В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин

Анализ «Медный всадник» Пушкин

В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. analiz mednyy vsadnik pushkin 49658. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин фото. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин-analiz mednyy vsadnik pushkin 49658. картинка В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. картинка analiz mednyy vsadnik pushkin 49658

Всего получено оценок: 2169.

Всего получено оценок: 2169.

Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» соединила в себе как историческую, так и социальную проблематику. Это размышление автора о Петре Великом как о реформаторе, собрание различных мнений и оценок о его действиях. Это поэма – одно из его совершенных сочинений, имеющих философский смысл. Предлагаем для ознакомления краткий анализ поэмы, материал может быть использован для работы на уроках литературы в 7 классе.

В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. kuchmina nadegda 100. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин фото. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин-kuchmina nadegda 100. картинка В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. картинка kuchmina nadegda 100

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Медный всадник.

Год написания – 1833 г.

История создания – В период своей «золотой осени», когда Пушкин был вынужден находиться в Болдинском имении, у поэта был творческий подъём. В то «золотое» время автором было создано множество шедевров, произведших большое впечатление как на публику, так и на критиков. Одним из таких произведений болдинского периода стала поэма «Медный всадник».

Тема – Правление Петра Первого, отношение общества к его реформам – главная тема «Медного всадника»

Композиция – Произведение состоит из большого вступления, его можно рассматривать как отдельное стихотворение, и двух частей, в которых идёт речь о главном герое, разрушительном наводнении 1824 года и о встрече героя с Медным всадником.

Жанр – Жанр «Медного всадника» часто определяют как поэму. Сам же Пушкин предпослал произведению подзаголовок “Петербургская повесть”.

Направление – Историческая поэма, описывающая действительные события, направление – реализм.

История создания

В самом начале истории создания поэмы писатель находился в Болдинском поместье. Он много размышлял об истории российского государства, о его правителях и самодержавной власти. В то время общество разделялось на два типа людей: одни полностью поддерживали политику Петра Великого, относились к нему с обожанием, а другой тип людей находил в великом императоре сходство с нечистой силой, считали его исчадием ада и соответственно к нему относились.

Писатель прислушивался к разным мнениям о правлении Петра, итогом его размышлений и сбора различной информации стала поэма «Медный всадник», завершившая его болдинский период творчества, год написания поэмы – 1833.

В «Медном всаднике» отображена одна из главных тем – власть и маленький человек. Автор размышляет об управлении государством, о столкновении маленького человека с огромной махиной.

Сам смысл названия – «Медный всадник» – заключает в себе основную мысль поэтического произведения. Памятник Петру выполнен из бронзы, но автор предпочёл другой эпитет, более тяжеловесный и мрачный. Так посредством выразительных художественных средств, поэт обрисовывает мощную государственную машину, для которой безразличны проблемы маленьких людей, страдающих от власти самодержавного правления.

В данной поэме, конфликт маленького человека с властью не имеет своего продолжения, человек настолько мелок для государства: «лес рубят – щепки летят».

По-разному можно судить о роли одной личности в судьбе государства. В своём вступлении к поэме автор дает характеристику Петра Первого как человека поразительного ума, дальновидного и решительного. Находясь у власти, Пётр смотрел далеко вперёд, он думал о будущем России, о её мощи и несокрушимости. О действиях Петра Великого можно судить по-разному, обвиняя его в деспотизме и тирании по отношению к простому народу. Нельзя оправдать действия правителя, строившего власть на костях людей.

Композиция

Гениальная идея Пушкина в особенностях композиции поэмы служит доказательством творческого мастерства поэта. Большое вступление, посвященное Петру Первому и возведённому им городу, может читаться как самостоятельное произведение.

Язык поэмы вобрал в себя всё жанровое своеобразие, подчёркивая отношение автора к описываемым им событиям. В описании Петра и Петербурга язык пафосный, величавый, полностью гармонирующий с обликом императора, великого и могущественного.

Совершенно другим языком идёт повествование о простом Евгении. Повествовательная речь о герое идёт простым языком, отражает суть «маленького человека».

Величайший гений Пушкина отчетливо виден в этой поэме, она вся написана одним стихотворным размером, но в разных местах произведение звучит совершенно по-разному. Две части поэмы, следующие за вступлением, также могут считаться отдельным произведением. В этих частях рассказывается об обычном человеке, потерявшем любимую девушку в результате наводнения.

Евгений винит в этом Петра (памятник), подразумевая в нём самого императора – самодержца. Человек, мечтающий о простом человеческом счастье, потерял смысл жизни, лишившись самого дорогого – потерял любимую девушку, своё будущее. Евгению кажется, что Медный всадник гонится за ним. Евгений понимает, что самодержец жесток и безжалостен. Раздавленный горем, молодой человек сходит с ума, а потом и умирает, оставшись без смысла жизни.

Можно прийти к выводу, что таким образом автор продолжает тему «маленького человека», развитую им в русской литературе. Этим он доказывает, насколько деспотично правление по отношению к простому народу.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Медного всадника».

Произведение «Медный всадник» относят к жанру стихотворной поэмы реалистического направления. Сам же Пушкин определил жанр как повесть, предпослав произведению подзаголовок “Петербургская повесть”.

Поэма масштабна по своему глубокому содержанию, она включает в себя и историческую, и философскую проблематику. В поэме нет эпилога, и противоречия маленького человека и целого государства остаются открытыми.

Источник

Жанровое своеобразие поэмы “Медный всадник” Пушкина А. С

История народа принадлежит Поэту.
А. С. Пушкин
“Медный всадник” (1833) – лиро-эпическая поэма, однако Пушкин, который очень хорошо разбирался в признаках литературных жанров, назвал ее “Петербургская повесть”. Можно предположить, что подзаголовок “Медного всадника” является не определением жанра, а указанием на “истинность происшествия”. Именно в таком значении употреблял термин “a tale” (повесть) Дж. Г. Байрон в отношении своих поэм.

Определение “петербургская” должно было подчеркнуть местный колорит

Социальная идея поэмы заключается как раз в том, что “маленький человек” беззащитен перед людьми, перед властью, перед природой; государству до него самого и его проблем нет дела. “Строитель чудотворный” (II) не подумал о счастье бедного Евгения и Параши, поэтому все его чудо-деяния немногого стоят в глазах “маленького человека”, который грозит Медному всаднику будущими карами: “Ужо тебе. ” (II). Данная поэма является также философским произведением, потому что в ней решается общая проблема взаимоотношения государства и отдельной личности. Осмысление этой философской проблемы дано автором также на примере жизни Евгения.

