В чем заключается потребность в игре у дошкольников

Консультация «Игра как ведущий вид деятельности дошкольника»

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В концепции ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец и др.) в качестве ведущей деятельности в дошкольном возрасте рассматривается сюжетно-ролевая игра, именно в ней созревают новообразования дошкольного возраста, формируются познавательные процессы и развивается личность ребенка. Сюжетно-ролевая игра неоднородна — она развивается по мере взросления ребенка. Конечно, помимо игровой, для дошкольного возраста характерны разные формы продуктивной деятельности: конструирование, рисование, лепка, аппликация и пр. Можно наблюдать также элементы учения и труда, хотя учебной и трудовой деятельности в развитой форме еще нет.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Игра. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.

Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность.

Предметная деятельность становится ведущей. В ней ребёнку впервые открываются функции предметов.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в игре зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, как уже говорилось выше, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. По мере развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте.

Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай,в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе и т. п. Таким образом малыш, как указывал К. Д. Ушинский, «пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.

Ребенку первых лет жизни свойственна потребность в познании окружающего мира, названная психологами не насыщаемой. Детские игры во всем их многообразии предоставляют ему возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры.

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К. Д. Ушинский.Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства. Признаком игры, как отмечал Л. С. Выготский, является наличие мнимой или воображаемой ситуации. На другое важное свойство воображения, которое развивается в игре, но без которого не может состояться и учебная деятельность, указал В. В. Давыдов. Это способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями (кубик становится мылом, утюгом, хлебом, машинкой, которая едет по столу-дороге и гудит). Таким образом, в игре воображение проявляется и развивается при определении замысла, развертывании сюжета, разыгрывании роли, замещении предметов.

Список используемой литературы:

С. А. Козлова. Дошкольная педагогика: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений /С. А. Козлова, Т. А. Куликова М., 2009.

Источник

Игра как основной вид деятельности дошкольников в детском саду

В чем заключается потребность в игре у дошкольников. 1efdc2bec730b0701d36b156b86318fc. В чем заключается потребность в игре у дошкольников фото. В чем заключается потребность в игре у дошкольников-1efdc2bec730b0701d36b156b86318fc. картинка В чем заключается потребность в игре у дошкольников. картинка 1efdc2bec730b0701d36b156b86318fc Надежда Николаевна Нехорошева
Игра как основной вид деятельности дошкольников в детском саду

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которой складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Идея включения игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, занимательность не должна стирать границ между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях игровых дидактических технологий и игровых приемов.

Т. П. Чертановская в работе «Игра – это путь детей к познанию мира» отмечает, что вся жизнь ребенка неразрывно связано с игрой. Игра создает потребность в общении с другими детьми, сближает ребенка со сверстниками, приучает действовать согласовано и наполняет жизнь ребенка интересной содержательной деятельностью, помогает изучить окружающий мир, делать первые открытия.

Макаренко А. С. пишет «Только та игра целесообразна, в которой ребёнок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности».

Ф. Шиллер считал игру специфически человеческой формой жизнедеятельности: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет. Происхождение игр связывается разными исследователями с магико-культовыми ритуалами или с врожденными биологическими потребностями организма и психики человека».

В практике игровая деятельностьвыполняет такие функции:

– развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес;

коммуникативную: освоение общения;

игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормы в поведения, самопознание в процессе игры;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

– обучающие, тренировочные, обобщающие;

– познавательные, воспитательные, развивающие;

Важнейшие типы игр по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

Опираясь на работу П. И. Пидкасистого,можно утверждать, что все игры делятся на естественные и искусственные. Естественная игра – это спонтанная ориентировочная деятельность, благодаря которой ребёнок самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в привычной обстановке. Главное отличие искусственной игры от естественной заключается в том, что человек знает, что он играет, и на основе этого очевидно знания широко использует игру в своих целях.

Можно выделить несколько организационных форм игровой дидактической деятельности:

1. Индивидуальную деятельность. К ней можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и звуками;

2. Парную деятельность. Парная деятельность – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества;

3. Групповую деятельность. Это групповая игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель;

4. Коллективную деятельность. Это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников;

5. Массовую деятельность. Это есть тиражированная одиночная игра с прямой или обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.

