В чем заключается значение воды для жизнедеятельности клетки
В чем заключается значение воды для жизнедеятельности клетки
Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.
Свойства воды и ее роль в клетке:
На первом месте среди веществ клетки стоит вода. Она составляет около 80% массы клетки. Вода важна для живых организмов вдвойне, ибо она необходима не только как компонент клеток, но для многих и как среда обитания.
2. Многие химические процессы протекают только в водном растворе.
4. Вода обладает высокой теплоемкостью и теплопроводностью.
5. Вода обладает уникальным свойством: при охлаждении ее от +4 до 0 градусов, она расширяется. Поэтому лед оказывается легче жидкой воды и остается на ее поверхности. Это очень важно для организмов, обитающих в водной среде.
6. Вода может быть хорошим смазочным материалом.
Биологическая роль воды определяется малыми размерами ее молекул, их полярностью и способностью соединяться друг с другом водородными связями.
Биологические функции воды:
транспортная. Вода обеспечивает передвижение веществ в клетке и организме, поглощение веществ и выведение продуктов метаболизма. В природе вода переносит продукты жизнедеятельности в почвы и к водоемам.
метаболическая. Вода является средой для всех биохимических реакций, донором электронов при фотосинтезе; она необходима для гидролиза макромолекул до их мономеров.
вода участвует в образовании смазывающих жидкостей и слизей, секретов и соков в организме.
За очень немногими исключениями (кость и эмаль зуба), вода является преобладающим компонентом клетки. Вода необходима для метаболизма (обмена) клетки, так как физиологические процессы происходят исключительно в водной среде. Молекулы воды участвуют во многих ферментативных реакциях клетки. Например, расщепление белков, углеводов и других веществ происходит в результате катализируемого ферментами взаимодействия их с водой. Такие реакции называются реакциями гидролиза.
Вода служит источником ионов водорода при фотосинтезе. Вода в клетке находится в двух формах: свободной и связанной. Свободная вода составляет 95% всей воды в клетке и используется главным образом как растворитель и как дисперсионная среда коллоидной системы протоплазмы. Связанная вода, на долю которой приходится всего 4% всей воды клетки, непрочно соединена с белками водородными связями.
Из-за асимметричного распределения зарядов молекула воды действует как диполь и потому может быть связана как положительно, так и отрицательно заряженными группами белка. Дипольным свойством молекулы воды объясняется способность ее ориентироваться в электрическом поле, присоединяться к различным молекулам и участкам молекул, несущим заряд. В результате этого образуются гидраты
Благодаря своей высокой теплоемкости вода поглощает тепло и тем самым предотвращает резкие колебания температуры в клетке. Содержание воды в организме зависит от его возраста и метаболической активности. Оно наиболее высоко в эмбрионе (90% ) и с возрастом постепенно уменьшается. Содержание воды в различных тканях варьируется в зависимости от их метаболической активности. Например, в сером веществе мозга воды до 80%, а в костях до 20%. Вода — основное средство перемещения веществ в организме (ток крови, лимфы, восходящие и нисходящие токи растворов по сосудам у растений) и в клетке. Вода служит «смазочным» материалом, необходимым везде, где есть трущиеся поверхности (например, в суставах). Вода имеет максимальную плотность при 4°С. Поэтому лед, обладающий меньшей плотностью, легче воды и плавает на ее поверхности, что защищает водоем от промерзания. Это свойство воды спасает жизнь многим водным организмам.
Роль воды в клетке
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Роль воды в клетке
Описание слайда:
Роль воды в клетке организма человека изучали многие ученые в различных направлениях науки: и химики, и биологи, и физики, и иммунологи. Все они подчеркивают важную роль воды в клетке в аспекте обеспечения жизнедеятельности организма.
Описание слайда:
Например, с точки зрения химиков, вода в клетке является катализатором для протекания различных процессов. Физики рассматривают ее присутствие, как источник энергии, общее количество которой во всем организме дает бодрость человеку. Биологи подчёркивают, что вода для клетки не только питательная среда или жидкость, но еще и транспортное средство для доставки различных макро и микроэлементов. Иммунологи определили ее влияние на развитие иммунодефицитных заболеваний.