Таким образом, получается, что две идеи (социальная и философская) тесно переплетаются в поэме, что придает произведению художественную цельность.
У Пушкина образ Евгения становится символом личности, а идея самодержавной государственной власти воплощена в образе второго главного героя поэмы – Петра Великого, представленного в виде знаменитого памятника – Медного всадника. Только в прологе поэмы появляется царь: Петр показан как выдающийся государственный муж, думающий о пользе и процветании своей державы, то есть, как бы теперь сказали, о геополитических интересах России:
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе, (вступление)
А в первой и второй частях поэмы великий реформатор изображается в виде Медного всадника, то есть уже как символ самодержавного государства.
Лирическое содержание поэмы, то есть авторское отношение к героям и событиям, выражается обычными (например, лексикой) и необычными средствами (особой интонацией). Пушкин подчеркивает сочувствие Евгению многозначным словом “бедный” (в словаре отмечены следующие значения: небогатый, несчастный, простой, смиренный); сложное отношение к Петру – многозначным словом “кумир” (статуя языческого божества-идола; предмет обожания, восторженного поклонения). Оба эти слова употребляются в тексте поэмы в нерасчлененном значении, что углубляет авторскую оценку: “бедный, бедный мой Евгений” (II), “безумец бедный” (II); “кумир на бронзовом коне” (I, II). Иногда голоса автора и его героя-“маленького человека” сливаются так, что трудно различить, кому принадлежат слова:
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе! (II)
Кроме того, в поэме Пушкин использует приемы различных художественных стилей: одический (торжественный, возвышенный) и идиллический (умиротворенный, интимный). Вступление – гимн Петру, основавшему дивный город, ода великому человеку, на столетия определившему судьбу России. Здесь поэт избегает обыденных выражений, предпочитает старославянские слова и формы:
На берегу пустынных волн
Стоял Он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко…(вступление)

Рассуждения Евгения о своей жизни – идиллия, показывающая обычную жизнь простого человека, его мечты о личном счастье. В этом случае язык прост, часто употребляются разговорные выражения: “жизнь куда легка” (I), “оно и тяжело, конечно” (I), “препоручу хозяйство” (I).
Одический стиль снова появляется в кульминационной сцене поэмы – при объяснении сумасшедшего Евгения с Медным всадником:
Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решетке хладной прилегло…(II)
Точно выбранная стилевая манера подчеркивает значение этой сцены, где “маленький человек” на равных говорит с “грозным царем” и пророчит ему возмездие.
Итак, “Медный всадник” – лиро-эпическая поэма. После торжественного вступления (похвалы Петру и его творению – Петербургу) читатель вправе ожидать классическую героическую поэму, но поэт обманывает эти ожидания. Он нарушает все правила поэтики героической поэмы: вместо значимого в истории нации события – частный случай (наводнение в Петербурге), вместо образцового героя – ничтожный чиновник, вместо ясного нравственного урока – нарочитое отсутствие морали, вместо однородных “звучных стихов” – смешение оды и идиллии.

Таким образом, Пушкин создал лиро-эпическую поэму нового (реалистического) типа, отличную от классицистической героической поэмы.
Явная сниженность главного события и главного героя не мешает автору выразить в поэме глубокие социальные и философские идеи. Пушкин дал свое понимание современного российского государственного устройства, роли государства в человеческой жизни вообще. Вывод поэта неутешителен: государство противопоставлено личности. Медный всадник равнодушно отвернулся от забот маленького, но живого человека:
И. обрашен к нему спиною.
В неколебимой вышине.
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне. (I)
Поэму пронизывает сочувствие “маленькому человеку”. Автор рисует Евгения и Парашу как простых, но чувствительных людей, ни в чем не повинных и не способных пережить разлуку. Их идиллическое описание контрастирует с трагической реальностью, в которой “маленький человек” обречен на гибель.

В таком взгляде на героев проявился гуманизм поэта.

Related posts:

Источник

Анализ произведения пушкина медный всадник

В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. 866d1f1f5ccff67f87fa3d84d246d0ea. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин фото. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин-866d1f1f5ccff67f87fa3d84d246d0ea. картинка В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. картинка 866d1f1f5ccff67f87fa3d84d246d0ea

В данной разработке кратко представлены материалы для изучения поэмы А. С.Пушкина «Медный всадник», которые можно использовать для написания сочинения или составления цитатного плана и отзыва для читательского дневника.

Даны разъяснения, почему так называется произведение, приводится краткое содержание текста, определены основной конфликт, тема и идея, используемые средства выразительности и литературные приемы.

История создания поэмы «Медный всадник»

Поэма была написана во вторую Болдинскую осень (поэт провел в селе Болдино почти три месяца перед своей свадьбой), год написания – 1833 г.

В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. ea6ce1fc3bcd3961d873be17d495a211. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин фото. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин-ea6ce1fc3bcd3961d873be17d495a211. картинка В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. картинка ea6ce1fc3bcd3961d873be17d495a211

В основе сюжета лежит реальная историческая основа – события одного из самых сильных наводнений в Петербурге 7 ноября 1824 г, повлекшие страшные разрушения и человеческие жертвы.

В названии упоминается известный памятник Петру I работы скульптора Фальконе, сделанный из бронзы. Пушкин заменил в названии этот благородный металл на более низменную медь, как бы утяжелив образ властителя.

Николай I, определивший для себя роль «личного цензора» Пушкина, разрешил лишь частичную публикацию текста. Поэма полностью опубликована только после смерти поэта в 1937 г.

Главные герои и их характеристика

Хотя поэма названа «Медный всадник», главным героем является простой петербуржец с именем для автора привычным, уже данным ранее герою «Евгения Онегина».

В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. 6cca2715bccab586484608d58d50b115. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин фото. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин-6cca2715bccab586484608d58d50b115. картинка В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. картинка 6cca2715bccab586484608d58d50b115

Примечательно, что в отличие от родовитого дворянина Онегина, у героя поэмы нет фамилии, то есть у истории нет рода. Евгений из поэмы «Медного всадник» человек, потерявший дворянство. Петровские реформы изменили отношение к этому сословию, приветствуя дворянство, состоящее на государственной службе, чиновников. Оттого и живет герой «в Коломне», служит где-то.

Согласно его возможностям, его мечты определены житейскими нуждами, он не мечтает о военных подвигах или служении в сфере науки или искусства.

Предел его мечтаний хорошее место с достойным доходом, женитьба на любимой девушке, дети и внуки. Но и таким незатейливым мечтам не суждено сбыться.

Потрясенный стихией наводнения, поняв, что домик Параши и ее матери снесен, а они погибли, он превращается в странное существо с помутненным рассудком.

Евгений становится бездомным, скитается бесцельно по улицам Петербурга, который поворачивается к нему самыми своими жестокими сторонами.

Через год, очутившись опять на площади у памятника, он видит причину своих несчастий в фигуре всадника на «бронзовом коне», в его воспаленном сознании вспыхивает бунт, он грозится создателю гибельного города, не обеспечившему защиту от стихии для жителей бедных окраин.

В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. 6b708aa97c79974900faabfcbc59bb9d. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин фото. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин-6b708aa97c79974900faabfcbc59bb9d. картинка В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. картинка 6b708aa97c79974900faabfcbc59bb9d

Петр I, воплощенный в образе Медного всадника, является символом государственной власти. Это реальная историческая личность, император-труженик, реформатор, но в то же время – это жестокий деспот и тиран, готовый принести в жертву человеческие жизни ради осуществления своих идей.

В начале, хоть и не названный по имени, предстает в облике государственного деятеля, обдумывающего создание стратегически важного для обороноспособности страны и торговли города.

В столкновении с «маленьким» человеком – он «кумир», бездушный идол и истукан. Также двойственен город, созданный Петром I.

Северная столица – это не только «полночных стран краса и диво», но и ветхие домишки на берегу, не защищенные гранитными набережными.

