В чем заключается смысл инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (понятие, цель, задачи, принципы, формы инклюзивного образования детей с ОВЗ). Реализация инклюзивного образования в ДОУ
Целью инклюзивного образования является предоставление права на образование обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию, обеспечение психолого-педагогической и социальной поддержки в социокультурном пространстве, социальная адаптация и интеграция.
Задачи инклюзивного образования:
— создание адаптивно-образовательной среды
— обеспечение индивидуально-педагогического подхода к ребёнку с ОВЗ;
— построение обучения особым образом с выделением специальных задач, методов, приёмов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
— интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков процесса развития и социального опыта, жизненных компетенций;
— обеспечение психолого-педагогического процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействие ребёнку и его семье с помощью педагога;
— разработка специальных программ, методических комплексов для детей с ОВЗ;
— координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей;
— повышение профессиональной компетенции и компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;
— формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
— принцип индивидуального подхода;
— принцип поддержки самостоятельной активности ребенка;
— принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников;
— принцип междисциплинарного подхода;
— принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
— принцип партнерского взаимодействия с семьей;
— принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
По уровню включения ребёнка в образовательный процесс условно обозначают следующие формы (виды) инклюзии: точечную, частичную, полную. Точечная инклюзия — это включение ребёнка в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке. Частичная инклюзия — предполагает включение ребёнка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребёнок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми. Вариант полной инклюзии — посещение ребёнком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. ребёнок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.
Реализация инклюзивного образования в построении инклюзивного процесса в ДОУ выполняется следующим образом:
1. диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы
— беседа и анкетирование родителей;
— диагностика развития ребенка;
— наблюдение за поведением в группе.
2. междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление индивидуального образовательного маршрута и индивидуального образовательного плана.
3. планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.
4. организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.
5. создание общности детей и взрослых (вместе мы группа, основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
6. формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);
7. формирование умения поддерживать друг друга;
8. развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;
9. активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;
10. развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности;
11. формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:
— индивидуальные занятия со специалистами;
— активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми;
— праздники, конкурсы, экскурсии;, походы выходного дня.
Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если:
все дети, включенные в образовательный процесс
• показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков);
• адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;
• получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.
родители детей с ОВЗ
• понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
• полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей;
• проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;
• включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка.
родители всех детей, посещающих инклюзивную группу
• занимают активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к семье «особого ребенка», учителю, специалистам психолого-педагогического сопровождения.
педагоги
• принимают политику администрации
образовательного учреждения по инклюзивному образованию;
• реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов (индивидуальных планов или программ развития в дошкольных образовательных учреждениях);
• эффективно взаимодействуют с родителями, координатором по инклюзии, специалистами психолого-педагогического сопровождения;
• имеют положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности;
• имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его (в окружном ресурсном центре по развитию инклюзивного образования, окружном методическом центре, общественных организациях) и активно их используют в профессиональной деятельности.
Инклюзивное образование как условие для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Маргарита Черныховская
Инклюзивное образование как условие для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Рождение «особого» ребёнка оказывает влияние на всех членов семьи. В современной специальной дошкольной педагогике дети с отклонениями в психическом и физическом развитии рассматриваются как дети с особыми образовательными потребностями. Они нуждаются в «обходных путях» достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и образования. Этап дошкольного детства время вхождения ребенка с ограниченными возможностями в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание.
Как помочь «особенному ребёнку» адаптироваться среди людей? Помочь такому ребенку — значить вырастить из него эмоционально благополучного «обучаемого» человека. На помощь призван прийти инклюзивный подход, который предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.
Инклюзивное образование – гибкая система, учитывающая потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.
Суть инклюзии заключается в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребёнка, а не наоборот. При инклюзивном подходе преимущества получают все дети, а не особые группы. В западной системе образования инклюзивный подход развивается несколько десятилетий, в России данный принцип находится на этапе становления. Создание инклюзивных детских садов и школа гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей раннего и дошкольного возраста, а также их семей.
Организация инклюзивнойпрактики строится на следующих принципах:
• принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учётом выявленных особенностей ребёнка;
• принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка;
• принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия всех участников образовательного процесса;
• принцип междисциплинарного подхода;
• принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
• принцип партнёрского взаимодействия с семьёй;
• принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики — обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование – прогрессивный шаг в развитии образования детей с ограниченными возможностями здоровья и становится широко распространенной практикой в образовании «особых» детей.
Инклюзия – это такая организация процесса обучения, при которой все дети независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без особенностей в одних и тех же общеобразовательных школах.
Включенное (инклюзивное) образование — процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех обучаемых.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем также является проблема изучения особенностей адаптации ребенка к условиям детского сада с целью определения факторов и условий, способствующих и препятствующих адаптации дошкольника к ДОУ. Особую важность приобретает данная проблема для дошкольников, их родителей, педагогов, перед которыми остро встает вопрос о том, как повысить уровень адаптации своего ребенка к условиям детского сада.
Воспитывать и обучать ребенка-инвалида нужно с самых ранних лет. Одна из основных ошибок родителей в воспитании детей-инвалидов заключается в том, что они ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском саду за ним не будет должного ухода. Доказано, что именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка-инвалида, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром.
Ведущим видом деятельности в период дошкольного детства считается игровая деятельность. У детей с ОВЗ развитие всех видов деятельности проходит своеобразно.
Коррекция и компенсация развития ребенка с нарушениями в развитии не могут происходить стихийно. Необходимо создание определенных условий для этого. Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством применения специальных средств образования. Чем раньше начинается организация и проведение коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление дефекта и его последствий.
Важен правильный подбор методов и приёмов, ранняя диагностика, наблюдение за ребёнком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей.
Воспитатели планируют коррекционную работу в циклограммах (прогулка, гимнастика пробуждения, в технологических картах, выполняют рекомендации по коррекции специалистов, консультируют родителей. Обязательным условием развития детей с ОВЗ является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Совместные фронтальные формы работы решают как познавательные, так и социальные задачи. Присутствие на занятиях нормально развивающихся детей даёт возможность детям с ОВЗ следовать за сверстниками и учиться у них, а те, в свою очередь, получают позитивный опыт общения с детьми с ОВЗ.
В таком непростом деле, как инклюзивное образование и воспитание, родители и специалисты должны быть союзниками и партнёрами. Работа с родителями должна начинаться с эмоционального контакта и понимания. В целях оптимизации детско-родительских отношений в детском саду должны проводится Дни открытых дверей, консультирование по запросам, круглые столы, создан сайт детского сада для родителей. Также необходимо ежегодно проводить совместные с родителями мероприятия, например проведение спортивных досугов с участием родителей «Мама, папа, я – спортивная семья». Формируя активную позицию родителей, всегда будет положительный результат в воспитательно-образовательном процессе.
Таким образом, в детском саду с инклюзивным образованием созданы все условия для ранней социальной адаптации и реабилитации детей с особенностями развития в общество здоровых сверстников, их воспитания и обучения. Коррекционная работа в детском саду носит комплексный характер с учетом взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.
А инклюзивное образование – это первая инновация в образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом.
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем воспитанникам в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.
Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
В настоящее время отечественная система образования претерпевает значительные изменения, обусловленные социально-экономическими, политическими, духовно-культурными преобразованиями в обществе. Этот этап связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, не только с признанием равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.
Реализуется идея, связанная со сменой целевых установок в сфере образования. Современные реформы в сфере инклюзивного образования предполагают получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в школах и дошкольных учреждениях общего типа – совместно с нормально развивающимися сверстниками.
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникают противоречия между возможностями ребенка с ОВЗ и требованиями среды, а усиление образовательной нагрузки чревато болезнями и эмоциональными стрессами.
Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем, как самого ребенка, так и окружающих его взрослых.
Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстникам и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда — к элементарному образованию. Так же отмечается проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей данной категории. Также необходимо воспитывать у сверстников не только толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья,но и:
• изменение общественного мнения и неадекватных социальных представлений у учеников общеобразовательных школ, их родителей и учителей по отношению к детям-инвалидам;
• формирование основ эмпатийного поведения как со стороны обычных сверстников, их родителей, и со стороны семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, самого ученика-инвалида;
• нейтрализация иждивенческих настроений и стилей поведения детей-инвалидов, их семей;
• повышение уровня профессиональной компетентности у учителей общеобразовательных школ в области технологий и методик интегрированного обучения.
Среди преимуществ интеграционной системы для личности и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей без подобных ограничений отмечаются:
•преимущества социального характера: развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;
• обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей;
• развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность; преимущества психологического характера
• исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;преимущества медицинского характера:
• подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума;
• исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;преимущества педагогического характера:
• рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом)
• активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации.
Необходимо всестороннее взаимодействие дошкольного учреждения и семьи с целью укрепления психического и физического здоровья детей, их полноценного развития, коррекции трудностей их поведения. Процесс взаимодействия родителей и педагогов обеспечивает наиболее благоприятные условия для полноценного развития детей.
К детям с ограниченными возможностями отношение особенное, и чаще всего негативное. Хотя каждый ребенок очень талантлив. Мониторинг рассматриваемой ситуации показал, что школьники, взрослые, педагоги не знакомы с «Декларацией принципов толерантности», плохо осведомлены с положениями «Конвенции о правах ребенка».
В связи с этим важно проводить в садах мероприятия, информирующие о «Декларации принципов толерантности», о «Конвенции о правах ребенка», о людях с инвалидностью, об их ограниченных возможностях здоровья и безграничных талантах.
Такие мероприятия направлены на формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и ставят перед собой следующие задачи:
-изменение общественного мнения и неадекватных социальных представлений у воспитателей общеобразовательных школ, их родителей и воспитателей по отношению к детям-инвалидам;
-формирование основ эмпатийного поведения как со стороны обычных сверстников, их родителей, и со стороны семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, самого ребенка-инвалида;
-нейтрализация иждивенческих настроений и стилей поведения детей-инвалидов, их семей;
-повышение уровня профессиональной компетентности у воспитателей в области технологий и методик интегрированного обучения.
Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО. В настоящее время внимание педагогического.
Консультация для родителей «Формы взаимодействия с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Мир ребенка состоит из двух различных по сути, но близких по своим задачам миров: семьи и детского сада. В них проходит его жизнь, они определяют.
Новогодний сценарий для детей с ограниченными возможностями здоровья (или для неподготовленных детей)Как ребята огоньки искали. (для детей 5-7 лет) Снегурочка Карлсон Дед мороз Кр. Шапочка Базилио Алиса.
Новогодний сценарий праздника в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Действующие лица: Муз. сопровождение. Снеговик Ведущая Баба-яга Снегурочка Дед Мороз. Тетушка метелица Леший – Атрибуты и декорации:.
Праздник детства (для детей с ограниченными возможностями здоровья) Праздник детства (для детей с ограниченными возможностями здоровья) Вед: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня.
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья На сегодняшний день в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных.
Технологическая карта НОД для детей средней группы с ограниченными возможностями здоровья Тема: Овощи Задачи: Образовательные: закреплять в речи детей обобщающее понятие «овощи», учить правильно произносить т-ть в слогах, словах.
Сущность инклюзивного образования и принципы его реализации
Введение
Вместе с тем существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.
Исходя из того, что инклюзивное образование является новым перспективным направлением современной российской образовательной политики и практики, оказывающим значительное влияние на основы общего образования, актуальность разработки данного вопроса очевидна.
Целью исследования выступает раскрытие аспектов проектирования модели инклюзивного образования в условиях начальной школы.
Задачи исследования:
Объект исследования составляет инклюзивное образование, как форма организации процесса обучения.
Предмет исследования составляют аспекты проектирования модели инклюзивного образования в начальной школе.
Теоретическую основу исследования составляют работы С.В.Алехиной, Е.А.Воронич, Н.А.Мёдовой, М.Ю.Перфильевой, С.А.Прушинского, М.М.Семаго, Ю.П.Симоновой и др.
Информационную основу составляют нормы международного и российского законодательства по проблеме инклюзивного образования.
Структура работы включает введение, три раздела, заключение, список использованной литературы, приложение.
Глава 1. Понятие и нормативная основа реализации инклюзивного образования в России
1.1. Инклюзивное образование как инструмент реализации права каждого человека на образование
Термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями [8].
Приведенные международные правовые акты, а также современное российское законодательство утверждают право каждого индивидуума на образование и право получить такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому из признаков. Принятые в настоящее время ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [10] и новые Федеральные образовательные стандарты начальной (ФГОС НОО) [11] и основной (ФГОС ООО) [12] школы отводят особую роль инклюзивному подходу в образовании.
Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017 гг. (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761), предусматривает законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка. Кроме того, планируется внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование.
Цели реализации стратегии инклюзивного образования заложены и Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы [5], Федеральной целевой программой «Доступная среда» [6].
Таким образом, инклюзивное образование – новое перспективное стратегическое направление образовательной политики и практики, в значительной степени затрагивающее основы общего образования.
1.2. Сущность инклюзивного образования и принципы его реализации
Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Сущность концепции инклюзивного образования и ее отличия от стандартного, специализированного и интегрированного образования представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Специфика организации системы инклюзивного образования [10]
При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать учеников с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям стандартной школы, а реформировать школы и искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают.
Реализация системы инклюзивного образования предусматривает преодоление барьеров в обучении учеников с особыми образовательными потребностями:
— финансовый барьер в случае необходимости дополнительных расходов на организацию специальной педагогической поддержки;
Наиболее значимыми для реализации системы инклюзивного образования являются социальные барьеры. Поэтому школа, которая выбрала для себя путь реализации инклюзивного процесса, прежде всего, должна принять, как свою школьную культуру, соблюдение основных принципов инклюзивного образования. Их восемь:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека [9].
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:
— социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;
— психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
— психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
— индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
— компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
— повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
— рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
— тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
— сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
— ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса [9].
Таким образом, школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников.
Традиция школьного преподавания как трансляции знаний, должна стать специально организованной деятельностью по коммуникации участников обучения, по совместному поиску новых знаний.
Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя на уроке, помощь ученику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми.
Глава 2. Аспекты проектирования модели инклюзивного образования в начальной школе
2.1. Результаты проектов по развитию инклюзивного образования
В настоящее время в России уже начинают активно складываться региональные модели инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс не стихийно, а при создании специальных условий обучения, и им оказывается необходимая специальная поддержка.
Проекты по инклюзивному образованию уже реализованы в Москве, Томске, Самаре, Улан-Удэ (Республика Бурятия), Ухте (Республика КОМИ) в рамках нескольких действующих моделей, каждая из которых обладает как своими преимуществами и сильными сторонами, так и определёнными рисками и ограничениями. Очевидно, что универсальной модели («эталона инклюзии») не существует, и цель создания универсальной модели не ставится.
Результаты проектов по развитию инклюзивного образования, реализованные в различных российских регионах, позволяют отметить, что важнейшим звеном внедрения инклюзивного образования в современной школе выступает начальная школа, поскольку ценности инклюзивного образования, основы личностного отношения к сверстникам с ОВЗ, наиболее эффективно закладываются у школьников на начальном этапе обучения.
При построении инклюзивной модели обучения в начальной школе, необходимо учитывать несколько важных аспектов.
Во-первых, проектирование модели инклюзивного образования в начальной школе должно строиться в рамках общешкольной модели.
Во-вторых, построение модели инклюзивного образования осуществляется на основе концепции развития школы, и предусматривает следующие аспекты:
— работа школьного коллектива (от педагогов до сотрудников технических вспомогательных служб) должна быть построена как работа единой команды, разделяющей ценности инклюзии, понимающей принципы и ценности инклюзивного образования;
— эффективность реализации модели инклюзивного образования во многом обусловлена поддержкой этой деятельности специалистов территориальных управлений образования, местных органов власти; необходимо заручиться нормативно-правовой поддержкой деятельности школы в этом направлении на различных уровнях;
— подготовка к переходу к инклюзии обязательно должна включать в себя профессиональную переподготовку учителей;
— подготовка школьного сообщества включает в себя работу непосредственно с учениками;
— проведение информационной кампании в поддержку инклюзивного образования;
— подготовка к реализации инклюзивного образования должна включать реализацию мероприятий по созданию доступной (безбарьерной) среды на уровне школы.
На уровне школы в целом внедрение модели инклюзивного образования достигается при одновременном развитии трех равноправных составляющих:
— создание инклюзивной культуры на уровне школы: построение школьного сообщества, принятие инклюзивных ценностей;
— разработка инклюзивной политики: развитие школы для всех, поддержка разнообразия;
— развитие и внедрение инклюзивной практики: управление процессом обучения, мобилизация ресурсов [4].
Все эти три аспекта очень важны для развития инклюзии в школе. В любом плане реформ и изменений, проводимых в школе, необходимо уделять внимание всем трем направлениям.
2.2. Условия для освоения образовательной программы всеми учащимися инклюзивного класса
Непосредственно проектирование модели инклюзивного образования на уровне начальной школы имеет целью обоснование создания и реализации специальных условий для развития и социальной адаптации младших школьников с особыми образовательными потребностями и их сверстников, включающих:
1. Создание условий для освоения образовательной программы всеми учащимися инклюзивного класса:
— организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;
— создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;
— формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации;
— применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;
— адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;
— адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.
2. Создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:
— организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;
— организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;
— использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
3. Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки:
— привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса в инклюзивном классе;
— организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.
4. Повышение профессиональной компетенции педагога.
В результате педагогического проектирования прогнозируется создание новых или преобразование имеющихся педагогических условий развития доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями в условиях образовательной системы.
В качестве примера в Приложении 1 приведен проект реализации модели инклюзивного образования в начальной школе.
Заключение
В настоящее время в России уже начинают активно складываться региональные модели инклюзивной практики обучения. Результаты проектов по развитию инклюзивного образования позволяют отметить, что важнейшим звеном внедрения инклюзивного образования в современной школе выступает начальная школа, поскольку ценности инклюзивного образования, основы личностного отношения к сверстникам с ОВЗ, наиболее эффективно закладываются у школьников на начальном этапе обучения.
При построении инклюзивной модели обучения в начальной школе, необходимо учитывать, что проектирование данной модели на уровне начальной школы должно строиться в рамках общешкольной модели.
Результатом педагогического проектирования выступает создание новых или преобразование имеющихся педагогических условий развития доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями в условиях образовательной системы.
Проектирование модели инклюзивного образования на уровне начальной школы включает разработку полисубъектного компонента, системы нормативно-правового обеспечения, межведомственного взаимодействия, методического обеспечения, материально-технического обеспечения, организационно-содержательного компонента. Пример проекта реализации модели инклюзивного образования на уровне начальной школы рассмотрен в рамках данной работы.