Wildjam что это такое
Империя Эльфа: как бывший торговец вымышленной валютой зарабатывает миллионы на раскрутке блогеров
Forbes узнал, как Андреев сумел заручиться доверием именитых блогеров и почему не стесняется рекламировать «похорошевшую Москву».
Рождение Эльфа
В 16 лет он, поссорившись с родителями (отец к тому моменту оставил семью), ушел из дома. Полгода, по собственным словам, ночевал у друзей и в компьютерных клубах, затем отец арендовал для него квартиру на окраине Петербурга. В обмен на это Ярослав по настоянию отца поступил на инженера-кибернетика в Санкт-Петербургский государственный технологический институт, но вскоре решил сменить специальность на «айтишную» — перевелся на факультет информационных систем в коммерческом менеджменте в Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права.
Поймать кураж
В 2008 году бизнес на игровой валюте, по словам Андреева, приносил ему уже по 500 000-800 000 рублей в месяц. Параллельно он стал экспериментировать с другими проектами — пытался продавать елки и пиротехнику зимой, запускал цветочный бизнес, фотостудию. Но ни один из них не выстрелил.
В 2010-м случилось судьбоносное для Андреева знакомство. По наводке приятеля он начал смотреть ситком «Как я встретил вашу маму» и подсел на него. Не знал английского языка, поэтому смотрел сериал с русской озвучкой. Спустя полтора сезона переводы новых серий перестали появляться. Тогда Андреев решил найти компанию, которая занималась озвучкой, и узнать, в чем дело.
Переводом «Как я встретил вашу маму » занималась студия «Кураж-Бамбей» в лице основателя и единственного сотрудника Дениса Колесникова. «Он ответил мне, что собирает донаты [пожертвования] от желающих и продолжит перевод, как только соберет необходимую сумму, — вспоминает Ярослав. — Я ему предложил просто заплатить наперед, чтобы он догнал американский график выхода серий. Он тогда спросил: «А зачем тебе это надо?» Ну а мне просто очень нравился сериал». Колесников в беседе с Forbes этот разговор с Андреевым подтвердил.
Мне казалось, что я король, бог бизнеса, я открыл формулу успеха
Первый донат Андреева, по словам Колесникова, составил 2500 рублей. «Чтобы все было по справедливости», Денис стал упоминать Эльфа-торговца как спонсора в начале каждой переведенной серии «Как я встретил вашу маму » и других озвученных сериалов. Такое взаимовыгодное сотрудничество, по словам Дениса, продолжалось «пару лет точно». Размер дальнейших выплат он не помнит. По словам Андреева, это были десятки тысяч рублей в месяц.
Благодаря упоминаниям в сериалах со временем «Эльф-торговец» стало именем нарицательным. «Кто, как и я, смотрел тогда сериалы в переводе этой студии, не раз слышали фразу «Особая благодарность Эльфу-торговцу», — говорит в беседе с Forbes Максим Задворнов, бывший пресс-атташе музыкального лейбла Black Star, который познакомился с Андреевым позднее. Упоминание Эльфа-торговца в сериалах, озвученных «Кураж-Бамбеем» — «грамотный ход Ярослава с точки зрения построения личного бренда», считает Колесников. «Тут ничего не рекламировалось, но зато выражалась «особая благодарность». Спустя несколько месяцев это настолько закрепилось в головах зрителей, что мне стали постоянно задавать вопросы: «Кто это такой? Это твой дилер, Денис? За что ты его благодаришь? Хорошую дурь подгоняет?» Но я никогда ничего не употреблял, от слова «совсем», — говорит основатель «Кураж-Бамбея».
Все это способствовало росту аудитории магазина игровой валюты Андреева. «Поисковый запрос приводил людей прямо в магазин. Расчет был верный», — говорит Колесников. Среди этой аудитории оказался и основатель Aviasales Константин Калинов ( умер в 2016 году), который тоже смотрел сериалы с озвучкой «Кураж-Бамбея» и слышал там об Эльфе-торговце, уверяет Андреев. В начале 2010-х предприниматели познакомились лично: Андреев полетел в отпуск в Таиланд, куда еще в конце 2000-х переехал вместе с офисом Aviasales Калинов, и предложил ему встретиться. «Просто написал Косте в Twitter: «Привет! Ты вроде как в Тае. А я вот тоже лечу. Давай познакомимся!» Калинов, со слов Андреева, на встречу согласился, и они быстро подружились.
Спустя несколько месяцев Калинов стал интересоваться, «как можно попасть с Aviasales» в сериалы с переводом «Кураж-Бамбея». Ярослав свел его с Колесниковым. Aviasales по аналогии с Эльфом-торговцем стал финансово поддерживать озвучки «Кураж-Бамбея» и получать упоминания в начале эпизодов, говорит Колесников. Суммы рекламных контрактов он не раскрывает. По словам Андреева, они составляли сотни тысяч рублей в месяц. В Aviasales подтвердили, что действительно «много работали через Ярослава раньше», но условия работы с ним не комментируют.
Нетворкер от бога
Благодаря «Кураж-Бамбею» Андреев попал и в тусовку набирающих популярность YouTube-блогеров. На Дениса Колесникова вышли создатели информационно-развлекательного сайта «Карамба ТВ» Максим Голополосов (автор YouTube-канала «+100500», 10,5 млн подписчиков) и Михаил Орлов, предложив ему делать совместные проекты. Андреев, узнав об этом, вызвался играть роль представителя интересов Дениса.