Анализ стихотворения

В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. c266be8332fa23683baaa022ee7e9801. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин фото. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин-c266be8332fa23683baaa022ee7e9801. картинка В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. картинка c266be8332fa23683baaa022ee7e9801

«Стройный и строгий» Петербург в первой части противопоставлен страшным картинам разрушения после наводнения. Это произведение можно назвать и героической поэмой о созидательном подвижничестве Петра I, и трагической повестью о судьбе бедного петербургского чиновника.

Жанр и направление

Сначала было разрешено опубликовать лишь фрагмент, который представляет собой гимн Петербургу, по жанру напоминающий оду. Пушкин назвал текст «отрывком из поэмы».

В то же время в подзаголовке всего произведения определятся иной жанр «петербургская повесть». Но нельзя это лиро-эпическое произведение определить, как просто поэму или повесть.

В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. ea9dbb2d1507e8cc21d5697426f227e2. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин фото. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин-ea9dbb2d1507e8cc21d5697426f227e2. картинка В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. картинка ea9dbb2d1507e8cc21d5697426f227e2

Вступление начинается с весьма прозаического описания убогого пейзажа северной природы. Далее рассказывается о думах лирического героя, в которых звучит высокий стиль оды. Затем следует описание Петербурга спустя век, с громадными дворцами, множеством судов на пристанях, гранитными набережными, красивыми мостами, и авторское признание в любви к творению Петра I.

Но в завершении одический стиль переходит в прозаический, автор подготавливает читателя к основной эпической части: «Печален будет мой рассказ». Соединение различных жанров, высокого и низкого стиля, определило жанровое своеобразие произведения.

Стихотворный размер и композиция

Написана поэма четырехстопным ямбом. Композиционно состоит из экспозиции, в которой повествуется о великих думах Петра и его творении, здесь же первое знакомство с главным персонажем.

В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. 1b60157d685a8165899e7dd3696aa0bf. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин фото. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин-1b60157d685a8165899e7dd3696aa0bf. картинка В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. картинка 1b60157d685a8165899e7dd3696aa0bf

Завязкой сюжета станет описание наводнения. Далее сюжет разделяется на две линии. Первая сюжетная линия (Евгений и Петр I) вмещает в себя все события поэмы, вторая (Евгений и его невеста) носит локальный характер.

Характерно отсутствие эпилога, в котором, вернувшись к описанию величественного замысла Петра и его воплощению, можно было бы найти оправдание гибели героев.

Сюжет произведения

Сюжет поэмы весьма незатейлив. Евгений, мелкий чиновник, молодой дворянин из знатного, но обедневшего рода, размышляя о своей нужде, мечтает создать семью, строит планы будущей жизни. В сладких грезах засыпает.

В это время начинает бушевать стихия, Петербург зачинает затоплять. Пытаясь спастись от наводнения, он забирается на мраморную скульптуру льва. С отчаянием он думает о любимой девушке. Когда вода спала, он, наняв лодку, спешит к дому невесты и ее матери.

В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. 9585422fddae3f1369651b4059565b70. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин фото. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин-9585422fddae3f1369651b4059565b70. картинка В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. картинка 9585422fddae3f1369651b4059565b70

Узнав о гибели Параши, он теряет рассудок. Год Евгений бродяжничает по улицам, обезумев от горя. Случайно оказавшись на Петровской площади, он грозит памятнику Петру I, считая его виновником разрушений и гибели людей.

Ему кажется, что памятник, сойдя с постамента, преследует его. Евгений в ужасе пытается убежать, после его находят мертвым. Захоронят Евгения на островке возле ветхого домишки, у которого лежало его тело.

Тематика

Основную тематику можно определить, как роль личности Петра I и его реформ, укрепивших государственность России, но не улучшивших положение народа. Оттого главную тему можно определить, как сопоставление власти и судьбы «маленького» человека.

В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. 848529c50dc379539f0853aa1667ca1a. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин фото. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин-848529c50dc379539f0853aa1667ca1a. картинка В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. картинка 848529c50dc379539f0853aa1667ca1a

Основные проблемы

Основная проблематика поэмы состоит из исторической и социальной, определяя роль личности в судьбе страны и ее народа. Это отражено в противоречиях между интересами власти, государства и отдельного человека, которые Пушкин считает неразрешимыми.

Эти противоречия будут существовать до тех пор, пока интересы и цели личности и государства не станут едиными.

Смысл поэмы

Отвечая на вопрос, о чем поэма, какова основная мыль произведения, можно сказать, что образ медного всадника олицетворяет бесчеловечность государственной власти, с презрением и безразличием относящейся к нуждам и проблемам «маленького» человека.

Поэма собрала множество отзывов критиков как при жизни писателя, так и после. До сих пор произведение изучается в школе в старших классах, поражая школьников своей глубиной и трагичностью.

Белинский отмечал, что в поэме отражена «горестная участь личности» простого человека, в то же время Пушкин тот, кто написал «апофеоз» Петра Великого.

Анализ поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»

В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. ea307508b595d85c427983fb7afc3781. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин фото. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин-ea307508b595d85c427983fb7afc3781. картинка В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. картинка ea307508b595d85c427983fb7afc3781Без любви к городу, без любви к родной стране и ее истории, невозможно было сотворить подобного произведения, в котором каждая строка дышит ликованием, любовью или восхищением. Такова поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина.

В поэме описывается самое крупное и разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга.

Сам поэт во время наводнения находился в Михайловском, и о разрушительном бедствии мог знать только из журналов и писем от свидетелей этого бедствия.

И если вспомнить, что в 1824 году не было ни фотоаппаратов и тем более, видеокамер, то можно только восхититься той достоверности и точности, с какой поэт описывает разбушевавшуюся стихию.

К написанию поэмы он приступил в 1833-м году, во время своего пребывания в Болдино. Вся поэма состоит из трех частей:

Композиция поэмы основана на противопоставлениях:

Не нужно забывать, что к 34-м годам, когда писалась эта поэма, Пушкин расстался с юношеским максимализмом, и свобода приобрела для него несколько иной смысл, чем просто свержение самодержавия. И хотя цензоры нашли в поэме строки, угрожающие безопасности государства, в ней нет и полунамека на свержение царской власти.

Вступление – это восторженная ода, посвященная Петербургу и ее создателю – царю Петру I. В ней использованы присущие оде архаизмы и возвышенные слова: дум великих, град,
полнощных стран, краса и диво, из топи блат, порфироносная.

Эта часть поэмы – небольшой экскурс в историю Санкт-Петербурга. А.С. Пушкин кратко описывает историю возникновения города. В этой поэме звучат слова, ставшие крылатыми, определяющими политику императора Петра I:

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Пушкин интересовался российской историей, и в частности, личностью первого реформатора, его преобразованиями, методами правления, отношением к людям, нашедшим отражение в его указах.

Поэт не мог не обратить внимания на то, что государственные преобразования, даже прогрессивные, пробудившие сонную Россию, ломали судьбы простых людей.

На строительство города, которым так восхищался поэт, людей свозили тысячами, разлучая их с родными и близкими. Другие гибли на полях шведских и турецких войн.

В первой главе поэма начинается экспозицией. В ней читатель знакомится с главным героем поэмы – Евгением, небогатым дворянином, которому приходится служить, чтобы

себе доставить,
И независимость и честь;

Торжественный стиль оды сменяется обыденным повествованием. Евгений приходит со службы домой, совершенно усталый, ложится на постель и мечтает о будущем. Для сюжета поэмы совершенно неважно, где служит Евгений, в каком чине и сколько ему лет. Потому что он – один из многих. Маленький человек из толпы.

У Евгения есть невеста, и он представляет себе, как женится на девушке. Со временем появятся дети, потом внуки, которых они будут воспитывать, и которые потом его похоронят. За окном буйствовала погода, дождь стучал в окна, и Евгений понимал, что из-за буйной погоды он не попадет на другой берег.

Через размышления и мечты главного героя, поэт показывает, что это за человек. Мелкий служащий, немного завидующий праздным счастливцам, Ума недальнего, ленивцам, Которым жизнь куда легка! Бесхитростный и честный Евгений мечтает о семье и карьере.

Наутро Нева вышла из берегов и затопила город. Описание стихии – это преклонение перед силой природы. Буйство природы из экспозиционного описания ночью превращается в определяющую часть сюжета, в которой Нева оживает и представляет собой угрожающую силу.

Стихи, описывающие наводнение, великолепны. В них Нева представлена ожившим зверем, набросившимся на город. Поэт сравнивает ее с ворами, которые лезут в окна. Для описания стихии Пушкин применил эпитеты: буйной, разъяренных, гневна, бурлива. Стихи насыщены глаголами: рвалася, не одолев, затопляла, свирепела, вздувалась, ревела.

Сам Евгений, спасаясь от буйства воды, взобрался на дворцового льва. Сидя на царе зверей, он переживал за дорогих ему людей – Парашу и ее мать, совершенно не замечая того, как вода лижет ему ступни.

Недалеко от него стоял Медный всадник – известный памятник императору Петру I. Памятник стоит незыблемо, и даже волны разбушевавшейся стихии не могут поколебать его.

В этом эпизоде читатель видит противостояние непоколебимого Медного всадника и маленького человека, способного в любой момент свалить с льва в мутную, бурлящую стихию.

«Картина наводнения написана у Пушкина красками, которые ценою жизни готов бы был купить поэт прошлого века, помешавшийся на мысли написать эпическую поэму Потоп… Тут не знаешь, чему больше дивиться, громадной ли грандиозности описания или его почти прозаической простоте, что вместе взятое доходит до величайшей поэзии», так охарактеризовал картины наводнения В. Белинский.

Во второй главе описываются последствия наводнения, и то, как сложилась жизнь Евгения. Как только

насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,

Нева обратно повлеклась,

в пределы своих берегов, Евгений, озабоченный участью любимой, нашел лодочника, согласившегося переправить его на другой берег. Здесь Пушкин снова сравнивает реку с бандой злодеев. Река еще не совсем успокоилась, лодка подпрыгивает на волнах, но это не беспокоит Евгения.

Придя на улицу, где жила его Параша, он обнаружил, что ни домика, ни ворот на прежнем месте не было. Это настолько глубоко поразило несчастного молодого человека, что он потерял рассудок. Параша и ее мать были единственными дорогими людьми для него. Потеряв их, он утратил смысл жизни. Маленький человек оказался к тому же слишком слаб, чтобы противостоять постигнувшей его беде.

Он не вернулся к себе домой, и хозяин через несколько дней сдал его квартирку «бедному поэту». Евгений целыми днями бродил по городу, ничего не видя перед собой. Иногда люди из жалости подавали ему кусок хлеба, кучера безжалостно стегали его плеткой, когда он лез под копыта лошадей.

Но однажды, проходя мимо Медного Петра, Евгений погрозил тому кулаком. И ему показалось, что выражение лица императора изменилось, а сам он слышал за спиной топот копыт скачущего всадника.

После этого события Евгений старался проходить мимо памятника с опущенной головой. Конечно, ни мистически, ни реально, всадник не сходил со своего места.

Этим эпизодом поэт показывает, насколько была расстроена психика его героя.

В один прекрасный день бездыханное тело Евгения нашли на небольшом, безлюдном островке. Так закончилась жизнь молодого человека. На этом заканчивается и поэма.

Стоя на балконе, Александр первый с горечью признается:

«С божией стихией
Царям не совладеть».

Медный всадник, олицетворяющий царя Петра, противопоставлен маленькому человеку. Тем сам Пушкин хочет показать, что царям подвластно многое.

Они могут повелевать народами, заставить их построить город, влиять на другие страны. Маленькие люди даже собственную судьбу не всегда могут устроить так, как того хотят.

Но вот над силами природы, над Божией стихией не властны ни цари, ни простые люди.

Не властны. Но в отличие от маленьких людей, живущих в ветхих домишках и подвалах, цари защищены лучше. Александр I стоит на балконе дворца, построенного маленькими людьми. Медный всадник установлен на камне, который привезли сюда тоже простые крестьяне. Цари повелевают, но двигают историю и строят города самые беззащитные маленькие люди.

Анализ поэмы Пушкина Медный всадник сочинение 10 класс

В поэме Пушкина затрагиваются не только исторические, но еще и социальные проблемы.

Вначале создания своего произведения автор очень много думал и рассуждал, как лучше сделать. Кроме этого он очень много размышлял еще и о том, как правит Петр первый.

Одним нравится как и что он делает и как меняется мир, а вот есть и такие люди, которым совершенно ничего не нравится и они готовы сделать все для того чтобы поскорее от него избавиться.

А вот автор собирал всю информацию и слушал одну и другую сторону, а уже после этого обработал информацию и создал поэму «Медный всадник».

Главной мыслью произведения является не только власть, но и люди, которые по сравнению с ней являются маленькими людьми, от которых ничего не зависит, да и их мнение мало кого интересует. Люди старались сделать так, чтобы власть не шла против них и хотя бы в чем-то советовалась с ними, но ничего не получилось и все шло своим чередом.

В основе произведения стоит тот самый «медный всадник», вот только автор немного его изменить. Здесь он стал невесомым и тяжелым.

При помощи данных эпитетов он описывает большую и весомую махину, которая не остановиться не перед чем, и ей совершенно не интересны проблемы маленьких людей, они делают то, что будет выгодно им. Самое главное, чтобы все люди подчинялись им и выполняли все, что они им прикажут.

А тем, кто не собирается им подчиняться, власть просто сотрет с лица земли. И это сопротивление, наверное, никогда не закончится, и так будет продолжаться вечно.

Конечно, про правителя можно говорить по-разному. С одной стороны он может быть правдивым, добрым, дальновидным и решительным человеком. Когда Петр первый был у власти, он всегда заботился о людях и всегда считался с их мнением. Кроме этого он всегда думал о будущем не только людей, но и России.

Автор четко и правдиво описывает каждое событие, которое происходило в мире. А также все действия, которые совершал Петр первый можно подсчитать на пальцах. И каждый человек все эти действия судит по-разному.

Форма. И хотя произведение написано одной стихотворной формой, но все равно имеются места, где оно звучит совсем по-разному. И их даже можно считать отдельными произведениями, которые можно выпускать в разных книгах.