Описание слайда:
Благодаря своей структуре, вода играет важнейшую роль в жизни любой клетки. Она отвечает за обменные процессы, терморегуляцию,
обеспечивает транспорт веществ и поддерживает клеточную структуру. Наш организм живет благодаря жизни наших клеток. А жизнь в них поддерживается благодаря уникальной структуре и свойствам молекулы воды. По количественному составу вода занимает первое место в составе любой клетки.
Описание слайда:
Присутствие воды в тканях
В наших тканях вода распределена неравномерно.
— Мышечная ткань – 65%
— Стекловидное тело глаза – 99%
— Мозговая ткань – 85%
Описание слайда:
Описание слайда:
Роль воды в клетке:
— ускорение химических реакций за счет растворения веществ в воде;
— обеспечение перемещения веществ: поступление большинства веществ в клетку и удаление их из клетки в виде растворов;
— обеспечение растворения многих химических веществ (ряда солей, сахаров);
— участие в ряде химических реакций;
— участие в процессе теплорегуляции благодаря способности к медленному нагреванию и медленному остыванию.
— обеспечение упругости клетки.
Последствия потери клеткой воды— увядание листьев, высыхание плодов;
Описание слайда:
Участие воды в химических реакциях
Описание слайда:
Участие воды в химических реакциях
6H2O+6CO2=C6H12O6+ 6O2
Описание слайда:
Вода участвует в процессе гидролиза (разрушения с присоединением молекулы воды). При переваривании пищи происходит гидролиз жиров, белков и углеводов, при этом высвобождается энергия, обеспечивающая жизнедеятельность клеток. При гидролизе солей вода является источником электронов и протонов.
Участие воды в химических реакциях
Описание слайда:
Транспорт веществ
В клетках организма именно вода выполняет транспортную функцию. Молекулы воды участвуют в процессах выведения продуктов жизнедеятельности клетки. Благодаря своим свойствам молекулы воды способны проникать в межклеточное пространство, принося питательные вещества к клеткам.
Описание слайда:
Поверхностное натяжение
Вода характеризуется оптимальным для биологических систем значением силы поверхностного натяжения, которое возникает благодаря образованию водородных связей между молекулами воды и молекулами других веществ. Благодаря силе поверхностного натяжения происходит капиллярный кровоток, восходящий и нисходящий токи растворов в растениях.
Описание слайда:
Вода в жидком состоянии практически не сжимается. Это свойство позволяет молекулам воды поддерживать структуру клетки, кроме того создает оптимальное внутриклеточное давление. Это обеспечивает постоянную структуру органов и тканей.
Поддержание клеточной структуры
Описание слайда:
Участие воды в терморегуляции
Молекула воды обладает большой теплоемкостью, что позволят ей поддерживать постоянную температуру внутри клеток организма. Кроме того, при расщеплении жиров освобождается большое количество энергии, которая также идет на поддержание температуры.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Благодарим за внимание!
Казарновский Кирилл
Русскин Алексей
Авторы презентации:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация «Упражнение Построение 3D-модели Снежинка»
Проектная деятельность «юный археолог»
Практическая работа «Создание основных объектов базы данных»
Практикум по краеведению Приморского района, г. Санкт-Петербурга «Приморский район-мой район!»
Доклад на родительскую конференцию по теме «Действительно ли Ваш ребёнок «трудный»?
Рабочая программа направления подготовки тэд
Материал по самообразованию: «Формирование речевых навыков на уроках русского языка и литературы»
Урок по праву «Брак и семья по семейному праву»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5340776 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Дополнительные занятия по изучению культуры чеченского народа появятся в школах Чечни
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения подготовило проект плана по модернизации детских лагерей в России
Время чтения: 3 минуты
ОНФ выявил за 2021 год более 600 опасных маршрутов к школам в регионах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
В чём заключается роль воды в клетке?
Скрученная молекула ДНК в определенных местах насыщена водой, что обязательно для поддержания структуры, репарации, репликации и функционирования. От воды зависят многочисленные химические реакции, и она служит определяющим компонентом во многих биохимических реакциях.
Наличие воды важно для клеток и жидкостей их окружающих, которые называются интерстициальными (окружают суставы, мышцы и органы ), необходима она и для матрикса (основы) крови.
