Абвгдейка что это такое в садике
Программа кружка «АБВГДЕйка» в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 14 « Дельфинята » структурное подразделение « Непоседы »
заведующий МБДОУ комбинированного вида д/с №14
«Дельфинята» структурное подразделение «Непоседы»
От «___»______2019 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
« АБВГДЕЙКА » (обучение грамоте)
в старшей группе на 2019-2020 учебный год.
на педагогическом совете
Коломеский Г.О, 2019
Отличительные особенности программы
Адресат, объём, сроки и режим освоения програмы
Характкристика речевого развития дете 5-6 лет
Целевой раздел : цель, задачи программы
Содержательный раздел программы
Условия реализации программы
Материальное обеспечение програмы
Диагностика уровня освоения программы
Методические материалы: формы и методы оргаизации пед. процесса, структура занятий
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы:
Система занятий включает в себя также серию упражнений для подготовки артикуляционных органов к постановке звуков, словесные и дидактические игры на расширение словарного запаса.
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звукобуквенного анализа. Именно востребованность данного навыка и явилась толчком к разработке данной программы адаптированной к работе с дошкольниками.
— Колесникова Е.В. От А до Я (звуки и буквы) / рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.
— Колесникова Е.В. Запоминаю буквы / рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Все задания, предлагаемые для выполнения ребенком, приспособлены к детскому развитию, создают эмоциональный фон, при котором дети эффективнее усваивают учебный материал.
Данная программа также предусматривает системную работу с родителями, которая отражает такие формы работы как: консультации, практикумы, памятки, открытые занятия. Включение данного направления в содержание программы помогает обеспечить оптимальный уровень освоения грамотой старших дошкольников.
Образовательная программа кружка «АБВГДЕЙКА» (старший дошкольный возраст) разработана на основе программы по подготовке к обучению грамоте Е.В. Колесниковой «От звука к букве».
В основе программы лежат следующие принципы :
— Принцип взаимодействия детского сада и семьи;
— Принцип систематичности и последовательности;
— Принцип связи теории с практикой;
— Принцип повторений умений и навыков;
— Постепенности подачи материала от простого к сложному;
— Учёта возрастных особенностей;
— Интеграции программы в разные виды деятельности.
Программа дополнительного образование по речевому развитию «Абвгдейка»
Иванова Светлана Евгеньевна
Программа дополнительного образование по речевому развитию «Абвгдейка»
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа кружка «АБВГДЕЙКА» (старший дошкольный возраст)разработана:
с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса 2014год;
по технологии Л. Е. Журовой, Н. С. Варенцовой «Обучение дошкольников грамоте»;
на основе программы по подготовке к обучению грамоте Е. В. Колесниковой «От звука к букве».
В программе соблюдается преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка, а не дублируют школу.
Дошкольный возраст – уникальный период развития ребенка, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями.
Обучение грамоте – своеобразный старт для дошкольников в изучении родного языка, его богатств и возможностей в выражении мыслей, чувств, побуждений. Важно, чтобы этот старт был удачным и победным.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации. Именно игра помогает создать такие ситуации. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку».
Активизировать речевое развитие помогает вовлечение детей в игровую деятельность. Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка. На занятиях по развитию речи дошкольников используются лингвистические игры во всем их многообразии, так как они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребенка.Именно благодаря им у ребенка происходит становление культуры речи: формируется интонационно-динамическая выразительность, ее темпоритмические качества, четкость произношения каждого слова, правильность ударения в слове, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятыми другими; развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственную речевую активность ребенка.
1.1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программывключает в себя два основных компонента:
• развитие познавательно-речевой деятельности детей;
• подготовка к овладению грамотным чтением и письмом.
Задачи программы:
• Развивать умения говорения и слушания, формирование навыков чтения по слогам.
• Обогатить активный и пассивный словарь тематическими группами.
• Совершенствовать звуковую культуру речи.
• Формировать графомоторные навыки.
С учетом тематики в занятия программывключаются также следующие разделы:
• Развитие звуковой культуры (знакомство с классификацией звуков: гласные, согласные; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные).
• Лексическая работа (конструирование словосочетаний).
