В чем заключается сетевой маркетинг
Что такое сетевой маркетинг простыми словами — как работает и чем отличается от финансовой пирамиды
Привет ребят, в этой статье я расскажу, что такое сетевой маркетинг простыми словами, стоит ли его бояться, и реально ли в нем преуспеть. А для начала поясню, почему он вообще появился.
Что такое сетевой маркетинг простыми словами
Суть сетевого маркетинга в том, что здесь не сидят и не ждут, пока человек сам придет за покупкой, заинтересовавшись товаром или рекламой. Компания создает сеть партнеров-агентов, которые сами ищут покупателей и предлагают продукцию (в основном такие люди обходят квартиры, офисы, устраивают презентации, вечера встреч, дегустации и др, и уже на ни продают).
Главный принцип сетевого маркетинга в том, что каждый из таких продавцов получает деньги не только с продаж. Он привлекает других людей, которые тоже реализуют продукцию бренда. С прибыли каждого нового агента в его карман идет определенный процент. Самые успешные партнеры мало продают сами, в основном они зарабатывают на своей команде, постоянно расширяя ее по принципу «сети». Отсюда и появилось название системы, которую также часто именуют МЛМ (MLM — multilevel marketing или по русски — многоуровневый маркетинг).
Откуда идут корни сетевого маркетинга:
50 лет назад производителей было немного, а качественных технологий еще меньше. Главная трудность была произвести хороший товар, и если это получалось, его в любом случае раскупали.
Однако, сейчас век конкуренции – производственных компаний масса, сложно стало не выпустить продукт, а продать его. За покупателя идет борьба, и ведут ее по-разному.
Традиционной считается схема, когда в организации за сбыт отвечают 2 отдела – продаж и маркетинга. Но часть брендов пошла по другому пути и создала бизнес, где продает каждый участник схемы — и именно такой подход назвали сетевым маркетингом.
Как работает сетевой маркетинг
Сетевой маркетинг это многоуровневая структура, напоминающая пирамиду – верхняя часть сети маленькая, там находятся руководители руководителей, руководители групп и в нижней части находятся отдельные партнеры, которые занимаются продажами. В этом состоит существенное отличие между тем, как работает сетевой маркетинг и обычная торговая компания.
В торговой компании всегда строго ограничено число сотрудников отдела прямых продаж, и, соответственно, прибыль имеет «потолок», но в сетевом маркетинге все наоборот, тут стараются набрать как можно больше партнеров, чтобы иметь возможность продавать как можно большему количеству человек.
Суть и принципы сетевого маркетинга
В сетевом маркетинге распространители не являются сотрудниками той организации, чей продукт они продают. Их позиционируют как независимых партнеров: они регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей или создают юр. лицо.
Свои отпуска и больничные партнеры оплачивают сами, внося взносы в Фонд социального страхования. Сетевая компания не дает социальных гарантий, но взамен этого предлагает другие виды мотивации, чтобы у людей был стимул привлекать к работе как можно больше новых агентов.
Почти во всех компаниях прибыль складывается из личных продаж, бонусов наставника и групповых бонусов (чем больше продает группа у МЛМ-предпринимателя, тем выше его доход).
Для группы ставится маркетинг-план, и если он достигается, в таком случае происходит переход человека создавшего группу, на следующий уровень. Также при достижении определенных результатов существуют другие способы поощрения.
Почему сетевой маркетинг сегодня в тренде
Мотивационные программы объясняют, почему сетевой маркетинг сегодня в тренде, несмотря на то, что он не дает никаких осязаемых гарантий.
Я собрал небольшую подборку примеров мотиваций от разных сетевых компаний, чтобы показать, как это работает:
В каждой компании придумано что-то свое. Именно такие моменты заставляют людей изучать внимательнее, что такое сетевой маркетинг, как заработать на нем и построить карьеру. В обычных организациях такое предлагают редко и только топ-менеджменту, заменяя крупные разовые бонусы на социальные гарантии.