По итогу переговоров Колесников стал озвучивать «Шоу Рея Уильямса Джонсона» и еще ряд переводных проектов для «Карамба ТВ». Андреев, по его собственным словам, договорился с Голополосовым, что тот в обмен на новую технику для съемок выразит благодарность Эльфу-торговцу в одном из выпусков «+100500» (свои траты на технику Андреев не помнит). Голополосов на момент публикации материала на запрос Forbes не ответил, но комментарии о появлении в титрах «+100500» «особой благодарности Эльфу-торговцу» нетрудно найти в сети.
Через Голополосова Андреев познакомился с блогером Русланом Усачевым (2,45 млн подписчиков). В 2012 году при спонсорстве Aviasales они спродюсировали YouTube-шоу о путешествиях «Пора валить». Среди рекламодателей поначалу был только Aviasales, но затем упоминания у видеоблогеров через Андреева стали заказывать, например, сотовые операторы «Билайн» и «МТС». Комиссию за посредничество Андреев, по собственным словам, «иногда брал, иногда нет: все зависело от того, как договоришься». Доверяли видеоблогеры Андрееву потому, что в начале 2010-х подбор спонсоров и рекламодателей для них был «достаточно болезненной историей», считает Максим Задворнов. «Крупные компании сложно заходили в YouTube, резали косты [затраты], боялись рисковать большими деньгами. Ярослав был тем человеком, который снял с блогеров головную боль поиска денег, переговоров и оформления сделок, а брендам сумел правильно объяснить, за что именно они платят и что получают взамен». Помогали в завоевании доверия и личные качества Андреева, полагает Колесников: «Ярослав очень общительный и деятельный человек, поэтому строить нетворкинг для него в приоритете всегда. И это давало свои плоды. Он умеет убеждать и находить нужные ключи к каждому, с кем общается».
Несмотря на стремительно развивающийся блогерский бизнес, магазин Эльфа-торговца приносил предпринимателю, с его слов, больше средств. Отчетность по ООО «Фризтайм», за которым закреплен сайт магазина игровой валюты, в СПАРК доступна только с 2014 года. Тогда его выручка и прибыль составила около 5 млн рублей и 500 000 рублей соответственно. «К 2014-му доходы немного упали. Пик, когда бизнес приносил порядка одного миллиона в месяц, пришелся на 2008-2010 годы», — говорит Андреев.
Бобры, утки, клоунада
В начале 2010-х Андреев успел поучаствовать еще в нескольких, далеких от рекламы и торговли валютой, проектах. Например, по собственным словам, он запускал кафе «Бобры и утки» на Пятницкой вместе с «крупным ресторатором», имя которого не называет. Ни одного юрлица с соответствующим видом деятельности на Андреева никогда зарегистрировано не было, но он уверяет, что ему в «Бобрах и утках» принадлежало 25%. «Долгое время, в силу, наверное, своей глупости, я к бумажкам относился не с уважением и ценностью, а с отрицанием. Поэтому, думаю, в этом и других проектах тех лет мы договаривались не на бумаге, а на словах», — объясняет он.
В сети есть упоминание того, что совладельцем «Бобров и уток», а также ресторанов «Жан-Жак» и «Джон Донн» является Петр Гланц (настоящая фамилия — Иващенко), российский актер дубляжа, а с 2020-го — официальный голос телеканала СТС Love. По данным СПАРК, Гланцу действительно принадлежало или принадлежит несколько юрлиц с ресторанным видом деятельности — в частности, ООО «Стрэнд», экс-собственник товарного знака «Джон Донн». Гендиректором в некоторых из них была Елена Соколова, которая сейчас является собственником ООО «То что надо» — компании, которая владеет товарным знаком «Бобры и утки». Гланц и Соколова на запросы Forbes на момент публикации не ответили. Андреев комментировать причастность Гланца к запуску общего ресторана отказался.
Спустя полтора-два года после запуска ресторана Андреев, по собственным словам, вышел из проекта: «Я понял, что никак в нем не участвую, и попросил выкупить мою долю». Сумму сделки он не раскрыл.
В 2013 году Андреев успел засветиться еще и как участник музыкальной группы Little Big. Благодаря дружбе с блогерами познакомился с Алиной Пязок, режиссером клипов Little Big. «Мне звонит Пязок и говорит: «Ярослав, мы снимаем прикольный видос для YouTube, где будем обстебывать стереотипы России. Нам нужен клоун — улыбчивый, злорадный. В общем, мы так подумали, что круче, чем тебя, в этой роли мы никого не видим», — вспоминает Ярослав. — Я еще был тогда с брекетами и много улыбался — видимо, это и привлекло».
В 2013-м он сыграл эпизодическую роль клоуна в первом клипе группы Little Big на композицию Everyday I’m Drinking. В 2014-м группа выпустила первый альбом With Russia From Love с клоуном в составе. Тогда же зарегистрировала ООО «Литл Биг», 14% которого, по данным СПАРК, отошло Андрееву. По его словам, прибыли от деятельности Little Big артисты тогда не получали, но вкладывались в развитие вместе.
В группе Андреев не пробыл и года: в конце 2014-го вышел из проекта, потому что «не чувствовал своего вложения в эту группу как полноправного участника». «Я не умею петь, не умею записывать музыку, я не творец», — объяснял Андреев причину ухода в интервью Василию Ящуку, основателю агентства Players.