Жидкости заполняют всё пространство внутри клеток и между клетками. Будучи главной жидкостью, в организме вода служит растворителем для минеральных веществ, витаминов, аминокислот, глюкозы и многих других питательных веществ.
Вода играет ключевую роль в пищеварении, всасывании, переносе и утилизации питательных веществ.
Вода является средой для безопасного выведения токсинов и продуктов жизнедеятельности, она решающим образом влияет на процесс терморегуляции в организме, от процесса образования энергии до смазки суставов и процесса репродукции. Нет ни одной системы в организме, которая не зависела бы от воды.
Вода необходима для мышечных сокращений. Мышечные волокна укорачиваются при гидратации (связывании воды) и удлиняется при дегидратации (потере воды ). Это явление обуславливает мышечное движение. Мышечное сокращение, в сущности, представляет собой взаимодействие между водой и белками, образование и разрушение структур воды вызываются определенными белками.
Вода, окружающая белковую молекулу, необходима для переноса электронов с помощью атома водорода, включенных в её молекулу.
Вода в клетке
Зачем нужна вода в клетке
Вода жизненно необходима живым организмам и растениям. На ее долю приходится большая часть содержимого всех тканей. Строение молекул воды и их свойства помогают поддерживать жизнедеятельность клеток, регулировать обменные процессы, доставлять питательные вещества и выводить отработанные. Форма и упругость клеток поддерживается благодаря свойствам молекул воды.
Доминирующую роль в наполнении содержимого клетки играет вода, на долю которой приходится 80% массы клеточного вещества. Выступая в качестве компонента клетки, вода одновременно является средой обитания для микроорганизмов.
Благодаря физическим свойствам воды, клетка может сохранять форму, обладая упругостью. Сохранение тепла тоже происходит благодаря свойствам водного раствора. Химические реакции, протекающие внутри клетки, возможны благодаря водной составляющей. В жидкости растворяются полезные вещества и с нею же выводятся через мембрану отработанные. Интенсивность протекания обменных процессов напрямую зависит от количественного содержания воды. Установлено, что свойства воды при температуре близкой к нулю, помогают выжить многим микроорганизмам. Кроме того, вода используется организмом в качестве смазочного материала, например, в системе пищеварения.
Все эти особенности воды обусловлены ее молекулярным строением и способностью молекул создавать водородные связи. Вода вступает во взаимодействие с полярными молекулами многих веществ, растворяя их. К таким веществам относятся сахара, соли, аминокислоты, некоторые кислоты, спирты. Называются они гидрофильными, то есть обладают способностью вступать во взаимодействие с водой, образуя прочные связи.
Гидрофобные, которые не создают соединений с молекулами воды, растекаясь по поверхности, образуют тонкий слой. В нем формируется уникальная среда, в которой происходят химические реакции. К веществам, нерастворимым в воде, принадлежат жиры, отдельные белки, нуклеиновые кислоты.
Способность поддерживать теплообмен напрямую зависит от физического свойства воды – она обладает высокой удельной теплоемкостью и теплопроводностью. Поглощение тепла происходит быстро, при этом процесс нагревания протекает медленно. Чтобы началось испарение, требуется затратить много энергии. Чтобы начался процесс охлаждения, достаточно разорвать водородные связи.
Сколько воды содержится в клетке
Имея много общего, все живые организмы отличаются друг от друга. При этом и содержание воды у разных представителей флоры и фауны отличается. Разница зависит и от географической привязки, климатических особенностей, возраста и вида растения или животного. Даже принадлежность к одному виду, обитающему в разных условиях, не гарантирует одинаковое процентное соотношение жидкости в клетках.
Люди тоже подвержены зависимости от многих факторов. Возраст, образ жизни, состояние здоровья человека и местность проживания с климатическими особенностями определяют процентное содержание жидкости в тканях. Установлено, что больше всего воды находится в лимфе и крови, а меньше всего в клетках костной ткани зубов.
Вода в растениях находится в живых клетках, мертвых элементах, в межклетниках. Самое большое количество воды приходится на межклетники листьев, где она сохраняется в парообразном состоянии. В виде жидкости – в разных частях клеток, занимая более 95% составляющего. Содержание воды в оболочке не превышает 50%.
В различных частях растительной или животной клетки вода может создавать разные формы.