Здесь рассказывается, как один влюбленный парень потерял свою любовь прямо во время большого и всемирного потопа.

Главный герой винит во всем своего императора и желает ему такой же участи.

2 вариант

Поэма А.С. Пушкина «Медный Всадник» связала две проблемы: историческую и социальную. Это произведение является одним из лучших сочинений Пушкина.

Правительство и маленький человек- одна из главных тем поэмы. Писатель рассуждает о том, какое место занимает маленький человек в жизни огромного государства.

Как известно, медный всадник- это памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге на Сенатской площади. Несмотря на то, что монумент создан из бронзы, Пушкин выбрал наиболее тяжелый и трагический эпитет. Поэт изображает могущественное государство, для которого абсолютно неважно затруднительное положение маленьких людей.

Стоит заметить, что во времена правления Петра Первого, существовало несколько мнений о Великом императоре. Однако, Пушкин говорит о нем, как о человеке прекрасного ума, расчетливом, проницательном, решительном. Находясь у власти, император смотрел в будущее России.

Начинается поэма с описания прекрасного Санкт-Петербурга. Здесь проживает Евгений — простой служащий, он беден, однако, разбогатеть он не гонится. Смысл жизни у него кроется в собственном счастье: семья и дети. Финансы нужны ему лишь для того, чтобы содержать свою возлюбленную – Парашу.

Однако, мечтам Евгения не судьба исполниться. В 1824 году случился ужасный разлив Невы, именно он и описывается в произведении. В нем и умирает Параша. Мужественный Евгений не думает о собственной жизни и спешит к дому возлюбленной. Однако, дома больше нет. Это происшествие сломало бедного Евгения.

Теперь он не видит смысла жизни. Он одиноко скитается по улицам Петербурга. Однажды, он приходит к дому, в котором раньше жил. Там он видит статую Великого реформатора. Евгений гневно ругается на Петра Первого за то, что тот сотворил город на воде, из-за которой умерла его возлюбленная.

Неожиданно медный всадник оживает и несется на странника. Позже Евгений умирает.

И все же, главной проблемой произведения является проблема маленького человека. Евгений настолько мелок, что Пушкин даже не дает ему фамилии. Только из-за душевных терзаний Евгений злобно шепчет на Петра Первого. Никакой конструктивной и глубокой критики здесь нет. Евгений думает, что именно реформатор виноват в смерти его возлюбленной.

Проблематика поэмы является актуальной и сейчас. Исчезнет ли она в будущем?

Анализ произведения

Поэма «Медный всадник» была написана в середине первой половины XIX века и является последним произведением периода Болдинской осени.

Во время жизни Пушкина одни люди преклонялись перед личностью Петра Великого, а другие считали его родственником дьявола.

Писателю удалось соединить воедино разные характеристики личности Петра, благодаря чему получилось наиболее полное представление о том времени.

Началом в поэме становится описание Петербурга, как места наиболее подходящего под строительство. В городе проживает некий Евгений, герой честных и праведных нравов. Его мечтой является женитьба на любимой девушке. Но счастью не суждено было сбыться. Природная стихия, в виде наводнения, уносит много жизней, в том числе и жизнь его девушки.

После того, как ненастье затихло герою не удается найти дом возлюбленной. Горе ломает Евгения и тот мучается от видения, которое однажды привиделось ему в образе Медного всадника. Всадником оказался Петр первый. Герой испытывая сильную ненависть винит в случившемся великого реформатора, который додумался выстроить город на коварной реке.

Всадник в одночасье становится живым и надвигается на обвинителя. В таком развитии сюжета, где образ всадника является образом всего государства, а образ Евгения отвечает за весь простой народ, можно заметить, что роль маленького человека на уровне государства ничтожна.

Расположенный город на Неве был признан северным Римом, но такое расположение несло опасность для его жителей.

По жанровому своеобразию «Медный всадник» является поэмой выполненной в размере четырехстопного ямба.

В произведении присутствует параллелизм композиции. Петр существовал на век ранее главного героя, но на страницах поэмы создается ощущение их одновременного присутствия.

Писателю удалось создать произведение разностороннее и однозначно неопределенное, которое необходимо рассматривать с позиции идейно — тематического содержания.

Смысловая составляющая данного произведения основана на противопоставлении Евгения и Медного всадника, целой страны и отдельной личности. Писатель даже не наделяет своего героя фамилией.

Все его стремления направлены на бытовые нужды, такие как создание семьи. У него отсутствует всякое желание менять свое бедное положение.

А противостояние по отношению к Петру проявляется лишь в виде внутреннего душевного негодования.

Вариант 4

Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина начинается с описания Петербурга. Писатель подчеркивает и удивляется месту, выбранному для строительства этого великого города. Далее читатель знакомится с Евгением.

Это простой служащий, совершенно небогатый, да деньги ему и не к чему. Богатство для героя не в приоритете, он желает всего лишь быть честным, справедливым и счастливым семьянином.

Финансы необходимы Евгению только для обеспечения своей возлюбленной Параши.

Герой мечтает о свадьбе, детишках, праздной жизни и спокойной старости вместе с любимой. Однако мечтам его сбыться не суждено. Происходит наводнение, которое в действительности случилось в Петербурге в 1824 году.

Ужасное стихийное бедствие, когда сотни людей гибли под водой. Нева страшно бушевала, и город понемногу исчезал под ее волнами. И Параша оказывается одной из многих жертв страшного происшествия.

Евгений, теряя голову от страха, собирается с силами и мужественно старается пробиться к дому своей возлюбленной. Вот буря стихает, и герой оказывается у знакомых ворот.

Он видит иву, но не видит ни калитки, ни самого дома. Параша исчезла.

Эта жестокая картина лишает молодого человека чувств, ломает его полностью. Он с огромным камнем в душе плетется по улицам одного города, ведет жизнь жалкого бродяги, и раз за разом представляет себе события того рокового дня.

Однажды, будучи в помутненном состоянии рассудка, Евгений натыкается на некогда свой дом и встречает перед собой статую Петра Первого верхом на коне. Евгений наполняется ненавистью к государю, который так необдуманно решил построить северную столицу на воде. Ведь именно это решение, так или иначе, погубило его любимую Парашу.

И тут случается страшное – медный всадник внезапно оживает. Он полон злобы и на всех парах несется к молодому человеку. Чуть позже Евгений умирает.

А.С. Пушкин показывает читателям столкновение интересов простого человека и государства. Петроград, названный северным Римом, оказался палачом для своих жителей. Постройка города не Неве было ошибкой, и то самое наводнение подтверждает недальновидность Петра Великого.

Слова Евгения в его адрес многие интерпретируют по-разному: первое – это открытый бунт против самодержавия и государства: второе – это столкновение язычества и христианства; третье – это безуспешные попытки маленького человека обратить внимание на свои беды.

Его мнение не имеет и толику силы, необходимой для хоть какой-либо успешной борьбы с государством, его действия никак не могут изменить решений тех, кто имеет над ним власть.