Свою долю в ООО «Литл биг» Андреев, по собственным словам, продавать не стал. «Мы дружили, это было бы смешно. Решили, что проще ребятам открыть новую компанию с новой структурой владельцев», — говорит он. В 2015-м ООО «Литл Биг», по данным СПАРК, прекратила существование.
Магия голубой галки
Незадолго до выхода из группы Андреева позвали на должность директора по маркетингу во «ВКонтакте». Он принял предложение и с конца 2014 года занялся привлечением к аудитории «ВК» звезд и блогеров. «Я ощущал себя мелким предпринимателем, который очень много в этой жизни не понимает и не знает. Очень в себя верил, но сомневался. Казалось, такая строчка в резюме поможет мне», — поясняет он.
К этому времени разовую помощь блогерам с поиском рекламодателей он стал оказывать через агентство «Абрикос Медиа», которое основал вместе с Никитой Смирновым (40%), другом-айтишником, помогавшим делать сайт Эльфа-торговца, и двумя блогерами — Максом Брандтом (30%) и Константином Павловым (30%). Сам он доли в компании не получил. «У нас были определенные договоренности, которые в итоге не получилось реализовать в том виде, в котором было задумано», — в общих словах объясняет он. Смирнов, Брандт и Павлов на запросы Forbes не ответили.
Среди клиентов «Абрикоса» были Настя Герц (1,36 млн подписчиков в YouTube), Ян Гордиенко (4,49 млн подписчиков), Карина Каспарянс и еще «с десяток» инфлюенсеров, говорит Ярослав. За агентскую деятельность «Абрикос» брал 10-30% комиссии от суммы рекламных контрактов.
Работая во «ВКонтакте», агентством Андреев почти не занимался, но часть прибыли, по собственным словам, получал как инвестор и сооснователь. В 2016 году выручка «Абрикос Медиа», по данным СПАРК, составила около 16 млн рублей, прибыль — 79 000 рублей. В 2017-м показатели достигли 101,5 млн рублей и 5,1 млн рублей соответственно.
В 2015-м Андреев стал директором по работе с партнерами «ВК», а в январе 2016-го объявил об уходе. «Увидел, что блогерский рынок растет очень быстро, и моя предпринимательская жилка меня подтолкнула, — объяснял он в интервью «Медузе». — Мне показалось, что в «ВК» я сделал все, что было нужно».
Именно в «ВК» он познакомился с основной блогерской тусовкой — теми, кто впоследствии стал клиентами его агентства WildJam, говорит источник Forbes в одном из агентств по работе с блогерами. До «ВКонтакте» взаимодействие Андреева с блогерами было единичным: «он скорее поддерживал проекты, которые ему нравятся, а работая в компании, смог накопить определенный авторитет», соглашается с ним Василий Ящук из Players. «Тогда был очень важен вопрос галочек — все [блогеры] хотели получить официальную галку во «ВКонтакте». Ярослав оказывал в этом содействие и, таким образом, выстраивал образ человека, который помогает блогерам. Это краеугольный камень, который лег в основу [карьеры Андреева как агента]», — считает Ящук.
МЕМ и Джем
После «ВК» Андреев успел поработать с продюсером Таймуразом Бадзиевым над запуском MEM Agency — агентства по раскрутке телезвезд (среди клиентов, например, была Екатерина Варнава) в соцсетях. По словам Бадзиева, Андреев в MEM Agency возглавил отдел SMM. Предприниматель взял его в команду потому, что их общий знакомый, экс-глава телеканала ТНТ4 и креативный директор «МАТЧ ТВ» Гавриил Гордеев, «замолвил за Ярослава словечко». «Он действительно нам помог, круто ладил со звездами», — комментирует Бадзиев.
В МЕМ Agency Андреев тоже не задержался: спустя несколько месяцев решил вернуться в собственный блогерский бизнес. Но к тому времени отношения между членами «Абрикос Медиа» стали портиться, говорит источник Forbes, близкий к Андрееву. «Мы не смогли договориться между собой о дальнейшем развитии компании и решили идти каждый своей дорогой, — объясняет Андреев. — Ребята занимались только YouTube, а я хотел развивать вообще все сферы: и агентский бизнес, и Instagram, и что-то еще. Мы договорились, как эту историю закрыть так, чтобы всем было хорошо».
В конце 2016-го предприниматель в одиночку открыл агентство WildJam «на базе старых клиентов, которые были на меня завернуты». На каких конкретно условиях он расстался со Смирновым, Брандтом и Павловым, Андреев не комментирует, но уверяет, что обошлось без конфликтов.
Первыми блогерами, рекламу у которых продавал клиентам WildJam, по словам Андреева, стали Дима Масленников (9,2 млн подписчиков на YouTube) и Николай Соболев (5,1 млн подписчиков на YouTube). Первыми рекламодателями — бренды Danon, Coca-Cola и другие, говорит Ярослав. Впоследствии в пул «эксклюзивных» инфлюенсеров — партнеров агентства (работают только с WildJam) добавились Гусейн Гасанов (1,3 млн подписчиков на YouTube, 16,1 млн подписчиков в Instagram), Карина Кросс (344 000 и 9,4 млн соответственно) и еще несколько десятков человек. По словам Андреева, WildJam стал брать в виде комиссии за свои услуги в среднем по 10-30% с контрактов на рекламу. Агентская комиссия могла доходить и до 50% в случае, если WildJam продюсировало блогера и вкладывало в него средства (не только соединяло с рекламодателями, но и продумывало его историю, разрабатывало идеи роликов или постов, помогало со съемками и пр).
На этапе запуска, по словам Андреева, у агентства было 10 эксклюзивных блогеров, через год, в конце 2017 — начале 2018 годов, уже 30-40 эксклюзивных блогеров, стоимость рекламных контрактов с которыми составляла 2-4 млн рублей в месяц. По итогам 2018 года, согласно данным СПАРК, выручка ООО «Вайлд Джем», от имени которого работает WildJam, составила 40,7 млн рублей, прибыль — 1 млн рублей.
В 2019 году, на пике популярности Instagram и YouTube, Андреев нарастил количество эксклюзивных контрактов с блогерами до более чем 200 (сейчас их 300). Выручка «Вайлд Джема», по данным СПАРК, составила уже 164 млн рублей, а прибыль — 5 млн рублей.
В 2020-м началась «новая эра» — WildJam стал сотрудничать с TikTok-блогерами Даней Милохиным и Никитой Левинским, а весной запустил свой TikTok-дом Dream Team House по образу американского дома тиктокеров Hype House. По словам самого Андреева, на фоне TikTok-бума (аудитория Милохина за год выросла до 8,5 млн человек, а на аккаунт Dream Team House подписались 7,2 млн подписчиков в TikTok, 3,7 млн подписчиков в Instagram и 2,7 млн подписчиков в YouTube) выручка и прибыль WildJam в 2020-м выросли в несколько раз по сравнению с показателями 2019 года.
Источник Forbes, близкий к WildJam, знает, что оборот всех рекламных контрактов, прошедших через WildJam в 2020-м, составляет как минимум 700 млн рублей. В 2019-м прибыль агентства, по данным СПАРК, составила около 3% от выручки, и если в 2020-м году компания работала с той же рентабельностью, то ее прибыль могла составить порядка 21 млн рублей.
Москва похорошевшая
Василий Ящук из Players считает, что главный секрет агентского успеха Андреева в том, что он вовремя переключается с одного тренда на другой. «Тут нет никакой романтики. Это абсолютно рациональная смена партнеров и вектора дружбы. Он уделяет максимальное внимание тому, что сейчас на хайпе», — рассуждает Ящук.
Три источника Forbes в разных блогерских агентствах уверены, что успехи WildJam во многом связаны еще и с госзаказами, которые выполняло агентство. Так, в начале июля 2018 года в преддверии выборов мэра Москвы сразу несколько видеоблогеров, сотрудничающих с WildJam (Николай Соболев, Тимур Сидельников, Макс Брандт, Костя Павлов), опубликовали ролики, в которых рассказали о преображении Москвы в последние годы, отмечало издание DailyStorm и TJournal.
Андреев наличие политической рекламы у своих блогеров WildJam не отрицает. Инфлюенсеры, сотрудничающие с агентством, с его слов, рекламировали платформу для молодых деятелей искусства «Таврида», конкурсы «Лидеры России», «Капитаны России», «Большая перемена». «Все это не пропаганда, а вполне достойные мероприятия, которые надо было подсветить. На наш взгляд, это все равно, что рекламу Сбербанка назвать госзаказом», — говорит он. Околополитическая реклама, по словам Ярослава, приходит в WildJam не напрямую (через участие в тендерах и Госзакупки), а «спускается как заказ от других агентств». «Мы в данном случае выступаем как субподрядчик других агентств», — добавляет он.
Один из собеседников Forbes на рынке коммуникационных агентств, знакомый с работой WildJam, утверждает, что на такие заказы приходится «серьезная доля выручки» WildJam: «Вот даже если взять тиктокерские дома — очень многие из них закрылись, потому что рекламодатели не сразу пошли в TikTok. А Ярослав уже третий дом делает [после Dream Team House Андреев запустил еще три схожих проекта — SweetHouse, SwagTeam (закрылся) и ChillZone. — Forbes ]. Его дома живут хорошо, в отличие от других, за счет денег от политической рекламы».
Ящук оценивает бюджет контракта, в рамках которого блогеры рассказывали о преображении Москвы, в 20-50 млн рублей. Андреев утверждает, что бюджет этого контракта не помнит. Один из продюсеров и видеоблогеров, пожелавший остаться анонимным, сославшись на беседу с инфлюенсером, которого представляет WildJam, рассказал, что сейчас за месяц у агентства Андреева может быть 4-5 заказов «по отработке инфоповодов» и прямой рекламы правительственных проектов. По словам самого Андреева, подобные околополитические проекты ежегодно составляют не более 5% от оборота компании.
Partner in crime
Источник Forbes на рынке работы с блогерами утверждает, что доступ к околополитическим заказам WildJam обеспечивает Рамис Япаров, директор интернет-департамента «ГПМ Радио» и участник совета политической партии «Новые люди», образованной основателем Faberlic Алексеем Нечаевым. Япаров в Instagram называет себя «экспертом по блогерам», а в Facebook упоминает, что с 1 января 2018-го до 1 января 2019-го работал исполнительным директором в WildJam. «Чтобы получать деньги и заказы от правительственных структур, ты должен иметь там какого-то доверенного человека, которым в случае с Андреевым является Япаров», — полагает источник Forbes.
Еще один собеседник Forbes в крупном блогерском агентстве тоже знает о партнерстве Андреева с Япаровым. По его словам, Япаров нигде не фигурирует юридически, но речь идет «о глубоком партнерстве по WildJam».
