В чем заключается значимость оценивания
Доклад на тему «Важность оценивания для обучения»
Важность оценивания для обучения.
Любой учитель может обоснованно задать вопрос, почему нечто, называемое Оцениванием для Обучения (далее — ОдО), находится в центре внимания решения проблемы усовершенствования преподавания и обучения. По своему прошлому опыту многие учителя, ученики и их родители рассматривают оценивание как нечто, что происходит после преподавания и обучения. Утверждение о том, что оценивание является неотъемлемой частью преподавания и обучения, требует значительного изменения нашего сознания, но именно это и предполагает Оценивание для Обучения.
Не случайно термин «оценивание»происходит от латинского слова, обозначающего «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один человек тщательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо, в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Данное предположение касается всего спектра оценивания: от официальных тестов и экзаменов до неформального оценивания, проводимого учителями в классах сотни раз в день. Несмотря на это,форма,которую принимает оценивание, может быть разной: одни тесты проводятся с карандашом в руках и бумагой, в то время, как другие основываются на постановке вопросов в процессе обычного общения в классе. Все виды оценивания имеют одинаковые общие характеристики и включают в себя:
· заключения,которые могут использоваться для определения дальнейших действий.
Для того чтобы провести оценивание, необходимо выяснить, что знают и умеют делать ученики, а также, с какими сложностями они сталкиваются. Наблюдаяза повседневной деятельностью в классе, слушая общение детей, наблюдая за учениками, выполняющими задание, либо проверяя выполнение ими классной или домашней работы, можно получить необходимую информацию. Хотя в отдельных случаях, возможно, понадобится использование особого продуманного способа получения необходимой информации. Так, письменное задание или тест способны реализовывать вышеуказанные цели, но не менее эффективным может оказаться правильно выбранный устный вопрос. Ответы учеников на вопросы должны быть интерпретированы. Иными словами, оценивающее лицо должно определить значение полученных данных.
Интерпретацияпроводится в отношении того, что вызывает интерес, например, особые навыки, точки зрения или различные виды знаний. Такие параметры часто называют критериямии относят их к целям обучения или задачам. Обычно наблюдение, как часть оценивания, производится по заранее сформулированным критериям, но иногда учителя наблюдают за незапланированным взаимодействием или результатами и применяют критерии ретроспективно. При помощи интерпретации можно описать или попытаться объяснить поведение; либо интерпретация выступает как логический вывод из поведения, например, то, что говорит ребенок, является результатом его умственного мышления. В этой связи интерпретацию иногда называют логическим выводом.
На основе интерпретации данных делается заключение,что предполагает некое оценивание. На данном этапе процесс оценивания представлен по-разному в соответствии с разными целями, которым он служит, и назначениями, по которым будет применяться информация.
Роль оценивания для обучения
Роль оценивания для обучения школьников
Любой учитель может обоснованно задать вопрос, почему нечто, называемое «Оцениванием для Обучения» находится в центре внимания решения проблемы усовершенствования преподавания и обучения. По своему прошлому опыту многие учителя, ученики и их родители рассматривают оценивание как нечто, что происходит после преподавания и обучения. Утверждение о том, что оценивание является неотъемлемой частью преподавания и обучения, требует значительного изменения нашего сознания, но именно это и предполагает «Оценивание для Обучения».
«Оценивание в классе не является лишь техническим приёмом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия».
Во все периоды развития общества, происходящие процессы требовали оценки. Для успешной и эффективной деятельности оценка необходима, чтобы человек мог в ней совершенствоваться. Именно поэтому оценивание является одним из важнейших компонентов практически любой модели обучения, главная цель которой – это ученик способный к самореализации, саморазвитию, самоорганизации, самоконтролю и самосовершенствованию, способный быть субъектом учебной деятельности.
«Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является оцениванием для обучения».
Оценивание для обучения предполагает определение сложностей обучения. С этой целью на уроках домашним заданием предлагаю ответить на вопросы теста для определения проблем в пересказе текста.
Данный тест показывает целесообразность стратегий и приёмов развития критического мышления, используемых на уроке. Таким образом, посредством тестов можно проследить какова прочность запоминания сюжета литературного произведения на уроке с использованием новых подходов в обучении.
«Обеспечение обратной связи, свидетельствующей о достижениях (для учеников, учителей и родителей) может варьироваться от неформального оценивания «впечатления» до официальных письменных тестов, но главной целью является постоянное уведомление учеников и учителей о достижениях и развитии, например, знаний, понимания, навыков».
