В чем заключается суть опасности
Реферат на тему «Определение и классификация опасностей»
Реферат по дисциплине:
«Основы безопасности жизнедеятельности»
«Определение и классификация опасностей»
Золотовская Надежда Михайловна
Поражающие факторы ………………………………………….. с. 10
Источники опасностей ………………………………………….. с. 11
С опасностями человек знаком с момента своего появления на Земле. Нашим дальним предкам угрозу несли природные опасности, например, лесные пожары, засуха, морозы, ливневые дожди, встречи с дикими животными. Правда и сейчас природные катаклизмы часто ставят человека в затруднительное положение. Уже тысячелетия жизнь человека полна неожиданностей, часто неприятных. Ежегодно землетрясения, извержения вулканов, ураганы, лавины и другие опасные явления уносят тысячи жизней. Несмотря на успехи в науке и технике, человечество зачастую бессильно перед бедствиями. Наряду с этим высокое индустриальное развитие современного общества порождает негативные явления, связанные с высокой аварийностью промышленных предприятий и приводящие к гибели десятков тысяч людей.
Опасность поджидает человека везде. Люди получают травмы и гибнут в результате транспортных аварий, криминогенных происшествий, пожаров и отравлений в быту, при купании в водоёме, прогулке по лесу или при пользовании электробытовыми приборами.
Между человеком и природой в последнее время стало быстро углубляться серьёзное противоречие. Почти всякое техническое новшество, призванное облегчить жизнь человека, сопровождается новыми опасностями и разрушениями естественной окружающей среды. Это одно из основных и наиболее опасных противоречий эпохи. 2
К сожалению, реальную опасность в своей деятельности представляет сам человек. Ведь известно, что травматизм в быту или на отдыхе является не следствием действия каких-то неподвластных человеку сил, а есть результат его собственных ошибок, легкомыслия или незнания.
Как правило, жизнь и здоровье человека зависят от его своевременных и грамотных действий. Поэтому осознать это – значит сделать первый шаг в овладении основами выживания в природе и обществе.
К концу XX века была осознана необходимость создания новой науки, обобщающей научные данные нескольких дисциплин, формирующей единый понятийный, теоретический и методологический аппарат. 3 В 1990 году впервые официально появилось название «Безопасность жизнедеятельности». Предмет с таким названием был введён в учебные программы образовательных учреждений. Объектом изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является комплекс явлений и процессов в системе «человек – среда обитания», негативно воздействующих на человека и среду его обитания. Цель изучения дисциплины – это получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасных и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла.
Безопасность жизнедеятельности – это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них. В определении существенны три момента: опасность человек, защита.
Опасность – это центральное понятие в безопасности жизнедеятельности, под которым понимается свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Мы представляем себе опасность как возможность или угрозу бедствия, катастрофы, любого нежелательного явления, процесса. Можно дать следующее определение опасности: опасность – это явление, процессы, объекты. Свойства предметов, способные в определённых условиях наносить ущерб здоровью человека или окружающей среде. Влиянию опасностей подвергается человек, природная среда, материальные ценности. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, они существуют в пространстве и во времени. 4 Риск – количественная оценка опасности, определяется как частота или вероятность возникновения неблагоприятного с точки зрения безопасности события. 5
Опасные ситуации – это такие ситуации, которые могут привести к развитию неблагоприятных событий для человека или окружающей среды.
Экстремальные ситуации – это ситуации, представляющие угрозу жизни человека. Последствия опасных и экстремальных ситуаций могут быть самые разные. Они обусловливаются видом, характером и масштабами распространения.
В жизни современного человечества большое место занимают заботы связанные с преодолением различных кризисных явлений. Это глобальные проблемы, имеющие планетарный масштаб и несущие серьёзные угрозы для человечества. К основным из них можно отнести природные, экологические и энергетические кризисы, демографические и этнические конфликты, противоречия сосуществования мировых религий, проблемы защиты продовольствия, истощения полезных ископаемых, распространения известных и новых эпидемических болезней, наркомании, проблемы войн, а в последнее время появилась угроза террористических актов.
Перечень возможных опасностей насчитывает более 150 наименований и при этом не считается полным. С целью анализа, обобщения и разработки мероприятий по предотвращению негативных последствий существует необходимость классификации опасностей, источников, поражающих их и факторов, которые непосредственно приводят к негативному воздействию на человека.
Воздействующие на людей опасности можно классифицировать по ряду признаков:
на естественные, то есть природные, обусловлены климатическим природными явлениями и возникают при изменении погодных условий;
на антропогенные, то есть вызванные деятельностью человека, возникают в результате неправильных действий или халатного отношения человека;
на техногенные – это аварии на промышленных предприятиях, разрушения, пожары, химическое и бактериальное заражение местности, обусловлены наличием большого количества радиационно-, химически-, пожаро- и взрывоопасных объектов промышленности, а также определяются наличием отходов, возникающих при любом виде деятельности человека в производстве;
на экологические, такие как интенсивная деградация почвы, загрязнение её «тяжёлыми металлами», загрязнение атмосферы вредными химическими и радиоактивными веществами, разрушение озонового слоя и т.д., основная причина – обострение противоречий в процессе взаимодействия общества с природой;
комбинированные, то есть такие, в которых возможны две и более причины происхождения и чаще взаимосвязанные между собой или вытекающие одна из другой;
по сфере проявления:
по характеру воздействия на человека:
пассивные – опасности, активизирующиеся за счёт энергии, носителем которой является сам человек (уклоны, подъёмы, неровности поверхности, по которой перемещается человек);
активные – опасности, проявляющие активность при воздействии на человека;
по вероятности воздействия на человека:
потенциальные – опасности, которые представляют угрозу общего характера, не связанного с пространством и временем (шум вреден для человека);
реальные – всегда связаны с конкретной угрозой воздействия, координированы в пространстве и времени (опасный объект в зоне пребывания человека до момента отдаления от него);
реализованные – факт воздействия реальной опасности на человека и/или среду обитания, приведший к потере здоровья, летальному исходу, материальным потерям (аварии, катастрофы, происшествия, стихийные бедствия);
Сущность понятия «опасность» и «угроза»
Современная обстановка в стране такова, что никто не чувствует себя в безопасности. Опасности и угрозы – это реалии нашей действительности.
Опасности — это возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести вред человеку, социальной группе, народу, обществу, государству, человеческому сообществу и Земле или даже уничтожить их; нанести ущерб их благополучию, разрушить материальные, духовные или природные ценности, вызвать деградацию, закрыть путь к раз витию.
Опасность может выступать в различных формах: в виде намерении, планов подготовки действий и самих действий, направленных на уничтожение, ограбление, подчинение, закабаление, ослабление, уничтожение объектов безопасности и т.д.
Понятие «опасность»» охватывает также явления, процессы и действия, которыми люди наносятвред природе, а природа людям.
Категория «опасность применяется для характеристики психологического состояния людей, как осознание ими вредных последствий тех или иных реальных явлений или как безнадежное выискивание несуществующих.
Уяснение сути опасности есть исходный момент противодействия, отражения и устранения ее. Если люди не понимают всей глубины опасности, то соответственно не напрягают адекватно свои силы, чтобы ликвидировать или предупредить ее.
Понятие «угроза» родственно понятию «опасность».
С методологической точки зрения необходимо, прежде всего уяснить, что является источником угрозы обществу, личности, государству и каким образом сама опасность влияет, например, на общественные отношения.
Принципиальность данного вопроса определяется главным образом тем, что концентрация нашего внимания на угрозах и на борьбе с ними ведет к порочному кругу, обрекает на сизифов труд: при таком подходе мы обречены на бесконечную борьбу с угрозами, не затрагивая причины, их порождающие. Приведем лишь один пример. Разгул преступности во всех се формах, и прежде всего экономической преступности, стал ощутимой угрозой безопасности личности, общества и государства как результат криминализации общества и государственного аппарата управления. Принимаются законы, вырабатываются программы, делаются широковещательные заявления о бескомпромиссной борьбе с преступностью, расширяется круг правоохранительных органов, занятых этой борьбой. И тем не менее результаты более чем скромные. Причина неудачи в том, что все ни меры не затрагивают источники возникновения преступности, так как пни лежат в иных сферах: экономической, социальной, связанной с межнациональными отношениями, беженцами и мигрантами, с теневой экономикой.
Во-первых, вся сумма противоречий, как общих, так и в отдельных видах безопасности, соответствующих конкретным сферам жизнедеятельности общества и государства, имеет и внутренний, и внешний характер.
Во-вторых, основное противоречие, определяющее всю сумму внутренних и внешних противоречий, заключается в принятии и непринятии основных ценностных ориентации отдельной цивилизации внутри страны и в ее отношениях с другими цивилизациями.
В-третьих, сами противоречия не являются застывшими, а меняют свою сущность и направленность развития под воздействием различных внутренних и внешних факторов. Данная особенность определяет содержание системного, проблемного и факторного анализа противоречий и тенденций их развития как непременного условия своевременной адекватной реакции на имеющиеся и могущие возникнуть угрозы.
Кроме упреждающего значения факторный анализ позволяет выделить и сгруппировать факторы дестабилизирующего и стабилизирующего характера. Данное положение имеет принципиальное значение для выработки и реализации конкретных мер в системе обеспечения безопасности, направленных на нейтрализацию, подавление дестабилизирующих факторов и стимулирование действий стабилизирующих факторов. В этом и заключается не столько защитная, сколько способствующая позитивному развитию функция обеспечения безопасности.
В-четвертых, не всегда точно (неосознанно, в силу слабой исследовательской, теоретической разработки проблемы или сугубо конъюнктурных, чаще всего политических целей) определяются сами противоречия, их носители (субъекты), что неизбежно влечет за собой ошибки не только и не столько теоретического, сколько практического характера, и принятие решений, усугубляющих противоречия.
Таким образом, угроза всегда носит предметный характер, наполнена конкретным содержанием и в случае четко выраженного опасного состояния такого содержания весьма часто приобретает (по крайней мере, должна приобретать) конкретную правовую характеристику. Эта характеристика чаще всего и фиксируется в законах, например, в статьях Уголовного кодекса (статьи об измене Родине, терроризме, контрабанде и т.д.).
Таким образом, источником формирования угрозы безопасности является многообразие внутренних и внешних противоречий общественного развития в стране и на международной арене в разных сферах человеческой деятельности как постоянно эволюционирующий процесс. Это одновременно и главный исходный критерий для выделения из всей суммы общественных отношений и присущих им противоречий именно тех, которые формируют систему общественных отношений в области безопасности.
Классификация угроз
Многообразие опасностей, угроз и источников их возникновения (образования) требует их классификации.
Представляется целесообразным группировать опасности и угрозы по следующим признакам:
· по умыслу – правомерная (вытекающая из реализации правовых норм), противоправная;
· по форме – прямая, косвенная, заваулированная, манифестированная, латентная, несформированная;
· по времени – мгновенная, длительная, дискретная, законсервированная;
· по сферам действия: экология, экономика, политика, социальная область, сфера обороны, культурология и т.д.;
· по последствиям: необратимая, обратимая;
· по отношениям к объекту: внешняя, внутренняя, автоугроза;
· по значению: допустимая, недопустимая;
· по составу: разовая, бинарная, кумулятивная, диффузная;
· по природе происхождения: социальная, техногенная, природная;
· по актуализации: вероятная, потенциальная, реальная, осуществленная;
· по причинности: преднамеренная, стихийная;
· по возникновению: закономерная, случайная;
· по масштабам: глобальные, региональные, государственные, местные и т.д;
· по способам и формам проявления (заявления, конкретные действия, совокупность обстоятельств, которые могут породить опасность в перспективе и требуют защитного реагирования, и т.д.);
· по источникам и движущим силам (природные, обусловленные деятельностью людей и т.д.);
· по ожиданию воздействия на объекты:
§ ожидаемые, с малым временем задержки;
§ ожидаемые, с большим временем задержки.
Различают угрозы и по направлениям (видам): политические, военные, социальные, экономические, экологические, продовольственные, психологические, информационные и др.
Не претендуя на исчерпывающую характеристику, систему угроз можно представить в следующем виде:
· геополитические угрозы, включая и опасности вооруженной агрессии;
· межнациональные и социальные конфликты как в России, так и в странах СНГ;
· традиционная разведывательно-подрывная деятельность спецслужб зарубежных стран;
· политико-экономическая нестабильность в России и странах СНГ;
· дальнейший распад экономики страны, в том числе ее аграрного сектора, подкрепленный экспортно-импортной экспансией зарубежных производителей;
· угроза здоровью населения;
· криминализация всех сфер жизни общества, рост преступности, особенно организованной;
· правовой нигилизм, игнорирование и нарушение законов;
· утрата значительной частью населения морально-этических и социальных ценностей и ориентиров;
· разрушение системы социальной защиты населения, отправления правосудия, сфер здравоохранения, науки, образования и культуры;
· экологическая и технологическая угрозы;
· угроза личной безопасности граждан, в том числе и произвол со стороны властей;
· разного рода информационные угрозы.
| ||||
| ||||
| ||||
| |
| ||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
|
Рис.6. Классификация угроз.
Рис.7. Иерархия угроз
Поверхностное сравнение показывает, что понятие «угрозы» охватывает значительные сферы общественной жизни. С учетом этого одной из методологических основ безопасности является формирование представлений и анализ внешних и внутренних опасностей и угроз, направленных на объекты безопасности.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Совокупность и классификация опасностей
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общие понятия об опасностях
Узловым понятием БЖД является опасность.
Опасность – это определенная ситуация, сложившаяся в той среде, в которой обитает человек, а при определенных условиях в этой среде могут возникнуть факторы, способные привести к нежелательным последствиям и для человека и для окружающей среды.
Как правило, опасности носят открытый или скрытый характер и таятся во всех системах, которые имеют энергию, химически или биологически активные компоненты и характеристики не соответствующие условиям жизнедеятельности. Понятие «опасность» стоит в одном ряду с такими основополагающими категориями, как «жизнь», «сознание», «страдание», «успех», «труд», «радость». Понятие достаточно сложное, но с точки зрения норм русского языка его определяют однозначно. Словарь С.И. Ожегова опасность трактует как возможность, угрозу чего-нибудь опасного.
Опасный, значит способный навредить, принести горе. Опасность может являться результатом действия негативных факторов на какие-либо объекты. Это может быть резкое изменение состояния среды – природной, хозяйственной, социальной, политической, техногенной, способной в результате изменения принести вред. Надо сказать, что под понятием «опасность» предполагается не само несчастье, а его потенциальная возможность. На практике часто путают опасность и её реализацию. Безусловно, опасность может стать фактом жизни, т.е. реализоваться, тогда из потенциального состояния она переходит в негативное событие – стихийное бедствие, аварию, катастрофу и др.
То негативное событие, которое стало результатом реализации опасности и явилось причиной возникновения чрезвычайной ситуации, называется её источником.
Готовые работы на аналогичную тему
Вызов – ряд обстоятельств, которые порождают гипотетическую опасность, в перспективе переходящую в непосредственную опасность.
Угрозы относятся к более распространенным формам опасностей, границы между которыми довольно условны. Четко разделить угрозы и вызовы между собой достаточно трудно. На практике более распространенной формой опасности является угроза. Опасности имеют свои характеристики, одной из которых является риск.
Риск – это степень опасности, возможность того, что весь ход событий, действия и результаты деятельности могут привести к отрицательным последствиям.
Риск, характеризующий степень опасности, является её мерой. Чтобы оценить риск, нужны количественные показатели, обеспечивающие сравнимость степени опасности тех или иных видов деятельности, оценку состояния безопасности жизнедеятельности на конкретной территории. В принципе, любая деятельность человека является потенциально опасной. В действующих ныне системах абсолютная безопасность невозможна и, отвергая концепцию абсолютной безопасности, мир пришел к концепции приемлемого риска. Суть его заключается в такой безопасности, которую в данный период приемлет общество.
Классификация опасностей
Существующие классификации опасностей, а их несколько, носят исследовательский характер, поэтому имеют свои недостатки, а вся их совокупность структурируется по группам.
Группы классификации:
Все имеющиеся классификации опасностей характеризуются разной степенью разработанности. Они, как правило, охватывают отдельные группы опасностей и строятся с учетом определенных признаков – среда развития, генезис, механизм развития опасных процессов, масштабы проявления опасностей, характер их воздействия и др. Единообразие в перечне опасностей отсутствует. Авторы в основном предлагают системы соподчиненных понятий – классы, типы, группы, виды, которые выделяются на основе общих признаков объектов и их связей, а не классификации опасностей.
Классификация опасностей и их описание требуют довольно широкого подхода, потому что от выбора правильного решения и эффективных мер зависит обеспечение безопасности. Институт геоэкологии РАН, учитывая эти требования, разработал общую классификацию техногенно-природных и природных процессов и явлений. Часть этой классификации, которая касается только природных процессов, приводится в монографии под общей редакцией В.А. Владимирова «Природные опасности и общество». Все опасные явления в ней группируются по классам, группам и типам. Среда, в которой происходит формирование и развитие опасных процессов и явлений, является ведущим признаком выделения классов.
Современная цивилизация научилась предсказывать некоторые катастрофы и даже успешно им противостоять. Чтобы действовать против природных процессов необходимо хорошо их знать – как они возникают, каков механизм их действия, условия распространения. Загадкой остаются ещё многие явления и процессы, происходящие в среде обитания человека, а образовательная область безопасности жизнедеятельности способствует получению знаний о природе возникновения и развития опасных природных процессов, аварий, катастроф, в какой бы сфере они не происходили.
Культура безопасности жизнедеятельности
Современная цивилизация находится в условиях глобального кризиса, а это значит, что вопросы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения, становятся всё более актуальными. Недопущение общепланетарного кризиса невозможно ограничить только нормативными правовыми, организационно-техническими и образовательными мероприятиями. Потребностью каждого человека и общества в целом должно стать обеспечение безопасности окружающей среды. Задача достаточно сложная и может быть решена путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Культура безопасности человека есть не что иное, как уровень его потребности в получении и применении знаний с целью обеспечения безопасности.
Культура безопасности предполагает:
Содержание культуры безопасности жизнедеятельности по параметру «компоненты деятельности» включает:
Мотивация в данном случае является стремлением не только предвидеть, но и предупредить вредные и опасные факторы, сократить их отрицательные последствия. Желание совершенствовать свой практический опыт, личностные качества, готовность к самоконтролю в опасных ситуациях.
В структуре культуры безопасности знания, представления, образы, являются системой достоверных научных знаний о вредных и опасных факторах жизнедеятельности. Достоверные знания о причинах их возникновения, характере влияния на человека, об ошибках людей при столкновении с этими вредными факторами. Важными будут житейские знания и представления о безопасности из собственного и чужого практического опыта. Художественные образы, чувства, представления успешного и неудачного поведения людей в опасных ситуациях.
В структуре культуры безопасности умения, навыки, практический опыт включает:
Для разработки новых подходов, стратегий и средств безопасного поведения важно творчество, а самоконтроль, как важная составляющая в системе безопасности, предполагает адекватный пошаговый, прогностический самоконтроль при профилактике и преодолению опасных и вредных факторов.