В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур
Консультация «В чём заключается развивающий характер мониторинговых процедур?»
Юлия Андрианова
Консультация «В чём заключается развивающий характер мониторинговых процедур?»
Статья «В чём заключается развивающий характер мониторинговых процедур?»
В настоящее время деятельность практическая стала все чаще приобретать характер мониторинга, который предвидит интегративное взаимодействие всех структур и компонентов для более качественного достижения поставленной задачи. Мониторинговая деятельность как вид деятельности перестает быть прерогативой только профессиональных технических сфер, она активно вживается в педагогические, психологические, социологические и управленческие профессиональные области.
Мониторинг осуществляет выявление и оценивание проведенных педагогических действий, и тем самым идет обеспечение обратной связи, которая осведомляет о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным задачам. Мониторинг несет в себе различные качественные характеристики. Это и диагностическая система, и система слежения, и система контроля, и система наблюдения. Можно прийти к выводу, что мониторинг – это некая система, которая направлена на получение необходимой информации о динамике изменений объекта, за которым происходит наблюдение.
Формирование мониторинга идет как формирование системы многоуровневой, системы повторяющихся процедур диагностических, которые проводятся с использованием методик количественных, максимально объективирующих показатели качественные выбранных объектов. Мониторинговая система способна не только зарегистрировать состояние ее на текущий момент, но и может давать необходимые материалы и основания для качественного анализа, для постоянного сравнения, для коррекции управленческих решений.
В процессе работы проводимого мониторинга осуществляется целостное представление о состоянии дошкольного образования с точки зрения его соответствия установленным требованиям. Это поможет выявить самые сильные и наиболее слабые стороны в работе дошкольного учреждения, следовательно, провести анализ имеющихся причин несоответствия нормам. Потом можно запланировать работу до их полного устранения, а позже провести корригирующие мероприятия.
Основная задача мониторинга заключается, прежде всего, в скорейшем предупреждении всевозможных нежелательных воздействий используемых педагогических технологий, стиля общения педагогов на здоровье и психоэмоциональное состояние дошкольников. Необходимая информация, которую получили в ходе мониторинга, дает нам возможность корректировать образовательный процесс и развивающую среду дошкольного учреждения. Мониторинг выступает одним из главнейших средств, благодаря которому меняется само пространство информационное, следовательно, увеличивается степень повышения объективности, оперативности и доступности самой информации.
На разных уровнях образования предпринимаются попытки создания системы мониторинга, исследуются разные аспекты педагогического труда. Об огромном интересе к этой проблеме свидетельствуют многочисленные монографии и статьи. Отсутствие определенности по некоторым вопросам, многообразие существующих точек зрения позволяют исследователю действовать в режиме поиска, инноваций.Этим определяется и цель многочисленных трудов и разработок ученых: обобщить и систематизировать имеющиеся подходы, на их основе выстроить теоретическую модель, которая может показать свою эффективность или неэффективность в процессе апробации. Показателем эффективности действия модели должно стать повышение качества образования. Однако это возможно только при условии совершенствования процесса на основе собранной объективной информации. Таким образом, о повышении качества образования можно говорить только тогда, когда результаты мониторинга станут основой для инновационной деятельности всех участников (субъектов) образовательного процесса.
В рамках мониторинга его субъектами выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и педагоги, и воспитанники, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее. В свою очередь, каждый субъект образования выступает в качестве объекта для структур более сложного уровня.
Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.
На уровне образовательной программы объектами мониторинга могут быть:
• процесс освоения программы, предмета;
• интеграционные процессы в обучении;
• процесс обновления, совершенствования, содержания, методик, технологий обучения, средств контроля усвоения учебного материала;
• качество образовательного процесса и т. д.
В общем виде качество образования можно определить как совокупность его свойств и их проявлений, которые способствую удовлетворению потребностей человека и отвечают интересам самого общества и государства в целом.
А в более узком понимании качество образования можно рассмотреть как особенность личности, которая необходима человеку для того, чтобы осуществить ту или иную его деятельность.
На современном этапе качество образования – это не только соответствие знаний воспитанников, заявленные в государственном образовательном стандарте, но и успешная деятельность всего образовательного учреждения, а также деятельность каждого педагога в отдельности и администратора в направлении обеспечения качества предоставленных образовательных услуг.