В воспитании и обучении детей большое значение имеет игровая деятельность с правилами: дидактические, настольно –печатные, подвижные. Они создают интерес к решению умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания – очень важного фактора успешного обучения. Кроме того, помогают выработать такие нравственные качества, как воля, выдержка, самообладание. Однако анализ организации детской жизни в дошкольных учреждениях показывает, что воспитатели недостаточно уделяют внимание обучению детей правилам игр и в самостоятельной деятельности дети играют примитивно, используя ограниченное количество игр.

Между тем, очень важно, чтобы самостоятельные сюжетно-ролевые игры сочетались с играми с правилами, чтобы в них использовались различные варианты ролевого поведения. Только при этих условиях игра станет формой организации детской жизни и займет необходимое место в педагогическом процессе.

Анализ практики воспитания детей дошкольного возраста, показывает, что у воспитателей возникает ряд трудностей при руководстве игрой.

Почти в каждой группе есть дети, которые не играют или не любят играть. Они не проявляют интереса к игрушкам или однообразно с ними манипулируют, эмоциональная и познавательная активность у них понижена. Такие дети трудно усваивают программный материал, требующий определенного развития мышления и речи, которые в значительной степени формируются в игре.

Детская игра – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.

К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературными произведениями. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, игры со строительным и бросовым материалом.

Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием и с правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания.

В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы – дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые, по дидактическому материалу (игры с предметами, игрушками, настольно –печатные, словесные).

Подвижные игры классифицируются по степеням подвижности (игры малой, средней, большой подвижности, по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др., по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

Ребенок постепенно начинает выделять «смысловое и руководящее значение правил», вместо личных побуждений выступают общественные. Игра своим содержанием определяет степень повышения уровня организованности детей и уровень взаимоотношений совместных игр.

В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок может самостоятельно поставить перед собой цель, подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. В играх ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость

Таким образом, игры – важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения. Формирование правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться и формирование целостной картины мира.

Доклад (выступление на педсовете) «Пение, как основной вид деятельности дошкольников» С давних времен музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие.

В чем заключается потребность в игре у дошкольников. detsad 819067 1475345907. В чем заключается потребность в игре у дошкольников фото. В чем заключается потребность в игре у дошкольников-detsad 819067 1475345907. картинка В чем заключается потребность в игре у дошкольников. картинка detsad 819067 1475345907Закаливание дошкольников в детском саду и домашних условиях Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются: • Охрана и укрепление здоровья детей • Формирование жизненно.

Игра-основной вид деятельности дошкольников «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ на тему:«ПЕНИЕ – КАК ОСНОВНОЙ ВИД МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ» СЛАЙД 1 В последнее время многие педагоги.

В чем заключается потребность в игре у дошкольников. detsad 81094 1487007197. В чем заключается потребность в игре у дошкольников фото. В чем заключается потребность в игре у дошкольников-detsad 81094 1487007197. картинка В чем заключается потребность в игре у дошкольников. картинка detsad 81094 1487007197Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

В чем заключается потребность в игре у дошкольников. detsad 421997 1476677075. В чем заключается потребность в игре у дошкольников фото. В чем заключается потребность в игре у дошкольников-detsad 421997 1476677075. картинка В чем заключается потребность в игре у дошкольников. картинка detsad 421997 1476677075«Вместе весело играть!» — игра — основной вид деятельности дошкольника Игра – основной вид деятельности дошкольника. Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально.

Выступление на родительском собрании «Игра как основной вид деятельности» Дома у детей значительно больше времени для игр, чем в детском саду. Причем в семейной обстановке общение взрослых с ребенком осуществляется.

Источник

Роль игры в развитии взаимодействия дошкольников

В чем заключается потребность в игре у дошкольников. 56f24159451df9c81a23130c5addc448. В чем заключается потребность в игре у дошкольников фото. В чем заключается потребность в игре у дошкольников-56f24159451df9c81a23130c5addc448. картинка В чем заключается потребность в игре у дошкольников. картинка 56f24159451df9c81a23130c5addc448 Галина Морозова
Роль игры в развитии взаимодействия дошкольников

Роль игры в развитии взаимодействия дошкольников.

