В чем заключается проблемы совершенствования

Проблемы совершенствования гражданского законодательства и пути их решения

Толстой Юрий Кириллович, академик РАН, заслуженный деятель науки РФ, профессор СПбГУ, доктор юридических наук.

Работы по совершенствованию гражданского законодательства были инициированы в 2008 г. Указом Президента РФ. К сожалению, их темпы замедлились, а качество оставляет желать лучшего. В статье предпринята попытка разобраться в том, почему это произошло, и наметить пути выправления возникшего положения. Автор статьи принимал посильное участие как в работах по кодификации гражданского законодательства 1960-х и 1990-х гг., так и в работах, которые ведутся в настоящее время. Разумеется, автор далек от того, чтобы претендовать на бесспорность своих суждений.

Ключевые слова: реформа гражданского законодательства, корпоративное право, вещное право.

Problems of the Development of Civil Legislation and Their Solutions

Yuri Tolstoy, Academician of the Russian Academy of Sciences, Honoured Scientist of the Russian Federation, Professor at Saint Petersburg State University, LLD.

In 2008, the Russian President by his Decree commenced works on imporoving civil legislation. Unfortunately, the pace of these works has gradually slowed down and their quality leaves a lot to be desired. The article attempts to investigate why this has happened and outline how the situation could be improved. The author of the article has been involved in the works on codification of civil legislation in 1960s and 1990s, as well as in the current codification works. It goes without saying that the author does not regard his ideas as indisputable.

Key words: reform of civil legislation, corporate law, property law.

См.: Концепция развития гражданского законодательства РФ. М., 2009.

К сожалению, темпы работ по совершенствованию гражданского законодательства замедлились, а их качество оставляет желать лучшего. Постараемся очертить причины этого.

Одна из них состоит в том, что эти работы велись с расчетом, а во многом и сейчас сориентированы на гайдаровскую модель перехода к рыночной экономике. Сама эта модель основана на том, что рынок все расставит по своим местам, и чем скорее государство уйдет из экономики, тем быстрее удастся утвердить зрелые рыночные отношения, с помощью которых сумеем наполнить рынок конкурентоспособными товарами и обеспечить рост благосостояния народа. Эти надежды не сбылись. В одночасье ни одну страну, особенно такую, как наша, нельзя перевести из одного качественного состояния в другое. С треском провалились программы «100 дней», «500 дней», ваучерная приватизация и многое другое. Не без оснований отказавшись слепо следовать печально известному призыву «для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное», мы впали в противоположную крайность. К сожалению, в области кодификации гражданского законодательства это выразилось в попытке создать стерильно чистый Гражданский кодекс, состоящий почти целиком из частноправовых по своей отраслевой принадлежности норм. Вместо того чтобы обеспечить в Кодексе необходимую стыковку норм частного и публичного права, разработчики пошли по пути их искусственного отлучения друг от друга. В результате мы получили «однополый» Кодекс. Его невозможно применять без постоянного обращения к нормам публичного права, которые разбросаны по самым различным законам, иным нормативным актам и не согласованы ни друг с другом, ни с нормами частного права.

См.: Венедиктов А.В. Кодификация кредитного и валютного законодательства. М., 1924.

Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

См.: Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. М., 2014.

См.: Суханов Е.А. Указ. соч. С. 4, 23.

Клонирование отрицательно сказалось и на подготовке такого раздела ГК, как «Вещное право». Разработчики до сих пор не определились в том, что они понимают под владением, с которого этот раздел начинается. Правильно констатировав, что нужно различать владение как экономическую и как правовую категорию, поскольку оно может опираться на правовое основание, а может и не опираться на него (сравним владение собственника и владение вора), разработчики дальше этого по существу не пошли.

Нормы о владельческой защите не увязаны с процессуальным законодательством.

Не мотивированы отказ от такого реквизита приобретательной давности, как добросовестность владельца, и подразделение давности на ординарную и экстраординарную в зависимости от того, как вещь выбыла из владения управомоченного лица: по его воле или помимо его воли, на что справедливо обратил внимание А.Д. Рудоквас.

Перечень сомнений, которые вызывает этот раздел ГК, может быть продолжен. Не случайно он «лег у истории на пути», и никто не знает, как к нему подступиться.