Качество выступает очень сложным и противоречивым определением,из данного понятия его исходят принципиальные противоречия: между динамическими и статическими моментами качества, между реальными проявлениями и внутренней его сущностью, между качеством процесса и качеством результата. Названные противоречия в философском понимании качества предусматривают и саму сложность педагогической проблемы обеспечения качества и управления качеством в образования.
Точное выполнение государственных образовательных стандартов сможет обеспечить единство образовательного пространства государства и может гарантировать право дошкольников получить полноценное и качественное образование. А средством, при котором можно отследить выполнение образовательных стандартов выступает мониторинг.
Объектами мониторинга выступают:
• группа организации, осуществляющей образовательную деятельность в сфере дошкольного образования;
• организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере дошкольного образования в целом;
• система управления образованием, реализуемая на уровне местного самоуправления;
• система государственного управления в сфере образования, реализуемая на уровне государственной власти субъектов Российской Федерации;
• система государственного управления в сфере образования, реализуемая на
Дошкольное учреждение является одним из видов образовательных учреждений, безусловно, имеет общие черты, которые присущи любому из них, связаны с их общим направлением на обучение, воспитание и развитие дошкольников. А между тем функционирование дошкольных учреждений очень сильно могут отличаться от процессов, которые происходят в других образовательных учреждениях, в силу специфики возраста, содержащихся в них детей.
На современном этапе в научных педагогических источниках рассматривают различные виды мониторинга:
• психолого-педагогический (Г. А. Карпова);
• профессиональный (С. Н. Силина);
• мониторинг качества образования (В. А. Кальней, С. Е. Шишков);
• мониторинг как способ регулярного отслеживания качества усвоения знаний (А. М. Багиров, В. Г. Горб, Е. В. Зайка и другие).
Для того чтобы вся система мониторинга в ДОУ соответствовала данному определению, нужно проделывать очень большую аналитическую работу, в результате которой можно определить проблемные зоны, выявить возможности выстраивать, спрогнозировать и формировать будущее. При этом деятельность управления должна строиться таким образом, чтобы через рефлексию, глубокое изучение заданных проблем, проведение методических объединений, семинаров, целого ряда методических и педагогических советов можно было уже точно представлять состояние управляемой системы и тенденции, которые в ней сложились.
Созданная управленческая структура обязана очень четко определять взаимное действие между собой всех участников учебного процесса и воспитательного процесса, с одной стороны, и ресурсы внутренние и внешние – с другой.
В структурном управлении ДОУ основной функцией мониторинга принято считать обеспечение обратной связи между управляющей и управляемой системами. Следовательно, мониторинг может происходить где угодно, где есть необходимость сравнить фактическое состояние какой-либо системы с намеченным результатом. Поэтому, можно определить задачу мониторинга – уменьшить разницу между фактическим состоянием ижелаемым. Для качественного проведения мониторинга важными условиями являются его стабильность, надежность и долгосрочность.
Сам мониторинг сможет помочь наладить систему взаимного действия в структуре управления детского сада, выявлять конкретные ситуации на педагогическом совете или собрании всего трудового коллектива, совещании при заведующем ДОУ или на заседании методического совета ДОУ. Какая – то часть необходимых вопросов может быть решена родительским комитетом ДОУ и профсоюзным комитетом данного образовательного учреждения. Для качественного обеспечения обоснованности принятых решений нужна объективная оценка состояния управляемой системы и изменений, которые происходят в ней. Это можно представить возможным только при условии организовать мониторинг качества образования.
Мониторинг качества образования, по одному из определений, истолковывается как системное наблюдение, оценка и прогноз состояния образовательной системы ДОУ в плане соответствия государственным образовательным стандартам (нормам).С целью зафиксировать достижения воспитанников и отследить результаты их развития в дошкольном учреждении нужно организовать диагностику учебно – воспитательного процесса, в которой учитываются все параметры развития детей от 1,5 до 7 лет.
Главные методы проведения диагностики в ДОУ – наблюдение, эксперимент, беседа и проведение анализа продуктов деятельности дошкольников. Созданная мониторинговая система позволяет решить ряд наиболее важных задач по эффективному улучшению качества образовательного процесса и провести аналитически – обоснованную работу с целью его совершенствования с учетом возможностей каждого субъекта образовательного процесса.
Основой мониторингакачества образования являются три аспекта:
• Общественный аспект можно определить социально – экономическими условиями общества (уровень жизни, экономический потенциал страны);
• Социальный – соответствием образовательных услуг реальному запросу заказчика (родителя);
• Педагогический – может обозначать реализацию принципа вариативности в образовании, переход к личностно – ориентированному взаимному действию педагога с детьми.
В актуальности применения мониторинга в ДОУ необходимо:
• выявить успехи и результаты протекания образовательного процесса;
• провести обучение всех педагогов применению самоанализа и давать самооценку динамике своей деятельности в образовательном процессе;
• осуществить целесообразное управление качества состояния образовательного процесса;
• спрогнозировать перспективное развитие объектов или субъектов всего образовательного процесса.
Цель мониторинга – в выявлении степени соответствия или несоответствия результатов деятельности ДОУ стандартам дошкольного образования.
Так как ДОУ представляет собой функциональный организм, состоящий из множества уровней, то и система мониторингакачества образования в нем динамично функционирует по семи блокам:
1. качество управления и менеджмент;
2. качество учебного плана, качество образовательной программы;
3. качество достижений воспитанников, их здоровье и здоровый образ жизни;
4. качество эффективности работы педагогического коллектива, как единой команды;
5. качество компетентности педагогов по всем направлениям, включая работу с семьями воспитанников;
6. качество культуры образовательного учреждения, психологический микроклимат;
7. качество образовательных ресурсов ДОУ.
Следовательно, мониторинг качества образования направлен на оценку успешного приближения дошкольного учреждения к запланированному уровню качества образовательного процесса, и включает в себя сбор информации. Осуществляется по определенному набору показателей с помощью необходимых процедур, и на выходе дается оценка ситуации и состояния объектов также в определенной форме.
Педагогический мониторинг призван обеспечивать педагогов и администрацию качественной и своевременной информацией, которая необходима для принятия управленческих решений. Он должен определять, насколько эффективны педагогические средства, которые используются в образовательном процессе, насколько дидактические средства (методы обучения, режим учебной работы, формы обучения) соответствуют заявленным целям и возрастным особенностям дошкольников, специфике среды их жизнедеятельности. Поэтому, существует четкое распределение работы на основе последовательных действий в проведении мониторинга, которое способствует достижению его эффективности.
В настоящее время мониторинг используется в педагогической науке и практике в двух аспектах. Во-первых, как педагогическая технология образовательного процесса, способствующая решению актуальных образовательных задач. Во-вторых, как средство получения информации в процессе проведения научных исследований или управленческого контроля.
Владение методами мониторинга является одним из слагаемых овладения методологической педагогической культурой, а также формирования конструктивно – деятельностной позиции педагога-исследователя, значение которой возрастает при переходе от рецептивно – отражательного к конструктивно – деятельностному подходу в научной и образовательной деятельности на современном этапе развития педагогической науки и практики. Все это в свою очередь является непременным условием профессионального самоопределения каждого педагога. Условием того, что, став носителем такой культуры, и стоя на такой платформе, преподаватель сможет не только концептуально осмысливать свою деятельность, но и самостоятельно создавать технологии обучения, отвечающие современным целям подготовки будущего педагога.
Мониторинг самостоятельной работы может применяться практически во всех сферах жизни. Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что, используя компьютерные информационные технологии и соответствующее программное обеспечение, можно осуществлять более тесный и глубокий контроль выполнения самостоятельной работы не только на выходе, но и на всех текущих этапах работы. Это даст подробную и более полную информацию.
Развивающий сенсорный стол Развивающий сенсорный стол Цель: способствовать развитию мелкой моторики, координации движения, внимания, фантазии, усидчивости, творческого.
Бизиборд — развивающий центр Доброе время суток, уважаемые друзья и гости моей странички! Наверное, многие из вас слышали о развивающий доске для детей, на которой.
Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение образовательного мониторинга в детском саду»
Ольга Купаева
Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение образовательного мониторинга в детском саду»
воспитатель МБДОУ ДС
Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» на первый план выдвигает развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребенка и ориентирующую педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
1. Проведение мониторинга детского развития в дошкольном образовательном учреждении.
В системе дошкольного образования «мониторинг» — относительно новое понятие, и поэтому следует уточнить его соотношение с более устоявшимися — «педагогическая диагностика» и «контроль».
Педагогическая диагностика — это педагогическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса. Основной проблемой при организации педагогической диагностики в детском саду является преобладание исследовательской функции (изучение состояния объекта, сопоставление полученных результатов и нормы, стандарта) в ущерб проектировочной. Зачастую в детском саду воспитатели пытаются реализовать громоздкие и узконаправленные диагностики, разработанные для педагогических исследований. В результате полученные данные носят формальный характер и не учитываются в проектировании работы детского сада на последующий период.