С целью внесения корректив в свою деятельность по результатам обратной связи, а также улучшения процесса обучения в ходе уроков, можно применить формирующее оценивание.
Оценивание предназначено для определения уровня освоения знаний, навыков в процессе повседневной работы в классе или дома. Оно осуществляется в различных формах и позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочеты до проведения суммативной оценки.
( «Светофор», «Смайлы», «Жесты», «Оценочные листы»).
Цель такого вида оценивания: научить учащихся различным видам самооценивания и взаимооценивания. Такой вид оценивания помогает добиться следующих результатов: учащиеся учатся оценивать свою работу на уроках по предложенным критериям; умеют адекватно реагировать на оценку, поставленную им товарищами; учатся оценивать работу группы и своих одноклассников.
Данные приёмы так же дают детям эмоциональную разрядку, которая способствует дальнейшей продуктивной работе учащихся. Учащиеся с удовольствием оценивают друг друга и самих себя, внимательно выслушивают рекомендации друг друга.
Неслучайно термин «оценивание» происходит от латинского слова, обозначающего «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один человек тщательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо, в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Данное предположение касается всего спектра оценивания: от официальных тестов и экзаменов до неформального оценивания, проводимого учителями в классах сотни раз в день. Несмотря на это, форма, которую принимает оценивание, может быть разной: одни тесты проводятся с карандашом в руках и бумагой, в то время, как другие основываются на постановке вопросов в процессе обычного общения в классе. Все виды оценивания имеют одинаковые общие характеристики и включают в себя:
б) интерпретацию полученных данных;
в) заключения, которые могут использоваться для определения дальнейших действий.
Для того чтобы провести оценивание, необходимо выяснить, что знают и умеют делать ученики, а также, с какими сложностями они сталкиваются. Наблюдая за повседневной деятельностью в классе, слушая общение детей, наблюдая за учениками, выполняющими задание, либо проверяя выполнение ими классной или домашней работы, можно получить необходимую информацию. Хотя в отдельных случаях, возможно, понадобится использование особого продуманного способа получения необходимой информации. Так, письменное задание или тест способны реализовывать вышеуказанные цели, но не менее эффективным может оказаться правильно выбранный устный вопрос. Ответы учеников на вопросы должны быть интерпретированы. Иными словами, оценивающее лицо должно определить значение полученных данных.
Интерпретация проводится в отношении того, что вызывает интерес, например, особые навыки, точки зрения или различные виды знаний. Такие параметры часто называют критериями и относят их к целям обучения или задачам. Обычно наблюдение, как часть оценивания, производится по заранее сформулированным критериям, но иногда учителя наблюдают за незапланированным взаимодействием или результатами и применяют критерии ретроспективно. При помощи интерпретации можно описать или попытаться объяснить поведение; либо интерпретация выступает как логический вывод из поведения, например, то, что говорит ребенок, является результатом его умственного мышления. В этой связи интерпретацию иногда называют логическим выводом.
Я считаю, что при любом оценивании должны быть разработаны критерии, видя которые учащиеся могут правильно оценить себя и других. При этом у каждого ученика развивается критическое мышление, так как он старается, не только оценить себя, но и справиться с этой задачей оценивая друга без завышения, соответствуя критериям. Согласно этому, вместе с учащимися, перед проведением уроков вырабатываются единые критерии получения оценки на уроках. Данные критерии предусматривают умение учащихся выполнять самооценку и взаимооценку.
На уроках в начальных классах значение взаимооценивания заключается в том, чтобы научиться непредвзято оценивать своего товарища или группу одноклассников, зная, что тебя в это же время оценивают другие. Взaимooценкa так же играет одну из ведущих ролей для мотивации когнитивных способностей, так как учащиеся стараются, чтобы их оценка не была ниже, чем у товарищей, а так же, мотивируют это тем, что хотели бы проверить не только свои знания, но и учесть ошибки других, что показывает элементы саморегулируемого обучения.
«Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня.
Одним из значимых элементов этого определения является акцент на использовании данных учениками. При этом обращается внимание на то, что учителя не являются единственными оценивающими лицами. Ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя, и даже, когда учителя активно проводят оценивание, ученики должны столь же активно в данном процессе участвовать.
Лишь тот, кто учится, способен научиться и в этой связи для того, чтобы усовершенствовать свое обучение, необходимо реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи, что требует понимания, мотивации и желания действовать».
