В чем заключается работа дирижера
Разбираемся в классической музыке: зачем оркестру нужен дирижер
Постоянные посетители концертов в Мемориальном музее А.Н. Скрябина хорошо знают коллектив «Школа / Škola crew». Артисты всегда предваряют исполнение классических композиций небольшой лекцией, на которой объясняют, как слушать то, что сейчас прозвучит.
Mos.ru продолжает серию материалов, в которых пианистка и участница «Школа / Škola crew» Александра Стефанова помогает разобраться в классике и во всем, что связано с ее исполнением.
Оркестр может играть без дирижера?
— На дирижере лежит грандиозная ответственность. Ему нужно, чтобы все 80–90 человек в оркестре (а их может быть и больше) играли в правильном ритме, понимали, кому и когда нужно вступать.
Если состав оркестра немаленький, то музыкант, который, например, сидит в правом углу, скорее всего, не слышит, что играет его коллега в левом. Просто физически невозможно распознать, когда зазвучал дальний инструмент. Музыкант слышит только ближайших соседей. Без дирижера ошибиться было бы проще простого — необходим человек, который подскажет, когда начинать играть.
Однако был и оркестр без дирижера — Персимфанс (Первый симфонический ансамбль). Он существовал в СССР с 1922 по 1932 год. Музыканты в нем рассаживались по кругу, чтобы видеть друг друга, а кому как играть — договаривались на репетициях. Этот оркестр, кстати, возобновил свое существование благодаря стараниям Петра Айду. Он признается, что это не совсем точная копия того оркестра — музыканты продолжают традиции, сложившиеся в 20-х годах ХХ века. Примерно один-два раза в год оркестр представляет публике различные программы. 25 ноября он выступит в концертном зале «Зарядье».
В партитуре дирижера записаны все инструменты?
— Да. С ее помощью дирижер видит все. В ней все инструменты, вся канва произведения. Если пианист, допустим, выражает себя и задумку композитора только посредством фортепиано, то дирижер, можно сказать, играет сразу на всех инструментах оркестра.
Почему у дирижеров одно и то же произведение может звучать по-разному?
— Дирижер должен донести до зрителя мысль, которую заложил в музыку композитор. При этом дирижер учитывает, к какой эпохе принадлежит произведение. Например, если это барокко, скрипка должна звучать более приглушенно (раньше у нее были по-другому устроены струны). Но следовать этому или нет — конечно, личное дело каждого. Именно поэтому у дирижеров получаются разные интерпретации одних и тех же симфоний. Иногда они звучат даже с разной скоростью. Дирижер может смотреть на произведение иначе, чем его коллеги, использовать свой личный опыт, который сказывается на музыке.
Как раньше обходились без дирижера?
— Профессия дирижера появилась относительно недавно, в начале XIX века. Раньше оркестром управлял один из музыкантов, чаще всего — скрипач (выбирали самого опытного). Он отсчитывал такт ударами своего смычка или же просто кивками головы. Иногда в роли главного был клавесинист или виолончелист. Но музыка развивалась, материал усложнялся, и человек просто не успевал одновременно и руководить, и играть.
Если заглянуть в еще более далекое прошлое, то, например, в древнегреческом театре во главе хора был корифей. На его ногах были сандалии с железными подошвами, с помощью них ему было удобно отбивать ритм.
А палочкой дирижеры всегда пользовались?
— Нет. Дирижерская палочка в том виде, в котором мы знаем ее сегодня, появилась в XIX веке. Некоторое время до нее использовали баттуту. Это могли быть жезл или трость, служившие для отбивания такта. Кстати, именно баттута стала причиной смерти Жан-Батиста Люлли, создателя французской оперы и придворного композитора короля Людовика XIV. Отбивая ритм во время исполнения произведения Te Deum, написанного по случаю выздоровления короля после тяжелой болезни в 1687 году, Люлли пробил стопу острым наконечником баттуты. Началось заражение крови, и композитор вскоре скончался.
Еще использовали свернутые в трубочку ноты, другие предметы, дирижировали и руками.
Но пользоваться или нет палочкой сегодня — это личное дело каждого дирижера. Валерий Гергиев, например, предпочитает держать в руках зубочистку.
Что делает дирижер?