Андреев партнерство с Япаровым и его причастность к поступающим к WildJam госзаказам отрицает: «Рамис никогда не был моим партнером. Он у меня какое-то время работал с клиентами и с блогерами. Потом ушел. Никаких дел у нас сейчас с ним нет точно, — уверяет он. — Если бы он мне приносил госзаказы, я был бы, наверное, рад. Но, увы, он вообще никаких заказов не приносит». Япаров на момент публикации материала на запрос Forbes не ответил.
В 2020 году WildJam стало выполнять еще и функции музыкального лейбла, спродюсировав вместе с блогерами сразу несколько музыкальных композицией. Так, весной, в разгар карантина, Милохин выпустил песню и клип «Я дома» (21 млн просмотров), затем несколько клипов со звездами — «Хавчик» с Тимати и Джиганом (25 млн просмотров) и «Дико тусим» с Николаем Басковым (36 млн просмотров). В 2021-м Андреев планирует выделить свой лейбл в отдельную структуру. «[WildJam] уже стал конкурентом классическим лейблам: трек Милохина с Басковым или Тимати и Джиганом — пример того, что артисты видят в этом перспективу», — считает Максим Задворнов. По его мнению, в перспективе доходы Андреева от стриминга и концертов могут сравняться с доходами от продажи рекламы у блогеров.
Звезды YouTube: рейтинг блогеров с самыми высокими доходами от рекламы
Звезды YouTube: рейтинг блогеров с самыми высокими доходами от рекламы
Наварился Раньше он торговал валютой в играх. Теперь заправляет главными блогерами России
Кадр: Учитель Голубь / YouTube
Время, когда все российское YouTube-сообщество делилось на два лагеря, давно прошло: группировок стало больше, а сам бизнес — прибыльнее. Сегодня на просторах российского YouTube у каждого мало-мальски популярного блогера есть свое агентство. «Лента.ру» уже рассказывала об истории создания первых объединений «Спасибо, Ева» и CarambaTV и начинает серию публикаций о современных агентствах, которые умудряются продвигать самых разнообразных блогеров.
Что такое Wildjam?
Wildjam — рекламное агентство и продюсерский центр, которые специализируются на видеоблогерах. Сотрудники компании помогают начинающим и уже известным авторам найти рекламодателей, а взамен берут процент с их дохода. Причем этот процент сильно варьируется в зависимости от степени популярности блогера: человек с миллионом подписчиков будет отдавать компании гораздо меньше денег в процентном соотношении, чем новичок.
Это объясняется тем, что за последних Wildjam делает буквально всю грязную работу: сценаристы, операторы, монтажеры и СММщики трудятся не покладая рук, чтобы произвести на свет новую звезду видеоблогинга. Человеку же остается лишь стоять перед камерой и зачитывать готовый текст. Впрочем, сейчас развитием неизвестных людей компания занимается гораздо реже: в основном, балом правят уже известные личности.
Сегодня в «активе» компании около 70 блогов различной направленности. Количество подписчиков на всех каналах также отличается: от 130 тысяч до 4,5 миллиона.
Сами блогеры из Wildjam иногда называют компанию творческим объединением. Однако они довольно редко афишируют свою причастность к проекту: авторы популярных роликов периодически встречаются на общих мероприятиях и походах на ТВ, а в остальных случаях ограничиваются упоминанием почты Wildjam для рекламных предложений.
Кто создал проект?
Предприниматель Ярослав Андреев заработал первые деньги благодаря любимым онлайн-играм: он продавал заработанную валюту в Lineage и Warcraft за реальные деньги. Дела шли хорошо, и в итоге он открыл интернет-магазин «Эльфа-торговца».
После этого Андреев решил сделать своему проекту небольшую рекламу, заключив договор с Денисом Колесниковым — голосом студии «Кураж-Бомбей», которая занималась пиратскими озвучками популярных ситкомов «Как я встретил вашу маму» и «Теория большого взрыва». Колесникову нравилось заниматься подобной работой, однако отсутствие спонсоров его угнетало, из-за чего серии с его голосом временно перестали выходить. Тогда предприниматель нашел контакты студии и предложил актеру оплачивать его труд: взамен Колесников должен был один раз за серию выражать «особую благодарность Эльфу-торговцу».
Видео: The Big Bang Theory
Андреев говорит, что спонсировал озвучку не только ради рекламы магазина, но и потому, что ему действительно нравились американские ситкомы. «Я помогал ради себя, мне нравится их сериал, мне было прикольно… Изначально у меня была задача — смотреть сериал, а у него [Колесникова] была задача — делать то, что он любит. Позитивный эгоизм», — заявил предприниматель в одном из интервью. Позднее Эльф-торговец свел перспективного актера озвучивания с другими спонсорами.
Уже в конце нулевых бизнесмен понял, что только-только развивающаяся в России сфера видеоблогинга также может приносить хорошую прибыль. Поэтому он решил провернуть ту же схему, что и со студией «Кураж-Бомбей». Для начала Андреев купил оборудование Максиму +100500 Голополосову и попросил его благодарить Эльфа-торговца в своих роликах. Позже предприниматель довольно часто продюсировал отдельные проекты CarambaTV, однако никогда не вдавался в подробности, в чем конкретно заключалась его работа.
