В чем заключается суть планирования работы по развитию речи
Развитие речи как функции планирования и общения у дошкольников
Юлия Петрова
Развитие речи как функции планирования и общения у дошкольников
Речь детей рано связывается с практической деятельностью самого ребенка и окружающих его лиц и, по словам Л. С. Выготского, очень рано становится «средством реалистического мышления». Иначе говоря, одна из форм связи речи с практической деятельностью выражается в планировании будущих действий, сопровождении речью текущих действий и констатации их результатов. Все это необходимые условия формирования умственных действий. В конце преддетского, в младшем и среднем детском возрасте речь часто вплетается в самостоятельную практическую деятельность ребенка. Дошкольник, ни к кому не адресуясь, называет предметы, с которыми он действует, рассказывает о своих действиях, планирует предстоящие действия и анализирует их результаты. («Миша лежит. Красивая маечка у Миши. Сейчас буду кормить. Миша, кушай. Ой, упала! Ложка упала».) Такая речь не выполняет функции общения. Ж. Пиаже назвал такую речь эгоцентрической, в противоположность речи социализированной, выполняющей функцию общения. Пиаже считал, что эгоцентрическая речь ребенка происходит из эгоцентризма его мышления, из недостаточной социализации изначально индивидуальной речи.
В противоположность этому положению Л. С. Выготский экспериментально доказал, что эгоцентрическая речь по своей природе — речь социальная. Ее воз-никновение связано с необособленностью и невыделенностью у ребенка речи для себя и речи для других. Появление эгоцентрической речи связано с тенденцией младших детей к совместной деятельности со взрослыми. Чем менее самостояте-лен ребенок, чем большие затруднения вызывает у него деятельность, тем выше эта тенденция. Эгоцентрическая речь является своеобразным речевым заместите-лем реального практического сотрудничества со взрослым, выражая желательное для ребенка содержание сотрудничества и помощи. В этом состоит регулирующая функция эгоцентрической речи.
По мнению Пиаже, эгоцентрическая речь является простым сопровождением деятельности ребенка, не вносящим ничего в ход самой деятельности. Однако экспериментальные исследования показали, что, помимо этого, эгоцентрическая речь выполняет функцию планирования деятельности. Ребенок как бы наперед формулирует замысел своей деятельности, а затем, по мере ее выполнения, словесно фиксирует полученные результаты, вслух намечает новые пути, решает возникшие затруднения.
Сначала речь включается в деятельность ребенка на всем ее протяжении. Это резюмирующая, констатирующая речь по поводу уже совершенного действия, затем речь постепенно переносится в начало деятельности, представляя собой прототип будущего внутреннего планирования и решения задачи. Причем на первом этапе ребенок обращается к взрослому и называет ему свое предстоящее действие — «планирование для другого». Затем наступает планирование для себя, речевое овладение собственным поведением.
К концу детского возраста самостоятельная деятельность ребенка состоит как бы из двух этапов: 1) принятие решения и планирование, осуществляемое в речевой форме, и 2) практическое выполнение деятельности в соответствии с принятым решением и планом. При этом эгоцентрическая речь постепенно свертывается, интериоризируется и превращается у детей 5—6 лет во внутреннюю речь.
Функция общения является одной из важнейших функций речи. Начиная с раннего возраста ребенок, общаясь со взрослыми, пользуется речью как средством коммуникации. Выражением и следствием недостаточной самостоятельности ребенка, переплетения его деятельности с деятельностью взрослого является диалогический характер речи — ответы на вопросы взрослого и вопросы к взрослым. При этом диалог всегда строится в связи с какой-либо конкретной ситуацией. Это обусловливает развитие особой формы диалогической речи — ситуативной, содержание которой может быть понятно собеседнику только при учете им той ситуации, о которой рассказывает ребенок.
Расширение круга жизненных отношений детей дошкольного и младшего школьного возраста, возникновение у детей самостоятельной практической деятельности приводит, утверждает Д. Б. Эльконин, к дальнейшей дифференциации функций и форм его речи. В процессе общения со взрослыми и сверстниками, а также в ходе развития собственной деятельности у ребенка возникает необходимость передать свои впечатления, полученные вне непосредственного контакта с собеседником, договориться об осуществлении общего замысла деятельности, спланировать ее, распределить между товарищами обязанности, дать отчет о выполненной работе и т. п. Таким образом, у ребенка возникает потребность в том, чтобы его речь понимали вне зависимости от ситуации в разговоре.
Новые потребности деятельности и общения способствуют дальнейшему ин-тенсивному овладению языком. Речь ребенка становится все более связной. Ситуативная речь — основная форма речи младшего ребенка — постепенно начинает уступать место контекстной речи, речи-сообщению. Контекстная речь, т. е. связная, характеризуется тем, что ее понимание собеседником возможно на основе одних только средств языка и не требует опоры на конкретную ситуацию.
Контекстная форма речи требует развернутого, полного, логически стройного изложения, новых грамматических форм. По своей структуре контекстная речь приближается к письменной. Важной чертой контекстной речи является произвольность. Например, семилетний ребенок, только что поступивший в 1-й класс,рассказывает: «В детском саду было очень интересно. Там мы много играли, рисовали, пели. Нас учили заниматься. Учиться нужно, чтобы грамотным стать, чтобы потом работать на заводе инженером. или там. врачом в больнице» (Л. А. Калмыкова). В своих рассказах дети опираются на имеющийся у них опыт, знания. Кроме фактического материала они используют и вымышленные факты, придумывая рассказы, носящие творческий характер.
Контекстная речь у ребенка не вытесняет полностью ситуативную. Ребенок пользуется то одной, то другой формой, в зависимости от характера общения и сообщаемого содержания. Ситуативностью отличается речь детей на темы из своего быта. При пересказывании ситуативность заметно снижается, но если ввести опору на наглядность, например картинки, речь становится более ситуативной. Раньше всего дети переходят к связному изложению в рассказах спокойного, повествовательного характера. В передаче событий, вызвавших эмоциональные переживания, ребенок дольше задерживается на ситуативно-экспрессивном изложении.
Развитие самостоятельной практической деятельности побуждает развитие интеллектуальной практической функции речи (рассуждение, объяснение спосо-бов действий, констатация, обдумывание плана предстоящей деятельности и др.)
Задача объяснения стимулирует ребенка к активному поиску соответствую-щих речевых форм, которые бы наиболее полно передавали данное содержание. В отличие от простого рассказа объяснение не допускает произвольного изложения содержания. Такая речь требует не только определенного объема знаний о предметах и действиях с ними, но и умений изложить эти знания в речевом сообщении таким образом, чтобы они стали понятны слушателям. А для этого необходимо владеть общим принципом построения объяснений. Структура объяснительной речи характеризуется определенной последовательностью соподчиненных между собой звеньев.
В детском возрасте объяснительная речь только начинает развиваться. Пра-вильно ее построить ребенок затрудняется. Иногда объяснительная речь подменяется ситуативной. Как и в отношении различных сторон речи, у детей стихийно формируется выделение речевой деятельности в целом как особого вида человеческой деятельности и осознание коммуникативной функции речи. Достаточно отчетливое осознание коммуникативной функции речи выступает уже у детей среднего детского возраста, приобретая в старшем возрасте еще большую выраженность.
Так, на вопрос «Почему человеку нужно уметь разговаривать?» 40 % детей среднего возраста и около 60 % старшего дали ответы «коммуникативного»характера: «Чтобы на вопросы отвечать»; «Чтобы друг друга понимать»; «Чтобы делать замечания и говорить секреты».
Сам процесс речевого общения предстает в ответах детей либо в нерасчлененном виде («Чтоб с другим человеком разговаривать»,либо в расчлененном: выделяется позиция слушающего и позиция говорящего.
Работа по обучению детей грамоте осуществляется на основе теоретических принципов, разработанных Д. Б. Элькониным. Специфически дошкольные формы и методы обучения грамоте на основе метода Д. Б. Эльконина разработаны Л. Е. Журовой. Определив начальное чтение как процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической модели, Д. Б. Эльконин тем самым выделил основное содержание обучения чтению — звуковую материю языка.
В специальном исследовании, посвященном изучению возможностей и особенностей усвоения детьми грамоты и выявлению оптимального возраста для этого обучения, Н. С. Варенцова выявила, что дети 5-6 лет обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте; дети 5 лет особенно восприимчивы к звуковой стороне речи, а дети 6 лет — к чтению. В связи с этим Н. С. Варенцова определяет возраст 5 лет как оптимальный для начала обучения звуковому анализу, а 6 лет — наиболее благоприятный для обучения чтению.
Первый этап обучения грамоте — формирование у пятилетних детей звукового анализа слова — рассмотрен выше. На втором этапе происходит усвоение детьми гласных букв и овладение способом чтения.Он заключается в формировании особой ориентировки в читаемом слове: ребенок должен уметь находить в слове буквы, обозначающие гласные фонемы, приготовиться произнести эти фонемы и лишь на фоне этой позиции произносить все предшествующие согласные фонемы и вслед за ними гласную. Этот основной принцип чтения называется позиционным принципом. Практически на втором этапе дети учатся получать новое слово при замене в исходном только одной гласной буквы (лук — люк). Единственным их ориентиром в слове является новая гласная буква (так как согласных букв дети еще не знают и обозначают согласные звуки фишками). Только глядя на гласную букву, дети могут «прочесть» новое слово, поняв, какое изменение в связи с заменой гласной буквы происходит с предшествующим согласным звуком.
На третьем этапе дети усваивают согласные буквы и переходят уже непосредственно к овладению слоговым чтением. Одновременно дети учатся грамотному письму (печатанию) сначала постепенно усложняющихся слов, а затем предложений с предлогами и союзами. Основным результатом обучения грамоте Л. Е. Журова считает не достижение плавного чтения, а овладение детьми широкими умениями в работе над звуковой стороной слова, свободное ориентирование в словесном составе предложения и звуковом строении слова.
Вывод. Развитие речи дошкольников осуществляется планомерно на протяжении всего дошкольного периода. Различают несколько направлений развития речи дошкольников: развитие звуковой культуры речи, развитие словаря, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи. Специфика психолого-педагогического воздействия, сопровождающего процесс развития речи детей, строится на основе учета психологических особенностей детей каждого возрастного периода внутри дошкольного возраста.
К старшему дошкольному возрасту важным моментом становится связь развития речи с развитием психических процессов (мышления, памяти и др.). Постепенно возрастает роль речи как средства коммуникации дошкольников как со взрослыми, так и со сверстниками. К концу дошкольного возраста при достаточном уровне развивающего психолого-педагогического воздействия ребенок готов к возникновению новообразований в речевом развитии: интериоризация речи, развитие монологической речи и др. Успешное речевое развитие на протяжении дошкольного возраста является базой для усвоения грамоты и является важнейшим параметром интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Игры на развитие фонематического слуха. Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность.
Конструируют малыши Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, зарание.
Планирование и организация работы по речевому развитию в подготовительной группе
Организация работы по речевому развитию включает в себя:
— правильная речь взрослых;
— обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;
— участие родителей в речевом воспитании детей.
Планирования работы по РР:
— Реализация всех задач речевого развития в их взаимосвязи.
— Подход к планированию работы (активная, разносторонняя, самостоятельная деятельность ребенка).
— Последовательное нарастание требований к речи детей.
— Индивидуальный подход к детям.
— Учет конкретных условий.
— Систематичность педагогического воздействия на речь.
Виды планирования:
1. Перспективный. Обеспечивает научно-обоснованный подход к образовательному процессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу.
3. Календарно-перспективный. Удобно использовать картотеки занятий, наблюдений, игр, дидактических речевых упражнений, развлечений, фольклорных текстов и т. д.
Календарно-перспективный план отражает все разделы речевого развития дошкольников:
1) совместная деятельность педагога и детей (игры, занятия по теме,
2) совместная творческая, речевая деятельность детей (общение, игры,
3) работа с родителями по развитию речи детей,
4) индивидуальная работа.
Работа по речевому развитию дошкольников ведется на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ.
утром — индивидуально-коррекционную работу по различным речевым задачам, дидактические развивающие игры, игры-хороводы, подвижные игры со словами;
на первой прогулке — наблюдения за явлениями природы и общественной жизни, художественное слово, которое сопровождает самостоятельную активную речевую деятельность детей, поручения воспитателя с отчетом об их выполнении;
на второй прогулке — индивидуально-коррекционную работу по развитию речи, игровую деятельность, выполнение трудовых поручений с отчетом об их выполнении;
вечером — художественно-речевую деятельность: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание стихов, игры-драматизации, различные виды театра, игровую деятельность, просмотр телевизионного передач, видеофильмов.
Методы развития речи
1.Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии,изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)
2.Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
Формирование грамматического строя речи ведется по трём основным направлениям:
1. морфология (т. е. грамматические свойства слова – изменение по родам, падежам, числам);
2. словообразование (создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т. п);
3. синтаксис (построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов). Формирование синтаксической стороны речи необходимо для развития связной речи.
Все виды работы по речевому развитию дошкольников организуются в ООД – ведущей совместной деятельности взрослого и ребенка. Планируются занятия по развитию речи, а в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) 2 занятия в неделю дополнительно отводится подготовке детей к обучению грамоте.
ООД должна отвечать следующим требованиям:
1. Тщательная предварительная подготовка к ООД.
Прежде всего, важно определить его задачи, содержание и место в системе других нод, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения.
Следует также продумать структуру и ход нод, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал. Соответствие материала возрастным возможностям умственного и речевого развития детей.
Обучение должно иметь развивающий характер. Большое значение имеет интерес детей к нод, который поддерживают и развивают путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала.
Эмоциональный настрой обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателем и детьми, психологическим комфортом детей в детском саду.
В вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, формулируется цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста.
В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей.
Решаются задачи по индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.
2. Правильная организация ООД.
Организация ООД должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.
Рекомендуются непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя.
Для выработки прочных навыков и умений необходимо закрепление и повторение материала на других занятиях, в играх, труде, в общении в быту.
Занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности.
В подготовительной к школе группе повышается роль обязательных фронтальных занятий комплексного характера. Меняется характер занятий.Проводится больше занятий словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры.Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины — настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. В подготовительной к школе группе занятия приближаются к урокам школьного типа. Длительность занятий составляет 30мин
Работая с детьми,воспитатель должен обратить внимание на следующее:
-Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
-Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.
-Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.
-Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
-В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
-Связно и доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).
-Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.
Комплексно-тематическое планирование по речевому развитию в подготовительной логопедической группе. 1 часть Сентябрь Лексическая тема: «Улетает наше лето» Тема: Составление рассказа из личного опыта на тему: «Летние истории» Программное содержание:.
Методический материал для работы с одарёнными детьми по речевому развитию в подготовительной к школе группе Методический материал для работы с одарёнными детьми по речевому развитию в подготовительной к школе группе Разработала: Мл. воспитатель,.
Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка. Своевременное.
Организация работы по речевому развитию детей в группе раннего возраста Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста. Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое.
Перспективное планирование для подготовительной группы по речевому развитию Сентябрь Занятие№1 Тема: Подготовишки. Стр 19 Цель: Беседа с детьми, о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят.
Перспективное планирование образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе (2 часть) Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Речевое развитие в подготовительной группе ЦРР- МБДОУ №54 «Рябинка».
Перспективное планирование образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе (3 часть) Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Речевое развитие (развитие речи) в подготовительной «А» группе.
Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе (1 часть) Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Речевое развитие (развитие речи) в подготовительной «А» группе.
Тематическое планирование по речевому развитию в подготовительной группе детского сада День знаний Тема: «Составление рассказа по картине «Дети идут в школу» Цели: обучать навыкам составления сюжетного рассказа по картине,.
Планирование по речевому развитию дошкольников
Успех работы по развитию речи дошкольников во многом зависит от качества ее планирования.
Планирование работы по развитию речи– это проектирование становления и развития речи каждого ребенка, прогнозирование динамики педагогического воздействия на речь и его результативности.
На современном этапе, в условиях введения ФГОС ДО, каждое дошкольное учреждение разрабатывает свою программу развития дошкольников. В зависимости от типа ДОУ, ключевых задач и других условий вопросы планирования решаются по-разному.
В современных ДОУ утвердились три основных вида планирования: перспективное, календарно-перспективное, календарное.
Перспективный план определяет основные направления в работе воспитателя на месяц и более. Он учитывает взаимосвязь между различными разделами, обеспечивает систематичность и последовательность, единство в работе воспитателей группы.
Запомните, что устоявшихся норм и правил оформления перспективных планов нет. Важно, чтобы они не были громоздкими и излишне детализированными.
В зависимости от того, на чем воспитатель акцентирует внимание — на отборе содержания или определении форм организации работы, — выбирается форма планирования. Это могут быть перечни мероприятий, таблицы, схемы, картотеки, текстовые программы индивидуального развития или некоторые программы работы в группе на определенный отрезок времени (месяц, квартал, полугодие, год).
При планировании необходимо помнить о комплексном подходе к решению задач развития речи. Структура занятия определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, при этом одной из главных задач является развитие связной монологической речи.
При разработке содержания каждого занятия учитываются постепенное усложнение программных задач, их значимость на данном этапе обучения, важность повторения определенного материала и т. д.
Существует практика составления перспективных планов по индивидуальной работе с детьми. Такие планы представляют собой индивидуальные программы развития.
Обязательно нужно планировать работу с семьей по созданию благоприятной для речевого развития ребенка среды (просветительская работа с родителями, методическая помощь семье,консультации для родителей, привлечение родительского актива к организации коллективных форм работы с детьми по развитию речи и т. д.).
Календарно-перспективное планирование сочетает в себе элементы перспективного и календарного планов и ведется с учетом времени года.
По мнению многих педагогов, при таком планировании удобно использовать картотеку занятий, наблюдений, игр, дидактических речевых упражнений, развлечений, фольклорных текстов и т. д. Кроме содержания работы на карточках указываются образовательные задачи, которые решаются с использованием данного материала. Планируя работу на месяц, воспитатель отбирает из разных картотек нужные разработки (конспекты, планы, сценарии, тексты худ. произведений, упражнения, игры для детей) и выстраивает их в определенной последовательности, отмечая при этом на отобранных карточках даты и время проведения мероприятий, использования дидактического и художественного материала.
При календарно-перспективном планировании в конце месяца воспитатели смотрят, все ли задачи реализованы. Если задачи реализованы не полностью, то карточки переставляются в следующий месяц, а картотеку дополняют новыми играми, упражнениями, дидактическими материалами.