В каких клетках больше всего воды
В разных клетках животных или растительных разный процент содержания воды. Самое большое количество находится в жидких тканях – крови и лимфе. Недостаточное содержание воды в клетках лимфы и крови приводит к загустению, ломкости сосудов. Густая кровь неизбежно приводит к возникновению тромбов и местных кровоизлияний.
Самое большое содержание воды в клетках эмбриона, достигает 98%. Мозг человека содержит чуть меньше – 80%, а в жировых тканях всего 40%. Установлено, что 70% воды находится внутри клеток.
Роль воды в клетке
Вода в клетках выполняет важнейшие функции, принимая участие в химических реакциях, благодаря которым сохраняется жизнеспособность и работоспособность клеток. Процессы, протекающие во внутриклеточном пространстве, возможны благодаря образованию водородных связей и обратимой ионизации.
Внутри клеток вода находится в двух формах: свободной и связной. Свободная занимает межклеточное пространство, сосуды, полости органов. Ей отводится роль перевозчика веществ в клетку и обратно. Связная вода это составная частью отдельных клеточных структур, расположена между молекулами белка, мембранами, волокнами, связана с молекулами белка.
Метаболическая роль воды в клетке
Вода в клетке служит средой для нормального протекания внутренних биохимических реакций. Молекулы воды принимают участие в химических реакциях: образование или гидролиз полимеров. Фотосинтез у растений возможен благодаря тому, что вода является донором электронов и источником атомов водорода. В воде содержится свободный кислород.
Транспортная роль воды в клетке
Особая структура молекул воды позволяет ей беспрепятственно проникать через оболочку клетки в межклеточное вещество. Вместе с водой осуществляют путешествие микроорганизмы и полезные вещества, необходимые для поддержания жизнедеятельности клетки. Молекулы воды, выполняя транспортную функцию, доставляют питание. Отработанные вещества необходимо захватить и переместить наружу, чтобы освободить место для новых. Происходит постоянная циркуляция воды, обогащенной полезными веществами внутрь клетки и выведение ненужных продуктов наружу. Это постоянный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни организма.
Чем больше в клетке воды, тем интенсивнее происходит процесс обмена.
У растений транспортная функция осуществляется с использованием капиллярного способа водного раствора. Питательные вещества из почвы всасываются корнями, на которых расположены мельчайшие волоски, и дальше устремляются по стеблю к листьям и цветоносам.
Функции воды в клетке
Осуществляя поддержание процессов жизнедеятельности клетки, вода является еще и благотворной средой обитания для различных микроорганизмов. Важнейшие функции воды возможны благодаря ее особенному строению, маленьким размером молекул, способным вступать в реакцию со многими веществами. Полярность молекул и их соединение водородными связями решают важнейшие задачи в организме.
Транспортная функция поддерживает жизнедеятельность клетки благодаря своей проникающей способности. Мембрана и оболочка не являются препятствием для молекул воды, которые свободно совершают перемещение внутрь клетки и наружу. Своевременная доставка свежих полезных веществ и удаление отработанных, сохраняет баланс внутри клетки и позволяет ей выполнять свои функции.
Химические процессы, происходящие внутри клеточного пространства, невозможны без молекул воды. Гидролиз и образование полимеров происходит с их участием. Вода выступает в роли главного поставщика свободного кислорода. Электроны и атомы кислорода задействованы в процессе фотосинтеза.
Сохранение клеточной структуры выполняет именно вода, благодаря своему свойству: в жидком виде она достаточно упругая. Ее содержание в клетках у кольчатых червей, выполняет роль гидростатического скелета. У растений вода определяет тургор клеток. В цитоплазме содержание воды колеблется от 60 до 95%.
К чему приводит недостаток воды в клетках
Недостаточное потребление жидкости, обезвоживание организма опасно для любого организма независимо от возраста. В результате необдуманных действий начинается интенсивное использование скрытых резервов, добывание воды из организма. В качестве такого источника выступает клетка, межклеточное пространство и кровь. В первую очередь расходуется содержимое, находящееся во внутриклеточном пространстве. Если дефицит продолжается, то задействуются остальные запасы, постоянно истощая все водные резервы. Опасность заключается в том, что на состоянии здоровья это никак не сказывается, нет внешних симптомов или болевых ощущений. Они появляются только тогда, когда все внутренние резервы уже полностью исчерпаны и клетке нанесен непоправимый ущерб.
Недостаточное количество воды в клетке сказывается на нарушение ее жизнеспособности и функционировании. Сокращение жидкости приводит, в первую очередь, к снижению транспортной функции: внутрь клетки перестают своевременно поступать питательные вещества в необходимом количестве, отработанные продукты задерживаются внутри. Происходит постепенное изменение и усыхание клетки изнутри. Теряется эластичность и способность к удерживанию постоянного внутреннего давления жидкостью.
Происходит нарушение теплообмена, в результате которого клетка утрачивает способность поддерживать оптимальную температуру. После длительного обезвоживания организм все чаще испытывает озноб или происходит повышение температуры.
Обезвоживание в стареющем организме – это естественный процесс, который наглядно показывает постепенную потерю воды в клетках. Недостаток воды отражается на сосудах – они теряют эластичность, постепенно начинают разрушаться. Изменяется лимфа, густеет кровь. Возникновение тромбов и повышенное артериальное давление – наиболее яркие проявления нехватки воды в клетках в пожилом возрасте.
Неизбежными спутниками хронического обезвоживания являются болезни, например, ожирение, аллергия, артрит, астма и другие.
Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки
Разработала: Вафина Ирина Ильясовна, учитель биологии
МОБУ Красноусольская башкирская гимназия-интернат им.Н. А.Мажитова
МР Гафурийский район РБ.
Урок Вода и еЕ роль в жизнедеятельности клетки.
Минеральные вещества и их роль в клетке и организме
Цели : сформировать знания о строении и свойствах воды как важнейшего неорганического вещества живой материи; продолжить формирование умений выявлять связи между строением вещества, его свойствами и ролью в живой природе; охарактеризовать минеральные вещества, входящие в состав живой материи, раскрыть роль ионов неорганических солей в жизнедеятельности клетки и организма в целом; объяснить функционирование буферных систем.
Основные понятия : диполь, водородные связи, гидрофильные и гидрофобные вещества, неорганические ионы, буферная система.
Средства обучения : таблицы «Вещества, входящие в состав живых организмов», «Строение молекулы воды»; дополнительная литература, фрагмент видеофильма о роли воды в живой природе; п ериодическая система химических элементов, демонстрационные материалы – кости животных, раковины моллюсков, известняк и пр.; Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Самостоятельная работа.
1. Приведите примеры количественного содержания воды в различных клетках и организмах. Чем определяются эти различия?
2. В каких формах вода находится в клетке? Почему воду считают идеальной жидкостью для клетки?
3. Каково значение воды как растворителя? Каким образом вода проникает в клетку?
4. На какие группы делятся вещества по отношению к воде? Приведите примеры веществ каждой группы.
5. Чем объясняются уникальные свойства воды?
6. Какие свойства воды определяют её транспортную и опорную функции? Привести примеры данных функций на клеточном и организменном уровнях.
7. Какие свойства воды позволяют ей выполнять защитную, амортизационную функции?
8. Привести примеры участия воды в процессе оплодотворения у разных групп живых организмов.
Вода является первоосновой жизнедеятельности всех обитателей Земли. Поэтому пить воду необходимо, причем желательно не менее 1,5 литров в день, а летом и до 3 литров.
Другой вопрос: всякую ли воду можно и нужно пить? Выбирая между минеральной и водопроводной водой, большинство из нас явно отдадут предпочтение первой. И не ошибутся. О чудодейственных свойствах природных источников человечество знало с незапамятных времен. Такую воду в качестве целительного средства назначали больным ещё врачи д ревнего мира Гиппократ и Плиний. Но нужно отметить, что многие виды минеральной воды предназначены исключительно для лечебных целей, а потому употреблять такую воду нужно очень осторожно. Поэтому без всяких ограничений пить, а также применять в качестве основы для приготовления пищи можно только ту минеральную воду, которая имеет отметку «столовая».
Природная столовая вода хороша тем, что не имеет специфического привкуса, хорошо утоляет жажду и вместе с тем благотворно действует на организм.