Таким образом, использование в педагогическом процессе детско-го сада технологий образовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы, поскольку мониторинг предполагает:
постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;
изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.
Структура мониторингавключает в себя следующие этапы:
Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).
Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.
Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся ин-формации из существующих источников.
Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.
Принятие решения об изменении деятельности.
2. Характеристики инструментария образовательного мониторинга.
Определение направленности мониторингаследующим шагом предполагает разработку измерительного инструментария: критериев и методов проведения диагностических процедур в рамках мониторинга.
Интерес ребенка к содержанию бесед, игровых задач и проблемных ситуаций, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни.
Проявление интереса в самостоятельной деятельности дошкольника.
Наличие ответов на вопросы, решений проблемных ситуаций и игровых задач.
Адекватность детских ответов и решений, их осознанность (может объяснить свои решения).
Полнота и глубина знаний и решений, здоровьесберегающая эрудированность.
Применение здоровьесберегающих знаний, умений, навыков ре-бенком в повседневной жизни, поведении.
Самостоятельность применения здоровьесберегающих знаний, умений,
в оптимальные сроки.
В мониторинге к критериям предъявляется одно, но чрезвычайно важное требование — критерии должен позволять производить измерение. Некоторые критерии имеют очень слабую динамику, и их измерение имеет смысл производить один раз в несколько лет.
Следует понимать, что критерии мониторинга выполняют функции ориентиров для воспитателя. Необходимо осознавать, что отклонение полученных результатов от намеченных стандартов или нормативов не требует стремительного изменения и вмешательства в процесс развития ребенка, а предполагает комплексный анализ качества процессов и условий, обеспечивающих полученные результаты. Так, в диагностической деятельности педагога постоянно происходит сравнение результатов оценки развития конкретного ребенка с каким-либо принимаемым самим воспитателем «вариантом нормы». Чаще всего воспитатель ориентируется на нормы, отраженные в образовательных программах, при этом соотносит развитие ребенка с уровневой характеристикой описанных в программе норм. Если по результатам диагностики выясняется, что показатели конкретного ребенка соответствуют, например, среднему уровню развития, воспитатель рассматривает это как недостаточно хороший результат и планирует работу с ребенком в данном направлении. Отсюда вытекает основная направленность деятельности педагога — коррекционно-развивающая. Диагностика, таким образом, рассматривается, прежде всего, как диагностика проблем развития, а не достижений ребенка. Проблема нормирования при оценке результатов диагностики заставляет искать новые содержательные критерии. Как отмечает Г. А. Берулава, в качестве оценки получаемых результатов должен использоваться не балл (или любая другая уровневая оценка, не сравнение испытуемых между собой, а степень подготовленности каждого ребенка к выполнению определенного критериального задания, то есть компетентность субъекта. По существу, этот подход заставляет принципиально пересмотреть и способы обработки результатов диа-гностики. Приоритетным становится именно качественный анализ результатов диагностики, который позволяет выявлять достижения ре-бенка, его трудности, особенности его развития.
Следующим шагом после выработки критериев мониторинга является определение методов, применение которых позволит получить необходимый объем информации
3. Характеристики методов и особенности их использования.
К формализованным методам относятся:
методы проективной техники;
Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое, стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов, надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.
В рамках мониторинга достижений детей в детском саду специалистами могут быть использованы тесты и методы проективной техники (возможность их использования в деятельности воспитателя):
Тестирование. Тесты (в переводе с английского — «испытание», «про-верка», «проба») — это стандартизированные и обычно краткие и ограни-ченные во времени испытания, предназначенные для установления ко-личественных индивидуально-психологических различий между детьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из за-даний, на которые от ребенка нужно получить правильный ответ.
Реализация тестовых методик в психолого-педагогической работе может быть осуществлена как воспитателем, так и педагогом-психологом. Это определяется направленностью теста (на измерение какого качества он направлен) и готовностью специалиста к использованию тестовых методик.
Так, для изучения степени освоения детьми образовательной области «Познавательное развитие» воспитателями могут быть широко использованы предметные тесты,где материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур и т. д. Предметные тесты позволяют получить информацию по таким критериям математического образования старших дошкольников, как степень освоения ребенком геометрических фигур, параметров величины, умений сосчитывать и сравнивать группы предметов по числу, составлять (практически) числа из двух меньших в пределах 10, решать простые логические и арифметические задачи.
В свою очередь аппаратурные тесты (реактометры, рефлексометры и т. д., требующие применения специальных технических средств или специального оборудования, чаще всего используют педагоги-психологи и дефектологи в детском саду.
Проективная техника. Существенным признаком проективных методов является использование в них неопределенных стимулов, которые ребенок должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Так, ребенку предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п. В этой группе методов ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными — возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом пред-полагается, что характер ответов ребенка определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Проективные методики широко используются при изучении особенностей личностного развития ребенка и освоения им большинства областей образовательной программы.
К малоформализованным методам относятся:
анализ продуктов деятельности.
Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Следует иметь в виду, что мало-формализованные методики очень трудоемки; только наличие высокого уровня культуры проведения при наблюдении, беседах с детьми помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания. Ведущим методом проведения образовательного мониторинга в детском саду является наблюдение.
Наблюдение является незаменимым при первичной ориентировке в реальности. Поскольку этот метод по сути своей направлен на изучение индивидуального, уникального в психике, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления. Наблюдение позволяет описать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге. Чаще всего используется метод включенного наблюдения, когда педагог (он же наблюдатель) включен в процесс взаимодействия с теми, за кем наблюдает.
Следует отметить,что малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять фомализованным методикам: как правило, они взаимно дополняют друг друга.
4. Организация мониторинга в детском саду.
Определение мониторинга как постоянного наблюдения, слежения за развитием ребенка может ошибочно сформировать представление у воспитателей, что чем чаще проводятся измерения, тем лучше. Однако частые замеры оправданы в случае материальных или биологических систем. В социальных системах, к которым и относятся образовательные системы, при частых измерениях возможен эффект привыкания респондентов к методикам измерения (вопросам, заданиям, тестам, что может привести к формированию стереотипа ответа, а значит, к искажению результатов. Кроме того, каждое измерение требует определенных ресурсных затрат. Поэтому система проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы «От рождения до школы» устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход педагогического процесса.
В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводитсяосновная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (ис-ходный уровень развития, определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в со-трудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз (то есть определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки, определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.
В конце учебного года (обычно в мае) проводится основная ито-говая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. В качестве «идеальной нормы» для данной диагностики служит характеристика развития, уже соответствующая возрасту детей (для старшей группы — характеристика достижений ребенка 6 лет).
В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно — лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. В качестве методов педагогического мониторинга могут быть использованы как включенное наблюдение, так и простые тестовые задания детям. Целью проведения промежуточной педагогической диагностики является оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития. По результатам данного вида диагностики воспитатель, психолог, педагоги-специалисты при необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс.
При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии,поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Инструментарий для проведения мониторинга педагог разрабатывает самостоятельно.
Консультация для молодых педагогов ДОУ «Организация сюжетно-ролевой игры» Сюжетно- ролевая игра Повседневная жизнь воспитанника в «Детском саду – доме радости» насыщена различными видами детской деятельности,.
Консультация для педагогов «Организация и проведение летних прогулок» Консультация для педагогов Систематизировать знания педагогов по организации проведения прогулок в летний оздоровительный период.
Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.
Консультация для педагогов «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский садкомбинированного вида «Веточка» городского поселения «Рабочий посёлок.
Консультация для педагогов «Организация мини-музея в группе ДОУ» ЧТО ТАКОЕ МИНИ-МУЗЕЙ? Что означает слово «музей»? Заглянем в «Энциклопедический словарь» (М. : Советская энциклопедия, 1979.). Музей- от.
Консультация для педагогов «Применение инновационных методов в организации образовательного процесса в ДОУ» В современном обществе, где темп жизни неуклонно растет, развиваются компьютерные технологии, меняется мышление людей. Образование, как.
Консультация для воспитателей детского сада «Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Наушкинский детский сад» Консультация для воспитателей детского сада.
Мониторинг образовательного процесса в подготовительной группе детей 6–7 лет. Проведение мониторинга 2016–2017 Образовательная область «Познавательное развитие» (диагностическая карта) Воспитатель: Протопопова Мария Владимировна Учебный год: сентябрь.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация и проведение артикуляционной гимнастики» Задача: обучить правилам, методам и приемам проведения артикуляционной гимнастики педагогов ДОУ. Раздаточный материал: зеркала, салфетки,.