В новом выпуске рубрики, посвященной самым интересным вопросам, так или иначе связанным с музыкой, «Волна» объясняет вещь, непонятную многим людям, далеким от академической музыки, — в чем заключается работа дирижера симфонического оркестра.
«Дирижера можно сравнить сразу с двумя людьми: во-первых, с режиссером в драматическом театре, во-вторых — с регулировщиком движения. Техническая функция дирижера заключается в том, чтобы координировать между собой различные группы в оркестре. В симфоническом оркестре может быть от 60 до 120 человек, это многолюдное собрание. На сцене все эти люди сидят таким образом, что друг друга они зачастую не видят и не слышат. Скажем, через звуковую стену, которая разделяет первые скрипки, сидящие по переднему краю, и тромбоны в глубине, в правом дальнем углу, до них попросту не доходит, что играют другие. Если оркестранты при этом разойдутся — будет катастрофа, начнется какофония.
Чтобы предотвратить это, как раз и нужен дирижер — чтобы музыканты были скоординированы между собой, чтобы они играли слаженно, в едином темпе и настроении, что называется, «дышали вместе». Плюс ко всему этому дирижер должен заблаговременно показать вступление тех или иных инструментов. Конечно, музыканты сами умеют считать паузы, могут отсчитать 25 тактов и снова вступить, но иногда количество тактов в паузе измеряется сотнями, а иногда у некоторых инструментов в произведении всего несколько нот, а между ними минуты полнейшего молчания. Дирижер должен точно знать партитуру и указать музыкантам момент вступления. Функция дирижера в таком виде существовала не всегда, только с начала XIX века. До этого в оркестре, конечно же, было первое лицо, но это был либо первый скрипач, либо человек за клавесином — нередко это был сам композитор, дирижирующий собственное произведение. Но оркестры во времена барокко были меньше, ими было гораздо проще управлять, и инструментов было меньше — и не только в количественном отношении. В XVIII столетии в оркестре было гораздо меньше разновидностей духовых и ударных инструментов, чем в романтическом оркестре времен Чайковского и Вагнера.
Клаудио Аббадо дирижирует Первую симфонию Густава Малера
Но не надо забывать про вторую, творческую функцию дирижера. Вообще, если назвать любого дирижера в лицо регулировщиком, это будет как пощечина, и плохих дирижеров оркестранты называют именно так, имея в виду, что они только умеют показывать темп и ритмическую сетку — и ничего более. Хороший же дирижер сродни хорошему режиссеру в театре: это человек, который выстраивает форму спектакля, задает темп, ритм, настроение, обрисовывает характеры героев — в данном случае разных инструментов симфонического оркестра. А самое главное, он создает интерпретацию произведения, которое ему доверено.
Дирижеры, как и музыканты других специальностей, учатся в консерватории — но считается, что это возрастная профессия. Говорят, что 40–50 лет для дирижера — это молодость, зрелость наступает позже. В консерватории работают над дирижерской техникой, над тем, чтобы движения рук и корпуса были максимально понятными, четкими и ясными. Это своего рода хиромантия, или, более примитивно, сурдоперевод: ты должен не произнося ни слова, объяснить свои намерения музыкантам — темп, нюансы, динамику, характер музыкальной фразы, особенности баланса оркестровой фактуры, какие группы инструментов в данный момент более важны, какие — менее. Это невербальный способ коммуникации с помощью жестикуляции, который осуществляется не только руками, но и всем корпусом. Некоторые особо колоритные дирижеры даже танцуют за пультом, но это ни о чем не говорит — иногда такие активные телодвижения абсолютно бесполезны, хорошие дирижеры часто ограничиваются очень экономными жестами — а звучание оркестра при этом может напоминать извержение вулкана.
Леонард Бернстайн дирижирует Шестую симфонию Бетховена
Симфонический оркестр — не машина, а партитура — не точная инструкция к применению, не все указания, которые там есть, точно применимы к музыке. Да, конечно, там есть обозначения темпа, штрихов, детали артикуляции и фразировки, но это скорее руководство к действию, не цель, а средство ее достижения. Скажем, темп adagio, медленно, — в нем одном есть свои градации и изменения, и у каждого дирижера время в adagio пульсирует по-разному — это и есть простор для интерпретации. Авторский текст не воспринимается как непреложная данность. Это точка отсчета для дирижера, для создания его собственного прочтения и видения: так же, как пьеса Чехова, Гете или Ибсена — точка отсчета для режиссера. Только в классической, академической музыке есть незыблемое правило: авторский текст дается без конструктивных изменений. Нельзя поменять инструментовку, поменять части симфонии местами, кардинально изменить темп, поменять характер на противоположный. Вы создаете интерпретацию в рамках тех границ, которые даны композитором. Режиссеры в драматическом театре свободнее: они делают с пьесой, что хотят, — для них авторский текст — это гипс, из которого они могу слепить то, что им угодно. Дирижеры имеют дело с законченным произведением искусства, их задача — придать ему новый ракурс, новое звучание, свою индивидуальную интонацию. Это сложнее — но так еще интереснее».
Чем занимается дирижер? Его основные обязанности
Сегодня каждый знает, что оркестром руководит особый музыкальный специалист – дирижер. Но так было далеко не всегда.
Во многих оркестрах прошлого подобной должности не было и некоторые обязанности художественного руководителя объединения музыкантов исполнял кто-то из участников коллектива. Таким образом, должность дирижера как самостоятельное направление в музыке сформировалось лишь к XIX веку.
Особенности профессии дирижера
Принято считать, что дирижер – это музыкальный деятель, который берет на себя управление музыкантами во время исполнения композиций. Поэтому у дирижера есть несколько профилей работы:
Как можно понять из названия, дирижер оркестра работает именно с такой формой объединения музыкантов. Более того, дирижер и оркестр – это некий единый организм, который существует исключительно в тандеме. Все участники хорошо понимают особенности манеры исполнения друг друга, умению чувствовать чужое настроение и подстраиваться под него.
При этом дирижер – это не просто руководитель. Его роль носит далеко не технический или формальный характер. Дирижер – это человек, который дает акценты музыкальным композициям через собственное восприятие произведений. Он может менять тональности, продлевать паузы или акцентировать внимание слушателей на определенный инструментальных партиях. Иными словами, дирижер оркестра – это музыкальный аналог режиссера постановки. Они имеет исходный материал произведения, но вносит в него свое мировосприятие.
Кроме этого, дирижер оркестра, конечно же, отвечает за чистоту выступления коллектива. Во многом именно от дирижера зависит будет ли выступление оркестра успешным или не понравится публике.
Одним словом, профессия дирижера требует не просто умения руководить, но и безупречного слуха и таланта.
Обязанности дирижера оркестра
Источник фото: User:Lonecello/commons.wikimedia.org
В перечень обязанностей этого музыкального деятеля необходимо включить следующее:
создание графика репетиций и выступлений;
работа над составом оркестра;
проведение мероприятий по адаптации участников оркестра;
работа с музыкантами, которым необходимо повысить навыки владения музыкальным инструментом;
совместное выступление, руководство оркестром.
У любого дирижера должен быть определенный набор навыков:
особенности музыкальных инструментов;
чтение нот и другие музыкальные знания;
Требования к дирижеру оркестра
Для того, чтобы работать дирижером, необходимо соответствовать жестким требованиям:
высшее музыкальное образование;
подвижность и гибкость пальцев
Где могут работать дирижеры
Присутствует мнение, что дирижер может работать только в профессиональном коллективе, но на самом деле есть достаточно большое число мест, куда возможно устроиться на работу:
музыкальные школы и училища;
профессиональные и любительский оркестр.
У дирижера достаточно плотный и насыщенный график. Он проводит репетиции, индивидуальные встречи с музыкантами, разрабатывает и планирует дальнейшие выступления.
Где выучиться на дирижера?
Источник фото: artesitalia/Pixabay
Пусть дирижер оркестра и представляет собой творческую специальность, но для получения этой работы необходимо иметь профильное образование, которое возможно получить в музыкальных учебных заведениях.
Чаще всего будущий дирижер начинает получать профильное образование еще в детстве. Сначала он идет в детскую музыкальную школу, а после получения начального образования следует поступление в училище или высшее учебное заведение по направлению «Дирижерское искусство».
Качества дирижера оркестра
Профессиональный дирижер оркестра должен обладать следующими качествами:
Средняя зарплата дирижера
Заработная плата представителя данной творческой профессии определяет тем, насколько признан его дирижерский талант. Поэтому естественно наиболее высокий доход имеют дирижеры с громким именем в профессиональных кругах.
Таким образом, средняя заработная плата дирижера оркестра в различных регионах России составляет около 15 000 рублей. Если же брать крупные концертные площадки в мегаполисах, то заработная плата дирижера может составлять примерно 30 000 рублей.
При этом доходы известных дирижеров, которые активно гастролируют как в России, так и за рубежом, неизвестны.
Плюсы и минусы профессии дирижера
К положительным моментам профессии можно отнести следующее:
возможности и перспективы развития, профессионального роста;
возможность самостоятельно прорабатывать репертуар.
Дирижер – это руководитель музыкального коллектива
Дирижер, в понимании обывателя, далекого от музыки, – это человек, стоящий спиной к зрителям и зачем-то размахивающий руками на выступлениях симфонического оркестра. Но люди искушенные понимают, что без его координирующих действий невозможно добиться слаженного звучания музыкального коллектива.
Итак, кто такой дирижер на самом деле. Формально это человек, который при помощи движений рук, пальцев и головы руководит репетициями и выступлениями группы музыкантов, а также доносит до них свое прочтение исполняемого музыкального произведения. А по сути, он объединяет творческую энергию всех оркестрантов и направляет ее в единое русло для реализации замысла композитора.
История профессии
Название профессии происходит от французского diriger, что означает «направлять», «руководить». Еще в давние времена (в Древнем Египте и Греции, средневековой Европе) использовались определенные приемы для управления музыкальными группами. Позже для синхронизации игры исполнителей отбивался такт ногой, специальной палкой (баттутой) или смычком. Однако в отдельное направление со своими особенностями и специфическими навыками дирижирование окончательно выделилось только в конце XIX века.
Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца XVIII столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался привычный нам неизменный атрибут – небольшая палочка (хотя сейчас многие обходятся без нее). Знаменитые дирижеры, такие как Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз, работали уже не только со своими коллективами, но и активно гастролировали.
В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, в частности церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.
Описание профессии
Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.
У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.
Можно выделить два основных вида дирижирования:
Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.
На каких специальностях лучше учиться
Теперь рассмотрим вопрос, как стать дирижером. Для этого нужно получить высшее образование по одной из специальностей:
Чтобы поступить на эти направления, необходимо предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе. Но основное и самое сложное – это пройти творческое и профессиональное испытание, а также собеседование.
Лучшие вузы для обучения
Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:
В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.
Обязанности на работе
Поговорим о том, что делает дирижер на своем рабочем месте. К его основным функциям можно отнести:
Совместно с руководителем коллектива дирижеру приходится выполнять и ряд административных функций, например подбор новых хористов или инструментальных исполнителей вместо выбывших сотрудников. Также он принимает активное участие в формировании концертной программы, графика выступлений и гастролей.
Кому подходит
На вопрос: «Дирижер – это кто, ремесленник или творец?» – ответить довольно просто. Это штучная профессия, своего рода призвание, научиться которому, как ремеслу, практически невозможно. Стать им способен только тот человек, который по-настоящему влюблен в музыку, чувствует все ее оттенки и понимает задумки автора. Количество профессиональных качеств, которыми он должен обладать, просто зашкаливает:
Чрезвычайно важны и личные свойства специалиста:
Последний пункт имеет немалое значение. «Отмахать» руками четырехчасовую оперу или двухчасовой концерт способен далеко не каждый. Именно поэтому дирижирование остается в основном мужской профессий, хотя есть и исключения, такие как Жанна Эврар, Надя Буланже и Сабрие Бекирова. Однако хоровой дирижер использует не такой силовой стиль, как инструментальный, более мягкий, поэтому здесь женщин больше.
К плюсам специальности можно отнести занятие любимым делом, возможность заявить о себе и самореализоваться, шанс пробиться в музыкальную элиту. Минусы – высокий порог вхождения в профессию, сложность и длительность обучения, физические и психологические перегрузки, сомнительные перспективы карьерного роста.
Сколько получают
По данным из интернета, средняя зарплата профессионала, управляющего музыкальным коллективом, колеблется в пределах 15–30 тысяч рублей. Кто видел, как работает дирижер, понимает, что это просто смехотворная сумма, уступающая почти всем творческим профессиям. В столичных оркестрах можно рассчитывать на 50-60 тысяч рублей.
Ситуация меняется к лучшему только тогда, когда дирижер достигает вершин профессионального мастерства и широкого признания. Так, доход Владимира Спивакова, руководящего «Виртуозами Москвы» и Национальным филармоническим оркестром, в 2018 году составил более 73 миллионов рублей. Примерно столько же зарабатывает и Юрий Башмет («Новая Россия» и «Солисты Москвы»). Владимир Федосеев (Большой симфонический оркестр) получил за год 6,5 миллиона рублей. А доходы самых богатых представителей классической музыкальной тусовки Валерия Гергиева (Мариинский театр и ряд других площадок) и Михаила Плетнева (Российский национальный оркестр) уже несколько лет не публикуются.
В развитых европейских странах дирижеры средней руки получают около 3 тысяч долларов, в США – до 10 тысяч. Зарплата в Нью-Йоркском симфоническом оркестре составляет 20 тысяч долларов плюс дополнительные доходы за гастрольные туры и другие выступления.
Как построить карьеру
Стать дирижеров весьма непросто, для этого нужно пройти длинный путь. Все начинается с обязательной музыкальной школы, после чего необходимо поступать либо в музыкальное училище, где можно стать только мастером по управлению хоровым коллективом, либо в высшее учебное заведение (консерватория, институт культуры или академия), дающее право управлять симфоническим оркестром.
Искать себе работу желательно уже со студенческой скамьи, подрабатывая по специальности в профессиональных коллективах, поскольку на сайтах трудоустройства вы таких вакансий не найдете. Большинство начинает свою деятельность в детских музыкальных школах, филармониях, провинциальных театрах. Для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице, то есть перехода в более престижный коллектив, необходим талант, опыт, хорошее портфолио, положительные отзывы зрителей, настойчивость и везение.
Перспективы профессии
Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».
Автор: Алексей Кузнецов
Дирижёр
Дирижер – человек, который контролирует и руководит процессом разучивания, исполнения музыкальных произведений. Работает с хорами, ансамблями, оркестрами, певцами. Деятельность тесно связана с музыкальным искусством. Профессия подойдет для людей, обладающих идеальным музыкальным слухом. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
Профессия дирижер древняя, название походит от французского слова diriger (рус. управлять, руководить, командовать). Дирижер работает с инструментальными ансамблями, оперными, военными и симфоническими оркестрами, коллективами, использующими народные инструменты. Специалистов, руководящих хорами, называют хормейстерами. Дирижеры великолепно знают сольфеджио, играют на фортепиано или другом клавишном, струнном, ударном музыкальном инструменте. Объединяют в себе черты творческого человека и руководителя, что позволяет им добиться дисциплины и безупречного ансамблевого звучания.
Особенности профессии
Дирижеры могут писать музыку, выполнять аранжировки классических произведений. Однако во время концерта дирижер не играет на музыкальном инструменте, а осуществляет руководство исполнителями. Он несет ответственность за:
Во время работы использует дирижерскую палочку, набор жестов и знаков, которые передает руками или с помощью мимики. Дирижеры тонко чувствуют музыку, способны понимать все ее оттенки, обладают идеальным слухом и влюблены в свою профессию. Дирижеры являются объединяющим звеном между музыкантами!
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Минусы
Важные личные качества
Дирижер – экспрессивный, очень активный и достаточно строгий человек, который отличается требовательностью и принципиальностью. Он ставит безупречный результат превыше всего, а также обладает другими важными чертами:
Дирижер отличается хорошим здоровьем, музыкальным слухом, актерскими задаткам и навыками, необходимыми для импровизации. Не теряет присутствие духа в случае форс-мажора.
Обучение на дирижера
Будущие дирижеры получают профильное образование в вузах, делая выбор в пользу следующих направлений подготовки:
При поступлении необходимо хорошо сдать ЕГЭ по литературе и русскому языку – это обязательные предметы. В разных вузах требуются дополнительные результаты ЕГЭ по истории, обществу или иностранному языку.
Каждый абитуриент в обязательном порядке проходит собеседование, творческое испытание или экзамен, реализуемые на базе вуза. К будущим дирижерам выдвигают серьезные требования, поэтому профессию чаще всего выбирают люди, имеющие начальное (музыкальная школа) или среднее (колледж) музыкальное образование. Например, во время творческого испытания нужно успешно сдать устный экзамен по теории музыки или исполнить сольную программу на фортепиано.