Да и что значат проблемы отдельно взятых людей в сравнении с проблемами такого огромного масштаба? Нам следует понимать, что для достижения чего-то настоящего, грандиозного всегда нужны жертвы, чтобы что-то взять, необходимо что-то отдать, и не всегда добровольно. Механизм государственной машины не остановится перед бедами одного человека. И это правильно. Ведь что значит один человек в сравнении со всей страной? Его можно просто не замечать, подвинуть, или же убрать насовсем.

← История создания поэмы Медный всадник
← История создания повести Выстрел↑ ПушкинКритика о поэме Медный всадник →
Анализ сказки Пушкина О рыбаке и рыбке →

В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. 0c89a357febfb88d96b70c6420fa895f. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин фото. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин-0c89a357febfb88d96b70c6420fa895f. картинка В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. картинка 0c89a357febfb88d96b70c6420fa895f

Анализ поэмы Медный всадник Пушкина (идея, суть и смысл)

Эту поэму можно отнести к числу самых лучших произведений писателя, в нем поэт выразил свои мысли о Петре Первом, а также различные мнения народа.

При жизни Александра Сергеевича мнение о великом реформаторе было крайне противоречиво. Одни считали, что Петр Первый награждён великим умом, говорили про создание идеального города (Петербурга).

А другие считали, что город на Неве падёт и называли царя антихристом.

Суть произведения

В поэме показана борьба государства и обычного человека. Главный герой Евгений, во время наводнения 1824 года, теряет свою возлюбленную Парашу. Евгений винит в этом Петра Первого, так как именно он обосновал город на такой неспокойной реке. Евгений произносил в адрес реформатора гневные речи и их смысл можно расшифровать по-разному:

Идея поэмы

В данном произведении Александр Сергеевич рассматривает одну из самых острых проблем того времени. Эта проблема заключается в отношениях между личностью и обществом. Поднимается вопрос, что же делать, когда государственное и общественное мнение отличается от мнения одного человека. Можно ли отстаивать свои права человеку или следует подчиниться мнению остальных?

В качестве человека, чье мнение отличается от общественности, выступает Евгений. Он протестовал против царя и его наказали.

Значит ли это, что Пушкин считает, что такие люди должны гибнуть и молчать? Но нет, писатель считает, что такие бессмысленные смерти нельзя назвать нормальными, но к сожалению с этим придется смириться, иначе развитие мира остановится на месте. И все таки, автор надеется, что когда-нибудь наступит время, где все будут жить в гармонии.

Смысл произведения

Поэма получилась очень масштабной и многогранной. Автор вложил в нее очень много смысла и размышлять на этот счёт можно долго. Пушкин вложил большой смысл в борьбу между Евгением и Петром Первым (Медным всадником). Расшифровать это противостояние можно по-разному.

Три главных смысла рассмотрено выше, где говорилось про суть произведения. Но существует ещё один вариант: то что правитель – это гений, а главный герой – простой человек. Они не могут понять друг друга и жить в одном мире. Но Пушкин пишет, что оба вида людей необходимы.

Подробный литературный анализ

Произведение является поэтическим соединением исторической и социальной проблематики, несущим определенное философское значение.

Композиционная структура поэмы выстраивается в форме весомой вступительной части, предполагаемой как отдельное произведение, а также следующих за ним двух глав, повествующих о событиях, происходящих с главным героем поэмы, Евгением.

Отличительной особенностью композиции произведения является его нестандартная конструкция, выражающаяся в отсутствии традиционного эпилога, но при этом при помощи композиционных параллелизмов создающая впечатление о целостности поэмы.

Жанровым литературным направлением поэмы является реализм, заключающийся в описании действительных исторических событий, с применением художественных средств выразительности в форме олицетворений и аллегорий.

В качестве стихотворного размера поэт выбирает четырехстопный ямб, который при описании образов императора Петра и питерской столицы звучит пафосно, величаво, могущественно, при этом в изображении основного персонажа, Евгения, становится обычным языком, выражающим сущность маленького человека.

Основной тематикой поэмы является взаимоотношения маленького человека с всемогущей властью, результатом которых становится гибель обычного гражданина, не справившегося с государственной машиной. С темой произведения тесно связано и название поэмы, демонстрирующее мощь государства, отличающегося безразличием к проблемам маленьких людей, которые страдают от самодержавной власти.

Основным персонажами поэмы представляются Евгений, изображенный в образе обычного русского человека, довольно бедного, но имеющего светлые и высокие мечты о создании семьи с любимой девушкой, а также фигура Петра Первого, образ которого раскрывается поэтом на всем протяжении повествования произведения, подчеркивая не только его незаурядные способности и отличный ум, но деспотические характерные черты тирана и властителя. Образ Петра демонстрируется автором не только в качестве разносторонней и многогранной личности, способного реформировать государственные устои, но и в виде великого самодержца, не обращающего внимание на душевные и физические страдания собственного простого народа, который представляется в поэме на примере трагической судьбы Евгения.

Сюжетная линия произведения сталкивает основных героев поэмы, раскрывая многочисленные проблемы современного общества в виде противоречий между государством и личностью, а также проблемы равнодушия и одиночества, проиллюстрированные включением в содержание произведения описания городского наводнения, унесшие жизни многих людей, в том числе и возлюбленной главного героя.

Вариант 3

Поэма «Медный Всадник» признана лучшим произведением Александра Сергеевича Пушкина. При этом о Петре во время жизни автора ходили достаточно противоречивые мнения, одни считали его великим правителем, другие, что он шарлатан и мошенник, а город на Неве скоро будут разрушен.

В центре событий противостояние государства и простого человека. Евгений из-за наводнения, произошедшего в году, потерял свою единственную любовь Парашу. Молодой человек уверен, именно Петр виноват в произошедшем.

Пушкин поднимает вопрос, что делать, когда государственное мнение отличается от общественного. Стоит ли отстаивать собственные права и бороться? Или же ему стоит смириться и подчиниться мнению остальных?

Евгения наказали за то, что он старался восстать против мнения царя. Автор не против людей, который отстаивают свою точку зрения, он против глупых смертей, но при этом он не попрекает власть государства.

Жанровым направлением произведения становится реализм, он заключается в описании событий, которые на самом деле происходили в истории. Автор так же использует олицетворения и аллегории, которые подчеркивают реальность происходящего.

Поэма написана четырех стопным ямбом. Он помогает передать пафос речи и возвышенность над народом, когда речь произносит император Петр, его слова звучат могущественно и величественно. Но когда слова звучат из слов Евгения, то кажутся совершенно обычными и простыми, они подчеркивают его незначительность по сравнению с большим государством.

Сюжетная линия становится столкновением характером главных героев, она старается раскрыть разные проблемы современного общества. Проблемы равнодушия и жестокости, с которыми сталкивается фактически каждый человек, просто каждый решает по-разному бороться с возникающими трудностями.

В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. 0f88a8d5edec29a586f9017dddb2d89d. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин фото. В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин-0f88a8d5edec29a586f9017dddb2d89d. картинка В чем заключается жанровое своеобразие произведения медный всадник пушкин. картинка 0f88a8d5edec29a586f9017dddb2d89d

Анализ поэмы Пушкина «Медный всадник» | Литерагуру

Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина – одно из самых совершенных творений поэта. По своему слогу она напоминает «Евгения Онегина», а по содержанию приближена одновременно к истории и мифологии. Данное произведение отражает размышления А.С. Пушкина о Петре Первом и вобрало в себя различные мнения о реформаторе.

История создания

Поэма стала завершающим произведением из написанных в период Болдинской осени. В конце 1833 года «Медный всадник» был дописан.

Во времена Пушкина существовало два типа людей – одни боготворили Петра Первого, другие же приписывали ему родство с сатаной.

На этой почве рождались мифы: в первом случае — реформатора называли Отцом отечества, рассказывали о небывалом уме, создании города-рая (Петербург), во втором – пророчили крушение города на Неве, обвиняли Петра Великого в связях с темными силами, называли антихристом.

Автор собрал различные видения личности правителя-реформатора, чтобы наиболее полно оценить Петровское время.

Суть поэмы

Начинается поэма с описания Петербурга, А.С. Пушкин подчеркивает уникальность места для строительства. В городе живет Евгений – самый обычный служащий, беден, не жаждет разбогатеть, ему важнее оставаться честным и счастливым семьянином. Финансовое благополучие требуется лишь для надобности обеспечивать свою возлюбленную Парашу.

Герой грезит женитьбой и детишками, мечтает рука об руку встретить старость с любимой девушкой. Но мечтам его не суждено сбыться. В произведении описано наводнение 1824 года. Страшная пора, когда люди гибли вод слоями воды, когда Нева бушевала и поглощала город своими волнами. В таком наводнении и погибает Параша.

Евгений же проявляет мужество во время бедствия, не думает о себе, пытается разглядеть дом любимой вдалеке и бежит к нему. Когда буря стихает, герой спешит к знакомым воротам: вот ива, но калитки нет и дома тоже.

Эта картина сломала молодого человека, он обреченно волочется по улицам северной столицы, ведет жизнь странника и каждый день переживает вновь события той роковой ночи. В одно из таких помутнений он набредает на дом, в котором раньше жил и видит статую Петра Первого на коне – Медного всадника.

Он ненавидит реформатора за то, что тот построил город на воде, которая погубила его возлюбленную. Но внезапно всадник оживает и озлобленно несется на обидчика. Позднее бродяга умрет.

В поэме сталкиваются интересы государства и обычного человека. С одной стороны, Петроград называли северным Римом, с другой, его основание на Неве было опасно для жителей, и наводнение 1824 года подтверждает это.

Злобные речи Евгения в адрес правителя-реформатора интерпретируют по-разному: первое — это мятеж против самодержавия; второе — это восстание христианства против язычества; третье — это жалкий ропот маленького человека, чье мнение не ставится в ряд с силой, необходимой для изменений государственного масштаба (то есть для достижения грандиозных целей всегда приходится чем-то жертвовать, и механизм коллективной воли не остановит беда одного человека).

Жанр, размер стиха и композиция

Жанр «Медного всадника» — поэма, написанная, как «Евгений Онегин», четырехстопным ямбом. Композиция довольна странна.

Имеет непомерно большое вступление, которое вообще можно рассматривать как отдельное самостоятельное произведение. Далее 2 части, в которых рассказывается о главном герое, наводнении и столкновении с Медным всадником.

Эпилога в поэме нет, точнее, он не выделен самим поэтом отдельно — последние 18 строк об острове на взморье и смерти Евгения.

Несмотря на нестандартную структуру, произведение воспринимается как целостное. Данный эффект создают композиционные параллелизмы. Петр Первый жил на 100 лет раньше, чем главный герой, но это не мешает создать ощущение присутствия правителя-реформатора.

Его личность выражена через монумент Медного всадника; но и сама персона Петра появляется в начале поэмы, во вступлении, когда речь ведется о военной и экономической значимости Петербурга. А.С.

Пушкин так же несет мысль о бессмертии реформатора, поскольку даже после его гибели появлялись нововведения и долго время имели силу старые, то есть, он запустил ту тяжелую и неповоротливую машину изменений в России.

Итак, фигура правителя появляется на протяжении всей поэмы, то в качестве собственной персоны, то в образе памятника, его оживляет помутившийся ум Евгения.

Временной промежуток повествования между вступлением и первой частью равен 100 годам, но, несмотря на такой резкий прыжок, читателю он не чувствуется, поскольку А.С. Пушкин связал события 1824 года с так называемым «виновником» наводнения, ведь именно Петр построил город на Неве.

Интересно заметить, что данная книга по построению композиции совершенно не свойственна для пушкинского стиля, это эксперимент.

Характеристика главных героев

Он – как любил сам Пушкин называть своих персонажей – «герой французского романа». Но мечтам его не суждено сбыться, Параша погибает при наводнении 1824 года, а Евгений сходит с ума.

Поэт нарисовал нам слабого и ничтожного молодого человека, чье лицо мгновенно теряется на фоне фигуры Петра Первого, но даже этот обыватель имеет свою цель, которая по силе и благородству соизмерима или даже превосходит личность Медного всадника.

Автор не раз замечал, что реформатор был слишком самовластен, не обращал внимания не беды обычных людей, которые становились жертвами его глобальных преобразований. Наверное, мнения на эту тему всегда буду разниться: с одной стороны, тирания — плохое качество, которого не должно быть у правителя, но с другой – а возможны были бы такие обширные изменения, если бы Петр был мягче? Каждый сам отвечает для себя на этот вопрос.

Тематика

Столкновение власти и обычного человека — главная тема поэмы «Медный всадник». В этом произведении А.С. Пушкин размышляет над ролью личности в судьбе целого государства.

Медный всадник олицетворяет Петра Первого, чье правление было приближено к деспотизму и тирании. Его рукой были введены реформы, полностью меняющие ход обычный русской жизни. Но когда рубят лес, неизбежно летят щепки. Может ли маленький человек найти свое счастье, когда такой вот лесоруб не считается с его интересами? Поэма отвечает – нет.

Столкновение интересов власти и людей в таком случае неизбежно, конечно, последние остаются в проигрыше. А.С. Пушкин размышляет о строении государства в петровские времена и о судьбе отдельного взятого героя в нем – Евгения, приходя к выводу, что империя жестока к людям в любом случае, а стоит ли ее величие таких жертв – вопрос открытый.

Также творец обращается к теме трагической потери близкого человека. Евгений не выдерживает одиночества и горя утраты и не находит, за что же зацепиться в жизни, если нет любви.

Проблематика

Государство в образе Медного всадника

Впервые с образом Петра Первого мы сталкиваемся в поэме «Медный всадник» во вступлении. Здесь правитель изображается как Творец, покоривший стихию и построивший город на воде.

Реформы императора были губительны для обычного народа, поскольку ориентировались только на знать. Да и ей пришлось несладко: вспомним, как Петр насильно стриг бороды боярам. Но главной жертвой амбиций монарха стал обыкновенный рабочий люд: именно он сотнями жизней выстилал дорогу северной столице.

Город на костях – вот оно – олицетворение государственной машины.

В нововведениях было комфортно жить самому Петру и его приближенным, потому что видели они только одну сторону новых дел – прогрессивную и приносящую пользу, а то, что губительное действие и «побочные эффекты» данных изменений ложились на плечи «маленьких» людей никого не волновало.