Видео: Эльф-Торговец / YouTube
«Особая благодарность Эльфу-торговцу за съемку данного видео на iPhone»
Помимо CarambaTV, Андреев также познакомился с одним из лидеров конкурирующей площадки «Спасибо, Ева» Русланом Усачевым. Бизнесмен спродюсировал его выпуски довольно популярного шоу «Пора валить», пригласив в проект крупного рекламодателя. Также Эльф-торговец принимал активное участие в развитии группы Little Big, которая сегодня известна даже за рубежом (кстати, в первых клипах он даже снимался в костюме клоуна).
«Конечно, были Макс +100500, «Спасибо, Ева», CarambaTV, они есть, и будут. Их успех приведет к появлению второй волны популярности такого формата. И здесь огромные возможности! Это лучше телевизора. Каналы борются за рейтинг, так как единовременно ты можешь смотреть только один эфир. Но видеоблогерам конкурировать не нужно — их может быть хоть 100, хоть 1000, и все они могут быть популярными, потому что ничто не мешает тебе посмотреть одного блогера, потом другого, потом третьего и т.д.», — говорил Андреев в 2013 году. Судя по всему, он уже тогда задумывался о полноценной работе с авторами роликов.
Видео: Little Big / YouTube
Тем не менее Андреев неоднократно упоминал, что у него не было долей в видеоблогерских проектах. Поэтому в 2014 году он решил это исправить: предприниматель вложил инвестиции в Abrikos Media — продюсерский центр его друзей, известных блогеров Кости Павлова и Макса Брандта с канала LizzzTV. Сегодня он значится там как гендиректор и основатель.
Примерно в то же время Эльфа-торговца позвали работать во «ВКонтакте». Он принял предложение, однако через два года ушел с поста директора по работе с партнерами. По его словам, блогерский рынок рос очень быстро, поэтому «предпринимательская жилка подтолкнула принять решение уйти из «Вконтакте»». Кроме того, блогеры обижались, что Андреев уделял им слишком мало времени и внимания.
Уже в 2016 году бизнесмен понял, что одного продюсерского центра для полноценной работы с блогерами будет недостаточно, поэтому вместе с Павловым и Брандтом они решили создать целый холдинг под названием Wildjam, в состав которого вошло Abrikos Media, рекламное агентство и полный видеопродакшн.
Костя Павлов и Макс Брандт
Основатель канала LizzzTV Костя Павлов начал заливать ролики на YouTube в 2010 году. 23-летний блогер планировал набирать аудиторию несколькими способами: во-первых, он записывал подобие шоу «+100500», однако брал ролики исключительно про спорт. Стоит ли говорить, что копирование Макса Голополосова, да еще и без фирменного мата, не особо приглянулось пользователям. Во-вторых, Павлов делал пародии на рекламные ролики, снимал шоу «Интересные факты» и даже пробовал себя в скетчах и пранках. Тем не менее ни один из этих форматов не продержался дольше нескольких месяцев: люди неохотно подписывались на канал начинающего блогера.
Видео: LizzzTV / YouTube
Ситуация изменилась с приходом на канал Макса Брандта, который также отчаянно пытался найти подходящий формат для блога на YouTube. Блогеры связались и выяснили, что оба они живут в небольшом городе Ленинске-Кузнецком в Кемеровской области. Молодые люди решили встретиться в реальной жизни и снять что-нибудь вместе: они надеялись, что смогут набрать просмотры, буквально удвоив усилия.
Собственно, так и произошло. Павлову и Брандту пришла в голову мысль создать шоу «Вызов» — передачу, по правилам которой им необходимо было выполнять задания подписчиков. Однако зрителям недостаточно было сказать «Прыгните с крыши»: они должны были сначала выполнить трюк сами и записать весь процесс на камеру без монтажных склеек. Чтобы разогреть интерес людей, блогеры обещали отдавать авторам вызова тысячу рублей в том случае, если не смогут повторить задание на видео.
Видео: LizzzTV / YouTube
Несмотря на простоту концепции и большое поле для обмана, блогеры проиграли свой первый же вызов: тогда подписчик предложил им проколоть ладошку медицинской иглой. Тем не менее шоу сразу же понравилось аудитории, и на канал моментально побежали толпы школьников, которые хотели заработать тысячу.
Павлов и Брандт поначалу отбирали интересные и разнообразные задания. То им нужно было на время съесть 25 острых куриных крылышек, то поджечь руку бензином, то полетать на дельтаплане. Иногда интрига держалась до последнего момента: сложно было угадать, справятся ли ребята с очередным вызовом или же отдадут деньги подписчикам. Зачастую дебютантам нужно было рискнуть здоровьем, чтобы победить. Однако шоу шло еще несколько лет подряд в неизменном формате — несложно догадаться, что от энтузиазма блогеров не осталось и следа. Вместо разнообразных заданий молодые люди все чаще выбирали легчайшие вызовы, для выполнения которых даже не надо было выходить из дома.
В 2012 году на канале LizzzTV появилось еще одно шоу «Научные нубы», название которого практически полностью отражало суть. Молодые люди находили в интернете различные химические опыты, а затем пытались повторить их на своей кухне или на улице. К слову, примерно в половине роликов ребята откровенно не понимали, почему их эксперимент оказался неудачным. В комментариях их обзывали идиотами, а блогеры просто напоминали название передачи и особо не обижались.
Видео: LizzzTV / YouTube
Настоящая популярность к авторам роликов пришла годом позже, когда Брандт и Павлов объединились со своими приятелями Ильей Стрекаловским и Валентином Фокиным с канала «vJOBыватели». Блогеры записали некое подобие старого шоу «Вызов», только теперь они решили соревноваться между собой, а не с подписчиками. По итогам нескольких раундов победители получали пять тысяч рублей, а проигравшая команда оставалась ни с чем.
Несмотря на мизерный даже для того времени приз, ребята боролись за деньги до последнего: они ели волосы из парикмахерской, склеивали друг друга клеем и даже подвешивали свои тела на вонзенных в спину крючках. Однако настоящие фанаты Павлова и Брандта лучше всего запомнили финал второго сезона, когда бесстрашные блогеры в буквальном смысле рвали задницу до крови, катаясь по асфальту без штанов. Этот случай молодым людям припоминают до сих пор, спустя четыре года. Правда, через какое-то время они поссорились с Фокиным и Стрекаловским из-за денег, поэтому место «vJOBывателей» заняли другие блогеры, а позже шоу окончательно закрылось.
Видео: LizzzTV / YouTube
Сегодня Павлов и Брандт практически не делают контент для LizzzTV: они уже пару лет подряд раскручивают личные каналы. Первый снимает бесконечные распаковки подарков и китайских товаров, а Брандт называет себя «фуд-блогером» и делает ролики о доставках еды. Вместе с этим они заведуют собственным продюсерским центром Abrikos Media.
Дмитрий Масленников
Путь к популярности главного охотника за привидениями был довольно быстрым, но при этом очень витиеватым. Первое видео на его канале — репортаж с фестиваля еды «Вокруг света» — появилось в июле 2014 года. Никакого намека на призраков в ролике нет, зато есть ощущение, что проект чисто рекламный (по качеству продакшена видно, что съемкой занималась целая команда профессионалов).
Видео: Дима Масленников / YouTube
В следующих роликах появляются еще несколько ведущих, которые вместе с Масленниковым периодически отправляются на различные мероприятия и рекламируют дорогие московские кальянные. Ну а дальше создатели канала пошли по стандартной схеме для набора подписчиков: они начали снимать проверку лайфхаков, челленджи и прочие атрибуты площадки для дошкольников.
В конце 2015 года блогер наконец понял, в какую сторону ему двигаться дальше. Он снял «мистический» ролик про заброшенную военную базу: Масленников хотел проверить, водятся ли в ней привидения. Для этого он обвесился камерами и отправился в бесстрашное ночное путешествие по безлюдному комплексу.
При просмотре получившегося ролика создается ощущение, что Масленников снял дешевый фильм ужасов на 16 минут. Он даже использовал те же самые приемы: устрашающая музыка, которая становится громче при потенциальной опасности, постоянные скримеры и непонятные звуки из соседних помещений — блогер заставлял подписчиков верить, что рядом с ним вечно пробегают какие-то сущности. Более того, он проводил мистические обряды для обнаружения потусторонних сил.
Видео: Дима Масленников / YouTube
Как ни странно, интернет-сериал в стиле программ на телеканале ТВ-3 чем-то зацепил пользователей YouTube. В комментариях люди писали, что тряслись от страха, пока следили за похождениями Масленникова. Многие из них также верили, что слышат на ролике чужие голоса или видят странные вещи. Так, первая серия шоу «Охотник за привидениями» набрала больше двух миллионов просмотров, определив дальнейший вектор развития канала на ближайшие годы. Обзоры лайфхаков и прочий подобный «заходящий» контент мистический блогер не бросил.
Возможно, с выбором направления Масленникову помог Ярослав Андреев. В одном из интервью он рассказывал, что агентство Wildjam начало сотрудничать с блогером, когда у того было всего 8 тысяч подписчиков. Сегодня же за каналом наблюдают более трех миллионов человек, и эта цифра постоянно растет.
Забавно, но даже сверхвысокие показатели мешали Масленникову продавать рекламу на роликах с заброшенными зданиями: как говорил Андреев еще в 2017 году, рекламодателям такой контент был явно не по душе. Поэтому Эльфу-торговцу пришлось водить блогера на «Пусть говорят» к Андрею Малахову и искать привидений в студии программы. Судя по всему, план сработал: теперь реклама есть практически в каждом ролике.
Николай Соболев
Николай Соболев — одна из самых спорных и обсуждаемых фигур из команды Wildjam на сегодняшний день. Некоторые зрители называют его кумиром, другие — обычным популистом и обманщиком. Тем не менее за короткий промежуток времени ему удалось ворваться в двадцатку самых популярных блогеров на российском YouTube.
Видео: Rakamakafo / YouTube
Спустя два года друзья стали постепенно забрасывать основной канал: иногда ролики выходили раз в месяц, а затем их выпуск вообще прекратился. Видимо, пранкеры устали делать одно и то же и решили заняться сольными проектами. Николай Соболев, например, завел отдельный канал с новостями о российском сегменте YouTube и его обитателях. Правда, такой концепции он придерживался только поначалу.
В первых роликах Соболев действительно обсуждал Ивангая, сравнивал Пашу Микуса и Рому Желудя, постоянно поливал грязью Дмитрия Ларина. Подписчики росли не слишком быстро, но переломный момент все-таки случился. В феврале 2017 года блогер снял ролик по мотивам расследования «Новой газеты» про детскую суицидальную игру «Синий кит». Соболев на протяжении 12 минут рассказывал о мифических ужасах интернета и группах «смерти», запугивая школьников и их родителей. Ролик выстрелил и набрал более 12 миллионов просмотров, а на канал подписались десятки тысяч новых зрителей.
Еще один резкий толчок спровоцировал поход на передачу к Андрею Малахову. Телеведущий пригласил Соболева обсудить на «Пусть говорят» Диану Шурыгину, которая обвинила сразу нескольких молодых парней в изнасиловании. Блогер так активно спорил с жертвой и защищал насильника, что нашел огромное количество единомышленников среди зрителей ТВ. Благодаря этому выпуску программы за обновлениями молодого человека стали следить несколько сотен тысяч человек, а его канал быстро перешагнул отметку в два миллиона подписчиков.
После этого Соболев сразу понял, что ему необходимо обсуждать остросоциальные темы, поэтому новости о YouTube отошли на второй план. Вместо этого на странице все чаще стали появляться видео с вызывающими названиями «Родители убивают детей?», «Митинги Навального по всей стране» или «Мерседес сбил людей».
За подобные выпуски коллеги блогера по цеху стали назвать его «хайпожором». Мол, Соболев записывает ролики только по самым горячим темам, анализирует их и транслирует подписчикам самые очевидные и популистские мысли. Действительно, основной посыл практически всегда максимально банален: убивать — это плохо, живодерство — это жестоко, пожар в торговом центре — это ужасно. Кроме того, Соболев постоянно противоречил себе в собственных видео — сначала ужасно отзывался о «Пусть говорят» и о телевидении в целом, а затем ходил на программу несколько раз подряд.
Последней каплей для многих стал скандал с освещением пожара в Кемерове. Дело в том, что блогер очень часто обвинял СМИ в публикации непроверенной информации, а затем сам в день трагедии опубликовал ролик с недостоверными данными о количестве погибших, хоть и несколько раз оговорился о сомнительном источнике информации.
Сам же Соболев не скрывает, что пытается всеми силами заработать максимально возможное количество подписчиков. «Ну все, абсолютно все пытаются собрать как можно больше просмотров. Собирать просмотры — это вообще как бы работа блогеров», — говорил он в одном из своих роликов. И ему это вполне удается: даже после скандального ролика про пожар в «Зимней вишне» на него подписалось около ста тысяч человек.
Самое интересное, что зрители верят Соболеву даже после его очевидного вранья. В начале июня блогер инсценировал нападение на себя и пропал на пару дней, а затем поведал о «социальном эксперименте» над СМИ, которые стали публиковать новости о его избиении. Несмотря на довольно глупый пранк, вместе с сотней тысяч дизлайков под видео блогер за два дня получил несколько десятков тысяч новых подписчиков на канале.
Остальные звезды Wildjam
Пожалуй, самым разносторонним и активным блогером по праву можно назвать Элеонору Elli Di Дундукову. Во-первых, она выпускает абсолютно все, что только может выпускать современный блогер: пранки, скетчи, путешествия, влоги, покупки, челленджи, распаковки и обзоры. И это далеко не полный список. Девушка ведет аж 10 каналов с музыкой, летсплеями и с роликами о животных. Блогеру настолько нравится возиться со зверьками, что она буквально заставляет их часами открывать пасть под песни Егора Крида — такое отношение к питомцам явно граничит с живодерством.
Видео: Elli Di Pets / YouTube
Невооруженным взглядом видно, что все каналы Дундуковой рассчитаны на аудиторию дошкольников или первоклассников. Однако при просмотре все равно не покидает чувство стыда: очень странно наблюдать за поведением 26-летней замужней девушки с двумя высшими образованиями, которая строит домики из пищевой пленки и писклявым голосом озвучивает своих кроликов. При этом на ее основной канал за два года подписались более трех миллионов человек.
Видео: Elli Di / YouTube
Блогер с двумя миллионами подписчиков Дмитрий Гордей начинал YouTube-деятельность в 2012 году, выкладывая ролики про катание на велосипедах: он показывал трюки на BMX и рассказывал, как выбрать хорошее транспортное средство.
Видео: Дима Гордей / YouTube
Видео про велосипеды выходили несколько лет, однако ближе к началу 2017 года акцент канала плавно перешел на автомобильную тематику. Вместе с тем стало расти количество подписчиков: только в мае за каналом Гордея стали следить около 150 тысяч новых зрителей. Поэтому сегодня блогер снимает видео про дрифт, драг-рейсинг и тюнинг автомобилей, а также часто снимается вместе с коллегами по тематике.
Видео: Дима Гордей / YouTube
Также среди самых популярных представителей Wildjam отметились парни с канала ChebuRussiaTV, на которых сегодня подписаны более 2,5 миллиона человек. В начале карьеры ребята снимали довольно скандальные пранки: прикидывались инвалидами-колясочниками и пытались познакомиться с девушками, якобы крали деньги у бездомных, обмазывали людей шоколадной пастой в общественных туалетах. Однако в 2015 году репутацию пранкеров сильно испортил блогер Афоня ТВ, который обвинил их в постановочных роликах.
Видео: ChebuRussiaTV / YouTube
После этого канал CheburussiaTV на долгое время погряз в отписках и дизлайках, но пранкеры вовремя нашли западный формат, который ловко адаптировали для российских реалий. Парни прятались в крупных гипермаркетах на всю ночь, попутно записывая все происходящее на камеру. Подобные ролики принесли блогерам как минимум несколько сотен тысяч новых подписчиков.
Кроме того, среди известных блогов в Wildjam можно отметить музыкальный канал 55X55, влог фитнес-инструктора Алексея Столярова и страницу артистки лейбла Black Star Клавы Коки.