Плюсы и минусы сетевого маркетинга
Привет. Я тут записал небольшой курс про то, как я создаю свои проекты с нуля, продвигаю их и зарабатываю. Будешь участвовать?
Одним кажется, что подобные бонусы недостижимы, и их цель – заманивать в «сеть» новичков. Для других – это реальные цели, на которые предстоит ориентироваться. Чтобы более-менее объективно оценить ситуацию, я собрал воедино все плюсы и минусы сетевого маркетинга, а вы уже делайте выводы сами.
Плюсы сетевого маркетинга
Минусы сетевого маркетинга
Буду объективен – слабых сторон у МЛМ тоже достаточно. Выдержит в этой системе далеко не каждый, успеха добьются единицы. Перечислю основные минусы сетевого маркетинга.
Чем отличается сетевой маркетинг от финансовой пирамиды
В начале статьи я упоминал, что схематично многоуровневый маркетинг напоминает пирамиду: у ее основания стоит один человек или несколько людей и на каждом следующем уровне, количество «сотрудников» увеличивается, создавая эффект пирамиды. Например Ciel, в 2002 году организовала наша соотечественница Елена Соколова, Armelle в 2015 году создали Вячеслав и Яна Демидовы.
На рисунках сетевой маркетинг часто изображают, как треугольник от одного человека идут вниз стрелочки к группам: их все больше и больше, основание треугольника все шире. Из-за этого МЛМ иногда сравнивают с финансовыми пирамидами вроде МММ. Они запрещены в большинстве стан мира, поэтому маскируют свою деятельность под МЛМ.
Основные отличия сетевого маркетинга от финансовой пирамиды
Перечислю основные различия – они помогут нам понять, чем отличается сетевой маркетинг от финансовой пирамиды.
Обратите внимание:
Показатель выручки за товар позволил компании Herbalife на протяжении 5 лет выигрывать суды у известного финансиста Билла Экмана. Он хотел признать «сеть» финансовой пирамидой, и даже публично пообещал ее «стереть с лица земли». Но ни суд, ни Федеральная торговая комиссия в США не нашли в деятельности Herbalife признаков пирамиды, опираясь на огромные объемы продаж товара.
То есть сетевой маркетинг – это просто другая форма сбыта продукции.
Сетевой маркетинг – это секта?
Ассоциации между МЛМ и сектантством иногда возникают из-за методов мотивации персонала. Чтобы выдерживать эмоциональные нагрузки и мотивировать людей на ежедневные продажи, некоторые спонсоры применяют тренинги, которые для непосвященного человека кажутся странными. Люди могут петь вместе, танцевать, медитировать, повторять энергичные кричалки.
Безусловных авторитетов по принципу секты в МЛМ нет, есть только обычные наставники, помогающие новичкам разобраться, как стать профессионалом в сетевом маркетинге и воспитать в себе лидера. Но в этом нет ничего страшного: система наставничества есть даже на заводах.
Сетевой маркетинг: как в нем можно заработать
Если говорить кратко, что такое сетевой маркетинг простыми словами, то это бизнес на своем времени и силах, без привлечения значительных технических ресурсов. Если швее для работы нужны швейная машинка, а мастеру по наращиванию ресниц – кушетка, то здесь не надо ничего. Тем не менее, выйти на значительный заработок в сетевом бизнесе непросто.
В Mary Kay кадровая текучка 85%, то есть в течение первого года только 15% женщин выходят на тот уровень дохода, который их устраивает в качестве постоянной работы. Но никто не может сказать, сколько процентов из 85% составляют домохозяйки, которые подписались на партнерскую программу, желая получить личную скидку дистрибьютора при покупках, но не планировали что-то продавать.
У начинающего консультанта Avon в России в среднем доход получается около 15 тыс. руб. в месяц — это очень мало, но это лишь отправная точка.
Тем не менее людям, любящим общение, умеющим рассказывать истории и продавать, однозначно стоит попробовать это. Однажды президента США Дональда Трампа спросили в телеэфире, как бы он изменил свой путь, если бы мог пройти его заново. Он ответил, что с самого начала нашел бы перспективную сетевую компанию с хорошей системой поддержки и обучения. Зал рассмеялся, на что Трамп ответил: «Вот поэтому я стою на сцене, а вы сидите в толпе: вы не видите перспектив!»
