В чем заключается своеобразие французского ренессанса 7 класс кратко

HiSoUR История культуры

Виртуальный тур, Выставка произведений искусства, История открытия, Глобальный культурный Интернет.

В чем заключается своеобразие французского ренессанса 7 класс кратко. French Renaissance. В чем заключается своеобразие французского ренессанса 7 класс кратко фото. В чем заключается своеобразие французского ренессанса 7 класс кратко-French Renaissance. картинка В чем заключается своеобразие французского ренессанса 7 класс кратко. картинка French Renaissance

Французский ренессанс

Французский ренессанс был культурным и художественным движением во Франции между 15 и 17 веками. Этот период связан с панъевропейским Возрождением, словом, впервые используемым французским историком Жюлем Мишлеем, чтобы определить художественное и культурное «возрождение» Европы.

Известные события во времена французского Возрождения включают распространение гуманизма, раннее исследование «Нового Света» (как «Новая Франция» Джованни да Верраццано и Жак Картье); развитие новых технологий и художественных форм в области печати, архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, науки и литературы; и разработка новых кодексов коммуникабельности, этикета и дискурса.

Правление Франциска I Франции (с 1515 по 1547 год) и его сын Генрих II (с 1547 по 1559 год), как правило, считаются вершиной французского Возрождения.

Слово «Ренессанс»
Слово «Ренессанс» — это французское слово, буквальным переводом которого на английский является «Возрождение». Слово «Ренессанс» впервые было использовано и определено французским историком Жюлем Мишле (1798-1874) в своей работе 1855 года «История Франции» («История Франции»). Жюль Мишель определил Ренессанс XVI века во Франции как период культурной истории Европы, который представляет собой разрыв с средневековью, создавая современное понимание человечества и его место в мире. Будучи гражданином Франции и историком, Мишель также утверждал, что Ренессанс является французским движением. Его работа основана на использовании французского слова «Ренессанс» на других языках.

Даты французского Возрождения
Если итальянец долгое время существовал во Франции с Плутархом в литературе, Жан Фуке в живописи или Лаураной в Марселе в архитектуре, особенно итальянские войны Карла VIII и Людовика XII заставляют Францию ​​связываться с возрождением искусства место в Италии. Если готическое искусство не умрет сразу, то, по прибытии первых итальянских художников в Амбуаз, в 1495 году, оно тем не менее дает признаки декаданса. Несмотря на некоторый большой успех, в первой половине шестнадцатого века переходный процесс стиля Людовика XII постепенно накладывает формы раннего Возрождения. С 1515 года готические формы постепенно разбавляются в итальянском приличии 7.

В целом Европа значительно успокоилась после битвы при Нанси в 1477 году, что уничтожает возможность возникновения могущественного государства между королевством Франции и Священной Римской империей. Этот период мира благоприятствует художественному творчеству, именно в этот момент появляется первая ренессансная Лотарингия (герцогский дворец Нанси), золотым веком которой станет царствование герцога Карла III Лотарингии с созданием Университета Пон- à-Mousson, а также строительство нового города Нанси, оригинальная урбанистическая работа, так как он создает новый город рядом со средневековым городом. Ренессанс в Герцогстве Лотарингии закончится Тридцатилетней войной (1618).

Изобразительное искусство
В конце 15-го века французское вторжение в Италию и близость яркого Бургундского двора (с его фламандскими связями) привели французов к контакту с товарами, картинами и творческим духом Северного и Итальянского Возрождения, а также художественные изменения во Франции часто исполнялись итальянскими и фламандскими художниками, такими как Жан Клоу и его сын Франсуа Клоу и итальянцы Россо Фиорентино, Франческо Приматиччио и Никколо дель Абабат (так называемая) первая школа Фонтенбло (с 1531 года) ).

В 1516 году Франциск I из Франции пригласил Леонардо да Винчи в Шато-д’Амбуаз и предоставил ему замок Шало-де-Люс, а затем позвонил в Шато-де-Клю, как место для проживания и работы. Леонардо, известный художник и изобретатель, прибыл с тремя своими картинами, а именно с Моной Лизой, Сент-Энн и Сен-Жан-Батистом, которые сегодня принадлежат музею Лувра в Париже.