В настоящее время проблемы изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста продолжает быть актуальной в теории и практике педагогической науки. Происхождение и сущность этой феноменальной деятельности, её структура и содержание, их значение, методика руководства многие годы служат предметом глубокого изучения психологов и педагогов.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогики получил название сюжетно-ролевой.

Социальная обусловленность сюжетно- ролевой игрыосуществляется в двух планах :социальность мотивов и социальность структуры.

Дошкольник не может реально участвовать в производственной деятельности взрослых, что порождает у ребенка потребность воссоздать мир взрослых в игровой форме. Ребенок сам хочет водить машину, готовить обед, и это становится ему по силам благодаря игровой деятельности.

Развивающее значение игры многообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. Значительное развитие в игре получает детская речь. Уже в раннем детстве ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, её правилами.

Чем старше становятся дети, тем выше оказывается уровень их общего развития,тем более ценной бывает игра для становления самостоятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовать игры, находить партнёров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Самостоятельная игра требует от ребёнка устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребёнка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными нормами и правилами поведения.

Включаясь в сюжетно-ролевую игру, ребёнок встаёт перед необходимостью в себе новое качество – овладеть произвольным поведением. Всякая ролевая игра содержит в себе скрытое правило. Беря на себя роль, ребёнок должен плакать как пациент, сердиться как учитель, то есть он встаёт перед необходимостью действовать не под влиянием сиюминутного желания, а соответственно взятой на себя роли, постоянно подчиняясь задаваемым этой ролью правилам. Ролевое поведение организуется в соответствии с выбранным образом и контролируется в постоянном сравнении с этим образом.

Таким образом, игра создаёт условия для возникновения основных новообразований возраста и является ведущей развивающей деятельностью в дошкольном возрасте в ней развивается произвольное осознанное поведение, формируются зачатки самообразования и саморегуляции. Игра оказывает существенное влияние на формирование внутреннего, умственного плана действий, подготавливая переход к формированию новых интеллектуальных операций, она источник развития и создаёт зону ближайшего развития. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Ребёнок перерастает игру, перестаёт удовлетворятся ею как основным занятием только в том случае, если он достаточно овладел её сложными, развёрнутыми формами. Те дети, у которых игровая деятельность не сформирована, обычно не испытывают потребности в переходе к новой ведущей деятельности – учебной.

Д. Б. Эльконин указывал, что игра – это «воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть – ее задачи и нормы отношений между людьми» [193, с. 10]. Он высказал гипотезу, что в истории человечества сюжетно-ролевая игра возникает на определенной стадии развития общества. Усложнение производства, с одной стороны, делает невозможным участие ребенка в реальной социальной производственной деятельности, а с другой – требует от него ориентировки в системе задач, ролей, правил поведения во взрослом сообществе. Ролевая игра, по мнению исследователя, является особой символико-моделирующей деятельностью, позволяющей осуществить эту ориентировку.

Человеческая игра – такая деятельность, в которой воссоздаются специальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. В.Всеволодский-Генгросс: «…социальная значимость игры в её тренирующей на ранних ступенях развития человека роли и роли коллективизирующей» (1933 г. ; с. 23).

Содержанием развёрнутой, развитой формы ролевой игры выступает не предмет и его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемы через действия с предметами; не человек – предмет, а человек – человек. А так как воссоздание, а тем самым и освоение этих отношений происходит через роль взрослого человека, которую берёт на себя ребёнок, то именно роль и органически связанные с ней действия и есть единица игры.

В игре создается мнимая ситуация, используются игрушки, копирующие реальные предметы, а затем и предметы- заместители, которые благодаря своим функциональным признакам дают возможность заменить реальные предметы. Ведь главное для ребенка заключено в действиях с ними, в воссоздании взаимоотношений взрослых: все это приобщает дошкольника к социальной жизни, дает возможность стать как бы ее участником.

Ребенок – дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Ребенок подражает близким взрослым, перенимая их манеры.

И это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками, формирует личные качества ребенка.

В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.

Действия и взаимоотношения, которые дети разыгрывают в соответствии со взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками, чувствами взрослых, но еще не обеспечивают их усвоения детьми.

Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, тем, что в ней изображается. В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры- при обсуждении содержания, распределении ролей, игрового материала и т. д. – дети учатся на самом деле учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить вклад в общее дело.

Так как в реальной действительности конкретная деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно многообразны и изменчивы. В разные исторические эпохи, в зависимости от социально-исторических, географических и конкретно-бытовых условий жизни, дети играют в различные по своим сюжетам игры.

Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности и отношениям между людьми показывает, что при всем разнообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность человека и отношения людей в обществе.

Конечно, конкретный характер тех отношений между людьми, которые находят свое воссоздание в игре, может быть различным. Это и отношения сотрудничества, взаимной помощи, разделения труда, заботы и внимания людей друг к другу; но это могут быть и отношения властвования, даже деспотизма, враждебности, грубости и т. д. Здесь все зависит от конкретных социальных условий жизни ребенка.

Усвоение и расширение представлений о предметном мире и действиях людей тесным образом связано с игровыми действиями детей. Игровые действия по своему рисунку соответствуют реальным действиям людей той или иной профессии. Но они своеобразны и своеобразие их заключается в том, что в игре они совершаются не с теми орудиями, инструментами, с которыми действуют взрослые, а с их заменителями. В качестве основных структурных единиц игры выделяют воображаемую ситуацию, роль и реализующие её игровые действия. Основу роли в развитой сюжетно-ролевой игре составляют не предметы, а отношения между людьми.

Ролевая игра не является продуктивной деятельностью, мотив игры заключён в самом её процессе. При этом развитие мотивов игры просматривается в изменении содержания. На ранних этапах детства мотив игры реализует потребность в действиях с предметами. Затем, в ходе формирования потребности действовать как взрослый и вычленение взрослого в качестве образца, мотивом становятся не игровые действия, а воспроизведение роли. В развитой игре именно воображаемая ситуация и роль становятся центральным смыслообразующим мотивом.

Период расцвета дошкольной игры связывают с появлением роли, ролевого поведения. Именно роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с миром взрослых. Выполняя игровую роль, ребенок действует как взрослый, он как бы отождествляет себя с ним. Пройдя существенный путь своего развития, роль возникает тогда, когда социальные отношения людей их правила и функции становятся предметом активного отношения и сознания ребенка. Через роль мир социальных отношений проникает в сознание ребенка и поднимает его на более высокий уровень.

Как явление полифункциональное, т. е. осуществляющее воспитывающую, обучающую и другие функции, игра рассматривалась как средство развитияразличных сторон личности ребенка: эмоций (А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин); нравственньрс качеств (Р. И. Жуковская, Д. Б. Менджерицкая); общественности (В. П. Залогина, А. П. Усова). Общие вопросы игры в плане уточнения ее структуры, закономерностей формирования, классификаций затрагиваются в исследованиях Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой, Е. Е. Кравцовой, С. Л. Новоселовой, Т. Тамаки, Т. Вгисе. Каждый из авторов, рассматривающих игровой процесс, так или иначе затрагивает проблему взаимодействия и взаимовлияния игровой деятельности и общения, при этом разные аспекты данной проблемы имеют различную степень разработанности. В исследованиях К. Л. Вольцис, С. Г. Якобсон, И. Н. Ефимовой, В. Г. Щур рассматриваются взаимоотношения детей как фактор формирования игрового коллектива; изучению проблемы влияния общения на развитие творческого воображения посвящены работы Е. О. Смирновой, В. Р. Мечковой; Л. В. Артемова прослеживает возрастную динамику содержательности общения детей в совместных играх; М. С. Каган, И. С. Кон рассматривают игру в качестве одного из важнейших факторов социализации ребенка.

Важным аспектом для теории игры является изучение проблемы связи общения с деятельностью, в том числе игровой. Общение в игре носит двусторонний характер. С одной стороны, социальный характер игры (Л. С. Выготский, АЛ. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) предполагает согласование действий, организацию взаимодействия двух или более индивидов, которое невозможно без общения партнеров, без наличия у них определенного уровня речевого развития. С другой стороны, сама игра как социальная, коммуникативная ситуация побуждает детей к вступлению в разноплановые контакты, является эффективным способом организации.

В ходе игрымежду детьми возникают контакты двух типов: деловые (или партнерские, которые определяются необходимостью решения организационных вопросов, и ролевые – т. е. диалоги в соответствии с принятой ролью, составляющие содержание совместной игры. Любая рольсодержит в себе отношения и подразумевает сопряженные позиции: мама-дочка, врач-больной (87, 120, 167, т. е. предполагает наличие партнера, а значит, перестраивает все речевое поведение детей. Мотивы общения, в данном случае, детерминируются игровой деятельностью, а вербальная коммуникация становится. необходимой составной частью игрового взаимодействия детей, как на деловом, так и на ролевом уровнях. Организация взаимодействия ставит ребенка перед необходимостью ориентироваться на реплики партнера по игре и беседе, учитывать возможности его понимания, что определяет динамику диалогического общения детей. Уже на четвертом году жизни дети способны оценивать поведение собеседника как результат своих собственных предыдущих высказываний, т. е. проверить, поняты ли они. В речи старших дошкольников появляются особые конструкции,свидетельствующие о формирующейся способности ориентироваться на слушателя: вслед за местоимением ребенок вводит поясняющее, расшифровывающее его существительное, т. е. он строит свое высказывание, исходя из того, что представляется ему понятным, но затем корригирует свою речь, осознавая возможности понимания партнера. Дети пытаются ввести слушателя в свои рассказы, обозначая предварительно тему, указывая, о чем будет идти речь (143). Данные факты убедительно свидетельствуют о том, что ребенок ощущает себя не единственным субъектом в коммуникативной ситуации (как в более раннем возрасте, т. е. он способен ориентироваться на слушателя, учитывать меру его информированности.

Обобщая сказанное, следует отметить, что последовательность культурного развитияребенка реализуется следующим образом: «сначала другие люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимоотношения с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя» (Л. С. Выготский, с. 411). Присвоение культуры происходит только в общении, при этом между культурой и ребенком стоит взрослый, без этого опосредования невозможна социализация индивида.

В настоящее время в литературе имеются лишь отдельные разрозненные данные об особенностях сюжетно-ролевой игры у детей с различными формами речевых нарушений и о возможностях ее использования в педагогическом процессе логопедических дошкольных групп. Отдельные теоретические и практические вопросы игры содержатся в работах Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой (1993, С. А. Мироновой (1991). Последняя из авторов поднимает вопрос о необходимости обучения детей с речевыми нарушениями игре и рассматривает эту работу как процесс организации педагогом серии игр с дидактической игрушкой, в ходе которых взрослый демонстрирует действия и поясняет их содержание.

Сюжетно-ролевая игра оказывает определяющее влияние на формирование совместности у детей в дошкольном возрасте. Особый интерес для дальнейшего изучения представляют особенности формирования диалогического взаимодействия детей с задержкой речевого развития в сюжетно-ролевой игре.

Роль режиссерской игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне,.

Консультация для воспитателей детского сада «Роль дидактической игры в развитии словаря у дошкольников». Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения,.

На ярмарке «Роль дидактической игры в развитии логического мышления старших дошкольников» Актуальность: На современном этапе развития общества ценятся люди с высоким интеллектуальным потенциалом. Система образования одной из приоритетных.

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников Большое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер, телевидение полностью.

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в развитии коммуникативных умений у дошкольников Особенности взаимодействия педагогов и родителей в развитии коммуникативных умений у дошкольников. Необходимость взаимодействия педагогов.

Презентация «Роль игры в физическом развитии дошкольников» С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают.

Консультация «Роль игры в развитии ребёнка» Игра занимает важное место в жизни дошкольников, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. «Игра – это творческая переработка.

В чем заключается потребность в игре у дошкольников. detsad 1324563 1523558072. В чем заключается потребность в игре у дошкольников фото. В чем заключается потребность в игре у дошкольников-detsad 1324563 1523558072. картинка В чем заключается потребность в игре у дошкольников. картинка detsad 1324563 1523558072Роль строительной игры в развитии ребенка В последние годы, попадая в игрушечный магазин, Вы оказываетесь перед очень трудным выбором: какую игру купить, чтобы она не просто радовала.

Роль игры в развитии речи детей Лобанова Е. С., воспитатель ГБДОУ детский сад № 39 Кировского района Санкт- Петербурга Роль игры в развитии речи детей. Часто светлые воспоминания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *