В чем заключается работа почтальона в россии
Кто приносит почту: профессия почтальон
Бумажные письма постепенно теряют популярность как средство коммуникации. Для этого уже почти везде есть стабильный интернет и мобильная связь. Однако почтовая служба никуда не исчезла и продолжает функционировать.
Конечно, почта стала значительно реже заниматься именно доставкой писем, но посылки и корреспонденция все еще можно получать при помощи почтовых отправлений. Таким образом, профессия почтальона не потеряла актуальности.
Как появились почтальоны?
В Новое время почтовое сообщение приобрело систематизированный и массовый характер. Письма фактически были единственным способом для общения людей на расстоянии, поэтому в бесперебойной деятельности почты были задействованы многочисленные сотрудники, несущие ответственность за тот или иной этап получения или отправки писем. И служащего ведомства, который несет ответственность за доставку письма адресату, стали называть почтальоном.
В России это название появилось при Петре I в 1716 года, а ранее этих служащих называли почтарями. На протяжении нескольких веков его обязанности почти не менялись, но вот с развитием средств связи произошел некоторый упадок профессии. Тем не менее даже сейчас почтальон продолжает исправно выполнять свои обязанности, занимаясь в основном посылками и доставками коммунальных платежек.
Обязанности почтальона
В перечень обязанностей данного специалиста следует включить следующее:
получение и доставку корреспонденции, писем, бандеролей, посылок, телеграмм;
оформление соответствующей документации;
сортировка и расфасовка полученных писем, посылок и прочих отправлений;
работа с пенсионными выплатами;
при необходимости консультирование посетителей почты;
отслеживания состояния использующегося оборудования;
работа в почтовом отделении (прием и выдача писем, осуществление переводов, консультации).
Для того, чтобы выполнять перечисленные выше обязанности, необходимо знать следующее:
разновидности существующих почтовых отправлений;
принципы обработки полученных отделением писем и прочей корреспонденции в зависимости от их вида;
порядок работы с пенсионными выплатами и сопутствующей документацией;
географию обслуживаемого района (улицы, количество домов, код домофонов);
сроки доставки тех или иных направлений, сроки их хранения в почтовом отделении;
действующие тарифы на отправления.
Источник фото freepik
Требования к навыкам почтальона
Работать почтальоном может только совершеннолетний, прошедший специальный инструктаж. Специалист несет полную ответственность за сохранность почтовых отправлений, сроки их доставки. Если речь идет об отдаленных населенных пунктах, то почтальон должен уметь управлять каким-либо транспортным средством для того, чтобы осуществлять доставку. Наиболее часто это, конечно, был велосипед.
Такая работа требует хорошей зрительной памяти, умения ориентироваться на местности и запоминать маршруты, а при необходимости и читать карты.
Необходимо также отметить, что почтальон работает в любых погодных условиях, поэтому специалист должен обладать достаточным здоровьем и выносливостью, чтобы совершать длительные пешие переходы.
Другим не менее важным требованием является внешний вид сотрудника почтового отделения. Поскольку почтальон работает непосредственно с людьми, ему следует выглядеть презентабельно.
Где выучиться на почтальона?
На сегодняшний день профессия почтальон не требует наличия среднего специального или высшего образования, да и профильных учебных заведений для данной сферы не существует. А из-за графика работы достаточно часто почтальонами работают студенты заочных образовательных учреждений. Как известно, рабочий день специалиста начинается рано утром.
Если речь идет о почтальонах в сельской местности, то им в обязательном порядке необходимо уметь управлять транспортным средством. Кстати, раньше для почтальонов умение ездить на велосипеде было обязательным условием.
Аттестация почтальонов
Сама аттестация проходит в формате письменного тестирования, а затем собеседования с аттестационной комиссией. Однако до этого члены комиссии, во-первых, знакомятся с характеристикой на работника от его непосредственного руководства, изучают материалы его личного дела.
Источник фото jcomp/freepik
Разряды почтальонов по ЕТКС
Уровень квалификации специалиста определяет степень его нагрузки и масштаб работ.
Почтальон 1 разряда
Может работать на одном участке в городе, а также выходить на замену на нескольких участках. Если же специалист работает в сельской местности, то радиус его работ не должен превышать 5 км.
Почтальон 2 разряда
Может работать заменой на 3-4 участках в городе, а в сельской местностью его маршрут не должен превышать 100 км.
Почтальон 3 разряда
Заменяет от 5 и более доставочных участков, а также проводит сопровождение на маршруты в сельской местности проводят маршруты более 100 км.
Личностные качества почтальонов
Работа почтальоном требует не только наличия выносливости, хорошей зрительной памяти, а также ориентирования на местности, но и наличия определенных качеств.
В перечень необходимо включить следующее:
внимательность к деталям;
умение разрешать конфликтные ситуации.
Уровень заработной платы профессии почтальон
Вопреки тому, что почтальон работает много при различных погодных условиях, а также большую часть своего рабочего времени проводит активно, уровень его заработной платы достаточно небольшой. Так, в среднем эти специалисты получают до 20 000 рублей. При этом есть регионы, величина оклада сотрудника почтового отделения лишь превышает показатель в 7 000 рублей.
Плюсы и минусы профессии почтальон
К числу положительных моментов профессии следует отнести следующее:
удобный график работы;
возможность работать без специального образования и подготовки.
Минусами профессии являются:
низкий уровень заработной платы;
сложные условия работы;
возможности возникновения конфликтных ситуаций.
Должностные обязанности почтальона
Особенности профессии
Рабочий день у сотрудника почты начинается рано утром. Он раскладывает корреспонденцию по улицам и домам, подписывая на них адреса. Почтальону приходится сортировать письма и извещения на посылки. На каждый участок заведен журнал, в котором полностью расписаны адреса получателей и наименование печатной продукции.
В обязанности почтальона «Почты России» входит получение под расписку денежных переводов, ценных бандеролей и доставка их по указанным адресатам. Он получает их под роспись и несет материальную ответственность.
Вся корреспонденция для удобства раскладывается с учетом домов и квартир, что позволяет доставлять ее поэтапно и не переходить несколько раз с одной улицы на другую.
Профессия почтальона сложная и требует от соискателя определенных навыков.
Должностная инструкция
Что входит в обязанности почтальона? Они включают:
Должностные обязанности почтальона включают множество пунктов. Рабочий день его начинается обычно раньше официального. На каждом отделении почты у служащих своя продолжительность трудовой смены. В основном это зависит от количества почтальонов и загруженности работой.
Они постоянно приходят на работу раньше на 2-3 часа, но переработка специалистам не оплачивается. У них происходит значительная потеря свободного времени.
Права почтальона
Согласно должностной инструкции работник имеет право:
Права и обязанности почтальона, которыми он обладает, значительно отличаются по количеству пунктов. Выполнение своих функций требует от специалиста приложить максимальные усилия в период трудового дня.
Отклонение от обязанностей
Несмотря на обязанности почтальона, которые оговорены должностной инструкцией, он иногда выполняет и не официальные функции. Из-за этого работа почтового работника считается сложной.
Ему приходится каждый день сортировать большое количество корреспонденции. Из-за трудоемкости процесса его начинают проводить за несколько часов до начала рабочего дня. После сортировки вся печатная продукция должна быть доставлена адресатам.
Нормативов по количеству корреспонденции нет, поэтому почтальон разносит всю, которая поступает на отделение. Газет и журналов стало приходить меньше, но возросло количество писем. Они поступают гражданам из банков, Пенсионного фонда и других организаций.
В должностные обязанности почтальона «Почты России» входит доставка заказных писем, за которую он получает оплату. Если в этот период адресат отсутствует, почтовый служащий повторно несет письмо ему домой уже бесплатно.
Рабочее место
Рабочее место у почтальона расположено в отделении связи, где за ним закреплен определенный участок. Непосредственно в помещении работник проводит непродолжительное количество времени, и только когда занимается сортировкой корреспонденции. Основная деятельность почтальона осуществляется при доставке печатной продукции и писем.
Образование
Чтобы справляться со своими обязанностями, почтальон должен иметь определенное образование? Для такой работы специальности не требуется, все, что ему нужно знать, расскажут коллеги после заключения договора.
Особыми познаниями почтальон может не обладать, однако хорошо, когда он:
В большинстве случаев такую работу выполняют люди, которые не имеют высшего образования или студенты, ищущие дополнительный заработок.
Заработная плата
Соответствует ли обязанностям почтальона его зарплата? При любой специальности очень важно, как оплачивается труд служащего.
Зарплата почтовых работников невысока, и не соизмерима с выполняемыми ими обязанностями. Она отличается в зависимости от региона страны. Наибольший доход имеют почтальоны, которые работают в Москве и Московской области. Зарплата состоит из оклада и доплаты за дополнительные действия (продажа отдельных товаров, оформление подписки на печатные издания).
Карьерного роста такая деятельность не предусматривает, поэтому очень часто встречаются свободные вакансии.
Профессия почтальона: плюсы и минусы
В работе специалистов встречаются различные риски. Выполняя свои обязанности, почтальон иногда встречает неадекватных людей и агрессивных собак. Для защиты от животных у него имеется целый арсенал специальных средств: электрошокеры, отпугиватели собак и другое. Специалист несет полную материальную ответственность за ценные бандероли и переводы, которые он доставляет по адресам. Иногда он становится жертвой разбоя или грабежа.
К недостаткам работы почтальона относят:
Существуют некоторые ограничения, препятствующие выбору профессии почтальон. К ним относят следующие заболевания:
Работа на Почте России: вакансии и зарплата
Национальный оператор предоставляет населению разнообразные почтовые услуги и обеспечивает успешное функционирование финансовых и коммерческих сервисов. На базе почтовых отделений работают МФЦ, предоставляющие населению государственные и муниципальные услуги по принципу «одного окна». Предприятия связи тесно сотрудничают с органами МВД и подразделениями МЧС. По договоренности Почты России и РЖД между Москвой и Владивостоком ежедневно курсирует почтовый поезд. Существенно обновлен парк багажно-почтовых вагонов.
Организационная форма и структура почты
«Почта России» объединяет 41,5 тысяч отделений. Организационная структура четырехуровневая:
Отделения почтовой связи (ОПС): характеристика, функции, расположение по регионам
ОПС обеспечивают важнейшие этапы технологического цикла почтовых услуг:
Почтовые отделения отличаются своей классностью, которая определяется числом жителей и размером зоны обслуживания. Выделяют пять классов:
Чем выше классность ОПС, тем шире штат ее сотрудников. Кроме этого, классность почтового отделения влияет на размер зарплаты работников.
В 2020 г. на территории России функционировало 41788 ОПС. Самая густая сеть почтовых отделений создана в Центральном федеральном округе. Здесь работает 10800 отделений. В регионах с меньшей плотностью населения отделения ПС распределились по численности:
Доходы «Почты России» от операционной деятельности в прошлом году превысили 190 млрд руб. Чистая прибыль предприятия составила 2,7 млрд рублей. Работники получили такой результат благодаря снижению издержек, увеличению доходов от расчетов с зарубежными почтовыми службами, повышению эффекта от розничной торговли. Доходность возросла также благодаря деятельности «Почта Банка».
Средняя зарплата в компании «Почта России» составляет 17,5-24 тыс. рублей.
Помещения и оснащенность ОПС
Над входом в каждое отделение ПС висит надпись «Почта России» и ее фирменный знак. В клиентских залах на видных местах размещаются инструкции и информационные стенды. Операторы работают за столами, которые совмещены со специальными барьерными стойками. Их рабочее место обеспечено справочниками индексации, подписными каталогами, тарифами на услуги; печатями, штампами, журналами строгой отчетности, сейфом для хранения денег и электронно-вычислительной техникой и необходимыми программными продуктами. Для взвешивания почтовых отправлений имеются электронные весы.