В Руководстве для учителя сказано, что совершенствование обучения через оценивание зависит от пяти обманчиво простых на первый взгляд ключевых факторов:
1. Обеспечение эффективной обратной связи с учениками.
2. Активное участие учеников в собственном обучении.
3. Изменение преподавания с учетом результатов оценивания.
4. Признание значительного влияния оценивания на мотивацию и самооценку учеников, что в свою очередь решающим образом влияет на обучение.
5. Необходимость того, чтобы ученики могли оценивать сами себя и понимать, как улучшить свое обучение.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что любая работа должна быть оценена. Получив оценку, ребенок может работать дальше, либо, улучшая свою работу, либо переходить на следующий этап. Для каждого ребенка оценка имеет свое значение – одному это стимул для дальнейшей работы, другому это просто оценивание проделанной работы.
2. В чём заключаются особенности техник внутриклассного оценивания?
Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец , адекватно оценивать свои достижения.
Здесь возникает довольно острая для нашего образования проблема: для того, чтобы этот процесс реализовался на практике, ученику необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, насколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.
Существует два подхода к вопросу оценивания:
Разница между ними в том, для чего используется информация.
Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.
Таким образом, формирующие оценивание — это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.
Чтобы начать внедрение какой – либо техники, необходимо:
Этапы введения техник внутриклассного оценивани я :
1. решить, что надо узнать посредством внутриклассного оценивания;
2. выбрать техники, соответствующие стилю работы преподавателя и легко вводимые в данный класс;
3. объяснить цель происходящего ученикам;
4. после завершения оценить результаты и определить, что надо изменить в учебном проце ссе;
5. дать информацию детям о том, что узнал преподаватель и как он собирается это использовать.
Техника недельных отчетов
− Чему я научился за эту неделю?
− Какие вопросы остались для меня неясными?
− Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Недельные отчёты дают ученикам возможность отрефлексировать вновь приобретённые знания, задать вопросы о том, что им неясно.
Читая отчёты, преподаватель может :
− Узнать о концептуальных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников.
− Получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса.
− Проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность.
Если недельные отчёты хорошо организованы, они служат полезным и легко воспринимаемым инструментом. Возможно, наиболее существенным ограничением этой оценочной техники является то, что ученики должны серьёзно попрактиковаться, прежде чем она станет полезным средством обратной связи для них и учителя. Но, как правило, с этим они справляются в течение нескольких недель.
Еще одним эффективным оценочным инструмент
выполнять картирование в группах по 3–4 человека. Это упражнение обычно дает детям весьма богатый и полезный опыт обсуждения, аргументирования и защиты своей позиции. Результат этого процесса – обмен и взаимное обогащение идеями, которые к тому же становятся очевидными для учителя.
Заполнение карт. Преподаватель предварительно строит карту понятий, а затем убирает все подписи в рамках сохраняя подписанные связи-линки. Затем учеников просят подписать пустые рамки так, чтобы вся структура, изображенная на карте, приобрела смысл.
Выборочное заполнение карты понятий . Возможно сделать карту и убрать часть понятий из рамок – примерно 1/3. Извлеченные из карты понятия надо поместить в пронумерованный список, приложенный к карте, для того чтобы ученики выбрали нужные и вставили их в соответствующие рамки. Оценивать выполнение этого задания можно по проценту правильных ответов.
Карта для выборочных понятий . Можно приготовить список из 10–20 понятий и попросить учеников построить карту, используя только эти термины. Акцент здесь делается на установлении взаимосвязей и постепенном усложнении тех структурных конструкций, которые могут построить ученики, опираясь на свои знания в данной области.
Картирование-выращивание . Рассмотрим вариант, известный как «микрокартирование». Учитель задает маленькую сеть, объединяющую всего 5–10 понятий, и предлагает ученикам построить карту, используя эти понятия плюс такое же число понятий, которые они добавят, опираясь на собственные знания данной темы.
Если преподаватель и ученики приобрели опыт работы с картами, можно применить для их количественного оценивания одну или несколько оценочных рубрик. В наиболее распространенной схеме оценивания 1 балл дается за каждую корректную связь между двумя соседними понятиями; 5 баллов – за каждый правильно установленный иерархический уровень, 10 –за каждую содержательную и точную связь понятий из разных частей карты сквозной линк) и 1 балл – за каждый пример.
Ещё один инструмент формирующего оценивания
Они дают информацию о том, как ученики воспринимают происходящее на уроках, включая общее отношение к уроку, предмету, к собственному учению. Получив информацию из самоотчетов, можно определить, какие элементы в преподавании максимально поддерживают учебную деятельность ученика.
Что представляет собой опросник?
Опросники могут быть разнообразными по форме, но, как правило, они состоят из ряда утверждений, которые ученик должен рассмотреть и определить степень своего согласия или несогласия с ними по определенной шкале.
(АН – абсолютно не согласен; Н – не согласен; О – одинаково; С – согласен; АС – абсолютно согласен; НП – не понял).
В зависимости от содержания вопросов учитель может получить информацию об учебном стиле ученика, о тех способах работы, которые он предпочитает. Это позволяет педагогу выбрать те формы обучения, которые отвечают потребностям ученика. Он также может сделать вывод о том, какие элементы содержания и преподавания являются наиболее существенными для обучения.
Еще одно преимущество этой формы опросника состоит в том, что он побуждает учеников к рефлексии собственного учебного стиля, своих сильных и слабых сторон. Это часто помогает им лучше организоваться и найти более продуктивный способ работы.
Техники внутриклассного оценивания, сфокусированные на критериальном оценивании являются – Рубрики.
Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. Эти баллы аккумулируются и определяют рейтинг ученика на определенном этапе. Такой подход позволяет определить средний уровень учеников в классе или в школе.
Оценивание необходимо рассматривать как механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение.
Применяя данные методики формирующего оценивания, учителю следует придерживаться следующих рекомендаций :
— Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше.
— Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников.
— Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании.
— Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели.
— Давайте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.
3. Каковы действия учителя при внедрении системы формирующего оценивания в деятельности образовательной организации?
Мы изучили литературу по формирующему и критериальному оцениванию, провели семинар, на котором рассмотрели что такое формирующее оценивание, познакомились с техниками формирующего оценивания. Разработали несколько критериев самооценивания. А самое главное, попытались внедрить эти техники в практику и поделились своим опытом.
Работа продолжается, и в этом году провели опрос среди учителей и учащихся. Учителям предложила проанализировать свою работу.
-практически все педагоги после семинара начали использовать в своей практике групповую работу,
— еженедельно проводится критериальное оценивание,
-чаще всего оценивание проводится на уроках математики, русского языка, окружающего мира.
Анализ детских анкет
-ребята указывают на то, что им нравится работать в парах и группах;
-практически ежедневно ребята оценивают свою деятельность;
— эта работа проводится на уроках математики, русского языка, иногда – чтения, окружающего мира;
-умеют оценивать свою работу и работу одноклассников – 60% учеников;
-знают критерии, по которым учитель оценивает их работу – 80%;
-оценка учителя включает комментарии и рекомендации о том, как дальше улучшить работу, считают – 70%.
Опрос учащихся заставил задуматься над такой проблемой: не всем детям нравиться оценивать свою работу. Вернее, нравиться давать положительную оценку и не нравиться критиковать свою деятельность. Действительно, это противоречит детской психологии. Ведь учащимся начальных классов свойственна завышенная самооценка, а мы заставляем детей занижать эту оценку, причём делать это собственноручно. Поэтому на вопрос «Понимаешь ли ты, над чем тебе предстоит работать» не все дети дают положительный ответ. Трудно смириться с тем, что у меня что-то получается плохо. И ребёнок указывают на то, что над этим ему трудно работать, трудно найти причину своих неудач. Раньше всё было понятно – причина – учитель, который ставит мне плохую отметку. А сейчас….
Поэтому формирующее оценивание внедряется в 4 этапа:
I этап – 1 класс. Оценивается:
— собственное «самочувствие» на уроке,
— соблюдение «правил игры» во время урока,
— оценка собственных действий;
— знаково-символическая деятельность (умение читать схемы, графический язык),
— проблемы и трудности, возникающие в ходе выполнения заданий,
— критерии оценки заданий, выдвигаемых одноклассниками и учителем.
III и IV этапы оценивания внедряются в средней и старшей школе.
Вот с какими проблемами столкнулись ученики. А с какими проблемами столкнулись мы? Нас окружает множество проблем. Как же понять, мы с ними справляемся или они с нами?
Прения по вопросу «Что не удаётся, с какими трудностями сталкиваемся».
— пятибалльная система оценивания (её не хватает). Ребёнок в диктанте допускал 24 ошибки – это «2». После работы над ошибками, дополнительных упражнений он допускает 18 ошибок. Для ребёнка это прогресс, но отметка остаётся – «2». Выходит, необходима ещё одна отметка, отметка за рост ученика в той или иной деятельности.
-нет документального оформления в локальных актах
Как выращивать такую образовательную самостоятельность?
О приёмах, стратегиях формирующего оценивания.
Нужно строить внутри образовательного процесса вначале ограниченные, а потом всё расширяющиеся ситуации принятия самими детьми решений по поводу своего образования, обеспечивать фактическое соучастие детей в образовательных процессах. В том числе и в процессах оценивания!
Основные стратегии оценивания:
для определения потребностей учащихся;
для поощрения самоуправления и сотрудничества;
наблюдение за прогрессом;
проверки понимания и поддержки метапознания;
доказывающее понимание и умения
Прежде чем сказать: «Какую оценку ты себе поставишь?», надо ввести правило, которое составляет основу оценивания (Самооценка).
Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки». В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
Вопросы, помогающие ребенку освоить рефлексивное оценивание, могут быть такого рода:
– Что нового ты узнал, чему научился?
– Насколько продвинулся к цели? Как решал учебную задачу? Что можешь изменить в своем учении?
Задания на прогностическую оценку:
– Что из этого ты сможешь выполнить сразу?
– Для выполнения каких заданий потребуется помощь учителя (товарища)?
Задания на ретроспективную оценку:
– Отметь задания, которые оказались для тебя трудными.
– Сравни свое мнение (точку зрения, способ) с тем, что было раньше. Что изменилось?
– Какие вопросы (задания) из предложенных требуют (указывается конкретное действие или условие)?
– Над какими вопросами (заданиями) тебе еще надо поработать?
– Что нового узнал при изучении темы? Чему научился?
– Насколько достиг цели?
– Оцени предложенные способы выполнения учебной работы:
в) быстрее дает решение;
– Чему ты учился, выполняя задание.
– Сравни и оцени суждения.
– Какие способы контроля ты использовал?
– Какие эвристические приёмы использованы?
– Сгруппируй высказывания. Как ты рассуждал?
– Составь задания по теме… (указывается тема). Почему ты выбрал именно эти задания?
– Попробуй оценить идею решения (способ).
В учебной деятельности предметом контроля являются результат и процесс решения учебной задачи (правильность и полнота выполненных действий, возможность другого способа решения).
В передаче контроля ребенку могут помочь вопросы:
– Что будешь контролировать?
– Соответствуют ли твои действия цели и условиям задачи?
– Как, каким способом будешь контролировать свое продвижение в решении учебной задачи? Можно ли решить задачу по-другому?
– Какие вопросы, задания для контроля учебной работы ты составишь, выберешь?
– Что вызвало трудности в работе? Что помогло их преодолеть?
– Какие действия, способы требуют дальнейшей тренировки?
– За какой помощью в учебной работе ты обратишься к товарищу? Учителю?
– Работая с товарищем, придумайте друг другу такие задания, которые бы связывали… (указывается содержание учебного материала). Проверьте правильность выполнения задания, осуществите взаимоконтроль и взаимооценку.
– Составь задание на выведение формулы… (указывается).
– Каким способом характеризуется запись чисел в десятичной системе счисления?
Некоторые педагогические приёмы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе:
— приём «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);
— приём «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);
— приём «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);
— приём «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
— приём «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
— приём «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);
— приём «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);
— приём «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);
— приём «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
— приём «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);
— приём «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);
— приём «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);
— приём «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»);
— приём « орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);
— приём «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);
— приём «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).
Оценивания без критериев не бывает
Из анкет учащихся видим, что на уроках рисования ребята не оценивают свои работы. Почему? Видимо потому, что нет критериев оценки детских рисунков.
Критерии оценивания детского рисунка:
правильное расположение альбомного листа;
рисунку на листе «не тесно», «не просторно»;
тема рисунку соответствует заданной теме;
подобраны верные цвета;
краски сочетаются (холодные и тёплые).
Качество формирующего оценивания недостаточно развито в школе, поэтому мы продолжаем работать по этой теме.
«Оценка – понятие многомерное», – говорят нам специалисты, однако в уме держат не пространственную, а временную логику: «как только, так сразу». Есть не только поверхность, но и глубина. Формирующее оценивание – это «помощь в процессе». Оно повернуто к человеку, к его внутренней силе и является условием развития этой силы.
Формирующее оценивание ориентировано на обучающихся; помогает отслеживать прогресс каждого обучающегося; формирует непредметные компетенции, которые позволят стать успешным в любом виде деятельности.