На утопающий в Неве Питер элита смотрела с «высоких балконов» и не чувствовала на себе все горести водного основания города. Петр отлично отражает в себе безапелляционную абсолютистскую государственную систему – реформам быть, а народ «как-нибудь проживет».

Если вначале мы видим Творца, то уже ближе к середине поэмы поэт пропагандирует мысль, что Петр Первый — не Бог и совладать со стихиями полностью не в его силах. В конце произведения мы лицезреем лишь каменное подобие бывшего нашумевшего в России правителя. Спустя года Медный всадник стал только поводом для необоснованного переживания и страха, но это лишь мимолетное чувство сумасшедшего.

Образ Петра Первого до сих пор вызывает противоречивые эмоции у современников.

Нельзя не признавать его заслуг перед Россией, ума и силы, но и закрывать глаза на страдания народа, на плечи которого ложились вся последствия реформ — так же невозможно. Как относиться к нему, решайте сами, а А.С.

Пушкин в своей поэме «Медный всадник» показал разностороннюю и многогранную личность императора, которая описана также в сочинении «Образ Медного всадника».

В чем смысл поэмы?

Пушкин создал многогранное и неоднозначное произведение, которое необходимо оценить с точки зрения идейно-тематического содержания. Смысл поэмы «Медный всадник» заключается в противостоянии Евгения и Медного всадника, личности и государства, которое критика расшифровывает по-разному.

Итак, первый смысл – противостояние язычества и христианства. Петру часто присуждали звание антихриста, а Евгений выступает против подобных дум. Еще одна мысль: герой – обыватель, а реформатор – гений, они живут в разных мирах и не понимают друг друга.

Автор, тем не менее, признает, что для гармоничного существования цивилизации нужны оба типа. Третий смысл – в лице главного героя олицетворялся мятеж против самодержавия и деспотизма, который пропагандировал поэт, ведь принадлежал к декабристам. Ту же беспомощность восстания он аллегорически пересказал в поэме.

И еще одна трактовка идеи – жалкая и обреченная на неудачу попытка «маленького» человека изменить и повернуть в другую сторону ход государственной машины.

Маленький человек

Образ маленького человека в поэме представлен в лице Евгения. А.С. Пушкин даже не дает фамилию своему герою. Мечты и стремления его заключены вокруг семьи и семейного счастья, он не стремится что-либо изменить в своем бедном положении, не тоскует о прошлом и ничем не отличается от обычных мелких чиновников Петербурга.

Злобный шепот на Петра заключен только в рамках собственных душевных терзаний, не является конструктивной и глубокой критикой. Он считает реформатора виновником смерти Параши, не более. Больное мышление оживляет самодержавца, герой в ужасе убегает от всадника.

Подробнее мы написали об этом в сочинении об образе маленького человека в поэме «Медный всадник».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Медный всадник», анализ поэмы Пушкина

В 1833 году Александр Сергеевич Пушкин уже избавился от надежд на просвещенное правление Николая I, когда свои размышления о судьбе народа и пугачевского бунта представил в своем романе «Капитанская дочка», когда он проехал через всю Россию в Оренбург.

В итоге он уединяется в имении жены Болдине, чтобы собраться с мыслями, где и создает поэму «Медный всадник», которую посвящает реформатору Петру Первому.

Пушкин называет свое произведение «петербургской повестью» (в черновиках — «горестный рассказ» и «грустное преданье») и настаивает на том, что «происшествие, описанное в сей повести, основано на истине».

В «Медном всаднике» Пушкин ставит два самых актуальных для своего времени вопроса: об общественных противоречиях и о будущем страны.

Для этого он показывает прошлое, настоящее и будущее России как неразрывное целое.

Толчком к созданию поэмы можно считать знакомство Пушкина с третьей частью поэмы польского поэта Адама Мицкевича «Дзяды», в приложении к которой был стихотворный цикл «Петербург».

Туда входило стихотворение «Памятник Петру Великому» и еще несколько стихов, содержащих жесточайшую критику николаевской России. Мицкевич ненавидел самодержавие и резко отрицательно относился к Петру I, которого считал основателем современной русской государственности, а памятник ему называет «глыбой тирании».

Русский поэт противопоставил в «Медном всаднике» взглядам польского поэта свою философию истории. Интерес к петровской эпохе был у Пушкина весьма огромен. Он ценил прогрессивную деятельность Петра, но облик царя вырисовывается в двух планах: с одной стороны, это реформатор, с другой — самовластный царь, заставляющий повиноваться себе кнутом и палкой.

Глубокая по содержанию поэма «Медный всадник» была создана в кратчайший срок — с 6 по 31 октября 1833 года.

Сюжет разворачивается вокруг Евгения, бедного чиновника, бросившего вызов статуе императора — основателя Петербурга.

Эта дерзость «маленького человека» объясняется потрясением, которое испытал герой, когда после наводнения в Петербурге потерял свою невесту Парашу, оказавшуюся в зоне наводнения.

Все события, описанные в поэме, разворачиваются вокруг главных героев: их двое — мелкий чиновник Евгений и царь Петр I.

Вступление к поэме является развернутой экспозицией к образу Петра: это и выяснение исторической роли государя, и описание его деятельности.

Тема прославления Петра во вступлении проникнута верой в будущее России, она звучит патетически. Так же торжественно звучит и начало первой части, где поэт прославляет юный «град Петров».

Но рядом с государем оказывается бедный чиновник, мечтающий об обыденном — о семье и скромном достатке.

В отличие от других «маленьких» людей (Вырина из «Станционного смотрителя» или Башмачкина из «Шинели»), драма Евгения в «Медном всаднике» заключается в том, его личная судьба втянута в круговорот истории и связана со всем ходом исторического процесса в России. В итоге Евгений противостоит царю Петру.

Наводнение — центральный эпизод произведения. Смысл наводнения — бунт природы против творения Петра.

Яростная злость взбунтовавшейся стихии бессильна разрушить город Петра, но это становится бедствием для социальных низов Петербурга.

Поэтому в Евгении просыпаются мятежные чувства, и он бросает упрек небу, которое создало человека слишком бессильным. Позже, потеряв возлюбленную, Евгений сходит с ума.

Через год во время такой же ненастной поры, что и перед наводнением 1824 года, Евгений вспоминает все пережитое и видит на «площади Петровой» виновника всех своих несчастий — Петра.

Спасая Россию, Петр поднял ее на дыбы над бездной и своею волей основал город над морем, и это приносит гибель в жизнь влачившего свой жалкий век Евгения.

А горделивый истукан стоит по-прежнему на неколебимой вершине, не считая нужным даже взглянуть в сторону ничтожных людей.

Тогда в душе Евгения рождается протест: он припадает к решетке и злобно шепчет свои угрозы. Молчаливый истукан превращается в грозного царя, преследующего своим «тяжело-звонким скаканьем» Евгения, в итоге заставив его смириться. Мятеж «маленького человека» против Петра побежден, а труп Евгения похоронен на пустынном острове.

Поэма открывает читателю отношение поэта-гуманиста, признающего за каждым право быть счастливым, к жестокому подавлению мятежа. Автор намеренно вызывает сочувствие к судьбе «бедного Евгения», перемолотого историческими обстоятельствами, а финал звучит словно скорбный реквием, словно горькое эхо патетического пролога.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *