В чем заключается особенность физической культуры в условиях первобытного строя ответ
В чем заключается особенность физической культуры в условиях первобытного строя ответ
Физическое воспитание как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от физического труда, возникло 80 — 8 тыс. лет назад. О появлении физических упражнений как таковых можно говорить лишь тогда, когда они отделены от трудовой деятельности.
Занятия физической культурой отличаются от других видов деятельности (в том числе и трудовой) прежде всего тем, что они направлены на развитие наших собственных физических кондиций, т. е. двигательных умений, физических качеств, функциональных возможностей и т. п. А физический труд, например, своей целью ставит изготовление определенного продукта. Конечно, многие трудовые операции воздействуют на физическое состояние человека, но это влияние в значительной степени зависит от особенностей содержания и условий производства и может быть самым различным (в том числе и отрицательным).
Цель физической культуры — положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека. В этом одна из основных причин того, что наши отдаленные предки пришли к пониманию следующего: совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, охотиться, воевать и пр., но и физически развивать самого себя. Данное обстоятельство было существенным толчком к возникновению физической культуры.
В зарождении физических упражнений важную роль сыграла и объективная биологическая предпосылка — двигательная деятельность является естественной потребностью человека.
Физические упражнения древнего человека входили в магический церемониал, обрядовые танцы, посвящения, игры, имитируя трудовые, военные и другие действия. Через них осуществлялась передача опыта в выполнении тех или иных движений (а это уже зарождение элементов физического воспитания), кроме того, выполняемые движения можно характеризовать как физические упражнения, так как они не являлись собственно трудом, военным делом и др.
Охота на мамонта, приблизительно 15—12 тыс. лет до н.э.
Большинство современных видов физкультурно-спортивной деятельности уходит своими корнями в трудовую деятельность (игры с мячом, поднятие тяжестей, охота, стрельба из лука и др.), в военное дело (стрельба, метания, бег на различные дистанции, единоборства, современное пятиборье и др.), в необходимость преодолевать значительные расстояния, препятствия, естественные силы природы (конный спорт, гребля, конькобежный и лыжный спорт, кросс, плавание, барьерный бег и др.). Накопленный жрецами, знахарями опыт врачевания дал толчок к возникновению лечебной физической культуры, массажа, спортивной медицины, гигиены.
Иллюстрация охотничьей магии. Среди сохранившихся охотничьих племен еще и в наши дни живы древние магические традиции. Отправляющиеся на охоту мужчины совершают имитирующие охоту движения вокруг подобия кенгуру
Таким образом, для физической культуры первобытного общества характерно следующее:
1) создание (зарождение) физических упражнений, т. е. начало обособления их от добывания материальных благ, необходимых для существования людей;
2) в развитии физической культуры дважды наблюдался качественный скачок: в период появления охоты на крупных животных и в период разложения первобытного строя;
3) ценности физической культуры принадлежали всему обществу, т. е. она носила бесклассовый характер;
4) в период первобытного строя можно говорить лишь об элементарной физической культуре, т. е. о ее зачатках; физические упражнения выполняли исключительно прикладную функцию, будучи максимально приближены к трудовой деятельности.
Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Борис Романович Голощапов. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 312 с. Глава I. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОБЫТНОМ И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ. С. 6-8.
В чем заключается особенность физической культуры в условиях первобытного строя ответ
§ 1. Физическая культура первобытного общества
Предыстория физических упражнений относится еще к тому времени, когда жизнь человека заключалась в обеспечении условий существования, т.е. пропитания и безопасности, что обусловливалось прежде всего биологическими инстинктами. Памятники материальной культуры позволяют предполагать, что первобытный человек-неандерталец произошел приблизительно 150 тыс. лет назад. В это время человек уже мог изготавливать и использовать простейшие орудия из камня, кости, дерева.
На протяжении всего этого периода (палеолита) охота являлась важнейшей деятельностью человека, которой подчинялись все остальные формы существования. Охота активизировала действия человека, вырабатывала физическую выносливость, стойкость, пониженную чувствительность к травмам и болевым ощущениям, развивала наблюдательность. История древней охоты представляет собой состязания человека с животным миром на протяжении тысячелетий.
Своеобразным этапом в развитии первобытного общества было изобретение лука (приблизительно 12 тыс. лет до н.э.), давшее возможность более эффективно охотиться, делать значительные запасы мяса, что позволило перейти к формированию оседлых мест проживания. На наскальных рисунках в Африке, Испании появляются стрелки из лука, охотящиеся на животных. В это же время на рисунках появляются и фигурки борющихся людей. Вероятно, здесь уже можно говорить о каких-то организованных формах физического воспитания. Связано это было, по-видимому, с необходимостью военной подготовки.
Трудовая деятельность и ее влияние на возникновение элементов физической культуры
Последующий период в развитии физической культуры в первобытном обществе выделяется в эпохи мезолита и неолита (ок. 8-3-го тыс. до н.э.), когда формируются центры родового общества. Основными источниками существования становятся земледелие и животноводство. В связи с новыми формами жизнедеятельности теряют свое значение предыдущие элементы физической культуры и появляются новые виды упражнений. Например, для народов, занимавшихся животноводством, перестали представлять важность длительный бег, преследование дичи, метание, прыжки через препятствия. Первостепенными становятся умения ездить верхом, управлять лошадью, участие в верховых охотах. Земледельческие общины стали проявлять больше интереса к различным силовым упражнениям: поднятию и переноске тяжестей, борьбе, а также ритуальным танцам, связанным с различными языческими верованиями, в частности с богами плодородия.
Обряды посвящения и их роль в физическом воспитании молодежи
Особая роль в физической подготовке тогдашней молодежи отводилась обрядам посвящения (инициаций), которым предшествовала длительная воинская подготовка. Происходило это в условиях распада родового общества и торжества военной демократии.
Акты посвящений призваны были переводить юношей в разряд взрослых мужчин, воинов рода. И поэтому к посвящаемым предъявлялись повышенные требования по смелости, ловкости, выносливости и силе.
К примеру, у племени восточноафриканских вахумов необходимым условием при посвящении во взрослые было умение прыгнуть вверх выше своего роста.
На одном из островов архипелага Новые Гебриды устраивались «прыжки с вышки» на суше. Участники состязаний должны были прыгнуть головой вниз с высоты около 30 метров. К их ногам привязывались веревки из лиан, другие концы которых прикреплялись к вершине вышки. Веревки были отмерены таким образом, что они растягивались до самой земли, а затем сокращались, не дойдя до земли, и подбрасывали прыгуна вверх. Тем не менее участие в этом действии требовало немалого мужества от юношей. Не осмелившиеся пройти его не имели права появляться в обществе мужчин.
Норвежский путешественник Карл Лумхольц отметил исключительные качества выносливости у индейцев племени тарахумары, живших на горных склонах северной Мексики, способных преодолевать без отдыха расстояния в несколько сот километров. Уже в наше время мексиканцы хотели использовать способности тарахумаров, чтобы отличиться в состязаниях по марафонскому бегу на Олимпийских играх 1928 г. (Амстердам). Однако индейцы разочаровали их, придя к финишу во второй половине участников, хотя и без каких-либо внешних признаков усталости. Очевидно, бег на результат не являлся их целью.
Такой же выносливостью отличались племена бушменов из Африки, которые устраивали охоту на животных посредством бега. В то время как бушмены, сменяя друг друга, длительно бежали в равномерном темпе, неразумное животное то ускорялось, то останавливалось, то опять ускорялось. В конце концов изнемогающему зверю давали возможность прилечь на прохладную землю, где его разгоряченное тело быстро остывало, мышцы коченели, и тогда подкравшиеся бушмены добивали его дубинками.
Постепенно в рамках обрядов посвящений, наряду с самими церемониями посвящения, на первый план выдвинулись состязания между участниками. Возникают постоянные центры ритуальных посвящений. Наиболее известные из них: Олимпия в Южной Греции, Карнак в Египте, Стоун-хендж в Южной Англии, Ваце около Загреба (Хорватия), Регей в Швеции. В Куфферне найдено бронзовое ведро (ок. VI тысячелетия до н.э.) с изображением упражнений с отягощениями, состязаний на колесницах и скачек. Предполагается, что там также находился центр проведения обрядов посвящения у кельтов. Определились лица, ответственные за проведение обрядов посвящений. В некоторых родовых обществах даже проводились испытания по выбору вождей племени на основе сравнения их физических данных.
Во время распада родового строя, при выделении родовой и военной верхушки, военно-физическая подготовка становится ввиду появления большего количества свободного времени, основным занятием родовой аристократии. Рядовые члены общества постепенно отстраняются от общественной жизни, участия в состязаниях, играх. Занятия физическими упражнениями становятся уделом правящего сословия. Связь физиче ского воспитания и труда утрачивает свое значение, физическая подготовка военизируется, приобретает сословный характер.
В чем заключается особенность физической культуры в условиях первобытного строя ответ
Физическое воспитание как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от физического труда, возникло 80 — 8 тыс. лет назад. О появлении физических упражнений как таковых можно говорить лишь тогда, когда они отделены от трудовой деятельности.
Занятия физической культурой отличаются от других видов деятельности (в том числе и трудовой) прежде всего тем, что они направлены на развитие наших собственных физических кондиций, т. е. двигательных умений, физических качеств, функциональных возможностей и т. п. А физический труд, например, своей целью ставит изготовление определенного продукта. Конечно, многие трудовые операции воздействуют на физическое состояние человека, но это влияние в значительной степени зависит от особенностей содержания и условий производства и может быть самым различным (в том числе и отрицательным).
Цель физической культуры — положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека. В этом одна из основных причин того, что наши отдаленные предки пришли к пониманию следующего: совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, охотиться, воевать и пр., но и физически развивать самого себя. Данное обстоятельство было существенным толчком к возникновению физической культуры.
В зарождении физических упражнений важную роль сыграла и объективная биологическая предпосылка — двигательная деятельность является естественной потребностью человека.
Физические упражнения древнего человека входили в магический церемониал, обрядовые танцы, посвящения, игры, имитируя трудовые, военные и другие действия. Через них осуществлялась передача опыта в выполнении тех или иных движений (а это уже зарождение элементов физического воспитания), кроме того, выполняемые движения можно характеризовать как физические упражнения, так как они не являлись собственно трудом, военным делом и др.
Охота на мамонта, приблизительно 15—12 тыс. лет до н.э.
Большинство современных видов физкультурно-спортивной деятельности уходит своими корнями в трудовую деятельность (игры с мячом, поднятие тяжестей, охота, стрельба из лука и др.), в военное дело (стрельба, метания, бег на различные дистанции, единоборства, современное пятиборье и др.), в необходимость преодолевать значительные расстояния, препятствия, естественные силы природы (конный спорт, гребля, конькобежный и лыжный спорт, кросс, плавание, барьерный бег и др.). Накопленный жрецами, знахарями опыт врачевания дал толчок к возникновению лечебной физической культуры, массажа, спортивной медицины, гигиены.
Иллюстрация охотничьей магии. Среди сохранившихся охотничьих племен еще и в наши дни живы древние магические традиции. Отправляющиеся на охоту мужчины совершают имитирующие охоту движения вокруг подобия кенгуру
Таким образом, для физической культуры первобытного общества характерно следующее:
1) создание (зарождение) физических упражнений, т. е. начало обособления их от добывания материальных благ, необходимых для существования людей;
2) в развитии физической культуры дважды наблюдался качественный скачок: в период появления охоты на крупных животных и в период разложения первобытного строя;
3) ценности физической культуры принадлежали всему обществу, т. е. она носила бесклассовый характер;
4) в период первобытного строя можно говорить лишь об элементарной физической культуре, т. е. о ее зачатках; физические упражнения выполняли исключительно прикладную функцию, будучи максимально приближены к трудовой деятельности.
Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Борис Романович Голощапов. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 312 с. Глава I. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОБЫТНОМ И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ. С. 6-8.
Физкультурно-спортивной деятельности»
Кто из древнегреческих философов считал движение «целительной частью медицины»?
б. Платон.
Кому из русских писателей принадлежат слова: «Надо непременно встряхнуть себя физически, чтобы быть здоровым нравственно»?
Б. Л.Н. Толстому.
В чем заключается особенность физической культуры в условиях первобытного строя?
А. Связь с трудом и бытом, доступность для всех членов рода.
б. Разделение на два направления: физическое воспитание для господствующего класса и для народных масс.
в. Разделение физического воспитания по сословно-классовому признаку.
А. Географическое расположение и климатические условия жизни.
б. Уровень мышления первобытных людей.
В каких странах в рабовладельческий период получили наибольшее распространение физическая культура и спорт?
а. В Англии и Франции.
б. В Греции и Японии, а также в более развитой Англии.
В. В странах Древнего Востока и в античных государствах Греции и Рима.
Какая система физического воспитания оформилась (главным об разом в странах Европы) в период раннего и развитого феодализма?
а. Система военно-физической подготовки рыцарей.
б. Гимнастическая система физических упражнений.
в. Буржуазная спортивно-игровая система.
Какие направления возникают в использовании средств, форм и методов физической культуры в первый период новой истории?
а. Военное и туризм.
Б. Гимнастическое и спортивно-игровое.
в. Рабочее и буржуазное.
а. образование двух различных направлений: социалистического и буржуазного.
б. возникновение гимнастического и спортивно-игрового направлений.
в. развитие военно-физического и гимнастического направлений.
Какая страна является родиной Олимпийских игр?
В. Древняя Греция.
В каком году состоялись первые Олимпийские игры древности?
а. в 906 году до нашей эры.
В. в 776 году до нашей эры.
Кто явился инициатором возрождения Олимпийских игр современности?
а. Римский император Феодосий I.
б. Философ-мыслитель древности Аристотель.
В. Пьер де Фреди, барон де Кубертен.
Когда состоялись первые Олимпийские игры современности?
Б. в 1896 году.
в. в 776 году до нашей эры.
В каком году и где создан Международный олимпийский комитет?
А. в 1894 году в Париже.
б. в 1896 году в Лондоне.
в. в 1905 году в Греции.
Что такое «Олимпийская хартия»?
а. Название оды спорту, написанной Пьером де Кубертеном.
Б. Свод законов, по которым живет олимпийское движение.
в. Правила соревнований, входящих в программу Олимпийских игр.
Где зажигается факел олимпийского огня?
А. У развалин храма Геры в Олимпии.
б. На олимпийском стадионе в Афинах.
в. На стадионе города-организатора Олимпийских игр.
Назовите ведущую организацию международного олимпийского движения.
В. МОК.
В каком году и где состоялись первые Олимпийские игры современности?
а. В 1796 году в Париже.
б. В 1986 году в Риме.
В. В 1896 году в Афинах.
С какого года проводятся Параолимпийские игры?
А. С 1960 года.
Какой талисман был во время проведения XXII Олимпийских игр?
Б. Мишка.
Что символизируют пять олимпийских колец?
а. Гармонию воспитания основных физических качеств: выносливости, гибкости, силы, быстроты, ловкости.
Б. Единство спортсменов пяти континентов земного шара.
в. Основные цвета, входящие во флаги всех стран-участниц Олимпийских игр.
Кто в настоящее время является президентом МОК?
А. Жак Рогге.
б. Хуан Антонио Самаранч.
Как переводится олимпийский девиз: «Ситиус, альтиус, фортиус»?
а. «Дальше, быстрее, больше».
б. «Сильнее, красивее, точнее».
В. «Быстрее, выше, сильнее».
За какое произведение и когда Пьер де Кубертеи был удостоен на конкурсе искусств золотой медали?
а. На VII Олимпийских играх в Антверпене в 1920 году за олимпийскую клятву.
б. На I Олимпиаде в Афинах в 1986 году за проект олимпийской хартии.
В. На V Олимпийских играх в Стокгольме в 1912 году за «Оду спорту».
Кто из спортсменов имеет наибольшее количество олимпийских наград среди всех олимпийцев мира но всем видам спорта?
Б. Лариса Латынина.
В каком году и где состоялись I Зимние Олимпийские игры?
А. В 1924 году в Шамони.
б. В 1928 году в Берне.
в. В 1908 году в Лондоне.
Кто из великих русских ученых в известном письме «О сохранении и размножении Российского народа», представив широкую программу развития здравоохранения в России, обращает внимание на необходимость развития физической культуры и спорта?
А. М.В. Ломоносов.
Кому из русских физиологов принадлежат слова: «Без мышечного движения невозможно познать окружающую среду, познать самого себя; через упражнения познаются законы движения»?
Б. К.М. Быкову.
Что изучал итальянский ученый, инженер, живописец и поэт Леонардо да Винчи?
А. Пропорции тела человека и механику его движений.
б. Анатомическое строение человеческого тела.
в. Законы кровообращения и физиологию человека.
Кто из педагогов-гуманистов, наряду с вопросами умственного и нравственного воспитания, много внимания уделял физическому воспитанию детей?
В. Ян Амос Каменский.
Какое влияние оказали реформы, проведенные в начале XVIII века под непосредственным руководством Петра I, на развитие физической культуры?
а. Физическое воспитание было введено в систему дворянского образования и стало обязательным предметом в военных учебных заведениях.
б. Создается система военно-физической подготовки русской армии и флота.
В. Все перечисленное.
Кто является основоположником системы физического воспитания, основу которой составило «гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма»?
В. П.Ф. Лесгафт.
Какие изменения в развитии физической культуры и спорта произошли в России после революции?
а. Большинство взрослого населения стали заниматься восточными видами гимнастики и борьбы.
Б. Создаются военно-спортивные клубы и кружки физической культуры.
в. Стали популярны оздоровительные системы «фитнесс» и аква-аэробика.
33. В каком году состоялся 1-й Всероссийский съезд по физической культуре, спорту и допризывной подготовке?
А. В 1919 году.
Когда в России был создан Высший совет физической культуры?
А. В 1920 году.
35. Кто впервые в России разработал теорию дошкольного воспитания, обосновал содержание, средства и методы физического воспитания в школе?
б. Ян Амос Каменский.
В. П.Ф. Лесгафт.
С какого года в России физическое воспитание становится обязательным предметом в школе по 2 часа в неделю?
Б. С 1920 года.
Какое событие произошло в сфере физической культуры и спорта в России в 1934 году?
А. Принят физкультурный комплекс «Будь готов к труду и обороне» (БГТО).
б. Вводится новый физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР».
в. Учрежден почетный знак «Отличник физической культуры и спорта».
Кем, на основании данных физиологии, анатомии и антропологии, разработана первая классификация физических упражнений?
Б. П.Ф. Лесгафтом.
Какой праздник отмечается, начиная с 1939 года в нашей стране?
В. Всесоюзный день физкультурника.
40. Кто впервые в России создал учение о методах «слова» и «показа» в процессе физического воспитания и открыл курсы руководителей физической подготовки военных учебных заведений и армии?
В. П.Ф. Лесгафт.
Какие мероприятия и с какого года стали смотрами достижений советского физкультурного движения в нашей стране?
а. Всесоюзный парад физкультурников, с 1946 года.
б. Первенства страны по разным видам спорта, после войны.
В. Спартакиада народов СССР, с 1956 года.
Принятие какого Положения внесло порядок в систему организации и проведения учебной, внеклассной и внешкольной форм работы по физическому воспитанию и имело важное значение для совершенствования системы физического воспитания детей школьного возраста?
а. «О физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы» (1970 г.)
б. «Об единой трудовой школе» (1917 г.)
в. «О специальных медицинских группах» (1966 г.).
Физическое воспитание в первобытном обществе
Культура физического воспитания развивалась и прогрессировала вместе с человеком. С самого начала своего существования люди стремились стать сильнее, быстрее, выносливее.
Физическая культура и воспитание в различные эпохи первобытного общества являлась необходимой частью его развития. Возможно, если бы не существовало самого процесса зарождения физической культуры и воспитания, общество находилось бы под угрозой вымирания.
Никто не будет спорить, откуда произошли современные виды спорта, так как, несомненно, все пути идут к самому началу, к истокам – к первобытному обществу. Развитие физической культуры не могло происходить отдельно от духовной составляющей. Лишь сильное тело и крепкий дух могли помочь выжить в те суровые времена.
Так откуда могла появиться физическая культура, в чем причины ее появления и какие цели преследовались при возникновении физического воспитания?
На протяжении столетий ученые так и не могут прийти к единому выводу о том, из чего появилась и зародилась физическая культура. Вопрос довольно важный. Чем руководствовался первобытный человек, оттачивая навыки в рыбалке, охоте или собирательстве? Были ли эти действия причиной игры либо такие действия были обусловлены простыми инстинктами. А может быть, физкультура культура возникла от избыточной неизрасходованной энергии человека?
Согласно второй теории, результатом возникновения физической культуры стало слишком много энергии, которая расходовалась не оптимально. Нуждавшиеся в высокой двигательной активности, люди стали придумывать себе занятия. И по этой причине, от нечего делать, они упражнялись, к примеру, в метании копья.
Третья теория говорит, что при возникновении зачатков религии появляются религиозные обряды, пляски, ритуальные военные танцы, которые совершались ради будущей хорошей охоты. И вот из них и возникла некоторая система упражнений. А позднее – система физической культуры.
Все эти теории, конечно же, имеют право на существование, хотя некоторые утверждения кажется весьма сомнительными.
В справедливость второй теории также сложно поверить. Только представьте себе, что человек после долгой охоты возвращается в свою «пещеру», а потом после часа отдыха выбегает, полный сил, покидать пращу или пометать камень, представляя воображаемое животное. Такую картинку довольно сложно вообразить.
Ошибочность третей теории также легко доказуема. Хотя уже в те времена и появлялись зачатки религиозных культов, но их в полной мере нельзя считать родоначальниками физического воспитания. Науке известно, что религиозные обряды, танцы появились намного позже, чем необходимые каждодневные навыки для выживания, как отдельного индивида, так и общества в целом.
Охота + рыбалка + война = физическое воспитание
Физическое воспитание и культура, конечно же, возникли от желания развить свои навыки для применения их в практической деятельности, таких как рыбалка, охота, создание укрытий от непогоды. В первобытном обществе главенствовал естественный отбор. Выживали лишь самые здоровые, ловкие, умелые и сильные. Без навыков в охоте, ловле рыбы, собирании плодов человек не мог выжить.
Особенно важным во времена первобытного общества является умение добывать себе пропитание на охоте. Поначалу это не были собственно физические упражнения, скорее всего, в первое время данные «тренировки» носили спонтанный характер, а уже позднее стали организовываться в некое подобие системы. Только с этого момента действия по укреплению силы, ловкости, быстроты можно, по праву считать настоящими физическими упражнениями.
Собираясь на охоту, охотники проводили небольшие «учения», повторяли основные важные детали своего плана (основные действия) для того, чтобы охота была успешной и более результативной. Такие тренировки укрепляли тело и повышали выносливость.
В зависимости от географического расселения племен были и особые навыки, которыми должны были владеть мужчины. В степных зонах с ранних лет приучали езде на лошади, а в странах Африки главенствовал бег, как основная дисциплина. В северных широтах практиковали борьбу, фехтование на палках, ходьбу по снегу на «лыжах».
Физическая культура на разных стадиях первобытного общества
Первобытный строй с исторической точки зрения ученые определяют, как период появление человека, способного мыслить, и до возникновения раннего рабовладельческого строя.
Можно выделить три основных этапа в развитии данного общества. Это раннеродовой (зарождение родоплеменных отношений), разлитый родовой, а также третий период – позднеродовой.
Общими словами родовой строй первобытных людей можно характеризовать такими чертами как:
— ведение совместного хозяйства,
— разграничение прав и обязанностей между полами,
— военные конфликты, которые обязывают общины становиться все более военизированными,
— возникновение разнообразной и многообразной трудовой деятельности.
Большинство ученых склоняются к тому, что физическая культура возникает еще на ранних этапах появления первобытных общин. Одними из ранних форм физического воспитания можно считать игры. Они носили исключительно коллективный характер, но эти игры не были просто инстинктивными действиями, как у животных. Это были вполне разумные действия по отработке определенных навыков охоты, рыбалки или ведения войны.
Конечно, если посмотреть сейчас на религиозные верования и культы того времени современными глазами, то это будет выглядеть со стороны довольно смешно, и где-то даже нелепо. Но для людей того времени ритуалы, танцы, поклонение невидимым, но сильным и могущественным духам, было более чем серьезным делом.
В начале своей эволюции такие игры носили только подражательный характер, а уж потом стали приобретать символические черты, постепенно переходя в ранг имитационных. На поздних этапах развития первобытного общества игры постепенно абстрагируются от реального содержания трудовой деятельности, таких как охота, война, рыбалка. Они становятся все менее похожими на отработку военных навыков, приобретая соревновательные элементы.
Постепенное развитие общества приводит к обособлению некоторых игр, таких как метание копья, бег, упражнения на лошади. Они становятся самостоятельными видами физических упражнений, а в некоторых случаях и приобретают дух соревнований по быстрому бегу, например, или в метании большого копья.
Многочисленные этнографические исследования указывают на то, что физическое воспитание и физические упражнения играли важную роль в жизни первобытных общин. В зависимости от мест их расселения существовали и разные формы и виды физических «тренировок».
У племен на континенте Австралия важными тренировками считались игра в мяч, борьба, а также метание бумеранга. Метание копья, бег, соревнования на лодках, игры с мячом, плавание – в этих видах чаще всего тренировались индейцы Америки.
Таким образом, практически у каждого племени можно увидеть зародыши физической культуры, которые проявлялись в оттачивании навыков. В начале исторического периода они возникли в целях выживания, а в более поздние времена приобретают более развлекательный характер.
Что касается формы физического воспитания, то ею являлась инициация. Проводился этот ритуал для молодых юношей, после которого они становились мужчинами и полноправными членами своего племени. Как правило, юноше предстояло преодолеть несколько испытаний, доказав племени свою физическую мощь и состоятельность как воина. Распространенными испытаниями были борьба с сильным бойцом, метание предмета в цель, выполнение ритуального танца с набором гимнастических упражнений.
С точки зрения методик обучения физическим упражнениям, то они также были достаточно разнообразны. В одних племенах в тренировочном процессе были четкие границы, в которых могли тренироваться или только мужчины, или только женщины. Например, у народов севера, при организации спортивных состязаний женщины пробегали менее длинные дистанции, чем мужчины.
Разложение родоплеменных отношений характеризует также и тот факт, что постепенно появляются сооружения, которые строятся специально для тренировок. Основной и главной чертой физического воспитания становится все большая военная направленность.
Физическое воспитание в первобытном обществе является одной из необходимых частей жизни родовой общины. Особенностью физического воспитания того времени можно считать то, что заниматься им можно было всем, и женщинам, и мужчинам, и детям. Но, как только общество начинает постепенно делиться на классы, то физическое воспитание уже утрачивает свое былое могущество, становясь преимущественно уделом воинов.
Коротко о главном
Данные археологии и этнографии говорят о том, что возникновение первых физических упражнений и примитивных игр можно отнести к раннему периоду существования первобытного общества (40 – 30 тысяч лет тому назад). В это же время они становятся самостоятельным видом деятельности человека разумного.
Множество ученых-теоретиков по-разному объясняли происхождение физических упражнений и игр: с биологических и культовых позиций, с точки зрения отрицания связи их с трудовой деятельностью и воспитанием молодежи.
Так, в прошлом веке немецкие ученые (Бюхер и Гросс) и некоторые другие убеждали, что все возникло от избытка сил из игр, как у животных, так и у человека. Они считали, что в жизни всегда «игра старше труда», а «труд есть дитя игры».
Другая группа ученых противоречила им, рассматривая возникновение физвоспитания с позиции трудовых отношений и потребностей. Только в результате трудовых достижений в охоте, рыбалке первобытный человек приобрел необходимые умения в метании копья, беге, лазанье, прыжках, а также тренировал выносливость, физическую силу, сообразительность, ловкость. Они утверждали, что «игра есть дитя труда».
Только труд, считают они, явился предпосылкой зарождения физических упражнений. Дух и сознание первобытного человека сыграло тоже немаловажную роль. Охота, рыбалка, строительство укрытий – для всего этого требовалось внимание к своему физическому развитию и наличия многих умений в разных трудовых процессах.
Отдельные ученые и религиозные деятели связывали физвоспитание с появлением культовых танцев и игр, но, увы, физическое воспитание возникло еще до появления религий, как системы духовного развития и воспитания человека. Физическое воспитание необходимо для подготовки и к успешной трудовой деятельности, и к военному делу. Получает развитие военное воспитание мужской половины первобытного общества.
Климатические условия также очень сильно влияют на развитие некоторых видов физических упражнений и самых разных игр. Народы Севера с самых древних времен упражнялись в ходьбе на лыжах и катании на примитивных коньках, живущие на берегу рек и озер – в плавании и гребле, жители степей с детства учились езде на лошадях.
Например, австралийцы всегда любили самые разные игры и развлечения, они с самых ранних лет развивали стрельбу из лука, метание предметов и бумеранга. Первобытные племена Америки (индейцы, эскимосы и другие) увлекались игрой в мяч, бросание его в цель, бегом, подниманием камней (тяжестей). Народы Африки учили своих детей фехтованию на палках, борьбе, играм с прыжками и бегом, стрельбе из лука и других.
В дородовом первобытном обществе физические упражнения и игры почти полностью были нацелены на укрепление трудовых достижений. После возникновения родовой общины, как новой формы организации людей, значительно усложнилась и система воспитания общества в целом и физического совершенствования тела и духа отдельного человека.