Сетевой маркетинг: как начать с нуля
Первый вопрос, который встает перед новичками, приходящими в сетевой маркетинг: как начать с нуля?
Схема примерно такая:
Шаг 1: Поиск и выбор компании.
Найти компанию, которая вызывает доверие и не является пирамидой. Чтобы не ошибиться, ищите ту, что состоит в Ассоциации Прямых Продаж, в России таких 17.
Шаг 2: Попробовать продукцию.
Попробовать на себе ее продукты – продавать то, во что не веришь бесполезно. Нужно, чтобы товар реально нравился.
Шаг 3: Собрать информацию
Почитать, какие бонусы платит компания, ее историю, ценности, узнать о компании больше информации.
Шаг 4: Найти успешных партнеров.
Найти успешных партнеров (дистрибьюторов), которые уже неплохо зарабатывают, написать или позвонить им. Выбрать того, кто ближе по духу, встретиться. Попросить партнера провести презентацию компании, ее продукта и продемонстрировать, как и с чем предстоит работать.
Шаг 5: Выбрать подходящего наставника.
Вам нужно посмотреть несколько презентаций от нескольких ведущих партнеров и выбрать того, чей подход вас больше всего устраивает, в этом случае этот человек становится вашим спонсором (наставником). Ну, а дальше подписывается контракт, и начинается работа.
Методы рекрутинга в сетевом маркетинге
Основной секрет успешных МЛМ-предпринимателей в том, что они привлекают большое число партнеров. В этом им помогают эффективные методы рекрутинга. В сетевом маркетинге их несколько.
Обратите внимание:
Есть и другие методы. Например, рассылка спама через электронную почту (но советую так не делать), общение через поддельные страницы в соцсетях или обзвон всех знакомых. Но такие техники считаются устаревшими и гуру МЛМ их уже не советуют применять – выхлоп минимален. Лучше сосредоточиться на новых технологиях, они лучше учитывают психологию современного человека.
Как стать профессионалом в сетевом маркетинге
Но какой бы способ ни выбрал предприниматель, встречаться с людьми ему придется много. Главная цель встреч: продать новичкам идею вступить в МЛМ-бизнес – это так называемый промоушен в сетевом маркетинге. Что это такое, понятно уже по сходству со словом «промоутер» – этот тот, кто продвигает что-то.
Основной инструмент промоушна – похвала: компании, ее товара, человека, который пришел на встречу, его результатов. Спонсоры приводят такой пример: восточные торговцы на рынке во все века славились искусством продаж, потому что нахваливали товар и делали комплименты покупателю. Однако делать это надо искренне, от души, иначе будет чувствоваться фальшь. Именно поэтому важно то, о чем я говорил выше: нужно, чтобы продукты и бренд действительно нравились.
Лучшие книги по сетевому маркетингу
Есть мнение, что продажам нельзя научиться, этот талант, он либо есть, либо нет. Однако практика сетевых компаний показывает, что продающие техники помогают увеличить доход тем, кто имеет призвание к торговле, а тем, кто его не имеет, помогает собрать команду. Как пошагово это сделать, можно почитать в следующих книгах по сетевому маркетингу.
Для начала стоит прочитать хотя бы эти издания, чтобы дать себе успешный старт и заряд мотивации. В дальнейшем список можно расширить. Но даже лучшие книги по сетевому маркетингу не заменят хорошего наставника – основное обучение начинающий «сетевик» получает именно от него.
Заключение
Итак, основные моменты в работе МЛМ-бизнеса я перечислил. Думаю, теперь вы и сами сможете объяснить, что такое сетевой маркетинг простыми словами, любому, кто вас об этом спросит. Это не очередной МММ и не развод людей на деньги, а обычная работа, такая же, как в отделе продаж торговой компании, но со своими нюансами.