В числе причин, негативно сказавшихся на качестве и темпах кодификационных работ в области гражданского законодательства, надлежит назвать и то, что решающую роль в них пытаются играть, а то и играют лица, достаточно далекие от понимания того, что каждое решение в социально-экономической и иной области должно быть облечено в адекватную правовую форму, подвергнуто проверке на предмет того, находится ли оно в рамках правового поля, вписывается ли в систему действующего законодательства.

Куда более взвешенно к решению этого вопроса подходил проф. В.К. Райхер, который в монографии «Общественно-исторические типы страхования» и последующих работах исходил из того, что система права существует не в одном, а в разных измерениях, т.е. многомерна, или полимерна, что процесс объективизации системы права далек от завершения (добавим от себя, что, по-видимому, он никогда и не будет завершен), что нет непроходимой грани между системой права и системой законодательства и что нужно различать существование в системе права основных и комплексных отраслей. Указанное различие следует учитывать при кодификации как отраслей права, так и подразделений, входящих в их состав. С точкой зрения В.К. Райхера можно согласиться, но с известными уточнениями. Они сводятся к тому, что фундаментальным можно считать деление права на публичное и частное, хотя и оно существует далеко не во всех известных системах права. В остальном же вычленение как отраслей права, так и отраслей законодательства зависит от тех целей и задач, которые мы перед собой ставим. А это открывает широкие возможности для поиска оптимальных путей совершенствования гражданского законодательства без зацикливания на заранее заданных постулатах, не выдержавших испытания на прочность.

См.: Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. М.; Л., 1947.

Еще более неудачны, а порой и опасны попытки относить к праву положения, которые не закреплены в законодательстве и витают лишь в сфере правосознания. Из этого делают и определенный практический вывод: при столкновении права с законом приоритет принадлежит праву, а законом можно пренебречь или, как принято говорить, отложить его в сторону.

Вот к каким трагическим последствиям может привести и приводит бездумное жонглирование понятиями «право» и «законодательство», которое, хотят того или нет, расшатывает устои власти.

References

Raykher V.K. Historical Types of Insurance [Obshchestvenno-istoricheskie tipy strakhovaniya]. Moscow, Leningrad, USSR Academy of Sciences Publishing House. 282 p.

Sukhanov E.A. Comparative Corporate Law [Sravnitel’noe korporativnoe pravo]. Moscow: Statut, 2014. 456 p.

The Conception of the Development of the Russian Civil Legislation [Kontseptsiya razvitiya grazhdanskogo zakonodatelstva]. Moscow: Statut, 2009. 160 p.

Источник

Проблемы совершенствования законодательного процесса в России

В чем заключается проблемы совершенствования. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается проблемы совершенствования фото. В чем заключается проблемы совершенствования-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается проблемы совершенствования. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается проблемы совершенствования. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается проблемы совершенствования фото. В чем заключается проблемы совершенствования-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается проблемы совершенствования. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается проблемы совершенствования. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается проблемы совершенствования фото. В чем заключается проблемы совершенствования-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается проблемы совершенствования. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается проблемы совершенствования. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается проблемы совершенствования фото. В чем заключается проблемы совершенствования-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается проблемы совершенствования. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается проблемы совершенствования. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается проблемы совершенствования фото. В чем заключается проблемы совершенствования-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается проблемы совершенствования. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

В чем заключается проблемы совершенствования. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем заключается проблемы совершенствования фото. В чем заключается проблемы совершенствования-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем заключается проблемы совершенствования. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

1.Серьезной проблемой является неоправданная федеральная законотворческая активность. Многие законы изменяются и дополняются уже через несколько месяцев или даже недель после их принятия.

2. Другой блок проблем связан с вопросами качества самого закона, представляющего адекватное отражение законодателем нормативно-правовых потребностей, что возможно лишь при строго научной основе законотворческого процесса. Основная задача состоит в том, чтобы создать надежный организационно-правовой заслон немотивированным законодательным актам.

3. проблема понятийной определенности законодательства. Для достижения краткости и точности юридического языка большое значение имеет правильное использование правовой терминологии. Необходимо создать единый терминологический словарь законодательства.

Для совершенствования законодательной деятельности, во-первых, на мой взгляд, необходимо изменить существующую практику законотворчества на стадии подготовки проекта закона. Здесь представляется возможным разработка проекта группой ученых-специалистов, которая заменила бы ведомственный порядок подготовки законопроектов. Целесообразно выносить важнейшие законопроекты на всенародное обсуждение, предварительно разработав механизм подведения итогов обсуждения и их учета в законопроекте.

Совершенствование законодательной деятельности заключается в обеспечении четкости осуществления всех стадий законодательного процесса его участниками,

20. Законодательная техника: понятие и основные приемы.( понятие, приемы(средства) – юрид.терминология, юр.конструкция, правила построения нормат.акта, текст документа), классификация юр.техники)

Юридическая техника – это совокупность средств, приемов, правил, используемых при выработке, принятии, опубликовании, применении, толковании и систематизации нормативных правовых актов.

Юридическая техника включает в себя правила, приемы, способы, используемые при выработке, принятии нормативных правовых актов, их систематизации (законодательная техника), а также в процессе выяснения, формулирования и обработки правоприменительных актов. Часто термин «юридическая техника» используют в узком смысле – как правотворческую технику. Приемы: 1. Важнейшим средством юридической техники является юридическая терминология. В правовых документах используется терминология трех видов: общеупотребительная, специальная юридическая и специальная неюридическая. Наиболее распространенными правилами применения юридической терминологии являются: ясность, простота терминов; единство терминологии, тождественность их употребления в законодательстве; использование общепризнанных терминов, их устойчивость.2.Юридические конструкции – это технико-юридический прием выражения воли субъекта правотворчества, с помощью которого осуществляется построение нормативного материала, соответствующее определенному типу сложившихся правовых отношений, юридических фактов и их связи между собой. Примерами юридических конструкций являются состав правонарушения, судебный иск.3.правила и средства построения нормативных правовых актов. Например, к правилам можно отнести: необходимость включения в один нормативный правовой акт однородного материала; издание специальных норм должно следовать за изданием общих, процессуальных – за изданием материальных и т. п. 4.Средством выступает, например, текст документа: его реквизиты, деления на Общую и Особенную части, наличие преамбулы; статья, ее абзацы, пункты, части; деление акта на главы, разделы и т. п.

В чем заключается проблемы совершенствования. 640 1. В чем заключается проблемы совершенствования фото. В чем заключается проблемы совершенствования-640 1. картинка В чем заключается проблемы совершенствования. картинка 640 1

классификация юридической техники.

1. Техника изложения воли законодателя юридическая техника, применение которой характеризуется соблюдением следующих правил при создании, оформлении и систематизации юридических актов: синтаксических – таких, в которых первоначальной, основной единицей текста является предложение, выражающее законченную мысль; стилистических – это правила, которые предполагают построение текста нормативного правового акта в простом стиле, с употреблением четких и кратких формулировок, а также устойчивых словосочетаний. лингвистических – это такие правила, которые предполагают использование языка и стиля в юридических актах, которые не отличаются друг от друга, так как им должны быть свойственны директивность и официальность; терминологических – это правила, использование которых при изложении правовых норм, предписаний предполагает использование общеупотребительных, специальных юридических и специальных технических терминов, 2. Техника документального оформления – это структурная организация юридического текста и его оформление с помощью официальных реквизитов. Ими можно считать как логически связанные абзацы, так и части статей, глав, параграфов, разделов и частей.Существуют реквизиты, которые призваны придавать юридическому акту официальный характер, в частности речь идет: 1) о заглавии нормативного документа; 2) наименовании нормативного документа; 3) дате принятия и введения документа в действие; 4) порядковом номере нормативного документа; 5) подписи; 6) печати.

3. Техника в зависимости от характера содержания юридического акта делится:1) на правотворческую технику; 2) правоприменительную технику; 3) интерпретационную технику.

21. Нормы права.(понятие, признаки, структура – гипотеза нормы, диспозиция (простая,ссылочная, бланкетная), санкция(абсолютно –определенные, относительно-опред-е,альтернативные);виды правовых норм – исходные, нормы правила поведения, императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные, управомочивающие, обязыв-ие,запрещ-е).изложение норм права в сатье норм-прав.акта.

Норма права – общеобязательное веление (правило), выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.

Признаки нормы права:

1) отражает наиболее важные, имеющие ценность для общества, личности или социальной группы общественные отношения);

2) представляет собой модель регулируемых общественных отношений (моделирование – это процесс познания природных и социальных явлений путем конструирования в сознании аналога социальной реальности; мысленно сформулированный законодателем тот или иной вариант идеального поведения, представления о социальных явлениях, о состоянии общественных отношений облекается в форму модели; средства выражения модели разнообразны – естественный язык, формулы, конструкции, цифры и др.);

3) отражает и закрепляет типичность социальных процессов, явлений, связей как следствие их повторяемости (проявляется в вычленении наиболее характерного, что присуще правовым явлениям или поступкам человека в определенной ситуации; это – процесс (растянутый во времени) абстрагирования от конкретного в правовых явлениях, от индивидуальных черт личности и особенностей ее отдельного поведения, «равный масштаб для различных лиц»);

4) обладает общеобязательным характером (означает неукоснительное соблюдение и исполнение нормы, предполагает обязательную реакцию со стороны общества, государства, социальной группы на поведение человека; реакция может быть положительной, если поведение соответствует требованиям юридической нормы, или отрицательной, если ее предписания нарушаются).

Структура любой правовой нормы образует единство составляющих ее элементов. Нормы права, устанавливающие определенный шаблон поведения в той или иной ситуации, то есть являющиеся правилами поведения, имеют в своей логико-юридической структуре гипотезу, диспозицию и санкцию.

1.Гипотеза юридической нормы – это часть юридической нормы, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых начинает действовать (реализуется) норма.

С помощью гипотезы абстрактный вариант поведения «привязывается» к конкретному жизненному случаю, к определенному человеку, времени и месту. Иными словами, гипотеза приводит в движение юридическую норму. Например, в соответствии с семейным законодательством (ст. 12 Семейного кодекса РФ) для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Только при наличии упомянутых обстоятельств (положительная гипотеза) норма будет действовать. Наряду с этим действие рассматриваемой нормы связывается одновременно и с некоторыми обстоятельствами, названными в ст. 14 Семейного кодекса РФ: отсутствие уже зарегистрированного брака, близких родственных отношений с лицом, вступающим в брак, а также признанной судом недееспособности вследствие психического расстройства (отрицательная гипотеза).

2.Диспозиция юридической нормы – часть юридической нормы, содержащая правило поведения, которому должны следовать участники правовых отношений (субъекты права).

Диспозиция указывает на суть и содержание самого правила поведения, на те права и обязанности, на страже которых стоит государство (это модель правомерного поведения).

В зависимости от того, как излагается правило поведения, различают следующие виды диспозиции:простая – диспозиция, называющая вариант поведения, но не раскрывающая, не разъясняющая его (например, ч. 1 ст. 126 Уголовного кодекса РФ – «Похищение человека [1] наказывается…»; ч. 1 ст. 241 Уголовного кодекса Республики Корея – «Лицо, состоящее в браке и совершающее прелюбодеяние, подлежит наказанию…»);– описательная – диспозиция, описывающая все существенные признаки поведения (например, ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса РФ – «Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, наказывается…»);– ссылочная – диспозиция, не излагающая правило поведения, а отсылающая для ознакомления с ним к другой норме закона (например, п. 2 ч. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ – «Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с гл. 16 настоящего Кодекса…»).

Разновидностью ссылочной диспозиции является бланкетная диспозиция, которая для ознакомления с правилами поведения отсылает не к нормам закона, а к инструкциям, правилам, техническим нормам (бланкам) и др. (например, ч. 1 ст. 219 Уголовного кодекса РФ – «Нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, …наказывается…», то есть, дана отсылка к Правилам пожарной безопасности в России).

3.Санкция правовой нормы – часть юридической нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие в результате (вследствие) нарушения диспозиции нормы права.

В санкции выражается неодобрительное отношение общества, государства, личности к нарушителям нормы. До тех пор, пока нормы права не будут исполняться в силу убеждения, добровольно, до тех пор, пока существуют правонарушения, санкция будет оставаться действенным средством соблюдения и исполнения юридических норм, а тем самым – средством укрепления законности и правопорядка.

Санкции классифицируют:

1. По объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя последствий выделяют:

абсолютно-определенные санкции, где точно указан размер неблагоприятных последствий (освобождение работника от исполнения своих обязанностей, увольнение, точно обозначенный размер штрафа и др., например, ч. 2 ст. 12.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ; ст. 118 Налогового кодекса РФ);

относительно-определенные санкции, где границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального (это многие санкции уголовно-правовых и других норм с формулировкой «наказывается лишением свободы на срок от… до… лет» или «наказывается лишением свободы сроком до… лет»; например, ч. 1 ст. 132 Уголовного кодекса РФ – «Мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера с применением насилия… наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет», ст. 13.24 Кодекса об административных правонарушениях РФ – «Повреждение телефонов-автоматов – влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей»);

альтернативные санкции, где названы и перечислены через соединительно-разделительные союзы «или», «либо» несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно – наиболее целесообразное для решаемого случая (например, ст. 6.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ – «Получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией, – влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток», ст. 214 Уголовного кодекса РФ).

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Проблема совершенствования устаревшей нормативной базы акционерных инвестиционных фондов связана с назревшей необходимостью разработки нового законодательства, соответствующего задачам развития системы коллективного инвестирования с целью мобилизации отечественных сбережений. [1]

Проблема совершенствования урока является едва ли не самой важной проблемой учебно-воспитательного процесса в школе. Наибольшее внимание при этом уделяется прежде всего поиску путей использования новых методов и форм организации деятельности учащихся на уроке с тем, чтобы как можно полнее проявлялись образовательные, воспитывающие и развивающие функции урока. [2]

Проблема совершенствования урока является едва ли не дои важной проблемой учебно-воспитательного процесса в: оле. Наибольшее внимание при этом уделяется прежде всего деку путей использования новых методов и форм организа-н деятельности учащихся на уроке с тем, чтобы как можно шее проявлялись образовательные, воспитывающие и раз-зающие функции урока. [3]

Проблемы совершенствования ревизионной работы активно обсуждались на страницах журналов Бухгалтерский учет, Финансы СССР и в периодической печати. [4]

Проблемы совершенствования радиоэлектронной аппаратуры неразрывно связаны с ее миниатюризацией ( уменьшением веса, габаритов, потребляемой мощности), повышением надежности, унификацией, стандартизацией, автоматизацией и механизацией производства, а также снижением стоимости. [5]

Проблема совершенствования средств хранения и передачи информации волнует человека с незапамятных времен. Но прошло много тысячелетий прежде чем человек от наскальной живописи пришел к книгопечатанию. О значимости распространения информации вообще и о книгопечатании как о первой информационной революции, в частности, весьма образно высказывается отечественный специалист Г.Р. Громов [ 4J; Книгопечатание выполняло для роста накапливаемых человечеством профессиональных знаний ту же роль, какую играет, например, для растений рассеяние семян. [6]

Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей каждого руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления. Организационная структура направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах. Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. [8]

Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей каждого руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления. [10]

Проблема совершенствования информационных основ механизации и автоматизации управления производством на промышленных предприятиях является одной из центральных в сложном комплексе проблем, связанных с повышением общественного производства. [11]

Проблема совершенствования организации строительного производства и управления в нефтяной промышленности охватывает широкий круг вопросов, связанных с совершенствованием организации производства и управления как основных производственных процессов, так и систем, производственно-технического обеспечения. [12]

Проблема совершенствования содержания информационных изданий и технологии их выпуска остается одной из важнейших проблем на современном этапе. [13]

Проблема совершенствования систем банковского надзора является в современных условиях весьма актуальной. [14]

Проблемы совершенствования методологии планирования себестоимости выходят за пределы нашей работы. Скажем лишь, что решающую роль здесь должно играть использование научно обоснованных методов планирования, системы прогрессивных технико-экономических норм и нормативов, формируемых на базе математических методов при помощи электронно-вычислительной техники. Характерной чертой планирования себестоимости продукции на микроуровне являются прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы использования средств труда, предметов труда и рабочей силы. На макроуровне в первую очередь следует осуществить работы по определению экономических нормативов, которые помогут совершенствовать планирование и регулировать экономические отношения. [15]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *