюдаемом сообществе, какие временные рутины и расписания определяют последовательность значимых и незначимых событий.
Вхождение в ситуацию наблюдения, роли наблюдателя, взаимоотношения «в поле»
Постольку, поскольку эта проблема может быть разрешена за счет личных психологических и социальных ресурсов и практических стратегий, которыми располагает социолог-наблюдатель, можно говорить о значении здравого смысла и знания повседневной жизни в использовании этнографического метода. С др. ст-ны, более или менее эффективные попытки включиться в ситуацию наблюдения, в том числе, трудности, с которыми социолог сталкивается на этом пути, часто оказывают существенное влияние на теоретическую логику и степень понимания ученым того, что он наблюдает. Примеры: «вляпаться в дело». (Кен Кизи), для того, чтобы получить доступ в ситуацию наблюдения, достаточно просто «слоняться поблизости». (Эллиот Лайбоу) Тактика «слоняться поблизости» закл-ся в исп-нии исследов-лем любой возм-ти установить контакт. Сегодня отличается от завтра тем, что завтра начинается все заново, как «с чистого листа», не использованные возможности сегодня не восполняются завтра.
В ситуации, когда исследователю требуется доступ в формальную организацию, ключевую роль начинают играть не столько добровольные спонсоры, сколько обладающие высоким статусом и контролирующие «входы» в эту организацию влиятельные фигуры. Иногда таких лиц называют «стражники»: именно от них зависит удачный исход переговоров о формальном доступе в организацию.
Наблюдатель, успешно включившийся в полевую работу, оказывается в определенный момент в положении «новичка». Он точно так же располагает правом проявлять невежество, задавать вопросы, обнаруживать некомпетентность в простых, повседневных вещах. Однако социолог редко может использовать до конца все преимущества роли «новичка». Если его професс-ная идентичность известна, его «попечители», информанты могут успешно навязывать ему роль знатока, эксперта, беспристрастного судьи и т.п.
Еще более важное разраничение исследовательских ролей во включенном наблюдении предложил Р.Гоулд. Это разграничение основано на степени вовлеченности-отстраненности исследователя в ситуации наблюдения и, соответственно, на степени закрытости-открытости его собственно этнографической, научной деятельности. В этом случае принято выделять следующие роли:
· участник как наблюдатель
· наблюдатель как участник
В роли «полного участника» цели и статус иссл-ля остаются тайной для всех остальных, поэтому эту ситуацию нередко называют ситуацией скрытого наблюдения.
Роль «полного набл-ля» подразумевает полное исключение влияния реакций изучаемых людей на иссл-ля. Последний смотрит на обследуемых через одностороннее зеркало, ведет Н скрытой камерой, либо использует иные приемы оперативной разведработы.
Чаще же всего наблюдатель принимает роль, находящуюся м/у описанными позициями.
Сохранение дистанции между социологом и теми, кого он наблюдает, заведомо хуже, чем полное участие. В действительности полная включенность подразумевает принятие исслед-лем всех нормативных ограничений, которым следуют настоящие участники. Социологу приходится использовать самые разные роли в поисках компромисса между объективностью, профессиональной автономией и интеллектуальной честностью. Достигнуть такого компромисса удается далеко не всегда.