Посетители с помощью кассовых терминалов могут оплатить почтовые услуги или налоговый сбор, совершить платеж за коммунальные услуги, погасить кредит или ипотеку.
Работа в структурах ФГУП Почта России
Численность работников почты превышает 350000 человек. Список должностей большой. Самые распространенные профессии почтовиков: оператор связи и почтальон.
В обязанности оператора связи «Почты России» входит оказание почтовых, финансовых и госуслуг. Они занимаются:
Специалист выполняет кассовые операции, работает с первичной документацией, заносит информацию в базы данных.
Работа почтальона специального образования не требует. Устраиваться на эту должность могут даже школьники. В обязанности почтальона «Почты России» входит получение и доставка писем, бандеролей, посылок, телеграмм. Разносить корреспонденцию по адресам можно только после ее сортировки и оформления соответствующей документации.
Ежегодно в ОПС России принимается, обрабатывается и доставляется около 2 млрд. писем, 60 млн. посылок, 80 млн. переводов.
Закон запрещает вскрывать почтовые отправления граждан. Поэтому почтовики стоят на страже прав граждан РФ. Розыск почтовых отправлений, проверку по претензиям федеральных и корпоративных клиентов, переписку следственного и спорного характера проводит инспектор контрольно-справочного участка. Тяжелый труд инспекторов оценивается в 11310 рублей.
Вакансии для работы на Почте России
Анализ сайтов трудоустройства показал, что сегодня в «Почта России» остаются свободными 10755 рабочих мест.
Востребованные специальности: руководители групп, менеджеры, специалисты по кредитованию, финансовые аналитики и консультанты, руководители филиалов и их заместители. У специалистов с высшим экономическим образованием, имеющим опыт управления бизнесом в федеральных или национальных компаниях, со стажем работы в коммерческой сфере на руководящей должности от 5 лет есть шанс получать максимально высокую зарплату в 150 тыс. рублей. Для этого необходимо подать заявку и пройти конкурсный отбор на должность заместителя директора филиала по почтовому бизнесу в «Почта России» (Сибирь).
В почтовой службе существует потребность в почтальонах, операторах связи, кассирах и диспетчерах. Однако и уровень их зарплат остается невысоким – 14,5-22 тыс. рублей.
Найти работу в ОПС можно и без квалификации. Актуальными остаются вакансии работников в «Почте России»: грузчики, кладовщики и сортировщики.
Общие правила трудоустройства на Почту
Чтобы устроится на работу в Почту России, достаточно найти вакансию на сайте трудоустройства и отправить свое резюме. Далее предстоит собеседование с работодателем. Там нужно предоставить необходимые документы: документ об образовании, трудовую книжку, медицинскую справку.
Новичкам назначается испытательный срок. Прежде чем получить постоянное место работы, им придется пройти обучение или стажировку.
Подработка на дому в компании Почта России
«Почта России» не предоставляет возможность гражданам, желающим работать на дому. Если такая вакансия найдена, скорее всего, ее разместили мошенники.
Зарплата и премии работников почты
Размер заработной платы почтовиков зависит от следующих факторов:
Размер заработной платы руководства зависит от средних окладов работников данной организации. Среднемесячный доход генерального директора составляет 500 средних окладов, заместителей руководителя – 350, главного бухгалтера – 150.
Меньше других почтовиков зарабатывают доставщики корреспонденции. Зарплата почтальона в РФ колеблется в пределах 11,3-19,8 тыс. руб.
За высокие планово-экономические показатели работникам почтовой службы начисляются премии: ежемесячные, квартальные и по итогам года. С 1 июля 2016 года «Почта России» ввела новую систему премирования. В ее основу положено выполнение ключевых показателей эффективности. Максимальный размер ежемесячной премии составляет 30% от оклада.
Руководство и кадровые проблемы
«Почта России» работает по принципу корпоративного управления, что соответствует требованиям российского законодательства и зарубежным практикам.
Официальными представителями унитарного предприятия было заявлено о необходимости реорганизации региональных представительств. Повышение качества работы филиалов создаст условия для роста доходов почтовиков и повышению качества услуг. Руководители ФГУП обещают устранить дублирующие функции. Начиная с 2020 года, предприятие планирует плотное взаимодействие с профсоюзами и региональными структурами власти, что позволит сделать весь процесс максимально прозрачным.
У почтовых работников возникло тревожное ожидание скорого сокращения. Однако руководство «Почты России» заверило, что сокращаться будет только управленческий аппарат. Зарплата на «Почте России» остается предельно низкой.
Еще одна проблема предприятия – неполная укомплектованность штата почтовых отделений. Это создает проблемы, связанные с распределением нагрузки рабочего времени и трудовых функций каждого сотрудника ФГУП. Руководители небольших отделений связи часто совмещают функции оператора. Почтальонам приходится разгружать почтовые автомобили, когда коллектив почты в основном женский.
Проверки государственной трудовой инспекции, проводимые в региональных филиалах «Почты России», систематически фиксируют многочисленные нарушения трудового законодательства:
Решения кадровой проблемы можно добиться только привлечением молодых квалифицированных специалистов.
Преимущества и недостатки работы на почте
Одним из главных преимуществ работы сотрудники называют хорошие отношения в трудовых коллективах. Именно теплые дружеские отношения и поддержка коллег – главная причина, благодаря которой они работают в «Почта России».
Работа на почте России гарантирует:
Работникам государственного предприятия предоставляется соцпакет, оплачиваются больничные, ежегодный отпуск, предоставляются скидки и компенсации отдыха в детских лагерях и санаториях.
Главные моменты работы среди негативных в «Почта России» – это высокие нагрузки и слабое денежное обеспечение.
Вакансии «Почта России» в Москве
Потребность столичного региона в почтовых работниках составляет 17% от общей потребности по РФ. Большие перспективы получить должность менеджера-консультанта «Почта Банк» имеют соискатели со средним специальным или неоконченным высшим экономическим образованием, имеющие опыт работы с клиентами в сферах продаж. Их ожидает работа на территории Отделений ФГУП «Почта России» по удобному графику 2/2 и с зарплатой от 45000 рублей.
Специалисты с высшим образованием, опытом работы от 3-х лет в крупной компании по направлению компенсации и льготы, умеющие работать в многозадачном режиме, обладающие аналитическими и коммуникативными способностями, могут получить должность руководителя группы по компенсациям и льготам с оплатой в 130000 руб.
Зарплата почтальонов в московском регионе составляет 13,8-22,4 тыс. руб. На эту работу ищут ответственных, доброжелательных работников с активной жизненной позицией и готовностью к длительному пребыванию на ногах.
Работа на почте в Санкт-Петербурге
В отделениях почты Санкт-Петербурга остаются вакантными 450 рабочих мест. Наблюдается потребность в менеджерах (30-80 тыс. руб.), кредитных консультантах (21-70 тыс. руб.), кассирах (19-21 тыс. руб.).
На работу в ОПС требуются грузчики (23-35 тыс. руб.), водители-экспедиторы (40-44,8 тыс. руб.) и операторы связи (12,1-17,3 тыс. руб.).
Без опыта работы можно устроиться работать сортировщицей с зп 26300 руб. Соискатель должен владеть компьютером на уровне пользователя, быть готов к поднятию тяжестей (посылки до 30 кг) и монотонному труду.
Работа в «Почта России»: отзывы сотрудников
Определить все плюсы и минусы службы помогают отзывы сотрудников. Среди положительных моментов чаше всего отмечают хорошие отношения в трудовом коллективе, близкое расположение места работы к дому и адекватное, понимающее руководство.
В качестве негативных моментов в отзывах указывают:
Пользователь «Связист» высказал мнение, что работа на почте самая неблагодарная и низкооплачиваемая. Народ сетует на то, что руководству «на все наплевать», главное – выполнение завышенных планов. Также отмечают, что обещанной прибавки к зарплате так и не случилось, платить больше не стали.
Таким образом, решив устроиться на почту, нужно предварительно взвесить все плюсы и минусы, почитать отзывы сотрудников и заранее узнать об обязанностях и заработной плате.
Один день из жизни. работника «Почты России»
До недавнего времени я работал в ФГУП «Почта России» оператором по обработке корреспонденции (раньше эта должность называлась сортировщик).
Я подробно остановлюсь на работе сортировщика, буду называть его по старинке, так удобнее понять читателю.
Все это проводится через компьютер: при помощи сканера считывается трэк-номер отправления, его еще называют ШПИ. На конверт ставится ярлычок, на нем пишется индекс того, кто отправил это письмо, и причина возврата (истечение срока, отказ от получения и т. п.). После этого письма упаковываются в ящики и наклеивается ярлык.
Примерно с 10 часов утра начинается развоз почты по отделениям. Отправления прибывают из Сортировочного центра, который находится на ж/д вокзале. Приезжают специальные автомобили, и начинается прием отправлений. Это заказные и простые письма, посылки и бандероли, а также газеты, которые выписывают люди, проживающие в зоне обслуживания.
Почтовые грузы по специальному конвейеру попадают в отделение и делятся на типы. В некоторых отделениях этого нет, и тяжелые ящики вынуждены таскать на себе все работники отделения связи. Все пересчитывается и передается акт водителю о том, что все получено в целости и сохранности и не утеряно.
Далее начинается сортировка отправлений. Письма и газеты раскладываются по доставочным участкам. На письмах ставится штамп с датой и временем прибытия. Простая корреспонденция (письма без трэк-номера, газеты и открытки) сразу после сортировки отдаются почтальонам.
Помимо «почтальонских участков», есть еще госорганы и юрлица, для которых выделяются отдельные ячейки. Это всевозможные суды, прокуратура, полиция, «письма счастья», другие органы власти, адвокаты, ООО, АО и т.д., если, конечно, они есть на территории обслуживания. Такие письма, а их может быть до 300 штук на одну организацию, забираются либо в ОПС представителем организации по доверенности, либо доставляются водителем-курьером «Почты России» по адресу организации. Например, все суды получают почту через курьера-водителя.
После сортировки предстоит обработка заказной корреспонденции на компьютере, делается это при помощи сканирования штрих-кода (ШПИ). Далее вносится информация в базу: кто получатель, какой адрес, вес письма, тип. После этого печатаются извещения для физлиц либо накладные, где много писем для юрлиц. Работу эту надо выполнять очень быстро, так как почтальоны не могут долго ждать, им надо идти разносить письма и успеть до вечера. Кроме этого, ближе к полудню приезжают те самые курьеры, которые развозят почту в организации. Необходимо, чтобы все это было готово к приезду водителя. Опять же в те же суды письма иногда увозятся мешками. Иначе за нарушение графика доставки ему полагается штраф, от которого маленькая зарплата уменьшается еще намного.
Помимо этого, кое где приходится выдавать письма получателям, то есть помогать операторам, и все это надо делать вместе со своей работой. Отвлекаясь на выдачу, теряешь много времени.
После того, как вся срочная корреспонденция обработана, можно пойти и пообедать законные 30 минут. Далее идет обработка писем, посылок, которые организации и физлица заберут только на следующий день, и тут уже никто не подгоняет. Конечно, есть определенное время, до которого нужно обработать почту, это примерно 17:00, иначе тоже следует наказание.
Если все хорошо, а обычно так и бывает, то можно приступать к возврату невостребованных писем, о которых я писал в начале. Также еще необходимо поставить календарный штемпель (КПШ) на уведомления о вручении писем, и рассортировать их по разделам: город, край, Россия, международное направление. Также необходимо зарегистрировать все мелкие пакеты в системе. Распечатать на них извещение. А на простые мелкие пакеты ПМП направить СМС о доставке. На этом рабочий окончен, это почти всегда 6 часов вечера.
С осени ситуация маленько стабилизировалась. В январе обещают повысить зарплату на 200 рублей. Сейчас она составляет примерно 8 000 рублей. С премией можно дотянуть до 10 000 рублей. Выходной всего один, но и его могут забрать, отправив в другое отделение помогать.