• Развитие связной речи (составление предложений по картине, ответы на вопросы полными предложениями, составление рассказов по серии картинок, рассказывание по теме из опыта детей, словесные картинки, чтение слогов, слов и т. п.).
• Развитие мелкой моторики (штриховка, обведение по контуру и т. п.).
Для активизации речевого развития детей на занятиях используются упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь у ребенка дошкольного возраста. Все задачи тесно связаны между собой, и предполагаемые игры и упражнения развивают у детей внимание к слову.
1. 1. 2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
Принцип научности – учебный материал отвечает современным требованиям.
Принцип систематичности и последовательности – изучение материала в определенной последовательности и темы занятий взаимосвязаны.
Реализация принципов научности, систематичности и доступности требует четкого соответствия между изучаемым материалом и познавательными возможностями детей.
Принцип наглядности – обучение детей должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения знаний и выработки умений и навыков, опирающих на живые образы предметов, явлений и действий.
Принцип доступности предусматривает подбор такого материала, чтобы он был не слишком трудным.
Принцип гуманности – создание оптимальных условий для интеллектуального и социального развития ребенка; уважительное отношение к личности ребенка.
Принцип природосообразности – учет физических и психических особенностей при включении их в разные виды деятельности.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – учет индивидуальных особенностей детей; разработка мер педагогического воздействия с учетом особенностей детей.
При применении принципа осознанности и активности обучения используются различные приемы и способы, позволяющие стимулировать познавательную деятельность детей, способствующие восприятию, запоминанию, сохранению, переработке учебного материала, его самостоятельному анализу и обобщению и последующему применению.
Принцип деятельностного подхода – во время занятия дети находятся в постоянном поиске новых знаний.
1.1.3. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Специально – организованная деятельность воспитателя с детьми;
Совместная деятельность взрослого с детьми;
Самостоятельная деятельность детей.
Самостоятельная деятельность детей невозможна без соответствующей среды развития, поэтому необходимо построить комфортную предметно – развивающую среду.
работа в прописях и тетрадях;
использование новых технологий.
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу учебного года дети старшего дошкольного возраста овладевают:
• умением вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки.
• умением интонационно выделять заданные звуки в словах, делить слова на слоги.
• знанием букв по общепринятым группам на материале алфавита как знаками звуков (фонем).
•умением различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
• умением определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
• знанием графического изображения слова – прямоугольник (моделирование).
•знанием условного обозначения звуков: гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат (моделирование).
• умением обозначать место звука в слове на схеме, используя графические изображения звуков.
• умением писать слова с помощью графических изображений, писать печатные буквы в клетке, используя образец.
• умением соотносить звук и букву.
• умением писать слова, предложения печатными буквами.
• умением проводить звуковой (фонетический) анализ слова
• знанием об ударении, ударном слоге, ударных гласных.
• умением составлять предложение из двух, трех, четырех слов. Учить записывать предложение условными обозначениями.
• умением понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
1.3. КРИТЕРИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В программе также представлен диагностический лист, по критериям которого можно отследить динамику при овладении дошкольниками данной программы.
•различают понятия: звук, буква, слог, слово, предложение;
• могут разделить простое предложение на слова с указанием их последовательности;
• делят слова на слоги (определяют их количество, последовательность);
• составляют слова из слогов;
• производят звуковой анализ слов;
• дифференцируют звуки (гласные,согласные: твёрдые, мягкие, звонкие, глухие);
• находят в предложении слова с заданным звуком;
В начале и конце учебного года проводится мониторинг, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материала.Мониторинг проводится по 3 балльной системе диагностирования:
Высокий уровень (3 балла) – ребёнок правильно отвечает на все вопросы самостоятельно.
Средний уровень (2 балла) – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.
Низкий уровень (1 балл) – ребёнок затрудняется ответить на вопросы
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание форм, способов, методов и средств обучения
В процессе кружковой работы используются различные формы обучения:
— словесный метод (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
— практический метод (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);
— наглядный метод (картинки, рисунки, плакаты, фото и т. д.)
Для решения поставленной цели подобраныследующие средства обучения:
• Таблицы для чтения.
• Картинки – образы букв.
• Схема для слияния букв.
• Наборы дидактических игр.
• Разнообразные лото.
• Печатные буквы большого формата.
• Буквари Н. С. Жукова.
• Предметные и сюжетные картинки
• Схемы слов, слогов, предложений (красные, синие, зеленые).
• Карточки с текстом для чтения.
• Рабочие тетради Е. В. Колесникова.
Данная программа выстраивает образовательный процесс так, что согласно принципу интеграции познавательное развитие детей осуществляется не только в процессе специфических игр, упражнений и занятий в образовательной области «Познание», но и при организации всех видов детской деятельности в других областях.
2.2. Содержание программы
Содержание программы позволяет:
• предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут усвоить программу;
• подготовить детей к школе,способствуя:
— формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе;
— овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
— формированию умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
— формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
— развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
— овладению навыками речевого общения;
— развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
• Колесникова Е. В. От А до Я (звуки и буквы) / рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М., 2015.
Все задания, предлагаемые для выполнения ребенком, приспособлены к детскому развитию, создают эмоциональный фон, при котором дети эффективнее усваивают учебный материал.
Данная программа также предусматривает системную работу с родителями,которая отражает такие формы работы как: консультации, практикумы, памятки. Включение данного направления в содержание программы помогает обеспечить оптимальный уровень освоения грамотой старших дошкольников.
2.2. Описание образовательной деятельности
Комплексно – тематическое планирование
2. «Посмотри на колесо и увидишь букву «О»
4. «Вот шагает буква Ы. Без Ы не выучитесь ВЫ»
6. «Закрепление знаний о буквах А, У, О, Ы,Э «Друзья заблудились»
7. «Алфавит продолжит наш буква Л – лесной шалаш»
8. «Закрепление знаний о букве и звуке «Л»
1. «Вот качели – Буква М! здесь качаться можно всем!»
4. «Закрепление знаний о звуке и букве «Р»
6. «Закрепление звука «ЙА» и буквы «Я»
7. Как верчу юлу свою, вспоминаю букву «Ю».
8. «Закрепление знаний о звуке «ЙУ» и букве «Ю»
1. «Е» похожа на расческу, сделать может всем прическу
2. «Закрепление знаний о звуке и букве «Е»
3. «Ё» в словах нередко ставим, нужной буквою объявим!»
4. «Закрепление знаний о звуке «ЙО» и букве «Ё»
6. «Буква Г как уголок. Проще некуда урок».
7. «Сигнальщик держит два флажка. С флажками он – как буква К»
январь 9. Повторение пройденного материала»
11. «На антенну Т похожа и на зонт как будто тоже»
12. «Закрепление знаний о букве и звуке «Т»
февраль 1. «Закрепление знаний о звуке и букве «В»
2. «Буква «Ф» надула щеки или встала руки в боки»
3. «Нарисуем полукруг- Буква С (эс) возникла вдруг»
7. «Буква Б с большим брюшком, В кепке с длинным козырьком»
март 1. «Закрепление знаний о звуке и букве «П»
2. «Закрепление знаний о звуке и букве «П-Б»
4. Стала снежинка буквой Ж солнце её не растопит уже
5. Буква Ш совсем простая, как забор стоит, прямая.
6. Анализ слогов ША, ШО, ШУ; СА, СО, СУ
7. «Закрепление звуков и букв А, У, О, М, С, Х, Ш, Г»
8. «Буква Щ – зубная Щетка, непоседа и трещотка»
апрель 1. «Ч – курносый Чайник, он большой начальник»
2. «Буква Ц стоит бочком и цепляет всех крючком.»
3. Закрепление знаний о звуке и букве» Ч» и «Ц»
5. «Сопоставление звуков «Й» и «И»
7. Буква Ь в середине слова.
8. «Мягкий знак – смягчает слово. Твёрдый знак – наоборот»
3.Закрепление пройденного материала: звуки, слоги
4.Закрепление пройденного материала: слова, предложения
5. «Как хорошо уметь читать!»
6. «Путешествие в страну «АБВГДейка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Абвгдейка» Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» Дополнительная общеобразовательная.
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Умелые ручки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 165» Программа дополнительного образования по художественно.
Использование авторских интерактивных развивающих игр в рамках дополнительного образования по речевому развитию Автор: Колодкина Наталья Юрьевна Учитель логопед. Г. Черногорск, МБДОУ «Чайка». Использование авторских интерактивных развивающих игр в.
Программа дополнительного образования «Мы туристы» Цель: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и их физического развития. Формирование навыков здорового образа жизни.
Программа дополнительного образования по развитию умственных способностей у детей «Умничка» Программа дополнительного образования по развитию умственных способностей у детей «Умничка» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ФГОС ДО в качестве основного.
Программа дополнительного образования «Шахматное королевство» 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1.1. Цели и задачи реализации программ Целью программы является создание условий для личностного и интеллектуального.
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики «Умные пальчики» МБДОУ «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики «УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ» Руководитель:.
Программа кружка «Абвгдейка» в средней группе СОДЕРЖАНИЕ Целевой раздел Пояснительная записка Цели и задачи программы Принципы Программы Целевые ориентиры Характеристика речевого развития.
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 2–3 лет Рабочая программа дополнительного образования по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» для детей 2-3 лет Содержание:.
Дополнительная образовательная программа «Абвгдейка» на 2019–2020 учебный год
Ольга Николаевна Попова
Дополнительная образовательная программа «Абвгдейка» на 2019–2020 учебный год
ГЛАВА 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ…. 2
1. 1 Цель программы: подготовка детей к обучению чтению, письму. … 3
1.2. Структура образовательной программы «АБВГДейка»… 4
1. 3. Принципы построения образовательной программы…. 4
1. 4. Психофизиологические особенности детей 5-7 лет…. 4
1. 5. Ожидаемые результаты и итоги работы… 9
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «АБВГДЕЙКА»…. 9
2.1. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи…. 9
2.2. Обогащение активного словаря:… 10
2.3. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте… 10
2.5. Технологии, применяемые в дополнительной образовательной программе… 11
2.6. Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе… 13
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «АБВГДЕЙКА»…. 14
ГЛАВА 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Развитие речи ребенка – это главная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются новые стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.
Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дошкольного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 6-ти лет в дошкольном учреждении является актуальным. Проблема стала особенно актуальной в связи с модернизацией образования. Активная разработка и внедрение личностной парадигмы в образование, современная его стандартизация актуализирует решение проблемы преемственности в стандартах, программах, научно-методическом сопровождении образовательного процесса на ступенях дошкольного, начального основного и среднего общего образования. Тем самым обеспечивается непрерывное преемственное развитие ребенка на разных этапах онтогенеза.
В связи с этим следует обратиться к последним нормативным документам, стандартизирующим образование и, в частности, дошкольное: «Федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Дополнительная образовательная программа «АБВГДейка» разработана в соответствии с примерной основной «От рождения до школы»
Основу дополнительной образовательной программы «АБВГДейка» составляет:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
3. Концепция Л. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте – это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений;
4. Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка – это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, – путь амплификации;
5. Концепция Д. Б. Эльконина, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий. Он считал, что «чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения».
Новизна дополнительной образовательной программы «АБВГДейка» состоит в том, что в соответствии с основными принципами дифференцированной теории развития и обучения Н. И. Чуприковой можно полностью отказаться от принятой в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях традиционной схемы построения занятий, которая копирует школьную систему, когда одно занятие посвящено математике, другое – познавательному развитию, третье – развитию речи и т. д.
В дополнительной образовательной программе «АБВГДейка» каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка. Каждое занятие – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну, которое дошкольники проживают как единое малодифференцированное целое. Занятие обращено главным образом к чувствам детей, педагог выступает как дирижер сложного и многопланового спектакля, актерами и действующими лицами которого являются дети. Такое построение занятия позволяет наиболее гибко подстроиться под распределенное внимание дошкольников, их образную память, чувственное, интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое с игровой тканью занятия.
В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.
Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.
1. 1 Цель программы: подготовка детей к обучению чтению, письму.
• познакомить с понятиями «звук», «буква», «слово»;
• познакомить с буквами русского алфавита;
• развивать фонематический слух;
• овладеть слоговым и слитным способами чтения;
• развивать устойчивый интерес к учебным занятиям;
• развивать понимание речи, работать над расширением, уточнением и активизацией словаря;
• начать работу по подготовке детей к письму.
Программа кружка «АБВГДейка» предусматривает раскрытие термина «слово», развитие фонематического слуха и артикуляционного аппарата, формирование умения правильно называть предметы, подготовку детей к овладению письмом.
Подготовка к письму на этом этапе предполагает развитие координации движений, знакомство с основными гигиеническими правилами письма, тренировку мелкой моторики. Безусловно, когда речь идет о тренировке кисти рук и пальцев, то подразумеваются не только мышцы рук. Доказано, что развитие кисти руки влияет на формирование головного мозга и становление речи ребенка. Тренировочные упражнения для рук логично вписываются в развитие и совершенствование операционно-технической сферы деятельности ребенка. В ходе выполнения упражнений у детей формируется произвольное внимание и определенные волевые качества.
При обучении грамоте учитываются психофизиологические особенности детей шести лет:
• внимание и запоминание в этом возрасте слабое, особенно, если учение не захватывает. Занятия выстраиваю исходя из интересов детей. Самым лучшим приемом для этого является игра
• дети очень эмоциональны, впечатлительны. Исследования психологов показали, что ребенок лучше запоминает то, что он пережил эмоционально
• дети чрезмерно подвижны, значит надо давать на занятиях возможность выхода энергии в движении
• не следует перегружать детей, т. к. у них в этом возрасте повышенная утомляемость.
1.2. Структура образовательной программы «АБВГДейка».
В программе «АБВГДейка» в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
• выделено три раздела: целевой, содержательный организационный;
• представлено содержание и особенности организации образовательного процесса в дошкольных группах (Дошкольное Детство);
• дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в подготовительной группе;
• определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания;
• даны методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы.
1. 3. Принципы построения образовательной программы.
• построения образовательной программы «АБВГДейка» на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
• возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• сотрудничества с семьёй;
• формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
• бережно относиться к процессу обучения, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста.
• совместная деятельность взрослого с детьми, основная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.
• организация образовательной деятельности или ее интеграция с использованием разнообразных методов и форм работы с детьми, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно.
1. 5. Ожидаемые результаты и итоги работы.
1. дети хорошо ориентируются в звуковой стороне речи;
2. владеют действием звукового анализа слов, состоящих из 3-5 звуков;
3. характеризуют звуки, дифференцируя их на гласные и согласные
4. сравнивают слова различных звуковых структур, используя
5. подбирают слова по заданной модели;
6. анализируют речевой поток, вычленяя в нём предложения и графически записывая их.
• различия звука и буквы;
• различия гласных и согласных звуков.
• определять отдельные звуки в словах;
• определять количество звуков в словах и их последовательность;
• различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
• определять количество слогов в слове;
• определять место ударения в слове;
• определять количество слов в предложении и количество предложений в тексте.
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «АБВГДЕЙКА».
Программа рассчитана на возраст детей 6-7 лет. Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Содержание программы разработано таким образом, чтобы осуществлялась преемственность между программами дошкольного образования и начального звена школы.
Занятия предложены в игровой и занимательной форме. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество обучения и ограничить нагрузку детей.
2.1. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
2.2. Обогащение активного словаря:
2.3. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте:
2.5. Технологии, применяемые в дополнительной образовательной программе.
2.5.1. Технология разноуровнего обучения.
Изучались способности детей в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивалось, и были выделены такие категории:
• малоспособные; которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени
• талантливые, которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные
• дети, чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.
Овладевающие программным материалом на минимальном (государственный стандарт, базовом, вариативном (творческом) уровнях.
• Комплектование группы однородного состава с начального этапа обучения.
• Внутригрупповая дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях.
2.5. 2. Технология сотрудничества.
Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.
2.5. 3. Технология перспективно — опережающего обучения.
Ее основными концептуальными положениями можно назвать личностный подход (межличностное сотрудничество); нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, дифференциация, т. е. доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего).
2.5. 4. Технологии проблемного обучения
Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них дети вынуждены самостоятельно искать решение, а педагог лишь помогает ребенку, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. Проблемное обучение включает такие этапы:
• осознание общей проблемной ситуации;
• ее анализ, формулировку конкретной проблемы;
• решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку их);
• проверку правильности решения.
Разумеется, не всякий вопрос, на который ребенок не знает ответа, создает подлинную проблемную ситуацию не считаются проблемами с психолого-дидактической точки зрения, так как ответ можно получить из справочника, энциклопедии без какого-либо мыслительного процесса. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
2.5. 5. Игровые технологии.
Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой—то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением, игровая деятельность используется в следующих случаях:
• в качестве самостоятельной технологии
• как элемент педагогической технологии
Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания педагогом функции игры. Результативность дидактических игр зависит,
во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленного построения их программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры, развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции, смекалку и д
2.6. Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе.
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «АБВГДЕЙКА».
3.1. Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы.
• Комната – светлая, просторная, проветриваемая, отвечающая требованиям САНПиН.
• Демонстрационная магнитная доска или мольберт.
• Музыкальный центр, аудиоматериалы, компакт диски с записями сказок, развивающих занятий.
• Шкафы для хранения дидактических и методических пособий.
3.2. Развивающая предметно-пространственная среда
• планшет для печатания букв;
• дидактические игры на ознакомление с буквами, звуками;
• комплект упражнений на проверку и закрепление знаний по методике Н. В. Шумаевой;
• демонстрационные наглядные пособия.
3.3 Учебно-тематический план
1 тема. «Мир слов, окружающих нас». «Мир звуков, слогов, слов. Веселый язычок».Алфавит
Дети знакомятся с миром звуков – живых и неживых, учатся слушать и различать звуки дома, города, природы: пение птиц и рокот машин, стрекотание насекомых и визг тормозов и т. д. Знакомятся с понятием «Буква», «Звук», «Слово» •
• «Учимся сидеть правильно, держать правильно карандаш – готовимся к письму»
2 тема. «Знакомимся с понятием «звук» «Поющие гномики» (знакомство с гласными звуками).
Гласные звуки и буквы [ А], [У], [О]. Дети заучивают стихи, потешки, считалки на определенный гласный звук. Упражняются в определении места звука в словах. Гласных звуков существует только 6. Деление слов на слоги. Условное обозначение слога.
Игра «Назови свое имя» далее дети определяют, есть ли звуки АУО в их имени.
• Анализ букв (печатную) [A] [ У] [ О ]
• Физкультминутка «Вырастим большими»
• Игра «Кто внимательнее?» на развитие фонематического слуха; формирование умения слышать в словах заданный звук
• Работа по развитию мелкой моторики рук на листах, напоминаем детям, что сидеть надо правильно, держать правильно карандаш – готовимся к письму
3 тема «Закрепление представления о понятии «звук» «Поющие гномики» (закрепление понятия «гласные звуки»)
Структура занятия: Игра «Покажи букву»
• Анализ букв (печатную) [И] [ Ы]
• Физкультминутка «Вырастим большими»
• Игра «Кто внимательнее?» на развитие фонематического слуха; формирование умения слышать в словах заданный звук
• Работа по развитию мелкой моторики рук, внимания на листах – готовим руку к письму
4 тема. Согласный звук [M], [M”], буква [М]. Сопоставление звуков А, У, О, Ы, М
Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику. Выделение согласного звука [M], буква [М] Выделение согласных звуков [M], [M”] в словах.
Анализ звука [М]; анализ буквы [М]
• Звуковой анализ слова с помощью моделей
• Работа на доске – составление слогов: АМ, МА, УМ, МУ
• «Игра «Мамина сумка», «Чей домик?»
• Работа по развитию мелкой моторики рук- слепи букву[ М]
Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.
Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.
Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Календарно-тематический план для средней группы ДОУ по неделям на 2019–2020 учебный год Сентябрь 27.09 День дошкольного работника 1 неделя. «Детский сад» *Развлечение, посвященное дню знаний. *Беседа с детьми о дружбе. * Мой.
План по самообразованию музыкального руководителя на 2019–2020 учебный год План по самообразованию музыкального руководителя на 2019-2020 уч. г. Тема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации.
Планирование работы с родителями средней группы на 2019–2020 учебный год Цель:Установление взаимного сотрудничества воспитателей детского сада с родителями воспитанников в вопросах оздоровления, безопасности,.
Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».