Гарантированно натуральную воду, не нуждающуюся в очистке, можно получить только в экологически чистых местах – в природных парках, особо охраняемых зонах и заповедниках, хотя мест таких в мире осталось не так уж и много.
Покупая столовую воду, следует помнить, что на этикетке обязательно должна быть ссылка на наличие паспорта экологической чистоты и указание срока годности (не более 2 лет для разлитой в стеклянную тару, не более 12 месяцев – в пластиковую).
2. Работа с учебником, и с использованием демонстрационных материалов.
Входит в состав воды и органических молекул
Главный элемент органических молекул, способен образовывать прочные ковалентные связи как с другими атомами
углерода, так и с атомами других элементов
Структурный компонент белков и нуклеиновых кислот
Входит в состав воды и органических веществ
Входит в состав костной ткани, нуклеиновых кислот;
фосфолипиды входят в структуру клеточной мембраны
Входит в состав белков и других органических молекул
Главный внеклеточный положительный ион
Структурный компонент хлорофилла, активизирует образование многих ферментов
Преобладающий отрицательный ион в организме животных
Преобладающий положительный ион внутри клеток
Основной компонент костей и зубов, активизирует сокращение мышечных волокон
Mn (марганец)Необходим организмам в следовых количествах
Fe (железо)- Входит в состав многих органических веществ, например белка крови – гемоглобина
Со (кобальт)- Входит в состав витамина В12
Cu (медь)- Входит в состав ферментов, Zn (цинк)- Входит в состав гормона инсулина и ферментов
В (бор)-Необходим большинству растений, I (йод)- Входит в состав гормона щитовидной железы\
1. у частвуют в активном транспорте веществ.
2. Участвуют в создании мембранного потенциала, нервных импульсов, осмотического давления.
3. Участвуют в свертывании крови.
4. Образуют буферную систему. 5. Активизируют ферменты
Образуют защитные
и опорные структуры организма
3. Самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой.
– К каким последствиям может привести недостаток минеральных солей у разных групп организмов (на примере растений и животных)?
4. Совместное обсуждение результатов самостоятельной работы.
5. Рассказ учителя о сущности свойства буферности; раскрытие смысла понятий «буферный раствор», «буферная система», а также роли ионов в работе буферных систем.
II. Закрепление полученных знаний.
Обобщающая беседа по изученному материалу о роли воды и неорганических веществ в клетке и организме в целом, о практической ценности полученных знаний.
Домашнее задание: § 7–8; записи в тетради.
Кальций. В организме взрослого человека содержится 1–2 килограмма кальция; из них 98–99 % входит в состав костной и хрящевой тканей в виде солей фосфорной и угольной кислот, а остальное количество распределяется в мягких тканях и в межклеточной жидкости.
Кальций является основным структурным компонентом костной ткани, понижает проницаемость клеточных мембран, снижает возбудимость нервной системы, участвует в работе многих ферментных систем (активизирует амилазу, липазу), стимулирует деятельность сердечной мышцы, играет роль в регуляции порозности внутренних стенок кровеносных сосудов, участвует во всех стадиях свертывания крови, способствует выведению из организма солей тяжелых металлов и радионуклидов, проявляет антиоксидантный эффект, обладает антиаллергическим действием.
Кальций играет особо важную роль в сокращении мышц. В течение десятых долей секунды, за которые электрический потенциал охватывает мышечное волокно, содержание свободного кальция в нем увеличивается в 100 000 раз! Исследователи обнаружили, что он вступает в связь с сократительными элементами мышц и вызывает их укорочение, одновременно «запуская» механизм поглощения кислорода и создания запасов энергии, необходимой для работы мышц. Суточная доза – 1 г.
Калий. Регулирует сердечный ритм и необходим для поддержания нормального артериального давления. Он играет важную роль в поддержании тонуса и автоматизма сердечной мышцы. Этот элемент особенно важен для питания клеток, деятельности мышц, поддержания водно-солевого баланса, нейроэндокринной регуляции. Суточная доза – до 2 г.
Магний. Оказывает влияние на тонус мышечной оболочки сосудов, обладает сосудорасширяющим эффектом и снимает спазмы. Он также снижает напряжение гладких мышц в стенках артерий и таким образом понижает кровяное давление. Магний снижает и уровень холестерина. Этот элемент незаменим в профилактике стрессов и синдрома хронической усталости, а ведь то и другое быстро старит организм.
Суточная доза – 300–500 мг.
Медь. Участвует в синтезе соединительной ткани (коллагена и эластина). Нехватка меди – это слабые сосуды, которые способны разорваться в любой момент. Данный микроэлемент обладает противовоспалительными свойствами и участвует в регуляции действия ряда гормонов. Он необходим для усвоения и утилизации железа, участвует в кроветворении, в формировании и укреплении костей, усиливает действие многих ферментов, входя в состав фермента супероксиддисмутазы (СОД), обеспечивает защиту от свободных радикалов, нормальный ход полового созревания у девушек. Суточная доза – 10–20 мг.
Цинк. Входит в состав более 100 ферментов, укрепляет иммунитет, необходим для роста, восстановления, а значит, и для омоложения клеток. Цинк стимулирует всю гормональную систему человека, регулируя работу таких важных желез, как гипофиз и половые железы; он же регулирует работу поджелудочной железы. Гормон роста представляет собой комплексное соединение цинка. Цинк отвечает за осуществление таких функций, как обоняние, зрение и вкусовые ощущения, необходим для заживления ран. Он участвует в синтезе и сохранении инсулина, обеспечивает нормальное функционирование половых желез.
Суточная доза – 100–200 мг.
Урок Углеводы и липиды и их роль
в жизнедеятельности клетки
Цели : продолжить формирование у учащихся знаний о химическом составе клетки на основе общей характеристики органических веществ; изучить классификацию, особенности строения и физиологические функции углеводов; продолжить формирование умения устанавливать связи между строением и функциями веществ; продолжить формирование умения устанавливать связи между строением и функциями органических веществ.
Метапредметные – сравнение и сопоставление разных групп сахаров; отражение результатов своей деятельности в письменной форме; оценка своиз достижений.
Основные понятия : углеводы, моносахариды, олигосахариды, полисахариды, липиды, воска, фосфолипиды.
Средства обучения : таблицы, иллюстрирующие строение, классификацию и функции углеводов, строение, функции липидов. Ход урока
1. Растворяющиеся в воде вещества называются гидрофильными.
2. Вода – универсальный растворитель.
3. Капиллярный кровоток происходит за счет сил поверхностного натяжения воды, содержащейся в крови.
4. Аминокислоты – гидрофобные вещества.
5. Кислотность раствора определяется концентрацией в нем ионов водорода.
6. Способность поддерживать рН среды на постоянном уровне составляет сущность буферных систем.
7. Железо входит в состав гормона инсулина.
8. Костная ткань человека содержит соли натрия и кремния.
9. Равномерное распределение тепла по всему организму обеспечивает высокая теплопроводность воды.
10. Жиры – гидрофильные вещества.
II. Изучение нового материала.
1) Классифицировать углеводы на группы в зависимости от степени их сложности, сравнив между собой по следующим критериям: физические свойства, состав, представители.
2) Ответить на вопрос: что такое гликопротеиды и гликолипиды?
3) Составить схему «Функции углеводов».
3. Выполнение игрового задания «Задай вопрос товарищу».
Содержание : выбирается ведущий (в данном случае им может быть учитель), который будет задавать вопросы. Он в свою очередь выбирает 3–4 человек, которых будет спрашивать. Участники выходят к доске (кроме ведущего), встают лицом к классу в линию. Ведущий по очереди задает игрокам вопросы (каждому не более трех). Если игрок отвечает на все вопросы, он получает оценку «5», на два из трех – «4», на один – «3», не дал ни одного правильного ответа – «2».
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Задания выполняются в течение 10–15 минут
4. Совместная работа по составлению «портрета липидов» с использованием § 10, с. 37–38.
Результаты работы оформляются в виде опорного схематического рисунка.
5. Рассказ учителя о принципах классификации липидов с демонстрацией представителей основных групп.
6. Самостоятельная работа учащихся по учебнику (§ 10, с. 39).
7. Обобщение учителя о функциях липидов.
Домашнее задание: § 9–10; записи в тетради.
Ответить на вопрос: «Как строение молекул углеводов и липидов соответствует выполняемым ими функциям?».
Задание : выписать основные функции липидов.