Искусство периода от Фрэнсиса I до Генриха IV часто вдохновляется поздними итальянскими живописными и скульптурными событиями, обычно называемыми маньеризмом (в частности, с Микеланджело и Пармиджанино), которые характеризуются удлиненными и грациозными фигурами, а также зависимость от визуальных риторикой, включая подробное использование аллегории и мифологии.

В этот период есть множество французских художников с невероятным талантом, в том числе художник Жан Фуке из Тура (который достиг удивительно реалистичных портретов и замечательных иллюминированных манускриптов) и скульпторов Жана Гужона и Жермена Пилона.

Поздний маньеризм и раннее барокко.

Генрих IV пригласил художников Туссена Дубрюила, Мартина Фримнета и Амбруаза Дюбуа для работы над замком Фонтенбло, и их обычно называют второй Школой Фонтенбло.

Мари де Медичи, королева Генриха IV, пригласила фламандского живописца Питера Пауля Рубенса во Францию, и художник написал ряд масштабных работ для Люксембургского дворца королевы в Париже. Другим фламандским художником, работавшим на дворе, был Франс Поурс младший.

За пределами Франции, работая для герцогов Лотарингии, в художниках Жака Белланжа, Клода Деру и Жака Каллота очень разные поздние манеры. Имея небольшой контакт с французскими художниками того времени, они развивали усиленный, экстремальный и часто эротический манер (включая ночные сцены и изображения кошмаров) и превосходное мастерство в травлении.

Старый замок в Лувре в Париже был также перестроен под руководством Пьера Лескота и стал ядром нового замка эпохи Возрождения. К западу от Лувра Кэтрин Медичи построила для нее дворец Тюильри с обширными садами и гротетом.

Восхождение Генриха IV на престол Франции привело к периоду массового городского развития в Париже, в том числе строительства на Пон-Нейфе, площади Вогезов (так называемой «Place Royale»), площади Дофине и частях Лувра.

Сад
Французские сады Ренессанса характеризовались симметричными и геометрическими посадками или партерами; растения в горшках; пути гравия и песка; террасы; лестницы и пандусы; перемещение воды в виде каналов, каскадов и монументальных фонтанов и широкое использование искусственных грот, лабиринтов и статуй мифологических фигур. Они стали расширением замков, которые они окружали, и были предназначены для иллюстрации идеалов и пропорций ренессанса.

Музыка
Бургундия, в основном франкоязычная область, объединенная с Королевством Франции в 1477 году, была музыкальным центром Европы в начале и середине 15 века. Многие из самых известных музыкантов в Европе либо приехали из Бургундии, либо отправились учиться вместе с композиторами; Кроме того, в конце 15 века между бургундским придворным музыкальным учреждением и французскими судами и церковными организациями произошел значительный обмен. Бургундский стиль породил франко-фламандский стиль полифонии, который доминировал в европейской музыке в конце 15-го и начале 16-го веков. Однако к концу XV века французский народный характер становился все более заметным в музыке французских королевских и аристократических судов, а также основных центров церковной музыки. По большей части французские композиторы того времени избегали мрачных цветов франко-фламандского стиля и стремились к ясности линии и структуры, а также в светской музыке, такой как шансон, легкость, индивидуальность и популярность. Гийом Дюфай и Жиль Бинхуа — два замечательных примера из бургундской школы в раннем ренессансном периоде.

Самый известный композитор в Европе, Хоскин де През, некоторое время работал в суде Людовика XII и, вероятно, составлял некоторые из его самых известных работ (его первая постановка Псалом 129 «Де профундис», вероятно, была написана для похорон Луи XII в 1515 году). Фрэнсис I, который стал королем в этом году, сделал создание роскошного музыкального истеблишмента приоритетом. Его музыканты ездили вместе с ним во время своих поездок, и он соревновался с Генрихом VIII на поле Ткань Золото в 1520 году за самые великолепные музыкальные развлечения; вероятно, это событие было направлено Жан Мутоном, одним из самых известных композиторов моток в начале 16 века после Йоскина.

Самым значительным вкладом Франции в музыку в эпоху Возрождения стал Шансон. Шансон представлял собой разнообразную светскую песню с очень разнообразным характером и включал в себя некоторые из самых популярных музыкальных произведений 16-го века: действительно, многие песни были исполнены по всей Европе. Шансон в начале 16 века характеризовался дактилическим открытием (длинным, коротким) и контрапунктическим стилем, который позднее был принят итальянской канцоной, предшественницей сонаты. Обычно шансонцы были для трех или четырех голосов без инструментального сопровождения, но самые популярные примеры были неизбежно внесены и в инструментальные версии. Известными композиторами этих «парижских» шансонов были Клодин де Серми и Клемент Янекин. Ла-guerre Janequin’s, написанный, чтобы отпраздновать победу Франции в Мариньяно в 1515 году, имитирует звуки пушек, крики раненых и трубы, сигнализирующие о продвижении и отступлении. Позднее развитие шансона было стилем musique mesurée, примером которого является работа Клода Ле Jeune: в этом типе шансона, основанного на событиях группы поэтов, известных как Pléiade под Jean-Antoine de Baïf, музыкальный ритм точно соответствовал стрессовым акцентам стиха, в попытке захватить некоторые риторические эффекты музыки в Древней Греции (совпадающее и, по-видимому, не связанное движение в Италии в то же время было известно как флорентийская камерата). К концу XVI века шансон постепенно был заменен воздухом de cour, самым популярным типом песни во Франции в начале 17 века.

Эра религиозных войн оказала глубокое влияние на музыку во Франции. Под влиянием кальвинизма протестанты произвели тип священной музыки, сильно отличающийся от латинских мотов, написанных их католическими коллегами. И протестанты, и католики (особенно протестантские сочувствующие среди них) произвели вариацию шансона, известного как шансонская спиритулла, которая была похожа на светскую песню, но была снабжена религиозным или морализирующим текстом. Клод Гудимел, протестантский композитор, наиболее известный своими настройками псалма, вдохновленный кальвинистами, был убит в Лионе во время резни в день Святого Варфоломея. Однако в эпоху конфликта были убиты не только протестантские композиторы; в 1581 году католический Антуан де Бертран, плодовитый композитор шансон, был убит в Тулузе протестантской толпой.

Среди самых известных писателей французского Возрождения можно упомянуть Франсуа Рабле, Маргариту де Наварр, Клеман Марот, Морис Сью, Луизу Лаббе, Пьер де Ронсар, Йоахим дю Беллай, Этьен де Ла Боэти и Мишель де Монтень.

образование
Парижский университет, хотя и сохраняет престиж, приобретенный в XIII веке (Фома Аквинский), опаздывает по сравнению с возрождением других европейских университетов, включая Саламанку, Левен. Возобновление вступает в силу в 1530-х годах, когда мы чувствуем, что проявляется интеллектуальный всплеск. Тогда Париж является главным университетским городом Европы, и многие колледжи (около 80). Игнас де Лойола решает тренироваться в Парижском университете, главным образом из-за престижа, который этот университет держится в Европе, но и из-за большей терпимости. Франсуа Ксавье, ученик Игнаса де Лойолы, также получает образование в Парижском университете.

Иезуиты берут на себя эту традицию образования, уважая наследие Фомы Аквинского: Пьер Фавр — эллинист, хорошо знает схоластическую философию, а также философию Аристотеля.

Источник

В чем заключается своеобразие французского ренессанса 7 класс кратко

В сём заключается своеобразие французского Ренессанса?

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Ответы и объяснения 2

ФРАНЦУ́ЗСКИЙ РЕНЕССА́НС — эпоха Возрождения в культуре Франции XVI в. В отличие от Итальянского и Северного Возрождения, в данном случае органичнее звучит французская форма термина (франц. renaissance — «возрождение»).

Искусство французского Ренессанса имеет существенные особенности, отличающие его от аналогичных тенденций в искусстве других стран, прежде всего Италии. Деятельность французских художников была тесно связана не с идеалами свободы городов-республик, а с интересами королевского двора и католическойцеркви.

Следующая особенность заключается в том, что французский Ренессанс развивался позднее, чем ренессансные тенденции в Нидерландах и Италии и поэтому носил в значительной мере вторичный характер. Идеи Возрождения зрели в средневековой Франции, но новые художественные формы привнесли во Францию итальянские мастера.

Итальянские художники опирались на античные традиции своей родины, для французов национальная традиция — готическоеискусство. И хотя древние римляне оставили на территории Франции, в особенности южной — в Арле, Марселе, Ниме, Эксе, Авиньоне, значительное количество архитектурных памятников, составивших основу развития средневекового романского искусства, классицистические формы оставались для французов чужими.

Поэтому в искусстве французского Ренессанса XV—XVI в. и даже позднее сохранялись готические традиции. Более того, в архитектуре французского Ренессанса композиция зданий, и планировочные решения оставались традиционно-средневековыми, а на поверхность стен как бы накладывался ренессансный декор. Таким же образом отдельные «итальянизмы» проявлялись в оформлении интерьеров.

При французских королях Карле VII (1422—1461) и Карле VIII (1483—1498) влияние итальянскогоискусства было поверхностным. Когда же итальянскиемастеранепосредственно и активно работали при французском дворе (середина и вторая половина XVI в.), в Италиинаблюдался спад художественной активности и идеалы Высокого Возрождения уступали место искусству Маньеризма. Поэтому именно маньеристский стиль, соединяясь с местными готическими традициями, и определял характерный «стиль школы Фонтенбло», или «французскую работу» (итал. opera francese).

Наряду с этим французскому Ренессансу присуща особая «joie de vivre» (франц., «радость жизни») — выражение, которое часто применяют для обозначения характерного галльского мироощущения, настроений куртуазности и рыцарских традиций эпохи поздней Готики.

В 1542 г. во Франции был издан трактат древнеримского зодчегоВитрувия. В 1541—1543 гг. на службе у короля Франциска I состоял итальянский архитектор Дж. Виньола, автор трактата «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562). С 1541 г. по приглашению короля Франциска I в Фонтенбло работал итальянский архитектор Себастьяно Серлио (1475—1554), у себя на родине строивший в «сельском стиле». В Париже он опубликовал две книги о геометрии и перспективе (1545), трактаты «О храмах» (1577), «О порталах»(1551). В 1559 г. Ж.-А. Дюсерсо Первый, изучавший трактаты Серлио, издал собственную «Книгу об архитектуре».

Средневековые за́мки по течению р. Луары «одевались в ренессансные костюмы». Ренессансными по настроению, но готическими по форме являются французские отели, знаменитые постройки госпиталя в Бонэ (1443—1448) и дом банкира Ж. Кёра в Бурже (1445—1451). Архитектор П. Леско и скульптор Ж. Гужон в 1546—1555 гг. возводили новый, ренессансный западный фасад Лувра в Париже.

Источник

Билеты. Вариант 7. Билет 16.
Французское Возрождение. Общая характеристика.

Французское Возрождение. Общая характеристика.

Возрождение во Франции имело такие же предпосылки, как и в Италии. Но в отличие от Италии, где уже в 13 в. буржуазия становится господствующим классом, во Франции им остаётся дворянство. Хотя в 15 в. во Франции буржуазия тоже очень усилилась, основную поддержку гуманистические идеи нашли в передовых кругах дворянства, соприкоснувшихся непосредственно с культурой Италии. Вообще, влияние Италии – важнейшая предпосылка ко французскому возрождению. Начиная с царствования Франциска I, когда организуются разнообразные походы французов в Италию (1515-1547) и они видят богатство и изысканность итальянской культуры, убранства итальянских городов, начинается импорт итальянской ренессансной культуры во Францию. Итальянские архитекторы строят замки в новом ренессансном стиле в Блуа, Шамборе, Фонтенбло. Появляются в большом количестве переводы Данте, Петрарки, Боккаччо и др.

В истории Французского протестантизма надо различать два периода:

• до 1530х. Первыми протестантами Франции стали разрозненные интеллигенты гуманистического образа мыслей, подходившие скептически к церкви, но мало склонные к борьбе против неё. Из них, выдающийся математик и эллинист Лефевр д’Этапль, который пожив в Италии перевёл оригинал Аристотеля и понял, что на родине его трактуют по-другому. Вслед за этим, он стал переводить священное писание и тоже не нашёл в нём ничего похожего на безбрачие духовенства. Сорбонна осудила этот перевод, как и всю новую ересь. Лефевр вынужден бежать, но Франциск возвращает его и даже делает воспитателем сына. Он благоволит к протестантам и гуманистам.

• После 30х Его главой становится Жак Кальвин, переселившийся из Франции в Женеву, которая отныне центр руководящий протестантским движением во Франции. Кальвин формирует своё учение в «наставлении в христианской вере», написанным на латыни, а через пять лет на фр.яз. С этого момента утопическое евангелие сменяется суровым кальвинизмом. В его учениях есть буржуазная природа (проповедует накопления, бережливость, признаёт рабство), но он нашёл опору и среди дворян, не желающих мириться с абсолютизмом => протестантизм теперь распространяется и среди южно-французких дворян

Начинается кровопролитная борьба между католиками и протестантами. При этом гуманисты не примыкают ни к одним, ни к другим. Некоторые гуманисты, соблазняясь идеей национального единства (Ронсар и др. участники «Плеяды») за католиков, но им не нравится узость их мышления. От кальвинизма гуманистов отталкивала его буржуазная ограниченность и фанатизм. Однако кальвинистское представление об идеальном устройстве привлекала Агриппа д’Обинье, а из более раннего времени Маро. Всё же такие гиганты Французского возрождения как Рабле, Деперье и Монтень склонялись к религиозному свободомыслию.

Для писателей ренессанса во Франции тоже характерен образ «универсального человека». Рабле, врач, археолог, юрист и гениальный сатирический писатель. Чем не гуманист? Большая разносторонность в творчестве и у Маро, М. Наваррской, Ронсара и др.

Существует несколько этапов развития гуманизма во Франции:

1) оптимистический (Нач. 16в)

2) разочарование гуманистов (после 1530х)

3) кризис гуманизма, но вместе с тем более глубокое осмысление бытия и искание себя в мире (конец века).

• возможно, сама была тайной гугеноткой, дружила со многими писателями и гуманистами.

• давала приют преследуемым за вольномыслие гуманистам, многих М. спасла от костра

и поэмы, в которых преобладает платоническая любовь и идеалы возвышенного чувства.

Источник

Франция в эпоху Ренессанса

Франция в эпоху Ренессанса

В начале работы, перед изучением вопросов, связанных со спецификой французского гуманизма, целесообразно вкратце рассмотреть социально-политические и историко-экономические процессы, которые происходили во Франции в течении XVI в. Именно это столетие было переломным в истории страны: от сословно-представительной монархии с феодальной экономикой Франция переходит к абсолютистской монархией с экономикой более-менее капиталистической. Этому сопутствовал и глубокие культурные, духовные перемены, как в обществе, так и умах людей, их мировоззрении. Ниже эти рассмотрим эти процессы подробнее.

Прежде всего, рассмотрим влияние итальянского Возрождения на Францию.

Сам факт появления Возрождения именно в Италии не случаен. Великая и в тоже время простая античная культура открыла человечеству простор для развития. Искренне восхищение западноевропейского человека античностью стало рычагом, позволившим ему понять и транслировать античный способ отношения к миру и античные ценности. Здоровый, не испорченный авторитарностью способ отношения к миру итальянцев был обогащен возможностями личностного развития. Это сочетание привело к рождению людей, личность которых уже во многом определяла тип культуры. В свою очередь, условием существования этой культуры являлось процветание новой личности.

В последней трети XV в. во Франции появляются первые гуманистические кружки.

В некоторых из них стали высказываться идеи, близкие к реформаторским. Наиболее видный кружок сложился вокруг Левефра д`Эталя. Именно он в 1512 г. сформулировал главное положение Реформации об оправдании верой. франция возрождение гуманизм

Для раннего французского Возрождения характерна разработка античного наследия, углубляющаяся по мере культурных контактов с Италией.

С конца XV в. во Францию приезжают итальянские писатели, художники, историографы, филологи: поэт Фаусто Андренини, ученый грек Иоанн Ласкарис, филолог Юлий Цезарь Слапигер, художники Бенвенутто Челлини, Леонардо да Винчи. Благодаря изяществу стиля труд Павла Эминя «10 книг о деяниях франков» служил примером для подрастающих поколений французских гуманистов.

Юноши из знатных и богатых родов стремились в Италию, чтобы воспринять богатство итальянской культуры. Это отразилось на характере французского Возрождения, особенно на его начальной стадии, придав ему заметный аристократическо-дворянский отпечаток, что сказывалось в усвоении знатными семьями, прежде всего внешних элементов культуры итальянского Ренессанса и широком меценатстве французского королевского двора. Покровительство нарождающейся французской интеллигенции оказывали Анна Бретонская, Франциск I; традиции литературного кружка Анны Бретонской продолжила впоследствии Маргарита Наваррская, привлекшая к себе Рабле, Лефевра д’Эталя, молодого Кальвина, Клеммана, Маро, Бонававентюра и т.д.

И все-таки, нет основания сводить специфику французского Возрождения лишь к аристократизму, равно как и выводить его генезис лишь из итальянских влияний. Культура французского Возрождения вырастала, в первую очередь, лишь на своей почве. Основой его зарождения явилось завершение политического объединения страны, складывание внутреннего рынка и постепенного превращения Парижа в экономический, политический и культурный центр, к которому тяготели самые отдаленные регионы. Мощным стимулом для развития французской культуры так же послужило окончание Столетней войны, вызвавшее рост национального самосознания.

Развитие гуманистической культуры было бы невозможно без повышения общего уровня образования. О грамотности населения, особенного городского, свидетельствует огромное число рукописных книг. Заметное место среди них (кроме Библии и сборников средневековых фаблио) занимают рукописи, близкие по типу итальянской гуманистической новеллистке («Великий образец новых новелл» Никола де Труа, «100 новых новелл», совместивший влияние «Декамерона» Боккаччо с традициями народной культуры Средневековья), которые открывают новое направление в народной литературе французского Ренессанса. Развитию культуры во Франции способствовало и распространение книгопечатания.

В 1470 г. при Сорбонне была создана первая типография, которая печатала латинских авторов. К концу XV в. количество типографий растет. Первые издания предназначались широкому кругу читателей, именно они закладывали основы традиции народных книг.

На развитие гуманизма оказывали влияние не только контакты с Италией, но и Германией, Англией и Нидерландами. Так, например Эразм Роттердамский находился в постоянной переписке с деятелями французского гуманизма.

К деятельности круга Эразма во Франции относились знаток латыни и филолог Роберт Гаген, филологи-эллинисты Лефевр д’Эталь, Гийом Броде, Луи де Берке. Популярностью пользовалась «Похвал глупости», переделанная по заказу Людовика XII в спектакль «Принц дураков», который и был поставлен на парижской сцене в 1511 г.

Среди деятелей начального периода развития гуманизма во Франции особо хотелось бы выделить Лефевра д’Эталя и Гийома Боде.

Гийом Броде (1467-1540) так же являвшийся одним из вождей гуманизма, внес существенный вклад в изучение математики, естественных наук, искусства, философии, римского права и греческой филологии. Благодаря его стараниям была основана библиотека в Фонтенбло (позже она стала основой Национальной библиотеки) и Коллеж де Франс, где преподавались греческий, латинский и древнеарамейский языки.

Филологические изыскания были одной их наиболее сильных сторон гуманистической культуры этого периода, классическая латынь изучалась во многих гуманистических кружках, в крупных городах, например, в Лионе.

Королевский двор поощрял переводческую деятельность, что обогащало французскую гуманистическую культуру духовными достижениями других стран, особенно Италии и Древней Греции. К концу XVI в. на французский были переведены все известные в то время греческие классики. «История» Фукидида в переводе Клода де Сейсселя стала популярнейшей книгой во Франции XVI в. Эпоху культурной жизни общества так же составили Жана Амио (1513-1593), издание «Жизнеописаний знатных римлян и греков» Плутарха принесло ему славу лучшего переводчика и блестящего писателя.

Пиком развития французской гуманистической литературы многие исследователи считают творчество Франсуа Рабле (1494-1553) и его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». В нем Рабле, блестяще используя гротескные образы, иносказания и прозрачные намеки критикует средневековую схоластику и мистику, служителей церкви, описывает свои гуманистические идеалы. Деятельность Франсуа Рабле и его идеалы, нашедшие отражения в этом романе будут подробнее рассмотрены ниже.

Свободомыслие и новаторство отмечает лучшее, созданное гуманистами в XVI в., что в полной степени и образует гуманистическую культуру этого времени

Гуманистический интерес к человеку особенно проявился в портретном жанре. Торжественно фиксированные позы в портретах Жана Клуэ (ок.1475-1541) сочетались с остротой индивидуальных характеристик. Углублением в реалистическое начало стали портреты Фран Клуэ (1520-1572), жизнеутверждающее начало Ренессанса получили развитие в скульптурах и рельефах Жана Гужона.

В музыке активно развивалось искусство песенной полифонии, воплотившей свойства французского народного пения (шансона). Значительную вклад сюда внесли гугенотские хоралы Гудемеля.

Идея народного суверенитета присутствует в трудах крупного мыслителя этого времени Франсуа Отмана (1534-1590). Он отмечал право на участие в управлением государства, высказывал идею об общественном договоре между государем и народом, требовал регулярного созыва Генеральных Штатов. Более резкими были высказывания Филиппа Дюплеси. Продолжая идею Отмана, он допускал право народа на революцию при нарушении общественного договора и узурпации власти государем.

Литература периода гражданской войны отмечена печатью кризиса идей Ренессанса. Накал страстей, оттеснение на задний план чувственных, языческих идеалов и наследия высокого Ренессанса характерно в это время для литературы гугенотов. Распря двух течений (Католической лиги и гугенотов) оканчивается лишь с воцарением Генриха Наваррского.

Но стоит подчеркнуть, что именно его труды, и как труды Монтеня фактически заложили основу рационального мировоззрения XVII в.

Социально-экономическое развитие Франции в XVI в. С конца XV в. Франция, как и другие западноевропейские страны, вступает в эпоху раннекапиталистического развития. В XVI в. во Франции не было единой национальной экономики как таковой, по выражению Ф. Брадена, «страна представляла собой пеструю мозаику из областей, живших своими ресурсами». Франция являлась страной, в которой одновременно сочетались различные типы экономического развития.

Страна имела прекрасные природные условия для успешного развития сельского хозяйства. К концу XVI в. традиционная разница в сельском хозяйстве между северными и южными областями усилилась. Если на Севере доминировала монокультура зерновых, чему способствовала исключительная плодородность почвы, то на Юге природные условия благоприятствовали поликультуре и крестьянских хозяйствах сочетались зерновые, фруктовые сады и виноградники. На этом фоне развивалась специализация малых сельскохозяйственных районов, особенно винодельческих, вблизи крупных городов активно развивалось огородничество. Основная ячейка сельской экономики была весьма гибкой формой, способной использовать специфику локальных природных условий, что породило крайнюю простоту крестьянских хозяйств.

К этому времени основная часть земель при тогдашнем уровне аграрной техники была освоена. Французское крестьянство в условиях густонаселенности страдало от безземелья. Техническое оснащение сельского хозяйства оставалось слабым и экономика развивалась медленно.

К середине XVI в. большинство крестьян были лично свободными и владели землей на правах вечнонаследного держания, что являлось их важнейшим отличием от английских копигольдеров и приводило к фактическому превращению цензив в крестьянскую собственность, хоть и обремененную феодальной рентой.

Во второй половине XVI в. экономический рост в стране сменяется упадком: урожаи следовали за неурожаями, гражданские войны опустошали страну, а рост налогов приобрел катастрофический характер; страна примерно на столетие погрузилась в экономические трудности. В этих условиях процесс обезземеливания крестьянства усиливается. Сеньоры, горожане и просто богатые крестьяне скупают и образуют средние и большие фермы. С каждым годом предприятия такого рода приносили все большие прибыли, поэтому процесс обезземеливания крестьян развивался по нарастающей.

Развитие промышленности в XVI в. значительно уступало развитию торговли. В основном ремесла сохраняли средневековый характер. Но все же в 30-гг. XVI в. начинает развиваться шелковые мануфактуры, расцвет которых приходиться на XVII в. В отношении книгопечатания к 50-м гг. XVI в. Лион становиться одним из ведущих городов Европы. Но несоответствие промышленной основы процветающей внешней торговли выдает неустойчивость структуры раннего капитализма во Франции.

Основой усиления королевской власти в этот период становится разрушение политической организации средневековых сословий.

Французское дворянство в XVI в. не было так экономически активно, как английские джентри, но наряду с расточительством среди дворян встречались и крепкие хозяева. Уже после Столетней войны во многих сеньориях был восстановлен домен и организованы фермы, но основные доходы дворянство получало по-прежнему от краткосрочной аренды, капиталистической или переходной к капиталистической.

Зарождение института интендантства также относится к середине XVI в. когда в условиях обострения социально-политической борьбы в стране правительство стало значительно чаще рассылать в свои провинции, профессиональных финансистов и юристов, призванных помочь губернаторам в технических вопросах управления. Уже в период религиозных войн интенданты по несколько лет стали задерживаться в провинциях, но постоянными представителями правительства они стали в 30-40-х гг. XVII в.

Значительно активизировалась в XVI в. законодательная деятельность государства. Появляются «большие ордонансы» с широкими проектами реформ, затрагивающими все сферы жизни общества. Их эффективность была невелика, но они подготовили системное законотворчество кольберовской эпохи. Стоя на страже сословного строя страны, государство берет на себя определенные привилегий, обязанностей, взаимоотношения сословий и их комплектование. Слой высшей знати, теоретически остававшийся аристократией крови, представляли собой созданную монархией социально-политическую элиту; высшие дворянские титулы пэров и герцогов давались только королем, который награждал ими выдвинувшихся на его службе придворных. Сама принадлежность ко второму сословию уже требует королевского подтверждения; в стране начинают проводиться расследования о законности прав на титулы, и только официальный приговор королевских комиссаров дает дворянам официальное подтверждение их привилегий.

Меньше власть интересуют ранги внутри третьего сословия, но и здесь не обходиться без ее вмешательства. Государственное регулирование проникает до самых низов социальной лестницы, и администрация даже берет на себя организацию государственного призрения, правда, в порядке частной инициативы.

Реформация во Франции была одной из сторон кризиса средневекового христианства как социально-политической и религиозной системы, одной из фаз перехода от коллективной религиозности средневековья к более духовной и индивидуальной религиозности.

Но все же кризис средневековых христианских ценностей и распространение Реформации во Франции шло медленно, ведь Сорбонна была столица средневековой теологии и долго доминировала в интеллектуальной жизни не только страны, но и Европы. Это сокращало возможности развития оппозиционных ей концепций. Но новое зарождалось и во Франции, в частности, благодаря вхождению в нее Бургундского государства и других северо-восточных областей.

Гугеноты на всплеск насилия ответили политическим ходом: в южных и юго-западных провинциях протестанты достигли политического преобладания и организовали унию городов, управляемых постоянными ассамблеями. В 70 гг. XVI в. протестантское «государство в государстве» фактически отстояло свою независимость.

Список использованных источников

8. Ренессанс. Образ и место Возрождения в истории культуры.-М.,1987.-489 с.

9. Соколов Б.В. 100 великих войн. М., Вече.- 2005.-537 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *