В чем заключается проблема экономического выбора объясни и проиллюстрируй
В чем заключается проблема экономического выбора объясни и проиллюстрируй
Какие две стороны экономического выбора отметили авторы? В чём состоит проблема экономического выбора? Приведите пример ситуации экономического выбора.
За последние 250 лет человечеству удалось существенно увеличить производство и улучшить качество жизни. И сейчас экономический прогресс общества открывает всё более и более эффективные способы превращения имеющихся в его распоряжении ресурсов в желанные товары и услуги. Но это не отменяет фундаментального закона — человек всё равно испытывает и будет испытывать дефицит. Ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны. И, поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать.
Если для производства какого-либо одного товара мы используем труд, станки, природные ресурсы, — это вынуждает отказываться от других товаров, которые могли бы быть произведены в иной ситуации. Этот выбор в рыночной экономике осуществляют потребительский спрос и издержки производства. Спрос на товар — сигнал потребителя, указывающий предпринимателю, что следует производить. Однако чтобы произвести, исходные ресурсы должны быть «откуплены» у других направлений их использования. Издержки на закупку ресурсов напоминают предпринимателю, что существуют и другие производства, требующие тех же ресурсов.
В результате производители имеют сильный стимул поставлять на рынок только те товары, которые могут быть проданы по цене, по крайней мере равной издержкам их производства, и особенно те товары, ценность которых в глазах потребителя в наибольшей степени превышает издержки на их производство.
Важно понимать, что товар может быть предоставлен человеку или группе людей бесплатно, только если его кто-то оплатит, и это лишь перераспределит бремя издержек, ничуть его не уменьшая. Политики часто говорят о «бесплатном образовании», «бесплатной медицине» или «бесплатном жилье». Эти выражения способны лишь ввести в заблуждение. Ни одно из благ не предоставляется бесплатно — для производства каждого из них требуются дефицитные ресурсы. Например, здания, труд и другие ресурсы, вовлечённые в процесс обучения, могли бы использоваться для производства продовольствия, оказания услуг в сфере отдыха и развлечений и т. д. Издержки «производства образования» есть стоимость тех товаров, от которых пришлось отказаться в результате того, что требуемые для их производства ресурсы были потрачены на образование. Правительство может переложить эти издержки с одних плеч на другие, но избавиться от них невозможно. Правило «за всё надо платить» верно во всех случаях жизни.
В чём заключается проблема экономического выбора
Обсуждение вопроса:
Экономический выбор — это принятие субъектом, осуществляющим выбор, одного экономического действия и одновременный отказ от другого в связи с невозможностью одновременного осуществления этих действий.
Субъектом, делающим экономический выбор, может быть любой экономический агент. Но в зависимости от того, в какой фазе общественного производства он осуществляет или планирует осуществить свою экономическую деятельность, он может быть:
— производителем экономических благ, выбирая в условиях ограниченных производственных ресурсов;
— потребителем экономических благ, выбирая в условиях ограниченных возможностей и обусловленности потребительских предпочтений.
Проблема экономического выбора отражается в трех основных вопросах экономики.
1. Что производить? Производитель, прежде чем запустить производство, должен быть уверен, что его продукт будет пользоваться спросом. В противном случае продукт не будет покупаться, производитель не будет получать прибыль и производство будет бессмысленно. Продукт будет покупаться только в том случае, если он максимально удовлетворяет потребности покупателей и доступен для них. Каждый производитель решает этот вопрос индивидуально. Значение имеет не только ориентация на потребительские предпочтения, но и наличие факторов производства, их стоимость.
2. Как производить? Этот вопрос ставит производителя перед выбором технологии производства. Задача состоит в том, чтобы сделать производство продукта максимально дешевым, а значит, и более привлекательным для потребителя.
3. Для кого производить? Изучение сегмента рынка потребителей позволяет производителю снизить производственные затраты путем удовлетворения именно тех потребностей, которые важны для данного класса потребителей.