Как и всякий труд, она требует от людей определенных способностей: много общаться, убеждать, видеть потребности клиентов, мотивировать людей и не сдаваться. Эти таланты даны не каждому (так же, как и талант инженера, педагога и др.). Но если они вдруг у вас есть, вы можете попробовать найти себя на этом поприще.
На этом у меня все. Если эта статья оказалась полезной — поделитесь ей в соц. сетях, это будет лучшая благодарность. Ну, а если у вас остались вопросы или есть что добавить — пишите в комментарии.
МЛМ-бизнес в интернете
Как работает индустрия многоуровневого маркетинга в интернете
MLM расшифровывается как multi-level marketing — многоуровневый маркетинг. Это значит, что в МЛМ-компании есть несколько уровней продавцов, которые связываются с покупателем напрямую.
В обычной компании, как правило, действуют так: рекламируют товар, предлагают подарок за покупку, формируют имидж, а потом ждут, что к ним придут покупатели. В МЛМ-бизнесе клиентов ищут самостоятельно: обзванивают, ходят по квартирам, обращаются на улице. Это называется прямыми продажами.
Что такое МЛМ
МЛМ — это система прямых продаж. Еще МЛМ называют сетевым маркетингом, а фирму, которая его использует, — сетевой компанией.
Сущность МЛМ
Идея МЛМ — сделать покупателя продавцом и руководителем отдела продаж. Здесь получают выгоду в трех направлениях: за свои покупки, за свои личные продажи и за продажи своей структуры.
Выгода покупателя. Вы становитесь партнером компании. Компания поставляет товар, вы его покупаете со скидкой. Если компания дает скидку для всех, цена для партнеров будет еще ниже.
Выгода продавца. Вы можете использовать товар сами, а можете перепродавать его другим и получать процент с покупок.
Выгода от своей структуры. Вы предлагаете своим знакомым стать такими же потребителями и продавцами, обучаете их и получаете процент с их личных покупок и продаж. Эти люди — ваша команда, или структура. Они тоже строят свою структуру. Их структура — второй уровень вашей. Этот второй уровень вашей структуры тоже приглашает людей, которые станут вашим третьим уровнем. Вот почему это многоуровневый маркетинг.
Участники вашей команды могут получать товары от вас напрямую, а могут покупать сами на складе или заказывать доставку. Покупка каждого «вашего» человека автоматически учитывается за вами и приносит вам прибыль.
История возникновения
Сетевой маркетинг появился в США. В 1934 году химик Карл Ренборг начал производить пищевые добавки и продавать знакомым. Людям понравилась продукция, они сами покупали и рекомендовали своим знакомым, которые через них тоже стали приобретать продукцию американского химика. В дальнейшем те потребители продукции тоже рассказывали о ней друзьям.
Образовалось подобие сети, по которой бесперебойно поставлялись пищевые добавки. В штате компании числилось всего три человека, включая самого Ренборга. Еще компания не несла расходов на рекламу товара — вместо этого у нее были независимые дистрибьюторы и людская молва. Люди, которые продавали товары, получали доход, а те, кто находил новых продавцов продукта, получали дополнительное вознаграждение от общего товарооборота.
Сейчас по системе МЛМ чаще всего продают биологически активные добавки, косметику, бытовую химию, кухонные принадлежности и страховки. Известные МЛМ-компании: «Амвей», «Эйвон», «Гербалайф», « Мэри-кей », «Орифлейм», «Фаберлик», « Грин-терра », « Эн-эль-интернешнл », «Метлайф», НСГ.
Принципы сетевого маркетинга
Принципы сетевого маркетинга еще называют маркетинг-планом. С помощью маркетинг-плана МЛМ-компания определяет, сколько должно быть человек на каждом уровне, сколько нужно продавать и какое вознаграждение получит продавец за свои продажи и продажи своей структуры. Вознаграждение — это деньги, подарки или скидки на следующие покупки.
Часто, чтобы стать представителем сетевой компании, нужно купить стартовый пакет — это обязательный набор продукции. После этого сетевик попадает на первую ступень. Чем больше агент и его команда продают, тем выше ступень занимают.
Многие компании требуют каждый месяц покупать минимальное количество товаров для себя. Сколько бы ни продавала структура агента, он должен закупить товары для себя, иначе не получит вознаграждение.
Обычно сетевые компании не берут своих представителей в штат, а заключают с ними договоры о сотрудничестве или агентские договоры. Сетевик может работать как самозанятое лицо или индивидуальный предприниматель, поэтому МЛМ называют сетевым бизнесом.
В сетевых компаниях действует система обучения. Они проводят семинары, издают методическую литературу, руководители берут новичков с собой на работу.
МЛМ — это законно?
МЛМ — система продаж, и ее можно использовать для легального бизнеса, а можно для мошенничества.
Продавать косметику, пищевые добавки или страховки через сетевой маркетинг абсолютно законно, если косметика не бракованная, БАДы не вредные, а условия страховки не нарушают законодательства. С помощью МЛМ продают товары, но часто этой системой пользуются и финансовые пирамиды.
Как отличить МЛМ от финансовой пирамиды
С помощью сетевого маркетинга можно легко привлекать новых людей, а это и нужно финансовым пирамидам. Главное отличие — в целях. Цель сетевого маркетинга — продать товар, цель пирамиды — привлечь нового участника. В пирамидах нет товара либо он не играет главной роли.
В финансовых пирамидах главное — взносы участников. Здесь агенты зарабатывают, если приходят новые люди. Когда новички заканчиваются, пирамида рушится. Те, кто вступил последними, теряют деньги. Если приглашают в сетевой маркетинг, а фирма ничем не торгует — это пирамида.
В МЛМ продавец получает процент с товарооборота структуры. Он зарабатывает, пока продукция компании нужна людям.
Некоторые финансовые пирамиды, чтобы их можно было принять за честный бизнес, тоже продают товары или услуги. Есть четыре признака финансовых пирамид: низкая себестоимость товара при высокой цене, отложенные продажи, неясное предназначение товара, отдельные системы оплаты за продажу товаров и привлечение клиентов.
Низкая себестоимость при высокой цене. Часто финансовая пирамида продает дешевые товары дорого. Либо сам товар недорогой, но его может купить только представитель компании, а чтобы стать представителем, нужно сделать крупный взнос.
В легальной МЛМ-компании товары будут продавать по ценам, близким к рыночным. Стартовый пакет в МЛМ — это тоже покупка продукции по адекватным ценам. Если сетевик в пирамиде не может продать товар, он теряет деньги. В МЛМ такого нет: у агента на руках товары, купленные по рыночным ценам, — их легче продать и вернуть затраты.
Отложенные продажи. Финансовые пирамиды могут предлагать купить товары сейчас, а получить их потом. При этом за такие же покупки новичков агент получает вознаграждение сразу.
Одна компания продавала квартиры в Сочи по привлекательным ценам. Купить нужно было срочно, пока квартиры не кончились, а оформить их на покупателя обещали через несколько месяцев. Зато прямо сейчас можно было заработать на привлечении людей в эту тему. На презентациях приводили примеры участников, которые вложились полгода назад и теперь получили свою недвижимость, да еще и заработали, потому что рассказали об этом своим знакомым. Доверчивые кандидаты скоро закончились, квартиры никто не получил, и пирамида рухнула.
Компания «Едоша» обещала открывать супермаркеты, где будут торговать по системе МЛМ. На презентации людям говорили, что супермаркет вот-вот появится, а пока стройте сеть. Когда магазин в вашем городе откроется, будете получать проценты с покупок своей структуры. Люди закупали дисконтные карты, календари и визитки, чтобы привлекать новичков. Еще покупали «акции», которые должны были взлететь в цене после начала работы супермаркетов.
Вышестоящие лидеры говорили своим дистрибьюторам, что нужно еще немного подождать. Магазины действительно появились в Санкт-Петербурге, Самаре, Барнауле, Тюмени, Ярославле и Казани, но в других городах дата открытия все время переносилась. Потом желающие покупать воздух закончились, а люди остались с никому не нужной сувениркой, полиграфией и «акциями» на руках. Магазины закрылись.
В отличие от пирамиды, в сетевом маркетинге стараются доставить продукцию как можно быстрее. Чем быстрее продавец ее попробует, продаст или использует, тем быстрее купит еще. Отложенные продажи компаниям невыгодны.
Неясное предназначение товара. Когда товар — просто прикрытие для финансовой пирамиды, его назначение и содержание бывает непонятным. Зато там скажут, что за этим продуктом будущее или что рынок этих товаров стремительно растет, поэтому нужно вложиться самому и предложить знакомым.
Например, компания «Баннерс-брокер» продавала рекламные площади в интернете. Где находятся эти площади, что конкретно из себя представляют и как их использовать, не объясняли. Зато обещали через некоторое время, когда площадка поработает, вернуть вложения с процентами. И действительно, всем участникам начислялись дивиденды, кто-то даже успел вывести деньги. Потом «Баннерс-брокер» заявили о сложностях с платежными системами, и вскоре пирамида рухнула.
В легальных МЛМ-компаниях продукция осязаема и ее можно использовать.
Отдельные системы оплаты за продажи и привлечение новичков. Некоторые компании состоят из двух частей: финансовая пирамида и торговля. В таких компаниях можно получать небольшое вознаграждение за продажи товара, но более крупный заработок обещают за привлечение новых участников. При этом нужно платить стартовый взнос за место в сети и право строить свою сеть, а не за набор продукции.
Например, компания «Автоклуб» продавала по сетевому маркетингу карты, по которым можно было получить скидку в разных магазинах, кафе и на заправках. По маркетинг-плану, каждый раз, когда человек из структуры агента делал покупку по этой карте, он получал кэшбэк. Это честная половина бизнеса.
Но если агент покупал карточку и делал вступительный взнос, ему открывали доступ ко второму маркетинг-плану и обещали более крупное вознаграждение за новичков, которые тоже сделают вступительный взнос. Когда приток людей уменьшился, вознаграждения за них платить перестали. Теперь «Автоклуб» занимается только скидочными картами, но пришлось сменить название на Aunite Group.
В сетевой компании одна структура и один маркетинг-план. В легальном МЛМ тоже периодически могут платить за регистрацию новичка, но это будут разовые акции, а основной доход всегда будет от товарооборота.
Почему не любят МЛМ
Млмщиков учат предлагать свои товары как можно большему числу людей, работать с возражениями и «дожимать» клиента. Из-за этого возникает впечатление, что они навязываются.
Сетевики постоянно звонят своим знакомым, подходят к людям на улице и в транспорте, зазывают на презентации. Если ответить просто «не хочу», млмщик может потребовать объяснить причину отказа, а потом станет ее отрабатывать. Это нравится не всем.
Минусы сетевого маркетинга
Сетевикам приходится закупать много продукции, а рынок МЛМ быстро насыщается. Есть в сетевом маркетинге и другие недостатки.
Приходится самостоятельно искать клиентов. Это главная проблема для сетевика. Хотя в компании вас учат, наставник подсказывает и проводит стажировки, все равно поиск клиентов — ваша обязанность. Фирме все равно, пойдете вы по квартирам, будете обзванивать или рекламировать через интернет. Они дают вам товар — продавайте как хотите.
Со временем проблема поиска клиентов растет: агент начинает натыкаться на тех, кто уже знает о его товаре и даже состоит в чужой структуре. Он много работает, рекомендует, но люди отмахиваются, потому что их уже достали подобными предложениями. Другие покупают по его рекомендации, но не у него, а у своего знакомого, который тоже работает в его компании. В итоге верхушка структуры зарабатывает, а он нет.
На первых ступенях платят мало. Еще один недостаток тоже вытекает из особенностей технологии МЛМ: часто компании платят консультантам на начальных уровнях в несколько раз меньше, чем верхушке. Чтобы хорошо зарабатывать, нужно много работать: постоянно строить структуру и обзаводиться постоянными покупателями.
Сетевики многих раздражают. Нельзя знать заранее, кого заинтересует предложение, а кому сетевой маркетинг не нравится. Поэтому сетевику приходится постоянно предлагать товар разным людям и часто сталкиваться с негативом.
Могут появиться залежи продукции, когда товар берут плохо. Это происходит из-за того, что компании требуют от сетевика закупать минимальное количество продуктов. Если он не успеет все использовать, они будут копиться и портиться.
Не везде сетевикам платят деньгами. В компаниях, которые дают вознаграждение в виде скидок, агент вынужден покупать товары, чтобы использовать эти скидки. Например, он хорошо работал и теперь цена для него на 50% ниже. Он покупает продукцию и вдруг не может ее продать. В итоге приходится отдавать тоже со скидками, чтобы вернуть затраты.
В обычном магазине покупать удобнее. Часто покупка через МЛМ выглядит так: вы рассказываете знакомым о товаре, они делают заказ, через несколько дней приходит посылка. Эту посылку нужно забрать со склада. Проще не ждать и никуда не ездить, а купить аналогичный товар в обычном магазине, часто еще и дешевле. Сетевику приходится настойчиво рекламировать товар и уговаривать клиентов мириться с менее удобным процессом покупки.
Нельзя останавливаться. Сначала сетевик много работает, чтобы построить структуру, а потом приходится работать еще больше, чтобы ее поддерживать. Обычно без усилий лидера даже большая структура быстро разваливается, консультанты перестают работать и уходят в другие МЛМ-компании, а покупатели ленятся делать заказы. На презентациях рассказывают про пассивный доход за счет своей команды, но в реальности чем успешней идут дела, тем больше нужно работать.
Плюсы сетевого маркетинга
Главный плюс сетевого маркетинга — агенты получают деньги за свои же покупки и рекомендации.
Можно заработать на личных покупках. В обычной страховой компании агент не всегда получает комиссию, если купил страховку себе. В МЛМ можно выписать полис самому себе и заработать на этом.
Сетевикам платят за покупки по их рекомендации. Когда мы купили хороший товар, то рассказываем знакомым. Они тоже могут купить его по нашей рекомендации. Обычно мы ничего не получаем за такую рекламу, а в МЛМ-компании за это платят.
В МЛМ свободный график и нет начальника. Обязательства перед фирмой и клиентами существуют, но нет системы наказаний. Агенту не могут объявить выговор за прогул. Если он будет плохо работать, то ничего не заработает, а других ограничений мало. При этом сетевая компания заставляет соблюдать свои кодексы и может наказать за их нарушение. Например, некоторые фирмы запрещают сотрудничать с конкурентами. Агент может быть представителем только одной МЛМ-компании, или его исключат из бизнеса. Еще могут «уволить», если млмщик будет переманивать людей из других структур компании.
Сетевой бизнес можно вести из дома, а можно и переехать в другой регион. Структура остается за агентом, а набирать новых консультантов можно на новом месте. Часто МЛМ-бизнес совмещают с основной работой. Это хороший вариант для пенсионеров и женщин в декрете.
Можно получить ценные знания и навыки. В ходе обучения сетевому бизнесу в МЛМ-компаниях рассказывают про технологии продаж и навыки делового общения. Это можно сразу закрепить на практике под присмотром опытного наставника. Даже если заработать не получится, знания и опыт можно потом применить в других сферах. Например, в компаниях, которые продают косметику, учат правильно следить за собой. Фирмы, продающие БАДы, объясняют, как правильно питаться. Страховые компании дают уроки финансовой грамотности.
Можно ли заработать в МЛМ
Сетевик может заработать в МЛМ при нескольких условиях: он пришел в бизнес в числе первых, у него хороший товар, ему нравится этим заниматься и он правильно выбрал компанию.
Как выбрать МЛМ-бизнес
Идея МЛМ — это когда довольный потребитель рекомендует продукцию своим знакомым. Сетевик должен быть таким довольным потребителем, поэтому ему нужно выбирать компанию, товары которой он купил бы независимо от возможностей бизнеса.
Сначала агент изучает маркетинг-план и пытается представить, легко ли ему будет достигать заложенных в нем уровней и устраивает ли обещанное вознаграждение. Его наставник рассчитает, сколько нужно пригласить людей, какой товарооборот сделать и сколько он в итоге за это получит.
Как правильно развиваться в МЛМ
Об этом агенту расскажут наставники. У него будет три задачи: продавать, набирать людей в свою команду и обучаться.
Сначала сетевика пригласят на презентацию, где коротко расскажут о продукции и компании и предложат вступить в бизнес. Начать работу предложат со списка знакомых: его можно составить из контактов в телефоне, социальных сетях, записных книжках и из повседневного круга общения. Наставники порекомендуют связаться со знакомыми и рассказать о бизнесе или пригласить на презентацию.
Для успеха важно постоянно учиться. В МЛМ-компаниях учат продавать и приглашать в бизнес, описывают преимущества продукции. Обучающие МЛМ-системы помогут поставить цели и определить шаги для их достижения. В итоге надо посчитать, скольким людям нужно рассказывать о бизнесе ежедневно, чтобы получать желаемую прибыль.
Следующий этап — стажировка. Хорошо, когда руководитель показывает, как он разговаривает с клиентами, а потом смотрит, как это делает сетевик, и разбирает его ошибки.
Когда агент освоится, то начнет работать самостоятельно, а когда выйдет на доход, зарегистрируется как самозанятый или индивидуальный предприниматель.
Сколько можно заработать
Рассчитать это очень сложно. Работающие сетевики стараются представить свой бизнес в выгодном свете, поэтому могут завышать заработки. Если задать этот вопрос во время презентации, млмщики ответят, что доход не ограничен и зависит только от ваших целей. Так говорят, потому что в этом бизнесе агент получает процент от объема продаж своей структуры, а верхнюю планку компании не устанавливают.
На самом деле заработок в МЛМ не гарантирован. Чем больший товарооборот сделает сеть агента, тем больше денег он получит. Заработок сетевика зависит от многих факторов. Кто-то зарабатывает от 100 000 рублей в месяц, но большинство сетевиков выручают от пятисот рублей до десяти тысяч. По сути они покупатели, которые получают кэшбэк и бонусы за рекомендации.
Ведение МЛМ-бизнеса через интернет тоже не гарантирует дохода. Есть успешные примеры, когда при переходе в интернет сетевики быстро строят команду и выходят на доход в 100—200 тысяч рублей в месяц. Но многие долго ведут свои блоги и не получают новых клиентов. Иногда сетевики тратят на контекстную рекламу больше, чем зарабатывают.
В чем особенности МЛМ-бизнеса в интернете
Сейчас эта модель бизнеса перешла в интернет. Сетевики ведут блоги и группы в соцсетях, дают контекстную рекламу и продают товары через интернет-магазины.
С чего начать МЛМ-бизнес в интернете
Зависит от выбранной стратегии и готовности вложить средства. Если агент решает работать на будущее и без вложений, он создает группу или блог в социальной сети. Там он выкладывает интересные материалы о бизнесе и продукции, приглашает друзей. Потом на основе этого можно будет сделать отдельный сайт.
Если млмщик хочет быстрых результатов, он делает продающую страницу, придумывает или находит текст объявления, покупает рекламу у поисковых систем и социальных сетей.
Затем сетевик определяет свою целевую аудиторию, чтобы понять, какую соцсеть выбрать, какие материалы размещать, какие тексты использовать. Обычно он выбирает людей, с кем ему будет проще работать и кого он сможет чем-то зацепить.
Как правило, выгоднее вступить в команду сетевика, который сам занимается МЛМ в интернете, — он может подсказать правильные шаги.
Достоинства и недостатки МЛМ в интернете
Интернет позволяет сетевику работать только с заинтересованными кандидатами, дает широкий охват. Продавать и рекрутировать через интернет можно автоматически. Есть у МЛМ в интернете и другие плюсы:
У работы через интернет есть свои недостатки: